+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

Содержание

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией :

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

Процесс борьбы с оффшорами, инициированный государством, проводится с целью защитить налоговую систему от уклонения крупных компаний от уплаты налогов.

В процессе финансовой интеграции были проделаны очень благоприятные изменения для межгосударственного налогового планирования. В полной степени исключить оффшорную деятельность остается невозможным, поэтому представители власти и налоговые инстанции активно работают над идентификацией реальных обладателей оффшорных организаций и ужесточением контроля над финансовыми операциями.

Чтобы вернуть выведенные деньги обратно в страну, из которой они вышли, и обложить их налогами, государства начали с проведения процедуры эффективного обмена информацией о действительных владельцах денег в оффшорах.

Конвенция МСАА

Одним из важнейших инструментов, который способствует обнаружению необлагаемых заграничных доходов, является Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией (Multilateral Competent Authority Agreement). Еще один важный документ – Конвенция ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией.

Она предполагает, что все присоединившиеся государства обязуются передавать налоговую информацию другим странам-участницам конвенции.

Виды обмена информацией:

  1. Обмен информацией по запросу применяется в случае ведения дела в отношении единого налогоплательщика. Запросы могут быть устными или письменными.
  2. Автоматический обмен информацией. Для осуществления необходимо наличие двустороннего международного соглашения.
  3. Произвольный обмен информацией. Тут также необходимо двустороннее соглашение. Но инициатором должна выступать государственная организация, у которой имеются данные о налогоплательщике и которыми она считает нужным поделиться.

Отличие «обмена по запросу», принятого конвенцией в 1988 году, от «автоматического обмена» этого года

Обмен по запросу имеет некоторые отличия от автоматического:

1. Объем данных:

  • обмен «по запросу» предусматривает передачу от одного государства другому финансовой информации о конкретном лице либо организации;
  • обмен «автоматический» позволяет предоставлять большой объем информации о нерезидентах, которые обслуживаются финансовыми предприятиями страны-участницы обмена.

2. Предоставляемая информация:

  • «по запросу» может предоставляться любая, предположительно важная, информация для органов управления, которая обеспечивает соблюдение налогового законодательства;
  • «автоматически» передаются только данные о счетах нерезидентов, информация о которых имеется в финансовых учреждениях.

3. Время и форма обмена:

  • «по запросу» данные передаются в письменном варианте в ответ на поступивший запрос;
  • «автоматически» данные передаются в электронном варианте один раз в год.

Должностные обязанности служб налогообложения

В ходе процесса передачи и приема финансовой информации органы служб налогообложения обязаны:

  • принимать от финансовых учреждений своего государства информацию о финансовых процессах юридических и физических лиц, являющихся резидентами других государств-участников MCAA;
  • каждый год передавать в электронном виде нужную информацию уполномоченным органам этих государств;
  • принимать от уполномоченных органов других государств-участников MCAA данные о счетах юридических и физических лиц, являющихся резидентами своей страны.

Какие организации обязуются передавать данные

В автоматическом обмене налоговой информацией участвуют:

  • банки;
  • страховые компании;
  • брокерские компании;
  • другие коммерческие финансовые организации.

В автоматическом обмене финансовой и налоговой информацией не участвуют такие учреждения:

  • правительственные учреждения;
  • международные организации;
  • центральные банки;
  • государственные пенсионные фонды;
  • другие госорганизации с заниженным уровнем риска, которые практически не могут быть заподозрены в совершении махинаций с целью уклонения от выплаты налогов.

Счета, попадающие под сбор данных

Данные будут собираться о личных счетах юридических и физических лиц и счетах корпораций, трастов и частных фондов.

Если собственник счета значится как налоговый резидент государства, с которым будет осуществляется обмен налоговыми данными, то он попадет под автоматический обмен. Такие физические лица будут именоваться “подотчетными лицами”, а их счета – “подотчетными счетами”.

Подотчетными станут и счета компаний:

  • если они подконтрольны одному или нескольким “подотчетным лицам”;
  • если они подконтрольны “пассивной нефинансовой структуре”, которая по факту подконтрольна “подотчетному лицу” (под таковой принимается любая организационная форма бизнеса, большая часть дохода которой создается пассивными доходами, это холдинги, фонды, трасты).

