+7(499)495-49-41

Арест имущества по налоговому законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (Пяткова Ю.С.)

Содержание

Обзор российского налогового права | Awara Blogs | Awara

Арест имущества по налоговому законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (Пяткова Ю.С.)

Данная статья – вторая глава книги «Авара – налоги России», написанной ведущими российскими юристами в области налогового права. Этот справочник предназначен для инвесторов и для всех тех, кто хочет получить полное и объективное представление о российской системе налогообложения, какой она является сегодня.

Самая главная правовая норма российского налогового права – это статья 57 Конституции России, которая устанавливает, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», а также принцип, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В Конституции содержатся также пять других статей, которые прямо касаются налогообложения: 71, 75, 104, 106 и 132[1]. Статья 71 устанавливает, что  принятие налоговых законов является прерогативой Российской Федерацией (в противовес компетенции субъектов России). В соответствии с п. 3 ст. 75 Конституции общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. Этим федеральным законом в данном случае является Налоговый кодекс со всеми изменяющими и дополняющими его федеральными законами[2].

С 1998 основные законы о налогообложении кодифицируются в Налоговом кодексе, состоящем из двух частей[3]. Часть 1 Налогового кодекса была принята в 1998 году и введена в силу с 1 января 1999 года. В ней регулируются общие вопросы налогообложения, устанавливающие наиболее важные положения российской налоговой системы.

Часть 1 Налогового кодекса определяет процедуры о том как вводятся налоги и как отменяются и регулирует все аспекты взаимодействия государства, налогоплательщиков и налоговых агентов. Первая часть Налогового кодекса также определяет основные принципы налогообложения и правила налогового администрирования, включая права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов.

Таблица ниже содержит краткий обзор положений части 1 Налогового кодекса.

В частности, часть 1 Налогового кодекса регулирует:

  1. Виды налогов и сборов, которые могут взиматься (Статьи 12, 13, 14, 15)
  2. Обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения к налоговой ответственности и освобождения от нее (Глава 8)
  3. Принципы введения, сбора и отмены налогов и сборов, как федеральных, так региональных и местных (Статья 12)
  4. Общие условия установления налогов и сборов (Статья 17)
  5. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (Статьи 21, 23, 31, 32)
  6. Подробное описание административных правил, которым должен соответствовать налогоплательщик, и налоговых проверок (Глава 14)
  7. Ответственность за налоговые правонарушения (Раздел VI Налогового кодекса)
  8. Процедуры обжалования и разрешения споров (Раздел VII Налогового кодекса)

Налоговый кодекс должен определить, кто является налогоплательщиком, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также исключения (если они предусмотрены) (ст. 17).

Для региональных и местных налогов Налоговый кодекс устанавливает общие принципы с целью унификации налогообложения по всей России.

Региональным и местным органам власти отдается определенная доля усмотрения в вопросах установления налоговых ставок, установления налоговых льгот и иных вопросах налогообложения в пределах, установленных в Налоговом кодексе (ст. 12).

Часть 2 Налогового кодекса посвящена различным видам налогов (налоговых режимов) и разделена на главы, каждая из которых содержит правила для отдельного вида налога (налогового режима). Настоящая книга «Авара – Налоги России» раскрывает наиболее важные из этих правил.Предполагается, что правовые нормы обо всех федеральных налогах и сборах будут полностью описаны в Налоговом кодексе (см, например, статью 3).

Целью Налогового кодекса было установить принцип закрытого перечня налогов и сборов в самом кодексе (статья 13, 14 и 15). Этот принцип, однако, не в полной мере был соблюден. Некоторые важные положения налогового права все еще содержаться в других законах.

Некоторые положения закона О налоговых органах Российской Федерации (впервые принятом в 1991 году) до сих пор в силе[5]. Также до сих пор не утратили силу некоторые положения закона О налоге на прибыль предприятий и организаций 1991 года[6] (хотя большая часть норм закона была отменена).

Кроме того, существует ряд обязательных официальных сборов (сборы, пошлины), которые не названы налогами (квази налоги), но в действительности имеют налоговую природу в том смысле, что они являются обязательными сборами, возложенными законодателем на налогоплательщика и собираемыми в целях финансирования исполнения государственных функций и покрытия государственных расходов.

