+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Деятельность Конституционного Суда РФ в свете последних поправок к Федеральному конституционному закону О Конституционном Суде Российской Федерации (Григорьев К.Е.)

Конституционный суд российской федерации

Деятельность Конституционного Суда РФ в свете последних поправок к Федеральному конституционному закону  О Конституционном Суде Российской Федерации  (Григорьев К.Е.)

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа.

В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики.

Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд.

В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР.

Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание.

Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один.

В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году – день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится:

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

– конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

– международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

– ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем:

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

7. Председатель КС и его “зам” не могут находиться одновременно в одной палате. При распределении они по умолчанию распределяются в различные «ветви» КС РФ.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

Решения КС РФ:

1. Принимаются при условии проведения открытого ания. В процессе ания производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае ания по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей . В частности,  обязательное условие – не менее 2/3 судей при исполнении на момент ания.

4. У судьи КС РФ нет права каким-либо образом уклоняться или воздерживаться от ания. Он всегда должен отдавать свой голос «за» или «против».

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство .

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.

В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.3. Данные о сторонах спора.4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.6. Требование, которое имело место в обращении.

7. Обстоятельства, установленные судом.

8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.

10. Решение.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/11066-konstitucionnyy-sud-rossiyskoy-federacii

Закон о Конституционном Суде РФ с последними изменениями

Деятельность Конституционного Суда РФ в свете последних поправок к Федеральному конституционному закону  О Конституционном Суде Российской Федерации  (Григорьев К.Е.)

Конституционный Суд — уполномоченный орган судебной инстанции, решающий вопросы и дела на основании Конституции РФ.

Деятельность данного органа регулируется законом 1-ФКЗ и каждый из судей должен соблюдать его положения.

Общие сведения

Федеральный конституционный закон №1 был принят ГосДумой РФ 24 июня 1994 года, а одобрен законопроект был 12 июля того же года. Последние поправки в 1-ФКЗ вносились 28 декабря 2016 года.

Закон состоит из 6 разделов, 15 глав и 115 статей, в которых раскрываются следующие положения:

  • понятие Конституционного суда;
  • его полномочия;
  • состав и полномочия членов суда;
  • принципы деятельности судебной инстанции;
  • требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи;
  • порядок назначения выбранного лица;
  • организация деятельности конституционного суда;
  • принципы его работы;
  • список дел, которые рассматриваются судебной инстанцией;
  • виды решений, принимаемые конституционным судом;
  • лица, обладающие правом обращения в судебную инстанцию.

Читайте Федеральный закон о референдуме подробнее здесь:

К полномочиям Конституционного суда относят:

  1. Разрешение спорных дел.
  2. Раскрытие дел, касающихся споров о компетенции между:
    • федеральными органами гос власти;
    • органами государственной власти и местного самоуправления;
    • высшими гос органами.
  3. Растолкование Конституции РФ.
  4. Оформление выводов о виновности Президента в измене государству или совершении тяжкого преступления.
  5. Выдвижение важных для рассмотрения вопросов.

Конституционный суд РФ состоит из 12 судей. Дела рассматриваются и при наличии двух третьей человек. Срок их полномочий не ограничен.

Принципами работы государственного аппарата являются:

  • независимость;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • состязательность;
  • равноправие участников дела.

Последние поправки

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» был отредактирован 28 декабря 2016 года. Поправки были внесены в следующие статьи:

Статья 75

Согласно новой редакции заявитель указывает на повторное рассмотрение дела, если было признано, что решение не соответствует законодательным требованиям.

Ст 79

Ч 4 статьи 79 была дополнена информацией о нормативном акте, который соответствует Конституции РФ.

Часть 5 была изложена в новой редакции. В ст описывается порядок вступления в силу постановления судебной инстанции.

Ознакомьтесь также с последними нововведениями в ФЗ №79 здесь:

Статья 103 1-ФКЗ

Согласно новой редакции до момента вынесения основного решения производства по делу приостанавливается.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 103. Ссылка тут:

В законе есть ряд статей, в которые не вносились поправки, но их необходимо указать:

Статья 8

В положениях ст 8 перечислены требования к кандидату на должность судьи:

  1. Возраст гражданина на момент отбора должен достигать 40.
  2. Его репутация должна быть безупречной.
  3. Наличие высшего юридического образования.
  4. Опыт работы в данной сфере должен составлять минимально 15 лет.
  5. Наличие высокой квалификации в области права.

