Глубина выездной проверки (Баразненок Н.)

Содержание

Проверки: что надо знать про «камералку»

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

С камеральной проверкой сталкивался каждый бухгалтер. Ведь она ожидает в налоговой инспекции каждую сданную декларацию. Поэтому знание правил, которым подчиняется камеральная проверка, пригодится любому учетному работнику.

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная).

Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации.

Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе.

Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).

Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ).

То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября.

Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.

78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации.

Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование.

Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно.

Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ). В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа.

Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова.

Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом.

При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2009/6/1711

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=2MPBNtf04Yk

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288

Период выездной налоговой проверки

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

Иногда не так страшен факт приближающейся выездной ревизии, сколько сам период выездной налоговой проверки. А вдруг каких-то документов не хватит или о них вообще забыли за давностью лет? Проясним этот момент в нашей консультации.

Главное правило

Сразу отметим, что проверяемый период выездной налоговой проверки иначе также именуют глубиной или давность ревизии. Данный вопрос регулирует п. 4 ст. 89 НК РФ. За последние годы он не претерпел серьезных изменений.

Суть в том, что контролеры при назначении выездных мероприятий могут изучать не более трех лет деятельности компании. Без учета года, в которым принято решение о выездном контроле. Важное уточнение: речь идет именно о календарных годах. То есть, периодах с 1 января по 31 декабря включительно.

ПРИМЕР
В отношении ООО «Гуру» начальник ИФНС в декабре 2016 года принял решение назначить выездные налоговые мероприятия. Какой период охвачен выездной налоговой проверкой? Это значит, что в давность этой ревизии попадают годы с 2013 по 2015-й.

И несмотря на, казалось бы, жесткое правило, в решении о выездной ревизии все равно прописывают, за какой период проводится выездная налоговая проверка. Естественно, он может быть и много меньше трех лет.

Далее – показана часть формы решения о ее назначении.
Исключение одно, и касается оно только участников региональных инвестиционных проектов. Вот выдержка из Налогового кодекса:
Также см.

«Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством».

Отдельное отношение у закона и, соответственно, проверяющих, к уточненной отчетности. Так, в случае подачи этого документа инспекторы не ограничены правилом трех лет и обязательно «залезут» в период, за который вы уточняете свои отношения с бюджетом. Так что, будьте на чеку.

Текущий период

А как быть с годом, в котором проверка назначена? Попадает ли он под налоговый контроль? Увы, но в Налоговом кодексе про это напрямую не сказано.

По идее, за текущий период проведение выездной налоговой проверки тоже возможно. Однако на практике в этом обычно нет смысла. Сами подумайте: настоящий период инспекторам удобнее и выгоднее мониторить сначала путем изучения сданной вами отчетности в рамках камерального контроля.

Ведь, не надо никуда выезжать за пределы инспекции, чтобы «лопатить» немереные горы бумажных документов и электронных массивов, архивов. Кроме того, результат камерального анализа сразу дает понять – есть ли чем поживиться на выездном контроле. Вдобавок, согласно правилу «трех лет», текущий год никуда не убежит.

Его можно спокойно проверить и после.

Еще одна причина, по которой инспекторы не уделяют особого внимания году, когда назначена выездная налоговая проверка, кроется в механизме налогообложения. У многих налогов период определения итоговой налоговой базы составляет календарный год. К примеру, на «упрощенке», у налога с прибыли, с имущества. Следовательно, до начала следующего года инспекторам проверять просто-напросто нечего.

ПРИМЕР
В фирму, которая работает на «упрощенке», пришла выездная проверка, которая назначена с 1 августа 2016 года. Контролеры выявили ряд нарушений, связанных с перечислением авансовых платежей по УСН. Однако привлечь к ответственности на неуплату по ст. 122 НК РФ они не могут. Дело в том, что санкция действует только при неуплате налога, а не авансов по нему.

В отношении периода выездной налоговой проверки особняком стоит подоходный налог. Его инспекторы включают в выездную проверку и за период ее назначения.

Хотя налоговый период по нему – год, обязанности налогового агента по НДФЛ не связаны с его окончанием. Так, брать налог с зарплаты и отдавать в казну нужно в иные, более короткие сроки.

Поэтому, инспекторы могут в настоящем году не только сделать доначисление, но добавить пени, штрафную санкцию.

Кстати, изложенный подход поддерживал ВАС РФ. По этой ссылке можно ознакомиться с логикой высших арбитров: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_c8539525-92fd-4854-adfd-a67feeeb4651

Также см. «Срок уплаты НДФЛ».

Когда назначают

С вопросом, какой период проверяет выездная налоговая проверка, тесно связан другой – о сроке назначения выездных мероприятий.