Такими обязательными сборами являются:

— Государственная пошлина[7]

— Таможенные платежи (к ним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, таможенные сборы)

— Страховые взносы работодателя[9]

 — Плата за пользование водными объектами[10]

— Платежи, связанные с защитой окружающей среды (плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование недрами, плата за пользование водными объектами, экологические сборы и др.)[11].

Также стоит отметить, что некоторые другие законы тоже содержат важные специальные налоговые нормы, например, такие как:

  • Кодекс об административных правонарушениях[12]
  • Уголовный кодекс[13] (содержит составы налоговых преступлений и применимые к ним санкции)
  • Гражданский процессуальный кодекс[14]
  • Арбитражный процессуальный кодекс[15].

При определении, какие законы регулируют налогообложение, нам необходимо рассмотреть, что в целом понимается под налогами. Мы бы предложили определять налоги как обязательные платежи, установленные законодателем и собираемые в целях финансирования исполнения функций государства и его расходов[16].

По прямой норме Налогового кодекса (статья 3) все обязательные налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие признаками налогов и сборов, регулируются этим кодексом. Отсюда следует, что налоги и сборы и иные платежи должны регулироваться теми же правилами и принципами. Показательным примером являются страховые взносы работодателя.

В настоящее время работодатель платит такие платежи в Пенсионный фонд,  Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования[17]. Эти фонды не учитываются при расчете бюджета России. Некоторые эксперты на основе этого утверждают, что страховые взносы работодателя не регулируются общими налоговыми законами[18].

До внесения изменений в закон (вступающие в силу с января 2010 года[19]) работодатель уплачивал так называемый единый социальный налог, который регулировался Налоговым кодексом, в особенности главой 24. И еще до того как единый социальный налог был введен в 2001 году[20] взносы уплачивались в четыре разных фонда.

Виды налогов и специальных налоговых режимов

Ниже мы перечисляем отдельные виды налогов и налоговых режимов, группируя их в категории на основе их иерархического деления на федеральные, региональные и местные (муниципальные) налоги. После перечня видов налогов приводится перечень специальных налоговых режимов.

Федеральные налоги и сборы

  1. Налог на прибыль (Налоговый кодекс, глава 25)
  2. Налог на добавленную стоимость (Налоговый кодекс, глава 21)
  3. Акцизы (Налоговый кодекс, глава 22)
  4. Налог на доходы физических лиц (Налоговый кодекс, глава 23)
  5. Налог на добычу полезных ископаемых (Налоговый кодекс, глава 25.1)
  6. Государственная пошлина (Налоговый кодекс, глава 25.3)
  7. Водный налог (Налоговый кодекс, глава 25.2)
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Налоговый кодекс, глава 25.1)

Региональные налоги

  1. Налог на имущество организаций (Налоговый кодекс, глава 30)
  2. Налог на игорный бизнес (Налоговый кодекс, глава 29).
  3. Транспортный налог (Налоговый кодекс, глава 28).

Местные налоги и сборы

  1. Земельный налог (Налоговый кодекс, глава 31
  2. Налог на имущество физических лиц (Налоговый кодекс, глава 32)

Специальные налоговые режимы

Российское налоговое право может предусматривать специальные налоговые режимы (системы налогообложения) для расчета и уплаты налогов для определенных видов деятельности или налогоплательщиков.

В настоящее время действуют следующие виды специальных налоговых режимов:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Налоговый кодекс, глава 26.1; глава «Налогообложение малого и среднего бизнеса» (МСБ) в настоящей книге);
  2. Упрощенная система налогообложения (Налоговый кодекс, глава 26.2, глава «Налогообложение малого и среднего бизнеса» (МСБ) в настоящей книге);
  3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (Налоговый кодекс, глава 26.3, глава «Налогообложение малого и среднего бизнеса» (МСБ));
  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Налоговый кодекс, глава 26.4, глава «Налогообложение малого и среднего бизнеса» (МСБ));
  5.  Патентная система налогообложения (с января  2013 года, Налоговый кодекс, глава 26.5, глава «Налогообложение малого и среднего бизнеса» (МСБ));

Источник: https://www.awaragroup.com/ru/blog/general-about-russian-tax-law/

Арест на имущество в РК

Арест имущества по налоговому законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (Пяткова Ю.С.)

