Экстренные закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Содержание

Антидемпинговые меры по Закону № 44-ФЗ

Экстренные  закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Разбор законодательных мер по ограничению демпинга, которые применяет Правительство России, в рамках 37 статьи 44 Федерального закона «о госзакупках».

Что такое демпинг и антидемпинговые меры

С помощью «Современного экономического словаря» становится понятной суть определения «демпинг» (по-английски dumping – это сбрасывание).

Это продажа товаров по ценам, искусственно заниженным, меньшим средних цен в розницу, а иногда и более низким, чем себестоимость.

Демпингуют участники рынка, как правило, с определенными целями — проникнуть на рынок, укрепить свои завоеванные позиции, вытеснить конкурентов.

Для противостояния этому явлению принимают отдельные антидемпинговые нормы права. Один из примеров – статья 37 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ), где предусматриваются последствия для участника конкурса или аукциона, которым предложена цена контракта на 25% и более ниже, чем установленная начальная цена. Какие именно последствия – зависит от суммы начальной цены контракта.

Суть статьи 37 Закона № 44-ФЗ

Так, 37 статья 44-ФЗ предусматривает:

  • если начальная цена контракта выше 15 млн. рублей, участнику закупки придется предоставить обеспечение в повышенном размере (в полтора раза больше указанного в документации о проведении конкурса или аукциона). Если предусматривается выплата аванса, то размер обеспечения должен быть не менее аванса;
  • если начальная цена контракта 15 млн. рублей и менее, то участнику закупочных процедур дается выбор – либо предоставление обеспечения в более высоком размере (какой указывался выше), либо документальное подтверждение заказчику своей добросовестности.

Со случаем, когда цена контракта более 15 млн. рублей, все более-менее понятно – участник закупки предоставляет либо банковскую гарантию, либо денежные средства в обеспечение в более высоком размере.

А часть статьи, предусматривающая предоставление информации о добросовестности участника закупки, иногда вызывает на практике вопросы применения. 37 статья 44-ФЗ четко оговаривает, какую именно информацию из реестра следует предоставлять (о каких именно исполненных контрактах и в какие сроки).

Таким образом, заказчиком производится отбор участников, желающих поиграть не по правилам. Т.е.

если компания снижает цену ниже установленного порога, заказчик в соответствии с антидемпинговыми процедурами должен иметь возможность убедиться, что участник закупки выполнял контракты без штрафных санкций, что он может выполнить взятые на себя обязательства и по данному заказу. Таким образом, снижаются риски столкновения заказчика с недобросовестными фирмами, использующими демпинг в своих интересах.

Спорные ситуации

Форма и порядок предоставления заказчику такой информации иногда является причиной споров между заказчиком и участником закупки. Например:

  1. Участник, цена в предложении которого была снижена более чем на четверть от первоначальной цены, предоставил заказчику информацию в виде таблицы с данными о контрактах, которые были заключены и выполнены победителем в течение года до даты закупки. Но заказчик посчитал, что данной информации недостаточно, отказался от заключения с ним контракта, мотивировав тем, что необходимо предоставить копии исполненных участником контрактов. Спор разрешен в суде, позиция заказчика признана неправомерной, не основанной на статье 37 Закона № 44-ФЗ. Требования о предоставлении копий документов по исполненным контрактам 37 статья 44-ФЗ не содержит (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2015 по делу № А72-18158/2014).
  2. Арбитражным судом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре рассмотрен спор между заказчиком и участником, заявке которого присвоен второй номер, по вопросу применения антидемпинговых мер. Заказчик считал, что если с ним заключается контракт по причине уклонения победителя, то и повышенное обеспечение предоставлять не обязательно. Суд разъяснил, что если второй участник признается выигравшим процедуру, то на него распространяются все требования, установленные для победителя аукциона, в том числе и требования по применению антидемпинговых норм по ст. 37 Закона № 44-ФЗ (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.04.2015 по делу № А75-2002/2015).

На что обратить внимание

Если участник выбирает путь предоставления заказчику информации о своей добросовестности, то помимо имеющихся судебных споров следует учитывать и такие моменты:

  1. Если снизивший цену участник закупки не предоставит информации о себе в соответствии со ст. 37 (либо такая информация недостоверна), а также не обоснует соответствующим образом предлагаемую цену контракта, это будет являться основанием занести его в «черный список» (признать уклонившимся от заключения контракта). Это право предоставлено ч. 13 ст. 70 закона № 44-ФЗ.
  2. Даже если участник предоставил информацию, этот факт не освобождает его от необходимости оформить обеспечение исполнения контракта в том размере, какой первоначально был установлен в извещении или документации о закупке.

