+7(499)495-49-41

Деофшоризация российской экономики: правовой анализ (Гургулия А.А.)

Процесс деофшоризации в России – законодательные моменты

Деофшоризация российской экономики: правовой анализ (Гургулия А.А.)

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Деофшоризация — относительно молодой термин, характеризующий специальный комплекс государственных мер. Что это за меры и каким законом они предусмотрены — ответы на эти вопросы, а также другую поясняющую информацию по данной теме вы узнаете из нашего материала.

Расшифровка термина «деофшоризация»

Основные задачи в сфере деофшоризации

Деофшоризационные нормативные акты

Главный закон о деофшоризации российской экономики

Деофшоризация и новый вариант закона о КИК 2016

Деофшоризация и корректировка законодательства

Деофшоризация и «черные списки»

Итоги

Расшифровка термина «деофшоризация»

Под деофшоризацией понимается проводимый государством комплекс мероприятий, которые:

  • направлены на снижение или исключение вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов РФ под видом иностранных лиц или с использованием норм иностранного права, преследующих цели незаконной налоговой оптимизации;
  • проводятся в разных сферах: законодательной, информационной и правоприменительной.

Необходимо отметить, что не существует единой формулировки термина «деофшоризация» — его трактуют по-разному. Например, деофшоризация — это:

  • с одной стороны — борьба с офшорами, ужесточение контроля над операциями в офшорных зонах;
  • с другой стороны — фактор развития экономики, облегчение условий ведения бизнеса.

При этом данные формулировки не противоречат вышеуказанной расшифровке деофшоризации как комплекса мероприятий в рамках госполитики.

Термин «деофшоризация» стал активно применяться в России с 2013 года, а определенные этим понятием госмероприятия призваны наложить ограничения и запреты на незаконное использование резидентами РФ офшоров и иностранных компаний (примеры такого использования см. в таблице): 

Использование офшоров
ЗаконноеНезаконное
Создание СП (совместных предприятий) с иностранными партнерамиУклонение от налогов
Защита прав предпринимателей в условиях более стабильной юридической системы и с применением отсутствующих в России финансовых инструментовЛегализация полученных преступным путем средств
Создание специальных механизмов защиты активов и наследования имуществаАккумулирование не облагаемых налогами доходов вне РФ
Благотворительная деятельность и др.Иное использование (рейдерство, применение разнообразных мошеннических схем и др.)

Законное использование офшоров не запрещено — важно, чтобы компания не уклонялась от налогов. При этом место ее регистрации значения не имеет. Какие важные задачи призвана еще решить деофшоризация, расскажем в следующем разделе.

Как государство борется с уклонением от налогов (в том числе с использованием офшоров) — см. в статье «Налоговая политика государства на 2016–2018 годы».

Основные задачи в сфере деофшоризации

К основным задачам антиофшорной политики можно отнести:

  • необходимость усиления прозрачности офшоров;
  • выявление реальных бенефициаров (фактических владельцев хозсубъектов, активов и прочих ценностей);
  • расширение международного информационно-налогового сотрудничества и т. д.

Достижение эффективности процесса деофшоризации российского бизнеса невозможно без решения 3 основных задач:

  • определения причин, послуживших поводом представителям российского бизнеса уйти в офшоры;
  • устранения (минимизирования) влияния этих причин;
  • стимулирования процесса возвращения «офшорного» российского бизнеса на родину.

Среди причин, побудивших российский бизнес переместиться в офшоры, можно назвать:

  • несовершенство отечественного законодательства;
  • плохой инвестиционный климат;
  • неразвитость фондового рынка;
  • иные причины (неэффективная судебная система, тяжелые условия для ведения эффективного бизнеса и др.).

Некоторые эксперты основной причиной ухода российских фирм в офшоры считают конкурентные преимущества, связанные с использованием офшоров.

Теоретически для устранения этих причин необходимо:

  • реализовать принципы правового государства;
  • соблюдать законные права и свободы граждан;
  • укреплять демократические институты;
  • искоренить коррупцию;
  • создать благоприятные условия для создания и ведения бизнеса в РФ (устранить чрезмерное вмешательство государства и чиновников в экономику и т. д.).

Для снижения степени влияния указанных причин необходимы в первую очередь законодательные меры нормативного и организационного характера, о которых вы узнаете из последующих разделов.

Деофшоризационные нормативные акты

Среди основных нормативных документов, появившихся в связи с деофшоризацией, можно назвать:

  • указ от 07.05.2012 о долгосрочной государственной экономической политике — в данном документе Президент РФ поручил правительству реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в РФ с помощью офшорных компаний и однодневок;

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/process_deofshorizacii_v_rossii_zakonodatelnye_momenty/

Деофшоризация: новая реальность, новые задачи

Деофшоризация российской экономики: правовой анализ (Гургулия А.А.)

