+7(499)495-49-41

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

Содержание

Государственное задание бюджетного учреждения

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

Государственное задание нужно для обеспечения должного качества услуг, упрощения контроля над выполнением предписаний. Актуально оно для бюджетных и автономных структур.

Цели формирования задания

Госзадание – это документ, устанавливающий требования к качеству оказываемых услуг, их составу, порядку оказания. Термин расшифровывается в 6 статье Бюджетного кодекса.

Форма задания установлена Постановлением Правительства №671 от 02.09.2010 г. Создается оно исполнительными структурами власти.

Решение о формировании госзадания было принято для того, чтобы изменить неэффективную систему сметного финансирования. Рассмотрим цели его создания:

  • Создание мотивации к увеличению эффективности оказания услуг для представителей бюджетных учреждений.
  • Увеличение качества планирования размера субсидий для финансирования структур.
  • Улучшение функций учреждения.
  • Сокращение ненужных трат.
  • Предупреждение правонарушений, касающихся нецелевого использования субсидий.

Устаревшая система сметного финансирования обладает рядом недостатков. В частности, финансирование по потребностям учреждения исключает мотивацию сотрудников к повышению эффективности деятельности.

Если средства выделяются именно за предоставленные услуги, это создает стимул для бюджетной структуры. Распределение бюджета в данном случае ориентировано на результат.

В госзадании содержатся требования как к объему оказываемых услуг, так и к их качеству.

ВАЖНО! В пункте 6 статьи 9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. указано, что бюджетное учреждение не имеет права не исполнять предписания, указанные в задании. Если госзадание не будет выполнено, на учреждение накладывается административная ответственность.

Формирование государственного задания

Госзадание создается учредителем. Это может быть также местная администрация. Эти органы занимаются разработкой следующих аспектов:

  • Порядком создания задания.
  • Ведомственными перечнями оказываемых услуг.
  • Требованиями к установлению нормативов.

Задание формируется на год. Расчет трат определяется учредителем. И расчет, и задания должны быть согласованы с учредителем. Нормы трат утверждаются на период, на который дан закон о бюджете.

Структура госзадания

документа определяется статьей 69.2 БК РФ. Рассмотрим структуру задания:

  • Критерии для оценки качества и объема исполняемых услуг.
  • Порядок контроля реализации положений документа.
  • Требования к отчетности.
  • Категории потребителей, которые пользуются услугами.
  • Порядок предоставления услуг.
  • Тарифы на платные услуги.

Порядок создания госзадания установлен Постановлением Правительства №671.

Финансирование по госзаданию

На осуществление государственного задания выделяются средства в форме субсидий. Размер их определяется исходя из этих факторов:

  • Нормативные расходы на оказание услуг, прописанных в госзадании.
  • Нормативные расходы на содержание недвижимости, а также ценного движимого имущества.

Субсидии начисляются на основании договора между фирмой и учредителем. В данном документе указываются эти пункты:

  • Сроки финансирования.
  • Суммы субсидий.
  • Периодичность начислений.

Для обоснования размера субсидий можно использовать нормативные траты. Последние отражают фактические материальные и трудовые затраты на исполнение госзадания. Нормативные траты включают в себя расходы по следующим направлениям:

  • Материалы и сырье.
  • Зарплата сотрудникам.
  • Оказание дополнительных услуг.

Определяет размер финансирования учредитель на основании данных, предоставленных учреждением: перечень трат, сведения о стоимости услуг. Если учредитель доверит эту работу представителям самого учреждения, расчеты будут признаны незаконными.

Если у учреждения есть обособленное подразделение, финансирование осуществляется по правовому акту структуры. Этот правовой акт должен быть согласован с учредителем.

Контроль над выполнением госзадания

Ответственность за проверку исполнения госзадания возложена на учредителя. Он имеет право установить сроки предоставления отчетности для получения всей полноты сведений о выполнении заданий. Если будут обнаружены нарушения, учредитель может принять меры по отношению к руководителю. Также он имеет право изменить показатели госзадания.

Внесение изменений в госзадание

В задание вносятся изменения на основании того, что нормативные акты, регулирующие госзадания, также изменились.

После того как в документ внесены корректировки, может меняться и размер субсидий на основании пункта 5 ПП №671. Внесение изменений регулируется правительственным постановлением №640 от 26.06.2015 г.

