+7(499)495-49-41

Гарантии и компенсации северянам (Соболева Е.)

Содержание

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Гарантии и компенсации  северянам  (Соболева Е.)

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

Сокращение пенсионера в связи с сокращением штата районах крайнего севера – Законники

Гарантии и компенсации  северянам  (Соболева Е.)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХВ РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ Статья 318.

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Внимание

ТК среднего заработка за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях при одновременном наличии трех условий: — обращении в орган государственной службы занятости не позднее одного месяца после увольнения; — нетрудоустройстве обратившегося этим органом; — решении данного органа. В ч. 2 ст. 318 ТК (как и в ч. 2 ст. 178 ТК) неудачно использован термин «работник» в связи с тем, что таковым уволившийся уже не является.

Правильнее здесь говорить о бывшем работнике или уволившемся лице. В соответствии с п. 2 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г.

Сокращение пенсионеров при сокращении штатов в 2017 году

  • выплата всех долгов по заработной плате и иным обязательным выплатам на дату прекращения трудовой деятельности;
  • расчет за количество дней неиспользованного отпуска;
  • выходное пособие в размере среднего заработка сотрудника за один месяц трудовой деятельности.

Эти платежи пенсионер должен получить не позднее дня расторжения трудового соглашения. Однако законодатель предусматривает еще один вид социальной поддержки для сокращаемых работников – сохранение средней заработной платы на весь период трудоустройства, но не более двух месяцев.

Данный срок может быть продлен на один месяц, однако выплаты будет производить уже не работодатель, а государство в лице фонда социального страхования.

Отдельные гарантии и компенсации «северянам»

Расчетным периодом в данном случае будут являться 12 месяцев, предшествующие увольнению.Уволенному работнику организация обязана выплачивать среднюю заработную плату (с учетом месячного выходного пособия) на период его трудоустройства, но не свыше шести месяцев.

При этом средняя заработная плата на период трудоустройства сохраняется за работником только в том случае, если он не вступил в трудовые отношения с новым работодателем.

Следовательно, для того чтобы работнику был выплачен средний заработок на период трудоустройства за второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы, работник должен подтвердить, что в этот период он не работал.

Сокращение пенсионеров районы крайнего севера

Как видите, это понятие, содержащееся в данной статье Трудового кодекса РФ, не является четким и однозначным.

По нашему мнению, выходное пособие представляет собой гарантийную выплату, производимую работнику за время, когда он не исполняет свои трудовые обязанности в связи с расторжением трудового договора по основаниям, указанным в Трудовом кодексе РФ.Размер выходного пособия, выплачиваемого работнику при увольнении, установлен ст. 178 ТК РФ.

Так, положениями данной статьи Трудового кодекса РФ предусмотрено, что выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается в случае расторжения трудового договора по следующим основаниям:- в связи с ликвидацией организации (п.

1 ст. 81 ТК РФ);- в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст.По нашему мнению, названная норма ТК РФ распространяется и на уволенных в связи с сокращением штата работников пенсионного возраста.Имейте в виду! Работодатель обязан возмещать работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ).Возникает вопрос: какое выходное пособие выплачивается работнику в данном случае и относится ли оно к государственным гарантиям? Что означают понятия «государственные гарантии» и «пособие»?Гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (ст. 164 ТК РФ). N 458, регистрация осуществляется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по месту жительства гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы, при представлении справки о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) и предъявлении: — паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; — трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж; — документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. 9. В случае ликвидации организации (о ее понятии и порядке осуществления см.

Источник: http://zakonbiz.ru/sokrashhenie-pensionera-v-svyazi-s-sokrashheniem-shtata-rajonah-krajnego-severa/

Государству нужно уточнить соцпакет для северян

Гарантии и компенсации  северянам  (Соболева Е.)

Норильск. Несладкая жизнь на Крайнем Севере / Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

Госдума намерена рассмотреть в июле внесенные Правительством РФ поправки, уточняющие терминологию закона о госгарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и предлагающие заменить термин «трудовая пенсия» на «страховая». Несмотря на технический характер законопроекта, есть повод для разговора о господдержке северян

СЕВЕР ОБЕСПЕЧИТ БУДУЩЕЕ РОССИИ

Сейчас власть уделяет большое внимание развитию Арктики. Создана профильная госкомиссия во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.

На недавней «Прямой линии» Президент РФ Владимир Путин заявил, что рассматривает Арктику как важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России.

На днях министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской сообщил, что открытое «Роснефтью» месторождение в Арктике может быть крупнейшим на шельфе.

Акцент понятен. Само слово «Арктика» отзывается в нашей душе романтическими представлениями о прекрасном, суровом мире, где кругом снега, хоть сотни верст исколеси, где зимой целыми днями метет пурга… Так оно и есть. И вот в этих условиях нужно осваивать ресурсы богатой кладовой России.

Член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор убежденно отстаивает равнозначность для государства Арктики, Заполярья и районов Крайнего Севера. Более того, говорит он, некоторые арктические районы более благополучны по климатическим условиям, нежели целый ряд районов Якутии и других территорий, не прописанных по этой графе.

«В советское время были выработаны и реализованы уникальные социальные технологии по привлечению и закреплению людей на Северах, — напоминает первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов, — районный коэффициент и северная надбавка к зарплате, бронирование квартир, целевые вклады, оплата проезда, выравнивание цен и тарифов, северный завоз и многое другое».

Депутат не сомневается, что поставленные в Арктической стратегии задачи в преломлении к вопросам госбезопасности и инвестиционного развития будут решены.

Но при этом, убежден он, нельзя забывать о человеческом измерении, самочувствии и развитии человека.

«Да и по теме законодательного обеспечения развития Арктики и всех северных территорий, — признает он, — мы в большом долгу перед избирателями».

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

В основе нормативного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лежит Закон РФ №4520-1, принятый еще в 1993 году. Его нынешнее изменение уже 14-е по счету.

Большинство норм закона-ветерана отменено, целый ряд перекочевал в Трудовой кодекс, законы «О страховых пенсиях», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»…

Читайте по теме Вообще список госгарантий обширен. Назовем лишь основные: применение районного коэффициента для расчета зарплаты, а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций. За стаж работы на Севере идет процентная надбавка к зарплате.

Дается дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня в районах Крайнего Севера, 16 дней — в приравненных к ним местностях. Раз в два года выплачивается компенсация расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно. То же самое для пенсионеров и получателей пенсии по инвалидности.

Неработающим пенсионерам из федерального бюджета гарантирована компенсация стоимости выезда на новое место жительства.

Гарантий хороших и разных много. Но в итоге — исход населения с Северов. Почему сегодня туда не стремятся за длинным рублем? Потому что его там нет. А в советские времена ездили не за запахом тайги и красотами безбрежного белоснежного пространства, а чтобы заработать.

Тяжелые условия жизни и труда в холоде, в условиях длинной зимы и короткого лета вознаграждались материально. Оттрубив, человек возвращался в более теплые края вполне обеспеченным по тогдашним стандартам для дальнейшей жизни.

Интегральным показателем правильности проводимой политики служило закрепление на Севере населения.

Исход начался в 90-е и не прекратился до сих пор. Взять Мурманскую область. Ее большая часть расположена за Северным полярным кругом. Сравните: в 1980-1990 годах число ее жителей увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч, на 37 процентов меньше. Причем каждый восьмой житель покинул Кольский полуостров в последнее десятилетие.

ЛЕГЧЕ СОЦПАКЕТ — ТРУДНЕЕ ЖИЗНЬ

После 1991 года государственная поддержка развития районов Севера должна была претерпеть изменения. В 2000 году Правительство РФ заявило о решении разработать новую концепцию и наметило срок реализации к 2015 году.

Процесс начался принятием в 2004 году ФЗ №122.

По нему гарантии и компенсации для северян в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — региональными. Если организацию финансирует местный бюджет — соответственно муниципальными правовыми актами, а в негосударственных структурах — работодателем.

Логично исходя из принципа четкого разграничения полномочий органов власти и органов местного самоуправления. Но беда в том, что работодатель на практике стремится минимизировать круг таких обязательств. И в результате права работников не соблюдаются.

В играх бизнес-разума изобрели прием — прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх. Да еще Верховный суд внес путаницу своим определением, что МРОТ может включать надбавки.

С его позицией не согласился глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. Практика утопления надбавок в зарплате, по его данным, имеет место в Иркутской области, Забайкальском крае.

Он обратился к президенту страны и получил обещание, что Правительство разберется с этим вопросом.

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (а там 59 процентов территории относится к Арктической зоне) объясняет, что установленные федеральным законодательством гарантии и льготы зачастую становятся дополнительным бременем и для бизнеса, и для регионального бюджета.

КОМПЕНСАЦИИ — ЭТО НЕ ЛЬГОТЫ

Когда в 90-х годах принимался Закон 4520-1, возникла дискуссия о его названии. Казалось бы, какая разница — написать «о предоставлении льгот» или «о госгарантиях и компенсациях»? На самом деле — большая! Условная партия «северян» тогда победила. Речь действительно идет не о льготах, а о компенсации за нелегкие условия труда и жизни в условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Медицинский факт: здесь здоровье людей более подвержено рискам, чем в благоприятных районах. Кислородное голодание, отсутствие света в течение длительного периода, рацион с дефицитом витаминов и другие специфичные для региона факторы очень вредны для человеческого организма. Дети часто болеют.

Именно поэтому в советский период для оздоровления широко использовались так называемые «лесные школы», куда дети уезжали с педагогами и другим персоналом на полгода. Огромное внимание уделялось летнему отдыху. Работали пионерские лагеря, базы отдыха, санатории.

– Новые хозяева, «Северсталь», скажем, да и другие производственные компании благополучно уничтожили эти лагеря, лесные школы, здравницы, — говорит Игорь Шпек- тор. — У шахтеров нет тех условий, которые они раньше имели. Отдых на должном уровне не организуется. За него многие частные предприятия отказываются платить. Как и за проезд туда и обратно работника и членов его семьи.

По закону о компенсациях и гарантиях это положено, но он часто не работает. Поэтому его необходимо пересмотреть с точки зрения финансовой наполняемости. Если это произойдет, можно будет говорить о возвращении людям положенных гарантий и компенсаций.

Особенно остро сегодня стоит вопрос выплаты районных и северных коэффициентов для выезжающих из районов Крайнего Севера. Это важнейшая тема. Человек отработал, вышел на пенсию, уезжает.

И ему перестают выплачивать районный коэффициент. По этому поводу к нам обращается очень много людей. Это — первое. Второе — поддержка, связанная в целом с переселением из районов Крайнего Севера.

Дело в том, что ее финансирование постоянно сокращается.

В 1980-1990 годах число жителей Мурманской области увеличилось на 80 тысяч человек, достигнув 1,2 миллиона. Теперь осталось 757 тысяч»

ЗАКОН ПОРА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ

При декларации особого внимания к проблемам развития северных территорий со стороны государства имеет место непоследовательность в реализации такой политики. Население Северов стареет и уезжает.

В то же время там есть много сырьевых районов и производств. Идет добыча угля, нефти, газа, разработка месторождений. Значит, нужно обновлять население, а жилья нет.

Оно сегодня строится крайне неудовлетворительно.

Игорь Шпектор, отдавший Северу 35 лет жизни, считает: эту проблему можно было бы решать путем отселения. Да, выдача жилищных сертификатов ведется. Но с каждым годом жилья в средней полосе России строится все меньше.

Да еще растет цена на квадратный метр… Понятно, чем это оборачивается для северян. Поэтому, с его точки зрения, необходимо думать об увеличении финансирования на переселение.

Это позволит, первое, расселять и, второе, обновлять население Севера, создавая новые рабочие места.

Может ли Арктическая стратегия иметь своим следствием закрепление населения на Северах? Ну, если на следующий год планируется секвестрировать часть бюджета, то, конечно, нет, полагает он.

Особый статус северных районов остается. Но его нужно подкрепить принятием закона о районировании Северов, давно подготовленного в Институте экономических проблем Кольского научного центра РАН.

По заложенной в нем методике предлагается поделить высокоширотные территории на три зоны — абсолютно дискомфортные, экстремально дискомфортные и дискомфортные зоны.

Кстати, еще в 2004 году Владимир Путин заявил о необходимости разработать четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Но пока закона нет.

Не менее важна, считает Игорь Шпектор, и переработка действующего закона о госгарантиях и компенсациях.

Многие из нынешних гарантий северянам и дальневосточникам — это традиционные, но урезанные меры государственной поддержки, применяемые с советских времен.

Вводимые новые механизмы — предоставление гражданам РФ в Дальневосточном федеральном округе в безвозмездное пользование гектара земли, создание в первую очередь в этом же регионе ТОРов и опорных зон в Арктике — в полную силу себя еще не проявили.

Та же тема «дальневосточного гектара» должна иметь продолжение. Земля предоставляется, а ни один вопрос инженерной инфраструктуры не решен. Отсутствие дорог, систем водо- и теплоснабжения в условиях XXI века — большой минус для бонуса в виде надела земли.

В играх бизнес-разума изобрели прием – прятать северные надбавки внутрь минимальной оплаты труда, хотя по закону коэффициенты должны начисляться сверх»

ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ РАЗВИТИЮ — ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

С тем, что одного предоставления земельных участков для привлечения населения на Дальний Восток мало, согласен и глава Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов.

«Действующие государственные гарантии и компенсации северянам и дальневосточникам не в полной мере соответствуют целям опережающего развития дальневосточных территорий, Крайнего Севера и Арктики, — убежден он.

— Наш комитет неоднократно отмечал, что необходима взвешенная финансово-кредитная политика государства. Финансовые ресурсы для решения этих задач, в первую очередь — федеральные средства, должны туда поступать в опережающем порядке.

Значит, надо не только предоставить земельные участки, но и помочь людям их обустроить, провести дороги, электричество, газ, построить школы, больницы, стадионы, детские сады… Об эффективности любой программы можно говорить, когда достигаются провозглашенные цели.

Пока нам не удается изменить ситуацию с привлечением населения на Север и на Дальний Восток. Разве что приостановили его отток в ряде дальневосточных районов, где в прошлом году он упал в два раза к 2014 году».

Наряду с этими мерами, уверен депутат, государство обязано в полном объеме выполнять свои обязательства и перед жителями Крайнего Севера. Это касается пенсионеров-северян, у которых пенсия ниже, чем в центральных районах страны, а также тех северян, которые ждут жилищные субсидии по 30 лет.

Читайте по теме «Нельзя осваивать богатства Крайнего Севера, Арктики и Дальнего Востока без обустройства комфортных условий проживания для людей, — резюмировал Николай Харитонов.

— Что нужно делать? Создавать высокооплачиваемые рабочие места, предоставлять удобное жилье привлекаемым специалистам, организовывать оздоровительный отдых детей, заботиться о повышении рождаемости, обеспечить высокоскоростную связь и доступ к сети Интернет.

Авиатарифы должны быть снижены не только на воздушные перевозки с Дальнего Востока и Севера в центральные районы страны, но и на внутрирегиональные и местные авиаперевозки. Те, кто переезжает на Дальний Восток, вправе рассчитывать на предоставление специальных преференций и льгот, в том числе на развитие малого и среднего бизнеса.»

Совершенно очевидно, что прежней заселенности Севера нам не достичь.

Но, с другой стороны, очевидно, что и для обозначения своего более или менее заметного присутствия на нем, а тем более освоения его ресурсов требуются люди. А им нужен хороший социальный пакет.

И в рамках современных стандартов, между прочим. Государству, если оно намерено прирастать богатством северных территорий, придется этим озаботиться.

Надежду вселяет то, что в последнее время проблематика социальной сферы заняла большое место в государственной повестке. Пришло осознание ее важности не только для отдельного человека, но и для развития страны. В рыночных условиях на голом энтузиазме далеко не уедешь.

Ремонтно-восстановительные работы на высоковольтных ЛЭП после урагана 21–23 марта 2016 года / Фото PhotoXPress

Источник: https://www.pnp.ru/economics/gosudarstvu-nuzhno-utochnit-socpaket-dlya-severyan.html

Оплата компенсации при сокращении за 4 месяц пенсионеру в районах севера

Гарантии и компенсации  северянам  (Соболева Е.)

Закона N 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством.

При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п.

8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось трудоустроить пенсионера за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Иногда суды поддерживают данную точку зрения.

Будут ли выплаты за 4-6 месяц, если попал под сокращение?

То есть, для получения работником выходного пособия при сокращении в районе Крайнего Севера и приравненных местностях за 4, 5, 6 месяц он обязан ТРИЖДЫ писать заявления в адрес бывшего работодателя с приложением решений органа службы занятости населения, а также ксерокопии своей трудовой книжки, где указано увольнение бывшим работодателем. Более подробно получить разъяснение на этот юридический вопрос можно по договоренности с юристом на этом сайте (для этого надо «подружиться» с ним на его странице), сообщив ему полную, нужную информацию по вопросу, при необходимости следует предоставить копии или фотокопии соответствующих документов.
Знать свои права и обязанности — это хорошо, а лучше уметь пользоваться ими на практике с пользой для себя, а не наоборот. Удачи. Юрист Зотов В.И.

Компенсация при сокращении крайний север

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Нужно ли сохранять средний заработок за сокращенным пенсионером?

Закона N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников. Но из содержания п. 3 ст.

3 Закона N 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии. ТК РФ).

При вышеперечисленных обстоятельствах за увольняемым работником также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.Учитывая, что ваша организация расположена в районе Крайнего Севера, в данном случае подлежат применению нормы ст.

318 ТК РФ, то есть за уволенным работником сохраняется на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

Источник: http://rusblank.ru/oplata-kompensatsii-pri-sokrashhenii-za-4-mesyats-pensioneru-v-rajonah-severa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.