Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? (Абуров А.Е., Иванова Ж.Б.)

Содержание

Конкуренция vs Сотрудничество

Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? (Абуров А.Е., Иванова Ж.Б.)

В современной экономике принято считать, что конкуренция оказывает исключительно благотворное влияние на рынок.

Она не даёт создаться монополии, не даёт ценам на товар или услугу превысить некие разумные пределы, заставляет производителя постоянно совершенствовать продукт, не останавливаться на достигнутом, чтобы не отстать от конкурентов.

Но всегда и везде ли хороша конкуренция? Что будет, если на модели конкуренции построить управление не только продуктами, но и людьми? К сожалению в нашей стране очень многие «эффективные менеджеры» не осознают, что рыночные практики не всегда применимы, когда речь идёт о взаимодействии членов одной команды или команд внутри одной компании. Реально и целенаправленно отделы сталкиваются лбами, среди них пестуется жестокое соперничество (например, выполнение плана считается по лучшему отделу, а худший получает штрафы). Руководство компании считает, что при таком давлении сотрудники работают быстрее и продуктивнее, стремясь обогнать «конкурентов».

Но так ли это, давайте начнем с изучения слов конкуренция, соперничество, сотрудничество и сотворчество:

Конкуренция (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») — соперничество в какой-либо области с целью получения выгоды

Соперничество — взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип «Выиграл — проиграл». При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации «Проиграл — выиграл» или хуже того «Проиграл — проиграл».

Что получается? В итоге конкуренции или соперничества должны быть победитель и проигравший. Насаждение такой конкуренции внутри команды вынуждает сотрудников работать в стиле win-lose – модели, при которой выигрыш одной стороны обязательно влечёт проигрыш второй (и наоборот).

Если я выиграл, то ты проиграл. Если ты выиграл, то проиграл я. Чем же он так плох?

В том что , в ходе любого проекта неизбежно возникают вопросы, которые нужно решать совместно, непонятные моменты, которые нужно прояснять, задачи, в решении которых требуется помощь других участников.

Конкуренция между сотрудниками настолько высока, что коллеги часто сознательно не хотят помогать друг другу. Руководители же редко поощряют взаимопомощь, поэтому люди не настроены на командную работу. Из-за этого сотрудники фирм находятся в состоянии постоянного стресса, так как в потоке задач им приходится рассчитывать только на себя самих.

Если представить, что все члены команды работают «каждый за себя», то помогать коллеге не только не выгодно, но и вредно: в результате он окажется эффективнее и получит плюшки вместо вас. К тому же, чем больше проблем у коллеги, тем больше шансов, что вы окажетесь выше него при очередной аттестации.

Какие проблемы возникают при конкуренции или соперничества в команде:

  1. Задачи решаются очень долго или не решаются вообще
  2. Проблемы появляются на пустом месте
  3. Скрытый саботаж
  4. Безразличие и отсутствие общих целей

Коллаборация, или Сотрудничество — совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса)

Сотворчество — форма совместного (с кем-то, с чем-то) творчества, самореализация своих творческих возможностей в неком общем продукте. Сотворчество деятельность группы для получения общего продукта, как результат всеобщих усилий.

Как показывает опыт, эффективное сотрудничество и взаимопомощь в команде позволяет добиться потрясающих результатов. Команда, которая чувствует себя как одно целое, в которой царит дух взаимопомощи и ответственности за общее дело, может творить чудеса.

Каждый её член вместо того, чтобы тянуть одеяло на себя, не только отвечает на просьбы о помощи, но и сам постоянно думает о том, как можно сделать работу окружающих более комфортной, эффективной и быстрее достичь общей цели.

Для этого достаточно, чтобы от успеха каждого члена команды выигрывали все остальные и начнет действовать принцип Win-Win.

К сожалению здесь тоже не обойтись без проблем, так как сотрудничеству нужно людей учить специально.

Может быть, срабатывают нежелательные биологические программы («Человек человеку — волк»), возможно, мы воспроизводим те образцы, которые мы получили в детстве («Кто кого обыграет?»), но по крайней мере в нашей стране люди к сотрудничеству еще не очень привыкли.

Чтобы конкуренцию и соперничество сменить на политику конструктивного взаимодействия, сотрудникам нужно пройти четыре этапа: не всегда простых, но очень нужных. Первый этап — принятие. Второй — понимание. Третий — сотрудничество. Четвертый — сотворчество.