В этом нормативном акте содержится раздел, посвященный именно изменению задания. Рассмотрим основные правила внесения корректировок:

  1. Если нужно внести корректировки, создается новое госзадание с измененными пунктами. Нельзя издавать распоряжения, устанавливающие то или иное изменение. Нужно переписывать весь документ полностью.
  2. Нельзя менять показатели допустимых отклонений от установленных качественных и количественных значений. Поменять эти показатели можно только в следующем отчетном периоде.
  3. Менять госзадание нужно в обязательном порядке в том случае, если предоставлен предварительный отчет учреждения, по которому фактические показатели оказались меньше рекомендуемых.

ВАЖНО! ПП №640 от 26.06.2015г. установлена норма, по которой изменять размеры перечисляемых субсидий можно исключительно в том случае, если корректируется госзадание.

Может быть установлен срок, на протяжении которого может корректироваться задание. К примеру, в городе Ангарске этот срок равен 10 дням. Местные органы власти также могут устанавливать основания для внесения изменений. К примеру, в Магаданской области утверждены такие основания:

  • Появились другие требования к качественным и количественным показателям.
  • Изменилось число потребителей услуг (к примеру, уменьшился спрос).
  • Возникла необходимость в экономии из-за закупок.

Инициатором внесения изменений может быть как руководитель учреждения, так и учредитель. Руководителем в данном случае может двигать необходимость значительного несоответствия установленных норм и фактических показателей. Для корректировки документов руководителю нужно направить запрос учредителю.

ВАЖНО! Местные органы власти также могут устанавливать перечень лиц, которые имеют право вносить корректировки в госзадания.

Что будет, если госзадание не выполнено?

18 июня 2017 года вступил в действие закон, ужесточающий ответственность за невыполнение положений государственного задания. Теперь за неисполнение норм полагается административная ответственность:

  • Вынесение предупреждения.
  • Штраф от 100 до 1 000 рублей.
  • Штраф до 30 000 рублей при повторном правонарушении.

Штрафы выплачивает учреждение. Ему же придется вернуть остаток субсидий в том случае, если госзадание не выполнено полностью. Административная ответственность накладывается за эти правонарушения:

  • Информация или документы, необходимые для контроля над исполнением, содержат существенные ошибки.
  • Неправильный учет значений бюджетных ассигнований.

Ответственность за неисполнение установлена ФЗ №118 от 07.06.17 г. На основании этого нормативного акта КоАП РФ был дополнен статьей 15.15.5.1.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/gosudarstvennoe-zadanie/

Разъяснен порядок формирования госзаданий

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

Чиновники Минфина России и Минэкономразвития России разработали Методические рекомендации по формированию госзаданий федеральным государственным учреждениям и контролю их выполнения.

Общие положения

Необходимость принятия данных Методических рекомендаций была определена постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Рассмотрим, что же представляют собой названные рекомендации.

Прежде всего следует отметить, что они содержат описание рекомендуемых подходов к организации работы по формированию государственных заданий на оказание услуг (выполнение работ) федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), на которые возложены функции и полномочия учредителя в отношении:

  • федеральных бюджетных учреждений;
  • автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральные автономные учреждения).

Положения, рассматриваемые в документе, адресованы и главным распорядителям средств федерального бюджета в отношении находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений, определенных правовыми актами главных распорядителей средств.

Далее обратите внимание, что Методические рекомендации включают в себя ряд положений о контроле за выполнением государственного задания, а также рекомендации по заполнению формы государственного задания для федеральных бюджетных и казенных учреждений.

Кроме того, Методические рекомендации содержат положения по составлению и утверждению перечней государственных услуг (работ), а также определению показателей их качества.

Формирование госзаданий федеральных государственных учреждений рекомендуется начинать при планировании бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период. Но обо всем по порядку.

Нюансы составления перечней госуслуг

Итак, отдельный раздел Методических рекомендаций затрагивает вопросы составления и утверждения перечней государственных услуг (работ). Им предусмотрено, что в целях утверждения государственных заданий формируются следующие виды перечней госуслуг (работ):

  • ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Они утверждаются федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных федеральных бюджетных или федеральных автономных учреждений, и главными распорядителями средств федерального бюджета – в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в их ведении;
  • базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности. Эти перечни утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Базовые и ведомственные перечни госуслуг (работ) составляются по формам, которые утверждены постановлением № 671.

При этом базовый перечень формируется в соответствии с полномочиями РФ, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом типов, видов, групп федеральных государственных учреждений, оказывающих услуги (выполняющих работы) в установленной сфере деятельности.

Показатели ведомственных перечней государственных услуг (работ) могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней госуслуг (работ). Причем как базовые, так и ведомственные перечни размещаются на официальных сайтах в интернете.

