+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)

Содержание

Государственный экологический надзор

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования – Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора – структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  – это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/ekologicheskoe-pravo/gosudarstvennyj-ekologicheskij-nadzor.html

Экологический надзор и контроль. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)

Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.

Общие сведения

Ключевой организацией, осуществляющей проверку законодательных предписаний в сфере охраны природы, выступает Федеральная служба по экологическому надзору.

На региональном уровне данная деятельность относится к компетенции исполнительных структур субъектов и территориальных подразделений. Объекты экологического надзора утверждаются правительственным постановлением.

В перечень, в числе прочего, входят энергетические комплексы, особо ценные природные территории, а также инфраструктура, обеспечивающая оборону страны.

Экологический контроль осуществляется планово и внепланово. В первом случае проверки выполняются по предварительно утвержденному графику. В соответствии с общим правилом, такой экологический контроль проводится не чаще 1 раза за три года.

Внеплановая проверка выполняется при наличии конкретных оснований. К примеру, это может быть сообщение в СМИ о нарушении в сфере охраны природы.

Кроме этого, в ходе внеплановых мероприятий уполномоченные лица устанавливают, выполняются ли требования экологической безопасности, а также предписания, полученные по результатам предыдущих проверок.

Права инспекторов

Непосредственный экологический надзор осуществляют должностные лица, имеющие соответствующие полномочия. В рамках своей компетенции они наделяются правами, позволяющими им реализовывать обязанности. В частности, инспекторы могут:

  1. Беспрепятственно посещать объекты для проведения проверок соблюдения предписаний экологического законодательства.
  2. Запрашивать материалы, необходимые для инспекции.
  3. Составлять протоколы об административных нарушениях в пределах своих полномочий.
  4. Привлекать к ответственности субъектов, не выполняющих предписания закона.
  5. Предъявлять исковые заявления о компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде.

Экономические субъекты могут проводить проверки самостоятельно.

Для этого им необходимо сформировать соответствующую службу либо отдел или назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение соблюдения предписаний по охране окружающей среды на предприятии.

Результаты производственных проверок должны передаваться органу, уполномоченному проводить экологический надзор. Общественные инспекции выполняются гражданами и их объединениями. Таким образом, реализуется право на благоприятную среду проживания.

Привлечение субъектов к ответственности

В качестве оснований для применения санкций выступают:

  1. Нанесение вреда природе либо ее компонентам.
  2. Причинение ущерба здоровью граждан вследствие негативного воздействия на среду проживания.
  3. Нанесение вреда имуществу организаций и физлиц экологическим правонарушением.

В качестве условий для привлечения лиц к ответственности выступают:

  1. Выявление факта нанесения вреда.
  2. Установление вины лица, причинившего ущерб. Если вред возник от источника повышенной опасности, выполнение этого условия не требуется.
  3. Определение размера ущерба, причиненного правонарушением.
  4. Установление причинно-следственных связей между вредом и действиями субъектов.

Специфика нарушений

Субъектом, который может быть привлечен к ответственности в случае установления его вины, может быть гражданин в возрасте от 16 л. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в экологической сфере. Субъективная сторона предусматривает неосторожную и умышленную вину.

Наказания за экологические преступления установлены в гл. 26 УК РФ. Кроме этого, законодательство предусматривает административную ответственность. Она определена в главах 8 и 10 КоАП. К административной ответственности могут быть привлечены как юрлица, так и граждане.

К деяниям, попадающим под действие КоАП, относят нарушения:

  1. Законодательных положений об экологической экспертизе.
  2. Правил охраны акваторий, атмосферного воздуха, порядка заготовки древесины, охоты, рыбной ловли.

Особо охраняемые местности

К основным видам таких территорий относят:

  1. Природные заповедники и заказники.
  2. Национальные и дендрологические парки.
  3. Памятники природы.
  4. Ботанические сады.
  5. Лечебно-оздоровительные территории и курорты.

