+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)

Содержание

Спик спокойно, дорогой местный промышленник!

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)

Первые специальные инвестиционные контракты (СПИК) между государством как заказчиком и петербургскими производственными предприятиями могут быть заключены уже в начале 2016 года

На данный момент принятие соответствующего постанов­ления администрация Север­ной столицы обсуждает с фе­деральными властями.

«Мы надеемся, что все не­обходимые согласования бу­дут завершены до конца года, и в январе мы рассчитываем начать готовить целый ряд СПИК», – сообщил «Эксперту С-З» глава Комитета по промышленной политике и инновациям СПб Максим Мейксин.

«Интерес к механизму СПИК прежде всего наблюдается в фармацевтической отрасли, поскольку в этой сфере есть ре­альная возможность импортозамещения и есть возможность вследствие реализации инвестконтрактов покупать препараты по фиксированной цене.

Но и помимо пред­ставителей фармы на предмет заключения инвестиционных контрактов к нам в коми­тет уже обращались энергетические и ма­шиностроительные компании», – добавил он, правда не приведя пока конкретных примеров.

Исполнительный директор фармацев­тической компании ОАО «НТФФ «Поли­сан» Евгений Кардаш считает, что меха­низм инвестконтрактов принесет пользу отрасли: «Данный инструмент требует проработки, но он нам интересен, и мы изучаем возможность его применения». Однако только если СПИК будут подкре­плены работой по трансферу технологий (успешные примеры чего уже есть в пе­тербургском автопроме и фарме), то этот выстрел может оказаться холостым.

Детройт Северо-Запада

Инструмент СПИК были введен в оборот Федеральным законом о промышленной политике еще год назад, но полноценно дей­ствовать начинает только сейчас.

В регио­нах первые примеры инвестконтрактов уже есть, тогда как на федеральном уровне такие контракты можно будет увидеть в январе­феврале следующего года. Об этом недавно сообщил министр промышленности Денис Мантуров.

Сегодня на руках у ведомства уже есть шесть соглашений о намерениях, подписанных с компаниями в сфере нефте­газового машиностроения, сельхозмашино­строения, производства автокомпонентов.

В то же время любопытство по отноше­нию к новоиспеченному инструменту как по команде выразили несколько топовых автопроизводителей. В их числе присут­ствует и петербургский завод «Хендэ мо­тор мануфактуринг рус».

Дело в том, что механизм, аналогичный СПИК, знаком представителям автопрома не понаслыш­ке – похожая идеология была заложена в режим промышленной сборки автомо­билей, вступивший в силу еще в далеком 2005 году.

В его рамках автопроизводи­тели, импортирующие компоненты, по­лучали льготные таможенные ставки, а за это обязывались сократить ввоз авто­компонентов и выполнить частичную ло­кализацию производства на территории России. Последствия режима промсобр­ки Санкт-Петербург и Ленобласть имели возможность испытать на себе.

Благодаря этому Санкт-Петербург в 2000 годы нача­ли называть «российским Детройтом». И было за что. Производство здесь разверну­ли Hyundai, Nissan, Ford, Toyota. Поначалу автоконцерны осторожничали, закупая в стране простейшие компоненты вроде кресел и фар, но затем дошла очередь и до более сложных вещей – штамповки, вы­хлопных систем.

Впрочем, еще есть куда стремиться. В соответствии с данными Минпромторга, средний уровень локализации автомо­билей в России составляет 45%, тогда как локализация автокомпонентов для них не превышает 20%.

Дважды в одну реку

По сути, инвестконтракты – попытка вой­ти в эту реку второй раз. Только одним автопромом на этот раз дело не ограни­чится. Заключать подобные соглашения смогут представители совершенно разных отраслей – от легкой промышленности и машиностроения до фармацевтики и ради­оэлектроники. Вводя новый инструмент, государство пытается убить двух зайцев.

С одной стороны, СПИК заточен под нара­щивание в стране производства не имею­щей аналогов продукции. С другой – под стимулирование зарубежных компаний к локализации.

Ставя подпись под инвес­тконтрактом, бизнес берет на себя обяза­тельства вложиться в модернизацию или развитие нового производства, а в обмен на это получает пакет преференций от го­сударства. Каких-то специфических льгот бизнесменам предложено не будет.

