Благоустройство территории: нюансы налогового и бухгалтерского учета (Орлова Е.)

Содержание

Благоустройство территории: какие расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль

Благоустройство территории: нюансы налогового и бухгалтерского учета (Орлова Е.)

Челябинским компаниям придется позаботиться о состоянии территории, прилегающей к их офисным, производственным или торговым зданиям – так считает руководство областного центра. Иными словами, организации должны самостоятельно создавать объекты внешнего благоустройства: клумбы, газоны, автостоянки, ограждения и пр.

При этом правомерность уменьшения налогооблагаемого дохода на расходы, связанные с созданием таких объектов, вызывает множество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Рассмотрим несколько ситуаций, при которых могут быть созданы объекты внешнего благоустройства территории, и проанализируем правомерность отражения затрат на такое благоустройство в налоговом учете.

Понятие объектов внешнего благоустройства

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «благоустройство территории», поэтому на практике налогоплательщики и налоговые органы руководствуются его общепринятым значением, приведенным в разъяснениях Министерства финансов РФ. Так, в письме Минфина РФ от 4 декабря 2008 г.

№ 03-03-06/4/94 под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются затраты, не связанные с коммерческой деятельностью организации и направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Они не относятся непосредственно к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и могут включать в себя следующие затраты:

  • на устройство дорожек, скамеек, газонов, посадку деревьев и кустарников;
  • на возведение ограждения земельного участка;
  • на устройство площадок для стоянки автомобилей;
  • на установку фонарей уличного освещения и т.п.

В настоящее время нет однозначной позиции по учету расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства. Порядок их учета зависит от ситуации, при которой создается объект. Рассмотрим отдельные ситуации более подробно.

Ситуация № 1. Обязанность создавать объекты внешнего благоустройства предусмотрена в нормативных актах     

Иногда создание объектов внешнего благоустройства является обязательным в силу нормативно-правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В данном случае, по мнению чиновников, затраты, понесенные организацией, являются экономически обоснованными и учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Московского округа от 26 января 2009 г.

№ КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16. В указанном постановлении суд исходил из того, что требования о проведении благоустройства и озеленения территории предусмотрены в нормативных актах и необходимы для сдачи в эксплуатацию объектов недвижимости и регистрации прав собственности на них.

Такой же позиции придерживаются и другие арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29, ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08).

Таким образом, если расходы по благоустройству произведены организацией в соответствии с требованиями законодательства, то они учитываются в целях исчисления налога на прибыль организации.

Ситуация № 2. Создание объектов на территории санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений     

Для данных организаций особенно важно наличие на их территории большого количества фитозон и объектов внешнего благоустройства, таких как декоративные бассейны, фонтаны, дорожки, клумбы, беседки и пр. Очевидно, что устройство таких объектов напрямую связано с деятельностью организаций. Чем привлекательнее территория, тем больше шансов для компании увеличить количество клиентов и оказать им качественные услуги.Сотрудники финансового ведомства считают, что затраты на благоустройство территории для санаториев, оздоровительных центров, отелей, домов отдыха, парков развлечений и т.д. самым непосредственным образом связаны с получением дохода и могут учитываться при исчислении налога на прибыль (письма Минфина РФ от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94).Отметим, что суды придерживаются аналогичной позиции. Так, в постановлениях ФАС Московского округа от 4 апреля 2006 г. № КА-А40/2276-06-2, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3 суды пришли к выводу, что осуществленные организациями затраты на благоустройство соответствуют установленным п.1 ст.252 НК РФ условиям и правомерно отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.Соответственно, в данном случае отражение в налоговом учете расходов на создание объектов внешнего благоустройства также является правомерным.

Ситуация № 3. Создание объектов внешнего благоустройства не обусловлено законодательными актами и напрямую не связано с получением прибыли

Такая ситуация вызывает на практике наибольшее количество споров. По мнению Минфина РФ, если затраты напрямую не связаны с деятельностью, направленной на получение прибыли, то онине уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку не соответствуют требованиям ст.252 НК РФ (см., например, письмо от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745). Однако арбитражные суды придерживаются иной точки зрения. В постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А41/14082-07 по делу № А41-К2-5321/07 отражено, что объекты внешнего благоустройства способствуют извлечению доходов. Следовательно, учет расходов на создание объектов внешнего благоустройства при исчислении налогооблагаемой прибыли обоснован. В постановлении ФАС МО от 11 декабря 2008 г. № КА-А40/11445-08 арбитры указали, что создание объектов внешнего благоустройства формирует положительный имидж организации и влечет увеличение спроса на реализуемую продукцию.

