+7(499)495-49-41

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

Оптимизация административно-управленческих процессов в муниципальных учреждениях на основе аутсорсинга

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Оптимизация административно-управленческих процессов в муниципальных учреждениях на основе аутсорсинга

Иркутск, 2010 г.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты административной реформы в РФ

1.1 Предпосылки административной реформы

1.2 Основные этапы, цели и методы реформы административного управления

1.3 Аутсорсинг как метод оптимизации функций органов исполнительной власти

Глава 2. Анализ проведения административной реформы в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге

2.1 Промежуточные результаты проведения административной реформы в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга

2.2 Анализ деятельности государственных учреждений общего образования г. Санкт-Петербурга

2.3 Опыт использования государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями аутсорсинга в сфере информационных технологий

Глава 3. Совершенствование деятельности государственных образовательных учреждений на основе аутсорсинга

3.1 Методика перевода бизнес-процессов образовательного учреждения на аутсорсинг

3.2 Предложения по совершенствованию деятельности муниципального образовательного учреждения Школы № 158 города Санкт-Петербург

3.3 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий

Заключение

Список литературы

Государство — институт, призванный регулировать общественную жизнь, выполнять задачи, которые необходимы для общества, поэтому задачей государства является создание институтов, отвечающих требованиям новой формации общественного развития.

В России в настоящее время проходит ряд институциональных реформ: административная, судебная, образования, медицины, военная, пенсионная, госслужбы и др.

Должностные лица правительства РФ не раз в своих заявлениях ставили административную реформу на первое место по важности, указывая на создаваемые органами государственной власти ограничения (административные барьеры), не позволяющие развиваться экономической системе на основе конкуренции, равенства перед законом, вечного характера собственности и т.п.

Возникает вопрос — почему спустя 15 лет реформ государство решило определить новые правила игры? В 90-е годы государство стремилось уйти из экономики, чтобы создавать эффективную рыночную систему.

Рыночная экономика стимулирует граждан к эффективной деятельности через экономическую заинтересованность или угрозу потерь. В плановой экономике данную функцию выполнял госаппарат.

Рыночные реформы быстро не прижились потому, что необходимо было не только устанавливать новые правила поведения в обществе, но и осуществлять контроль над соблюдением этих правил.

Иначе формируются неформальные традиционные правила поведения, это выразилось в виде массового ухода экономических агентов в тень, что подрывало суверенные позиции государства и всего общества. Контроль должны были осуществлять государственные органы либо саморегулируемые организации, в любом случае государство нуждалось в усилении.

Усиление административного ресурса, т.е. степени возможности влияния государства на общественную жизнь, привело к торговле информацией госслужащими, созданию преференций для отдельных экономических субъектов и атрофированию главного фактора рыночной экономики — свободной конкуренции.

Основным конкурентным преимуществом являются стабильные отношения предпринимателей с органами региональной и муниципальной власти.

Таким образом, можно сказать, что не имеет значения сильное государство или слабое, без институциональных реформ, определения новых правил поведения, ограничений и стимулов к приверженности данным правилам, механизмов реализации этих реформ и контроля над деятельностью органов власти переход России к постиндустриальному обществу невозможен. Очень сложно определить, какие институты необходимо создавать, а какие изменять. Это функция государства, поэтому административная реформа признана ключевой.

В начале третьего тысячелетия государство не позволяло экономике развиваться качественно, дифференцироваться, демонополизироваться потому, что государство было проще, чем экономическая система, отсутствовали механизмы регулирования экономики.

Административная реформа необходима для проведения других институциональных реформ, для изменения качества российского общества, уклада жизни, что позволит власти управлять экономикой понятными, рыночными, прозрачными методами, быть России конкурентоспособной.

Ни одна из реформ, проводимых в России за последние 15 лет, не была так плотно вписана в контекст зарубежной практики, как административная.

Начав эту реформу с отставанием от зарубежных стран (бум “западных” административных реформ пришелся на первую половину 90-х годов), и уже имея опыт проведения политических, экономических и социальных реформ, приближающих общественное отечественное устройство к зарубежным образцам, Россия выбрала идеологию административного реформирования тех стран, где в государственные институты активно привносятся принципы и технологии стандартного бизнес-управления. Была избрана идеология своего рода “разгосударствление власти”, утверждающая, что следует, во-первых, предоставить независимым (хотя и “государственным”) агентствам свободу действий по распоряжению государственными ресурсами при косвенно регулирующей роли государства и, во-вторых, передать в частные руки все те функции государственных органов, принять которые бизнес сочтет для себя выгодным (аутсорсинг).

