+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

Содержание

Резервы по сомнительным долгам

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

Обычно организациям приходится бороться с последствиями «дебиторки».

Чтобы задолженности агентов были для нее не так плачевны, компании смогут обезопасить себя созданием резервов по вызывающим большие сомнения долгам.

В статье разглядим, что такое резервы по вызывающим большие сомнения долгам, как они создаются, и обратимся к изюминкам создания этих резервов в бухгалтерском и налоговом учете.

Резерв по вызывающим большие сомнения долгам создается чтобы обезопасить себя от «забывчивых» партнеров. Благодаря созданию для того чтобы резерва организация может равномерно учитывать затраты на несвоевременную «дебиторку». Резерв по вызывающим большие сомнения долгам употребляется организацией на покрытие неисправимых долгов.

Для начала разберемся с понятиями. Что такое вызывающий большие сомнения и неисправимый долги?

Вызывающий большие сомнения долг (п. 1 ст. 266 НК РФ) — это дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные контрактом, и не обеспечена соответствующими обеспечениями (залогом, поручительством, банковской гарантией).

Неисправимый долг (п. 2 ст. 266 НК РФ) — это долг нереальный к взысканию, по которому истек срок исковой давности либо в правовом поле прекращено обязательство.

Бухгалтерский резерв

Возможность создания резервов по вызывающим большие сомнения долгам предусмотрена пунктом 70 Положения по ведению бухучёта (утверждено приказом Министерства финансов России от 29 июля 1998 г. № 34н). При разработке учетной политики для целей бухучёта любая организация самостоятельно принимает ответ об применении данной возможности.

направляться учесть, что в бухгалтерском учете резервы создаются не по всем вызывающим большие сомнения долгам, а лишь по суммам вызывающих большие сомнения долгов граждан и организаций за продукцию, товары, услуги и работы. Задолженность, появившаяся в следствии выплаты аванса поставщику, не имеет возможности принимать участие в создании резерва.

Возможно создавать резервы в налоговом учете и наряду с этим не создавать их в бухгалтерском учете. Требование о единовременном создании резервов в налоговом и бухгалтерском учете отсутствует.

В пункте 70 Положения по ведению бухучёта указано, что резерв формируется за счет отчислений в него сумм вызывающих большие сомнения долгов, распознанных на протяжении описи расчетов. Величина отчислений в резерв определяется исходя из степени платежеспособности вероятности и оценки должника погашения им долга.

Результаты описи дебиторской задолженности оформляются актом описи расчетов с клиентами, поставщиками и кредиторами и прочими дебиторами по форме № ИНВ-17 (утверждена распоряжением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88), что заполняется на основании справки к акту (приложение к форме № ИНВ-17).

Решив о создании резерва, бухгалтер обязан проанализировать данные, отраженную в акте по форме № ИНВ-17, в целях обнаружения вызывающих большие сомнения долгов, которые связаны с расчетами за товары (работы, услуги).

Величина «вызывающего большие сомнения» резерва в бухгалтерском учете определяется раздельно по каждому вызывающему большие сомнения долгу в зависимости от оценки вероятности (платежеспособности) и финансового состояния должника погашения долга всецело либо частично.

Как учесть правильно?

В бухгалтерском учете создание резерва отражается проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 63

— отчисления в резерв по вызывающим большие сомнения долгам учтены в составе других затрат.

По окончании создания резерва бухгалтеру нужно всегда отслеживать перемещение тех долгов, по которым был создан резерв, поскольку бухгалтерские записи оформляются в разрезе аналитического учета по каждому дебитору.

При погашении задолженности в бухгалтерском учете в один момент делается проводка, уменьшающая сумму резерва на сумму отчислений, приходящихся на погашенную задолженность:

Дебет 51 Кредит 62

Дебет 63 Кредит 91

— сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к погашенной задолженности, включена в состав других доходов;

Дебет 63 Кредит 62

— списана задолженность по обстоятельству истечения срока исковой давности либо при признания ее нереальной для взыскания (источником списания прежде всего есть созданный резерв);

Дебет 91 Кредит 62

— оставшаяся сумма долга в части, превышающей резерв, при недостаточности величины созданного резерва, списывается конкретно на денежные результаты в составе других затрат.

В последних месяцах года нужно сделать проводку:

Дебет 63 Кредит 91

— в случае если до Января этого года, следующего за годом создания резерва, какие-либо суммы резерва

были неиспользованными, то при составлении годовой отчетности организации нужно присоединить эти суммы к денежному результату.

