Экспорт товаров: поговорим о налоговой декларации (Карпова Е.В.)

Несоответствие сведений в ГТД и других документах: подтверждение прав экспортера

Экспорт товаров: поговорим о налоговой декларации (Карпова Е.В.)


В последнее время в правоприменительной практике очень часто встречается ситуация, когда сведения, заявленные в грузовой таможенной декларации (ГТД) налогоплательщиков-экспортеров, не соответствуют фактическим данным экспортной операции. Возникающие расхождения могут касаться количества и стоимости реализуемых за рубеж товаров. Причина может заключаться в особенностях отгрузки и транспортировки товаров или условиях заключаемых экспортерами договоров.

Так, вывозимые товары, как правило, доставляются по железной дороге до одного из прибалтийских или финских портов, где имеется необходимый терминал и осуществляется их погрузка на судно. В порту же производятся измерения, более точные, чем во время отгрузки российским поставщиком. Именно данные измерений, сделанных в порту, лежат в основе определения количества реализованного товара.

Особенности, связанные с условиями договоров поставки, состоят в том, что цена реализации товаров, которые в рассматриваемой ситуации часто являются биржевыми, определяется исходя из биржевых цен, сложившихся в момент погрузки товара на судно. При этом за время, прошедшее от отгрузки товара российским производителем до момента погрузки в порту, происходят изменения биржевых котировок.

В результате возникают расхождения между данными различных документов, используемых в налоговом контроле: с одной стороны — ГТД, транспортные, товаросопроводительные документы с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы РФ, с другой стороны — выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара, декларация по НДС.

Учитывая, что таможенным законодательством и нормативными правовыми актами не предусмотрено внесение изменений в ГТД после выпуска товаров, налогоплательщик в случае отклонения фактического количества или стоимости товаров от заявленных в ГТД сталкивается с проблемой отказа налоговых органов признавать его право на применение налоговой ставки 0% и налоговые вычеты.

И если случай, когда количество доставленных в порт и, соответственно, считающихся реализованными товаров оказывается меньше заявленных к вывозу, воспринимается налоговым органом относительно лояльно, поскольку может быть объяснен потерями вследствие естественной убыли, то превышение принятой на судно продукции по сравнению с погруженной в цистерны или вагоны, как правило, рассматривается как неподтвержденный экспорт. В этом случае отказ в применении нулевой ставки и налоговых вычетов может производиться в отношении не только превышения, но и всей экспортной операции.

В связи с этим налогоплательщики-экспортеры ставят вопрос о возможности представлять вместо содержащей уточненные данные ГТД другие документы, которые подтверждали бы фактическое количество или стоимость реализованных товаров.

Порядок подтверждения обоснованности ставки 0% и налоговых вычетов при реализации экспортируемых товаров, предусмотренный п. 1 ст.

165 НК РФ, в частности, предполагает представление в налоговые органы таможенной декларации с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого товар был вывезен за пределы Российской Федерации. Перечень документов, подтверждающих применение ставки 0% и налоговых вычетов, при подаче декларации является исчерпывающим.

Представление совместно с ГТД каких-либо иных документов, обосновывающих расхождение между фактическими данными экспортной операции и сведениями, заявленными в ГТД, пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ не предусмотрено.

Вместе с тем рассматриваемая проблема имеет как минимум два пути решения, которые условно можно назвать «налоговый» и «таможенный».

Налоговый аспект

Вопрос о том, может ли ГТД подтверждать право на применение ставки НДС 0% и налоговые вычеты, если заявленные в ней сведения расходятся со сведениями других документов, в настоящее время не имеет однозначного ответа: НК РФ его не дает, официальная позиция уполномоченных органов в разъяснениях не отражена.

В то же время большинство судебных решений сводится к тому, что расхождения в сведениях, содержащихся в ГТД и других документах, не должны лишать налогоплательщика права на применение ставки НДС 0% и налоговые вычеты, если причины таких расхождений объясняются в других документах. Мнение судов представляется достаточно обоснованным, поскольку НК РФ не содержит норм, согласно которым для реализации прав экспортеров на нулевую ставку и налоговые вычеты необходимо полное совпадение показателей всех документов. Более того, в ряде ситуаций такие совпадения малореальны — многие российские производители пока не располагают оборудованием, которое могло бы соперничать по точности измерений с тем, что имеют организации, работающие в международных портах и специализирующиеся на операциях по приемке товаров на суда.