Экологический надзор направлен на обеспечение сохранности указанных местностей, обобщения информации о них. В ходе проверок выявляются случаи ненадлежащего использования естественных комплексов, устанавливается необходимость проведения восстановительных работ.

Атомный надзор

Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства.

Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами.

В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.

Важные условия

Субъекты, эксплуатирующие атомные установки, обязаны соблюдать не только предписания основных правовых актов, но и строительные нормы. Правила должны соблюдаться уже на этапе проектирования.

Строительство атомных установок осуществляется только по согласованию с Ростехнадзором.

Эксплуатирующие субъекты должны понимать, что даже незначительное отступление от правил может вызвать серьезные последствия.

Дополнительно

Ростехнадзор в своей деятельности опирается на положения федерального законодательства, СНиПы и прочие нормативные акты. В рабочем порядке регулярно организуются совещания, собрания. Они проводятся как на территории РФ, так и за рубежом.

Надзор в сфере использования атомной энергии осуществляется на всех стадиях деятельности инспектируемых субъектов. Тщательной проверке подвергается инфраструктура установок, устанавливается наличие соответствующей технической документации.

Радиационная безопасность обеспечивается при транспортировке, хранении, использовании и последующей утилизации, а также переработке и добыче соответствующих руд и материалов. Особое внимание инспекция уделяет процессу эксплуатации установок, на которых применяются источники ионизирующего излучения.

Каждый вид надзорной деятельности регламентируется нормативными документами, приказами, законами. Без надлежащего инспектирования промышленные предприятия, занятые в этой сфере, не могли бы функционировать, не причиняя ущерба природе.

В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. В каждой стране вырабатывается стратегия обеспечения защиты окружающей среды. На законодательном уровне создаются нормы, предписания, вводится ответственность.

При этом требования экологической безопасности регулярно пересматриваются и адаптируются к условиям современности. Реализация предписаний является обязательной для всех экономических субъектов и граждан. При этом в стране действует специальная инспекция, осуществляющая надзор за соблюдением экологических норм.

Полномочия этой инстанции достаточно широкие. Вместе с этим должностные лица, которые непосредственно выполняют контрольные мероприятия, наделяются обязанностями. В частности, они должны действовать строго по установленным правилам, не выступая за пределы своей компетенции.

Инспекторы обязаны своевременно выявлять и пресекать нарушения экологического законодательства. Проверки должны осуществляться на всех уровнях. Поэтому в регионах, а также МО действуют подразделения федеральной службы по экологическому надзору.

Законодательство допускает проведение собственных внутренних проверок на предприятиях. В ходе них может пересматриваться техническая и иная документация, связанная с обеспечением защиты окружающей среды от вредных выбросов или иного негативного влияния.

Источник: http://fb.ru/article/257995/ekologicheskiy-nadzor-i-kontrol-federalnaya-slujba-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomnomu-nadzoru

Кто имеет право осуществлять общественный экологический надзор

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)

Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

О проведении плановой проверки учреждение уведомляется Росприроднадзором не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В свою очередь, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением такой проверки по основаниям, указанным в п.

  • требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов;
  • привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства;
  • принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.
  • Решения указанных органов обязательны для исполнения.

Кто имеет право на проведение общественного экологического контроля

Вышеназванным порядком определяются правила осуществления общественного экологического контроля общественными инспекторами по охране окружающей среды и порядок приобретения статуса общественного инспектора.

Указанные инспекторы оказывают содействие Росприроднадзору, Рослесхозу, их территориальным органам, региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Достигший 18-летнего возраста гражданин, имеющий намерение оказывать указанным органам содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, подает в соответствующий орган государственного надзора заявление о присвоении ему статуса общественного инспектора по охране окружающей среды.

8. экологический контроль

РФ);- начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно старшими государственными инспекторами РФ по охране природы и старшими государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ);- федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов, ведающие вопросами организации и осуществления федерального государственного экологического надзора и являющиеся одновременно государственными инспекторами РФ по охране природы и государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на территориях соответствующих субъектов РФ).