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий, направленных на совершенствование деятельности муниципальных учреждений в контексте реализации административной реформы.

В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1) Исследование актуальности проводимой в стране административной реформы государственного управления, ее целей и методов осуществления.

2) Изучение аутсорсинга как одного из методов осуществления административной реформы.

3) Проведение анализа применения аутсорсинга для государственных и муниципальных организаций.

4) Обоснование необходимости применения аутсорсинга для учреждений системы общего образования.

5) Рассмотрение особенностей, возможностей и ограничений применения аутсорсинга для учреждений общего образования.

6) Обоснование социально-экономической эффективности внедрения аутсорсинга в систему управления МОУ Школы №158 г. Санкт-Петербурга.

1.1 Предпосылки административной реформы

На протяжении долгого времени олицетворением силы и эффективности государства были страны-лидеры континентальной Европы: Франция и Германия.

Эти государства обладали самым организованным и рационально устроенным административным аппаратом, доминировали на континенте в военно-политическом и экономическом отношении.

В этот период под эффективным понималось такое государство, которое имело устойчивую систему управления и добивалось безусловного подчинения своим велениям со стороны подданных, прежде всего, за счет реализации дисциплинарной власти.

Соответственно, и Франция, и Германия раньше других стран развернули большой административный аппарат, сформировали в качестве ведущих отраслей системы права конституционное и административное право, наладили подготовку государственных служащих, создав для этого специальные школы камералистики.

Реформы государственного сектора, проводившиеся в этих государствах, были взяты за образец в США, России и даже Японии, Османской империи и на арабском Востоке. При этом национальные законодательства указанных стран могли заимствовать целые блоки правовых систем.

В частности, Кодекс Наполеона стал основным нормативным актом гражданского права всего “латинского мира” — он был скопирован Румынией, Италией, Португалией, Испанией.

Кодекс послужил чем-то вроде jus gentium для Аргентины, Боливии, Колумбии и Венесуэлы и других латиноамериканских государств.

Наиболее ярко франко-германский опыт государственного устройства, строившийся на принципах иерархии, формализации и директивности, копировался другими странами при решении вопросов администрирования, формирования судебной системы, организации силовой части государственного аппарата и развития системы образования.

Между тем, ни владевшая вплоть до середины ХХ в. почти половиной мира Великобритания, ни США, построившие “идеальную Европу” на новом континенте в том виде, в котором она никогда не существовала, но о которой грезилось, на тот момент, не рассматривались в качестве образцов эффективных государственных машин. Еще В.

Ленин в своей известной лекции “О государстве” отмечал, что в этих странах государственный аппарат являлся изначально неразвитым, граница между частным и публичным правом была размытой, а административное и конституционное право долгое время не могли оформиться в качестве самостоятельных подразделений в системе права.

[16]

Многие функции, принадлежащие в континентальной Европе государству, в англо-саксонском мире реализовывались в частном порядке, фактически представляя собой своего рода услугу на рынке (вплоть до существования частных тюрем). Однако к 70 гг. ХХ века ситуация изменилась.

Во-первых, многие ранее эксклюзивно принадлежавшие государству услуги перестали быть только публичными (начал развиваться сектор рыночных услуг в сфере социального обеспечения, высшего профессионального образования, предоставления коммунальных и иных инфраструктурных услуг, хранения и обработке информации и т. п.). Государство могло не просто передать часть своих функций обществу, но и вступить в конкуренцию с частными институтами последнего. Чтобы сохранить свою ценность для граждан, государству пришлось преобразовываться в “клиентоориентированную” организацию.

Источник: http://MirZnanii.com/a/250836/optimizatsiya-administrativno-upravlencheskikh-protsessov-v-munitsipalnykh-uchrezhdeniyakh-na-osnove-autsorsinga

Введение

Государство— институт, призванный регулироватьобщественную жизнь, выполнять задачи,которые необходимы для общества, поэтомузадачей государства является созданиеинститутов, отвечающих требованиямновой формации общественного развития.

