+7(499)495-49-41

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)

Содержание

Оспаривание кадастровой стоимости земли, Право и юриспруденция – Дипломная работа

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)

Введение

Глава

1. Общая характеристика кадастровой стоимости земли

1.1. Понятие и особенности кадастровой стоимости земли

1.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственный кадастровый учет

Глава

2. Оценочная деятельность в Российской Федерации

2.1 Понятие и субъекты оценочной деятельности в Российской Федерации

2.2.Государственная кадастровая оценка: понятие, методы и этапы проведения

Глава

3. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости земли

3.1 Досудебный порядок урегулирования кадастровых споров. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

3.2 Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости земли в суде

Заключение

Библиографический список

Выдержка из текста

В настоящее время в Российской Федерации повсеместно проводится процедура государственной кадастровой оценки, в результате которой устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Величина кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, выступая в качестве базы для расчета налога, является предметом непрекращающихся споров между гражданами, представителями предпринимательского сообщества и государством.

Судами рассматривается огромное количество дел по заявлениям правообладателей земельных участков с требованиями о снижении размера кадастровой стоимости. Это происходит в силу того, что с увеличением кадастровой стоимости земли существенно вырастает размер налога, тяжким бременем ложащегося на плечи налогоплательщиков, а также происходит рост размера арендных платежей.

При этом заявители административных исков полагают, что устанавливаемая в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость необоснованно завышена и не отражает реальную цену, за которую земельный участок или объект капитального строительства может быть отчужден на свободном рынке. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы законодательная база, регулирующая область оценки кадастровой стоимости и порядка ее оспаривания, находится на стадии реформирования. Одним из наиболее существенных нововведений стало изменение подведомственности споров о результатах определения кадастровой стоимости — в 2014 году данная категория дел была целиком отнесена к компетенции судов общей юрисдикции, что повлекло за собой множество проблем, связанных с различием подходов к разрешению подобных споров и отсутствием единого толкования соответствующих норм права.

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, предполагающей оценку большого количества объектов в сжатые сроки, являются достаточно проблемными в современной России: спрос на проведение оценочных работ возрастает с каждым днем, а правовые нормы, регулирующие деятельность по оценке объектов недвижимости и нормы, регламентирующие алгоритм оспаривания кадастровой стоимости, постоянно изменяются.

Проблемами оценки и оспаривания кадастровой стоимости земель занимались такие авторы, как Н.В. Волович, В.В. Григорьев, С.П. Коростелев, П.А. Козин, Д.Д. Кузнецов, А.В. Пылаева, И.В. Панова, М.А. Федотова и другие.

Целью исследования является комплексный, теоретико-правовой и методологический анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в области оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, земельных участков.

Объектом настоящего исследования выступает кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.

Предмет исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в сфере проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и защиты нарушенных прав собственников.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что величина кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки, не всегда является объективной, экономически обоснованной и учитывающей факторы, оказывающие влияние на величину реальной (рыночной) стоимости объекта недвижимости.

В целях проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

 проанализировать нормативно-правовую базу, литературные источники, имеющиеся научные исследования и обзоры по вопросам, связанным с оценкой кадастровой стоимости объектов недвижимости, в частности, земель;

 определить понятие «кадастровая стоимость» и разграничить его со смежным понятием «рыночная стоимость»;

 изучить систему органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области кадастрового учета и разрешения кадастровых споров;

 проанализировать механизм проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и алгоритм обращения за защитой нарушенных прав;

 привести краткую характеристику разрабатываемых и (или) утвержденных, но еще не вступивших в законную силу нормативно-правовых актов, регламентирующих коренные изменения в сфере государственной кадастровой оценки и оценочной деятельности в целом;

 разработать возможные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области проведения государственной кадастровой оценки и урегулирования кадастровых споров.

В ходе решения поставленных задач данной выпускной квалификационной работы использовалась совокупность общенаучных и специальных методов исследования.

В числе общенаучных методов были использованы: метод системного анализа, статистический метод, индуктивно-дедуктивный метод, метод синтеза, методы сравнения и обобщения, описательный метод.

В ходе исследования применялись также специальные методы правовых исследований: метод анализа судебной практики, специально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается тема исследования и ее актуальность, дается описание современного состояния проблемы, указывается объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируется рабочая гипотеза.

В Главе 1 раскрывается понятие «кадастровая стоимость», рассматриваются полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственный кадастровый учет, и дается краткая характеристика земель промышленности и земель энергетики в качестве объектов кадастровой оценки.

Глава 2 посвящена современному состоянию оценочной деятельности в РФ. В ней раскрывается такое понятие как «оценочная деятельность», рассматривается правовое положение субъектов оценочной деятельности и приводится подробная характеристика государственной кадастровой оценки, включающая в себя последовательный анализ методов и этапов ее проведения.

В Главе 3 рассматривается порядок урегулирования споров, возникающих в связи с результатами проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

В ней, в частности, раскрывается актуальный порядок досудебного урегулирования кадастровых споров в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также порядок обращения за защитой нарушенных прав в суд.

В заключении приводятся основные положения, утвержденные в результате исследования, формулируются выводы и предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей область оценки кадастровой стоимости земель.