Послушайте последовательность фраз, взгляните на смену душевных установок. Все начинается с простого: «Ну, он просто другой» — Происходит принятие. «Это — его возможности, этого он боится, а вот это ему нужно для того» — Да, это уже понимание.

«Я могу помочь ему в этом, он за это выручит меня вот здесь» — О, уже сотрудничество, хотя и в самой элементарной форме. «О, мы с вами вместе можем сотворить очень не хилый проект!» — Поздравляю, начинается сотворчество.

Воевать, конечно, привычнее и, возможно, интереснее, но в долгосрочной перспективе более себя оправдывает сотрудничество. Успешный человек учит жить себя по принципу «Выиграл — выиграл», он знает, что лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон.

P.S.

Победа команды — это лучшая победа для компании.

Источник: https://davtyan.pro/konkurenciya-vs-sotrudnichestvo/

Модель взаимодействия государства и бизнеса

Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? (Абуров А.Е., Иванова Ж.Б.)

Партнерство власти и бизнеса – одна из самых комментируемых тем в программах, посвященных поиску выхода экономики из кризиса.

Об этом говорят многие и много, но какие проблемы решает такое судьбоносное сотрудничество, поясняют единицы и то как бы вскользь, чтобы не превысить полномочия и не запутаться в трактовках.

В этой ситуации каждый предприниматель должен на своем опыте постигать, кем в действительности друг другу приходятся бизнес и государство.

Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.

К основным сферам влияния государства относятся:

  • обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
  • организация и регулирование экономической жизни;
  • социальное обеспечение;
  • поддержка культурного развития;
  • охрана окружающей среды.

Основными сферами влияния бизнеса являются:

  • создание материальных благ;
  • создание рабочих мест;
  • формирование потребительского спроса;
  • включение членов общества в систему отношений собственности;

Если более внимательно посмотреть на все перечисленные сферы влияния, то очевидно, что ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.

Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.

То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе.

Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами.

Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.

Бизнесмену очень важно понимать свою принципиальную и ведущую роль в деле построения и развития современного общества.

Такое понимание позволит:

  • наладить конструктивный диалог с государственной властью;
  • правильно сформировать свои предпринимательские цели;
  • определить круг доступных инструментов для достижения поставленных предпринимательских целей.

Осознать себя равноправным партнером, а не пешкой в руках более могущественных структур – хорошее начало для формирования собственной предпринимательской стратегии.

Порядок взаимодействия бизнеса и государства

Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:

  • административно-властные отношения;
  • государственно-частное партнерство.

Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.

Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.

Возможности партнерства

Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:

  • государственно-частные предприятия;
  • арендные отношения, включая лизинг;
  • соглашение о разделе продукции;
  • государственный контракт;
  • концессию.

Возможность и порядок использования этих инструментов регулируется общими нормами российского хозяйственного и гражданского права, а также специальными законами, цель которых – максимально употребить на пользу общества сотрудничество бизнеса и государства.

Одним из ярких примеров таких специальных законов является ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственно-частное предприятие – объединение частных и государственных ресурсов для достижения определенных целей. Примером государственно-частных предприятий является объединение частного и государственного капитала в деле производства средств государственной безопасности, добыче полезных ископаемых и т. п.

Следует отметить, что передача государственных ресурсов на учреждение нового бизнеса очень усложнена и бюрократизирована. Рядовому предпринимателю практически невозможно выйти на такой уровень партнерства. Поэтому на начальном этапе все-таки лучше обратить внимание на более прозрачные формы доступа к государственным ресурсам:
  1. Аренда помещений, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Современные формы партнерства предполагают предоставление социально ориентированному бизнесу площадей в аренду со значительно сниженными арендными ставками.
  2. Государственный контракт – возможность на коммерческой основе осуществлять снабжение государственных и муниципальных учреждений товарно-материальными ценностями, работами и услугами.
  3. Концессионные соглашения – передача государством некоторых своих прав в пользование коммерческой организации, за что предприниматель выплачивает государству определенные платежи. Одна из широко используемых возможностей концессии – передача государством собственных объектов на реконструкцию предпринимателям с дальнейшим предоставлением им права управлять реконструированными объектами в обмен на ежемесячные концессионные платежи в казну.