Момент назначения выездной ревизии отдан на откуп налоговой практике. Обычно это происходит, когда прошли сроки сдачи итоговой отчетности по налогам, которые интересуют ИФНС. Кроме того, инспекторы всегда стараются выездной налоговой проверкой охватить периоды по налогу целиком. То есть, завершенные. Иначе опять же – нечего проверять.

Имейте в виду: старые «налоговые грехи», выходящие за рамки трех лет, которые вдруг обнаружат инспекторы, не должны вести за собой негативных налоговых последствий. Застарелые недочеты и т. п. не могут стать причиной доначислений.

ПРИМЕР
Инспекторы в рамках выездной проверки имели право изучить период с 2014 по 2016 год. В то же время, они нашли у фирмы кредиторскую задолженность, с которой нужно было решить вопрос в налоговом учете еще в 2012 году. При таком исходе, доначисление налога будет незаконным. Фирма может обратиться к вышестоящим налоговикам, в суд и рассчитывать на свою победу.

В этом свете напомним об уточненной отчетности. Инспекторы могут вынудить подать такую декларацию за период ошибки, который выездная проверка уже не охватывает. Следовательно, тем самым они обеспечат себе возможность выйти за давность текущей проверки. Так что, будьте бдительны.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://buhguru.com/nalogovyie-proverki/vyezdnye-nalogovye-proverki.html

За какой период нужно восстанавливать налоговый учет?

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

За какой период необходимо восстановить данные налогового учета? Какие риски несет компания при отсутствии либо ненадлежащим образом ведения налогового учета?

Дороговизна услуг по восстановлению налогового учета нередко отпугивает заказчиков. Однако финансовые потери от отсутствия налоговой отчетности могут быть несопоставимы с ценой восстановления налоговой отчетности.

Глубина охвата налоговой проверки

Период восстановления налогового учета, прежде всего, связан с глубиной охвата налоговой проверки.

По общему правилу, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

В случае представления «уточненки» в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая «уточненка» (п.4 ст.89 НК РФ).

Практически это означает, что налоговые органы вправе проверить компанию только за три года, предшествующие решению о проведении налоговой проверки. Например, в апреле 2016 г.

налоговыми органами вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки компании.

В данной ситуации налоговой проверкой могут быть охвачены три года, предшествующие вынесению решения о ее проведении, то есть период с января 2013 г. по декабрь 2015 г. включительно.

В каких случаях проводится восстановление налогового учета?

Восстановление налогового учета, как правило, проводится при отсутствии (полном или частичном) ведения налогового учета, налоговых регистров, выявления недостоверных данных, обнаружения количества ошибок при проведении аудиторской проверки и пр.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Цель восстановления налоговой отчетности

В процессе восстановления налоговой отчетности выявляются ошибки, как приводящие к неполной уплате налогов, так и приводящие к переплате налогов.

Важно!

В том случае, если компанией не велся налоговый учет и, соответственно, отсутствовали регистры налогового учета, то при проведении выездной налоговой проверки будут дополнительно доначислены налоги, пени и штрафы.

Напомним, что ст.120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Размер наказания зависит от частоты и последствий совершенных нарушений.

Так, если эти деяния совершены:

— в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, — штраф в размере 10 тыс. рублей;

— в течение более одного налогового периода — штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Если совершенные деяния повлекли занижение налоговой базы, то штраф взыскивается в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тысяч рублей.

Нельзя забывать и про возможное наступление уголовной ответственности. На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации.

Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

ВЕДЕНИЕ БУХ УЧЕТА

Важно!

Определяя период восстановления налогового учета, необходимо помнить про срок хранения документов налогового учета.

Срок хранения налоговых документов

По общим правилам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (сборов) должны храниться не менее четырех лет. Причем это касается также данных бухгалтерского учета и документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23, пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Однако НК РФ установлены исключения из общего правила. Особые сроки хранения документов для подтверждения расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотрены гл. 25 НК РФ.

Так, налогоплательщик обязан хранить первичные документы, которые подтверждают размер полученного убытка (в случае его переноса на будущие периоды), в течение всего перенесенного срока (п. 4 ст. 283 НК РФ, п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

А для хранения первичных документов, подтверждающих осуществление расходов в виде амортизационных начислений, установлен общий срок (4 года), исчисление которого осуществляется в специальном порядке.

Так, срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (Письмо Минфина РФ от 26.04.2011 г. №03-03-06/1/270).

Это вполне логично, поскольку налогоплательщик должен подтвердить в случае налоговой проверки правомерность начисления амортизации по объектам основных средств, исходя из сформированной первоначальной стоимости и срока полезного использования. И срок в четыре года в налоговом учете будет отсчитываться с момента окончания амортизации по объекту основного средства.

Источник: https://rosco.su/press/za_kakoy_period_nuzhno_vosstanavlivat_nalogovyy_uchet/

Проверка ндфл за какой период

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам?

Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений?

Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

6 правил выживания во время налоговой проверки

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские.

Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте.

Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться.

Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда.

Обновлены контрольные соотношения для проверки заполнения расчета 6-НДФЛ

В новой (третьей) версии контрольных соотношений, направленной ФНС РФ для проверки правильности заполнения расчета 6-НДФЛ, чиновники учли, в частности следующие моменты: поправили (с учетом п.

6 ст. 52 НК РФ) соотношение 1.3 по проверке правильности расчета суммы налога (строка 040) = доход (строка 020) – вычеты / 100 * на ставку налога (при этом уточняется, что с учетом округлений до целого рубля допускается погрешность в обе стороны, ранее – только в большую сторону); убрали соотношение 1.

Суд: на основании справок 2-НДФЛ невозможно проверить правильность уплаты налога в бюджет налоговым агентом

Индивидуальный предприниматель пытался в суде оспорить требование по уплате удержанного, но не перечисленного НДФЛ, пеней и штрафа, сославшись на то, что налоговый орган должен был узнать о ненадлежащем исполнении обязанности налогового агента из налоговой отчетности за 2010 — 2012 годы (2-НДФЛ), а не при выездной проверке.

По мнению ИП, проведение выездной налоговой проверки не может являться основанием для восстановления пропущенных налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам.

Выездная налоговая проверка: оспаривание пени по НДФЛ

Ведущий юрист налоговой практики и арбитражных споров группы компаний WiseAdvice Consulting Group Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры» В настоящем материале рассмотрены довольно распространенные претензии по НДФЛ, предъявляемые компаниям по результатам выездных налоговых проверок, а также приведены аргументы, при помощи которых компании смогут успешно оспорить такие претензии.

Сроки выплаты налогового вычета после подачи декларации и после камеральной проверки

Правом на получение от государства налогового вычета могут по закону воспользоваться те граждане, с официальной зарплаты которых каждый месяц удерживается подоходный налог 13 %. Сроки выплаты налогового вычета могут затянуться на несколько месяцев, что связано с большой загруженностью налоговой.

Если человек получает свою зарплату или часть дохода в конверте, то вычет можно получить только с задекларированного дохода.

Расчет 6-НДФЛ: инструкция по заполнению

Одним из главных новшеств налогового законодательства с 2018 года стало введение ежеквартальной отчетности по НДФЛ – расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных агентом (форма 6-НДФЛ).

При этом действовавшая ранее годовая отчетность в виде справок 2-НДФЛ не отменена, то есть с 2018 года налоговые агенты обязаны представлять и ежеквартальную отчетность по НДФЛ и годовую (п.

2 ст. 230 НК РФ)

Глубина — выездной проверки (Баразненок Н

Целью законопроекта «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является законодательная регламентация деятельности социальных сетей. Законопроектом предлагается запретить пользование социальными сетями лицам, не достигшими 14-летнего возраста. Кроме того, предлагается законодательно закрепить порядок регистрации пользователя социальной сети.

Заявление на возврат по декларации 3-НДФЛ

Налогоплательщики — физические лица платят НДФЛ практически со всех своих доходов. Вместе с тем, все они имеют право снизить сумму налога за счет различных вычетов.

Налоговые вычеты дают возможность уменьшить налоговую базу, а значит, и сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет. Право на стандартные, социальные, профессиональные и имущественные вычеты имеют все физлица – резиденты РФ, получающие доходы, с которых в бюджет платится НДФЛ.

Источник: http://vigor24.ru/proverka-ndfl-za-kakoj-period-48275/

Выездная налоговая проверка — сроки, порядок проведения

Глубина  выездной проверки (Баразненок Н.)

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Каков порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017–2018 годах

Выездная налоговая проверка состоит из следующих этапов:

  1. Принятие руководителем ФНС решения о проведении выездной налоговой проверки.

Что представляет собой этот документ, можно узнать из публикации.

  1. Осуществление мероприятий по проверке соответствия ведения бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика нормам действующего законодательства.

Указанные действия сопровождаются:

  • запросом необходимой документации и пояснений, обосновывающих ту или иную хозяйственную операцию;

Подробности — в статьях:

При этом на практике ИФНС часто запрашивает документы, не относящиеся к предмету выездной налоговой проверки.

Как реагировать на такие запросы, вы узнаете из рекомендаций, содержащихся в материале «Для выездной проверки ИФНС требует расшифровку строк бухотчетности. Исполнять ли требование?».

  • привлечением свидетелей, специалистов (в том числе переводчиков);
  • осмотром помещений; при этом не исключены случаи, когда в ходе осмотра налоговики могут провести инвентаризацию;

Правильно организовать для ИФНС такую процедуру поможет наша статья «Проверяемый должен содействовать налоговикам при инвентаризации».

  • проведением экспертиз;
  • выемкой документов.
  1. Завершение процедуры сопровождается составлением справки, которая содержит предметное содержание выездной налоговой проверки, а также ее период.

Как исчисляется срок проведения выездной налоговой проверки

Период проведения выездной налоговой проверки, как правило, варьируется от 2 до 6 месяцев. Зависит это от следующих факторов:

  • принадлежит ли фирма к числу крупнейших налогоплательщиков;
  • имеются ли у нее обособленные подразделения;
  • нарушал ли налогоплательщик сроки представления запрошенной информации;
  • прочие факторы.

О них подробно рассказывается в этом материале.

Отметим, что выездная налоговая проверка может быть приостановлена на срок до 6 месяцев (или до 9 месяцев — в случае ожидания информации от иностранных органов в рамках международных контрактов).

Такое приостановление осуществляется посредством передачи проверяемому лицу соответствующего решения.

С момента «заморозки» выездной налоговой проверки ее срок перестает исчисляться и налоговики уже не вправе:

  • находиться у налогоплательщика;
  • запрашивать документы;
  • производить осмотр помещений;
  • осуществлять прочие мероприятия.

О том, какие это мероприятия, вы узнаете из публикации «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Обратите внимание: если налоговики выставили требование, после чего приостановили проверку, обязанность представления документов за налогоплательщиком сохраняется.

Об этом наша статья «Приостановление проверки не продлит срок на подачу истребованных документов».

Число таких «заморозок», согласно п. 9 ст. 89 НК РФ, может быть равно числу контрагентов проверяемого налогоплательщика. При этом сроки продолжают исчисляться после возобновления выездной налоговой проверки, что сопровождается принятием соответствующего решения.

Как проводится обжалование акта выездной налоговой проверки

О завершении выездной налоговой проверки свидетельствует составленная налоговиками справка. После ее оформления у инспекторов есть 2 месяца для составления и передачи акта (п. 1 ст. 100 НК РФ), в котором указывается:

  • дата;
  • реквизиты проверяемого лица;
  • Ф. И. О. проверяющих из ИФНС;
  • номер решения о проведении проверки;
  • документы, которые были представлены налогоплательщиком;
  • период проверки;
  • прочая важная информация.

Подробнее об этом речь идет в материале. Здесь же можно найти и образец акта.

После получения акта у налогоплательщика есть возможность для обжалования в течение месяца. Как это лучше сделать, подскажет наша статья «Возражения на акт выездной налоговой проверки — образец».

После рассмотрения возражений ИФНС в течение 10 дней (согласно п. 1 ст. 101 НК РФ этот срок может быть продлен на 1 месяц) принимает решение о привлечении или непривлечении к ответственности проверяемого лица.

Где взять план выездных налоговых проверок на 2018 год

План выездных налоговых проверок ежегодно размещается на сайте ФНС до 31 декабря года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий. Поэтому, кому грозит в 2018 году выездная налоговая проверка, 2017 год уже показал.

С учетом п. 4 ст. 89 НК РФ в 2018 году налоговики могут провести выездную налоговую проверку в отношении  2015, 2016, 2017 годов. При этом арбитры допускают, что в ходе выездной налоговой проверки контролирующие органы вправе затребовать документы текущего года, т. е. помимо ранее указанных годов нужно быть готовыми представить документацию, относящуюся к 2018 году.

Подробности — в наших материалах:

Может ли выездная проверка проводиться по налогоплательщикам, не попавшим в план проверок

Действующее законодательство не содержит такого понятия, как внеплановая выездная налоговая проверка, хотя на практике такое случается.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, когда ИФНС могут провести такую выездную налоговую проверку:

  • Ликвидация или реорганизация налогоплательщика. При этом период проверки также составляет 3 года, которые предшествуют году данного события.
  • Проведение повторной проверки, основаниями для которой является:
    • решение вышестоящего налогового органа — такая проверка проводится в целях контроля за деятельностью подведомственной ИФНС;
    • представленная уточненная декларация.

Об особенностях проверки в рамках подачи уточненки читайте в материале «При подаче уменьшающей уточненки возможна повторная выездная проверка периодов «старше 3 лет»».

  • При поступлении информации о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства. При этом такие сведения могут быть получены от физлиц, организаций или правоохранительных органов.

Таким образом, выездные налоговые проверки в 2017–2018 годах могли и не попасть в план ФНС, но при наличии вышеуказанных обстоятельств они все же могут быть проведены.

Выездная налоговая проверка с учетом специфики ее проведения — это всегда трудоемкий и затяжной процесс. Чем характеризуется выездная налоговая проверка, каков порядок ее проведения и о прочих особенностях этого контрольного мероприятия, вы всегда можете узнать из публикаций нашей рубрики «Выездная налоговая проверка».

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.