В России в настоящее время проходит рядинституциональных реформ: административная,судебная, образования, медицины, военная,пенсионная, госслужбы и др.

Должностныелица правительства РФ не раз в своихзаявлениях ставили административнуюреформу на первое место по важности,указывая на создаваемые органамигосударственной власти ограничения(административные барьеры), не позволяющиеразвиваться экономической системе наоснове конкуренции, равенства передзаконом, вечного характера собственностии т.п.

Возникаетвопрос — почему спустя 15 лет реформгосударство решило определить новыеправила игры? В 90-е годы государствостремилось уйти из экономики, чтобысоздавать эффективную рыночную систему.

Рыночная экономика стимулирует гражданк эффективной деятельности черезэкономическую заинтересованность илиугрозу потерь. В плановой экономикеданную функцию выполнял госаппарат.

Рыночные реформы быстро не прижилисьпотому, что необходимо было не толькоустанавливать новые правила поведенияв обществе, но и осуществлять контрольнад соблюдением этих правил.

Иначеформируются неформальные традиционныеправила поведения, это выразилось ввиде массового ухода экономическихагентов в тень, что подрывало суверенныепозиции государства и всего общества.Контроль должны были осуществлятьгосударственные органы либо саморегулируемыеорганизации, в любом случае государствонуждалось в усилении.

Усилениеадминистративного ресурса, т.е. степенивозможности влияния государства наобщественную жизнь, привело к торговлеинформацией госслужащими, созданиюпреференций для отдельных экономическихсубъектов и атрофированию главногофактора рыночной экономики — свободнойконкуренции.

Основным конкурентнымпреимуществом являются стабильныеотношения предпринимателей с органамирегиональной и муниципальной власти.

Таким образом, можно сказать, что неимеет значения сильное государство илислабое, без институциональных реформ,определения новых правил поведения,ограничений и стимулов к приверженностиданным правилам, механизмов реализацииэтих реформ и контроля над деятельностьюорганов власти переход России кпостиндустриальному обществу невозможен.Очень сложно определить, какие институтынеобходимо создавать, а какие изменять.Это функция государства, поэтомуадминистративная реформа признанаключевой.

В началетретьего тысячелетия государство непозволяло экономике развиватьсякачественно, дифференцироваться,демонополизироваться потому, чтогосударство было проще, чем экономическаясистема, отсутствовали механизмырегулирования экономики.

Административнаяреформа необходима для проведениядругих институциональных реформ, дляизменения качества российского общества,уклада жизни, что позволит властиуправлять экономикой понятными,рыночными, прозрачными методами, бытьРоссии конкурентоспособной.

Ни одна изреформ, проводимых в России за последние15 лет, не была так плотно вписана вконтекст зарубежной практики, какадминистративная.

Начав эту реформу сотставанием от зарубежных стран (бум”западных” административных реформпришелся на первую половину 90-х годов),и уже имея опыт проведения политических,экономических и социальных реформ,приближающих общественное отечественноеустройство к зарубежным образцам, Россиявыбрала идеологию административногореформирования тех стран, где вгосударственные институты активнопривносятся принципы и технологиистандартного бизнес-управления. Былаизбрана идеология своего рода”разгосударствление власти”,утверждающая, что следует, во-первых,предоставить независимым (хотя и”государственным”) агентствамсвободу действий по распоряжениюгосударственными ресурсами при косвеннорегулирующей роли государства и,во-вторых, передать в частные руки всете функции государственных органов,принять которые бизнес сочтет для себявыгодным (аутсорсинг).

Целью дипломногопроекта является разработка мероприятий,направленных на совершенствованиедеятельности муниципальных учрежденийв контексте реализации административнойреформы.

В рамкахпоставленной цели в работе решаютсяследующие задачи:

  1. Исследование актуальности проводимой в стране административной реформы государственного управления, ее целей и методов осуществления.

  2. Изучение аутсорсинга как одного из методов осуществления административной реформы.

  3. Проведение анализа применения аутсорсинга для государственных и муниципальных организаций.

  4. Обоснование необходимости применения аутсорсинга для учреждений системы общего образования.

  5. Рассмотрение особенностей, возможностей и ограничений применения аутсорсинга для учреждений общего образования.

