+7(499)495-49-41

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Гранты образовательным учреждениям: получение и использование

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Гранты имеют большое значение в поддержке российской науки и культуры, в обучении специалитов, в создании и развитии некоммерческих организаций.

 По сути, гранты образовательным учреждениям, организациям и физическим лицам – это целевая финансовая поддержка некоммерческой общественно-значимой деятельности (образование, наука, культура, благотворительность).

Согласно российскому законодательству (127-ФЗ), грант – это средства, переданные грантополучателям на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации конкретных проектов, на условиях, установленных грантодателем.

К грантам образовательным учреждениям также относится дополнительная государственная поддержка организациям и физическим лицам.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 251) определяет условия признания грантом переданных (полученных)  денежных и иных средств.

Только при одновременном соблюдении всех указанных в НК условий, безвозмездно полученные средства считаются грантом, и к ним применяется соответствующий порядок налогообложения.

С момента получения гранта образовательным учреждениям, он (как и любое пожертвование) становится собственностью грантополучателя. Получатель распоряжается полученными средствами в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого осуществляется использование средств.

Отвечает Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Грант предоставляется на реализацию конкретной программы, поэтому его использование является строго целевым и требует исчерпывающей отчетности по исполнению. Цель указывается при выделении гранта. Использование средств не по назначению невозможно без письменного согласия донора (грантодателя).

Участие в грантах образовательным учреждениям: получатели

Минфин РФ разъясняет положения Бюджетного кодекса РФ в отношении правовых оснований предоставления грантов юридическим и физическим лицам в форме субсидий.

Согласно этим положениям, получателями грантов могут являться государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие и коммерческие организации, физические лица, индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон 181-ФЗ вносит изменения в бюджетное законодательство относительно предоставления грантов автономным и бюджетным учреждениям.

Предусматривается возможность участия в грантах образовательных учреждений на конкурсной основе вне зависимости от их ведомственной принадлежности – не только под началом своего главного бюджетного распорядителя или своего ведомства, но и в других отраслях.

В то же время, учреждения казенного типа могут участвовать в конкурсах, проводимых только своими главными распорядителями. Сумма гранта определяется величиной ассигнований и сметой, параметры которых определены бюджетным закнондательством.

Гранты образовательным учреждениям: источники

В компетенции каждого потенциального грантополучателя – самостоятельно осуществлять поиск грантов,  отслеживать и выбирать организации-доноры для участия в конкурсе.

Основные источники грантов образовательным учреждениям – государственные организации и благотворительные фонды. Наиболее полную информацию о действующих грантодателях на территории Российской Федерации можно получить на специализированных Интернет-сайтах.

С 1996 года действуют ежегодные гранты Президента РФ, направленные в поддержку молодых ученых и творческих проектов в области культуры и искусства. О президентских конкурсах информирует Российская газета, сайт Министерства культуры.

С 2007 года выделяются гранты для школ Российского Правительства, не предусматривающие четких критериев отбора.

Грантодатели рассматривают проекты, представленные соискателями гранта. В проекте развития учебного заведения следует убедительно доказать важность поставленной задачи для развития самого учреждения и общества в целом.

Нужно указать приоритетные направления для достижения поставленной цели, предоставить подробный план мероприятий, с указанием сроков исполнения и предполагаемых расходов.

Претендент на грант образовательным учреждениям обозначает свой персональный вклад в проект.

Поданные заявки рассматривает организация-донор, выделяющая финансирование. Победитель определяется по итогам конкурса между представленными проектами. Учитывается убедительность и весомость обоснований на получение гранта и степень готовности каждого участника, адекватность заявленных расходов и длительность предполагаемого результата, и другие факторы.

В свою очередь, грантодатель публикует подробную информацию об условиях финансирования и проведения конкурса, указывая интересующие его темы заявок и требования к потенциальным конкурсантам, а также – результаты отбора.

гранты>

Источник: https://www.menobr.ru/article/60209-qqe-16-m7-granty-obrazovatelnym-uchrezhdeniyam-poluchenie-i-ispolzovanie

Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Как правило, при начислении заработной платы бухгалтеры используют программное обеспечение известных брендов — «1С», «Парус», «Криста» и т. п.