Список использованной литературы

Библиографический список

Нормативно — правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным анием 12.12.1993);

Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/osparivanie-kadastrovoy-stoimosti-zemli/

Оспаривание кадастровой стоимости земли в Екатеринбурге: процедура, цена

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка — одна из наиболее актуальных категорий земельных споров. Кадастровая стоимость земли как правило, выше рыночной, что вызывает завышение земельного налога на земельный участок.

Споры о результатах определения кадастровой стоимости земельных участков являются весьма актуальными спорами на сегодняшний день.

Их актуальность обусловлена тем, что, как известно, использование земли в РФ является платным, а установление кадастровой стоимости является своеобразной реализаций принципа платности, поскольку ее размер напрямую влияет на размер земельного налога и арендных платежей, а также выкупной стоимости земли.

Что такое кадастровая стоимость земельного участка?

Кадастровая стоимость земельного участка — это его стоимостная характеристика, которая устанавливается оценщиком и которая зависит от нескольких параметров:

  • категория земель;
  • вид разрешенного использования земельного участка;
  • удельный показатель кадастровой стоимости;
  • площади земельного участка;

Данная стоимость отражается в том числе, в кадастровом паспорте земельного участка.

По сути, как определяется в Федеральном стандарте оценке, это рыночная стоимость земельного участка, определяемая методами массовой оценки или индивидуально в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Однако разберемся, насколько кадастровая стоимость объекта соответствует его рыночной.

Кадастровая стоимость определяется путем проведения государственной кадастровой оценки земель по заказу исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или же органа местного самоуправления не реже одного раза в пять лет.

Надо отметить, что при этом, как было указано выше, применяются методы массовой оценки, то есть оценивается группа однородных объектов по некому общему алгоритму без учета их индивидуальных характеристик.

В основном, такой подход преследует фискальную цель, что в итоге приводит к тому, что кадастровая стоимость земельных участков оказывается далека от их реальной рыночной.

Как узнать размер кадастровой стоимости земли?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно двумя способами.

Первый – воспользоваться порталом услуг «Публичная кадастровая карта». Зная кадастровый номер, адрес или координату и введя их в необходимое поле, система выдает информацию о земельном участке, в том числе и размер кадастровой стоимости.

Второй – обратиться в Управление Росреестра по соответствующему субъекту (в Свердловской области – г. Екатеринбург, ул. Ленина, 69/12) с заявлением о предоставлении выписки из ГКН, либо справки о размере кадастровой стоимости.

Из истории проблемы завышения кадастровой стоимости

Обратимся к истории рассматриваемого вопроса. Свою остроту «кадастровый» вопрос получил с 2007-2008 гг.

, когда во многих регионах нашей страны были проведена государственная кадастровая оценка земель, результаты которой оказались весьма неожиданными: кадастровая стоимость земельных участков возросла в несколько раз, в отдельных случаях – в десятки раз.

Объяснение этому найти не представляется сложным: оценка кадастровой стоимости напрямую влияет на восполнение дефицита местного бюджета, поскольку основная часть земельного налога оседает именно на местном уровне.

В итоге суды оказались заполненными огромнейшим количеством исковых заявлений / заявлений землепользователей, многие из которых оказались на грани разорения. Судебная практика по кадастровым спорам формировалась в течение нескольких лет и продолжительное время складывалась не в пользу таких заявителей, лишь немногая часть заинтересованных землепользователей добивалась в судебном порядке защиты своих интересов. Это можно проследить, обратив внимание на статистику, предоставленную Росреестром.

Современная судебная практика по оспариванию кадастровой стоимости

Разрешился этот противоречивый вопрос Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.

2011 № 913/11, в котором были сформулированы основные позитивные для землепользователей правовые позиции: о возможности оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в порядке искового производства, о прямой связи между кадастровой и рыночной стоимостью, о защите прав посредством внесения изменений в ГКН.

Только после этого судебного практика в регионах стала приходить к некому «общему знаменателю». Надо признать, что в Свердловской области по данной категории дел практику последних трех лет можно назвать в той или иной степени сложившейся, единой.

В нашем регионе в конце 2012 года произошла новая «волна» государственной оценки земель, а в течение первого квартала 2013 года были обновлены сведения в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Анализ изданных в итоге актов позволяет сделать вывод о том, что муниципалитет пока не готов пойти навстречу землепользователям в вопросе уменьшения «денежного» бремени.

Поэтому и в прошлые годы, и сейчас первоочередной задачей для собственников, других титульных владельцев земельных участков является снижение кадастровой стоимости, а уже впоследствии перерасчет налога и размера арендных платежей.

Основания изменения кадастровой стоимости

Рассмотрим основания и изменения кадастровой стоимости сегодня. Действующее законодательство содержит два основания для изменения кадастровой стоимости земельных участков:

  • наличие недостоверных сведений о спорном объекте недвижимости при проведении оценки;
  • установление рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

И по тому, и по другому основанию сегодня в Свердловской области существует два порядка разрешения возникшей проблемы.

Административный порядок оспаривания

Административный порядок снижения земельного налога осуществляется путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Создание подобных комиссий предусмотрено на территории каждого субъекта Законом «Об оценочной деятельности» еще с 2011 года. В Свердловской области Комиссия была создана Приказом Росреестра от 25.10.2012 г.