  6. Обоснование социально-экономической эффективности внедрения аутсорсинга в систему управления МОУ Школы №158 г. Санкт-Петербурга.

1.1 Предпосылкиадминистративной реформы

На протяжениидолгого времени олицетворением силы иэффективности государства былистраны-лидеры континентальной Европы:Франция и Германия.

Эти государстваобладали самым организованным ирационально устроенным административнымаппаратом, доминировали на континентев военно-политическом и экономическомотношении.

В этот период под эффективнымпонималось такое государство, котороеимело устойчивую систему управления идобивалось безусловного подчинениясвоим велениям со стороны подданных,прежде всего, за счет реализациидисциплинарной власти.

Соответственно,и Франция, и Германия раньше другихстран развернули большой административныйаппарат, сформировали в качестве ведущихотраслей системы права конституционноеи административное право, наладилиподготовку государственных служащих,создав для этого специальные школыкамералистики.

Реформыгосударственного сектора, проводившиесяв этих государствах, были взяты заобразец в США, России и даже Японии,Османской империи и на арабском Востоке.При этом национальные законодательствауказанных стран могли заимствоватьцелые блоки правовых систем.

В частности,Кодекс Наполеона стал основным нормативнымактом гражданского права всего “латинскогомира” — он был скопирован Румынией,Италией, Португалией, Испанией.

Кодекспослужил чем-то вроде jus gentiumдля Аргентины, Боливии, Колумбии иВенесуэлы и других латиноамериканскихгосударств.

Наиболее яркофранко-германский опыт государственногоустройства, строившийся на принципахиерархии, формализации и директивности,копировался другими странами при решениивопросов администрирования, формированиясудебной системы, организации силовойчасти государственного аппарата иразвития системы образования.

Междутем, ни владевшая вплоть до середины ХХв. почти половиной мира Великобритания,ни США, построившие “идеальную Европу”на новом континенте в том виде, в которомона никогда не существовала, но о которойгрезилось, на тот момент, не рассматривалисьв качестве образцов эффективныхгосударственных машин. Еще В.

Ленин всвоей известной лекции “О государстве”отмечал, что в этих странах государственныйаппарат являлся изначально неразвитым,граница между частным и публичным правомбыла размытой, а административное иконституционное право долгое время немогли оформиться в качестве самостоятельныхподразделений в системе права.

[16]

Многие функции,принадлежащие в континентальной Европегосударству, в англо-саксонском миререализовывались в частном порядке,фактически представляя собой своегорода услугу на рынке (вплоть досуществования частных тюрем). Однако к70 гг. ХХ века ситуация изменилась.

Во-первых, многие ранее эксклюзивнопринадлежавшие государству услугиперестали быть только публичными (началразвиваться сектор рыночных услуг всфере социального обеспечения, высшегопрофессионального образования,предоставления коммунальных и иныхинфраструктурных услуг, хранения иобработке информации и т. п.). Государствомогло не просто передать часть своихфункций обществу, но и вступить вконкуренцию с частными институтамипоследнего. Чтобы сохранить свою ценностьдля граждан, государству пришлосьпреобразовываться в “клиентоориентированную”организацию.

Во-вторых, вовсем мире изменилось пониманиеэффективности государственногоуправления: под ней стали подразумеватьспособность власти вступать вовзаимодействие с другими субъектамиобщества, добиваясь устойчивости идинамичности развития социальнойсистемы при наименьшем расходеобщественных ресурсов.

И тогда оказалось,что образцом государственной эффективностивыступают гибкие сетевые структурывроде англо-саксонских стран, гдегосударственное управление строитсяпо принципу рынка публичных услуг.Наконец, к 1970-м гг.

в индустриально-развитыхстранах сформировались предпосылкидля перехода к новой (постиндустриальной)экономике и был освоен целый класс новыхтехник управления характерными для неебизнес-процессами (передача второстепенныхфункций и процессов на аутсорсинг,привлечение различных поставщиковработ и услуг из разных стран и секторовэкономики, конкурсное размещениеподрядов и проч.). Эти техники управлениямогли быть перемещены в государственнуюсферу и потенциально были способныобеспечить значительную экономиюобщественных ресурсов при выполнениигосударственных функций. Последниенеобходимо было разбить на базовые ивторостепенные “бизнес-процессы”,выявить адресатов продуктов государственнойдеятельности, приписать адресатамстатус бенефициаров, а продуктам —услуг, соотнести затраты на ихпредоставление.