О выявленных при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих право на налоговую ставку 0% и налоговые вычеты, противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан сообщить налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Указанные процедуры в рамках проведения камеральной проверки дают налоговому органу возможность осуществлять администрирование, а налогоплательщику — право обосновывать причины расхождений между данными ГТД и фактическими данными экспортной операции.

Необходимость истребования в спорных ситуациях налоговым органом дополнительных пояснений и документов подтверждена и Конституционным Судом РФ. В Определении от 12.07.

2006 N 267-О он указал, что налоговый орган, проводящий камеральную проверку, в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности уплаты налогов, а тем более когда имеются признаки налогового правонарушения, не только имеет право, но и обязан истребовать у налогоплательщика необходимую дополнительную информацию.

Этот вывод обосновывается тем, что полномочия налогового органа, предусмотренные ст. ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер и не позволяют ему произвольно отказаться от необходимости истребовать дополнительные сведения, объяснения и документы.

В отношении рассматриваемой ситуации правоприменительная практика должна формироваться с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», важным выводом которого является необходимость исследования судами того, учтены ли операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом, связана ли планируемая налогоплательщиком налоговая выгода с реальной предпринимательской деятельностью и т.д.

Совершенно очевидно, что в данном случае претензии налоговых органов, как правило, основываются не на установлении необоснованной налоговой выгоды, а на формальных моментах.

Таможенный аспект

Другим возможным вариантом действий налогоплательщика, сталкивающегося с описанной выше ситуацией, является применение периодического временного декларирования. Согласно ст.

138 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ) при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для целей таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные за определенный период времени (п. 2 ст. 138 ТК РФ).

Особенно удобно периодическое временное декларирование биржевых товаров, по которым на момент их отгрузки окончательная цена не известна, так как она определяется биржевым котировальным периодом.

Однако необходимо учитывать, что в анализируемой ситуации при применении периодического временного декларирования декларант-экспортер может столкнуться со следующими спорными моментами.

Законодательно установленный запрет на вывоз российских товаров в количестве, превышающем количество, заявленное во временной таможенной декларации. В соответствии с абз. 2 п. 4 ст.

138 ТК РФ убытие российских товаров с таможенной территории РФ в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 1 и 2 ст. 122 ТК РФ.

Речь идет о случаях, когда допускается изменение количества и состояния товара вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Как правило, указанные причины приводят к уменьшению количества товара, однако законодателем сделана оговорка и в отношении изменения количества товара, превышающего заявленное.

Например, в условиях зимнего периода при минусовой температуре может увеличиться количество нефтехимической продукции в результате заморозки содержащейся в ней воды. Отсылочная норма абз. 2 п. 4 ст. 138 в контексте п. п. 1 и 2 ст. 122 ТК РФ определяет случаи, когда декларанты не несут ответственности за утрату или изменение состояния вывозимых товаров: при форс-мажорных обстоятельствах, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, — при изменении сведений о количестве товаров, произошедшем из-за погрешности методов измерения.

Источник: http://www.brokert.ru/index.php?id=175

Как заполнить? | Возмещение налога на добавленную стоимость | СБИС Электронная отчетность и документооборот

Экспорт товаров: поговорим о налоговой декларации (Карпова Е.В.)

Ввод информации для формирования сведений из документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, начинается с добавления декларации, в которой отражается экспорт. Кликнув по названию декларации, необходимо заполнить общие сведения о ней.

В поле «Отчетный период» выбирается квартал и год в соответствии с периодом, за который составлена декларация.

В поле «Вид декларации» выбирается:

  • «первичная» – если в декларацию не вносились никакие изменения;
  • «уточненная» – если в первичную декларацию вносились дополнения или корректировки.

В поле «Номер корректировки» отражается, какая по счету уточненная декларация представляется в налоговый орган (например, «1», «2» и т. д.).

В поле «Признак налогоплательщика (экспортера)» в рамках осуществляемой деятельности организации (или ИП) выбирается один из предложенных вариантов. Так, если экспортер (организация или ИП) сам производит товар, реализуемый по экспорту, то выбирается признак «производитель экспортного товара»; если он реализует по экспорту ранее купленный товар, то – «перепродавец» и т.д.