Информация, которая подлежит обмену

Исходя из типа счёта, будут происходить сбор и передача следующей информации:

  1. Личные данные, адрес проживания, государство, которому резидент платит налоги, идентификационный код, дата и место рождения собственника счёта.
  2. Номер открытого банковского счета.
  3. Международный идентификационный номер финансовой организации и ее наименование.
  4. Состояние и баланс счета на конец подотчетного года или дату закрытия счета.
  5. Общая сумма начисленных процентов по счету.
  6. Валюта счёта и остаток денежных средств на балансе.

“Принцип невзаимности”

При присоединении к Конвенции MCAA любое государство имеет право следовать “Принципу невзаимности”. Это предполагает, что такая страна-участница обязуется передавать финансовую информацию о счетах налоговых плательщиков-резидентов других государств-участников Конвенции, но не будет получать от них данные о собственных резидентах-налогоплательщиках.

Сутью такого принципа является интерес более не осложнять и так сложные вещи: некоторые оффшорные процессы предусматривают полную невыплату налогов, и для государства эта информация от других стран является бесполезной.

Штрафы за нарушения в предоставлении информации

При подаче в финансовое учреждение запроса из зарубежной уполномоченной организации на предоставление информации, перед тем как дать ответ, финучреждение должно оповестить местный орган налогообложения и предоставить информацию, которая необходима зарубежной организации. Срок передачи сведений составляет десять дней. Налоговый орган имеет полномочия запретить передачу данной информации.

В случае нарушения финучреждением налогового запрета предусмотрены штрафные санкции:

  1. За произвольный неоправданный отказ учреждения от предоставления информации о налогах и счетах физических и юридических лиц или предоставления информации, но с нарушением порядка, объема и сроков взимается штраф порядка 500 тысяч рублей.
  2. Если финансовое учреждение не предпринимает мер по установлению налогового резидентства клиента, с него производится взыскание в 300 тысяч рублей.
  3. Если одна из международных групп компаний не уведомила об участии, взимается штраф в пятьдесят тысяч рублей.
  4. За неоправданное непредоставление участником группы каких-либо данных или предоставление недостоверных данных накладываются санкции в размере ста тысяч рублей по каждому из списка сведений.

Плюсы и минусы обмена информацией

Автоматический обмен имеет как преимущества, так и недостатки. Плюс, например, таков: не нужно отправлять запрос на предоставление информации об оффшорах. Данные поступают в государство в автоматическом порядке, что регулируется на законодательном уровне и сокращает время работы.

Минус: финансовые и налоговые данные очень легко скрыть, особенно если денежные средства находятся вне государства-заявителя. Поэтому придется разрабатывать новые постановления, законы, проводить мониторинг бизнеса и проверять полностью всю банковскую систему.

Международный автоматический обмен налоговой информацией сопряжен и с рисками. Например, существует риск лишения мотивации малого и среднего бизнеса.

Список государств, обязующихся осуществлять обмен информацией

По данным Конвенции МСАА, в автоматическом обмене информацией обязуются участвовать:

  • с сентября 2017 г. начать осуществлять автоматический обмен должны: Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бермуды, Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Венгрия, Великобритания, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Джерси, Дания, Ирландия, Индия, Испания, Италия, Исландия, Кипр, Каймановы острова, Южная Корея, Колумбия, Кюрасао, Люксембург, Лихтенштейн, Литва, Латвия, Монтсеррат, Мальта, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Ниуэ, остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Португалия, Польша, Румыния, Сейшельские острова, Сан-Марино, Словения, Словакия, Франция, Фарерские острова, Финляндия, Чехия, Хорватия, Швеция, ЮАР, Эстония;
  • с сентября 2018 г. осуществить АОНИ должны: Австрия, Австралия, Андорра Албания, Аруба, Антигуа и Барбуда, Белиз, Гренада, Гана, Индонезия, Израиль, Китай, Канада, Коста-Рика, Маврикий, Маршалловы острова, Монако, Малайзия, Новая Зеландия, Науру, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Синт-Маартен, Самоа, Швейцария (автоматический обмен налоговой информацией страна, по данным СМИ, откладывает до 2019), Чили, Япония.

Это официальные данные. Автоматический обмен налоговой информацией (список стран выше) полностью должен быть введен к 2019 году.