Наряду с этим в последних месяцах года по окончании присоединения неизрасходованных сумм резерва по вызывающим большие сомнения долгам к денежному результату и проведения описи дебиторской задолженности организация снова может создать резерв по вызывающим большие сомнения долгам, в случае если это предусмотрено учетной политикой (письмо Министерства финансов России от 12 июля 2004 г. № 03-03-05/3/55).

В бухгалтерском балансе остаток по счету 63 отдельной строчком не показывается. При заполнении актива баланса информацию о величине дебиторской задолженности приводятся за вычетом суммы начисленного резерва.

В расчет суммы резерва включаются все суммы дебиторской задолженности, распознанные при проведении описи, независимо от того, обоснованы они дебиторами либо нет.

Налоговый учет

Глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» кроме этого разрешает организациям создавать резервы по вызывающим большие сомнения долгам, отчисления в каковые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Они включаются в состав внереализационных затрат на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса.

Наряду с этим необходимо учитывать, что, во-первых, резервы по вызывающим большие сомнения долгам смогут создавать лишь те организации, каковые исчисляют налог на прибыль способом начисления, и, во-вторых, создание таких резервов должно быть предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения.

При формировании резервов по вызывающим большие сомнения долгам возможно учитывать лишь просроченную задолженность клиентов за поставленные им товары (выполненные работы, сделанные одолжения), если она не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Статья 266 Налогового кодекса содержит четкий порядок формирования резервов по вызывающим большие сомнения долгам для целей налогообложения прибыли. Правила таковы.

Во-первых, в сумму резерва в налоговом учете включаются лишь долги со сроком происхождения от 45 дней.

Причем задолженность со сроком происхождения от 45 до 90 дней включительно вносится в сумму резерва в размере 50 процентов, а долги со сроком происхождения более трех месяцев — полностью.

Во-вторых, выяснена большая величина резерва, которую возможно признать в целях налогообложения, — 10 процентов величины выручки отчетного (налогового) периода (не учитывая НДС).

Помимо этого, Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих восстанавливать неиспользованные суммы резерва, а предусматривает возможность перенесения суммы резерва, не использованной в отчетном (налоговом) периоде, на следующий отчетный (налоговый) период.

Метод для налогового учета резервов

Резервы по вызывающим большие сомнения долгам учитываются в налоговом учете следующим образом.

1. По окончании отчетного (налогового) периода проводится опись дебиторской задолженности в целях обнаружения сумм вызывающей большие сомнения и неисправимой задолженности.

По итогам описи формируются информацию о дебиторской задолженности по следующим группам:

    вызывающая большие сомнения задолженность со сроком происхождения более трех месяцев; вызывающая большие сомнения задолженность со сроком происхождения от 45 до 90 дней (включительно); неисправимые долги (т. е. долги, подлежащие списанию).

Дебиторская задолженность при формировании резерва учитывается в полной сумме, включая НДС (письма Министерства финансов России от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/2/47, МНС России от 5 сентября 2003 г. № ВГ-6-02/945).

2. Рассчитывается сумма резерва, использованного в отчетном периоде на погашение убытков от списания неисправимой задолженности, и определяется неиспользованный остаток резерва.

3. Определяется сумма резерва, создаваемого в следующем отчетном (налоговом) периоде (с учетом ограничения в размере 10 процентов суммы выручки).

4. Полученная сумма резерва сравнивается с неиспользованным остатком резерва (см. пункт 2). В случае если сумма резерва превышает остаток, то организация доначисляет резерв, включая сумму доначисления в состав внереализационных затрат. В случае если сумма резерва меньше неиспользованного остатка, то организации нужно уменьшить резерв с отнесением отличия в состав внереализационных доходов.

Практически в бухгалтерском учете резервы создаются по долгам, учтенным на счете 62 и частично на счете 76 (в части расчетов за товары, работы, услуги).

Пример расчета резерва по вызывающим большие сомнения долгам содержится в пункте 5.5.1 отмененных методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» (утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729).

Т. Живаева. глава департамента консалтинга ООО АФ «Аудиторское партнерство»

Источник: www.pravcons.ru

, которые вам, наверника будут интересны:

Источник: http://kbrbank.ru/rezervy-po-somnitelnym-dolgam/

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Формирование резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете происходит по разным правилам. Рассмотрим, в чем состоят отличия между ними.