В подразделе «Вид деятельности налогоплательщика (экспортера)» выбираются те виды, по которым заявляется НДС к вычету в данной декларации, и указываются налоговая база и заявленная к вычету сумма отдельно по каждому виду.

Код вида деятельности «01» указывается налогоплательщиками, которые реализуют товары в режиме экспорта.

Внимание!
Налоговая база по коду «01» должна соответствовать сумме налоговых баз, отражаемых по строкам 020 раздела 4 налоговой декларации по НДС по кодам операций 1011410, 1011412, 1010410, 1010456, 1010457, 1010458, 1010459 и 1010460 (в части реализации товаров на экспорт).

Внимание!
Заявленная к вычету сумма по коду «01» должна соответствовать значению НДС по кодам операций 1011410, 1011412, 1010410, 1010456, 1010457, 1010458, 1010459 и 1010460 (в части реализации товаров на экспорт), рассчитанному по формуле:

Сумма НДС к вычету = (стр. 030 + стр. 040 – стр. 050) раздел 4 – стр. 080 раздел 5 НД по НДС

Код вида деятельности «04» указывается налогоплательщиками, которые реализуют товары в режиме свободной таможенной зоны.

Внимание!
Налоговая база по коду «04» должна соответствовать сумме налоговых баз, отражаемых по строкам 020 раздела 4 налоговой декларации по НДС по кодам операций 1011411, 1011413, 1010410, 1010456, 1010457, 1010458, 1010459 и 1010460 (в части реализации товаров в режиме свободной таможенной зоны).

Внимание!
Заявленная к вычету сумма по коду «04» должна соответствовать значению НДС по кодам операций 1011411, 1011413, 1010410, 1010456, 1010457, 1010458, 1010459 и 1010460 (в части реализации товаров в режиме свободной таможенной зоны), рассчитанному по формуле:

Сумма НДС к вычету = (стр. 030 + стр. 040 – стр. 050) раздел 4 – стр. 080 раздел 5 НД по НДС

Код вида деятельности «05» указывается налогоплательщиками, которые выполняют работы и оказывают услуги, непосредственно связанные с экспортом товаров и реализацией товаров в режиме свободной таможенной зоны.

Внимание!
Налоговая база по коду «05» должна соответствовать сумме налоговых баз, отражаемых по строкам 020 раздела 4 налоговой декларации по НДС, приходящихся на реализацию работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров.

Внимание!
Заявленная к вычету сумма по коду «05» должна соответствовать значению НДС по операциям реализации работ (услуг), непосредственно связанных с экспортом товаров, рассчитанному по формуле:

Сумма НДС к вычету = (стр. 030 + стр. 040 – стр. 050) раздел 4 – стр. 080 раздел 5 НД по НДС

Код вида деятельности «06» указывается налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров в страны — члены ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).

Внимание!
Налоговая база по коду «06» должна соответствовать сумме налоговых баз, отражаемых по строкам 020 раздела 4 налоговой декларации по НДС по кодам операций 1010421, 1010422, 1010461, 1010462, 1010463, 1010464, 1010465 и 1010466.

Внимание!
Заявленная к вычету сумма по коду «06» должна соответствовать значению НДС по кодам операций 1010421, 1010422, 1010461, 1010462, 1010463, 1010464, 1010465 и 1010466, рассчитанному по формуле:

Сумма НДС к вычету = (стр. 030 + стр. 040 – стр. 050) раздел 4 – стр. 080 раздел 5 НД по НДС

Сведения о контракте

Раздел заполняется экспортерами по всем международным контрактам, в рамках которых в отчетном периоде осуществлялась реализация товара на экспорт, отраженная в декларации по НДС.

Чтобы заполнить сведения о контракте, необходимо добавить контракт.

Далее кликнув по нему, указываются следующие данные:

  • дата и номер международного экспортного контракта, заключенного экспортером с иностранным покупателем;
  • код вида деятельности экспортера, к которому относится контракт;
  • реквизиты иностранного покупателя (получателя) согласно сведениям из контракта: наименование, ИНН (при наличии), адрес;
  • номер паспорта сделки (при наличии), который оформлен в банке, где открыт счет экспортера, на который от покупателя должна поступить выручка за товары по контракту;
  • сумма контракта — общая сумма сделки в валюте контракта. Если стоимость экспортируемых товаров определена в нескольких валютах, то производится ее пересчет в преобладающую валюту;
  • сумма поставки — стоимость конкретной поставки в валюте контракта при условии его поэтапного исполнения и поэтапного же возмещения экспортеру сумм НДС. В случае если стоимость экспортируемых товаров определена в нескольких валютах, то производится ее пересчет в преобладающую валюту;
  • условия поставки согласно стандартам ИНКОТЕРМС;
  • форма расчетов с налогоплательщиком: наличная, безналичная и др. При указании наличной формы расчетов также отражается общая сумма выручки по всем приходным документам;
  • реквизиты банка, со счета которого поступила экспортная выручка (при условии безналичной формы расчетов): наименование, БИК и номер счета банка;
  • реквизиты банка экспортера (комиссионера), на счет которого поступила выручка от иностранного покупателя: БИК и номер счета банка;
  • сведения о приходно-кассовых ордерах (при условии наличной формы расчетов) – номер и дата каждого ПКО;
  • реквизиты заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: номер и дата отметки о регистрации заявления в налоговом органе.

Внимание!
Реквизиты заявления о ввозе товаров заполняются только при выборе кода вида деятельности «06».

В разделе «Дополнительно» указываются сведения о поступлении выручки, а также о договорах с иными лицами.

Подраздел «Сведения о выписках банка о получении выручки» предназначен для отражения информации о поступлении выручки от экспортных поставок товара на основании банковских выписок.

Внимание!
Данный подраздел обязателен к заполнению, если в поле «Форма расчетов с налогоплательщиком» выбрана наличная или безналичная формы.

В подразделе «Сведения о выписках банка о получении выручки» указываются:

  • дата фактического зачисления (в соответствии с банковской выпиской) экспортной выручки на счет налогоплательщика от иностранного покупателя;
  • сумма поступления экспортной выручки в российский банк в рублях и в валюте.

Подраздел «Сведения об иных документах (ИПД)» предназначен для отражения данных о прекращении права взаимных требований между экспортером и иностранным покупателем на основании иных приходных документов (кроме выписки банка и ПКО).

Внимание!
Данный подраздел обязателен к заполнению, если в поле «Форма расчетов с налогоплательщиком» выбрана форма, отличная от наличной или безналичной.

В подразделе «Сведения об иных документах (ИПД)» указываются:

  • название документа, представленного экспортером в налоговый орган (в т.ч. договор поручения по оплате за товар, заключенный между иностранным лицом и организацией (лицом), осуществившей платеж);
  • номер и дата документа, представленного в налоговый орган.

Подраздел «Договора с иными лицами» заполняется в случае заключения экспортером (комиссионером) договора с иным лицом, в т.ч. и с перевозчиком.

В данном подразделе указываются:

  • номер и дата заключения экспортером (комиссионером) договора с иным лицом;
  • предмет договора, который выбирается из предложенного списка;
  • наименование (ФИО) иного лица, его ИНН и КПП (при наличии);
  • стоимость товаров (работ, услуг) с НДС по договору с иным лицом и отдельно НДС.

Внимание!
При выборе кода вида деятельности «04» дополнительно заполняется подраздел «Свидетельство о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ», в котором указываются номер и дата свидетельства, а также наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению ОЭЗ, выдавшего свидетельство о регистрации.

Раздел «Сведения о комиссионере» заполняется при условии заключения договора комиссии (поручения, агентского договора) на осуществление комиссионером (поверенным, агентом) внешнеторговой сделки в интересах экспортера.

Внимание!
Раздел «Сведения о комиссионере» не заполняется при выборе кода вида деятельности «05».

В данном разделе отражаются следующие данные:

  • наименование (ФИО) комиссионера (поверенного, агента), его ИНН и КПП (при наличии);
  • дата заключения и номер договора между экспортером и комиссионером (поверенным, агентом), вид договора;
  • БИК российского банка экспортера, на счет которого комиссионером (поверенным, агентом) была перечислена экспортная выручка при осуществлении международного контракта через комиссионера.

В разделе «Сведения о поставщиках» указываются сведения о российских (в т.ч. евразийских) поставщиках товаров, используемых для производства или перепродажи экспортных товаров.

Внимание!
Раздел «Сведения о поставщиках» не заполняется, если поставщик является резидентом другого государства (кроме стран – членов ЕАЭС). В этом случае заполняются сведения об импортных ГТД.