Под терминологией “арест на имущество” подразумевается неприятная для должников, но при этом вынуждена мера, предусмотренная законодательством Казахстана по отношению к недобросовестным гражданам в определенных ситуациях.

Когда накладывается арест на имущество в Казахстане?

Согласно законодательству Республики Казахстан, это может произойти по нескольким причинам:

  • принятие решения на арест судебным органом;
  • принятие решения на арест налоговым комитетом Министерства финансов. В данном случае речь идет о наличии задолженности по налоговым взносам.

Владелец движимого или недвижимого имущества, на которое был наложен арест, в обязательном порядке должен приложить максимум усилий для обеспечения ему сохранности. Возобновление всех прав на собственность можно исключительно после снятия временных обременений.

К примеру, физическое лицо имело в праве собственности долю в квартире.

В такой ситуации, согласно законодательству Республики Казахстан, арест накладывается исключительно на принадлежащую ему долю.

Однако стоит помнить о серьезном минусе в таком случае – остальные собственники также становятся заложниками ситуации, и автоматически им накладывается временное обременение.

Что не подлежит аресту в Казахстане? Варианты оспаривания судебного решения

Согласно статье 161 Кодекса РК, себестоимость движимого или недвижимого имущества, подлежащего аресту, в процессе формирования гражданского иска не может быть больше стоимости самого искового заявления.

При этом важно помнить: арест могут наложить даже на то имущество (вне зависимости от того, движимое или недвижимое), которое на текущий момент находится в пользовании у третьих лиц притом условии, что есть необходимый объем доказательств о присвоении его мошенническим способом.

При накладывании обременения, следует незамедлительно обращаться с исковым заявлением в судебный орган и всеми силами доказать свою правоту.

В обязательном порядке в процессе судебных разбирательств необходимо погасить имеющуюся задолженность, только таким способом можно разрешить ситуацию в свою пользу.

Когда могут наложить арест при наличии кредиторской задолженности в Казахстане?

Население страны, которое по каким-либо своим причинам приняло решение обратиться к кредиторам, должно иметь в виду, что при получении финансовой помощи от них, формируется и ответственность, которая оговаривается подписанным соглашением.

В случае формирования просрочки, она может повлечь за собой:

  • наложение штрафных санкций в виде начисления пени от остаточной суммы задолженности;
  • подача искового заявления кредиторами в судебный орган с целью принудительного взыскания кредиторской задолженности.

Для начисления штрафной пени достаточно всего лишь один раз просрочить ежемесячный обязательный платеж по кредиту, при последующих – обременение на имущество гарантировано.

Действия кредиторов перед наложением обременения на имущество в Казахстане

Изначально все без исключения кредиторы пытаются решить вопрос с кредиторской задолженностью мирным путем.

На данном этапе важно помнить: необходимо идти навстречу кредиторам и пытаться совместными усилия решить возникшую проблему, в противном случае ареста имущества не избежать.

В ситуации, когда потенциальный должник не в состоянии погасит имеющуюся задолженность, кредиторы вынуждены будут:

  1. Составить исковое заявление о взыскании задолженности.
  2. Доказать факт формирования долга.
  3. Выдвинуть в качестве одного из требований принудительное взыскание долга.

В случае положительного решения судебного органа, движимое либо недвижимое имущество полежит обременению и в дальнейшем, возможно, его реализация на открытых торгах с целью погашения имеющего долга.

Способы выплаты задолженности в Казахстане для избегания ареста на имущество

Избежать ареста достаточно просто – казалось бы, нужно только погасить долг.

Но как это сделать, если финансовое положение не позволяет этому сбыться? В таком случае есть несколько способов:

  • попросить денег у своих друзей и знакомых;
  • воспользоваться услугами частных кредиторов;
  • обратиться за помощью в любое МФО, осуществляющее свою трудовую деятельность через интернет.

Известно, что многие из нас при возникновении финансовых проблем изначально обращаются за помощью к друзьям и близким. Однако сегодня этот вариант все больше отходит на второй план. Во многом это связано со сложной экономической ситуацией, которая сложилась по всему миру, в частности и в Казахстане. Простыми словами, у многих необходимой суммы может попросту не оказаться.