Зато они смогут довольствоваться льготами по налогам и сборам, уплате таможенных платежей, аренде за пользование госи­муществом, а также будут ограждены от повышения налоговой нагрузки на срок действия контракта (до десяти лет).

Од­нако получить счастливый билет смогут не все. Чтобы попасть в клуб обладателей инвестконтрактов, нужно будет раскоше­литься, вложив в производство не менее 750 млн рублей.

Еще одним «пряником» для инвесто­ров должны стать поправки в работу кон­трактной системы.

Госзаказчикам могут разрешить закупать изготовленную по инвестконтракту продукцию напрямую у производителя в обход конкурсных процедур.

Президент в ходе послания Федеральному Собранию предложил ог­раничить эту долю 30% производимой продукции (Минэкономразвития и Мин­промторг ранее предлагали закупать до 60% продукции).

Глава российского представительства международного фонда прямых инве­стиций Hermes-Sojitz Олег Янтовский считает, что механизмы гарантий по по­лучению госконтрактов на поставку про­дукции могут повысить инвестиционную привлекательность проектов. Но при этом необходимо будет учесть потребности всех участников рынка, добавляет он: «Это не­простая задача для Минпромторга, потому что фактически санируемое предприятие может стать монополистом в определен­ном сегменте».

Агрегатное состояние

Пока СПИК напоминает сложный агрегат, вроде Большого адронного коллайдера. За ним интересно наблюдать, но в то же вре­мя совершенно непонятно, заработает он или нет.

Лакмусовой бумажкой эффектив­ности механизма будет его способность стимулировать привлечение в российскую экономику передовых технологий и обес­печивать кооперацию отечественных про­изводителей с зарубежными (что, впрочем, не отменяет необходимости поддерживать собственные НИОКР).

Во всяком случае, мировой опыт не знает прецедентов, когда отстающим в технологическом отношении странам удалось собственными силами произвести по-настоящему конкурентный мировой продукт.

Хорошей иллюстрацией определя­ющего значения технологий является петербургский фармацевтический кла­стер, которому сослужил добрую службу «патентный обвал» (завершение офици­ального срока патентной защиты бренди­рованных лекарственных средств).

Прои­зошедшее позволило фармацевтическому бизнесу создать дженерики этих препара­тов по более дешевой цене и со сравнимой эффективностью, отвечающие мировым стандартам.

Нарастив необходимую мы­шечную массу, региональные фармкомпа­нии уже взялись развивать собственные R&D подразделения и приступили к штур­му зарубежных рынков собственными разработками и технологиями.

Глава группы компаний «Герофарм» Петр Родионов считает, что нововведе­ние поможет осуществить локализацию фармпромышленности на качественно новом уровне.

«Инвестконтракты дадут стимул к переходу локальной фармы от упаковочных линий и розлива к полно­ценным производствам полного цикла, создаст реальные предпосылки для транс­фера технологий», – одобряет принятую меру бизнесмен.

«Это позволит, с одной стороны, привнести в Россию импульс к развитию новых областей знаний, кото­рые будут работать на повышение каче­ства лекарственного обеспечения и укре­пление лекарственной безопасности, а с другой – поможет инвесторам получить доступ на рынок», – подытоживает он.

По мнению Евгения Кардаша, СПИК скорее будут использовать под развитие существующих площадей, чем под созда­ние новых индустриальных комплексов по модели гринфилд.

«Большая Фарма» будет стараться использовать мощности существующих предприятий.

Поэтому стороной специального инвестицион­ного контракта выступят российские компании, а «Большая Фарма» станет их партнером по трансферу технологий на контрактном или лицензионном произ­водстве», – ожидает он.

К слову, компания «Полисан» как раз представляет собой пример подобного трансфера, поскольку готовится открыть в 2017 году третью очередь своего завода (объем вложений оценивается в 1 млрд рублей), которая будет задействована под выпуск рентгеноконтрастных препа­ратов немецкого концерна Bayer. С ним у компании заключен договор о стратеги­ческом партнерстве на десять лет. Пред­полагается, что «Полисан» наладит на своем заводе полный производственный цикл за исключением создания актив­ных фармацевтических субстанций (за данное направление как раз будет отве­чать Bayer).

В финансовом тумане

Пожалуй, наиболее туманным моментом в отношении СПИК остается вопрос фи­нансовой поддержки проектов.