Введение административного порядка, как альтернативы судебному, обусловлено, прежде всего, ростом количества кадастровых споров, необходимостью разгрузки судов. Среди плюсов рассмотрения дела в Комиссии является:

  • менее формализованная процедура,
  • отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины,
  • укороченные сроки (один месяц со дня поступления заявления),
  • возможность обжалования решения в суде.

Изначально комиссия рассматривала споры в течение 6 месяцев с момента проведения, утверждения и опубликования результатов массовых оценок земель. В настоящее время комиссия работает бессрочно.

Судебный порядок оспаривания

Судебный порядок уменьшения земельного налога реализуется путем обращения в суд.

В связи с последними изменениями в законодательстве данная категория дел относится к подведомственности исключительно судов общей юрисдикции. Дела рассматриваются областными, краевыми суда, верховыми судами Республик.

Как было указано выше, дело в суде разрешается в порядке искового, а не публичного производства, включая правила о распределении бремени доказывания, уплате государственной пошлины.

Другими словами, по таким делам, согласно позиции ВАС РФ, не нужно оспаривать действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, необходимо обратиться в суд с конкретным исковым требованием, которое должно быть сформулировано, как признание кадастровой стоимости конкретного земельного участка равной его рыночной стоимости. В связи с этим предъявление требований об обязании внести в ГКН сведения о кадастровой стоимости не требуется.

Истцами по данной категории дел могут выступать любые физические или юридические лица, которые на законных основаниях владеют и пользуются землей: собственники, лица, земельные участки которым принадлежат на праве долгосрочных договоров аренды, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования.

По смыслу позиции ВАС РФ, указанной в Постановлении № 913/11, требования должны предъявляться к органу, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке. Таковым органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картография (Росреестр).

Однако часть полномочий указанного органа было передано ФГБУ «Федеральной кадастровой палате Росреестра». Поэтому бывает затруднительным определить орган, к которому должны быть предъявлены соответствующие требования.

Надлежащим ответчиком по данной категории дела, как показывает практика судов, будет выступать Управление Росреестра по соответствующему региону.

Привлечение Федеральной кадастровой палаты Росреестра в качестве ответчика не требуется, поскольку само по себе внесение сведений в ГКН являются действиями учетного характера и никаких гражданских прав и обязанностей у ФГБУ «ФКП Росреестра» не порождает и не прекращает.

Решение Комиссии или же суда является обязательным для внесения кадастровой палатой Росреестра новых сведений о кадастровой стоимости в ГКН.

Особенности работы по данной категории дел

В любом из двух возможных порядков разрешения спора подготовительную работу по данной категории дел, включающую в том числе сбор необходимых доказательств, можно условно разбита на два этапа.

Первый этап состоит в тесном сотрудничестве с организацией оценщиков для подготовки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка.

Еще до заключения договора оценщики могут подготовить некий экспресс-отчет, который позволил бы оценить перспективу изменения кадастровой стоимости.

Отличительной чертой такой оценки будет являться применение индивидуального подхода, отличающегося от массового – глубиной анализа объекта. Здесь уже будут учтены все индивидуальные характеристики, которые являются важнейшими ценообразующими факторами.

Для этого необходимо предоставить бухгалтерскую информацию, информацию по доходам и расходам, документы на земельный участок и др. Кроме того, действующее законодательство требует предоставление положительного экспертного заключения на отчет об оценке.

Второй этап – чисто юридический – состоит уже в непосредственном написании заявления / искового заявления соответственно в Комиссию или суд и подготовке дела для представления Ваших интересов юристами нашей компании.

Описанная процедура может показаться простой только на первый взгляд, надо признать, что оспаривание существующей кадастровой стоимости – довольно сложная категория дел, для решения которых необходимо провести основательную подготовку: найти экспертов, грамотно составить заявление, сформулировать требования. Кроме того, необходимо хорошо разбираться во всех тонкостях подходов, методов и алгоритмов оценки, а также структуре и содержании отчета об оценке.

Какая судьба ждет кадастровую стоимость?

Нужно сказать, что на вряд ли в ближайшем будущем ситуации по оспариванию кадастровой стоимости найдет какое-то иное развитие. Обусловлено это, прежде всего, законодательно установленной необходимостью проведения государственной кадастровой оценки не реже одного раза в пять лет.

Возможно вводимый с 2014 года налог на недвижимое имущество, являющийся местным налогом, своей базой также имеет кадастровую стоимость.

Это позволяет еще раз подчеркнуть то, что оспаривание кадастровой стоимости, а также оказание профессиональной юридической помощи в этом было, остается и будет весьма актуальным в юридической практике.

Возврат излишне уплаченного земельного налога

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание – возможность возврата излишне уплаченного налога за прошедший период (ретроспективно).

Поскольку, следуя требованиям закона, рыночную стоимость, как противопоставление кадастровой, приходится определять на момент установления последней, то возникает вполне логичный, закономерный вопрос: можно ли вернуть уплаченный ранее налог, арендный платеж?