Предусмотрено, что в ведомственный перечень включаются все оказываемые государственные услуги (работы). При его формировании рекомендуется:

1) проанализировать государственные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, оказание (выполнение) которых:

  • осуществляется в рамках полномочий РФ и в установленной сфере деятельности федерального органа исполнительной власти (государственного органа), утверждающего ведомственный перечень государственных услуг (работ);
  • осуществляется в рамках полномочий РФ по сфере деятельности, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на иные федеральные органы исполнительной власти;
  • не относится к полномочиям РФ;

2) определить наличие базовых перечней государственных услуг (работ) по оказываемым (выполняемым) федеральными государственными учреждениями услугам (работам) в целях исключения возможного несоответствия аналогичных показателей в базовом перечне государственных услуг (работ);

3) дополнительно детализировать государственные услуги (работы), оказываемые (выполняемые) на платной основе в случаях, определенных федеральными законами, с тем, чтобы обеспечить их формирование как отдельной государственной услуги.

Наряду с общими указаниями Методические рекомендации содержат и конкретные правила заполнения форм базового (отраслевого) и ведомственного перечня государственных услуг (работ), утвержденных постановлением Правительства РФ № 671.

Показатели качества госуслуги

Данные показатели определяются главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (для федеральных казенных учреждений), а также федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), на которые возложены функции и полномочия учредителя федеральных учреждений.

Для каждой государственной услуги в соответствующем перечне госуслуг (работ) рекомендуется указывать:

  • показатели качества, если они установлены нормативными правовыми актами РФ. В качестве примера можно привести требования к оснащенности зданий средствами противопожарной защиты;
  • дополнительно установленные показатели качества;
  • для каждого показателя качества единицу измерения и формулу расчета.

Обратите внимание: в случае если показатель качества является абсолютным и не требует расчета по формуле, в расчете следует привести слова «абсолютный показатель».

Причем рекомендуется показатели качества устанавливать достижимыми целями в рамках деятельности всех федеральных государственных учреждений, предоставляющих данную государственную услугу.

При этом качество в большей степени зависит от деятельности учреждения и в меньшей степени – от деятельности федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) или потребителей государственных услуг.

Чиновники не рекомендуют устанавливать показатели качества, создающие стимулы для ведения экономически неэффективных, социально неответственных действий, которые могут стать основанием для ухудшения положения потребителей госуслуги, а также создают у работников учреждения ложные стимулы (например: ориентирование на достижение целей и задач любой ценой, в том числе с помощью приписок).

Обратите внимание: не рекомендуется использовать в качестве показателя количество выявленных правонарушений.

Далее подробнее рассмотрим рекомендуемые для установления показатели качества.

1. Показатели, характеризующие качество результата предоставления государственной услуги.

Примеры таких показателей, в частности, – количество призеров соревнований различного уровня (в отношении государственной услуги «Подготовка спортсменов к участию в соревнованиях»), процент ежегодно экспонируемых музейных предметов и музейных коллекций (в отношении государственной услуги «Демонстрация музейной коллекции»).

Для всех государственных услуг общим показателем качества результата должна быть доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания государственной услуги, определяемая на основе опросов потребителей государственной услуги.

2. Показатели качества, характеризующие процесс оказания государственной услуги и условия ее оказания.

Такими показателями могут быть требования к квалификации персонала, требования к качеству используемых в процессе оказания государственной услуги материальных запасов, требования к качеству оборудования, с использованием которого оказывается государственная услуга, требования к качеству зданий и сооружения, в которых осуществляется оказание государственной услуги.

В Методических рекомендациях также приведены примеры таких показателей.

Так, в частности, для государственной услуги «Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи» таким показателем будет являться среднее время ожидания приема врача, для государственной услуги «Оказание скорой медицинской помощи» – среднее время ожидания бригады скорой медицинской помощи.

Государственное задание может устанавливаться на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ). В этом случае оно состоит из нескольких разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

Отметим, что в Методических рекомендациях определены и правила заполнения формы государственного задания.

Контроль выполнения

Рекомендации по контролю выполнения государственного задания заключаются в следующем.

По общему правилу контроль соблюдения федеральными казенными учреждениями требований и условий, установленных для них госзаданиями, осуществляют главные распорядители средств федерального бюджета.

В свою очередь контроль соблюдения условий госзаданий федеральными бюджетными и федеральными автономными учреждениями возложен на федеральные органы исполнительной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя.

Разработчики рекомендаций советуют осуществлять проверки в форме последующего контроля.

Таковыми могут быть камеральные и выездные проверки.