В данном разделе указываются следующие данные:

  • номер и дата заключения экспортером (комиссионером) договора с поставщиком товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
  • признак поставщика, реализующего ТМЦ экспортеру (производитель, перепродавец и т.д.);
  • наименование (ФИО) поставщика, его ИНН и КПП (при наличии), адрес;
  • реквизиты банка (БИК и номер счета), в который поступила оплата от экспортера (комиссионера) за приобретенные у поставщика ТМЦ (в случае безналичной формы расчетов);
  • сведения о товарах в договоре с поставщиком: наименование ТМЦ, форма расчетов между экспортером (комиссионером) и поставщиком, количество и стоимость оприходованных ТМЦ по накладным, стоимость ТМЦ по выставленным поставщиком счетам-фактурам и сумма НДС.

Раздел «Сведения о товарах» предназначен для отражения информации о товарах, указанных в международном экспортном контракте. В этом же разделе указываются сведения об экспортных и импортных ГТД, а также о товаросопроводительных документах (ТСД).

В разделе «Сведения о товарах» указываются наименование и объем поставки экспортируемого товара в соответствии с контрактом и ТН ВЭД.

Сведения об экспортных ГТД включают в себя: номер таможенной декларации; общая фактурная стоимость товаров и код валюты; данные об отметках таможенного органа, через который товары были вывезены за пределы таможенной территории РФ.

Внимание!
Сведения об экспортных ГТД не заполняются при выборе кода вида деятельности «06».

В сведениях об импортных ГТД отражаются: номер таможенной декларации и сумма НДС, предъявленная налогоплательщиком к вычету по импортной декларации.

В сведениях о товаросопроводительных документах (ТСД) указываются следующие данные:

  • вид, номер и дата оформления транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа;
  • данные об отметках таможенного органа, через который товары были вывезены за пределы таможенной территории РФ;
  • реквизиты перевозчиков: наименование (ФИО), ИНН и КПП (при наличии).

Внимание!
После ввода информации по контракту все необходимые разделы сформируются автоматически.

Источник: https://SBIS.ru/formats/docFormatCard/46186/help

Рекомендации по учету экспортных операций

Экспорт товаров: поговорим о налоговой декларации (Карпова Е.В.)

Основные рекомендации, приведенные в этой статье, вы также можете узнать из видеосеминара Петра Травинского, эксперта в области логистики и внешнеэкономической деятельности.

Ваша компания впервые собирается продать товары на экспорт. По таким сделкам налоги нужно будет рассчитывать в особом порядке. Кроме того, предстоит собирать и проверять документы, подтверждающие операцию. Да и в банке придется оформить разные дополнительные бумаги.

Эта статья поможет быстро решить все те проблемы, с которыми вы никогда не столкнетесь, работая только на внутреннем рынке.

А те бухгалтеры, которые привыкли иметь дело с внешнеэкономическими сделками, смогут проверить свои знания и узнать о последних изменениях в учете экспорта.

Если ваша компания на «упрощенке»

Компании на «упрощенке» могут воспользоваться всеми рекомендациями этой статьи, кроме относящихся к НДС.

Сразу оговоримся: мы будем рассматривать экспорт товаров за пределы территории Таможенного союза. Напомним, что в этот союз сейчас входят Россия, Беларусь и Казахстан. Для удобства перечень наиболее важных документов, касающихся экспортных сделок, размещен в таблице ниже.

Нормативные и другие документы в помощь экспортеру

Вопрос Правовой акт, в котором есть ответ
Как составить внешнеторговый контракт Письмо Банка России от 15 июля 1996 г. № 300 «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»
Какие стандартные условия поставок используются в международной торговле Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» (или любая другая редакция, например 2010 г.)
По каким правилам вести международные расчеты Унифицированные правила по Инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация МТП)
В чем особенности таможенной процедуры экспорта Статьи 212— 214 Таможенного кодекса Таможенного союза
Где взять форму таможенной декларации и инструкцию по ее заполнению Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257
По каким ставкам платить вывозные пошлины Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 795
В каком размере уплачивать таможенные сборы Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863
Какие обязанности экспортера предусмотрены валютным законодательством Статьи 19, 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ
Как составить паспорт сделки и другие документы валютного контроля Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И, Положение Банка России от 1 июня 2004 г. № 258-П
Как подтвердить ставку 0 процентов НДС по экспортным операциям Статьи 164, 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса РФ
Как заполнить декларацию по НДС Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н
Как отразить экспортную сделку в налоговом учете Подпункт 11 статьи 250, подпункт 5 пункта 1 статьи 265, подпункт 7 пункта 4, пункт 8 статьи 271, подпункт 6 пункта 7 статьи 272, статья 316 Налогового кодекса РФ
Как учесть экспорт в бухучете Пункты 5, 12 ПБУ 9/99, пункты 5—7, 9, 11—13 ПБУ 3/2006