ПРИМЕР
На окраине города инвестор профинансировал строительство крупного торгового центра. Здание расположено в нескольких десятках метров от оживленной автомагистрали.

Однако помня, что расходы на асфальтирование, ограждение и освещение стоянки для автомобилей и укладку брусчатки возле входа в магазин нельзя включить в налоговые расходы, инвестор отказался от выполнения этих работ.

Торговый центр введен в эксплуатацию, ассортимент товаров разнообразен и соответствует требованиям потребителей, но размер получаемых доходов невелик по понятным причинам.

Ведь немногие потенциальные покупатели готовы оставлять свои автомобили на пустыре и передвигаться пешком по неухоженной дорожке. А если добавить к этому дождь или темное время суток, то никакие самый современный дизайн, широчайший ассортимент и низкие цены не смогут привлечь покупателей в этот гипермаркет.

Полагаем, в рассматриваемой ситуации можно говорить о том, что расходы на благоустройство территории связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, и экономически обоснованны.

Заметим, что арбитражные судьи, в отличие от налоговиков, при вынесении решения исходят из конкретных обстоятельств и учитывают специфику деятельности предприятия.

Анализ имеющейся на сегодня арбитражной практики позволяет утверждать, что при осуществлении расходов, направленных на получение доходов и связанных с коммерческой деятельностью организации (как в рассмотренном нами примере с торговым центром), у налогоплательщика есть шанс отстоять свою правоту в суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!       
Если организация произвела затраты на устройство декоративного ограждения, то с большой долей вероятности можно утверждать, что и налоговики, и судьи не разрешат учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. Постановление ФАС ВВО от 15 марта 2006 г. № А29-1822/2005а).

    

Необходимо также указать, что при отсутствии нормативно установленных критериев экономической оправданности расходов налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов их обоснования.

Главный признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль,– их связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Поэтому в качестве обоснования может служить, например, справка об увеличении доходов организации, подтвержденная данными соответствующей налоговой или бухгалтерской отчетности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. № А74-1116/05-Ф02-5492/05-С1).

Влияние источников финансирования на порядок учета расходов, направленных на создание объектов внешнего благоустройства  

Помимо рассмотренных факторов, при решении вопроса о правомерности учета расходов на  создание объектов внешнего благоустройства следует проанализировать еще один – источник финансирования.Напомним, что согласно пп.4 п.2 ст.

256 НК РФ установлен запрет на амортизацию таких видов имущества, как объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты.

Как видим, норма сформулирована не вполне удачно, в связи с чем могут возникнуть следующие вопросы:  — какие объекты следует считать аналогичными? — является ли бюджетное (целевое) финансирование критерием для применения этой нормы?По мнению контролирующих органов, буквальное прочтение данных положений позволяет сделать вывод о том, что объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя независимо от источников финансирования (см. письма Минфина от 12 августа 2008 г. № 03-03-06/1/461, от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94, от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745).  

У арбитров по данному вопросу другое мнение. Согласно пп.4 п.2 ст.256 НК РФ, объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации только в том случае, если они сооружены с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования. Следовательно, объекты, созданные за счет иных средств (например, собственных ресурсов организации), амортизировать можно (см. постановления ФАС Поволжского округа от 28 августа 2008 г. № А65-20868/07, ФАС Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 г. № А56-4910/20070, ФАС Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08).

По нашему мнению, позицию Минфина РФ нельзя назвать логичной и обоснованной. Формулировка пп.4 п.2 ст.256 НК РФ расплывчата и допускает двойное толкование.

Не вполне понятно, к каким объектам относится условие о бюджетном финансировании – только к объектам дорожного хозяйства или же оно распространяется и на иные объекты.В данном случае налогоплательщик может руководствоваться нормой п.7 ст.

3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, при исчислении налога на прибыль организация вправе учитывать любые расходы, осуществляемые ею в рамках деятельности, направленной на получение дохода (за исключением расходов, перечисленных в ст.270 НК РФ), при условии, что они экономически обоснованны и документально подтверждены (п.1 ст.252 п.49 ст.264 НК РФ).

Вывод  

Все изложенное выше позволяет сделать следующий вывод: расходы на асфальтирование, бетонирование, ремонт дорог, площадок, тротуаров, создание и ремонт осветительной сети, посадку деревьев и кустарников, посев газонов могут учитываться при налогообложении прибыли только в случае их экономического обоснования и при наличии подтверждающих документов.В большинстве случаев экономическое обоснование расходов по благоустройству следует искать в нормативных актах, предписаниях местных органов власти либо в условиях заключенных договоров, например, договорах аренды земельного участка. Если обязанность по созданию объектов внешнего благоустройства в перечисленных документах не предусмотрена, то аргументы, подтверждающие обоснованность расходов, следует искать в решениях арбитражных судов, вынесенных в пользу налогоплательщиков.