Практика судов Свердловской области не складывается позитивно для заинтересованных в возврате налога лиц.

На данный момент в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности» напрямую установлен запрет на перерасчет налогов, сборов, размера арендной платы за предшествующий период.

Новая кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором было подано заявление об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка.

Оспаривание кадастровой стоимости — отработанная процедура для наших юристов. Юридическая консультация по уменьшению налога поможет Вам лучше понимать эту категорию дел, для получения наших юридических услуг позвоните нам по телефонам, указанным на сайте.

Судебная практика по снижению кадастровой стоимости

Примеры судебных решений по изменению кадастровой стоимости земельного участка:

Исковое заявление о снижении земельного налога (об оспаривании кадастровой стоимости)

Скачать пример искового заявления о снижении кадастровой стоимости (оспаривании земельного налога) можно на странице бланков и образцов исковых заявлений.

Источник: http://yurist-ekaterinburg.ru/osparivanie-kadastrovoy-stoimosti-zemelnogo-uchastka-v-sude-cena

Практика оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в суде

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)
Автор В.С. Тананушко

председатель правления Алтайского региональногоотделения Общероссийской общественнойорганизации Российское общество оценщиков (РОО), сертифицированный оценщик РОО, директороценочной компании ООО “Оценка и Экспертиза”

(Алтайский край, г. Барнаул), tananushkovs@gmail.com

 

Автором статьи анализируется практика арбитражных судов по спорам, касающихся оспаривания результатов кадастровой оценки земельных участков путем установления в отношении спорных земельных участков их рыночной стоимости.

Рассматривается механизм урегулирования споров в отношении изменения кадастровой стоимости, если установлена рыночная стоимость земельного участка в свете разъяснений, данных высшими судебными инстанциями.

Делается заключение о том, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, орган кадастрового учета обязан внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

V. S. Tananushko.

Practice of contest of cadastral cost of the land lots in court
The author of article analyzes practice of arbitration courts on the disputes, results of a cadastral assessment of the land lots concerning contest by establishment concerning the disputable land lots of their market cost. The mechanism of settlement of disputes concerning change of cadastral cost if market cost of the land lot in the light of the explanations given by the highest judicial authorities is established is considered. The conclusion that at establishment by court of market cost of the land lot, the body of the cadastral account is obliged to bring such cost as new cadastral cost in the state inventory of real estate from coming into force of the judicial act becomes.

Землю крестьянам?

В России земельный налог является довольно старой формой обложения. В Древней Руси земля была главным источником государственных доходов. Первыми податными единицами на Руси были “плуг” (“рало”) и “дым”. Как отмечают современные исследователи, подымный (подворный) и поземельный принципы обложения распространились у восточных славян еще в VIII–IX вв. под влиянием хазар.

Большое влияние на развитие налоговой системы Древней Руси оказало монголо-татарское нашествие и последовавшая зависимость от Золотой Орды. По существу дань, или “выход”, представляли собой регулярный систематический налог с русских земель в пользу Орды.

Именно в это время образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Одно из первых упоминаний о сохе как о податной единице относится к 1273 г.

Следующий этап развития земельного налогообложения связан с объединением российских земель. Во времена правления Ивана III (1462–1505 гг.) в присоединенных к Московскому государству землях проводились описания земель и платежеспособного городского и сельского населения.

В начале 50-х гг. XVI в. произошли значительные изменения в финансовой политике государства. Была введена новая единица обложения – “большая соха”.

Устанавливался нормированный размер сохи, который определялся количеством и качеством земли и зависел от социальной принадлежности землевладельца. Земля по своему качеству разделялась на добрую (т.е. плодородную), среднюю и худую.

В “смутное время” (начало XVII в.) к расстройству пришла не только политическая система Российского государства, но и его экономика и финансы. Вступившему на престол в 1613 г. Михаилу Федоровичу Романову предстояло выводить страну из тяжелейшего кризиса.

Было предложено перейти к новой системе налогообложения на основе “живущей чети (четверти)”. Новая единица обложения определялась не количеством обрабатываемой земли, а числом крестьянских и бобыльских дворов, причем, два бобыльских приравнивались к одному крестьянскому двору.

Первоначально были установлены восемь разрядов, определявших число крестьянских и бобыльских дворов на четверть в уездах в зависимости от их “разоренности”.

Введение живущей чети, по замыслу властей, должно было существенно улучшить всю систему налогообложения и повысить эффективность сбора налогов. Однако налогоплательщики пускались на всевозможные уловки для уменьшения налогообложения, например, выдавали крестьян за бобылей, которых “клали в половинный оклад”.

В правление Петра I сбор налогов в начале XVIII в. производился по данным общероссийской переписи крестьянских и бобыльских дворов 1678 г.

Основу последовавшей налоговой реформы составляла замена подворного принципа обложения подушным. Указом от 28 ноября 1718 г. были определены этапы и порядок введения подушного обложения, просуществовавшего в России свыше 150 лет.

Современники довольно критично оценивали подушный сбор, указывая, в частности, на его несоответствие принципам равенства и платежеспособности. Так, видный государственный деятель первой четверти XIX в. граф М.М.

Сперанский в 1810 г. отмечал, что “подушный сбор, ныне существующий, не имеет никакого правильного основания”.