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Порядок образования бухгалтерского резерва

Как формируется налоговый резерв

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Итоги

Что такое сомнительный долг по ПБУ и по НК РФ

Сомнительный долг, по которому юрлица формируют резервы, оба законодательства (бухгалтерское и налоговое) характеризуют почти одинаково, относя к нему ту задолженность контрагента, существующую перед юрлицом, которая оказывается:

  • не оплаченной в указанный в договоре срок или имеет высокую степень вероятность неоплаты в течение этого срока и не обеспеченной гарантиями (п. 70 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, далее — положение о бухучете и бухотчетности);
  • не оплаченной в срок, установленный договором, и не обеспеченной гарантиями в виде залога, поручительства или банковской гарантии (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Таким образом, бухгалтерское законодательство, в отличие от налогового, дает возможность относить к числу сомнительных не только те долги, срок оплаты которых уже истек, но и ту задолженность, оплата которой по тем или иным причинам вызывает обоснованные сомнения. То есть понятие сомнительного долга в бухучете трактуется более широко.

Цели образования бухгалтерского и налогового резервов

Сформированный резерв в обоих учетах предназначен для того, чтобы списать за счет него сомнительную задолженность, ставшую безнадежной.

Образование резерва и в БУ, и в НУ напрямую отражается на финрезультате, и происходит это существенно раньше, чем туда попадает безнадежная задолженность. В связи с этим формирование резервов по сомнительным долгам позволяет досрочно учесть в расходах (в т. ч.

в принимаемых для целей обложения налогом на прибыль) потери от списания задолженности, которая впоследствии может оказаться безнадежной.

Напомним, что безнадежной задолженность признается в следующих ситуациях (п. 2 ст. 266 НК РФ):

  • по завершении срока исковой давности (3 года);
  • при наличии выданного ФССП постановления о невозможности взыскания;
  • в случае ликвидации контрагента;
  • под влиянием обстоятельств, не зависящих от воли сторон (в т. ч. создавшихся вследствие выдачи акта органа государственной власти), приводящих к невозможности выполнения обязательств по оплате долга.

О том, какие действия нужно совершить для признания процедуры списания соответствующей законодательству, читайте в статье «Порядок списания дебиторской задолженности».

Кроме того, резерв, созданный в бухучете, позволяет соблюсти одно из главных требований, предъявляемых к этому учету: требование достоверности учетных данных и, соответственно, отчетности, составленной по этим данным (п. 1 ст.

13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Достоверность учетных и отчетных данных, в свою очередь, оказывается важной при проведении экономического анализа и принятии основанных на нем решений экономического характера.

Общие правила формирования резервов в БУ и НУ

Несмотря на наличие ряда существенных различий между резервами, образуемыми в БУ и в НУ, одно из которых заложено уже в самом определении сомнительного долга, процедура формирования резервов по сомнительным долгам имеет и несколько общих правил (пп. 70, 77 положения о бухучете и бухотчетности, ст. 266 НК РФ). Оба резерва:

  1. Создаются по результатам инвентаризации задолженности.
  2. Предполагают самостоятельное установление периодичности проведения инвентаризации долгов. И хотя налоговое законодательство указывает периодичность, соответствующую отчетному или налоговому периоду, а для бухучета она допускается любой, сроки могут совпадать, т. к. отчетный период в НУ может быть кратен месяцу, и в реальности с большей частотой инвентаризацию ни в одном из учетов обычно не проводят.
  3. Формируются с разделением долгов по аналитике.
  4. Могут подвергаться в дальнейшем одним и тем же операциям с ними:
  • изменению величины резерва;
  • восстановлению (списанию) сумм резерва, оказавшихся неиспользованными;
  • списанию за счет резерва долга, признанного безнадежным.
  1. При создании, изменении, списании учитывают за счет корреспонденции соответствующих сумм с данными, относимыми на финрезультат:
  • на прочие расходы-доходы — в БУ;
  • на внереализационные расходы-доходы — в НУ.
  1. Созданные по задолженности, выражаемой в иностранной валюте, пересчитываются одновременно с основным долгом по курсу этой валюты на даты проведения операций с задолженностью и на отчетные даты.
  2. Допускают повторное их формирование по одной и той же задолженности.