Антидемпинговые меры в отдельных видах закупок

37 статья 44-ФЗ содержит особые виды антидемпинговых мер, когда проводятся закупочные процедуры на заключение следующих договоров:

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
  • услуги консультационного характера;
  • на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения, Сюда включаются поставки продовольствия, средств для оказания скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива). Участник закупки товаров для жизнеобеспечения, снижающий цену ниже установленного порога от первоначальной цены контракта, предоставляет обоснование выдвигаемой им цены. Оно может включать в себя гарантийное письмо производителя, где можно увидеть сведения о цене и количестве поставляемого товара, документы, из которых видно, что товар имеется в наличии, или иные документы и расчеты, убеждающие заказчика в возможностях участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой им цене.

Введение антидемпинговых мер способствует защите интересов не только заказчиков, но и участников закупок от недобросовестных юридических лиц, подающих заявки в процедурах закупок, а также является воплощением принципа добросовестной конкуренции в сфере закупок. Подписаться Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Отвечают
живые люди

Вам не нужно оставлять телефон

Вы можете задать вопрос бесплатно

Источник: http://ppt.ru/news/135259

44 ФЗ для чайников — коротко о главном

Экстренные  закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

44 ФЗ кратко

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

Краткое содержание Федерального закона «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 представлено в 8-и главах:

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить тут: статья 94 здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Ознакомьтесь  ФЗ об аттестации рабочих мест

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Федеральный закон 223 вступил в законную силу 18 июля 2011 года. С момента его вступления в силу в него были внесены изменения, также как и в ФЗ 44 для чайников. Оба законодательных акта регламентируют закупки товаров, работ и услуг, однако они имеют массу отличий (схема отличий).

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать: 

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/44-fz-dlya-chajnikov-korotko-o-glavnom/

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Экстренные  закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Статья актуальна на 15 марта 2017

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 6 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков.Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,  
  • закупку планируют провести у единственного поставщика, 
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.В плане-графике нужно обосновать:

  • НМЦ,
  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Статья обновлена 01.08.2018

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Закупки при чрезвычайных ситуациях по 44-ФЗ

Экстренные  закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Контрактным управляющим в силу своей деятельности часто приходится приобретать товары, работы или услуги для устранения результатов аварий и ЧС, при этом на практике допускается много ошибок.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях;
  • ограничения при закупке в чрезвычайных ситуациях;
  • альтернативный метод закупкам у единственного постащика.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:         

Для ускорения проведения закупки контрактных управляющих, приобретающих товары (работы, услуги) необходимые для устранения последствий чрезвычайных ситуаций (природных или техногенных), аварий, обстоятельств непреодолимой силы, а также для оказания неотложной или экстренной медицинской помощи, в том числе при заключении органами государственного управления контракта с иностранной организацией на лечение российских граждан за пределами России, в Законе № 44-ФЗ предусмотрен п. 9 ч. 1 ст. 93. В дополнение к перечню ситуаций, которые являются основанием для заключения контракта с единственным поставщиком на основании рассматриваемого пункта, Высшим Арбитражным Судом РФ указано, что у этих происшествий должны присутствовать свойства внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости (Определение ВАС РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13).

Согласно этому пункту, при наступлении вышеописанных чрезвычайных происшествий, специалист контрактной службы имеет право воспользоваться услугами единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и не проводить конкурентную процедуру закупки. Цена контракта такой процедуры закупки не лимитируется.

Как осуществляются закупки в чрезвычайных ситуациях

При закупке товаров, работ, услуг вследствие аварии и ЧС, контрактный управляющий обязан в течение одного рабочего дня от момента заключения такого контракта уведомить соответствующий контрольный орган о уже состоявшейся закупке (ч. 2 ст. 93). Также необходимо приложить копию такого контракта с аргументацией его заключения.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий обязан документально оправдать невозможность (или нерациональность) иного способа закупки, а также цену и другие существенные условия контракта.

Результаты исполнения такого контракта специалисту контрактной службы необходимо отобразить в отчете в единой информационной системе, содержащем следующую информацию:

  • промежуточный(е) и итоговый результаты исполнения контракта;
  • об исполнении контракта с нарушениями (при наличии нарушений);
  • о признании контракта ничтожным в ходе его исполнения (при расторжении контракта).

Ограничения

Однако обратим внимание на следующий момент.

Не допускается закупка вследствие аварии и ЧС у единственного источника, если необходимые товары (работы, услуги) включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров (работ, услуг), необходимых для оказания гуманитарной помощи или устранения результатов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2013 г. N 1765-р). В таком случае контрактному управляющему следует пользоваться положениями ст. 80 Закона № 44-ФЗ. То есть, сперва провести предварительный отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а затем по результатам такого отбора составить перечень поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего осуществления закупок у них товаров (работ, услуг) путем проведения запроса котировок.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам.

Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить.

Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Альтернативный метод закупкам у единственного постащика

К сожалению, проведение запроса котировок с предварительным отбором занимает не менее одного месяца (от двадцати дней на предварительный отбор и от десяти дней на проведение запроса котировок). А время на устранение последствий чрезвычайных ситуаций иногда идет на часы. Поэтому, в следствии отсутствия времени, в теории, можно попробовать использовать п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Такой вариант закупки позволяет избежать бюрократической волокиты, которая в случае ЧП бывает нецелесообразна. Если подобное несчастье произошло в сельском населенном пункте, то п. 4 ч. 1 ст.

93 можно использовать без установленных в нем ограничений (не превышать два миллиона рублей в год и не превышать пять процентов общего годичного объема закупок заказчика), так как средства идут для обеспечения собственных муниципальных нужд.

Правительством РФ рассматривается законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»», а именно, вводится следующее дополнение в ч. 2 ст.

93 Закона № 44-ФЗ: «В случае, предусмотренном п. 9 ч. 1 ст. 93, заказчик обязан уведомить также прокуратуру Российской Федерации в срок не позднее двух рабочих дней с даты заключения контракта.

К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения, а также копия решения, объявления или иного документа о введении чрезвычайного положения».

Также предполагается, что в будущем будет необходимо приложить копию уведомления прокуратуры РФ в составе документов подающихся в реестр контрактов.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101991-qqq-16-m8-30-08-2016-zakupki-pri-chrezvychaynyh-situatsiyah-po-44-fz

Каковы особенности закупок в рамках контрактной системы

Экстренные  закупки в рамках Закона N 44-ФЗ (Шибанов Н.А.)

Товары (работы, услуги) для удовлетворения государственных и муниципальных нужд приобретают по правилам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Специальное регулирование этой сферы установлено для того, чтобы:

  • добиться эффективности и результативности расходования государственных (муниципальных) средств и
  • исключить возможность злоупотребления и ограничения конкуренции.

Кто может быть заказчиком

Заказчиками могут выступать (ст. 3 и 15 Закона № 44-ФЗ):

  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации или ее субъекта, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки;
  • автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае предоставления им бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности;
  • юридические лица в случае предоставления им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства;
  • бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия в случае передачи им полномочий на осуществление закупок.

По общему правилу бюджетные учреждения проводят закупки в рамках контрактной системы. При этом статья 15 Закона № 44-ФЗ позволяет проводить некоторые закупки на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Для этого учреждение должно до начала года разработать Положение о закупке и разместить его в единой информационной системе (далее – ЕИС).

Отчетность и информационное обеспечение

Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в ЕИС. Она содержит (ст. 4 Закона № 44-ФЗ):

  • информацию об их реализации;
  • библиотеки типовых контрактов;
  • каталоги товаров, работ и услуг;
  • нормативно-правовые акты и другое.

Контрактная система предусматривает обязательное планирование, нормирование и обоснование закупок.

При проведении закупки обязательно должны быть обоснованы начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) и способ определения поставщика.

В случаях, предусмотренных Правительством РФ, проводится также общественное обсуждение закупок. Его порядок, когда НМЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, превышает 1 млрд руб.

, установлен приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2015 г. № 795.

НМЦК контракта заказчик определяет и обосновывает одним из следующих методов (ст. 22 Закона № 44-ФЗ):

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Принимают во внимание сведения о сложившихся рыночных ценах на закупаемые товары, работы и услуги (такой метод является приоритетным) (ч. 2–6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

2) нормативный метод. Цену рассчитывают на основе требований, предъявляемым к закупаемым товарам, работам и услугам (ч. 7 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

3) тарифный метод. Применяют, когда цены на закупаемые товары, работы или услуги подлежат обязательному регулированию (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);

4) проектно-сметный метод. Применяют для контрактов с единственным поставщиком при:

  • строительстве, реконструкции, капитальном ремонте (строительстве) в соответствии с методиками и нормативами (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • проведении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 2 ч. 9 ст. 22 Закона № 44-ФЗ);
  • текущем ремонте зданий, строений, сооружений (ч. 9.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

5) затратный метод. Цену определяют из суммы произведенных затрат и прибыли, обычной для определенной сферы деятельности. Такой метод используют, когда невозможно применить иные методы (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Обмен документами в электронном виде возможен при одном условии – использование усиленной электронной подписи.

Способы определения поставщиков

Закон № 44-ФЗ содержит более широкий перечень способов определения поставщика по сравнению с прежним законом.

Аукцион

1. Электронный аукцион (ст. 59 Закона № 44-ФЗ) проводят на электронной площадке среди неограниченного круга лиц.

2. Закрытый аукцион (ст. 84 Закона № 44-ФЗ) проводят в следующих случаях:

  • закупка связана с государственной тайной;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • заключаются контракты на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;
  • проводятся закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Конкурс

1. Открытый конкурс (ст. 48–55 Закона № 44-ФЗ) проводят по общему правилу, в нем участвует неограниченный круг лиц.