Однако, по мнению некоторых исследователей, подушная система в целом отвечала социально-экономическим условиям феодальной России.

Поземельный налог снова появился в ряду русских государственных доходов только в 1875 г. Государственный поземельный налог развился из государственного земского сбора, введенного Уставом о земских повинностях 1851 г., вступившим в действие с 1853 г.

Взимался налог по раскладочному принципу. Общая сумма земельного налога, подлежащая уплате губернией, определялась путем умножением ставки налога на общее число десятин удобной земли и леса в губернии.

Затем исчисленная сумма губернским земским собранием распределялась на уезды по количеству и доходности земель. А те в свою очередь распределяли их по сельским общинам, которые в свою очередь распределяли их на непосредственных плательщиках.

Податная система основывалась на принципах, разработанных в XVIII в. и после 1861 г. проблема ликвидации податного сословного неравенства и совершенствование податной системы стала актуальной. Но реально к вопросу о реформе подушной подати правительство возвращается в 1879 г.

В марте 1882 г. министр финансов Н.Х. Бунге представил свое предложение о замене подушной подати.

При этом он высказал соображения о влиянии подушной подати на хозяйственный быт населения страны: “К непомерному обременению некоторых плательщиков подушной податью присоединяются разорительные последствия обычного у нас порядка применения круговой поруки, долженствующей обеспечить исправное поступление налогов с сельских обществ. Естественно, что подати, обременительные для плательщиков, уплачиваются неисправно, и что на целых обществах накопляются более или менее крупные недоимки. При отсутствии у нас правильно устроенного податного управления, иначе не может быть: налог раскладывается не по достатку, и недоимка взыскивается с первого встречного одно сельца. Очевидно, что такая податная система, с одной стороны, требует прикрепления крестьян к земле паспортною системою для того, чтобы плательщик не мог укрыться от платежа, а с другой стороны, вызывает стремление к самостоятельной отлучке, для приискания лучших заработков. Но самовольная отлучка нередко оканчивается заключением человека, не имеющего никакой другой вины за собой, в тюрьму, наравне с людьми, совершившими более или менее тяжкие преступления. Так, с неумолимою последовательностью из одного зла возникает другое, которое, в свою очередь, рождает новое зло”.  

Поле чудес? Или страна дураков?

   

Сегодняшняя система налогообложения много унаследовала от “нового крепостного права”, в котором мы прожили 70 лет. Так же сохранилась подушная и поземельная подати.

Сами по себе подати или налоги всегда должны существовать в государстве, так как это один из основных принципов существования государства, при некоторых условиях отвечающих принципам демократического развития государственного строя, например, обоснованность (не путать с законностью), прозрачность (к собираемости и тратам), равенство перед законом (платят все соразмерно доходам) и т.д.

Что же мы видим на самом деле по налогу на землю? На сегодняшний день ставки налога на землю устанавливает представительная власть муниципальных образований в рамках налогового кодекса, а так же смотрят какие категории, возможно, подвергнуть большему налогу, а какие меньшему.

В качестве примера приведем данные о поступлениях от земельного налога в местные бюджеты муниципальных образований Алтайского края за период 2008 – 2012 года

Диаграмма 1. Поступления от земельного налога в Алтайском крае за 2008-2012 год, млн.руб

   

Стабильный прирост от земельного налога в бюджетах муниципальных образований Алтайского края начал формироваться с 2010 года, именно в этом году с 1 января были утверждены результаты кадастровой стоимости земель поселений в Алтайском крае.

Кадастровая стоимость земельного участка – это публичный эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога, арендной платы и др.

Некорректная кадастровая оценка земельных участков подрывает основы бизнеса (в первую очередь промышленных предприятий), и заинтересованность местных органов власти в получении налога по наивысшей ставке играет при этом едва ли не главную роль.

Государство непосредственно на себя возлагает обязанность по регулированию земельных отношений в Российской Федерации, это указано в ст.2 ЗК РФ.

Однако социальные и общественные аспекты мы оставим политикам и углубимся в дебри профессиональные.

Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире

Вместе с тем вопрос о возможностях и способах обжалования кадастровой стоимости земельных участков по-прежнему относится к категории одного из самых сложных юридических вопросов. Долгое время арбитражные суды в принципе не рассматривали споры об обжаловании кадастровой стоимости земельных участков.

В 2009 году сложившаяся судебная практика подтвердила право любого заинтересованного лица обратиться с требованием об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.

   

Но практика рассмотрения споров по кадастровой оценке сводилась к следующему. С учетом того, что на размер кадастровой стоимости влияют два основных фактора – вид разрешенного использования земельного участка и конкретный удельный показатель кадастровой стоимости, возможны два основных способа оспаривания кадастровой стоимости.

Самый большой резонанс в оценочном сообществе и в обществе в целом получило постановление ВАС РФ от 28 июня 2011 года № 913/11 (далее – Постановление № 913/11).

В этом постановлении определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Высший Арбитражный Суд РФ Постановлением № 913/11 установил, что спор между истцом (читай – собственник земельного участка) и ответчиком (читай – Росреестр) должен рассматриваться по общим правилам искового производства. А именно, что “требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства”.