Другие материалы по теме : налоговые споры

Оксана Дурова,старший консультант отдела бухгалтерского

и налогового консалтинга ГК «ВнешЭкономАудит»,

для журнала «Практикум бухгалтера Челябинской области»

Челябинск , январь 2011 г.

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov_/bukhgalterskij-uchet-nalogi_/blagoustrojstvo-territorii-kakie-raskhody-mozhno-u/

Благоустройство территории. Учитываем затраты

Благоустройство территории: нюансы налогового и бухгалтерского учета (Орлова Е.)
15 Февраля, 2016

В Налоговом кодексе нет понятия «благоустройство территории». Но оно есть в других документах: в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, СНиП III-10-75, СНиП 12-01-2004 и т. д.

Под благоустройством понимают комплекс работ, для того чтобы содержать в порядке территорию и размещать на ней необходимые объекты. Цель таких работ – обеспечить комфортные условия проживания, поддерживать и улучшать санитарное и эстетическое состояние территории.

К благоустройству, в частности, относят виды работ, которые позволяют: – подготовить территорию к застройке; – обустроить внутриквартальные проезды, тротуары, пешеходные дорожки, площадки, ограды, открытые спортивные сооружения; – оборудовать места отдыха и озеленить дворы.

Данные нормы распространяются на жилые, гражданские, культурно-бытовые и промышленно-производственные строения.

Благоустройство своей территории

Вопрос об учете затрат на благоустройство не урегулирован. И это вызывает многочисленные споры.

Позиция чиновников

Налоговики руководствуются позицией финансового ведомства. Согласно ей, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимают затраты, направленные на то, чтобы создать удобное пространство на территории организации. Такие расходы непосредственно не относятся к производственным зданиям и сооружениям и напрямую с коммерческой деятельностью компании не связаны.

https://www.youtube.com/watch?v=DEElwndhmGE

Иными словами, чиновники считают, что затраты прибыль не уменьшают. Так как с деятельностью, направленной на получение дохода, они не связаны. А значит, не соответствуют критериям расходов, которые установлены в статье 252 НК РФ.

Налоговые споры в основном связаны с расходами в виде озеленения, освещения, ограждения территории. А также создания автостоянок, парковок, подъездных путей, погрузочно-разгрузочных площадок и пр.

По мнению Минфина, все эти активы не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли. Поскольку это объекты внешнего благоустройства. И, согласно ОКОФ, к основным фондам они не относятся (письмо от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487). Соответственно налоговики признают все указанные затраты необоснованными.

А можно ли расходы учесть в первоначальной стоимости основного объекта, если они заложены в смете?

И снова чиновники против. Они говорят, что дорожки, газоны, подсветка и т. д. – это самостоятельные объекты внешнего благоустройства. Поэтому, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ, амортизировать их нельзя (письма УФНС по г. Москве от 21 декабря 2011 г. № 16–15/123392, Минфина России от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201).

Арбитражная практика

Суды же часто приходят к выводу, что расходы на благоустройство обоснованны. Объясняют они это тем, что данные работы являются частью строительного процесса. И что они создают положительный имидж организации. А это напрямую связано с извлечением прибыли.

У компании есть шанс учесть расходы на благоустройство, если они экономически обоснованны. И документы подтверждают их связь с коммерческой деятельностью.

Обосновать такие затраты можно требованиями законов, санитарных норм и правил, актов местных органов власти. Ведь требование благоустроить территорию обязательно для строительных организаций.

Учесть затраты можно одним из способов:

– через амортизацию, то есть включить благоустройство в стоимость строящегося объекта, когда затраты компания произвела до ввода здания в эксплуатацию (п. 1 ст. 256 НК РФ):

– единовременно в составе прочих расходов в том периоде, когда компания благоустроила территорию, если затраты непосредственно со строительством не связаны либо их произвели после ввода здания в эксплуатацию (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Но необходимо иметь в виду, что в каждом из этих случаев возможны споры с налоговиками. Если убедить их не удастся, организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде.

Примеры положительных для налогоплательщиков судебных решений – в таблице ниже.