24 ноября 2014 года был подписан закон, направленный на деофшоризацию российской экономики.

Реформа касается любого российского бизнеса, использующего зарубежные холдинговые, торговые и казначейские компании, сделок российского бизнеса, традиционно структурируемых через зарубежные юрисдикции.

И, что не менее важно, всех физических лиц — налоговых резидентов России, инвестирующих через иностранные компании, в том числе из офшорных стран.

Введение закона требует принципиального пересмотра иностранных корпоративных структур российского бизнеса, решения новых задач по сбору и раскрытию информации и подготовке новой отчетности, внедрения компаниями новых бизнес-процессов и дополнительных контрольных процедур, направленных на управление новыми налоговыми рисками.

Как мы можем помочь?

  • Инвентаризация иностранной части существующей холдинговой, финансовой, лицензионной, торговой структуры, а также структуры управления иностранными активами группы с точки зрения положений Закона. Оценка налоговых рисков в количественном выражении
  • Проработка иностранных либо российских структур, альтернативных двухуровневым структурам владения, финансирования и лицензирования
  • Разработка вариантов упрощения иностранных корпоративных структур и консолидации активов на уровне компаний, имеющих достаточную степень присутствия, проработка пошаговых планов и их осуществление. Ликвидация, исключение из структуры «лишних» иностранных компаний
  • Разработка и содействие во внедрении решений в отношении существующей системы управления, бизнес-процессов и документооборота между российскими и иностранными компаниями группы
  • Проработка персональных холдинговых механизмов, иностранных структур без образования юридического лица. В общем виде речь идет о фондах, трастах и т.д.
  • Анализ налоговых последствий для бенефициаров бизнеса (российских налоговых резидентов) при проведении реструктуризации.

Мы будем рады оказать вам содействие в отношении выполнения указанных выше задач, подготовить рекомендации по снижению уровня применимых рисков, провести анализ возможных решений, разработать детальные планы перехода, обеспечить юридическое сопровождение, осуществить получение налоговых и иных регуляторных согласований, а также реализовать иные необходимые решения и организовать мероприятия, которые повысят эффективность.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Основные направления решения новых задач – разработка соответствующих бизнес-процессов, их (частичная) автоматизация, привлечение провайдеров для выполнения части данных процессов.

Наши услуги определяются с учетом ваших потребностей и могут включать широкий спектр вопросов – от методологической поддержки до полного аутсорсинга. При этом услуги будут оказываться с применением автоматизированного решения EY.

Организация «комплаенс-офиса»:

  • Разработка групповой политики для текущего контроля за соблюдением нового законодательства
  • Разработка регламента взаимодействия «комплаенс-офиса» с бизнес-подразделениями
  • Регулярная независимая проверка соблюдения требований нового законодательства

Аутсорсинг для контролирующих компаний:

  • Подготовка уведомлений об участии в иностранной организации
  • Подготовка уведомлений о КИК, включая анализ оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения, в том числе:
    • Расчет эффективной ставки налога
    • Расчет доли пассивных доходов
    • Расчет прибыли (убытка) КИК на базе локальной аудированной финансовой отчетности или первичных документов.

Аутсорсинг для контролируемых компаний:

  • Подготовка финансовой и налоговой отчетности по локальным стандартам.

Координация:

  • Координация процесса получения необходимых данных от иностранных компаний
  • Помощь в мониторинге информации о сборе данных и подготовке локальной отчетности, а также отчетности по КИК с помощью специальных автоматизированных решений.

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Планирование переезда в другую страну, включая:

  • Анализ и планирование налоговых последствий в связи с изменением персонального налогового статуса в РФ
  • Сравнительный анализ иностранных юрисдикций по налоговым, юридическим, миграционным и прочим факторам для выбора альтернативной юрисдикции для проживания (с учетом льготных режимов налогообложения: перечисления в Великобритании, пАушальное налогообложение в Швейцарии и т.д.)
  • Cопровождение при получении вида на жительства или гражданства в выбранной юрисдикции
  • Планирование переезда: помощь в реструктуризации активов и доходов до переезда с минимальным изменением налоговой нагрузки, где это возможно
  • Анализ структуры владения активами через взаимозависимых лиц (включая родственников)
  • Анализ вариантов по переводу существующих активов в РФ / в прямое владение фактического бенефициара
  • Анализ рисков валютного законодательства в отношении операций с использованием иностранных счетов
  • Подготовка отчетности: уведомлений и отчетов по КИК, уведомлений и отчетов по валютному законодательству, налоговых деклараций и уведомлений
  • Поддержка при выплате дивидендов: подготовка документов, работа с директорами, подготовка налоговой отчетности.
  • Анализ ПХМ (трастов, фондов, и т.д.) на предмет удовлетворения требованиям законодательства и возможные рекомендации по модификации структур

Вы можете оставить заявку на нашем сайте и специалисты нашей компании свяжутся с вами.