Несмотря на четкую, на мой взгляд, позицию Президиума ВАС РФ, практика по оспариванию кадастровой стоимости начала формироваться, при этом, не имея четкой однозначной позиции судей по регионам РФ.

В решениях Арбитражных судов различных субъектов фигурировали различные даты оценки, на которую оспаривалась кадастровая стоимость. При этом отчетам об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, давалась различная правовая оценка.

В частности судьи не знали, какую экспертизу назначать.

   

В Алтайском крае на сегодняшний с большей долей уверенности можно сказать что практика начала сформировываться… И это только по прошествии трех лет. Поэтому на сегодняшний день мы проанализировали судебную практику оспаривания кадастровой стоимости в Алтайском крае, Кемеровской и Омской области, а также вышестоящих инстанций Томска и Тюмени.

Анализу подверглись следующие судебные решения АС АК по следующим делам:

  • Дело № А03-6883/2012 от 17 августа 2012 года, Истец – Базылев Сергей Васильевич, ИНН 222200836588, (далее А03-6883) об установлении с 01.01.2010 г. кадастровой стоимости земельного участка.

Источник: https://dpo.ru/uslugi/kadastrovaya-ocenka/praktika-osparivaniya-kadastrovoj-stoimosti-zemelnyh-uchastk/

Документы для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка | Ошеров, Онисковец и Партнеры

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)

Случается так, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует реальной, и ее нужно пересмотреть. Но для успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка потребуется собрать и подать правильный пакет документов. Но что туда должно входить и куда документы подаются? С этим мы разберемся в данной статье.

Список документов для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

Окончательный пакет документов, который подается вместе с заявлением в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости, может отличаться, поскольку есть разные ситуации и основания для пересмотра стоимости. Однако есть список бумаг, которые понадобятся в большинстве случаев:

  1. Выписка из земельного кадастра об участке, в которой указано его местонахождение, площадь, текущая кадастровая стоимость и дата ее последней оценки (переоценки). Получить такую выписку можно в местном отделении Росреестра бесплатно.
  2. Правоустанавливающие документы на участок или право пользования им. Если вы являетесь владельцем земли, нужно подготовить копию свидетельства права собственности, если же участок арендуется – копию договора аренды. Копии правоустанавливающих документов должны быть обязательно заверены у нотариуса.
  3. Расчет текущей рыночной стоимости – если в качестве основания для пересмотра используется несоответствие кадастровой и рыночной цены объекта, необходимо подготовить отчет о текущей рыночной стоимости земли. Оформить его должен профессиональный оценщик с соответствующей лицензией.
  4. Заключение экспертизы о состоянии объекта недвижимости – требуется, если при оценке стоимости участка были использованы недостоверные сведения (например, указана более ценная категория земли, географическое расположение и т.д.). Готовит заключение эксперт или экспертная комиссия, которая имеет лицензию проводить подобные экспертизы. Кроме того, экспертизу проходит в некоторых случаях также оценка текущей рыночной стоимости, если она вызывает сомнения.

Кроме того, обязательно потребуется составить исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости, если вы обращаетесь в суд, или аналогичное заявление для комиссии по оспариванию кадастровой стоимости. Потребуется также документ, удостоверяющий личность, а если интересы заявителя представляет другое лицо – доверенность на него.

Куда подавать документы для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка?

Для того чтобы оспорить кадастровую стоимость участка, есть два возможных пути – обратиться в специальную комиссию при Росреестре или в суд.

Впрочем, такой выбор предоставляется для физических лиц, компаниям же нужно вначале обращаться исключительно в комиссию, а только в случае негативного решения можно переходить к судебному решению спора.

Физические же лица могут подавать в суд, минуя комиссию, однако более правильным считается все же соблюсти установленный порядок поскольку не нужно платить судебные сборы и шансы на положительный результат достаточно высоки.

Специальные комиссии по оспариванию кадастровой стоимости сформированы при каждом региональном отделении Росреестра, и подать заявление в них можно лично прямо в офисе или воспользоваться заказным письмом с описью вложения и подтверждением вручения.

В некоторых регионах доступна также подача документов через многофункциональные центры (МФЦ) или онлайн через сайт Госуслуг.

Если комиссия принимает решение об отказе в пересмотре кадастровой стоимости, и вы считаете такое решение неправомерным, можно обращаться с иском в суд.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в суде

Если комиссия по оспариванию кадастровой стоимости отказала в пересмотре стоимости участка, или после пересмотра его оценка все равно вас не устраивает, можно обращаться за защитой своих интересов в суд. Процедура в этом случае следующая:

  1. Составляется заявление об оспаривании кадастровой стоимости в суд. В нем указываются все сведения о спорном объекте, истце и ответчике, обстоятельства дела (почему вы решили пересмотреть стоимость, на какие данные опирались, какое подтверждение своей позиции предоставили, какое было решение комиссии и т.д.), а также требования – признать решение недействительным и отменить. Иногда также в требованиях указывается пересмотр кадастровой стоимости, чтобы избежать повторного обращения в комиссию.
  2. Подача заявления в суд. В общем случае такими делами занимаются суды общей юрисдикции по месту нахождения земельного участка. Юридические лица могут обращаться в арбитражный суд. Исковое заявление вместе с пакетом сопутствующих документов передается по почте или непосредственно в канцелярию суда.
  3. Рассмотрение дела о пересмотре кадастровой стоимости. Когда будет назначено заседание, нужно посетить его лично или с помощью официального представителя, где предоставить аргументы в пользу того, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть снижена, а решение комиссии является необоснованным и неправомерным. Если это удастся, суд вынесет решение в вашу пользу, отменит постановление и удовлетворит другие требования. При получении негативного результата можно подготовить апелляцию в вышестоящие инстанции.