Судебные решения в поддержку организаций

Документ Вывод суда
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2012 г. по делу № А03-2989/2012 Затраты на благоустройство включены в расходы обоснованно, в том числе и через амортизацию
Постановления ФАС Уральского округа от 16 июля 2012 г. № Ф09-5675/12, от 25 ноября 2010 г. № Ф09-8966/10-С3 и от 14 января 2010 г. № Ф09-10855/09-С2
Постановления ФАС Московского округа от 31 мая 2011 г. № КА-А40/4466-11-2 и от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670–11

Благоустройство при строительстве объекта не для себя

Если компания-застройщик строит объект за счет средств инвесторов, то результат работ по благоустройству она передает им вместе с построенным объектом.

Бухучет

Застройщик включает расходы на благоустройство в стоимость основного объекта (письмо Минфина России от 25 мая 2007 г. № 03-03-06/1/309):

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)

– учтены в стоимости строительства расходы на благоустройство.

Как правило, такое благоустройство обязательно в силу закона. И без него основной объект нельзя ввести в эксплуатацию. Поэтому у инвестора такие расходы увеличивают капвложения в него (п. 8 ПБУ 6/01).

ООО «Старт» (инвестор) финансирует строительство бизнес-центра, который будет сдавать в аренду.

https://www.youtube.com/watch?v=RlsqiB4Jjsc

Застройщик озеленил территорию, чтобы компенсировать вырубленные насаждения. Общая сумма затрат на строительство – 60 062 000 руб. (в том числе НДС – 9 162 000 руб.). Из них затраты на благоустройство – посадку 50 деревьев и кустарников составили 1 062 000 руб. (в том числе НДС – 162 000 руб.).

Затраты на благоустройство относят к расходам на строительство основного объекта.

Инвестор перечислил застройщику деньги в мае 2014 года. Застройщик выполнил работы по озеленению до сдачи здания и учел их при формировании стоимости бизнес-центра. По окончании работ в феврале 2016 года он передал инвестору построенный объект по акту вместе с результатом работ по благоустройству.

Инвестор ООО «Старт» отразил операции в бухучете следующими записями.

В мае 2014 года:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 60 062 000 руб. – перечислены деньги застройщику на строительство.

В феврале 2016 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 76

– 50 900 000 руб. (60 062 000 – 9 162 000) – принят от застройщика бизнес-центр вместе с благоустройством территории;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– 9 162 000 руб. – выделен входной НДС, предъявленный застройщиком;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 9 162 000 руб. – принят к вычету НДС по построенному зданию.

Налоговый учет

Для компаний на общей системе есть тонкости в налоге на прибыль и НДС.

Налог на прибыль. Особенности налогообложения существуют и для застройщика, и для инвестора.

У застройщика. Деньги, которые он получил, чтобы благоустроить территорию, – это средства целевого финансирования, как и все суммы, полученные от инвестора на строительство объекта. Следовательно, при расчете налога на прибыль компания ни в доходах, ни в расходах их не отражает.

У инвестора порядок учета расходов на благоустройство зависит от нескольких факторов:

1) в качестве какого актива учтен построенный объект (как основное средство или как готовая продукция – у инвестора-застройщика);

2) как связаны затраты на благоустройство с основным объектом строительства исходя из условий договора (неразрывно или они создают отдельный объект внешнего благоустройства).

В первом случае расходы на благоустройство, как правило, непосредственно связаны с основным объектом и носят обязательный характер. То есть работы выполнены в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности.

Если объект строительства для инвестора – это основное средство, то затраты на благоустройство он включает в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если у инвестора-застройщика – это готовая продукция, то есть объект предназначен для продажи, то расходы на благоустройство также формируют его стоимость. И при реализации затраты на создание объекта, включая стоимость благоустройства, организация учтет в расходах на основании пункта 2 статьи 318 НК РФ.

Во втором случае в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты. Их придется включить в состав амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость. Как инвестору принять к вычету НДС по расходам на благоустройство территории при строительстве?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Арбитражная практика свидетельствует, что при проверках инспекторы выступают против вычета НДС по таким расходам. Но суды нередко поддерживают организации (постановление ФАС Уральского округа от 16 июля 2012 г.

№ Ф09-5675/12). Так, они признают вычет правомерным, когда благоустройство территории вокруг строящегося здания предусмотрено законами. А также когда объекты благоустройства используют в производственных целях и они способствуют извлечению дохода.

Так что если компания решит принять к вычету НДС по расходам на благоустройство, она должна быть готова отстаивать свое решение в суде.

Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/articles/blagoustroystvo-territorii-uchityvaem-zatraty/

Проблемы бухгалтерского и налогового учета лесных платежей | Бизнес-класс Архангельск

Благоустройство территории: нюансы налогового и бухгалтерского учета (Орлова Е.)