Материалы по теме

Дайджест о самых актуальных инициативах деофшоризации.

Пактические решения сложных вопросов для физических лиц.

Пакет услуг EY в области реструктуризации.

Пакет услуг EY по подготовке новой отчетности и автоматизации.

Подробнее об основных вопросах, которые необходимо проанализировать физлицам, и услугах EY в этой области.

Обзор инвестиционных программ персональной иммиграции.

Статьи, комментарии и выступления по теме

  • Проблема бенефициарного собственника дохода: одиннадцать секретов успеха Виктор Калгин, директор EY, международное налоговое планирование Евгений Непомнящих, директор EY, международное налоговое планированиеЖурнал «Финансовый директор», 22 мая 2017
  • Налоговые споры по сделкам с иностранными компаниями: тренды 2016 года Алексей Нестеренко, партнер EY, налоговые и юридические услуги Евгений Непомнящих, директор EY, международное налоговое планированиеЖурнал LEGAL INSIGHT, №1 (57) 2017
  • Правила КИК: первый опыт применения российскими налогоплательщиками Марина Белякова, партнер EY, группа услуг в области международного налогообложения Оксана Ярощук, директор EY, группа услуг в области международного налогообложенияНалоговая политика и практика, июнь 2016
  • Ошибка резидента. Пять мифов о деофшоризационном законодательстве, которые стоит развеять Ирина Быховская, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг организациям финансового сектора в СНГ Сергей Фоевцов, менеджер отдела налогообложения и юридических услуг EYЖурнал CITYMAGAZINE, январь-февраль 2016

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-deoffshorization

Деофшоризация России: власти замахнулись на святое

Деофшоризация российской экономики: правовой анализ (Гургулия А.А.)

Дмитрий Булин Би-би-си, Москва

Image caption Российские власти задумались над тем, как превратить налоговый рай в ад

Российский президент подписал нашумевший закон о деофшоризации экономики. Сотни тысяч офшорных компаний, созданных россиянами по всему миру, должны теперь “выйти из сумрака” и превратиться в добросовестных налогоплательщиков. Впрочем, в том, что это произойдет, сомневаются даже разработчики поправок в Налоговый кодекс.

Суть новаций, если не углубляться в тонкости, сводится к следующему. В законе появляется новое понятие – контролируемая иностранная компания: это такая компания, которая более чем на 25% принадлежит гражданину России или российскому юридическому лицу

Если условие соблюдается, то фирма должна отчислять налоги в российский бюджет, в какой бы части света она ни находилась. При этом необходимость делиться с российским бюджетом наступает в том случае, если ее прибыль (доходы минус расходы) превышает 10 млн рублей.

На ближайшие три года устанавливается переходный период: в это время и доля участия в иностранной компании, влекущая за собой признание ее контролируемой, будет выше (50%), и облагаемая налогом прибыль больше (50 млн рублей в следующем году, 30 млн – в 2016 году).

Некоторые компании еще до подписания закона Владимиром Путиным поспешили вписаться в новые правовые рамки. Холдинг Mail.

Ru Group, контролируемый миллиардером Алишером Усмановым, решил перевести свои крупнейшие активы – социальные сети “” и “ВКонтакте”, а также игровой проект Mail.Ru Games – на российское юридическое лицо.

В настоящий момент ресурсы принадлежат компаниям, зарегистрированным в Британии и на Кипре.

Но ожидать того, что в ближайшем будущем мы увидим, как другие российские компании с тем же энтузиазмом последуют примеру Mail.Ru Group, не приходится. И причин тому немало.

Как объять необъятное

Во-первых, бизнес по определению не может радоваться поправкам в законодательство, которые повышают так или иначе налоговое бремя.

Понятно, что главная функция офшоров – оптимизация налогов. С начала 1990-х годов российский бизнес весьма в этом преуспел, аккумулируя на иностранных счетах огромные средства.

По данным международной некоммерческой организации Tax Justice Network, в 1990-2010 годах накопленный объем российского капитала в офшорных юрисдикциях составил почти 800 млрд долларов. Для сравнения – весь федеральный бюджет России равен в этом году 314 млрд долларов.

Именно офшоры инвестируют в российскую экономику больше всего средств (Кипр – 21% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, по данным Росстата на 1 января 2013 года) – и туда же уходит большая часть инвестиций из России (на первом месте Нидерланды с 26% от объема российских инвестиций за границу).

Другими словами, российская экономика – особенно в части крупных государственных компаний и корпораций – насквозь пронизана офшорными структурами. Отсюда вытекает вторая трудность в применении закона: невозможность объять необъятное.

Всевидящее око СКР

Отчасти это признают и должностные лица, имеющие непосредственное отношение к разработке и принятию закона.