Что делать, если у друзей нет? Обратиться к частным кредиторам? Этот вариант в последнее время тоже является не совсем приемлемым, поскольку многие предложения по оказанию финансовых услуг могут следовать от мошенников, которые мечтают только об одном – получить максимальную финансовую выгоду нечестным способом.

К примеру, при оформлении займа в банке, многие из нас подписывают договор, не читая его. Зная об этом, частные кредиторы нередко прописывают мелким шрифтом огромные процентные ставки, делающие невозможным погасить имеющуюся кредиторскую задолженность. Как следствие, это приводит к просрочкам по платежам и дополнительному начислению штрафной пени.

Из-за всего вышеизложенного остается только попросить денге в МФО.

Оформление займа в МФО как один из способов избежать ареста на имущество в Казахстане

Оформить микрозайм в МОФ для погашения имеющегося долга достаточно просто. Для этого необходимо:

  1. Зайти на официальный портал МФО.
  2. Пройти небольшую процедуру регистрации.
  3. Заполнить анкету.
  4. Сформировать запрос на получение финансовой помощи.
  5. Получить кредит на нужную сумму и соответствующий период кредитования.

Помимо этого, каждый заемщик вправе самостоятельно выбирать для себя наиболее подходящий вариант получения кредита. На сегодня доступен такой вариант вывода, как:

  • на банковский счет;
  • на карту любого банковского учреждения;
  • на электронные кошельки Киви, Веб Мани и так далее;
  • наличными, путем банковского перевода через системы “Контакт”, “Золотая Корона” и так далее.

Стоит также отметить, что процесс оформления займа редко когда превышает 10 минут. Сам период получения финансовой помощи (любым из способов, кроме банковского счета) составляет не более 30 минут.

При выборе банковского счета, срок получения займа составляет минимум трое суток.

Важно помнить: оформление микрокредита в МФО позволяет не только избежать попадания в долговую яму, но и возможного обременения на арест имущества.

Источник: https://www.mikrozajm.kz/arest-na-imushhestvo-v-rk.html

Ограничение налоговыми органами в распоряжении имуществом налогоплательщика

Арест имущества по налоговому законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (Пяткова Ю.С.)

В каких случаях  налоговый орган может ограничить в распоряжении имущество налогоплательщика? В какой форме производится такое ограничение? Каковы последствия применения данной меры и как ее отменить?

Чье имущество может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

Ограничение в распоряжении имуществом может быть применено в отношении:

  • юридического лица;
  • структурного подразделения юридического лица (филиала, представительства);
  • нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
  • индивидуального предпринимателя;
  • частного нотариуса, частного судебного исполнителя и адвоката.

(подпункт 4) пункта 1 статьи 609 Налогового кодекса Республики Казахстан).

В каких случаях налоговый орган может ограничить распоряжение имуществом?

Перечень оснований для ограничения в распоряжении имуществом приводится в пункте 1 статьи 613 Налогового кодекса. Ограничение применяется только в случаях:

  • непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления о погашении налоговой задолженности;
  • обжалования налогоплательщиком (налоговым агентом), за исключением крупного налогоплательщика, подлежащего мониторингу, уведомления о результатах налоговой проверки и (или) решения вышестоящего органа налоговой службы, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на уведомление. В этом случае ограничение производится налоговым органом без направления уведомления о погашении налоговой задолженности.

Какое имущество может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

Согласно пункту 2 статьи 613 ограничение в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) производится налоговым органом в отношении имущества:

  • в случае непогашения налоговой задолженности по истечении 15 рабочих дней со дня получения уведомления – в отношении любого имущества принадлежащего на праве собственности или хозяйственного ведения, а также состоящего на балансе данного налогоплательщика (налогового агента).
  • в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего органа – в отношении имущества, являющегося в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан основным средством, инвестицией в недвижимость и (или) биологическим активом.

Какое имущество не может быть ограничено в распоряжении налоговым органом?

В соответствии с пунктом 2 статьи 613 Налогового кодекса Республики Казахстан не подлежат ограничению в распоряжении:

  • объекты жизнеобеспечения;
  • электрическая, тепловая и иные виды энергии;
  • продукты питания или сырье, срок хранения и (или) годности которых не превышает одного года;
  • имущество, не являющееся основным средством, инвестицией в недвижимость или биологическим активом в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего органа.