Нередко крупные учреждения используют «самописцы», то есть программное обеспечение, написанное самостоятельно специалистами учреждения.

Однако в любом случае используемое ПО требует тщательных настроек с учетом особенностей системы оплаты труда в конкретном учреждении.

Если в учреждении системой оплаты труда предусмотрено начисление и выплата «типовых» окладов, надбавок и т.д., то настроить соответствующее ПО можно один раз при его установке.

Далее настройка ПО потребуется только в случае изменения системы оплаты труда или внесения в нее существенных изменений.

«Внеплановая» настройка ПО расчетные подразделения потребуется в том случае, если учреждение или его работники получили грант, в рамках которого предполагаются выплаты его участникам.

Напомним, что грант – это безвозмездная субсидия, которая предоставляется юридическим или физическим лицам (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов, на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Грант выделяется в виде определенной денежной суммы.

Самая известная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов и которая выделяет на это денежные средства, — это Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ). Почти во всех случаях, когда заявку на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят.

Существует несколько способов реализации грантов РФФИ при получении средств:

  1. учреждением;
  2. физическим лицом, являющимся работником учреждения; 
  3. физическим лицом, не являющимся работником учреждения.

Все это необходимо четко понимать бухгалтеру-расчетчику не только для правильного начисления выплат и отражения их в учете, но и для соблюдения требований налогового законодательства.

А все эти знания вместе позволят бухгалтеру правильно настроить соответствующее ПО на своем рабочем месте.

Рассмотрим далее нюансы «тонкой» настройки ПО при каждом способе реализации грантов на примере грантов РФФИ.

Настройка № 1. Получатель гранта – учреждение

В таком случае выплаты средств за счет гранта производятся его участникам в рамках трудовых отношений в виде окладов, надбавок, премий, доплат и т.д., поскольку работодателем и заказчиком работ для таких сотрудников является само учреждение.

Начисление заработной платы из средств гранта осуществляется по общей схеме, то есть на основании приказов, суммы выплат включаются в расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в том числе за счет средств гранта и т.д.

Финансирование грантов РФФИ ведется по отдельному источнику, как правило, по коду финансового обеспечения (КФО) «5», то есть как целевые средства. В целях контроля использования средств гранта в используемом ПО на каждый грант создается своя отдельная аналитика, чтобы учитывать поступления и затраты денежных средств каждого проекта отдельно.

Это важно, так как учреждение даже из одного источника, например РФФИ, может получать средства по нескольким грантам одновременно.

На рисунке 1 приведен пример создания отдельной статьи финансирования для гранта РФФИ в «1С»:

Выполнение работ сотрудниками по гранту осуществляется в пределах рабочего времени. Учет рабочего времени осуществляется с помощью табеля рабочего времени (ф. 0504421).

Начисления и выплаты за счет средств гранта могут осуществляться как в течение всего срока его выполнения, так и разово.

На рисунке 2 приведен пример разовых начислений надбавок за счет средств гранта РФФИ, полученного самой организацией.

Все отношения с работниками, участвующими в выполнении гранта, выстраиваются в рамках Трудового кодекса РФ, поэтому надбавки за счет грантов должны выплачиваться за фактически отработанное сотрудником время, то есть данные выплаты, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать при расчете отпуска, больничных листов и в других случаях. На практике руководителю гранта часто необходимо отследить все расходы по той или иной статье гранта РФФИ детально, вплоть до начислений и взносов по каждому сотруднику. При этом нужно знать, достигнута ли уже предельная база по страховым взносам по сотруднику, так как он может получать заработную плату и из других источников в учреждении. Взносы с предельных баз помогают уменьшать начисления по страховым взносам, поэтому может возникнуть экономия средств по статье «Заработная плата» конкретного гранта.

На рисунке 3 приведен пример отчета по начислениям и страховым взносам по источнику финансирования РФФИ за выбранный месяц с детализацией по сотрудникам.

С помощью аналогичного отчета по начислениям за любой выбранный период можно контролировать общую сумму начислений и взносов по конкретному гранту, чтобы знать, есть ли какие либо отклонения от заложенной сметы.