Ст 9 

В статье 9 закона обозначен порядок назначения кандидатов на должность судьи конституционного суда:

  1. Кандидаты выдвигаются Президенту РФ депутатами ГосДумы и Совета Федерации.
  2. После его одобрения кандидатуры должны быть рассмотрены в течение 14 дней.
  3. Каждый отобранный кандидат назначается на должность в индивидуальном порядке в ходе проведения секретного ания. Отбор проходит гражданин, набравший наибольшее количество .

Статья 12

В положениях ст 12 обозначено, что максимальный срок полномочий назначенного судьи составляет 70 лет. Уполномоченное лицо судебной инстанции вправе приступить к исполнению своих должностных обязанностей с момента принятия присяги. Подробнее о судебной системе тут:

Ст 15 Федерального закона о конституционном суде

Согласно законодательному акту судья обладает неприкосновенностью. Уполномоченное судом лицо не может быть приговорено к ответственности за мнение, которое он выразил в ходе рассмотрения дела.

В случае, если оно нарушит положения настоящего закона, то:

  • ему будет сделано предупреждение;
  • будут прекращены его полномочия.

Статья 17

В положениях ст 17 перечислены случаи, при которых полномочия судей приостанавливаются:

  1. В отношении должностных лиц возбуждено уголовное дело или они привлечены к процессу в качестве свидетелей.
  2. Судья не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Лицо, чьи обязанности были приостановлены не вправе:

  • принимать участие в общих заседаниях Конституционного суда;
  • требовать от граждан предоставления официальных бумаг;
  • направлять бумаги в гос органы.

Ст 18 1-ФКЗ

В положениях ст 18 перечислены основания, на которых полномочия судей прекращаются:

  1. В процессе его назначения были допущены грубые ошибки.
  2. Возраст уполномоченного служащего достиг предела.
  3. На основании личного заявления.
  4. Судья утратил гражданство РФ.
  5. В законную силу вступило законное решение о причастности судьи к уголовному делу.
  6. В связи с совершением уполномоченного лица незаконных поступков.
  7. Признание его без вести пропавшим или умершим.
  8. В связи со смертью.

Также полномочия судьи прекращаются в связи с его недеепособностью или из-за ухудшения здоровья.

Глава 4 включает в себя принципы судопроизводства, к которым относятся:

  • независимость;
  • коллегиальность;
  • гласность;
  • устность;
  • непрерывность процесса заседания;
  • равноправие участников и сознательность их поступков.

Ст 79 закона о конституционном суде РФ

Решение, принятое Конституционной судебной инстанцией окончательное и обжалованию не подлежит. Оно вступает в силу незамедлительно после вынесения. Его решение действует без подтверждения других государственных органов.

Скачать текст закона о Конституционном Суде РФ

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ регулирует действия уполномоченных судебной инстанцией лиц, порядок их назначения и требования к основным кандидатам. В законе обозначены основные принципы, которыми руководствуются судьи при принятии решений. Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией закона, скачайте его по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-konstitucionnom-sude-rf/

О внесении изменений в федеральный конституционный закон

Деятельность Конституционного Суда РФ в свете последних поправок к Федеральному конституционному закону  О Конституционном Суде Российской Федерации  (Григорьев К.Е.)

ОдобренГосударственной Думой

16 декабря 2016 года

ОдобренСоветом Федерации

23 декабря 2016 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст.1447; 2001, N 51, ст.4824; 2004, N 24, ст.2334; 2010, N 45, ст.5742; 2013, N 14, ст.1637; 2014, N 11, ст.1088) следующие изменения:

1) пункт 10_1 части первой статьи 75 изложить в следующей редакции:

“10_1) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании оспариваемого заявителем нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации либо соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;”;

2) в статье 79:

а) часть четвертую после слов “признанный неконституционным в отдельной его части” дополнить словами “, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании”;

б) часть пятую изложить в следующей редакции:

“С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.”;

3) статью 80 изложить в следующей редакции:

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании вытекает необходимость устранения пробела или противоречий в правовом регулировании:

1) Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев после опубликования постановления Конституционного Суда Российской Федерации, если иной срок не установлен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 части первой статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Верховный Суд Российской Федерации по вопросам его ведения вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, или в закон в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании, и вносить их в Государственную Думу. Правительство Российской Федерации в случае подготовки положительного заключения или положительного официального отзыва на законопроект, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, указанных в настоящем абзаце, вправе отложить внесение законопроекта, инициатором которого является Правительство Российской Федерации;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части, или в закон субъекта Российской Федерации в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт в случае, если он либо отдельные его положения признаны соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации либо признанные соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.”;

4) в статье 87:

а) часть первую дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

“1_1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании;”;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

“В случае признания нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании при их применении исключается любое иное их истолкование, а на последствия принятия такого постановления распространяются положения настоящего Федерального конституционного закона и иных федеральных законов, установленные для случаев признания нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом.”;

5) статью 100 изложить в следующей редакции:

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из постановлений, предусмотренных статьей 87 настоящего Федерального конституционного закона.

Последствия принятия указанного постановления также устанавливаются названной статьей настоящего Федерального конституционного закона.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление, предусмотренное пунктом 1_1 или 2 части первой статьи 87 настоящего Федерального конституционного закона, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке, а гражданам и (или) объединениям граждан, обратившимся в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального конституционного закона, за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации:

1) уплаченная государственная пошлина;

2) расходы на оплату услуг представителей;

3) расходы на проезд и проживание заявителей и их представителей, понесенные ими в связи с явкой в суд;

4) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела;

5) компенсация за фактическую потерю времени.”;

6) статью 103 изложить в следующей редакции:

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу приостанавливается.”;

7) статью 104 изложить в следующей редакции:

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации закона, оспариваемого в запросе суда, и варианты итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 86 и 87 настоящего Федерального конституционного закона.”.

Статья 2

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПрезидентРоссийской Федерации

В.Путин

Москва, Кремль28 декабря 2016 годаN 11-ФКЗЭлектронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:Официальный интернет-портал правовой информацииwww.pravo.gov.ru, 29.12.2016,

N 0001201612290018

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420387618

Закон «О конституционном суде РФ»

Деятельность Конституционного Суда РФ в свете последних поправок к Федеральному конституционному закону  О Конституционном Суде Российской Федерации  (Григорьев К.Е.)

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, который руководит судебными делами, опираясь на положения Конституции РФ.

Судопроизводство регулируется Федеральным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», который определяет:

  • полномочия;
  • порядок;
  • деятельность Конституционного суда.

В состав Конституционного суда входят 19 судей. Они назначаются Советом Федерации и одобряются Президентом Российской Федерации.

Описание закона

Федеральный закон о конституционном суде был принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года, а одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года. Последние изменения были внесены 28 декабря 2016 года.

Конституционный Суд РФ независим от любых других государственных органов в следующих отношениях:

  • Материально-технических;
  • Финансовых;
  • Организационных.

Конституционный суд финансируется за счет федерального бюджета. Государственный фонд ежегодно выделяет денежные средства, необходимые для обеспечения их деятельности. Он вправе самостоятельно распоряжаться выделенными финансами. Итоговая сумма не может быть меньше по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Так же существует закон о мировых судьях. Кто к ним относится и что в их компетенции, читайте в статье: 

Изменения в законе о КС РФ

28 декабря 2016 года в ФКЗ были внесены последние изменения. В частности, были внесены поправки в следующие статьи: 75, 79, 80, 87, 100, 103, 104.

Статья 75

Пункт 10.1 ст 75 настоящего закона был изменен. В нем изменилась формулировка решения КС. Если заявитель просит пересмотреть дело и у него есть все основания для этого, уполномоченное лицо возобновляет судопроизводство.

Статья 79

Ч 4 ст 79 настоящего закона была изменена.

Основная суть статьи заключается в том, что каждый ранее принятый нормативный акт должен быть проверен на соответствие всех норм, которые выдвигаются Конституционным судом.