На какую сумму ограничивается в распоряжении имущество налогоплательщика?

Согласно пункту 3 статьи 613 Налогового кодекса решение об ограничении принимается налоговым органом на сумму:

  • налоговой задолженности по данным, имеющимся на лицевом счете налогоплательщика (налогового агента) на дату вынесения такого решения, – в случае непогашения задолженности;
  • сумму налогов, других обязательных платежей в бюджет и пеней, обжалуемых налогоплательщиком – в случае обжалования уведомления или решения вышестоящего налогового органа.

Вручение налогоплательщику решения об ограничении имущества

Решение об ограничении в распоряжении имуществом должно быть вручено налогоплательщику лично под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением. Датой вручения решения налогоплательщику считается:

  • при вручении лично под роспись – дата подписания решения;
  • при направлении по почте заказным письмом с уведомлением -дата отметки в уведомлении почтовой или иной организации связи;
  • при невозможности вручения по причине отказа от подписи или отсутствия по месту нахождения – дата налогового обследования, проведенного в установленном порядке.

(пункт 4 статьи 613 Налогового кодекса).

Регистрация ограничения в распоряжении имуществом

Если решение об ограничении в распоряжении имуществом принято в отношении имущества, права на которое или сделки по которому подлежат государственной регистрации (например, недвижимости), либо имущества, подлежащего государственной регистрации (например, транспортных средств), то налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня вручения решения об ограничении в уполномоченные государственные органы для регистрации обременения прав на имущество (в вышеуказанных примерах – в органы юстиции, в дорожную полицию соответственно) (пункт 5 статьи 613 Налогового кодекса).

В случае принятия решения об отмене ограничения в распоряжении имуществом налоговый орган не позднее 5  рабочих дней должен направить копию такого решения об отмене в уполномоченные государственные органы для прекращения обременения прав на имущество (пункт 11 статьи 613 Налогового кодекса).

Опись имущества, ограниченного в распоряжении

Налоговый орган производит опись имущества налогоплательщика, ограниченного в распоряжении, путем составления акта описи в присутствии налогоплательщика по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику решения об ограничении имущества в распоряжении. В акте описи должна быть указана балансовая стоимость имущества, определяемая на основании данных бухгалтерского учета налогоплательщика или рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке.

Налогоплательщик  при составлении акта описи обязан представить должностным лицам налогового органа для ознакомления оригиналы или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также баланса.

которые прилагаются к акту описи. В случае непредставления налогоплательщиком указанных документов, налоговый орган, направляет в уполномоченные государственные органы запрос о подтверждении факта наличия имущества.

  Копии ответов прилагаются к акту описи.

Акт описи ограниченного в распоряжении имущества составляется в 2 экземплярах и подписывается лицом, его составившим, а также налогоплательщиком и (или) его должностным лицом. Один экземпляр такого акта вручается налогоплательщику, в соответствии с пунктом 7 статьи 613 Налогового кодекса) такими же способами какие применяются при вручении решения об ограничении имущества (см. выше).

Сохранность ограниченного в распоряжении имущества

Пункт 8 статьи 613 Налогового кодекса обязывает налогоплательщика обеспечить сохранность, надлежащий уход за ограниченным в распоряжении имуществом до снятия ограничения.

Это означает, что налогоплательщик не вправе заключать с ограниченным имуществом какие-либо сделки, влекущие отчуждение данного имущества.

При этом налогоплательщик несет ответственность за незаконные действия по растрате и отчуждению имущества.

Отмена ограничения в распоряжении имуществом

В соответствии с пунктом 10 статьи 613 Налогового кодекса налоговый орган отменяет свое решение об ограничении в распоряжении имуществом и акт описи не позднее 1 рабочего дня в следующих случаях:

  • погашения сумм налоговой задолженности;
  • вынесения решения органом налоговой службы, рассматривавшим жалобу, или вступления в законную силу судебного акта, отменяющих в обжалуемой части уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление;
  • отзыва налогоплательщиком жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление.

Источник: http://defacto.kz/content/ogranichenie-nalogovymi-organami-v-rasporyazhenii-imushchestvom-nalogoplatelshchika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.