Настройка № 2. Получатель гранта – физическое лицо, которое работает в учреждении

Если учреждение является только «площадкой» для реализации целей гранта физическим лицом, получившим грант, то такое учреждение лишь обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты, в том числе с участниками гранта, по поручению его руководителя.

Отметим, что в данном случае именно руководитель гранта является заказчиком работ (услуг) учреждения. При этом отношения учреждения и грантополучателя являются гражданско-правовыми, а возникающие в период выполнения гранта вопросы, не урегулированные документами грантодателя(например, РФФИ), оформляются дополнительными договорами.

>

Обратите внимание! Трудовые отношения между учреждением и получателем гранта в рамках реализации гранта не возникают.

Однако, если подобные отношения между участниками гранта, в том числе его руководителем, и учреждением существуют в рамках выполнения должностных обязанностей по основной деятельности, то выполнение работ по гранту осуществляется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются учреждением как работодателем работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором.

Трудовых отношений здесь не возникает, поэтому за выполнение работ по гранту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.

В этом случае основанием для выплаты денежных средств за счет гранта является записка или иное письменное распоряжение руководителя гранта.

На основании такой записки учреждение издает приказ на выплату денежных средств, который является для бухгалтерии основанием для начислений соответствующих денежных сумм. Выплачиваемые физическим лицам суммы квалифицируются, в частности, РФФИ как компенсация трудовых затрат.

На рисунке 4 представлен пример начислений компенсации трудовых затрат за счет грантов РФФИ сотрудникам, работающим в организации, но выполняющим работы по проекту гранта за рамками трудовых отношений.

Поскольку трудовых отношений не возникает, то табель учета времени не используется, никаких расчетов отпускных и больничных листов за счет средств гранта не делается. Данные функции в ПО для расчета таких компенсаций должны быть отключены.

Начисления за счет средств гранта не зависят от отработанного времени, выплачиваются в полной сумме. Выплаты производятся по статье 290 КОСГУ.

В положении «О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта» написано про начисления страховых взносов и отмечено, что поскольку отношения между учреждением и грантополучателем строятся вне рамок Трудового кодекса РФ, то обязательств по начислению и уплате страховых взносов нет ни у одной из сторон

Источник: http://pulsar.ru/pressa/2130/

Учет грантов

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Одним из источников пополнения оборотных средств предприятий могут быть гранты. В национальных стандартах бухучета используется аналогичное понятие – целевое финансирование. Рассмотрим порядок учета видов целевого финансирования у его получателей.

Понятие грантов

Грант – безвозмездная субсидия предприятиям в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

В национальных стандартах бухучета понятию «грант» соответствует понятие «целевое финансирование». Основные принципы учета операции по его получению изложены в п. 16–19 П(С)БУ 15 «Доход» и Инструкции № 291.

Данные нормы содержат следующую классификацию целевого финансирования:

  • средства, высвобожденные от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль;
  • целевое финансирование капитальных инвестиций;
  • целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), понесенных предприятием;
  • финансирование для оказания поддержки предприятию без установления условий его расходования на осуществление в будущем определенных мероприятий.

Средства целевого финансирования могут поступать как субсидии, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, целевые взносы физических и юридических лиц и т. д.

Общие правила бухучета

Целевое финансирование не признают доходом до тех пор, пока нет подтверждения, что оно будет получено, и предприятие не выполнит условия данного финансирования.

Целевое финансирование учитывают на одноименном счете 48 с использованием соответствующих субсчетов в зависимости от вида финансирования:

  • 481 «Средства, высвобожденные от налогообложения»;
  • 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов»;
  • 484 «Другие средства целевого финансирования и целевых поступлений».

По кредиту счета 48 отражают средства целевого назначения, предназначенные для финансирования определенных мероприятий, по дебету – суммы, использованные по определенным направлениям, признание их доходом, а также возврат неиспользованных сумм.

Рассмотрим, как отражаются в учете виды целевого финансирования.

Средства, высвобожденные от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль

Налог на прибыль.