Автоматический обмен налоговой информацией в России

В мае 2016 года в рамках Форума “Организации экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию” (ОЭСР) Федеральная налоговая служба России подписала международный договор об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Начало такой практики в России намечено на сентябрь 2018 года.

Кроме общих (подписания соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией), предусматривается подписание ряда других налоговых договоров о сотрудничестве и обмене сведениями для борьбы с уклонениями от налоговых платежей, а также договоров об обоюдной помощи государств в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Таковые обычно предполагают передачу данных о регистрации налогоплательщиков, о счетах, зачислении на них дополнительных доходов и другой налоговой информации. Страны автоматического обмена налоговой информацией обязуются сделать тоже самое.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников.

К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы.

А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

Чем автоматический обмен грозит гражданам?

Если у корпорации открыт оффшорный счет, который она пытается скрыть, то это может:

  1. Привести к проблемам и санкциям за незадекларированный счет.
  2. За неуплату налогов могут взиматься значительные штрафы.
  3. Привести к большим проблемам из-за проведения валютных операций незаконно (штрафы, запрещение деятельности компании, лишение лицензии и так далее).

В заключение

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени – что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.

  • 09.07.2017
  • 0
  • Бизнес статьи

Источник: https://BusinessMan.ru/avtomaticheskiy-obmen-nalogovoy-informatsiey-spisok-stran-soglashenie-ob-avtomaticheskom-obmene-nalogovoy-informatsiey.html

10 главных вопросов россиян об автоматическом обмене налоговой информацией

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

В мае 2016 года было объявлено о присоединении России к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран в рамках ОЭРС.

Начало обмена запланировано на 2018 год, однако россияне уже многие месяцы активно обсуждают различные риски и возможности избежать попадания под обмен информацией.

Port Nansen собрал ответы на 10 самых распространенных вопросов о соглашении.

С чего все началось?

В феврале 2014 года страны Большой двадцатки приняли международный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS).

Через полгода Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) одобрила его, и в октябре 2014 года 51 юрисдикция подписала соглашение об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA).

После этого к соглашению начали подключаться другие страны.

В чем суть соглашения?

CRS обязывает налоговые органы государств, подписавших соглашение, получать информацию от финансовых учреждений о налогоплательщиках этих государств и ежегодно автоматически обмениваться этими данными с другими странами. До этого подобную информацию получали только по запросу.

Какие страны подписали соглашение?

На данный момент соглашение подписали 87 стран, в том числе Великобритания, Гибралтар, Британские Виргинские острова, Сейшелы, Кипр, Мальта, Швейцария. В список включены практически все оффшорные юрисдикции. Обновленный список стран, подписавших соглашение об обмене информацией, публикуется на сайте ОЭРС.  

Когда начнется обмен информацией с российскими налоговыми органами?

Российская Федерация  начнет автоматический обмен информацией в 2018 году. В налоговые органы будет предоставляться информация за 2017 год.  

Как будет осуществляться обмен?

Это будет электронный обмен на базе платформы ОЭСР. В отчетность должны включаться персональные данные налоговых резидентов, информация по доходам, платежам и остаткам на счетах, сведения о бенефициарах.

За передачу информации в налоговые органы будут отвечать банки и финансовые институты (управляющие и страховые компании, депозитарии, брокеры).

CRS подразумевает передачу данных в налоговые органы нескольких стран, где у клиента банка указан адрес проживания.

Какую информацию нужно будет подавать в банки?

Банки потребуют от клиентов адрес проживания, ИНН (или TIN, Tax Identification Number),  номер счета и страну налогового резидентства.

Компаниям необходимо будет сообщать о своей классификации (финансовая или нефинансовая организация), бенефициарах и идентификационном номере.

Если в стране нет ИНН (например, в Монако или на Сент-Китсе и Невисе), то банк передает информацию в налоговые органы без ИНН, что автоматически может вызвать вопросы у налоговых органов.

Со всеми ли странами, подписавшими соглашение, Россия будет обмениваться данными?

Для того чтобы информация за определенный год была получена российскими налоговыми органами из другой юрисдикции, обе страны должны разработать необходимое законодательство, процедуры и подать уведомление о готовности обмениваться информацией в текущем году.

То есть не обязательно все страны, подписавшие соглашение ОЭРС, будут обмениваться налоговой информацией с Россией. Каждая страна самостоятельно выбирает список «партнеров».  Посмотреть список этих партнеров можно здесь.