Такая форма партнерства, как соглашение о разделе продукции, чаще всего применяется при освоении государством в сотрудничестве с крупными бизнес-корпорациями месторождений полезных ископаемых.

Ключевой проблемой взаимодействия бизнеса и власти в современных российских реалиях является не столько желание чиновников пользоваться административно-властным ресурсом для получения личных выгод при осуществлении бизнес-схем, сколько отсутствие стремления у предпринимателей наладить конструктивный диалог с государством.

Есть мнение, что такая пассивность большого количества предпринимателей – негативные последствия уже уходящей в историю административно-командной системы управления экономикой СССР. Чем быстрее наши предприниматели перестроятся под новые требования рынка, тем больше у них будет возможностей в привлечении государственных ресурсов в свой бизнес.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию:

Николай Стариков. О взаимодействии государства и бизнеса

Модель сотрудничества государства и бизнеса.

Конструктивное взаимодействие государства и бизнеса: ГЧП Катайска..

Ольга Скоробогатова, Цетробанк: Модель государства и бизнеса нужно менять

Источник: http://vseproip.com/biznes-ip/o-biznese-ip/biznes-i-gosudarstvo.html

Бизнес и государство: формы и проблемы взаимодействия

Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? (Абуров А.Е., Иванова Ж.Б.)

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга.

Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом.

Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Триединство бизнес-государство-общество

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

К содержанию

Влияние государства на бизнес

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

К содержанию

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении.

Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны.

Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

К содержанию

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, выполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

К содержанию

Предпринимательство и государство: партнерство или соперничество, Экономика — Эссе

Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? (Абуров А.Е., Иванова Ж.Б.)

В руках бизнеса находится значительная экономическая власть: от него зависит конкурентоспособность страны, производительность труда, создание диверсифицированной экономики, внедрение в производство инновационных технологий и т. д.

Бизнес, в своей деятельности исходящий из соблюдения государственных приоритетов, должен обеспечить модернизированной России в XXI в. достойное место в первом ряду индустриально развитых стран.

Поэтому конструктивный диалог государства и бизнеса является существенным фактором общественно-экономического развития.

В современных условиях усиление роли государства в системе отечественного предпринимательства возможно не в форме возврата к советской административно-управленческой системе, а в результате мер по повышению конкурентоспособности экономики, диверсификации производства и перевода промышленности на рельсы инновационного развития [2, c.94].

Перспективно лишь формирование новой модели взаимодействия государства и бизнеса, построенной на основе новейшего технологического развития, учитывающей рыночные механизмы влияния и имеющей высокий уровень наукоемкости управления. Упрощенное административное вмешательство государства в бизнес всегда будет вести к деструктивным последствиям.

Цивилизованному бизнесу нужна полностью адекватная его интересам экономическая система, при которой каждая сторона делает свое дело: власть создает организационные и правовые условия для бизнеса, а бизнес организует производственные процессы и платит налоги.

Государство также заинтересовано в конструктивном диалоге с бизнесом, ему выгодно иметь дело со свободным предпринимательством в качестве своей социально-экономической опоры, субъекта правового порядка, при котором их взаимоотношения регулируются законом. При этом выполнение взаимных обязательств властью и бизнесом является залогом эффективного развития экономики страны, ее успешной модернизации.

Список использованных источников

Абуров А., Иванова Ж.З. Государство и бизнес: сотрудничество или конкуренция? // Человек и закон. 2014. № 10. С. 17−24.

Вилков И.Н. Гармонизация стратегий государства и бизнеса как инструмент устойчивого развития // Российское предпринимательство. 2014. № 23. С. 89−96.

Габов А.В., Литовкин В.Н., Гутников О.В. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 320 с.

Губин Е.П. Государство и бизнес в условиях правовых реформ // Журнал российского права. 2015. № 1. С. 23−30.

Данилова О.В. Государство и бизнес: баланс интересов и возможности сторон // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7. С. 259−263.

Малышев Е.А. Взаимодействие бизнеса и государства в условиях экономического кризиса // Российское предпринимательство. 2014. № 3. С. 69−74.

Полетаев В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 281 с.

Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 года [Электронный ресурс]

/ «Справочно-правовая система Гарант». Режим доступа: base.garant.ru/1 583 595/.

Якунин В.И. Необходим активный диалог государства и бизнеса // Мир перемен. 2014. № 1. С. 126−131.

6

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.