В настоящее время перечень таких льгот невелик – это льготы по налогу на прибыль, предоставляемые:

  • предприятиям, основанным общественными организациями инвалидов, от определенных видов деятельности (п. 142.1 НК);
  • Чернобыльской АЭС и предприятиям, участвующим в ликвидации аварии на ЧАЭС (опять-таки при выполнении соответствующих условий п. 142.2, 142.3 НК);
  • льготы по налогу на прибыль предприятий – субъектов самолетостроения, осуществляющих разработку и/или изготовление и конечную сборку летательных аппаратов и двигателей к ним (на условиях п. 41 подразд. 4 разд. ХХ НК). Нормы НК предусматривают ответственность за нецелевое использование высвобожденных от налогообложения средств. Использование таких средств должно быть связано с деятельностью налогоплательщика, прибыль от которой освобождена от налогообложения.

Что касается льготы для предприятий инвалидов (п. 142.1 НК), то направления использования госпомощи, полученной в виде льготы по налогообложению (т. е.

целевое использование высвобожденных средств), приведены в приложении к Заявлению общественной организации инвалидов о предоставлении предприятию, организации, основанным общественными организациями инвалидов, разрешения на право пользования льготами по налогообложению (его форма утверждена Приказом № 545).

Суммы высвобожденных средств признают в учете как полученное целевое финансирование согласно национальным стандартам бухучета (п. 41 подразд. 4 разд. ХХ НК).

Бухучет. Суммы полученного целевого финансирования (в т. ч. средства, высвобожденные от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль) признают доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы на выполнение условий целевого финансирования (п. 17 П(С)БУ 15).

Учет указанных средств ведут на субсчете 481.

ПРИМЕР 1
Предприятие, основанное общественной организацией инвалидов, в результате применения льготы по налогу на прибыль (п. 142.1 НК) получило высвобожденные от налогообложения средства в сумме 5 000 грн. и направило их на благотворительную помощь работникам-инвалидам.

Учет данных операций будет таким:

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/32620-0

№ п / поперацииПервичные документыБухгалтерский учет
ДтКтСумма
123456
1Начислены налоговые обязательства по налогу на прибыльНалоговая декларация по налогу на прибыль предприятий*98641/налог на прибыль5 000
2Отражена в составе средств целевого финансирования сумма высвобожденных от налогообложения средствНе оформляются641/налог на прибыль4815 000
3Выдана благотворительная помощь работникам-инвалидам (перечислена на картсчета)Приказ о выдаче благотворительной помощи, выписка банка9773115 000
4Признан доход в сумме расходов на оказание благотворительной помощи работникам-инвалидамНе оформляются4817195 000

Целевое финансирование капитальных инвестиций

Бухгалтерский учет. Суммы целевого финансирования капитальных инвестиций признают доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования: основных средств (далее – ОС), нематериальных активов и т. п.

Вначале всю сумму полученного целевого финансирования относят в кредит счета 69 «Доходы будущих периодов». Доход от такого финансирования определяют в сумме, пропорциональной сумме амортизации необоротных активов, одновременно с ее начислением и отражают в учете проводкой Дт 69 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов».

При этом приобретенные за счет целевого финансирования необоротные активы учитывают в общем порядке, так как они не считаются бесплатно полученными. В частности, объект ОС зачисляют на баланс по первоначальной стоимости (ее определяют согласно п. 7 П(С)БУ 7), как и приобретенный за счет данного источника нематериальный актив (первоначальную стоимость определяют согласно п. 10 П(С)БУ 8).

Амортизацию в бухучете начисляют в соответствии с п. 22–30 П(С)БУ 7, п. 25–31 П(С)БУ 8.

Наиболее распространенный способ получения целевого финансирования капинвестиций – капитальные трансферты (код бюджетной классификации 3210 согласно п. 1.5 Инструкции № 333).

Это безвозмездные односторонние платежи органов управления, не ведущие к возникновению или погашению финансовых требований.

Они предназначены для приобретения капитальных активов, компенсации потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличения капитала получателей бюджетных средств.

В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумулированных ими в течение ряда лет или возникших в результате чрезвычайных обстоятельств.