Интерес­но, что опыт внедрения аналога СПИК в Поднебесной, которым вдохновлялись в Минпромторге, включал льготные кре­диты, предоставляемые Банком Китая.

Ссылка не него содержится в материалах министерства, но применительно к рос­сийским реалиям этот вопрос почему-то оставлен за скобками. По этому поводу лишь сказано, что «инвестконтракты не предполагают бюджетных инвестиций».

Вероятно, субсидии на реализацию инве­стиционных проектов и другие подобные меры будут прописываться в тексте каждо­го контракта отдельно.

По идее участники СПИК также смогут получить целевые зай­мы от Фонда развития промышленности (предоставляет займы под 5% годовых на сумму от 50 до 700 тыс.

рублей), который по поручению президента до конца марта поручено докапитализировать на 20 млрд рублей.

«В своей практике положительного вли­яния статьи об инвестконтрактах отме­тить, к сожалению, не могу. Обозначенные в ней нормы относятся к гарантиям со сто­роны государства на постинвестиционный период, а основная трудность для масштаб­ных комплексных проектов заключается в поиске длинных денег и залогового обес­печения», – замечает председатель совета директоров ПАО «Звезда» Павел Плавник.

Я буду долго гнать велосипед

Пример автопрома показывает, что лока­лизация производства может быть более выгодна, чем импорт, даже после истече­ния льготного режима, но только в случае достаточно больших объемов производ­ства и глубокого уровня локализации, а также поддержки на государственном уровне, отмечают аналитики PWC.

«Ключевой вопрос – глубина локализа­ции и те преференции, которые получат локальные производители продукции из отечественных субстанций», – почти до­словно повторяет формулировку анали­тиков Евгений Кардаш. Это сможет под­держать производство субстанций внутри страны, считает он.

Таким образом, для того чтобы очеред­ное начинание не забуксовало, достаточно будет не изобретать собственный велоси­пед, а взглянуть на мировой опыт.

В пра­ктической плоскости это означает, что подход к внедрению инвестконтрактов должен быть комплексным, когда стиму­лирование спроса посредством налоговых льгот, госзаказа напрямую увязывается с привлечением технологий.

Без них вело­сипед может и поедет, но при первой воз­можности завалится набок.

Санкт-Петербург

Источник: http://expert.ru/northwest/2016/03/spik-spokojno-dorogoj-mestnyij-promyishlenniki/

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)

Правительство России в нестоящее время проводит политику стимулирования отечественной промышленности.

Для этого введены запреты на поставку в государственные учреждения отдельных товаров иностранного производства.

Однако российские производители не всегда могут самостоятельно изготовить требуемые объемы продукции должного качества. Выходом из этой ситуации может быть заключение инвестиционных контрактов.

Что это такое

Инвестиционным контрактом называют соглашение, по которому инвестор передает собственные средства заказчику. Последний в свою очередь должен использовать эти средства для извлечения дохода. Такие взаимоотношения регулируются нормами 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года.

Подобные контракты больше всего распространены в строительстве. Одна сторона передает денежные средства компании-застройщику. Та в свою очередь проводит все необходимые работы по строительству объекта недвижимости. Инвестор в итоге получает готовые помещения в свою собственность.

Взаимоотношения между сторонами оформляются в письменной форме. Устный договор не признается действительным. Денежные средства, оговоренные в контракте, могут передаваться единоразовым платежом или частичными выплатами.

Согласно нормам действующего 44-ФЗ выделяются два основных вида инвестиционных контрактов:

  • Специальный. Он подразумевает соглашение, заключенное между Правительством России и компанией, которая берет на себя обязательства по созданию или модернизации производства на территории нашей страны. Возможность оформления такого контракта предусмотрена 488-ФЗ.
  • Договор со встречными инвестиционными обязательствами. Он предусматривает взаимные обязанности сторон по созданию производства на территории страны с целью обеспечения ее нужд.

В инвестиционном контракте обязательно прописываются полные реквизиты обеих сторон, предмет сделки, строки исполнения обязательств, сумма инвестиций, права и обязанности контрагентов. Документ визируется печатями и подписями.

Особенности заключения специального инвестиционного контракта

Нормами статьи 111.3 44-ФЗ установлена возможность заключения специального инвестиционного контракта (СПИК). Одной стороной в нем выступает Правительство России или отдельный муниципалитет.