Проверьте экспортный контракт

Сразу скажем, что договор с иностранным партнером будут придирчиво изучать налоговики. Поэтому советуем внимательно отнестись к нему еще на стадии, когда компания только заключает сделку. Сначала о форме договора. Здесь требования такие же, как и по сделкам на внутреннем рынке. Но так как контракт будут проверять инспекторы, лучше всего подписать его в виде единого документа.

Хотя, конечно, можно также заключить договор путем обмена документами через средства связи, например по факсу (п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ). Либо с помощью оферты и акцепта. Скажем, если продавец направил потенциальному контрагенту оферту (например, коммерческое предложение). И получил от него согласие на поставку (акцепт).

Это предусмотрено статьями 435 и 438 Гражданского кодекса РФ.

Что касается содержания контракта, вы можете его проверить с помощью рекомендаций, данных в таблице ниже.

Что желательно указать во внешнеторговом контракте на поставку товаров

Условия договора, на которые нужно обратить особое внимание

Источник: https://delovoymir.biz/rekomendacii-po-uchetu-eksportnyh-operaciy.html

Ндс при экспорте: учет, декларация, возмещение

Экспорт товаров: поговорим о налоговой декларации (Карпова Е.В.)

Налоговая инспекция всегда тщательно проверяет суммы НДС при экспорте. За границей операции по реализации продукции облагают налогом по иной схеме. НДС рассчитывают дважды – в стране вывоза и в стране ввоза. НДС при экспорте Россия возмещает как организациям, так и частным предпринимателям.

Экспортная торговля – направление, развивать которое стремятся и бизнес, и государство. Отправка товаров (работ, услуг) за рубеж для реализации позволяет компаниям осваивать новые рынки и выходить на другой уровень.

При экспорте продукции предприятие обязано:

  • вносить таможенные пошлины и делать иные платежи;
  • соблюдать правила экономической политики;
  • вывозить продукцию в том же состоянии, в котором она находилась во время принятия таможенной декларации;
  • а также соблюдать иные законодательные нормы.

Пример реализации товаров на территории России

Фирма ООО «Меркурий» покупает продукцию на сумму 100 тыс. руб. НДС (18 %) при этом составляет 18 тыс. руб. При продаже товара в России, например, за 120 тыс. руб. НДС равен 18 тыс. 305 руб. (120 * 18 % / 118 %).

Маржа составляет 120 тыс. руб. – 100 тыс. руб. = 20 тыс. руб., из которых обязательно нужно выплатить НДС. Государство получает 2 тыс. руб. (20 тыс. руб. – 18 тыс. руб. = 2 тыс. руб.).

То есть размер чистой прибыли для компании – 18 тыс. руб.

Пример экспорта товара за границу

Изначальная стоимость продукции – 100 тыс. руб. НДС – 18 тыс. руб. На экспорт ее продают за 120 тыс. руб. при налогообложении в 0 % в соответствии с Налоговым кодексом РФ (по нулевой экспортной ставке).

Размер чистой прибыли – 20 тыс. руб. Но фирма уже выплатила налог в размере 18 %, то есть 18 тыс. руб. Налоговая вернет эту сумму. При отправке товара на экспорт компания может получить 20 тыс. руб. + 18 тыс. руб. = 38 тыс. руб.

вместо 18 тыс. руб.

С вывозимых за границу товаров организации обязаны перечислять НДС в соответствующие органы. Но делать это нужно не всегда.

При продаже продукции за границу бизнесмены вправе применять льготные нулевые процентные ставки. Однако если сделка не подтверждена в установленный срок, предприниматель оплачивает пошлину в полном объеме.

К каким товарам применима ставка 0% НДС при экспорте

НДС 0 % облагают экспорт следующих работ и услуг:

  • по международной перевозке товаров;
  • по поставке нефти по трубопроводу;
  • по поставке газа;
  • оказываемых национальной электросетью;
  • по переработке товаров на таможенной территории;
  • по предоставлению железнодорожного состава и контейнеров;
  • водного транспорта по перевозке продукции, вывозимой в таможенной процедуре экспорта;
  • работ в речных и морских портах по перевозу и хранению товара, экспортируемого через границу России.