Порядок образования бухгалтерского резерва

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам в бухучете отличают особенности следующего рода (п. 70 положения о бухучете и бухотчетности). Этот резерв:

  1. Создается в обязательном порядке при наличии долга, в получении которого есть сомнение.
  2. Должен формироваться всеми (без каких-либо исключений) юрлицами, выявившими у себя наличие задолженности контрагента, вызывающей сомнение в ее получении.
  3. Формируется независимо от того, будет ли создаваться такой же резерв в НУ.
  4. Может образовываться применительно к задолженности контрагентов любого вида.
  5. Можно создать не только по уже просроченным долгам, но и в отношении тех задолженностей, срок оплаты которых еще не нарушен, но сомнение в получении платежа достаточно велико.
  6. Допускает самостоятельное установление принципов, по которым:
  • долг признается сомнительным;
  • контрагент оценивается как неплатежеспособный;
  • непоступление оплаты от контрагента расценивается как высоковероятное;
  • происходит установление величины образуемого резерва.
  1. Должен быть списан (восстановлен) на конец года, наступающего вслед за годом образования резерва, в части неизрасходованных его сумм.

Таким образом, резерв, формируемый в бухучете, подлежит созданию в обязательном порядке, но требует самостоятельной разработки ключевых моментов, которые определяют как момент признания долга сомнительным, так и величину резерва по нему.

Как формируется налоговый резерв

В НУ формирование резервов по сомнительным долгам подчиняется правилам, установленным ст. 266 НК РФ. Согласно им этот резерв:

  1. Не подлежит обязательному образованию.
  2. Может создаваться только юрлицами, ведущими учет методом начисления.
  3. Формируется только по долгам покупателей.
  4. Может создаваться только в отношении уже просроченной задолженности.
  5. Образуется только при задержке оплаты на определенное количество дней.
  6. Имеет определенный размер, зависящий от длительности задержки оплаты и равный:
  • полной сумме долга при просрочке более 90 дней;
  • половине суммы долга при просрочке от 45 до 90 дней.
  1. В общей сумме не может превышать 10% от суммы доходов от реализации за отчетный период, в котором происходит его создание.
  2. При неиспользовании (неполном использовании) в отчетном году может быть перенесен на следующий год, при этом переносимая величина учитывается в сумме вновь образуемого резерва по тому же долгу.

Таким образом, резерв, образуемый в НУ, не требует обязательного создания, но в случае принятия решения о его формировании во всех иных аспектах должен подчиняться правилам, установленным НК РФ.

О некоторых моментах, вызывающих вопросы при образовании резерва, читайте в материале «Ст. 266 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

О чем в части резервов нужно сказать в учетной политике

Наличие вопросов, которые по каждому из резервов юрлицо должно решить самостоятельно, приводит к обязательности отражения этих решений в учетной политике.

Для бухучета необязательно указание решения об образовании (необразовании) резерва, т. к. его придется создать, если возникли условия, к этому обязывающие. Но необходимо внести в учетную политику решение об установлении периодичности проведения инвентаризации долгов, а также разработать и отразить в тексте политики следующие критерии:

  • оценки долга как сомнительного;
  • признания контрагента неплатежеспособным;
  • определения вероятности погашения долга;
  • установления размера образуемого резерва.

Для налоговой учетной политики, напротив, обязательным к отражению в ней моментом станет решение о создании (несоздании) резерва.

И если такое решение будет положительным, то достаточно включить в текст приказа указание на периодичность проведения инвентаризации долгов.

Описывать в этом документе все остальные принципы формирования резерва не нужно: процесс будет проходить в строгом соответствии с правилами, изложенными в ст. 266 НК РФ.

Подробнее о требованиях, предъявляемых к учетной политике, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».

Мероприятия, направленные на уменьшение различий

Правила формирования резервов по сомнительным долгам в БУ и в НУ различаются в достаточной степени, чтобы между моментами признания долга сомнительным и размерами созданных по нему резервов не было полного тождества.

Попытка сблизить эти правила, установив для бухучета те же принципы, которые действуют в НУ, может привести к нарушению положений, требующих образования резерва в бухучете. Например, таким положением является обязательность создания резерва по задолженности любого вида, а не только по долгам покупателей.

Поэтому совпадение по датам создания и размерам резервов в БУ и в НУ возможно, но оно будет скорее исключением из правил.

Если же резерв в НУ не создается, то разница между БУ и НУ по нему будет иметь место уже в силу самого этого обстоятельства. Таким образом, наличие расхождений между двумя учетами по резерву сомнительных долгов представляет собой обычное явление.

Разницы эти подчиняются правилам ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н) и расцениваются как временные. Учет сумм налога, начисляемого на эти разницы, ведется на счетах 09 и 77.

Итоги

Порядки создания и работы с резервами сомнительных долгов в БУ и в НУ по ряду вопросов существенно различаются. Это приводит не только к различию в моментах признания долга, но и к разнице в суммах резерва, созданного по нему. Разницы учитываются как временные и подчиняются правилам ПБУ 18/02.