Такой договор предусматривает выполнение инвестором работ по освоению производства на территории России в установленные сроки. В свою очередь заказчик обязуется создавать все условия для полноценного ведения бизнеса.

Для этого применяется льготная система налогообложения и оказывается необходимая поддержка.

Выделяют три типа специальных инвестиционных контрактов:

  1. Модернизация или создание «с нуля» производства определенных промышленных товаров.
  2. Разработка и последующее внедрение технологий, которые позволили бы улучшить существующее производство.
  3. Формирование производства, не имеющего аналогов в Российской Федерации.

При выполнении всех взятых на себя обязательств точно в срок инвестор может выступать в роли единственного поставщика при заключении государственных контрактов.

Но для этого объем вложенных инвестиций должен превышать 3 миллиарда рублей, за производство должна отвечать компания, зарегистрированная на территории России, а также страной происхождения товара должна выступать Российская Федерация.

Порядок заключения

Заключение таких договоров носит заявительный характер. Фирма, которая хочет выступить в роли инвестора, должна пройти следующие этапы:

  1. Обратиться со своим предложением в Министерство промышленности и торговли России или иной уполномоченный орган исполнительной власти. К заявлению прикладывается определенный пакет документов, в котором излагается суть предложения.
  2. В течение месяца после получения обращения орган формирует свое заключение о соответствии компании-заявителя требованиям к инвесторам. Это решение передается в специальную комиссию для дальнейшего рассмотрения.
  3. В течение двух месяцев комиссия рассматривает все документы и выносит свое решение относительно возможности или невозможности заключения инвестиционного контракта. 
  4. Ответ заявителю отправляется в течение 10 дней с момента принятия решения. Если заключение контракта одобрено, то прикладывается его проект. 
  5. Заявителю дается 10 суток на подписание инвестиционного контракта. Если имеются какие-либо разногласия, он может отправить соответствующий протокол. Если заявитель не отправляет заказчику никаких документов, он признается отказавшимся от заключения договора.

Орган исполнительной власти может отказать заявителю в заключении контракта в случае, если инвестиционный проект не подходит для достижения поставленных государством целей и показателей. Причиной отказа может стать также предоставление не соответствующих требованиям документов.

Договора со встречными обязательствами

Особенности заключения таких контрактов регламентируются нормами статьи 111.4 44-ФЗ. Субъект Российской Федерации имеет право проводить конкурс на право выступить контрагентом по такому договору. 

Государственный орган должен заранее определить наименование товаров, производство которых нужно будет создать или модернизировать. Срок действия такого инвестиционного контракта не может превышать 10 лет. Минимальный объем инвестиций при этом составляет 1 миллиард рублей. 

Извещение о проведении конкурса на заключение инвестиционного контракта должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до момента проведения процедуры. При этом победителю придется внести обеспечение исполнения контракта в размере от 2% до 5% от его НМЦК. Заказчику нужно будет отразить в своем план-графике минимальный объем инвестиций. 

На сегодняшний день заключено не так много инвестиционных контрактов. При этом такой механизм работы считается наиболее удобным как для государства так и для инвесторов.

Источник: http://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/242-spik

Контракты со встречными инвестиционными обязательствами

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)

В сентябре прошлого года впервые в России масштабно заработал механизм государственных контрактов с обратными инвестиционными обязательствами или, как их еще называют, офсетными сделками.

Речь идет о масштабном офсетном контракте компании BIOCAD и Департамента здравоохранения города Москвы на сумму примерно в 14 миллиардов рублей.

Строго говоря, термин «офсетный контракт» не совсем точен в этом контексте, так как классическая офсетная сделка предполагает импорт продукции и определенные инвестиционные обязательства импортера.

Это вклад в ВВП покупателя со стороны продавца-импортера, который сбывает продукцию, повышая, таким образом, ВВП своей «домашней» страны. Наш же родной офсетный контракт больше похож на off pay agreement, когда покупатель дает обязательства на закупку продукции, которая еще не произведена.

Экономическая потребность в долгосрочном спросе

Одним из ключевых факторов для создания современной национальной фармацевтической промышленности будет являться создание устойчивого масштабного спроса на продукцию. Важным элементом такого спроса должна стать его прогнозируемость – компания должна иметь примерные показатели спроса, чтобы инвестировать.