В случае несоответствия нормативного акта, суд должен восполнить этот пробел и создать новый документ. Новый нормативный акт должен содержать закон об отмене предыдущего документа.

Статья 80

Ст 80 настоящего закона была полностью изменена. Она обязывает государственных органов и должностных лиц привести нормативные акты в тот вид, который соответствует нормам Конституции РФ.

Иногда нормативный акт не соответствует ранее принятому постановлению КС РФ. В этом случае ошибка в правовом регулировании устраняется путем отмены действия документа или изменения его предназначения.

Правительство РФ в течение полугода после публикации постановления КС РФ вносит в Государственную Думу проектный документ нового федерального Конституционного закона.

Статья 87

Ст 87 настоящего закона гласит о том, что в течение полугода после публикации решения КС РФ нормативный акт должен быть изменен или признан недействительным. Если в течение этого периода документ продолжает действовать, то должностное лицо или государственный орган протестует или обращается в суд с требованием о признании подобного нормативного акта недействительным.

Ознакомьтесь  Закон о безопасности пищевой продукции

Статья 100

ст 100 настоящего закона было полностью изменено. В случае нарушения свобод граждан и конституционных прав суд основывается на решениях, список которых перечислен в статье 87 настоящего Федерального конституционного закона.

Суд может принять решение, опираясь на пункт 1.1 или часть 2 статьи 87. В таком случае дело будет пересмотрено компетентным органом в стандартном порядке.

Граждане или группа лиц могут обратиться в КС на основании статьи 96 настоящего Федерального конституционного закона.

После рассмотрения дела им возмещаются следующие виды расходов за счет средств федерального бюджета:

  • Государственная пошлина;
  • Оплата услуг представителей в суде;
  • Оплата за проживание и проезд представителей и заявителей, список которых представлен в явке на судебное заседание;
  • Почта;
  • Денежная компенсация за утраченное время.

Статья 103

Ст 103 настоящего закона была полностью изменена. Производство по делу приостанавливается до принятия постановления КС РФ.

Статья 104

Ст 104 настоящего закона описывает варианты итоговых решений и пределы проверки. Также изучаются варианты итоговых решений при рассмотрении судебного дела.

Скачать закон о Конституционном Суде РФ

Федеральный конституционный закон описывает срок действия полномочий судьи. В частности, в статье 12 описано, что его полномочия не ограничиваются конкретным сроком. Судья вступает в должность сразу после принятия присяги. По достижению 70-летия, его полномочия прекращаются. Но все дела с его участием он обязан довести до конца.

Судебный состав судей должен составлять не менее 2/3 от общего числа судей. Если в случае увольнения или выбытия число судей будет недостаточным, уполномоченное лицо продолжит выполнять свои текущие обязанности до назначения на должность нового судьи.

Конституционный суд обязан проводить судебное заседание непрерывно. Исключением являются ситуации, в которых участникам необходимо время для подготовки к дальнейшему процессу разбирательства. Для устранения обстоятельств, препятствующих обычному ходу заседания, судье также потребуется определенное время.

Судебное заседание проводится на государственном (русском) языке. Если в качестве представителя или заявителя выступает иностранный гражданин с незнанием русского языка, ему разрешается пользоваться услугами переводчика.

Судебное заседание Конституционного Суда Российской Федерации ведется в устной форме. Уполномоченное лицо в ходе рассматриваемого дела заслушивает объяснения двух сторон, свидетелей и анализирует показания экспертов.

Конституционный Суд РФ начинает заседание после того, как председатель сообщает, какое дело подлежит к рассмотрению. Также он проверяет явку участников процесса и полномочия представителей сторон.

В случае неявки одного из участников, он ставит вопрос о возможности проведения судебного заседания.

В его обязанности также входит разъяснение участникам процесса их прав и обязанностей, а также ответственность в случае дачи ложных показаний.

Желаете проанализировать последнюю редакцию Федерального конституционного закона с внесенными изменениями и дополнениями? Скачайте его по ссылке.

Так же предлагаем изучить основные положения 75 ФЗ о Негосударственных Пенсионных Фондах.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-konstitucionnom-sude-rf/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.