Целенаправленныйпереход к “рыночному” (“финансовому”)государству был ознаменован сериейреформ государственного аппарата,осуществленных в индустриально развитыхстранах в 1980-1990-е гг. Наиболее успешнореформы прошли в США, Великобритании,Канаде, Новой Зеландии и Австралии(странах с англо-саксонскойгосударственно-правовой традицией), атакже в имеющей сходную правовую системуСкандинавии.

Англо-саксонскаятрадиция, рассматривавшая государствои его органы в качестве одного из рыночныхинститутов и поставщика услуг своимгражданам, оказалась как нельзя кстати.Во Франции и Германии же реформы,направленные на внедрение “рыночного”государства, столкнулись со значительнымитрудностями.

В 1980-1990-е гг. в США былисформулированы предложения по перестройкесистемы государственного управленияпо образцу рыночных институтов, ориентациигосударственной службы на оказаниеуслуг “клиентам” и переходу к”новому государственному менеджменту”на базе трех “Э” (экономия, энергичностьи эффективность).

[20]

Путь от теориик практике проложила комиссиявице-президента США Гора, констатировавшая,что госструктуры Америки превратилисьв неэффективные и закрытые для гражданмонополии и предложившая провестиполный реинжиниринг системы государственногоуправления (reinventingthe government).

Комиссией Гора было выдвинуто более380 рекомендаций по повышению эффективностигосударственного управления, включающиепредложения об отмене дублирующих другдруга программ, улучшении распределенияобязанностей внутри федеральныхведомств, передаче части их функцийобщественным и коммерческим структурам.

Эти меры должны были позволить сократитьштаты и расходы на управление, сделатьаппарат более гибким и динамичным,повысить доверие граждан к институтамисполнительной власти.

Источник: http://works.doklad.ru/view/68vtBkfULb4.html

Особенности аутсорсинга в государственных бюджетных учреждениях

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

Если некоторое время назад термин «аутсорсинг» был актуален среди коммерческих организаций, то сегодня аутсорсинг активно используется и в государственных бюджетных учреждениях. Что значит аутсорсинг?

Аутсорсинг (от англ. основы outsourcing, дословно: использование чужих ресурсов) – передача тех или иных функций организации внешним исполнителям, специализирующимся на соответствующих видах деятельности, оказании услуг.

Пример аутсорсинга – руководитель бюджетного учреждения не нанимает бухгалтера в штат, а доверяет ведение бухгалтерского учёта специализированной организации (пункт 3 статья 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ РФ).

Виды аутсорсинга

  • Производственный аутсорсинг – стороннее предприятие производит продукцию или её отдельные детали (для автомобильной компании Ford комплектующие выполняются во многих странах на разных заводах).
  • IT-аутсорсинг – предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия, так и отдельных участков системы.
  • Аутсорсинг бизнес-процессов – делегирование непрофильных функций одной или нескольким компаниям-исполнителям (логистика, бухгалтерия, маркетинг).
  • Управление знаниями – администрирование процессов, предполагающих серьёзный стратегический план или аналитику.

Успех аутсорсингового проекта во многом зависит от понимания заказчиком того факта, что модель аутсорсинга не подразумевает схему «отдал и забыл» , это , прежде всего. выстраивание партнерских отношений с поставщиком услуг. Результаты работ во многом зависят от полноты и своевременности передачи необходимых данных со стороны заказчика и следования согласованному графику взаимодействия.

Избежать многих проблем аутсорсинга в государственных учреждениях (органах) поможет комплексный подходк реализации проекта . Сюда относится:

  • определение задач, для решения которых нужно привлечь стороннюю компанию;
  • изучение возможностей, связанных с привлечением сторонней организации;
  • создание системы контроля;
  • организация тендера и назначение исполнителя;
  • тесное взаимодействие с привлечённой компанией;
  • оценка эффективности результатов проводимого мероприятия

Применение аутсорсинга в государственных учреждениях подразумевает привлечение трудовых резервов определённой направленности для выполнения каких-либо непрофильных работ.