Кроме того, главным распорядителям средств федерального бюджета и федеральным органам исполнительной власти (государственным органам), осуществляющим функции и полномочия учредителя, рекомендовано утвердить порядок осуществления контроля за выполнением государственных заданий. Данный порядок должен устанавливать следующие показатели:

  • наименование структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением государственного задания;
  • цели и задачи контроля;
  • формы контроля;
  • периодичность контроля;
  • порядок проведения камеральных проверок;
  • порядок формирования и утверждения графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных заданий;
  • порядок проведения выездных проверок;
  • требования к документам, составляемым по результатам проверок;
  • права и обязанности сторон в процессе осуществления контроля;
  • перечень и описание мер, которые могут быть приняты по результатам осуществления контроля.

Методические рекомендации содержат описание необходимых подходов к организации работы по формированию государственных заданий на оказание услуг (работ) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, а также главного распорядителя средств в отношении находящихся в их ведении федеральных казенных учреждений.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/2236-razyasnen-poryadok-formirovaniya-goszadaniy

Структура госзадания и порядок его формирования

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

После принятия Закона №83-ФЗ, который внес изменения в правовое положение госучреждений, начался процесс получения данными структурами государственного задания. Что представляет собой госзадания? Какой является его структура и порядок формирования? Узнать это можно, ознакомившись с нашей статьей

2018 год для всех, кто работает в государственном секторе, – это год, когда вводится новый порядок формирования государственного задания.

Чтобы рассмотреть вопрос, как не допустить невыполнение госзадания, нужно определить, что оно собой представляет.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра

Не менее важным является и вопрос, касающийся его формирования.  При этом ориентироваться нужно будет на новые правила.

И уже с 1 января 2018 года эти вопросы должны стоять на повестке дня у каждого руководителя.

В чем состоит государственное задание

Главной функцией госвласти является предоставление населению страны и организациям услуг и продукции, имеющих социально значимый характер.  Такая задача реализуется в интересах граждан и требует расходования финансовых средств из разноуравневых бюджетов.

Потребности страны можно удовлетворить двумя способами. Первый из них касается формирования задания для государственных (муниципальных) учреждений. А второй – размещения госзаказов.

Во втором случае привлекаются частные инвестиции. Такая деятельность осуществляется на основе контракта, который подписывается органом государственной власти и исполнителем. Что касается исполнителя, то он выбирается на конкурсной основе. Все условия исполнения прописываются в контракте.  .

Например, в Москве театры, находящиеся в подчинении департамента культуры, будут переведены на систему госзаказов. Вопрос о внедрении этих заказов рассматривается в правительстве и Госдуме. По теме внедрения госзаказов в государственный сектор государственно-частного партнерства идет очень много дискуссий.

Процесс получения государственного задания госучреждениями начался совсем недавно. Это связано с изменением положения государственного учреждения и системы госструктур. Федеральный Закон №83-ФЗ изменил правовое положение госучреждений, которые были распределены.

При этом изменилась система их финансирования и система работы. В результате появилось понятие «государственное задание».

В настоящее время госзадание представляет собой ключевой документ, который определяет качество обеспечения учреждения госуслугами. Если говорить о бюджетной системе, то здесь государственные задания распространены как в автономных, так и бюджетных организациях. Случается, что его формируют и для учреждений казенного типа.

Государственное задание — это документ, состоящий из шести разделов:

Если говорить о порядке формирования госзадания для казенных учреждений, то он практически ничем не отличается от порядка, установленного для бюджетных и автономных учреждений. Однако не стоит забывать о существовании некоторых особенностей.

Казенные организации, помимо выполнения государственного задания, могут выполнять и другие функции. И для оценки их эффективности используются совершенно иные критерии.  

Новые нормативные акты

С начала 2018 года вступает в действие Постановление Правительства № 1043. В нем устанавливаются правила формирования, ведения и утверждения федеральных и общероссийских базовых перечней госуслуг.

Когда говорится об общероссийских базовых перечнях, то в них также включаются услуги, оказание которых осуществляется госучреждениями федерального и муниципального уровней. Это также касается и учреждений субъектов РФ.

Сюда же относится формирование, ведение и утверждение федеральных перечней, включающих в себя:

  • услуги, которые не входят в общероссийский перечни;
  • работы, оказание и выполнение которых осуществляется федеральными государственными учреждениями.

До 1 января 2018 года, когда осуществлялось формирование государственного задания, главным критерием классификации являлся определенный тип госуслуг или работ, которые учреждение должно оказать по заданию учредителя. Все эти услуги были распределены. Появились ведомственные списки, ведомственные перечни. Это говорит о том, что каждое ведомство имеет свои перечни с названиями государственные услуг.

В июне 2017 года Законом №178-ФЗ были внесены изменения в БК РФ. В соответствии с данными изменениями действующий сегодня порядок формирования госзадания для федеральных учреждений культуры будет осуществляться по-другому.