Федеральный государственный экологический надзор (репин а.)

Внимание Минприроды (государственных природных заповедников и национальных парков), — в порядке, установленном постановлениями Правительства РФ о соответствующих видах надзора;- госнадзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, госнадзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, — в порядке, установленном Положением N 426.В соответствии с п.

Прокуратура московской области

Росприроднадзора или его заместителем либо руководителем территориального органа Росприроднадзора или его заместителем, но не более чем на 20 рабочих дней. Аналогичные нормы установлены в отношении внеплановых проверок.В соответствии с п. Федеральный государственный экологический надзор (репин а.

) Важно Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
4.

6. общественный экологический контроль

Государственный экологический надзор Административного регламента N 191, учреждение любым доступным способом уведомляется Росприроднадзором не менее чем за 24 часа до ее начала.

Основанием для включения учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня (п. 29 Административного регламента N 191):- его государственной регистрации;- окончания последней плановой проверки.

Срок проведения проверки составляет не более чем 20 рабочих дней со дня ее начала.Состав экологического преступления в общем виде включает следующие элементы: 1.Субъект – физическое лицо 16 лет. 2.

Объект – то на что направлено неправомерное посягательство – общественное отношение по охране окружающей среды, ее компонентов и обеспечение экологической безопасности человека. 3. 4.

Экологическое право россии

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой.

  • 8. экологический контроль
  • 6.

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами.

Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

  • 1.7 общественный экологический контроль и мониторинг
  • 8. экологический контроль
  • 6. общественный экологический контроль .
  • Комитет разъясняет информацию об общественном экологическом контроле
  • 4.общественный экологический контроль
  • Кто имеет право на проведение общественного экологического контроля

1.7 общественный экологический контроль и мониторинг Внимание КонсультантПлюс: примечание.

Важно Они могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Как осуществляется производственный экологический контроль? Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, учреждения, организации.

Он имеет задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.

Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей природной среды».

Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения. (п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ) 7.

Источник: http://yuridicheskaya-praktika.ru/kto-imeet-pravo-osushhestvlyat-obshhestvennyj-ekologicheskij-nadzor/

Региональный государственный экологический надзор

Федеральный государственный экологический надзор (Репин А.)

      – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной осуществляемой на территории Псковской области деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
      Региональный государственный экологический надзор на территории Псковской области осуществляется отделом экологического и радиационного контроля, являющимся структурным подразделением Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды согласно  положению об отделе.    

Полномочия отдела экологического надзора:      

• Профилактика, выявление и пресечение правонарушений в сфере охраны окружающей среды.

• Осуществление в пределах своей компетенции  регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящихся на территории области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, включающего в себя:региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;региональный государственный надзор в области обращения с отходами;региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.• Реализация полномочий органа управления системой учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Псковской области.

• Осуществление иных, определенных законодательством Российской Федерации, приказами и распоряжениями председателя и заместителя председателя комитета, полномочий.

Водные объекты, подлежащие региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.

2006 № 74-ФЗ Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов  на территории Псковской области осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти – Управлением Росприроднадзора по Псковской области и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – Государственным комитетом Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640).

На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти утверждаются перечни водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Все остальные водные объекты на территории Псковской области, не включенные в указанный перечень, подлежат региональному государственному экологическому надзору.

Нормативные правовые акты:

Федеральные законы:  

• Конституция Российской Федерации• Водный кодекс от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ• Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря  2001 г. № 195-ФЗ• «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ• «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ• «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ• «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ• «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.    № 33-ФЗ• «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ• «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ

Постановления Правительства РФ

• от 04 ноября 2006 года № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов »• от 30 июня 2010 г.

№ 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

• от 16 мая 2011 г.

№ 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

• от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Источник: http://priroda.pskov.ru/vidy-deyatelnosti/vidy-deyatelnosti/ohrana-okruzhayushchey-sredy/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.