К таким резервам относятся подрядные организации, субъекты бизнеса.

Учреждение в таком случае оплачивает непосредственно выполняемую работу, не вкладывая финансовых средств на обеспечение сотрудников полным социальным пакетом, оборудование рабочих мест, повышение уровня квалификации сотрудников и т.д.

Услуги компаний-провайдеров на сегодняшний день особенно популярны среди следующих государственных учреждений и структур:

  • Органы местного самоуправления.
  • Учреждения отраслей социальной направленности.
  • Вузы.
  • Государственные и муниципальные органы.

Аутсорсинг является идеальной системой планирования трудовой деятельности, поскольку здесь не действует практика найма кадров, заинтересованных в повышении по должности, получении льгот и привилегий.

Соответственно, организация получает профессиональных сотрудников, которым важен порядок, качество исполнения своих непосредственных обязанностей, применение знаний.

Компания-провайдер несет ответственность за качество и своевременность предоставляемых услуг по договору, поэтому повышение уровня квалификации сотрудников, повышение эффективности труда и качество оказываемых услуг всегда стоят на первом месте.

Преимущества аутсорсинга для государственных учреждений

  • Возможность концентрироваться на основной деятельности организации, так как заказчик передаёт компании-провайдеру часть непрофильных функций;
  • Соответствующие услуги обходятся дешевле, чем реализация работ собственными силами;
  • Возможность сокращения штата сотрудников (в частности административно-управленческого персонала);
  • Выполнение отдельных функций осуществляется на более качественном уровне;
  • Сведение к минимуму нежелательных рисков за счёт надёжности предоставляемых услуг, закрепленных на уровне договорных отношений;
  • Доступ к технологиям более продвинутого уровня;
  • Возможность передачи ответственности за выполнение конкретных функций

В условиях значительно уменьшения объема финансирования, государственным организациям приходится существенно сокращать издержки, а также развивать внебюджетную деятельность. Аутсорсинг бюджетного учета подразумевает значительную экономию средств на реализацию той или иной функции по сравнению с затратами на содержание штатных сотрудников (от 15 до 30%).

Помимо финансового аутсорсинга в бюджетных учреждениях популярность набирает и кадровый аутсорсинг.

В связи с внедрением в государственных бюджетных учреждениях эффективного контракта, профстандартов и новой системы нормирования труда, внутренние кадровые службы многих учреждений оказались не готовы к такому объему работ.

Выполнения проектных работ в пики загрузки силами независимой специализированной организации гарантирует достоверность предоставляемых результатов и является хорошей альтернативой найму дополнительного персонала.

Аутсорсинг бюджетного учёта актуален, когда речь идёт о бюджетном планировании. Подготовка требований невозможна без экономического обоснования, а расходы на аутсорсинг могут в перспективе стать нормативом, обосновывающим бюджетную заявку государственного учреждения.

Источник: https://www.intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/osobennosti-autsorsinga-v-gosudarstvennykh-byudzhetnykh-uchrezhdeniyakh/

Приживется ли аутсорсинг в госучреждениях

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

В действующем российском законодательстве отсутствует юридическое определение понятия «аутсорсинг». Нет в Гражданском кодексе РФ и утвержденной формы соответствующего договора.

Однако данная услуга набирает обороты, поскольку позволяет значительно снизить издержки на содержание персонала и в конечном итоге сократить расходы организации.

Активно декларируется необходимость внедрения аутсорсинга и в деятельность государственных структур (как для обеспечения внутренних процессов, так и при оказании государственных и муниципальных услуг). Но так ли гладко все получается на практике?

Поскольку нормативные правовые акты не раскрывают содержание термина «аутсорсинг», а для правовой оценки данной услуги оно необходимо, воспользуемся информацией из общедоступных словарей.

В дословном переводе с английского аутсорсинг (outsoursing) означает «использование внешних ресурсов».

Википедия (http://ru.wikipedia.org) разъясняет это понятие как передачу организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в определенной области.

В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг.

Применительно к госсектору данное определение можно интерпретировать как передачу учреждением отдельных трудовых функций другой организации, специализирующейся в соответствующей сфере.

На практике чаще всего на аутсорсинг передают такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие, рекламные и транспортные услуги, поддержку работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности.