Статья гласит, что НДС 0 % при экспорте может облагаться продукция, вывезенная в таможенном режиме. Однако обязательно должны быть предоставлены документы по НДС при экспорте, перечисленные в ст. 165 Налогового кодекса РФ. Если услуги нет в приведенном выше списке, ставка может быть иной.

Необходимо учитывать, что нефти, газа и газового конденсата в перечне быть не может, даже если соблюдены все законодательные требования.

Налог может не применяться и к работам по выпуску и продаже продукции. Список такой деятельности приведен в подп. 1 ст. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ.

Сегодня существует особый порядок действий, применяемых при налоговом периоде, где общие затраты по операциям, облагаемым ставкой 0 %, составляет меньше 5 % от издержек, которые фирма понесла на работы по продаже товаров.

В таких случаях НДС по косвенным расходам в части налога объединяется с суммой отчислений государству, взимаемых по косвенным затратам. Окончательная сумма уплаченных средств может быть предъявлена к вычету.

Порядок процедуры стандартный.

Чтобы воспользоваться льготными условиями нулевой ставки, бизнесмен должен к указанному сроку предоставить всю необходимую документацию. Сразу стоит отметить, что перечень широк и могут возникнуть некоторые сложности.

Ситуация чуть упрощается, если товары перевозят на обычном транспорте, а не по трубопроводу. Также меньше трудностей возникает, если продукция не входит в группу припасов госназначения. В этом случае список документов для подтверждения НДС 0 % при экспорте следующий:

  • договор между налогоплательщиком и предприятием или доверенным лицом о торговле за границей;
  • таможенная декларация, где указано, что продукция выпущена при экспорте и проверке; отметка о том, что товар пересек границу на контрольном пункте (к примеру, в аэропорту);
  • транспортная и сопроводительная документация на определенную продукцию с пометками органов таможни;
  • договор, оформленный на посредника, если товар реализуется через агента или доверенное лицо.

Чтобы подтвердить НДС 0 % при экспорте, иную документацию (выписки из банка, счета-фактуры) необязательно сразу же предъявлять в налоговые органы. Однако ее следует сохранять, чтобы предоставить инспекторам при получении соответствующего требования.

Стоит также добавить к первому пункту, что нулевой НДС при экспорте действует только при наличии в документе подписи обеих сторон. Экспорт (и НДС на него) в 2017 г. осуществляется с определенными изменениями. С 2017 г.

необходимо предоставлять документы и справки, подтверждающие, что участники договора достигли согласия по всем его вопросам – цене, продаже и т. д.

Кроме того, указание всех сторон сделки и четкое описание товара (количество или масса, габариты и т. д.) обязательно.

В фискальный орган эти документы подают вместе с копиями, чтобы подтвердить товарные отношения с государствами ЕАЭС и экспортировать продукцию в другие страны. На предоставление соответствующих бумаг в инспекцию налогоплательщику дается 180 дней с даты начала вывоза товара за рубеж.

Только при соблюдении всех этих требований бизнесмен или юридическое лицо получает возможность применить НДС 0 % при экспорте. Если в течение указанного времени компания не обосновала свое право на нулевую ставку, ей начисляют пошлину 10 % или 18 % в зависимости от вида вывозимых товаров.

Если предприятие, экспортирующее товары, обращается к перевозчикам без гражданства России, которые не платят в этой стране налоги, то опирается на нормы ст. 161 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями этого нормативно-правового акта предприятия в России, сотрудничающие с иностранными транспортными фирмами, обязаны исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет РФ специальный налог.

В данном случае компания, экспортирующая продукцию, становится налоговым агентом по НДС.

Размер ставки налогообложения для иностранца равен 20 % в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ. При этом для российского перевозчика действует нулевой НДС при экспорте. Отметим, правило применяется лишь для экспорта продукции. Если речь идет о ввозе, действуют иные нормы.

Налогоплательщик сам решает, будет он применять льготы или нет. Нередко предприятия не пользуются послаблениями, положенными им по закону, если не уверены, что могут аргументированно подтвердить свое право на них.