Леспромхоз осуществляет заготовку древесины по договорам аренды участков лесного фонда. Ежегодно арендатор (леспромхоз) начисление арендной платы отражается проводкой Д-т 97 «Расходы будущих периодов» К-т 68 «Арендная плата за лесной фонд».

Списание арендной платы на затраты производится пропорционально объемам фактически заготовленной древесины.

Но … при такой схеме списания арендной платы у предприятия  часто возникают переходящие остатки лесного платежа, возникающие в результате того, что  древесина фактически с арендуемого лесного участка в установленные сроки заготовлена не в полном объеме.

Как следует осуществлять учет и списание платежей за аренду лесного фонда  в бухгалтерском и в налоговом учете? Как правильно списать остаток платежей арендной платы по переходящим (не заготовленным) остаткам лесного фонда в бухгалтерском и налоговом учете? И можно ли списывать данные платежи ежемесячно на повременной основе … или вообще отказаться от применения счета 97 «Расходы будущих периодов»?

Начнем свой ответ с описания нами сути вопроса. На наш взгляд, экономическая сущность арендной платы за пользование лесного фонда заключается в том, что одна сторона договора (лесхоз) отдает в аренду лесной участок, имеющий на своей площади определенный объем лесфонда под изъятие, т.е.

под лесозаготовку, на определенное время и за определенную плату. А лесозаготовительное предприятие обязуется на этом лесном участке в определенное договором время производить рубку (изъятие) указанного леса. Т.е. подчеркнем, прежде всего, что отношения сторон основываются именно на договоре аренды.

  А он в момент его подписания, как все договоры вообще, является своего рода намерением сторон. Как произойдет фактически, покажет лишь время. Т.к.

, вполне возможно, что, если неблагоприятно сложатся факторы, оказывающие очень серьезное влияние на процесс лесозаготовки (такие важные как, например, погода, которая иногда может перечеркнуть все планы и намерения лесозаготовителя по поводу успешной лесозаготовки), и лесозаготовителю не удастся в установленный срок освоить всю отведенную ему лесосеку. Но … при этом все арендные платежи за эту лесосеку лесозаготовительное предприятия по условиям договора уже внесло.

Следовательно, заключая данный договор, предприятие вносит арендную плату, по сути, не за древесину, а за право её заготовки на этом участке и указанном объеме.

Заметим, что по данному договору лесфонд арендатору не продается, хотя ставка аренды и рассчитывается исходя из объема кубометров в лесосеке. Почему? На наш взгляд именно потому, что, возможно, заготовить отведенный лесфонд лесозаготовителю в полном объеме и не удастся.

Поэтому арендные лесные платежи, по сути, являются платой лесозаготовителя не за лес, а за право заготовки леса в установленное время на отведенной площади.

Значит, арендные платежи, как расходы лесозаготовителя, связанные с процессом лесозаготовки, должны увеличивать стоимость  фактически заготовленной лесозаготовителем древесины, а не ложиться бременем на весь объем древесины, которую теоретически он мог бы заготовить, если все сложится удачно.

Порядок бухгалтерского учета:

В целях бухгалтерского учета, в соответствии с п.65 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденному приказом Министерства Финансов  РФ от 29 июля 1998 г.

N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно или пропорционально объему заготовленной продукции, или равномерно по времени, отведенному для освоения лесосеки) в течение периода, к которому они относятся. Выбранный  способ следует закрепить в своей учетной политике.

Кроме того, следует учитывать положения «Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса», утвержденные 26.12.2002г.. Согласно п.

46 части 1 раздела 4 вышеназванных Методических рекомендаций, в бухучете лесные подати и плата за аренду лесов зачисляется на счет 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывается на счет 20 «Основное производство» по мере фактической вырубки лесосечного фонда. Обращаю Ваше внимание на то, что документ этот обязателен к применению всеми лесозаготовителями как отраслевой нормативный документ, но …. в вышеназванном документе речь идет только о бухгалтерском учете, и правила налогового учета этот документ не регламентирует, да и не может регламентировать по своему статусу.

а основании выше изложенного, по нашему мнению, леспромхозам в бухгалтерском учете, несомненно, следует использовать 97 счет «Расходы будущих периодов», распределять и признавать эти расходы рекомендуем по тем же мотивам, которые изложены в этом документе — по объему вырубаемой древесины.