Пример

Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 11.01.2011 № 1 «Об утверждении положения об аутсорсинге отдельных административно-управленческих процессов обеспечительного характера исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)». Согласно ему аутсорсинг осуществляется при соблюдении следующих условий:

  • административно-управленческие процессы напрямую не связаны с реализацией властно-распорядительных полномочий органа исполнительной власти, т. е. входят в число его обеспечивающих функций;
  • проведенная оценка эффективности административно-управленческих процессов позволяет сделать вывод о целесообразности применения аутсорсинга;
  • отбор аутсорсеров осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • аутсорсинг административно-управленческих процессов осуществляется на возмездной основе по контракту.

Поскольку утвержденной формы договора аутсорсинга нет, отношения между организациями регулируются договорами подряда, возмездного оказания услуг и т. п.

В рамках оптимизации

Внедрение аутсорсинга как способа оптимизации расходов учреждений, стало особенно актуальным в связи с необходимостью исполнения так называемых майских указов Президента РФ1, предусматривающих увеличение средней заработной платы работников госсектора.

Региональные и местные бюджеты оказались неспособны обеспечить поэтапное выполнение поручений, содержащихся в указах, за счет собственных доходов, что привело к необходимости поиска дополнительных мер «повышения эффективности», «оптимизации расходов» и внедрения их в процесс управления учреждениями.

Самым популярным направлением аутсорсинга в деятельности государственных (муниципальных) учреждений является аутстаффинг1 (аутсорсинг в сфере подбора персонала и предоставления рабочих мест).

В данном случае отдельные работники фактически остаются на своих рабочих местах в учреждениях и продолжают осуществлять возложенные на них трудовые обязанности, но юридически оформляются в штат иной организации (учреждения или предприятия) и находятся в трудовых отношениях с ее руководством.

Аутстаффинг позволяет сохранить трудовые гарантии работникам (они работают на условиях трудового договора, но в другой организации, на которую действие майских указов не распространяется).

Но возникает ряд вопросов, связанных с обеспечением юридической чистоты подобного трудоустройства:

1 Каким образом определяется место работы сотрудника в здании (помещении), относящемся к другой организации-работодателю и не закрепленном за этой организацией на праве оперативного управления?

2 На основании чего работники подлежат увольнению из «оптимизируемого» учреждения? И как затем принимать их на работу во вновь созданную тем же учредителем (публично-правовым образованием) организацию, основной деятельностью которой становится обслуживание подведомственного учреждения?

3 Каким образом должен оплачиваться труд работников и организаций, привлекаемых учреждением для исполнения его функций? Остановимся подробней на каждом из этих вопросов.

Динамика развития

Одним из наиболее динамично развивающихся является аутсорсинг финансовых и бухгалтерских функций. По данным международного агентства Everest Group, в этом сегменте мирового рынка аутсорсинга в 2012 г. отмечался 10%-ный рост, что позволило ему достигнуть объема в 4,3 млрд долл. США.

Совместное исследование компаний HfS Research и KPMG, проведенное в 2013 г., прогнозирует, что этот рынок будет ежегодно прирастать на 8% вплоть до 2017 г. Объем российского рынка аутсорсинга учетных функций в 2012 г. составил порядка 180 млн долл.

США, что составляет менее 1% от общемирового рынка.

Место работы

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) в трудовом договоре работника указывается место его работы. А в случаях, когда работник принимается на работу в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, трудовой договор должен содержать сведения о месте работы с указанием этого подразделения и его места нахождения.

Таким образом, под местом работы ТК РФ понимает место нахождения юридического лица (или его филиалов и представительств), с которым у работника заключен трудовой договор. Соответственно, работник не может быть, к примеру, трудоустроен в одном учреждении, а фактически работать и получать заработную плату в другом.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что вновь созданная организация (учреждение, предприятие) должна иметь тот же адрес, что и «оптимизируемое» учреждение (ведь речь идет о «переброске» зарплат, а не, собственно, людей).

То есть между двумя структурами должны как-то оформиться имущественные отношения. В силу прямого указания ч. 1 ст. 120 и ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) имущество, в т. ч. недвижимое, закрепляется за государственным (муниципальным) учреждением собственником на праве оперативного управления.