Самое плохое, чего можно ждать, – это то, что закон будет работать выборочно. Следственный комитет, который имеет право возбуждать уголовные дела по налогам без налоговых органов, по сути, может применять этот закон так, как ему будет интересноДмитрий Квитко, IPT Group

“Закон сложный, он вызовет определенную реакцию правоохранительных органов. СКР будет вынужден выхватывать отдельных лиц, потому что всех не сможет достать. А у нас опять будет повод говорить о том, что закон применяется выборочно”, – считает Сергей Шугаев, возглавляющий экспертную группу по разработке законодательства о деофшоризации в Совфеде.

Эти опасения он высказал на конференции по деофшоризации российской экономики в Москве 25 ноября. С этой точкой зрения согласны и независимые эксперты.

“Самое плохое, чего можно ждать, – это то, что закон будет работать выборочно. Следственный комитет, который имеет право возбуждать уголовные дела по налогам без налоговых органов, по сути, может применять этот закон так, как ему будет интересно”, – тревожится директор департамента международных корпоративных финансов IPT Group Дмитрий Квитко.

О том, что СКР действительно не дремлет и намерен использовать все имеющиеся у него механизмы по преследованию налоговых уклонистов, заявил на днях глава ведомства Александр Бастрыкин. Он отметил, что прибыль, получаемая российскими компаниями, должна оставаться в России.

“Поэтому Следственный комитет предложил целый ряд новелл, которые направлены на то, чтобы в значительной степени затормозить процесс вывода капиталов из России”, – сказал Бастрыкин. Неизвестно, какие конкретно меры он имел в виду. Пока что уголовная ответственность за нарушение антиофшорного закона не предусмотрена.

Непросчитанный закон?

Но даже если СКР задействует все свои ресурсы для выявления недобросовестных бизнесменов, сделать ему это не удастся без содействия со стороны Запада. А здесь, в условиях наложенных на Россию санкций и общего охлаждения отношений, рассчитывать на легкое взаимопонимание вряд ли стоит.

“Без четкой системы международного взаимодействия в налоговой сфере (которое сейчас маловероятно) – очень просто обойти эти законы.

Пока “раскроются” только те, про которых знают и те, кому нечего терять.

Остальные будут прятаться и выжидать”, – отметил в интервью Би-би-си Дмитрий Гололобов, принципал частной практики Gololobov and Co, в прошлом возглавлявший правовое управление компании ЮКОС.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Без помощи западных партнеров России не обойтись, уверены эксперты

Наконец, еще одно обстоятельство, которое делает массовое возвращение бизнеса под российскую юрисдикцию проблематичным, – сложности с администрированием нового закона.

“Насколько мне известно, не были просчитаны расходы на налоговое администрирование. Во всех зарубежных странах для того, чтобы внедрять аналогичные меры, создается специальный аппарат в налоговой службе, который занимается исключительно сбором информации о контролируемых иностранных компаниях. Тогда этот закон работает”, – говорит Дмитрий Квитко из IPT Group.

“Причем расходы могут превышать те дополнительные выгоды, которые получит государство от введения этих норм”, – продолжает эксперт.

Молчи, скрывайся и таи..

Российские власти довольно расплывчато оценивают суммы, которые поступят в бюджет в результате исполнения нового закона.

Так, замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что введение налогообложения контролируемых иностранных компаний принесет казне до 20 млрд рублей в год.

А заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров надеется на дополнительные 150-200 млрд рублей налоговых поступлений.

При этом только в этом году отток капитала из страны составит, по разным оценкам, от 130 до 200 млрд долларов.

Впрочем, многие эксперты видят в принятии этих поправок в Налоговый кодекс не столько стремление государства заработать (хотя и это не лишнее в условиях замедления экономики), сколько желание действительно взять под контроль иностранные компании, де-факто принадлежащие российским структурам.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption “Дружба дружбой, а табачок врозь”, – предупреждал Владимир Путин бизнесменов в 2002 году. В те времена, когда Джордж Буш еще видел в его глазах душу

О том, что российская экономика слишком зависит от офшоров, президент Путин говорил еще на заре своего длительного политического поприща. В 2002 году он в свойственной ему манере увещевал бизнесменов не прятать доходы за границей – и иметь в виду, что эти средства в конечном счете могут быть заморожены западными правительствами.

“Я прошу извинить меня за простоту выражений: замучаетесь пыль глотать, бегая по судам в попытке разморозить эти средства”, – заявил он. В ответ бизнесмены продолжили выводить средства из России, ненадолго притормозив в 2006 и 2007 годах.

Лишь в последние четыре года власти перешли от громких деклараций к действиям, вводя уголовные статьи за фирмы-однодневки и усиливая штрафы за нераскрытие информации о конечных бенефициарах.

Источник: https://www.bbc.com/russian/business/2014/11/141125_russia_offshores_law

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.