2. Конкурс с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ) проводят с предквалификационным отбором среди ограниченного круга участников с необходимым уровнем квалификации в ситуации, когда речь идет о закупках в сфере инноваций, высоких технологий, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия и т. д.

3. Двухэтапный конкурс (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) проводят среди неограниченного круга участников с предквалификационным отбором на первом этапе и проведением на втором этапе самого конкурса в сфере научных исследований, проектных работ, а также в случае, когда до проведения конкурса необходимо уточнение его характеристик с участниками.

4. Закрытый конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

5. Закрытый конкурс с ограниченным участием (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

6. Закрытый двухэтапный конкурс (ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Закрытые конкурсы проводят в тех же случаях, что и закрытые аукционы.

Запрос котировок (ст. 72 Закона № 44-ФЗ) проводят, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

Запрос предложений (ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых поставщика определяют таким способом, ограничен.

Дополнительные требования к заказчику

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создавать специальное структурное подразделение не обязательно). В ином случае заказчик назначает лицо, ответственное за проведение закупок (ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ предъявляет дополнительные требования к максимально полному описанию объекта закупки с указанием различных характеристик, условных обозначений, с возможным использованием стандартных показателей, требований, чертежей, спецификаций, планов и т. п.

Документация о закупке должна содержать изображение закупаемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, информацию о дате, времени и месте, порядке и графике осмотра образца или макета товара, на поставку которого проводится закупка, если в документации о закупке содержится требование о соответствии товара образцу, и т. д. (ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Ответственность за нарушение контракта

За нарушение контракта установлена ответственность. Размеры предусмотрены в постановлении Правительства от 25 ноября 2013 г.

№ 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»:

Цена контракта

Штраф за нарушения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя)

Штраф за нарушения со стороны заказчика

Не превышает 3 млн руб.

10%

2,5%

От 3 до 50 млн руб.

5%

2%

От 50 до 100 млн руб.

1%

1,5%

Свыше 100 млн руб.

0,5%

0,5%

Штраф взимают единовременно за нарушения, которые не касаются просрочек исполнения обязательств. В свою очередь, при просрочке со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) пени составляет не менее 1/300 ставки рефинансирования. Сумму неустойки нужно уменьшить на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств. При этом расчет можно произвести по формуле:

П = (Ц – В) × С, где:

  • В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту. Определяется на основании документа о приемке товаров (результатов работ, оказания услуг), в том числе отдельных этапов контрактов;
  • С – размер ставки, определяемый по формуле:

С = СЦБ × ДП, где:

  • ДП – количество дней просрочки;
  • СЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К, который определяются по формуле:

К = ДП/ДК × 100%, где:

  • ДП – количество дней просрочки;
  • ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования на дату уплаты пени.

Совместные аукционы и конкурсы

Совместные конкурсы и аукционы предусматривает статья 25 Закона № 44-ФЗ.

Правила проведения совместных конкурсов и аукционов утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088.

Заказчики заключают между собой соглашение о совместном проведении аукциона или конкурса, выбирают организатора, вносят сведения о нем в план-график, и он в дальнейшем выполняет все необходимые действия, связанные с проведением мероприятия.

Расходы на проведение стороны несут пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона каждый заказчик заключает самостоятельно. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляют заказчики самостоятельно.

Централизованные закупки

Полномочия по проведению закупок можно возложить на один или несколько государственных или муниципальных органов, казенное учреждение (ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Полномочия по проведению закупок для одного или несколько федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных и бюджетных учреждений Президент РФ или Правительство РФ могут возложить на один или несколько таких субъектов. Аналогичные полномочия имеются у высшего органа исполнительной власти субъекта РФ в отношении учреждений и органов на его территории.

При этом органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) должны решить, как они и подведомственные им субъекты будут осуществлять полномочия заказчика:

  • привлекут уполномоченные органы и учреждения.

Если принято решение остановиться на последнем варианте, то нужно решить вопрос о передаваемых полномочиях, а именно:

  • передать только функцию определять поставщиков либо
  • осуществлять закупки в целом.

Такое требование установлено в части 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ.

Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры, которые предусматривает Закон № 44-ФЗ, направлены против злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Так, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК, такой контракт можно заключить только после того, как участник предоставит обеспечение.

Его размер должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не должен быть менее размера аванса (если контракт его предусматривает). Если же цена составляет 15 млн руб.

и менее, то участник предоставляет либо названное обеспечение, либо информацию о своей добросовестности.

Такие правила предусматривает статья 37 Закона № 44-ФЗ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kakie_osobennosti_imeet_provedenie_zakupok_v_ramkakh_kontraktnoj_sistemy/72-1-0-1808

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.