Помощь в данной процедуре окажет опытный адвокат по оспариванию кадастровой стоимости. Он не только соберет необходимые документы, подготовит заявление в суд, но и сможет представлять ваши интересы в судебном процессе. В результате шансы на положительный результат серьезно возрастают.

Заключение

Для успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка потребуется подготовить пакет необходимых документов, после чего обратиться в комиссию при Росреестре или в суд. Имейте в виду, что документы могут отличаться в зависимости от обстоятельств, потому обращайтесь за консультациями к опытным юристам.

Источник: http://advokat-osherov.ru/blog/dokumenty-dlya-osparivaniya-kadastrovoy-stoimosti-zemelnogo-uchastka/

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?

Актуальные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в суде (Абрамов А.В.)
5/5 (1)

Данное понятие означает публичный вариант стоимости земельного участка в среднем на рынке. При расчете используется следующая формула – показатель площади участка умножить на удельный показатель стоимости.

Для установления последнего показателя используется совокупность определенных параметров. Но в основе лежат следующие значения — местоположение участка и разрешенный вид его использования.

В каждом субъекте процедура проведения кадастровой оценки земель проводится по решению местных властей. И в каждом субъекте период переоценки разный, единственное – он не должен быть более пяти лет.

Вот как это должно происходить. Местные власти принимают решение о том, что некоторым его землям необходима переоценка. И в качестве заказчика устраивают публичные торги. Вместе с ними в качестве заказчика в торгах участвует местный Росреестр.

К участию в торгах допускаются организации, обладающие лицензией на занятие оценочной деятельностью. С тем оценщиком, который выигрывает торги, власти заключают договор на проведение оценки выбранных земель.

Внимание! На стоимость земель влияют такие факторы, как:

  • категория земель;
  • средняя стоимость аналогичных участков на рынке;
  • где расположен участок;
  • имеются ли на нем элементы благоустройства.

Все полученные в ходе оценки значения в обязательном порядке заносятся в кадастровую базу учета Росреестра.

Кто может оспорить

Собственник участка имеет полное право оспорить полученные результаты.

В качестве собственника может выступить:

  • физлицо. В случае если стоимость участка искусственно завышена, и она затрагивает интересы собственника;
  • юрлицо. В случае если обозначенный участок находится в его собственности;
  • властные структуры, если земельный участок находится в их владении.

Процедура оспаривания результатов для физлиц и юрлиц различаются. И основной отличительной чертой является следующее – способ подачи заявки на пересмотр стоимости. Юрлица должны подавать его сначала в специальную комиссию, и лишь если только она откажет, то они имеют право подавать иск в суд. Тогда как физлица могут сразу обратиться в суд.

К юрлицам приравнены и органы власти – собственники земель.

 Как оформить в собственность земельный участок в СНТ 2018?

Основания для оспаривания результатов оценки

Если результаты процедуры оценки затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц, то допускается их оспаривание. Обычно заинтересованными лицами выступают собственники земельных участков.

Причины, по которым результаты оценки земельных участков могут быть пересмотрены:

  • сведения о земельном участке, используемые в процедуре оценки, являются недостоверными;
  • рыночная стоимость участка установлена на дату, на которую установлена и его кадастровая стоимость.

Важно! Кадастровая стоимость оспаривается:

  • в специальной комиссии по рассмотрению споров по кадастровой стоимости – юрлица и властные органы;
  • в суде – физлица.

Но специалисты физлицам также рекомендуют обратиться в комиссию, хотя это и не является обязательным. Этого требуют условия досудебного разрешения споров – ФЗ 135 ст. 24.18 ч. 3, ФЗ 237 ст. 22 ч. 1.

Необходимые документы

В первую очередь вам необходимы будут бумаги, согласно которым именно вы являетесь собственником указанного участка.

Также не забудьте бумаги, в которых указывается текущая стоимость участка:

  • паспорт кадастровый на предмет спора. В нашем случае напоминаем – это земельный участок;
  • справку о кадастровой стоимости земли. В справке должна быть указана сумма, которую оспаривают;
  • бумаги, подтверждающие, что расчет кадастровой стоимости был проведен неправильно;
  • если имеется рыночная стоимость, которая является причиной оспаривания установленной стоимости, то необходимо подать отчет о расчетах;
  • заключение независимой экспертизы о вышеупомянутом отчете. Если такая экспертиза не была проведена, то ее рекомендуется провести заранее;
  • заявление о пересмотре установленной стоимости. Его нужно составить грамотно. Иначе его могут не принять, поэтому лучше всего обратиться за помощью к специалистам.