Ранее госзадание формировалось на основании ведомственных перечней государственных услуг и работ. Теперь эти перечни отменяются. Вместо них будут введены новые: общероссийский, федеральный и региональный.

Источник: https://www.cultmanager.ru/article/7906-17-m12-08-gosudarstvennoe-zadanie-ponyatie

Источники финансирования деятельности автономных учреждений

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

В настоящей статье речь пойдет о существующих и потенциальных возможностях насыщения автономных учреждений (далее АУ) денежными средствами или, как это принято называть, об источниках финансирования АУ.

За счет каких участников хозяйственных отношений и через какие каналы учреждения могут обеспечить себя непрерывным притоком денежных средств? Что нужно учесть руководителю АУ при управлении денежными средствами в 2014 году?

Сущность финансирования АУ

Финансирование автономного учреждения – это процесс формирования денежных средств АУ для обеспечения баланса интересов текущей деятельности (простое воспроизводство) и развития материально-технической базы (расширенное воспроизводство).

В свете ранее озвученных аспектов системы финансового менеджмента можно выделить четыре основных функции финансирования.

Функция планирования в финансировании выражается в определении потребностей АУ в краткосрочных и долгосрочных источниках.

Для той части автономных учреждений, которые еще не приступили к ведению внебюджетной деятельности, объемы и сроки финансирования определяет учредитель.

Для тех же АУ, внебюджетная деятельность которых многократно (до 10-20 раз в денежном выражении) превышает основную, актуальна проблема самостоятельного поиска источников финансирования и их структурирования по срокам.

Организация финансирования призвана управлять составом и структурой активов и пассивов АУ.

С помощью этой функции на основе данных баланса можно определить, какими источниками денежных средств, в каком объеме располагает АУ, на какие цели направляются эти средства, а также определить меры по поддержанию оптимальной структуры источников финансирования. Далее в статье мы предложим практический инструмент анализа источников и их использования.

Проблема учета в отношении финансирования АУ, по мнению автора, заключается в разработке формы управленческого баланса, адекватной задаче финансирования. Дело в том, что официальная форма баланса АУ выражает интересы бюджета, для которого АУ в большей степени является частью бюджетного процесса, чем самостоятельным субъектом.

Контроль применительно к финансированию проявляется в обеспечении финансовой устойчивости АУ.

В последнее время государственные органы призывают автономные учреждения усилить внутренний контроль, чтобы избежать или как минимум сгладить нежелательные последствия в случае реализации рисков.

Однако, на наш взгляд, существует такое опасение: риски потери финансовой устойчивости АУ возрастают с развитием ими внебюджетной деятельности. Автор обоснует свою позицию далее.

Из общепризнанных концепций финансового менеджмента в практическом финансировании используют в первую очередь временную ценность денег.

Данная концепция позволяет оперировать разновременными суммами денежных средств, приводя их к единому моменту.

Концепция стоимости капитала также может применяться в процессе финансирования АУ, но здесь вновь проявится проблема создания баланса “для себя”, под свои потребности, с использованием счетов, отвечающих признаку собственного капитала.

Структура источников финансирования АУ

Структурирование источников финансирования позволяет установить потенциальных “поставщиков” денежных средств, а также определить оптимальный состав пассива с точки зрения соблюдения допустимой величины рисков.

Классификация источников финансирования АУ

собственныезаемные
краткосрочныедолгосрочные
государственныекорпоративныечастныезарубежные

По происхождению источники финансирования делятся на собственные и привлеченные. У коммерческих организаций под собственными источниками подразумевают капитал. Для автономных учреждений такие источники могут состоять из следующих частей:

  • экономия при выполнении государственного (муниципального) задания;
  • прибыль от внебюджетной деятельности;
  • целевое финансирование;
  • субсидии на капитальные вложения;
  • гранты и пожертвования;
  • амортизация.

Состав заемных источников:

  • кредиты;
  • лизинг;
  • кредиторская задолженность.

По срокам источники финансирования делятся на краткосрочные и долгосрочные. При этом собственные средства считаются источниками без срока. Классификация же в данном случае применяется только к привлеченным средствам.

По участникам хозяйственной деятельности различают государственные, корпоративные, частные и зарубежные источники.

Особенности финансирования АУ в 2014 году

Если оценивать, какие проблемы могут возникнуть у автономных учреждений в 2014 году в области финансирования, следует, во-первых, определить потенциал АУ и, во-вторых, спрогнозировать макроэкономическую обстановку.