На момент написания этого материала (22 марта 2017 года) в графе партнеров России была цифра 0.

Все ли граждане России попадают под действие соглашения?

Обмен информацией осуществляется на основании налогового резидентства клиента банка, а не на основе его гражданства.  Таким образом, если вы находитесь на территории Российской Федерации менее 183 дней за налоговый период, то вы не являетесь налоговым резидентом страны, и ваши данные не подлежат обмену с российскими налоговыми органами.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний, зарегистрированных россиянами за рубежом?  

Под автоматический обмен информацией попадут только пассивные организации с контролирующими их лицами («бенефициарными владельцами»).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующее лицо. Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет.

То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Как можно избежать автоматического обмена информацией?

Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.

Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства.

Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией.

Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.

Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.

Источник: http://portnansen.com/10-glavnyh-voprosov-rossiyan-ob-avtomaticheskom-obmene-nalogovoy-informaciey

Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену налоговой информацией: все что надо знать о CRS

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

Стандарт ОЭСР по автоматическому обмену налоговой информацией достаточно скоро станет нашей с вами реальностью. Если планы создателей исполнятся, то информация о каждом гражданине, который имеет активы где бы то ни было внутри системы CRS (Common Reporting Standart), будет известна соответствующим органам. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Что такое Стандарт обмена налоговой информацией или Common Reporting Standart (CRS)

CRS – это система из законодательных и технических средств, которые позволяют странам-участницам Стандарта раз в год в автоматическом режиме, без дополнительных условий и усилий, передавать и получать налоговую информацию об активах граждан. Получать информацию будут о тех гражданах, что открыли счета (создали иные активы) не в своем родном государстве, но в подписавшем соглашение по обмену информацией.

По сути, Стандарт доводит до единого вида существующие на данный момент двухсторонние соглашения по обмену налоговой информацией и по избежанию двойного налогообложения.

Основное отличие в том, что при его вступлении в силу, налоговым органам не нужно будет отсылать запросы вручную и предоставлять доказательства предполагаемого налогового уклонения.

Данные раз в год будут уходить в соответствующие страны и органы.

Зачем нужен Стандарт по обмену налоговой информацией?

Если вы следите за новостями, то прекрасно знаете, что многие государства жалуются на недобор налогов.

Это происходит и за счет замедление мировой и локальной экономики, и за счет раздутых бюрократических аппаратов, и за счет того, что граждане уклоняются от уплаты налогов.

Именно с последним ОЭСР (напомним, что в организацию сегодня входит 34 государства), а вместе с ней и ряд других стран, решила бороться.

Название дали красивое: борьба с размывание налогооблагаемой базы или анти-BEPS.

По данным исследовательских агентств, в офшорах граждане прячут солидны суммы и с многих из них не заплачены налоги. Причем зачастую, для того чтобы уйти от налогов хватало перевести деньги даже не в далекий и черный офшор, а в соседнюю страну. Например, из Франции и Германии в Сан-Марино и Монако.

Согласно механизму Стандарта, такая возможность втихаря спрятать деньги совсем рядом с домом больше не будет доступна. Сначала заплати налоги – а потом делай что хочешь.

К тому же, налоговики рассчитывают, что благодаря единому стандарту на большую часть развитых стран (а в перспективе и на все страны мира), удастся снизить расходы. Освободившиеся деньги направят на что-то полезное.

На конец 2015 года к списку подписантов присоединилось уже 78 стран.

Что значит автоматический обмен информацией?

Для того, чтобы сегодня получить информацию об активах налогового уклониста в другой стране, необходимо отправить специальный запрос, подкрепленный доказательствами того, что запрашиваемая информация связана с уклонением от налогов. Разумеется, делается это только в конкретных случаях и, если, как говорится, «птичка шепнула» или локальное расследование пришло к интересным выводам.

Зато к тем, кто был осторожен и внимателен, интереса не было.

Автоматический же обмен подразумевает иной подход: раз в год налоговый орган одной страны агрегирует информацию о всех владельцах активов, в том числе и гражданах и/или резидентах третьих стран. В каждую страну-партнер отсылается информация по ее резидентам, после чего проверяется, были ли уплачены налоги в соответствии с требованиями закона.