Что касается учета остатка так и не списанной в полном объеме на затраты платежей по арендной плате по ранее действующим арендным договорам, то, по нашему мнению, в целях бухгалтерского учета их можно списать в затраты  в составе прочих расходов на основании п.12 ПБУ 10/99 путем списания оставшейся суммы арендной платы со счета 97 в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы» на момент прекращения действия договора аренды. Эти платежи ни в коем случае не должны годами зависать на остатках 97 счета.

Порядок налогового учета:

По нашему мнению, в данном вопросе все зависит от позиции налогоплательщика к этим расходам, которую он отразит в своей учетной политике для целей налогообложения. Согласно положениям п.1 ст.

318 НК РФ, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Кроме того, в статье указано, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров.

На наш взгляд, арендные лесные платежи не относятся к прямым материальным затратам, т.к.

, повторимся, по нашему мнению, это скорее плата за возможность заготовки определенного объема древесины в установленное время на установленном участке, а не плата за объем проданной древесины.

Если бы это была просто плата за отведенный к рубке объем древесины, то тогда это был бы не договор аренды, а договор купли продажи. А в рассматриваемом нами арендном договоре, кроме объема лесосеки вводится еще один важный параметр — время, т.е.

в договоре явно прослеживается аспект неопределенности и условности. Возможно, все сложится и в отведенное время, и предприятию удастся срубить весь объем, отведенного для рубки лесфонда, а возможно нет. На это влияют множество факторов, от природных до человеческих.

При этом в п.2 ст.318 НК РФ указано, что сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего периода.

А прямые расходы относятся к расходам текущего периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены, т.е. прямые расходы в отличие от косвенных учитываются в составе себестоимости готовой продукции, т.е.

фактически заготовленной древесины.

Следовательно, если расходы по арендной плате лесного фонда в целях налогового учета будут учитываться налогоплательщиком в составе прямых материальных расходов, то и списывать их можно лишь на увеличение себестоимости фактически заготовленной древесины, пропорционально объемам фактической вырубки леса, и относить в уменьшение налогооблагаемой прибыли необходимо будет лишь по мере реализации этой древесины.

А если расходы по арендной плате лесного фонда в целях налогового учета будут учитываться налогоплательщиком в составе косвенных расходов (а на наш взгляд для этого есть все снования по мотивам, изложенным нами выше), то и списывать вышеназванные арендные платежи в уменьшение налогооблагаемой прибыли можно будет непосредственно по мере производства платежей по графику платежей, предусмотренному в договоре аренды лесосеки (в том периоде, в котором проведена оплата) на основании пп.10, п.1 ст.264 НК РФ.

При этом необходимо учесть следующий аспект: если графика платежей в договоре аренды лесосеки не будет предусмотрено, а оплата будет проводиться одним платежом на весь срок аренды, то тогда эти косвенные расходы все же нельзя будет принимать к налоговому учету единовременно, а необходимо будет их распределять.

Но заметьте, порядок распределения таких расходов для целей налогообложения в этом случае налогоплательщик также может определять для себя самостоятельно. Вышеназванные Методические рекомендации для целей налогового учета, как мы уже говорили выше, на наш взгляд, не действуют. Т.е.

на наш взгляд, совсем не обязательно принимать в качестве базы для распределения объем фактически заготовленной древесины, который почти всегда приводит к нераспределенным остаткам, а рекомендуем принять за базу распределение по фактору времени, отведенного договором на лесозаготовку.

Тогда все эти расходы при налогообложении без проблем будут списываться на затраты при налогообложении равномерными суммами по сроку аренды, а не по объему заготовленной древесины. Что позволит лесозаготовительному предприятию избежать «очень болезненных» нераспределенных остатков.

И, самое главное, правильно, экономически обоснованно и оправданно сформировать свой финансовый результат, отнести фактически понесенные им в налоговом периоде и документально подтвержденные арендные платежи в затраты в составе косвенных расходов, связанные с производством товаров, понесенных им налоговом периоде.

Что касается учета остатка ранее несписанной арендной платы по ранее действующим  договорам, то по нашему мнению, в налоговом учете данная сумма тоже может уменьшать сформированную Вами налогооблагаемую прибыль, но такая точка зрения почти гарантированно приведет к спору с налоговой инспекцией, который придется решать в суде. Поэтому Вам следует взвесить все налоговые риски.

Наши выводы по вопросам налогообложения основываются на следующих требованиях нормативных актов. В соответствии с требованиями ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В соответствии с положениями ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и  косвенные.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг.

Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль, данные расходы, если они будут признаны Вами как прямые, следует принимать для целей налогообложения пропорционально объемам фактически заготовленной древесины. В таком случае будет выполняться критерий экономической обоснованности, установленный ст. 252 НК РФ.