Нормативный документ

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/95188

Курс повышения квалификации Практические аспекты деятельности государственных и муниципальных учреждений

Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях (Чагин К.Г.)

  • В ходе курса рассматриваются вопросы деятельности государственных и муниципальных учреждений по оказанию государственных и муниципальных услуг, таких как: формирование и исполнение государственных (муниципальных) заданий, механизмы финансирования, платные услуги, имущественные вопросы, кадровые аспекты и многое другое.

    Для кого

    Для руководителей и сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей органов государственной власти и местного самоуправления, курирующих работу подведомственных государственных и муниципальных учреждений

    Краткое описание

    Участники курса получат ответы на вопросы и практические рекомендации по наиболее проблемным аспектам своей деятельности. Особое внимание будет уделено региональной и муниципальной практике с учетом норм, содержащихся в федеральной нормативно-правовой базе.

    Основные вопросы программы:

    1. Федеральная, региональная и муниципальная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государственных и муниципальных учреждений.
    2. Государственное (муниципальное) задание: реестры государственных (муниципальных) услуг, формирование, исполнение, корректировка, отчетность.
    3. Стандарты оказания услуг.

    4. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания: сметное финансирование казенных учреждений, определение и корректировка объема субсидии, расчет нормативов на оказание и выполнение государственных (муниципальных) услуг и работ, порядок и условия финансирования, возврат неиспользованных средств.

    5. Предоставление учреждениям субсидий на цели, не связанные с выполнением государственных (муниципальных) заданий.

    Смотреть подробную программу

    1. Федеральная, региональная и муниципальная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государственных и муниципальных учреждений.

    2. Государственное (муниципальное) задание: реестры государственных (муниципальных) услуг, формирование, исполнение, корректировка, отчетность.
    3. Стандарты оказания услуг.

    4. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания: сметное финансирование казенных учреждений, определение и корректировка объема субсидии, расчет нормативов на оказание и выполнение государственных (муниципальных) услуг и работ, порядок и условия финансирования, возврат неиспользованных средств.

    5. Предоставление учреждениям субсидий на цели, не связанные с выполнением государственных (муниципальных) заданий.
    6. План финансово-хозяйственной деятельности.
    7. Имущество учреждений: получение, управление, распоряжение.

    8. Оказание платных услуг (выполнение платных работ) в рамках государственного (муниципального) задания и сверх задания: возможности и ограничения, ценообразование, распоряжение полученными доходами.
    9. Самостоятельность руководителей учреждений в принятии финансово-управленческих решений, взаимодействие с учредителем.

    10. Контроль за деятельностью учреждений: контролирующие органы, их компетенция, порядок осуществления контроля, последствия.
    11. Независимая оценка качества услуг учреждений: общие подходы, показатели, субъекты оценки, практика, результаты.
    12. Административная и уголовная ответственность руководителей государственных и муниципальных учреждений.

    13. Закупочная деятельность государственных и муниципальных учреждений: 44-ФЗ и 223-ФЗ.
    14. Кадровые аспекты деятельности учреждений: штатное расписание, профессиональные стандарты, эффективный контракт.
    15. Конкуренция с негосударственными (немуниципальными) поставщиками государственных и муниципальных услуг.
    16. Аутсорсинг в государственных и муниципальных учреждениях: условия, выгоды, риски, проблемы.
    17. «Дорожные карты» по повышению качества и эффективности услуг, оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями.
  • Чагин Кирилл Георгиевич

    эксперт-консультант по вопросам финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений

  • Мельниченко Андрей Васильевичдиректор

    МБУ Ансамбль русской народной песни “Русский терем”

Хорошо организованный семинар, все конструктивно. Курс прошел в спокойной деловой обстановке. Спасибо.

Пащенко Ольга Александровнакоммерческий директор

ГБУ РК “Редакция газеты “Крымская газета”

Понравилась программа семинара, преподаватели-профессионалы в своей сфере, знание законодательства и практическое применение очень помогло разобраться в наших вопросах. Спасибо!

Матюченко Наталья Николаевнаглавный бухгалтер

ГБУ РК “Редакция газеты “Крымская газета”

Профессионально подготовлен данный семинар, и очень нравится в принципе у вас учиться.

Все отзывы о курсе

Источник: http://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/22543.aspx

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.