Например, Испания облагает налогом доходы во всем мире. Поэтому ей принципиально важно знать, что ее резидент имеет активы в Италии или Турции.

Что-то похожее уже организовали американцы с помощью FATCA: все финансовые учреждения мира обязаны предоставлять данные в налоговую службу США, если среди них есть клиенты-американцы. Важное отличие в том, что FATCA работает по принципу гражданства, а CRS, как и нынешние соглашения – на основе резидентства.

К тому же CRS умеет работать (а не только угрожать, как FATCA) с теми юрисдикциями, которые не подписали соглашение об использовании Стандарта.

Конфиденциальность данных при обмене

Официально заявляется, что данные в системе находятся (будут находится) в безопасности. Мол, создана система защиты. Но практика показывает, что государственные органы понимают в информационной безопасности зачастую еще меньше, чем обычное население. Поэтому существует риск кражи данных и передачи их заинтересованным сторонам (не налоговым органам).

Однако избежать передачи информации вряд ли удастся.

В чем сила и в чем слабость стандарта оэср?

Сильная сторона данного соглашения в том, что к нему уже присоединилось большое количество стран. Практически все преследуют эгоистические цели ради получения налогов, но факт объединения налицо: 78 подписантов. К тому же в мире остаются страны, которые желают присоединиться к соглашению. Россия среди них, но пока не числится активным членом соглашения (ее нет в списке).

Возможно проблема состоит в том, что для начала действия соглашения, необходимы выполнить одно хитрое условие. Оно похоже на правило свиданий вслепую: номера даются только тем, кто обоюдно выбрал друг друга. Так и в Стандарте: чтобы соглашение вступило в силу, две страны обязаны указать друг друга в списке стран, с которыми хотят обменяться информацией.

Именно поэтому существует мнение, что не так страшен автоматический обмен, как его хочет видеть ОЭСР. Ведь если страны не указали всех участников соглашения, то с ними обмена не будет – только с теми, кто был указан отдельно.

Однако у ОЭСР есть возможность поправить правила…

К тому же есть и другая проблема: техническая реализуемость. Даже для развитых стран внедрить техническое оснащение для безопасной передачи данных дело тяжелое. А во многих развивающихся странах даже законы стоят препятствием на пути к автоматическому обмену. И как быстро к 2017 году решить эту задачу – пока не ясно.

Поэтому мы рекомендуем оставаться на связи и внимательно следить за Стандартом ОЭСР. Эта вещь может сильно усложнить жизнь каждому.

Источник: https://wealthoffshore.net/deofshorization/oecd-standard-on-tax-information-exchange-what-to-know-of-crs/

Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2018

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет.

Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.

org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Свежие изменения: 21 марта 2018 года к автоматическому обмену налоговой информацией с Россией присоединилась Австрия. Таким образом в настоящее время: «Россия 57/74«.

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 74 — количество довольно внушительное.

Это АвстрияАндорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Дания, Джерси, ИсландияИспания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр,  Корея, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, ФранцияХорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.

Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.

За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произойдет 30 сентября 2018 г. со странами обмена за налоговый период с с 01 января по 31 декабря 2017 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ передают информацию в Россию по состоянию на начало 2018 г

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Израиль (не подписал с Россией двустороннего соглашения)
  • Латвия (не подписала с Россией двустороннего соглашения)
  • Гонконг (не подписал с Россией двустороннего соглашения)
  • ОАЭ (не подписали с Россией двустороннего соглашения)
  • Доминика (не подписала с Россией двустороннего соглашения)

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира  в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • баланс счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться  1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts”  — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности.  цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.

Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

Источник: http://gidprava.ru/mnp/2017/12/24/automatic-exchange/

Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией

Единые стандарты автоматического обмена налоговой информацией ОЭСР и их имплементация на территории Российской Федерации (Бондаренко Д.Д.)

Процесс автоматического обмена налоговой информацией стартовал впервые в Европе с Директивы Совета 2003/48/EC, затем вышел на международный уровень благодаря американскому Закону о налогообложении иностранных счетов (FATCA) и, начиная с 2017 года, будет использоваться повсеместно в связи с согласованным в недавнем прошлом Единым стандартом по обмену налоговой информацией.

Общие положения о Едином стандарте по обмену налоговой информацией

Единый стандарт по обмену налоговой информацией предусматривает ежегодный автоматический обмен соответствующей информацией между государствами.