К прямым расходам могут быть (обратите внимание на вероятностный характер фразы законодателя – МОГУТ БЫТЬ, т.е. не всегда это обязательно) отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса. А в соответствии с п.п.1 п.

1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты  на приобретение сырья.  Но, по нашему мнению, арендные лесные платежи за право пользования лесным фондом не обязательно относить к данной категории расходов. На наш взгляд, арендные лесные платежи, нельзя однозначно считать платой за сырье, т.к. это арендные платежи, т.е.

платежи не за сырье как таковое, а платежи за возможность доступа к этому сырью с целью его заготовки. Для лесозаготовителя сырьем является древесина, а лесфонд, растущий в делянке на корню это еще не древесина – это живой лес, который государство разрешило срубить. Древесиной, т.е. сырьем, лес становится лишь тогда, когда его фактически срубит и вывезет с делянки лесозаготовитель.

Повторимся, на наш взгляд, именно в этом месте заключен ключ к решению всех налоговых аспектов этого сложного вопроса.

Источник: https://bclass.ru/vlast/sovety_auditora/problemy_bukhgalterskogo_i_nalogovogo_ucheta_lesnykh_platezhey/

Расходы на благоустройство территории. Налог на прибыль, учет

Благоустройство территории: нюансы налогового и бухгалтерского учета (Орлова Е.)

Благоустройство территории – это не только право, но и обязанность учреждения. Процесс предполагает сопутствующие расходы. Их нужно правильно учитывать. Нюансы учета зависят от того, что именно проводится в рамках процедуры благоустройства.

Направления расходования

Что именно понимается под благоустройством? Это совокупность мероприятий по освещению, озеленению, возведению новых объектов. Рассмотрим базовые направления благоустройства:

  • Подготовка территории, обеспечение ее сохранности.
  • Посадка растений.
  • Установка ограждений.
  • Сооружение малых объектов.
  • Установка спортивного оборудования.
  • Установка освещения.
  • Монтаж рекламных и информационных стендов.
  • Сооружение некапитальных объектов.
  • Улучшение наружного вида имеющихся зданий.
  • Создание пешеходных переходов и проездов для транспорта.

Приведем популярные работы: асфальтирование, обустройство газонов и клумб, установка скамеек и фонарей, укладка плитки. Точный перечень работ, входящих в благоустройство территории, в законе не оговорен.

Расходы по этим направлениям работ считаются расходами по благоустройству территории.

По мнению Минфина (письма №03-03-06/1/35, №03-03-06/1/443 от 7 июля 2009 года), соответствующими тратами при определении налога на прибыль считаются расходы на традиционное благоустройство.

То есть это усилия, направленные на организацию удобства на территории фирмы. Рассматриваемые траты не связаны с извлечением прибыли.

Учет трат на возведение объектов

Под объектами могут пониматься ограждения, скамьи, фонтаны, фонари. Рассмотрим виды объектов и их коды по ОКОФ:

  • Тротуарная плитка – 120001090.
  • Металлические ограждения – 123697050.
  • Прочие ограждения – 124540000.
  • Фонтаны – 120001090.
  • Скамейки – 163612560.

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что объекты с любой стоимостью будут приниматься к учету в составе основных средств (ОС) при выполнении этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации составляет более года.
  • Эксплуатация на основании оперативного руководства.
  • Участие в исполнении услуг, функций, обеспечении нужд руководства.

Расходы на создание объектов, соответствующих приведенным условиям, помещаются на эти счета:

  • 010611310 – для бюджетных субъектов.
  • 010611000 – для автономных субъектов.

Объекты помещаются на счета по их первоначальной стоимости. Для учета используются эти проводки:

  • ДТ2 106 11 310 КТ2 302 31 730. Вклады в возведение объекта, относящегося к ОС.
  • ДТ2 101 13 310 КТ2 106 11 310. Принятие объекта к бухучету.
  • ДТ2 302 31 830 КТ2 201 11 610. Подрядчику переведены деньги за сооружение объекта.
  • ДТ2 109 80 271 КТ2 104 13 410. Учет стоимости в накладных тратах.

Основными первичными документами будут договор с поставщиком и квитанции.

Финансирование деятельности по благоустройству

Благоустройство территории может выполняться за счет средств бюджета, собственных денег компании, субсидий, целевого финансирования. Размер субсидии, а также ее получатели определяются на базе этих документов:

  • Заявки, в которых есть информация о наличии у субъекта проектно-сметных бумаг.
  • Копии документов, подтверждающих права собственности на благоустраиваемую территорию.
  • Данные об уже исполненных работах, выполняемых на основании договора.