В настоящее время можно констатировать скорее успехи, чем неудачи АУ на поприще коммерческой деятельности. Многие из учреждений резко повысили доходы, почувствовали свою силу, открыли новые направления, реализовали проекты и получили от них денежную отдачу. А некоторые АУ даже воспользовались банковскими кредитами, закупили на них технику и оборудование и расширили свою деятельность.

Что же касается макроэкономического окружения, здесь проявляются признаки следующей фазы мирового финансового кризиса.

И если у коммерческих организаций есть опыт работы в кризисных условиях, то автономные учреждения подобный опыт наработать не могли на том простом основании, что в 2008 году (когда бушевал кризис) АУ лишь начали делать первые шаги в новом статусе. Поэтому возможно, что с некоторыми вызовами 2014 года АУ столкнутся впервые.

Субсидии

Серьезные положительные изменения произошли в области государственного финансирования.

Во-первых, в БК РФ введена такая форма субсидий, как грант. Ее особенность заключается в том, что бюджетные ассигнования могут быть выделены и тем АУ, в отношении которых государственные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 78.1 БК РФ).

Во-вторых, наконец-то в БК РФ законодательно закреплено предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2 БК РФ).

На фоне столь позитивных изменений следует также отметить, что государство намерено ввести элемент конкуренции при распределении бюджетных средств). В этом смысле автономные учреждения, которые активно ведут внебюджетную деятельность, имеют более высокие шансы на успех, поскольку конкурентная борьба им уже знакома не понаслышке.

Прибыль от внебюджетной деятельности

Каких-либо особенностей во внебюджетной деятельности АУ в 2014 году, скорее всего, ожидать не стоит, за исключением возрастания риска ведения коммерческой деятельности.

Речь прежде всего идет о тех автономных учреждениях, у которых выручка от платных услуг превышает субсидии на выполнение госзадания в несколько раз.

Резкое снижение доходов от внебюджетной деятельности может подточить финансовую устойчивость на первый взгляд весьма успешных АУ.

Банковские кредиты

На законодательном уровне автономным учреждениям разрешено привлекать банковские кредиты. На первых порах после принятия Федерального закона от 03.11.

2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” были сомнения в том, насколько реализуемо данное право, учитывая правовой статус АУ (его невозможно подвергнуть процедуре банкротства) и весьма скудные возможности АУ в плане предоставления банку-кредитору залогового обеспечения.

Однако, как показала практика, банки не ставят особых препятствий для получения автономными учреждениями кредитов.

Что следует учитывать при привлечении банковских кредитов в 2014 году? Во-первых, не забывать о двойственном эффекте финансового рычага, проявляющегося в том, что он генерирует не только прибыль при благоприятном сценарии, но и убытки, если кредитуемый проект не принес желаемого результата.

Во-вторых, в условиях отсутствия каких-либо нормативов рисков АУ рекомендуется установить внутренние лимиты. Традиционно риски измеряются по отношению к капиталу, но можно их также соотносить с размером выручки.

Готовых рецептов здесь нет, но в самом поверхностном приближении можно принять такой норматив: совокупная задолженность по полученным кредитам и займам не должна превышать месячную выручку от внебюджетной деятельности.

В-третьих, стараться исключать из кредитных договоров плавающую процентную ставку и включать право АУ на досрочное погашение кредита, чтобы не обречь учреждение (в случае ухудшения ситуации) на кабальные условия.

Благотворительные взносы

По мнению автора, в 2014 году АУ целесообразно сосредоточить усилия именно на привлечении благотворительных взносов. Для этого имеются следующие основания.

Во-первых, в России сформировалась прослойка зажиточных граждан, которые хотели бы внести свой вклад в развитие социального сектора, но либо не знают, куда направить пожертвования, либо боятся, что деньги будут потрачены не в дело, либо у них просто “руки не доходят”. Поэтому автономным учреждениям полезно выявить каналы, благодаря которым можно стать получателем таких благотворительных средств.

Во-вторых, благотворительные взносы косвенно защищают от рисков внебюджетной деятельности.

В-третьих, тем руководителям АУ, которые не желают “стоять с протянутой рукой” и которых вполне устраивает уровень доходов от коммерческой деятельности, можно посоветовать изучить этот вопрос хотя бы с теоретической точки зрения.

В-четвертых, не следует упускать из виду возможности, которые предоставляются Федеральным законом от 30.12.

2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”.

Несмотря на то что автономные учреждения не имеют права быть собственниками целевого капитала, они вполне могут быть получателями доходов от доверительного управления средствами целевого капитала.

Оскудение источников финансирования как сигнал риска

Если источники финансирования иссякли, с высокой долей вероятности можно констатировать, что риски реализовались в своем худшем варианте.

Обычно риск оборачивается своей благоприятной стороной на этапе роста (напомним, активная внебюджетная деятельность АУ совпала с фазой выхода экономики из кризиса), что реализуется в получении доходов в размере выше ожидаемых.

Негативная сторона риска чаще проявляется в условиях неблагоприятного макроэкономического окружения и реже – в случае накопления отдельным хозяйствующим субъектом избыточных проблем.

Вряд ли у какого-либо АУ накоплены риски, грозящие потерей финансовой устойчивости в благоприятных внешних условиях.

Но, как было отмечено выше, у АУ нет нормативов, которые бы их принудительно ограничивали или хотя бы рекомендовали им не превышать определенный размер рисков.

Успехи на поприще внебюджетной деятельности приводят к снижению чувствительности к рискам, пренебрегать же последними в настоящее время опасно. А значит, здесь применим прежний рецепт – самоограничение рисков через систему внутренних лимитов.

Практический прием по организации финансирования

Теперь раскроем практический прием для анализа источников финансирования и их использования. Существует различное понимание происхождения имущества – конкретное и абстрактное. В бухгалтерском учете это противоречие решено с помощью принципа двойной записи, который обеспечивает равенство актива баланса (конкретное имущество) его пассиву (абстрактное понимание происхождения имущества).

Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим операцию получения банковского кредита на покупку оборудования. При поступлении кредита дебетуется счет денежных средств (получено имущество в виде денег) и кредитуется счет по учету долгов (показан источник в виде банковского кредита).

Деньги в балансе будут отражены по активу, а задолженность банку – по пассиву. Произведем следующий шаг, направив деньги на покупку оборудования. В балансе деньги поменяются на основные средства, то есть один актив трансформируется в другой.

При этом по-прежнему источником выступает банковский кредит, но если не знать первоначального происхождения денег, это не очевидно.

Примечание. Руководителям АУ рекомендуем следующее: продолжая активно развивать внебюджетную деятельность, не расходуйте всю заработанную прибыль, а частично ее резервируйте.

Источник: http://love-credit.ru/content/istochniki-finansirovaniya-deyatelnosti-avtonomnyh-uchrezhdeniy

Государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Госзадание в автономных учреждениях (Звоненко Д.П.)

Государственное задание государственному учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ.

Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего государственное задание государственному учреждению, утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г.

Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.

Государственное задание: содержание

В документе должны быть указаны:

  1. Параметры, по которым характеризуется объем либо качество предоставляемых услуг, производимых работ.
  2. Правила, в соответствии с которыми контролируется выполнение государственного задания, условия и порядок досрочного его прекращения.
  3. Требования к отчетным документам.

Кроме этого, в государственное задание включаются сведения о:

  1. Категориях граждан и организаций, выступающих в качестве потребителей работ/услуг.
  2. Предельные тарифы (цены).

Правила, в соответствии с которыми оформляется документ для федеральных госструктур, а также осуществляется финансовое обеспечение государственного задания, утверждены правительственным постановлением № 671.

Нюансы

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения не могут отказаться от исполнения государственных заданий. Данный запрет прямо установлен в ФЗ № 7, статье 9.2, пункте 6.

Между тем, если в правовые акты, в соответствии с которыми было создано государственное задание, вносятся изменения, то и оно может подвергаться корректировке. В п. 5 Постановления № 671 присутствует дополнительное указание по этому вопросу.

В частности, в нем сказано, что изменение размера субсидии на государственное задание на протяжении срока его реализации допускается при соответствующей корректировке содержания документа.

Средства выделяются из муниципального или госфонда. При этом, если формируется государственное задание для казенных учреждений, то утверждаются соответствующие сметы. Объем средств определяется посредством суммирования ряда показателей. В частности, величина субсидии на выполнение государственного задания устанавливается из расчета совокупности нормативных затрат на:
  1. Предоставление услуг.
  2. недвижимых объектов либо движимого имущества, представляющего особую ценность. Они могут закрепляться за организацией учредителем либо приобретаться на средства собственника.

Сложности

В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться государственное задание. Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному.

В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре.

В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.

Возможные решения

Ситуация, при которой необходимо откорректировать государственное задание бюджетного учреждения, может разрешаться:

  1. Увеличением объема средств при сохранении требованиям к показателям качества и количества.
  2. Сохранением размера финансирования при снижении нормативов.
  3. Одновременной корректировкой величины поступлений и показателей качества и количества.

Важный момент

Необходимо отметить, что по ст. 9.

2 ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 83), уменьшение размера субсидии, выделенной на выполнение муниципального или госзадания, в течение установленного срока на реализацию осуществляется исключительно при корректировке содержания самих требований. Это означает следующее. Уменьшение финансирования допускается только в случае корректировки показателей качестве или количества предоставления муниципальных или госуслуг.