Стандартом предусматривается информация, подлежащая обмену, финансовые организации, которые должны предоставлять сведения налогового характера, различные типы счетов и налогоплательщиков, по которым должна предоставляться такая информация, а также унифицированные методы проведения проверки «дью-дилидженс».

В некотором смысле рассматриваемый Стандарт не является «новой» инициативой. Согласно имеющимся протоколам обмена информацией существует множество систем, обеспечивающих передачу и получение сведений.

Единый стандарт по обмену налоговой информацией позволит объединить все действующие механизмы в отдельный институт.

Нововведение заключается в том, что государства наконец-то признали необходимость обмена информацией именно на автоматической основе.

История вопроса, связанного с разработкой Единого стандарта

19 апреля 2013 года министрами финансов государств Большой двадцатки в качестве нового стандарта обеспечения прозрачности налоговой информации был утвержден автоматический обмен информацией.

Указанный стандарт был разработан на фоне роста общественного недовольства в связи с уклонением от уплаты налогов, подогреваемого средствами массовыми информации, в которых освещались различные методы налогового планирования, к которым прибегали обеспеченные граждане и корпорации.

И уже в сентябре того же года лидеры стран Большой двадцатки приняли на себя обязательство по автоматическому обмену информацией в рамках согласованного стандарта.

23 февраля 2014 года был согласован Единый стандарт по обмену налоговой информацией.

В мае 2014 года была утверждена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией (при этом документ был утвержден не только государствами — членами Организации, но и рядом стран, не являющимися ее участниками).

Более 65 государств официально приняли на себя обязательство по исполнению указанного документа, 40 из них даже предусмотрели для этого предельные сроки. Автоматический обмен налоговой информацией должен быть впервые осуществлен в 2017 году.

ОЭСР выпустила полную версию Стандарта по автоматическому обмену информацией 21 июля 2014 года. Согласно новому Стандарту государства должны были получать детальную информацию о счетах от национальных финансовых организаций и обмениваться такой информацией с другими юрисдикциями на ежегодной основе.

22 сентября 2014 года Международный форум по прозрачности и обмену налоговой информацией предоставил план развития Рабочей группе государств Большой двадцатки, выступающей за расширение участия стран в новом Стандарте ОЭСР по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах. Указанный план развития является важной составляющей борьбы с уклонением от уплаты налогов и незаконным сокрытием доходов в оффшорных зонах, которая ведется в развивающихся странах.

29 октября 2014 года 51 государство подписали многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией на основании положений Статьи 6 Многосторонней конвенции о взаимном оказании административного содействия по налоговым вопросам.

Впоследствии соглашение было подписано еще 10 странами. В общей сложности количество сторон соглашения стало равным 61. Данное соглашение содержит нормы об информации, подлежащей обмену, а также о сроках обмена сведениями согласно Стандарту.

Необходимость наличия Единого стандарта

Сегодняшний глобализированный мир финансов, который практически не имеет границ, упрощает жизнь гражданам, которые хотят спрятать свои деньги за рубежом для того, чтобы не платить налоги. В оффшорных зонах хранятся огромные суммы, с которых не уплачиваются налоги.

Государства заинтересованы в обеспечении целостности своих налоговых систем, и государственное взаимодействие является важной составляющей борьбы с уклонением от уплаты налогов и защиты налоговой целостности.

А ключевым аспектом подобного взаимодействия является как раз обмен информацией.

Еще одно преимущество существования единого международного стандарта по обмену информацией заключается в том, что международные системы обмена информацией будут стандартизированы, что, несомненно, приведет к снижению административных расходов на уровне государства.

На сегодняшний день налоговые органы обмениваются информацией различными способами. В частности, речь идет о двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения, региональных инициативах (к примеру, Директиве Совета 2003/48/EC) и международных соглашениях.

Использование подобной схемы связано с существенными затратами.

Переход от системы обмена информацией в случае поступления соответствующего запроса к системе, предусматривающей «автоматический» обмен информацией

Страны, подписавшие Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией, будут обмениваться информацией на автоматической основе. Подобный подход меняет систему контроля за соблюдением налоговой дисциплины.

