+7(499)495-49-41

Бюджетные субсидии для бизнеса: особенности применения НДС (Малышко В.)

Содержание

Субсидия и НДС

Бюджетные субсидии для бизнеса: особенности применения НДС (Малышко В.)

Итак, начнем с норм Налогового кодекса. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст.

146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

А в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, реализацией товаров (работ, услуг) является также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица (оказание услуг одним лицом другому лицу) на безвозмездной основе.

Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) происходит в том случае, когда налогоплательщик и другое лицо совершают сделку, являющуюся основанием для передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Двух- и многосторонние сделки об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей являются договорами (п. 1 ст. 154, п. 1 ст.

420 ГК РФ). Договоры могут быть возмездными, когда сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, и безвозмездными, когда одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Следовательно, реализация товаров, работ, услуг и, соответственно, объект обложения НДС возникают в случае исполнения налогоплательщиком обязательств по гражданско-правовому договору (например, договору подряда, оказания услуг, заключенному с заказчиком, для которого выполняются соответствующие работы (оказываются услуги)).

Являются ли отношения между учредителем и АУ сделкой?

Согласно п. 1 ст.

2 Закона об автономных учреждениях АУ создается публично-правовым образованием (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в определенных сферах.

Деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых АУ создано, является его основной (п. 1 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).

В соответствии с этой основной деятельностью учредитель выдает АУ задание, в рамках реализации которого учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Речь идет о государственном (муниципальном) задании, которым в соответствии со ст.

6 БК РФ признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). В свою очередь, государственными (муниципальными) являются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Задание должно содержать:

– выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

– показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

– порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

– требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

А задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам дополнительно должно содержать:

– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

– порядок оказания соответствующих услуг;

– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Таким образом, учредитель выдает АУ задание на то, чтобы оно выполнило отдельные работы (оказало услуги). При этом категории потребителей (физических и юридических лиц) могут быть как определены, так и не определены в задании. Это связано с тем, что в некоторых случаях услуги оказываются не конкретным потребителям (физическим или юридическим лицам), а обществу (государству) в целом.

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидий на основании соглашения, заключаемого между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий. Соглашение, как правило, является приложением к заданию.

Субсидии предоставляются АУ на основе сводной бюджетной росписи в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до учредителя, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, для исполнения бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Бюджетными обязательствами согласно ст.

6 БК РФ являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В свою очередь, расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Таким образом, учредитель (либо орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя), выделяя АУ субсидии, тем самым исполняет бюджетное обязательство в целях эффективной реализации соответствующей публично-правовой функции государства. Получается, соглашение, заключаемое между учредителем и АУ о порядке и условиях предоставления субсидий с целью выполнения государственного (муниципального) задания, не является договором (двухсторонней сделкой), в рамках которого выполняются работы (оказываются услуги), следовательно, субсидии не признаются оплатой работ (услуг).

Что такое субсидия?

Убедиться в том, что субсидии не являются оплатой работ (услуг), можно еще и таким образом. На основании ст. 69.

1 БК РФ ассигнования на предоставление субсидий АУ, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам, относятся к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Субсидии выделяются на возмещение нормативных затрат:

– на оказание АУ услуг (выполнение работ);

– на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных для этих целей (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Кроме того, субсидии могут быть выделены на приобретение недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Автономное учреждение расходование субсидий осуществляет самостоятельно, главное для него – выполнить задание, то есть затраты, производимые за счет субсидий, должны быть прямо или косвенно связаны с выполнением задания.

Изложенное не касается субсидий, выделенных на приобретение имущества. Эти субсидии должны быть израсходованы исключительно на приобретение соответствующего имущества.

Следовательно, субсидии в рамках финансового обеспечения выполнения задания выделяются не на оплату оказанных услуг (выполненных работ), а на компенсацию расходов.

Налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст. 154 НК РФ, представляет собой стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ).

При этом налоговая база увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Следовательно, полученные денежные средства (субсидии), не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, в налоговую базу по НДС не включаются.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/subsidiya-nds

Виды и размеры государственных субсидий для малого бизнеса

Бюджетные субсидии для бизнеса: особенности применения НДС (Малышко В.)

На территории Российской Федерации предусмотрена государственная финансовая помощь для развития и поддержки малого бизнеса.

Но какие именно программы предусмотрены? Как получит субсидию, если только планируется открыть предпринимательское дело?

Законодательная база

Субсидирование малого бизнеса на сегодняшний день регламентируется такими законодательными актами:

  1. Федеральный закон №209, который регулирует вопрос о развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации;
  2. Приказ Министерства экономического развития, который предоставляет возможность получения субсидии на развитие малого бизнеса;
  3. Постановление Правительства РФ, которое гарантирует предоставление государственной помощи для развития малого бизнеса при выполнении определенных условий.

На какие нужды может выделяться денежная субсидия

Стоит не забывать о том, что данная субсидия является безвозмездной финансовой помощью для субъектов предпринимательской деятельности, которая может быть предоставлена для конкретного целевого использования.

Для малого бизнеса субсидия может быть предоставлена на реализацию одной из таких целей:

  • покупка либо оформление в аренду необходимого помещения;
  • приобретение необходимого оборудования либо же товара для дальнейшей реализации;
  • приобретение нематериальных активов.

Выделенные денежные средства государством должны в обязательном порядке быть направлены исключительно на продвижение своего малого бизнеса.

По истечении определенного времени местные контролирующие органы могут потребовать от предпринимателя предоставить подтверждение того, что государственные средства были использованы по назначению, в случае отсутствия отчетности на предпринимателя может быть наложена административная либо уголовная ответственность.

Виды и размеры субсидирования

Все программы субсидирования федерального значения осуществляются с помощью Фонда содействия малого бизнеса.

На сегодня существуют такие программы субсидирования:

  • “Умник”;
  • “Старт”;
  • “Развитие”;
  • “Интернационализация”;
  • “Коммерциализация”;
  • “Кооперация”.

Рассмотрим размеры предоставления финансовой помощи по отдельности для каждого вида.

Программа “Умник”

По данной программе предприниматель в возрасте от 18 до 30 лет имеет право получить финансовую помощь в размере 500 тысяч рублей.

Эта программа предназначена для молодых предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в сфере инновационных технологий.

“Старт”

Основной целью данной программы субсидирования является оказание помощи инноваторам, которые стремятся разработать и наладить производство нового изделия в любой области по результатам научно-технологических исследований.

Необходимо брать во внимание, что данная программа работает на принципе частно-государственного сотрудничества. Под этим подразумевается, что часть средств берется из бюджета страны, а вторая часть спонсируется инвесторами.

Таким образом, первый год финансирование происходит государством, а второй – инвесторами.

По данной программе каждый предприниматель работающий в сфере малого бизнеса имеет право претендовать на сумму до 5 миллионов рублей в несколько этапов (50% платит государство, остальное – инвесторы).

“Развитие”

По данной программе есть возможность получить грант на суму до 15 миллионов рублей. Эти средства должны быть направлены на улучшение производительности работы, создание новых рабочих мест, а также модернизацию производственного оборудования.

“Интернационализация”

Данная программа, в первую очередь направлена на оказание помощи молодому предпринимателю наладить международное сотрудничество с зарубежными партнерами.

Эта поддержка заключается в разработке несырьевой экспортно-ориентировочной продукции. В данной программе как такового максимального порога финансовой помощи не существует. Размер рассчитывается в индивидуальном порядке.

“Коммерциализация”

Данная программа финансирования оказывает помощь малому бизнесу в вопросах расширения своих мощностей, и как следствие – увеличение рабочих мест.

Размер финансовой помощи рассчитывается сугубо в индивидуальном порядке.

“Кооперация”

Данная программа субсидирования позволяет получить финансовую поддержку в размере до 20 миллионов рублей. Эти средства должны быть направлены на улучшение производственных мощностей, развития и налаживания сотрудничества малого бизнеса с крупными промышленными производствами нашей страны.

Порядок получения

Само по себе получение субсидии для начинающего предпринимателя является весьма длительным процессом.

Изначально необходимо зарегистрировать свой статус в качестве безработного.

Для этого нужно выполнить несколько условий, а именно:

  • не иметь официального места работы;
  • отсутствие регистрации статуса предпринимателя.

После этого следует обратиться в центр занятости по месту своего проживания и стать на учет.

Необходимо предоставить такой перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта;
  • свидетельство ИНН;
  • справку о наличии образования;
  • оригинал свидетельства о страховании;
  • справку о среднем заработке с последнего места работы.

При постановке на учет следует указать на то, что  имеется желание в открытии малого бизнеса и что человек претендует на субсидию для его развития в дальнейшем.

Составление бизнес-плана

Бизнес-план является неотъемлемой частью претендента на получение субсидии на открытие малого бизнеса.

Эта разновидность документации в обязательном порядке должна содержать в себе такие сведения:

  • общую стоимость проекта;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • период, за который окупится открытие;
  • какую сумму готов потратить претендент из собственного бюджета;
  • желаемую сумму финансовой государственной помощи;
  • сколько рабочих мест получиться в конечном итоге.

После его составления, необходимо предъявить документ в отдел по работе с гражданами.

Прохождение комиссии

После того, как бизнес-план передан в соответствующую структуру, претенденту сообщают дату, когда он должен явиться на комиссию.

Комиссия в ходе заседания задает необходимые им ответы, а претендент предоставляет аргументы, почему именно он должен получить финансовую поддержку.

По итогам будет вынесено решение об отказе либо предоставлении финансовой помощи.

Заключительный этап

После получения положительного ответа необходимо зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя и предъявить документ о постановке на налоговый учет в центр занятости населения.

После этого, необходимая сумма будет перечислена на расчетный счет предпринимателя.

Виды и размер субсидирования в Москве

Малому бизнесу в столице РФ предоставляется множество субсидий. Более того, необходимо брать во внимание тот факт, что столичные предприниматели имеют полное право рассчитывать на финансовую помощь в размере до 5 миллионов рублей.

При этом существует всего лишь одно условие – необходимо будет предъявить отчет о том, куда были потрачены выделенные государством средства.

Но какие они – субсидии для малого бизнеса в Москве?

Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Открытие и поддержка малого бизнеса

Данная субсидия предоставляется в размере 500 тысяч рублей. Сами средства выделяются непосредственно из городского бюджета столицы.

Эту денежную помощь можно направить:

  • на приобретение необходимо оборудования;
  • покупку необходимого программного обеспечения;
  • других компонентов, которые необходимы для успешного создания и развития малого бизнеса.

При этом не стоит забывать об условиях, по которым можно получить денежную помощь. Речь идет о таких условиях:

  • с момента регистрации индивидуального предпринимателя должно пройти не больше 2 лет;
  • на фирме, которая относиться к малому бизнесу, должно работать меньше 250 человек;
  • в обязательном порядке фирма должна состоять в налоговом учете и при этом у нее должны отсутствовать различные долги.

Субсидия на возврат процентов по займу

Данная разновидность субсидирования пользуется наибольшим спросом у начинающих предпринимателей. Она позволяет владельцам малого бизнеса оказывать существенную поддержку в возврате кредита, который был оформлен на открытие свое дела.

По условиям субсидирования, местный муниципалитет погашает задолженность по кредиту в частичном объеме.

Для этого необходимо отвечать некоторым условиям:

  • наличие регистрации ИП;
  • ИП состоит на налоговом учете;
  • наличие действующего кредитного договора, который имеет не более 2 лет давности.

Помимо этого необходимо брать во внимание ключевое условие – ИП не должно быть из сферы торговли, а сам заем не направлен на покупку оборотных активов самой компании.

Если говорить о максимальном размере такой субсидии, то эта цифра составляет порядка 5 миллионов рублей.

Возмещение расходов по лизинговым платежам

Данный вид финансовой помощи московским предпринимателям весьма актуален, поскольку по этой программе можно получить до 5 миллионов рулей.

Финансовые средства предоставляются местными органами самоуправления при наличии у предпринимателя соглашения о финансовой аренде, которое было подписано не позднее 2013 года (при его подписании в 2012 и ниже годами, уже ее воспользоваться нельзя).

Полученная финансовая поддержка по этой субсидии должна быть подтверждена соответствующим отчетом по истечении нескольких месяцев.

Особенности получения субсидий для малого бизнеса в Москве

Предприниматели Москвы имеют множество преимуществ по сравнению со своими коллегами по другим регионам. Ведь москвичи могут рассчитывать на финансовую поддержку в размере до 5 миллионов рублей.

Для того чтобы получить какую-либо субсидию начинающий предприниматель должен подать соответствующее заявление со всеми сопровождающими документами в ГБУ “Малый бизнес Москвы”.

Основным условием для получения субсидии является осуществление предпринимательской деятельности в диапазоне от 6 месяцев до 2 лет – ни больше, ни меньше.

Для того, чтобы подтвердить финансовую деятельность, необходимо с заявлением предоставить:

  • финансовую отчетность предприятия;
  • имеющиеся договоры об арендной плате;
  • различные договоры о сотрудничестве и так далее.

Весь пакет документов с сопровождающей документацией рассматривает специализированная Отраслевая комиссия.

Если говорить о приоритетных направлениях в столице, то таковыми являются:

  • сфера инновационных технологий;
  • область здравоохранения;
  • образование;
  • социальная сфера;
  • гостиничный бизнес либо же туризм.

После решения комиссии, предприниматель получает необходимую финансовую поддержку, а после этой же комиссии спустя несколько месяцев предъявляется финансовый отчет о целевом использовании выделенных средств.

О данном виде государственной помощи для предпринимателей в РФ смотрите в следующем видеоматериале:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/business/vidy-i-razmer-pomoshi-ot-gosudarstva.html

Бухгалтерский учет бюджетных субсидий

Бюджетные субсидии для бизнеса: особенности применения НДС (Малышко В.)

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Расходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/subsidij/

Как получить субсидии для малого бизнеса?

Бюджетные субсидии для бизнеса: особенности применения НДС (Малышко В.)

Предприниматели России могут рассчитывать на ощутимые объемы государственной поддержки своей деятельности в виде субсидий. Исходя из каких критериев органы власти определяют бизнесы, в отношении которых может быть оказана соответствующая помощь?

Бизнесу полагаются субсидии?

Да. Субсидии для малого бизнеса, а в особенности для начинающих предпринимателей, в России могут предоставляться как на государственном, так и на муниципальном уровне. При этом структура соответствующих программ может сильно разниться от одного региона к другому.

Все зависит, главным образом, от ресурсов бюджета конкретного субъекта федерации или же муниципального образования.

Финансовых механизмов национального уровня, направленных на прямое субсидирование малых бизнесов, пока не разработано, несмотря на наличие федеральной программы поддержки бизнеса.

Однако есть сценарии, предполагающие компенсацию расходов региональных бюджетов, связанных с оказанием мер соответствующей поддержки предпринимателям. Поэтому федеральные органы власти – главным образом, это Минэкономразвития – хотя и опосредованно, но все же участвуют в субсидировании бизнеса.

В зависимости от конкретной региональной программы, могут определяться самые разные виды субсидирования. Например, в Москве есть несколько базовых форматов оказания поддержки бизнесам.

Например, в Москве существуют программы, адаптированные для субсидирования предпринимательских инициатив для граждан, не трудоустроенных официально. В рамках данного рода мер поддержки величина государственной помощи относительно небольшая – порядка 60 тыс. рублей.

В некоторых случаях столичные власти готовы компенсировать расходы бизнесов, связанные с регистрацией предприятий – в этом случае владельцы фирм могут получить помощь порядка 25 тыс. рублей.

В Москве, вместе с тем, предусмотрены и более масштабные объемы финансирования предпринимательских инициатив. Помощь в размере 500 тыс.

рублей в качестве субсидии для поддержки малого бизнеса могут получить предприниматели, планирующие приобретение основных производственных средств, снабжение необходимыми ресурсами рабочих мест, покупки ПО или же аренду офиса.

В рамках отдельных статей расходов возможна компенсация издержек в размере 100%, но практикуется также вариант с частичным возмещением.

Примечательно, что налогообложение субсидий для малого бизнеса не предусмотрено. Это большой плюс для предпринимателей, которые во многих случаях испытывают и без того высокую нагрузку в аспекте различных сборов и платежей в государственную казну.

Компенсации по кредитам

В некоторых случаях субсидии для малого бизнеса выражаются в компенсации части расходов по обслуживанию банковских кредитов.

Как правило, это возмещение издержек, связанных с погашением займов в части процентной ставки.

Такого рода компенсация предоставляется в виде разницы между величиной процентов, которые подлежат к уплате по договору с банком, и размером взноса, указанного в бизнес-плане.

Предельный размер возмещения, о котором идет речь, во многих случаях привязан к ставке рефинансирования ЦБ РФ. Если срок выплат по графику кредита – более трех лет, то компенсируются 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Если 2-3 года – то 1/2. Если менее двух лет – то 1/3. Указанные цифры фигурируют в московских программах помощи бизнесу.

Содействие в поручительстве

Субсидии для малого бизнеса могут также предоставляться с целью выполнения обязательств, связанных с поручительством, а также банковских гарантий. Правда, величина соответствующей компенсации не может превышать 90% от предполагаемых расходов предпринимателя.

Компенсация лицензий и сертификатов

Во многих случаях бизнес требует оформления особого рода лицензий и сертификатов. Например, довольно часто такие документы нужны для предприятий пищевой промышленности.

Государственные субсидии для малого бизнеса в этом направлении могут быть представлены в виде компенсаций расходов, связанных с оформлением необходимых источников (как правило, здесь подразумевается оплата услуг посреднических организаций). Предельная величина возмещения в большинстве случаев не превышает 50%.

Суммы, о которых идет речь, вместе с тем, могут быть существенными. В московских программах помощи бизнесу это порядка 400 тыс. рублей.

Компенсация лизинга

Достаточно часто предприятия приобретают технику и иные ресурсы в лизинг. В отношении расходов, связанных с этим направлением деятельности, также могут применяться государственные субсидии.

Как правило, предельная величина компенсаций здесь, так же как и в случае, например, с оплатой кредита, привязана к ставке рефинансирования ЦБ. В некоторых случаях может иметь место ограничение в периоде начисления субсидий.

Например, по одной из московских программ поддержки предпринимателей, компенсации за лизинг выплачиваются, вне зависимости от срока действия договора между бизнесом и поставщиком машин, три года.

Суммы, о которых может идти речь при исчислении субсидий за лизинг, могут быть значительными. Например, в ряде столичных программ поддержки бизнеса это 5 млн рублей. Правда, при этом компенсируется не более 30% от затрат предпринимателя по оплате лизинговых контрактов.

В то же время в расчет “формулы” может браться также и НДС – 18%.

В этом случае фактическая помощь от государства будет чуть меньше, но НДС, исходя из некоторых особенностей налогообложения, предприниматели могут впоследствии возвращать или взаимно засчитывать соотносительно с другими обязательствами перед казной.

Условия и требования

Исходя из каких критериев назначаются субсидии для малого бизнеса? Все, опять же, зависит от политики конкретного региона. Но, если попытаться обобщить соответствующие критерии, то все же можно выделить некую общность требований к предприятиям.

Например, во многих регионах базовое условие, при котором возможно получение субсидий для малого бизнеса – срок работы организации на момент обращения за поддержкой должен быть не более 2 лет. Также в числе часто встречаемых условий – количество сотрудников не должно превышать 250 человек.

Еще один критерий, применяемый во многих регионах, – размер выручки. Например, для Москвы это 1 млрд рублей в год.

В большинстве случаев предприятие, которому нужна субсидия для развития малого бизнеса, не должно иметь непогашенных обязательств перед ФНС и внебюджетными фондами.

Как правило, предоставление государственной и муниципальной поддержки подразумевает, что бизнес будет располагать некоторым объемом собственных финансовых ресурсов.

В большинстве случаев это как минимум 50% от общей суммы целевого финансирования.

Исходя из каких еще требований возможно получение субсидий для малого бизнеса? Вновь отметим, что соответствующие правила разнятся от одного региона к другому. Рассмотрим варианты с требованиями, которые определены властями Москвы.

Законы столицы, регулирующие субсидирование малого бизнеса, прежде всего, предписывают организациям, которые претендуют на меры поддержки, регистрацию в налоговых органах Москвы.

Следующее требование – у бизнесов не должно быть отдельных структурных подразделений вне территории столицы. Если такие есть, то они должны обеспечивать поступления в бюджет Москвы в размере не менее 50% от всех уплачиваемых налогов за год.

Если речь идет о желании предпринимателя, к примеру, получить компенсацию за лизинг – то соответствующий договор с поставщиком должен быть заключен не ранее 1 января того года, в котором фирма подала заявку на субсидирование.

Также обязательное условие, если речь идет о лизинге, – фактическое присутствие основных средств на мощностях организации, то есть задействование предмета компенсации в реальном производстве.

Машины и оборудование должны быть в строю.

В некоторых случаях получение субсидии возможно, только если в течение календарного года аналогичные меры поддержки бизнеса московские власти предпринимателю не оказывали. То есть, например, если речь идет о том же лизинге – соответствующие компенсации предоставляются в целевом порядке на определенный финансовый год.

Часто субсидии начисляются, только если предприниматель сможет подтвердить соответствующие расходы. Например, в случае с лизингом это должны быть платежи в соответствии с графиком, что прописан в контракте с поставщиком.

Когда субсидию не дадут

Какие субсидии для малого бизнеса существуют, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, касающийся случаев, когда соответствующие меры государственной или муниципальной поддержки предприятию оказаны быть не могут.

Вновь отметим, что политика разных регионов может отличаться.

В каких случаях предприниматель может не рассчитывать на получение субсидии для открытия малого бизнеса или же на компенсацию расходов по кредиту, лизингу и иным видам издержек? Для московских программ поддержки предпринимательства свойственны следующие нормы.

Один из ключевых барьеров бизнеса к получению субсидии мы уже отметили выше – это наличие долгов по налогам и иным платежам в казну. Соответствующие обязательства должны быть предприятием выполнены на момент подачи заявки на государственную поддержку.

Фирме не будет предоставлено субсидий, если в отношении нее инициированы процессы банкротства либо ликвидации, а также приостановки деятельности в силу законодательных предписаний.

Предпринимателю будет отказано в субсидии, если он ранее получал ее, но выполнил условия, касающиеся ее использования, с нарушениями. Правда, для некоторых программ поддержки бизнеса установлен срок, в течение которого подобные действия аннулируются – это три года.

На момент подачи заявки у предпринимателя должны быть исполнены все предыдущие договоры с Правительством Москвы, касающиеся предоставления и использования субсидий того типа, которые запрашиваются в текущий момент.

Как назначается субсидия?

В процессе каких процедур происходит назначение субсидий? Соответствующее решение принимает орган власти – местный или региональный, который ответственен за работу в направлении помощи бизнесам.

Как правило, с целью принятия решения по отбору бизнесов, подходящих по критериям, в список тех, кому будет назначена субсидия.

Как только соответствующие процедуры проведены, в срок, который, согласно нормам, принятым столичными властями, равен 25 дням, заключаются договора с предпринимателями, прошедшими отбор. В установленные соглашением сроки финансовые компенсации перечисляются на расчетные счета бизнесов.

Документы

Для того чтобы принять решение об оказании помощи коммерческой фирме, власти должны понять, что бизнес-план для субсидии, а также все необходимые документы у предпринимателя в порядке.

Какого рода бумаги компания, рассчитывающая на государственное содействие, должна предоставить в орган власти, ответственный за направление работы, о котором идет речь? Мы можем для разнообразия рассмотреть перечень документов, установленный для предпринимателей по одной из программ, принятых в Иркутской области.

Прежде всего, бизнесмены должны заполнить заявление на получение соответствующей помощи согласно утвержденной форме.

Следующий важнейший документ – тот самый бизнес-план для получения субсидии. В нем должны отражаться ожидаемые источники выручки, издержки бизнеса, окупаемость, анализ рынка и т. д.

Также предприниматель должен предоставить в компетентный орган смету затрат (иркутскими властями также разработана специальная форма для этого). К ней следует приложить копии релевантных первичных документов.

Если деятельность предприятия требует лицензирования или сертификации, необходимо подготовить копии соответствующих разрешительных источников.

Далее – заполненный по утвержденной форме реестр предполагаемых расходов. Если речь идет о программе, предусматривающей компенсацию уже имеющихся издержек, нужно приложить документы, подтверждающие оплату соответствующих поставок или сервисов.

Следующая группа документов – справки и прочие документальные источники, подтверждающие, что у предприятия нет долгов перед ФНС и внебюджетными фондами. Все эти документы должны быть свежими, заказанными не ранее, чем за 30 дней до момента подачи заявки.

Если по законодательству фирме нужно вести бухгалтерский баланс и отчет по прибылям и убыткам, то соответствующие документы также нужно представить на рассмотрение комиссии, принимающей решения по субсидиям.

Также в числе необходимых для властей источников – выписка из ЕГРЮЛ, а также копии, заверенные у нотариуса, свидетельства о регистрации юридического лица или ИП, а также документа о постановке на налоговый учет.

Как мы видим, нужен далеко не только бизнес-план для получения субсидии. Предпринимателю придется постараться собрать достаточно большое количество дополнительных документов.

Отрасли

В каких сегментах экономики должны быть заняты предприниматели, чтобы рассчитывать на субсидии для малого бизнеса? По мнению некоторых экспертов, наиболее охотно государственные органы и муниципалитеты предоставляют поддержку компаниям, функционирующим в инновационной сфере, образующим промышленную единицу, ведущим деятельность в медицине, фармецевтике, реализующим научно-исследовательские проекты с перспективами коммерческого внедрения разработок.

Что касается регионального аспекта – действующие программы помощи бизнесам присутствуют в очень многих субъектах федерации.

Например, в таком городе, как Пермь, субсидии для малого бизнеса по одной из программ в 2011 году (по итогам трехлетней программы) получили 245 предприятий.

Краевой бюджет на оказание соответствующих мер поддержки затратил порядка 19,7 млн рублей. То есть власти в целом содействуют предпринимательским инициативам – работа не сводится к формальностям.

Источник: http://fb.ru/article/161726/kak-poluchit-subsidii-dlya-malogo-biznesa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.