Рассмотрим конкретные мероприятия и статьи расходов КОСГУ по ним:

  • Статья 225. Уборка территории, уход за многолетними растениями.
  • Статья 226. Оформление сметных бумаг по благоустройству, монтаж и возведение.
  • Статья 310. Возведение и реконструкция объектов, покупка новых (ограждения, скамейки).
  • Статья 340. Покупка сырья и инструментов для благоустройства, покупка посадочного сырья для насаждений, перчаток и прочих расходных материалов.

Соответствующий порядок использования классификации установлен Приказом Минфина №65н от 1 июля 2013 года.

Бухучет отдельных работ

Обустройство дорог регулируется Письмом Минфина №02-06-10/39403 от 23 сентября 2013 года. В пункте 45 Инструкции №157н инвентарные объекты ОС учитываются на базе положений Классификатора фондов ОК 013-94, установленного Постановлением Госстандарта №359 от 26 декабря 1994 года.

В этом Классификаторе указано, что асфальтирование и обустройство дорог будет учитываться в составе ОС. Они могут учитываться в составе прочих конструкций, не входящих в другие группы (код 12 0001090).

То есть объекты благоустройства (в том числе дороги) будут учитываться в структуре ОС на счете 0 101 03 000.

Если дороги и площадки отличаются аналогичным назначением и сроком полезной эксплуатации, требуется учитывать их как группу объектов. Данные по каждому сооружению фиксируются в инвентарной карточке ОС. Однако специалисты рекомендуют учитывать площадки с самостоятельным назначением (к примеру, парковки) отдельно.

ВНИМАНИЕ! Все нюансы бухучета нужно прописать в актах организации.

Используемые проводки

При финансировании благоустройства территории применяются эти проводки:

  • ДТ5 201 11 510 КТ5 205 81 660. Поступление субсидии.
  • ДТ5 302 31 830 КТ5 201 11 610. Окончательный расчет после исполнения всех работ.
  • ДТ4 101 13 310 КТ4 106 11 310. Принятие объекта в состав ОС.
  • ДТ5 205 81 560 КТ5 401 10 180. Начисление дохода от переведенной субсидии или финансирования.

Если объект уже имеется и асфальтирование выполняется для улучшения эксплуатационных качеств, расходы помещаются на подстатью 225.

Озеленение

В ОКОФ указано, что насаждения принадлежат к ОС. При такой форме благоустройства используются эти проводки:

  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка саженцев многолетних посадок.
  • ДТ2 105 36 000 КТ2 201 11 000. Покупка рассады однолетних посадок.
  • ДТ2 109 80 272 КТ2 105 36 000. Списание стоимости однолетних насаждений.

Первичными документами будут являться чеки и квитанции.

Особенности налогообложения

Траты на благоустройство нельзя включать в базу по налогу на прибыль. Эти траты также не связаны с производственными зданиями, коммерческой деятельностью.

Подъездные пути, нужные для обеспечения коммерческой деятельности, будут амортизироваться на основании пункта 1 статьи 256 НК РФ.

Однако амортизируемым имуществом не будут считаться объекты, которые возводились с привлечением субсидий или финансирования из средств бюджета.

Организация сетей наружного освещения не будет относиться к перечню, оговоренному в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. Следовательно, на них может начисляться амортизация.

Ливневая канализация нужна для обеспечения эксплуатации основной постройки. То есть расходы на ее создание отвечают положениям 252 НК РФ, поэтому канализация является амортизируемым имуществом.

Учреждение должно учитывать траты на благоустройство. Учет расходов в целях налогообложения осуществляется тогда, когда они связаны с деятельностью организации. Фирма должна подтвердить все траты документами, а также обосновать их на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Амортизация на объекты, возведенные в рамках благоустройства территории, будет начисляться в стандартном порядке.

Учет некапитальных трат

Некапитальные расходы – это траты, не связанные с непосредственными нуждами. То есть это благоустройство, выполняемое с эстетическими целями. Проводки будут такими:

  • ДТ91.2 КТ60. Акт сдачи-приемки исполненных работ.
  • ДТ19 КТ60. Выделение НДС.
  • ДТ91.2 КТ19. Списание НДС.
  • ДТ60 КТ51. Оплата услуг сторонних компаний.

Траты не будут признаваться в целях налогообложения, так как они не связаны с деятельностью фирмы напрямую.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/rashodov-na-blagoustrojstvo-territorii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.