Традиционно информация о физическом или юридическом лице направлялась одним налоговым органом другому при поступлении соответствующего запроса на основании факта мошенничества при уплате налогов или совершения другого преступления. Можно сказать, что ЕС проложил путь к автоматическому обмену информацией, приняв в 2003 году Директиву Совета 2003/48/EC.

Однако поворотным моментом стало принятие американского Закона FATCA, предусматривающего автоматический обмен информацией на международном уровне, который стал своеобразным стимулом к разработке Стандарта.

Таким образом, «автоматический» обмен информацией подразумевает систематическую периодическую передачу совокупной информации о налогоплательщиках, связанной с различными категориями доходов или активов.

Основания обмена информацией

Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией и американский Закон FATCA имеют много общего с технической точки зрения, однако между ними имеется ряд ключевых различий. Главным образом, основное различие заключается в том, что из Единого стандарта были исключены нормы, характерные только для США.

К примеру, Закон FATCA основан на институте американского гражданства, который является фундаментальным для налоговой системы США, а Единый стандарт по автоматическому обмену налоговой информацией основан на концепции резидентства.

Кроме того, Стандартом предусмотрены специальные нормы об определенных инвестиционных предприятиях, в случае если они находятся в юрисдикциях, не участвующих в автоматическом обмене информацией согласно Стандарту.

Сообщаемая информация

К сообщаемой финансовой информации относятся сведения о процентах, дивидендах, состоянии счетов, доходах, полученных в связи с определенными страховыми продуктами, доходах от продаж финансовых активов и других доходах, полученных по активам, или платежах, произведенных по счетам.

К счетам, по которым предоставляется информация, относятся счета, принадлежащие физическим и юридическим лицам (в том числе трастам и фондам).

Финансовые организации, на которые распространяется действие Стандарта, включают кредитные учреждения, депозитарные организации, инвестиционные предприятия и определенные страховые компании, за исключением случаев, когда они с малой вероятностью могут использоваться для уклонения от уплаты налогов.

Конфиденциальность

Стандартом предусмотрены специальные нормы о конфиденциальности информации, которой обмениваются государства. В случае если конфиденциальность информации не может быть гарантирована, государства не будут обмениваться сведениями на автоматической основе.

Тем не менее, насколько эффективным является подобный подход, покажет время.

Неизбежность дополнительных расходов для финансовых организаций

Учитывая тот факт, что финансовые организации потратили миллионы долларов на подготовку к исполнению положений Закона FATCA, следует ожидать, что Единый стандарт станет очередной бюрократической и финансовой «болью» для поставщиков финансовых услуг.

По мнению аналитиков, переход на новый режим будет связан с существенными затратами, которые понесут финансовые организации, поскольку они будут вынуждены изменить системы, на основании которых исполняются их обязательства по обеспечению налоговой прозрачности.

Страны, подписавшие Стандарт

Общее количество стран, подписавших Стандарт, по состоянию на 4 июня 2015 года, составляет 61. Стандарт был подписан следующими государствами и территориями:

Австралия, Австрия, Албания, Ангилья, Аргентина, Аруба, Бельгия, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Великобритания, Венгрия, Гана, Германия, Гернси, Гибралтар, Греция, Дания, Джерси, Индия, Индонезия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы Острова, Канада, Кипр, Колумбия, Корея, Коста-Рика, Кюрасао, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Остров Мэн, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Теркс и Кайкос, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Эстония и Южная Африка.

В общей сложности 90 юрисдикций одобрили идею функционирования Единого стандарта по автоматическому обмену налоговой информацией. При этом число сторонников данной идеи будет, несомненно, расти.

Применение Стандарта на практике

Предполагается, что первичный обмен информацией согласно Единому стандарту будет осуществлен в 2017 году.

Однако, по мнению ОЭСР, речь идет о слишком «грандиозных» планах, поскольку во многих государствах, в особенности, в развивающихся странах, на сегодняшний день отсутствуют административные и технические механизмы, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии со Стандартом.

Кроме того, также стоит вопрос ресурсов. Поэтому для того, чтобы Стандарт начал действительно функционировать в качестве эффективной международной сети обмена информацией, потребуется немного больше времени.

http://www.worldbiz.ru/

Источник: http://lawedication.com/blog/2015/11/10/edinyj-standart-po-avtomaticheskomu-obmenu-nalogovoj-informaciej/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.