В отличие от налоговых льгот, установленных нормативными актами, применение при экспорте ставки НДС 0 % является непременным условием. Предприятие не освобождают от обязательных отчислений в бюджет. Оно должно на общих условиях вести учет облагаемых операций и подавать в фискальные органы декларацию по НДС.

Также предприятие непременно должно разделять учет сделок по обычным ставкам (10 % и 18 %) и нулевому налогообложению. Налог по продукции и услугам, используемых при экспортных операциях, учитывают отдельно.

Здесь речь идет о затратах на покупку материалов и сырья, продукции для реализации, транспортные услуги сторонних предприятий, аренду складов и т. д. Все расходы на купленные для обеспечения экспортных операций ресурсы возмещаются из бюджета.

Именно поэтому нужно строго вести учет, чтобы избежать споров по налогам.

Следует помнить, что сделки по экспорту сопровождает обязательное выставление счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позже чем через 5 дней с момента отгрузки товара.

Экспорт в страныЕврАзЭС (то есть в Казахстан, Беларусь, Армению, Киргизию) имеет свои особенности.

Все нормы по НДС при сотрудничестве между данными государствами занесены в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте продукции, проведении работ, предоставлении услуг (Приложение № 18 к договору о ЕврАзЭС).

В этом документе отражено, что у предприятия, поставляющего товар за границу, есть право на налогообложение в общем порядке, действующем в данной стране. Из этого следует, что при вывозе продукции в государства ЕврАзЭС при налогообложении применяются те же нормы, что и при экспорте в другие страны.

В Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014 г. сказано, что НДС 0 % при экспорте используют при обосновании такой ставки в документации для налоговой инспекции: декларации, товарном соглашении с покупателем, заявлении о ввозе продукции на территорию государства. Экспортер при этом непременно должен подтвердить уплату всех необходимых налогов.

Если товары перемещаются по ЕАЭС (Евразийскому экономическому союзу), то есть по Армении, Беларуси, Киргизии или Казахстану, используется упрощенный таможенный регламент. Именно поэтому, чтобы обосновать применение ставки в 0 %, нужно не так много бумаг. Продавцу следует предоставить в налоговый орган следующие документы по НДС при экспорте:

  • транспортную и товарную документацию на экспортную продукцию;
  • заявительные бумаги на ввоз продукции и бумаги, подтверждающие, что покупатель внес косвенные налоговые платежи;
  • договор между продавцом из России и покупателем из страны ЕАЭС.

Таможенная и налоговые службы обмениваются электронными документами об импорте и экспорте товаров. Предъявлять распечатанные бумаги нет необходимости. Компания-экспортер должна лишь создать электронный реестр документов и предоставить его в налоговый орган.

НДС на экспорт в Беларусь равен 0 %. Отметим, компании-продавцу необходимо доказать наличие права на нулевой налог. Чтобы подтвердить НДС 0 % при экспорте, проводят определенные процедуры.

Первая – сбор документов, подтверждающих экспорт товаров в Беларусь:

  • договор, в соответствии с которым продавец вывез продукцию;
  • заявление покупателя, где стоит отметка фискального органа государства-импортера о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов или о том, что ввоз такой продукции не облагался налогом;
  • транспортную и (или) товаросопроводительную документацию, подтверждающую перемещение груза из России в Беларусь.

Второе – занесение информации в декларацию по НДС при вывозе товаров. Для отражения подобных операций и предусмотрена часть декларации НДС по экспорту: заполнение требуется разделам 4–6.

В разделе 5 обозначьте период появления права на налоговый вычет. В разделе 6 отражаются только те операции, по которым истек срок подачи документации, обосновывающей право применения нулевой ставки (180 календарных дней).

Третье – подача подтверждающих документов и декларации в налоговый орган.

Компания имеет право на учет НДС при экспорте по нулевой ставке, если выполняет все три процедуры и собирает документы, подтверждающие экспорт, за 180 дней со дня отгрузки. Если она этого не делает, то рассчитывает НДС по ставке 10 % или 18 %.

Отметим, с июля 2016 предприятия-экспортеры, поставляющие товары в государства ЕАЭС, должны выполнять еще одно обязательство: прописывать в счете-фактуре код вида продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (утвержденной решением совета ЕЭК от 16.07.12 № 54).

Применяется ли нулевая ставка НДС при экспорте розничной купли-продажи

Источник: https://www.gd.ru/articles/9576-nds-pri-eksporte-uchet-deklaratsiya-vozmeshchenie

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.