Капитальными трансфертами считаются безвозмездные, безвозвратные платежи, носящие разовый и нерегулярный характер как для поставщика (донора), так и для их получателя (бенефициара).

Средства, выделяемые из бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение (п. 1.6 Инструкции № 333).

Налог на прибыль.

Раздел III НК не предусматривает корректировки финрезультата до налогообложения на разницы в виде капитальных трансфертов, полученных из бюджета на приобретение ОС для использования в хозяйственной деятельности. Данные операции отражаются по правилам бухучета при формировании финрезультата (письмо ГФС Украины от 23.12.16 г. № 22319/5/99-99-15-03-02-16, далее – Письмо № 22319).

Источник: https://uteka.ua/publication/Uchet-grantov

Доходы и расходы по гранту

Гранты образовательных учреждений. Отражение в учете (Зернова И.)

Правительством Российской Федерации.

В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по составлению и утверждению перечня российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (далее — Перечень). При определении условий, при которых российская организация может претендовать на включение в Перечень, следует исходить из того, что российская организация должна обязательно иметь статус некоммерческой организации, гранты должны предоставляться на осуществление конкретных программ в области науки, образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.

  • Дт 76 Кт 86 = 1000000 – на сумму гранта, предстоящего к получению;
  • Дт 51 Кт 76 = 1000000 – получены денежные средства по гранту;
  • Дт 60 Кт 51 = 499500 – перечислено поставщику за материалы, предусмотренные сметой;
  • Дт 10 Кт 60 = 423305 – оприходованы материалы;
  • Дт 19 Кт 60 = 76195 – НДС по ТМЦ;
  • Дт 20 Кт 10 = 423305 – использованы материалы на ремонт в рамках сметы по гранту;
  • Дт 20 Кт 70, 69 = 500500 – начислена зарплата, ЕСН, страховые взносы сотрудникам за работы, предусмотренные сметой;
  • Дт 86 Кт 19 = 76195 = списание НДС по материалам по гранту;
  • Дт 98 Кт 91/1 = 923805 – стоимость работ отнесена в прочие доходы.

В валюте иностранного государства От иностранных грантодателей средства могут приходить в валюте других государств. Такие поступления необходимо перевести в рубли в соответствии с ПБУ 3/200.

Организация получила грант

К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде полученных грантов.

Учет операций по получению и расходованию грантов рффи

  • Поскольку гранты не подлежат обложению НДС, то входной налог по этим операциям не предъявляют к зачету.

Суммы его относят на целевое финансирование.

  • ЕСН по зарплате работников, занятых исполнением программы, под которую получен грант, начисляется. Если такие работы выполнялись по договорам гражданско-правового характера, то не начисляются взносы в фонд социального страхования.
  • При получении физическим лицом гранта на цели развития науки, культуры, НДФЛ по этим суммам не удерживается.
  • Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом (далее — ЕСН) для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам. В соответствии с пунктом 3 статьи 238 Кодекса в налоговую базу в части суммы ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

    Получение, расходование и учет грантов в организации: проводки

    Федерации в области образования, искусства, культуры, науки, охраны окружающей среды, а также международным обязательствам и законодательству Российской Федерации.

    При представлении грантодателем документов для рассмотрения вопроса о включении организации в вышеназванный Перечень в этих документах должны найти отражение следующие данные: — полное официальное наименование организации; — вид организации (по учредительным документам); — когда и кем образована данная организация и какие цели и задачи она преследует (по уставу); — для какой цели выплачиваются гранты; — данные о величине грантов; — список получателей грантов за последние три года (при большом количестве получателей — количество выданных грантов); — программа благотворительной деятельности или другие материалы, подтверждающие намерения грантодателя по поддержке науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации.

    В столбец «Вид расхода» заносятся названия расходов – например: ФИО, покупка телефона, оплата услуг Интернет, авансовый отчет по канцтоварам и т. д. В столбец «Статья бюджета» – название статьи бюджета с указанием итоговой суммы по каждой статье (приложение 2). 3. Инвентарный список приобретенного оборудования (приложение 3).

    Источник: http://buh-nds.ru/dohody-i-rashody-po-grantu/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть