+7(499)495-49-41

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц (Павлов И.И.)

Содержание

Закупки у субъектов малого предпринимательства 44 и 223 ФЗ

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц (Павлов И.И.)

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы. 

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.

При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.

2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.

В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp

Как проводить закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц (Павлов И.И.)

Заказчики обязаны проводить закупки:

  • у социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), которые заняты определенными видами деятельности (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
  • у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Как заказчику убедиться в том, что участник закупки по Закону № 44-ФЗ принадлежит к субъектам малого предпринимательства или некоммерческим организациям?

Участник закупки – представитель субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП и СОНКО) обязан декларировать свою принадлежность к данным категориям. Для этого он должен составить декларацию и приложить ее к заявке на участие в закупке.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) не предъявляет требований к оформлению декларации.

Поэтому участник может ее составить в произвольной форме либо воспользоваться образцом, который приведет заказчик в документации о закупке. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, в рамках электронного аукциона у участника есть возможность указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки. А именно поставить галочку в графе, указывающей на то, что он СМП или СОНКО. Нужно ли в этом случае требовать от участника еще и декларацию? Это спорный вопрос.

С одной стороны, отсутствие декларации комиссия может расценить как несоблюдение требований и, следовательно, отклонить заявку. А значит, указать свой статус с помощью интерфейса электронной площадки участник не вправе.

Такой точки зрения придерживается Минэкономразвития России в пункте 44 приложения к письму от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889. Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2014 г.

№ 07АП-11214/2014 (оставлено без изменений постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2015 г. № Ф04-16769/2015 по делу № А45-9548/2014)).

Но есть и противоположная точка зрения. Так как Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации, то участник вправе сам решить, как указать свой статус.

Он может в том числе проставить значок «V» в графе, указывающей на то, что он СМП или СОНКО во второй части заявки на участие в электронном аукционе. Такого мнения придерживаются и некоторые судьи (см., например, решение Арбитражного суда Челябинской области от 10 ноября 2014 г.

по делу № А76-17735/2014, оставлено без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2015 г. № 18АП-15316/2014 по делу № А76-17735/2014).

Но конкретного перечня товаров (работ, услуг), которые нужно у них закупать, нет. То есть объект закупки может быть любым (даже приобретение жилого помещения для госнужд). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Главное, что такие закупки должны составлять не менее 15 процентов от совокупного годового объема.

Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.

Как рассчитать годовой объем закупок, которые нужно сделать у СМП и СОНКО

Сделать это удобнее по следующей формуле:

В 15-процентной норме необходимо учитывать закупки, в которых СМП и СОНКО:

  • напрямую участвуют в закупках;
  • участвуют в закупках в качестве субподрядчиков или соисполнителей.

При расчете годового объема для закупок у СОНКО и СМП нельзя учесть закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • работ в области атомной энергии;
  • проведенные закрытыми способами.

Однако, если эти закупки, кроме предоставления кредитов и закупок у единственного поставщика, проведены у СОНКО и СМП (по ч. 1.2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), их объем все же нужно учесть в 15-процентной норме.

То есть сумму этих закупок при расчете из совокупного годового объема не надо отнимать. Их также нужно включить в отчет, который заказчик составляет по итогам года и в котором отражает количество их закупок.

Такой порядок приведен в частях 1.1, 1.2, 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2015 г. № Д28и-1455.

А вот если рассчитанный объем закупок у СМП И СОНКО составил 0 руб., то проводить закупки у них не обязательно.

Такое возможно, если, к примеру, заказчик проводит все свои закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-643, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-413, от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2891.

Внимание! Если заказчик будет проводить закупки товаров (работ, услуг) у СМП и СОНКО в меньшем размере, чем установлено Законом № 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность.

Так, на должностных лиц (контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы) могут наложить административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.

30 КоАП РФ, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590).

Пример расчета и последующего пересчета нормы закупок у СМП и СОНКО

В 2016 году учреждение планирует заключение контрактов:

  • на приобретение легковых автомобилей (2 000 000 руб.);
  • на приобретение компьютеров (600 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 80 000 руб.;
  • на благоустройство территории учреждения (1 000 000 руб.);
  • на проведение текущего ремонта (700 000 руб.);
  • на техническое обслуживание оргтехники, компьютеров (800 000 руб.), в том числе у единственного поставщика, на сумму 50 000 руб.

В конце 2015 года контрактов с исполнением в 2016 году учреждение не заключало.

Контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Он составил:

(2 000 000 руб. + (600 000 руб. – 80 000 руб.) + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. – 50 000 руб.)) × 15% = 745 500 руб.

В 2016 году нормативный объем закупок у таких поставщиков должен быть не менее 745 500 руб.

В рамках рассчитанного объема контрактный управляющий принял решение провести закупку компьютерной техники на сумму 520 000 руб. путем открытого конкурса среди СМП и СОНКО. Информацию о предоставлении преимущества и ограничения участия поставщиков, не являющихся СОНКО и СМП, он указал в извещении о закупке и конкурсной документации.

В процессе проведения этого конкурса была подана только одна заявка, которая соответствует требованиям. Конкурс был признан несостоявшимся. Контрактный управляющий направил обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с участником, который подал единственную заявку, как с единственным поставщиком. Спустя 10 рабочих дней согласование было получено и контракт заключен.

Так как контракт был заключен с единственным поставщиком, контрактный управляющий пересчитал годовой объем закупок у СМП и СОНКО. Он исключил из расчета закупку на сумму 520 000 руб.

Сделал он это так:

(2 000 000 руб. – 80 000 руб. – 520 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. – 50 000 руб.)) × 15% = 577 500 руб.

Таким образом, годовой объем закупок у СМП и СОНКО на 2016 год изменился и составил 577 500 руб.

Первый способ закупки: проводить закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом

В таком случае начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники, в свою очередь, обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к данным категориям.

Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях 3, 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Что делать заказчику, если закупка по Закону № 44-ФЗ только среди СМП и СОНКО не состоялась?

Заказчику имеет смысл отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке.

В этом случае цену контракта в годовом объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не нужно учитывать. То есть в 15-процентную норму входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО.

А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.

Второй способ закупки: установить в извещении о закупке и проекте контракта дополнительное условие

Дополнительное условие контракта – требование к победителю закупки, чтобы он привлекал к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.

Стоит отметить, что если победителем такой закупки станет СМП (СОНКО), то на него данное условие не распространяется. Так считает Минэкономразвития России в письме от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. При этом специалисты все же рекомендуют прописать это в проекте контракта.

Условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, необходимо включить в контракт. В том числе нужно прописать:

  • объем такого привлечения – в виде процента от цены контракта;
  • условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если они не привлекут к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО;
  • что на победителя из числа СМП и СОНКО это требование не распространяется.

Пример формулировки условия о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО

«Застройщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от стоимости настоящего контракта.

Застройщик несет перед Заказчиком ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Такой порядок установлен в пункте 2 части 1, частях 5, 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837, от 10 марта 2015 г. № Д28и-590, от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740.

Совет: В проекте контракта (и в самом контракте) стоит установить условие о его расторжении в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом выполнит условие. И тогда, если контрагент в соответствии с условиями не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, заказчик сможет расторгнуть контракт (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Как составить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

По итогам года заказчики отчитываются об объеме закупок у СМП и СОНКО. Для этого контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы составляет и размещает в ЕИС специальный отчет. Срок сдачи – до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

Отчет должен содержать сведения:

  • о контрактах, которые были заключены с СМП и СОНКО;
  • о несостоявшихся закупках с участием СМП и СОНКО.

В то же время не нужно включать в отчет закупку, когда в извещении установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, а победителем закупки стал собственно субъект малого предпринимательства (или СОНКО).

И, конечно, не нужно включать в отчет сведения о закупке, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть когда конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок) у СМП и СОНКО оказалась недействительна.

Такие правила установлены в частях 4, 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173, от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/dogovornoe_pravo/zakupki/kak_provodit_zakupki_u_subektov_malogo_predprinimatelstva_i_nekommercheskikh_organizacij/72-1-0-3101

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства | Контур.Закупки

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц (Павлов И.И.)

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением.

Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться.

Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их.

По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно.

Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей.

Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Смп и госзаказ по 44-фз

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14.

В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП.

Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса.

Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание.

Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф.

Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/uchastie-v-zakupkax-subektov-malogo-predprinimatelstva/

Участие СОНКО в закупках по 44-ФЗ + образец декларации

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций через систему госзакупок, закупок отдельными видами юридических лиц (Павлов И.И.)

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о социально ориентированных некоммерческих организациях.

Мы с вами подробно поговорим о том, какие организации относятся к СОНКО, каким образом они поддерживаются государством, а также рассмотрим особенности участия таких организаций в закупках в рамках 44-ФЗ.

Статья будет полезна в первую очередь участникам закупок, которые относятся к данным организациям.

1. СОНКО расшифровка
2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций
4. Участие СОНКО в госзакупках

1. СОНКО расшифровка

СОНКО расшифровывается как социально ориентированная некоммерческая организация.

Согласно ч.ч. 2.1-3 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 г.

№ 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, пре­дусмотренных законом «О некоммер­ческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общи­ны коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, неком­мерческие партнерства, учрежде­ния, автономные некоммерческие организации, объединения юриди­ческих лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных ком­паний, общественных объединений, являющихся политическими партиями.

Социально ориентированные некоммерческие организации осуществляют деятель­ность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Россий­ской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1. закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

18) увековечение памяти жертв политических репрессий.

2. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ч.3 ст. 31.1 7-ФЗ оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Субъекты РФ и муниципальные образования наряду с установленными выше формами поддержки вправе оказывать поддержку СОНКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Оказание финансовой поддержки СОНКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку СОНКО (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций — получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Также оказание имущественной поддержки СОНКО осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.

3. Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций

Согласно ст. 31.

2 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку СОНКО, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей такой поддержки.

В реестр СОНКО — получателей поддержки включаются следующие сведения о некоммерческой организации:

1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации некоммерческой организации (основной государственный регистрационный номер);

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) форма и размер предоставленной поддержки;

4) срок оказания поддержки;

5) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших поддержку;

6) дата принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки;

7) информация о видах деятельности, осуществляемых СОНКО, получившей поддержку;

8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных СОНКО, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.

Порядок ведения реестров и хранения, представленных СОНКО документов, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация, содержащаяся в реестрах СОНКО, является открытой для всеобщего ознакомления.

Так, например, с реестром СОНКО Москвы вы можете ознакомиться здесь, а с реестром г. Санкт-Петербурга — здесь.

4. Участие СОНКО в госзакупках

Согласно ч.1 ст.30 44-ФЗ Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

Стоит отметить, что действие ст.30 44-ФЗ распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Закупки у СОНКО могут осуществляться путем проведения:

В случае осуществления закупки у СМП или СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В этом случае участники закупок ОБЯЗАНЫ декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.

Образец декларации отношения участника закупки к СОНКО (скачать образец) (docx, 13 Кб).

Согласно ч.5 ст. 30 44-ФЗ Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ВПРАВЕ установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

Помимо этого существуют определенные преференции в части размера обеспечения заявки. Так, согласно ч.15 ст.44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у социально ориентированных некоммерческих организаций не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

А также в случае если контракт заключается с социально ориентированной некоммерческой организацией, то в такой контракт включается обязательное условие об оплате Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст.30 44-ФЗ).

Все эти меры в совокупности создают для СОНКО достаточно комфортные условия для участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: http://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/uchastie-sonko-v-zakupkah-po-44-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.