Механизмы

Как правило, они прописываются в муниципальных/региональных актах, регламентирующих работу, связанную с реализацией заданий. Обобщая опыт изложения механизмов корректировки, имевшийся у субъектов и МО до вступления в действие ФЗ № 83, можно выделить следующие положения, используемые на практике:

  1. Орган, реализующий полномочия и функции учредителя, наделяется правом изменять задание по установленным правилам, если это не вызовет увеличения объема ассигнований, предусмотренных в бюджете региона или МО на соответствующий период.
  2. О корректировке показателей структура обязана известить письменно руководителя организации в десятидневный срок с даты вступления в силу принятого решения.
  3. Для рассмотрения вопросов, касающихся пересмотра финансирования, формируется рабочая группа.
  4. Орган, который реализует полномочия и функции учредителя, может вносить корректировки в рамках ассигнований, предусмотренных региональной и муниципальной властью на текущий период на соответствующие цели по согласованию с учреждениями, подведомственными ему.

Основания для изменений

В правовых актах МО или субъекта, как правило, указываются следующие обстоятельства:

  1. Корректировка ассигнований, доведенных до уполномоченной структуры на финансовое обеспечение исполнения задания.
  2. Изменение перечня (реестра) услуг/работ, предоставляемых/осуществляемых организациями.
  3. Корректировка требований к категориям граждан и юрлиц, выступающих в качестве потребителей, показателей, по которым характеризуется объем/качество, порядок осуществления деятельности, предельных тарифов (цен).
  4. Утверждение новых правовых актов, в соответствии с которыми возникают новые расходные обязательства.
  5. Перевыполнение/невыполнение задания.

Отчетность

В соответствии со ст. 69.2 п. 1 БК, муниципальное/государственное задание должно включать в себя требования к документации. Эта норма существовала до вступления в действие ФЗ № 83.

В этой связи большинство регионов и МО включало требования к отчетности не только в самом задании, но и указывали общие правила и форму отчета в порядке его создания и финансового обеспечения.

В настоящее время предписания присутствуют в бланке, утвержденном правительственным постановлением № 671.

На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя.

Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок.

При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.

Оценка

Требования к правилам проведения проверки и использования полученных результатов содержатся, как правило, в порядке формирования задания и его финансового обеспечения. Они также могут утверждаться на отраслевом уровне органами, реализующими полномочия и функции учредителей. Оценка выполнения задания может рассчитываться в 4 этапа отдельно по каждому критерию:

  1. К1 – определение эффективности и полноты использования ассигнований.
  2. К2 – оценка по критерию “объем услуг/работ”/”количество потребителей”.
  3. К3 – определение качества выполнения задания.
  4. Расчет итогового показателя по каждой работе/услуге.

Конечный результат интерпретируется по процентной либо балльной шкале. Если, к примеру, итоговая оценка больше 100%, то задание будет считаться перевыполненным, если в пределах 95-100% – выполненным полностью, в интервале 85-94% – соответственно, не полностью. Если же результат меньше 85%, то требования считаются не исполненными.

Государственный заказ

Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления.

Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения.

Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.

Основные функции

Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:

  1. Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
  2. Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
  3. Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
  4. Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.

Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:

  1. Планирование и прогнозирование потребностей, ассигнований на закупки, управление сформированными активами.
  2. Приобретение товаров, получение работ/услуг, необходимых для обеспечения нужд государства и муниципалитетов.
  3. Мониторинг, аудит, контроль качества и полноты удовлетворения потребностей.

Заключение

В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня.

Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через бюджетные учреждения посредством формирования муниципального/государственного задания.

Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.

Второй способ – размещение государственных заказов. В этом случае дополнительно привлекаются частные инвестиции. Следует отметить различные основания реализации этих способов. Государственный заказ осуществляется в соответствии с контрактом.

Он подписывается между органом власти и исполнителем, выбранным на конкурсной основе. Государственное задание, в свою очередь, является документом, формулирующим требования к учреждениям, предоставляющим услуги/производящим работы для населения.

Законодательство предусматривает возможность корректировки предписаний, изменение размера ассигнований. В случае с госзаказом такие возможности, как правило, отсутствуют. Все условия исполнения обговариваются непосредственно при заключении контракта. Обычно изменению они не подлежат.

В случае нарушения условий контракта либо требований, изложенных в задании, субъект может понести ответственность в порядке, установленном законодательством.

Источник: http://fb.ru/article/273894/gosudarstvennoe-zadanie-finansovoe-obespechenie-vyipolneniya-gosudarstvennogo-zadaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.