При этом простое укрупнение закупок через увеличение стоимости лотов либо «длинные» закупки (закупки на срок больший чем срок бюджетного цикла) не привели бы автоматически к такому эффекту – слишком велик моральный риск, то есть искушение удачного претендента не реинвестировать денежный поток в производство.

Кроме того, существуют определенные задачи развития регионов и малых территорий, связанные с реиндустриализацией, на основе «новой» высокотехнологичной промышленности, которая смыкается с задачей лекарственного обеспечения.

При этом закупаться будет, в том числе, то, что инвестор будет производить, то есть решается и задача «малой» локализации регионального уровня. Однако задача концентрации экономических ресурсов должна решаться при минимизации рисков для конкуренции.

Таким образом, необходим был механизм, который:

  1. Обеспечивал бы национального производителя хотя бы среднесрочным спросом на продукцию;
  2. Гарантировал бы инвестиционные обязательства производителя с возможностью контроля на условиях умеренного «дирижирования» со стороны заказчика;
  3. Обеспечивал бы конкурентный порядок на этапе «входа» в офсетный контракт (в отличие от СПИК).

Правовая реализация

В целом, реализацию вышеуказанных задач в букве закона следует признать скорее удачной. Статья № 111.

4 была введена в 44-ФЗ в июле 2016 года и изначально предусматривала, в отличие от СПИК, возможность заключения офсетных контрактов только на уровне регионов, на федеральном уровне подобные контракты заключить нельзя.

В российской правовой действительности для работы закона почти всегда нужна нормативная документация подзаконного уровня, без них бюрократическая машина не начинает работать. Было принято решение установить очень общие параметры без дифференциации для регионов:

  • Минимальный порог для заключения офсетного контракта – 1 миллиард рублей;
  • Максимальная длительность выполнения инвестиционных обязательств – 10 лет;
  • Период самого контракта на поставку не должен превышать срока выполнения инвестобязательств, т. е. тех же 10 лет;
  • Поставляемый товар должен быть российского происхождения.

Также при формировании плана-графика и формировании объекта закупки необходимо учитывать, что:

  • Извещение необходимо подавать не менее чем за 60 дней до конкурса;
  • Обеспечение контракта должно быть от 2% до 5 % от начальной стоимости контракта;
  • В плане-графике указывается минимальный объем инвестиций.

Это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. Ряд регионов не запускали в течение 2017 года такие проекты, так как не  наработали еще компетенции в формировании задания и ждали кого-то из флагманов госзаказа.

Практика

В настоящий момент в открытых источниках нет информации о каких-либо офсетных контрактах, кроме контракта BIOCAD с Департаментом здравоохранения Правительства Москвы.

Условия по данному контракту показали, что заказчик может задействовать полную палитру всех возможных требований – соответствующий опыт поставщика, предшествующий объем поставок, попросить гарантию от производителей лекарственных средств на обязательства по поставке, локализацию его инвестиционных усилий.

По итогам конкурсной процедуры произошло значительное снижение (фактически на 50 %) от первоначальной стоимости торгов, при этом произошел редкий случай – активирован пп. «а» п.1 ч. 1 ст. 95 44 – ФЗ и была изменена цена контракта (до 14 млрд рублей) без изменения предусмотренных контрактом количества товара и качества поставляемого товара.

Инвестиционный контракт ставит весьма жесткие условия для заказчика, а с учетом того, что закупки должны начаться не ранее 2021 г., риски, связанные с переносом или задержкой стройки автоматически становятся рисками и для поставок. Помимо этого, даже у таких опытных участников рынка как Р-Фарм и BIOCAD, возникло много вопросов по исполнению договора.

Вывод

Офсетный контракт в его российской версии представляет достаточно удобный механизм для инвестора и может быть использован уже сейчас. Он не дает важных налоговых льгот, но гарантирует спрос на продукцию и позволяет планировать капитальные затраты.

Достигнут хрупкий баланс между конкуренцией и неизбежным стремлением бизнеса к монополизации своего положения.

При этом очевидна жесткость конструкции государственных закупок – отсутствие гибкости в договорных условиях, сложности с изменением контракта, отсутствие возможности задействовать аффилированные компании при выполнении ряда требований.

Также заказчик лишен возможности проводить road show таких масштабных инвестпроектов и формализовывать свои консультации с потенциальными участниками, необходимыми для инвестирования. Также вызывает вопросы единая для всех регионов минимальная сумма инвестиций, которая отсекает средних региональных игроков.

В целом, потенциал офсетных контрактов выше, чем у СПИК в его текущем виде, но при этом можно прогнозировать, что спрос на СПИК в среднесрочной перспективе будет выше, чем на офсетный контракт из-за эффекта бутылочного горлышка (слишком мало потенциальных участников и слишком крупная сумма входа), а также отсутствия целесообразности даже для крупнейших участников заключать большое количество офсетных контрактов. Очевидно, что Москва, Московская область, Санкт-Петербург и еще несколько регионов будут фаворитами потенциальных инвесторов. Для широкого вовлечения регионов нужны более гибкие формы с возможностью зачета инвестиций не только в форме промышленного строительства, но и в R&D.

Автор материала:
Александр Панов,
старший юрист практики здравоохранения Пепеляев групп

Материал опубликован в журнале «Новости GMP» №1 (15) весна 2018

Источник: https://GMPnews.ru/2018/05/kontrakty-so-vstrechnymi-investicionnymi-obyazatelstvami/

Что представляет собой специальный инвестиционный контракт

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)

Специальный инвестиционный контракт был разработан в качестве дополнительного инструмента для привлечения инвестиций в развитие промышленности и экономики России.

Этот документ может быть заключен между инвестором или заинтересованным лицом с одной стороны и одним из муниципальных образований РФ с другой.

Главное назначение данного контракта – реализация государственных программ и решение поставленных задач в промышленности.

Что такое специальный инвестиционный контракт

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) – документ, который предусматривает заключение договоренности между РФ или отдельным муниципальным образованием с одной стороны и инвестором с другой.

В нем предусмотрены обязанности инвестора по освоению производства промышленных товаров в заранее оговоренный срок.

В свою очередь государство гарантирует стабильность системы налогообложения и регулирования, а также готовность обеспечить поддержку при необходимости.

Существует 3 типа специальных инвестиционных контрактов, классификация которых зависит от целей и задач инвестиционного проекта:

  • создание или модернизация производства промышленных товаров для его освоения;
  • разработка и внедрение новых технологий в промышленное производство;
  • освоение промышленного производства, которое ранее не имело аналогов на территории России.

Согласно стандартным условиям СПИК, независимо от его типа, РФ или отдельно муниципальное образование обязуется обеспечить стимулирующие меры в сфере промышленного производства, которые не противоречат нормам действующего законодательства.

Заключение СПИК для инвестора имеет ряд преимуществ:

  • льготная система налогообложения;
  • изготовленная в рамках СПИК продукция признается произведенной в России по упрощенной и ускоренной процедуре;
  • при выполнении своих обязательств в срок, инвестор получает статус единственного поставщика.

Кроме этого, инвестор может рассчитывать на ускоренный процесс амортизации основного капитала, а также на прочие стимулирующие меры со стороны государства.

Что нужно для заключения

В 2018 году в законопроект о СПИК были внесены поправки. Теперь последствия расторжения специального инвестиционного контракта по инициативе инвестора будут предусмотрены условиями соглашения изначально.

Государством была введена дополнительная мера стимулирования вкладчиков в виде несения материальной ответственности.

Если говорить простыми словами, то в случае расторжения контракта по причине невыполнения обязательств инвестором, он будет обязан возместить весь ущерб РФ или отдельному муниципальному образованию, который был нанесен его коммерческой деятельностью.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта включает в себя несколько трудоемких этапа. Прежде всего инвестору необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • подробный бизнес-план инвестиционного проекта;
  • изложить суть финансовой модели;
  • предоставить документы, которые могли бы подтвердить наличие свободного капитала, достаточного для инвестиций;
  • предоставить ключевые сведения о конечном продукте.

Предоставленный бизнес-план должен учитывать все до мелочей, включая налоговые и таможенные сборы, а также страховые взносы. Требуется указать примерное количество новых рабочих мест.

Следующий этап подразумевает само заключение специального контракта с государством, от имени которого выступает Минпромторг РФ или Министерство сельского хозяйства. Также документ может быть подписан между инвестором и субъектом России.

После сбора всех необходимых справок, требуется дождаться решения государственных структур о возможности или невозможности заключения СПИК. В соответствии с действующим законодательством процесс не должен занимать более 30 рабочих дней.

Срок контракта, объем и состав инвестиций

В зависимости от задач инвестиционного проекта, СПИК может быть заключен между сторонами сроком от 4,5 месяцев до 10 лет. Контракт содержит ряд пунктов, которые являются обязательными:

  1. В соглашении должны быть подробно указаны характеристики и объемы товаров, промышленное производство которых создается, осваивается или модернизируется.
  2. Контракт должен включать в себя список обязательных мероприятий, направленных на реализацию проекта.
  3. Вопреки популярному мнению, объем инвестиций не является фиксированным. Инвестиционный проект государственного уровня предполагает вложения в размере 750 миллионов рублей. Пермский край установил минимум на уровне 300 000 000 рублей. Московская область напротив превысила государственный лимит и минимальные вложения в реализацию инвестиционного проекта в данном регионе составляют от 1 миллиарда рублей.
  4. В соответствующем разделе соглашения подробно указаны обязанности инвестора по объему производства и планируемых к уплате налоговых сборов и прочих государственных пошлин.
  5. Также фигурирует перечень обязанностей привлеченных инвестором лиц для совместной реализации проекта.
  6. Предусмотрены меры регулирования деятельности нового или модернизированного производства, в соответствии с актуальными правовыми нормами.
  7. Присутствует перечень стимулирующих мер, направленных на инвестора и привлеченных им третьих лиц на весь период действия инвестиционного контракта.

Правила составления

Инвестор собирает все необходимые документы для подписания СПИК и предоставляет их на рассмотрение специальной комиссии. Участники в течение 30 рабочих дней рассматривают проект и условия инвестора. Вносят коррективы, если посчитают это целесообразным.

Далее потенциальному инвестору будет направлен официальный ответ, после получения которого он обязан в течение 10 следующих рабочих дней принять или отклонить поправки комиссии. Процедура может повторяться до тех пор, пока не будет принято окончательное решение.

При подписании СПИК инвестору потребуется предоставить доказательства законного происхождения инвестиций. В противном случае в подписании контракта может быть отказано. Официально новые поправки вступят в юридическую силу с 18 июня 2018 года.

Для подписания соглашения с государством или отдельным муниципальным образованием инвестору потребуется убедить членов комиссии в полном соответствии требованиям действующих правовых норм касательно СПИК.

Актуальная ситуация СПИК в России

В настоящее время специальные инвестиционные контракты только набирают популярность среди потенциальных инвесторов. Сегодня существует 9 подписанных договоров подобного типа в таких отраслях, как:

  • станкостроение;
  • машиностроение;
  • автомобильное промышленное производство;
  • химическое производство;
  • модернизация предприятий машиностроения в нефтегазовой отрасли.

Благодаря разработке и запуску СПИК, государству удалось привлечь в национальную промышленность частные инвестиции в размере 265 миллиардов рублей. Цифра соответствует данным на начало 2018 года.

Важно заметить, что со стороны государственных структур ведется активная работа по совершенствованию специальных инвестиционных контрактов.

Новые поправки в соответствующие законопроекты будут направлены на привлечение более широкого круга потенциальных инвесторов, на упрощение системы налоговых сборов, а также на увеличение максимальных сроков действия СПИК.

Возможно будет упрощен или пересмотрен порядок рассмотрения предложений от инвесторов.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/vlozheniya/osnovy/specialnyj-investicionnyj-kontrakt.html

Изменения в правилах заключения специальных инвестиционных контрактов | Новости | Линия Права

Час СПИК. Специальные инвестиционные контракты могут привлечь инвестиции, но уничтожат конкуренцию? (Татонова И.)
22 июня 2018 г.ОбзорКонтакты для прессы: pr@lp.ru

18 июня 2018 года полностью вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.12.

2017 № 1564, которым в целях совершенствования механизма специального инвестиционного контракта (далее – СПИК) были внесены изменения в Правила заключения СПИК (далее – Правила) и типовую форму СПИК для отдельных отраслей промышленности (далее – Типовая форма)[1].