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/poryadok_formirovaniya_rezervov_po_somnitelnym_dolgam/

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений.

В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва.

Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н.

По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка.

Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности.

Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.

), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации.

Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар.

Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга.

На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:
Дата Дебет Кредит Сумма, руб. операции
31.08.2014 91-2 63 / ООО «Икс» 118 000,00 Сформирован резерв по сомнительным долгам

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

Дата Дебет Кредит Сумма, руб. операции

Источник: http://buh-aktiv.ru/rezerv-po-somnitelnym-dolgam-v-buhgalterskom-i-nalogovom-uchete/

Размер резерва по сомнительным долгам

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

Экономический кризис и недобросовестные контрагенты могут привести к возникновению у организаций долгов, которые вряд ли будут погашены. Чтобы эта задолженность не висела на счетах расчетов тяжелым грузом и не завышала показатели в балансе, компании создают резервы по сомнительным долгам.

Сомнительные долги — дебиторская задолженность, которая не погашена в установленные соглашением сроки или с высокой степенью вероятности не будет погашена, а также не обеспечена соответствующими гарантиями.

На размер резерва по сомнительным долгам уменьшается сумма дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе. По каким правилам создаются резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете, как их использовать и восстановить читайте в данной статье.

статьи:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

2. Учетная политика по сомнительным долгам

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

Источник: https://azbuha.ru/raschety-s-kontragentami/razmer-rezerva-po-somnitelnym-dolgam/

Резерв по сомнительным долгам. Проводки, примеры 2018 года

Формирование резерва по сомнительным долгам. Практика применения (Фоевцов С.)

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика.

В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства.

Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

Рассмотрим принципы формирования такого типа резерва, способы его учета, бухгалтерские проводки, сопровождающие этот процесс, а также нюансы списания.

Сомнительные долги и резервы по ним

Для достоверного финансового отражения дебиторской задолженности организации в бухгалтерских документах создается так называемый резерв по сомнительным долгам.
Чтобы дать определение этому понятию, сначала нужно разобраться, что такое сомнительная задолженность.

Сомнительной признается дебиторская задолженность перед фирмой, которая вряд ли будет погашена в полном объеме, о чем говорят такие факторы:

  • нарушение партнером сроков внесения денег по задолженности;
  • получение данных о серьезных финансовых затруднениях у партнера-должника;
  • отсутствие каких-либо дополнительных гарантий (залога, задатка, поручительства, банковской гарантии, удержания какого-либо имущества контрагента и пр.)

К СВЕДЕНИЮ! Сомнительной может стать задолженность, отраженная по дебету любых бухгалтерских счетов, в том числе и 60, 62, 72, а также выданная как заем по субсчету 58-3.

Выявляется сомнительная задолженность по итогам инвентаризации расчетных счетов:

  • по займам;
  • по реализованным товарам и/или услугам;
  • по оплате за выполненные работы;
  • в некоторых случаях – за выданный поставщикам аванс.

Чтобы корректно отразить такой тип задолженности в балансе, создается особый тип резерва, который призван служить оценочным значением для бухучета. Это значит, что сумму задолженности в балансе нужно отражать, вычитая из нее средства, отнесенные в резерв. В содержании расходов или доходов необходимо обязательно отображать:

  • создание такого резерва;
  • его возрастание;
  • уменьшение средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Созданный по сомнительным долгам резерв входит в состав расходов, на которые вычитаются при налогообложении, поэтому организациям финансово выгодно с точки зрения налогового учета формировать и учитывать резерв.

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия.

Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Условия формирования резерва

Распоряжениями, приказами и письмами министерства финансов РФ определен ряд условий, необходимых для соблюдения при создании резервного фонда по сомнительным задолженностям.

  1. Данный фонд может быть создан в результате расчетов с юридическими и физическими лицами – покупателями за приобретенные товары, услуги или оплаченную работу. Авансы, перечисленные поставщикам, не включаются в резервные суммы.
  2. После создания резерва руководство и/или бухгалтерия организации должны постоянно мониторить динамику задолженностей, так как их состояние может измениться, а резервный фонд должен отражать действительное положение вещей (аналитический подход).
  3. В бухучете задолженность может быть признана безнадежной по регламенту ст. 266 НК РФ (как для налогового учета). В остальном лимита на сроки и размеры резервного фонда по задолженностям нет.

Источник: https://assistentus.ru/buhuchet/rezerv-po-somnitelnym-dolgam/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.