Все перечисленные выше документы должны в обязательном порядке присутствовать в вашем пакете. В случае отсутствия хотя бы одной бумажки или же неправильного заполнения вам откажут.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Внесудебное оспаривание

Процедура переоценки кадастровой стоимости участка должна протекать следующим образом. Первым делом нужно направить обращение в комиссию по спорам.

Она обычно находится при Росреестре того района, за которым закреплен предмет спора. На оспаривание результата дается срок до следующей процедуры переоценки, но не более 5 лет.

Обращение имеет вид заявления, и в нем нужно указать следующую информацию:

  • ФИО заявителя;
  • его адрес проживания (регистрации);
  • основание, ставшее причиной требования пересмотра.

При написании заявления нужно быть особенно внимательным. Ведь если случайно ошибиться в указании данных, то вам откажут в его приеме.

Срок рассмотрения

Следующий ваш шаг должен быть следующим – ожидание решения данной комиссии. После того как ваше заявление примется в рассмотрение, комиссия должна в течение месяца вынести свое решение.

Заявитель имеет право присутствовать на заседании по его вопросу, о дате проведения ему должны сообщить заранее. Для этого он при подаче заявления должен уведомить комиссию о своем желании присутствовать на заседании.

Если же вы не изъявляете такого желания, то вас о результатах уведомят выбранным вами способом. Также результат решения комиссии будет сообщен местным властям.

 Кадастровая стоимость земельного участка по кадастровому номеру.

Результат должен быть следующим:

  • либо ваш запрос удовлетворят, и стоимость будет пересмотрена;
  • либо же последует отказ.

В последнем случае вы имеет право обратиться в суд.

Решение вопроса в суде

Для этого нужно подать иск и собрать все требуемые документы.

Запомните! Основания для подачи иска могут быть следующими:

  • вы не согласны с кадастровой стоимостью, которая установилась после процедуры оценки;
  • вы не согласны с решением специальной комиссии.

Исходя из того, какие требования будут изложены в заявлении, и будет определяться алгоритм судопроизводства.

Также в заявлении кроме обоснования своих требований указываем следующее:

  • название и адрес отделения суда, куда направляем иск;
  • ФИО истца, адрес проживания, телефон и почту для связи – для физлица. Юрлицо должно указать свои аналогичные данные;
  • сведения об ответчике. Им может быть ранее заседавшая комиссия или Росреестр;
  • основание для обращения. Они должны быть такими же, что и ранее;
  • если ранее ваше прошение рассматривала комиссия, то в иске указываем данный факт.

Посмотрите видео. Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка: 



Подача заявления

Административный иск может быть подан в суд городов федерального значения (Москва, Питер), облсуд, верховный республиканский, краевой, автономной области и автономного округа по месту нахождения заказчика процедуры определения кадастровой стоимости либо же того госоргана, который определил данную стоимость.

Сроки обращения с указанным иском следующие – не позднее пяти лет с даты внесения в ЕГРН результатов определения стоимости, которые вы оспариваете. В случае же оспаривания решения или действий (бездействия) комиссии сделать это необходимо в течение трех месяцев с того дня, как вам стало известно о том, что ваши права и законные интересы были нарушены.

Судебное заседание

По правилам рассмотрение административного иска о пересмотре стоимости должно произойти в течение двух месяцев. А если подается заявление о пересмотре решения комиссии – в течение месяца со дня подачи.

задача истца при рассмотрении дела — доказать, что сведения, использованные при определении кадастровой стоимости, являются недостоверными. Также нужно доказать недостоверность рыночной стоимости, что была принята в качестве кадастровой на момент его установления.

Если суд вынесет положительное решение, то в его резолютивной части должно быть указание на вновь установленный размер кадастровой стоимости и на дату подачи иска.

Внимание! Если кадастровая стоимость земли установлена решением суда или комиссии, то сведения о новой стоимости используются в случаях, предусмотренных российским законодательством. Например, для исчисления налога на землю с 1 января календарного года, в котором вы подали заявление на пересмотр, но не ранее внесения в ЕГРН оспариваемой стоимости.

Некоторые нюансы

При положительном решении комиссии или суда региональный Росреестр в обязательном порядке вносит изменения в кадастр недвижимости.

В дальнейшем налоговая будет запрашивать данные сведения при проверке подаваемой вами декларации. Правда, здесь имеются свои нюансы.

Законодательство гласит, что измененные путем оспаривания сведения по кадастру в качестве целей для налогообложения можно использовать только с того года, в который было подано заявление о пересмотре результатов оценки.

 Как узнать кадастровую стоимость дома?

Если год обращения отличен от года принятия решения, то вам придется впоследствии доказывать налоговой необходимость того, что нужно применять измененную стоимость.

При этом от налоговой может последовать отказ в возврате или же в зачете излишка уплаченных налогов, ведь в кадастровом реестре за прошлый год отображается прежняя стоимость. Надлежащей законодательной базы по таким случаям еще не разработано.

Посмотрите видео. Оспариваем кадастровую стоимость через суд: 



Источник: https://potreb-prava.com/nedvizhimoe-imushhestvo/zemlya/osparivanie-kadastrovoj-stoimosti-zemli.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.