Многие аспекты правового режима СПИК подверглись существенной корректировке, в частности, по следующим направлениям:

ВОЗМОЖНЫЕ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПИК

В результате внесенных изменений в Типовой форме больше не содержится исчерпывающего перечня отраслей промышленности, в рамках которых возможно заключение СПИК. Следовательно, в будущем можно ожидать расширение сферы применения механизма СПИК.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ УЧАСТНИКОВ СПИК

Теперь инвестор в целях реализации инвестиционного проекта может привлечь не только производителей промышленной продукции (промышленные предприятия), но и лиц, например, выполняющих функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции или финансового центра. При этом перечень форм участия привлеченных лиц в реализации инвестиционного проекта является открытым[2].

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНВЕСТОРУ И ПРИВЛЕЧЕННЫМ ЛИЦАМ

В Правилах приведен перечень требований к лицам, претендующим на получение статуса инвестора или привлеченного лица[3].

Одним из существенных дополнений является то, что инвестор и привлеченные лица должны на день принятия решения о заключении СПИК соответствовать требованию об отсутствии связи с офшорными зонами (учитываются как регистрация в указанной зоне, так и нахождение под контролем юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах)[4].

СТРУКТУРА ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РАСХОДОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Теперь в состав планируемого объема инвестиций включаются расходы, в частности, по следующим направлениям[5]: 

выполнение НИОКР, технологических работ, а также проведение клинических испытаний;

приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, прав на конструкторскую, техническую документацию.

ПОНЯТИЕ ПРОЕКТНОЙ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ

Введено понятие проектной операционной прибыли, под которой понимается совокупная прибыль инвестора, привлеченных лиц, а также лиц, имеющих право на получение более 20% чистой прибыли инвестора (привлеченных лиц) и/или предоставлявших более 20% финансирования проекта (кроме финансовых организаций, институтов развития)[6]. При этом срок выхода проекта на проектную операционную прибыль учитывается при определении срока действия СПИК, но в пределах 10 лет[7]. Порядок расчета проектной операционной прибыли приведен в Правилах[8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИК В ОТНОШЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Теперь в Правилах прямо указано, что СПИК может быть заключен в отношении[9]:

инвестиционного проекта, который начал реализовываться в том календарном году, когда инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо который будет реализовываться в период действия СПИК;

нового этапа инвестиционного проекта, реализуемого инвестором до заключения СПИК.

ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПИК

В новой редакции Правил расширен перечень документов, прилагаемых к заявлению о заключении СПИК. Теперь инвестор должен представить в уполномоченный орган в числе прочего бизнес-план и финансовую модель инвестиционного проекта; план-график реализации инвестиционного проекта; график привлечения средств для финансирования инвестиционного проекта, а также ряд иных документов[10].

Также появилось новое основание для принятия решения о невозможности заключения СПИК. Оно касается случая, когда объем инвестиций, запланированных в соответствии со СПИК, меньше совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы РФ, образующихся в связи с осуществлением мер стимулирования, предусмотренных СПИК[11].

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДОПУСТИМОГО УРОВНЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ СПИК

Теперь, исходя из формулировки Типовой формы, допустимым является отклонение от показателей СПИК, составляющее не более 20% по итогам каждого календарного года. Превышение этого уровня является основанием для изменения или расторжения СПИК по требованию публичной стороны[12].

УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТОРА КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СПИК

Согласно Типовой форме инвестор вправе требовать внесения соответствующих изменений в СПИК, если будут приняты федеральные и/или региональные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, улучшающие положение инвестора (привлеченных лиц) или предусматривающие предоставление дополнительных мер стимулирования деятельности в сфере промышленности[13].

Рассмотренные выше изменения основаны на существующем опыте реализации СПИК, направлены на совершенствование данного механизма и расширение сферы его применения в различных отраслях промышленности.

[1]         Правила и Типовая форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708.

[2]        Пункт 8 Правил.

[3]        Пункты 6 и 8 Правил.

[4]        Подпункты «б» и «в» пункта 6 Правил.

[5]        Подпункты «д» и «е» пункта 21 Правил.

[6]        Пункт 11 Правил.

[7]        Пункт 9 Правил.

[8]        Пункт 11 Правил.

[9]        Пункт 5 Правил.

[10]       Пункт 13 Правил.

[11]        Подпункт «в» пункта 33 Правил.

[12]        Подпункт «а» пункта 3 статьи 10 Типовой формы.

[13]        Пункт 3 статьи 11 Типовой формы.

Источник: http://www.lp.ru/alert_investment_contracts

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.