+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)

Содержание

Пояснения в рамках камеральной проверки: что могут требовать налоговики

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)

Поправки в статью 88 НК РФ, регулирующую порядок проведения камеральных проверок, были внесены Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Инспекторы получили право требовать от налогоплательщика пояснения не в одном, а в трех случаях (п. 3 ст. 88 НК РФ):

1. Если при «камералке» выявлены ошибки в декларации или противоречия между сведениями, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа (представленных налогоплательщиком  или полученных в ходе налогового контроля). 2. При представлении «уточненки» с суммой налога к уменьшению;

3. При предоставлении декларации, в которой заявлен убыток.

Для представления пояснений по любому названному основанию, установлен единый срок — 5 рабочих дней после получения от налоговой инспекции соответствующего требования.

Форма требования, которую инспекторы должны направлять налогоплательщику, на данный момент не утверждена.

Однако Федеральная налоговая служба рекомендовала инспекциям использовать для этих целей форму, содержащуюся в письме ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705.

Что такое пояснения

На этом, пожалуй, ясность в новых правилах и заканчивается. Так, Налоговый кодекс не дает четкого ответа на самый главный вопрос: что же такое эти пояснения? Могут ли эти пояснения быть, к примеру, устными? Или могут ли инспекторы под видом пояснений запрашивать дополнительные документы?

Обратите внимание: важно не перепутать требование пояснений и вызов для дачи пояснений. Ведь у инспекции, помимо права требовать пояснения в рамках камеральной проверки (ст.

88 НК РФ), есть и другой механизм получения нужной информации — вызов налогоплательщика для дачи пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Но в этом случае инспекция присылает официальное уведомление о вызове по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.

Пояснениям налогоплательщика в рамках «камералки» целиком посвящен пункт 3 статьи 88 НК РФ. А про истребование документов в рамках камеральной проверки говорится в других пунктах этой же статьи: 6, 8, 9 и так далее.

Из этого следует, что законодатель четко отделил право налоговой инспекции требовать документы от права требовать пояснения. А значит, логично предположить, что пояснения и документы, как говорится, «две большие разницы».

Подтверждением этого вывода может служить и пункт 4 статьи 88 НК РФ, в котором говорится буквально следующее (выделено автором):

«Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет)».

Как видим, здесь законодатель тоже противопоставил пояснения и документы, сделав это в пределах одного пункта статьи 88 НК РФ.

При этом законодатель четко указал: если инспекция требует именно пояснения, то представление документов — это право, а не обязанность налогоплательщика.

На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов.

Письменно или устно?

Перейдем теперь к следующему вопросу: как должны быть оформлены пояснения? Налоговый кодекс разъяснений по этому вопросу не содержит.

Но из того противопоставления пояснений и документов, о котором мы говорили чуть выше, следует, что пояснения вовсе не обязательно должны быть письменными. Ведь документ, согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.

94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», — это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. Право использовать это определение в налоговых целях нам дает статья 11 НК РФ, поскольку своего определения термина «документ» Налоговый кодекс не содержит.

Выходит, что, получив от инспекции требование представить пояснения, налогоплательщик может действовать по любому из трех сценариев.

Во-первых, подготовить письменные пояснения и направить их в налоговую инспекцию. Во-вторых, придти/позвонить в инспекцию и сообщить свое мнение проверяющим устно.

В-третьих, дополнить свои пояснения (как устные, так и письменные) какими-либо подтверждающими документами.

Пояснения не представлены

Идем дальше. Налоговый кодекс установил пятидневный срок для предоставления налогоплательщиком своих пояснений. Но при этом обошел стороной вопросы о том, что грозит налогоплательщику, который нарушит этот срок и, либо представит документы позже, либо не представит их вовсе. Также не решен в НК РФ вопрос возможного продления этого срока.

https://www.youtube.com/watch?v=ncRk69kzLJ8

Давайте попробуем разобраться с этим самостоятельно. Начнем с вопроса: что же будет, если требование инспекции вообще проигнорировать? Нормы, устанавливающей ответственность за непредставление пояснений, НК РФ не содержит.

Применить в этом случае статью 126 НК РФ, которая предусматривает штраф за непредставление документов и сведений, вряд ли получится, так как в случае с пояснениями законодатель не установил даже форму их предоставления. Как мы уже выяснили, пояснения вполне могут быть устными.

По той же причине не применимы и санкции, установленные статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Так что если организация проигнорирует требование о представлении пояснений, инспекция должна будет действовать по общему алгоритму камеральных проверок.

А именно: при обнаружении нарушения налогового законодательства будет составлен акт проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ, на основании которого в дальнейшем может быть принято решение о доначислении налогов, пеней и привлечении к ответственности.

Пояснения представлены с опозданием

Перейдем к вопросу о сроке представления пояснений. В Налоговом кодексе прямо не указано, что истечение пятидневного срока, отведенного на представление пояснений, делает их представление невозможным. Другими словами, срок этот не пресекательный. Значит, подать документы можно и за пределами.

Более того, в пункте 5 статьи 88 НК РФ сказано, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И при этом никаких ограничений или исключений по документам, представленным с нарушением пятидневного срока, эта норма не устанавливает.

В итоге получаем, что если налогоплательщик успел представить свои пояснения и документы до завершения проверки и (или) составления акта, то инспекторы обязаны их рассмотреть.

И в заключение рассмотрим вопрос о продлении срока, отведенного для представления пояснений. Такой возможности НК РФ инспекции не дает.

А поскольку налоговые органы обязаны действовать строго в рамках закона, подобные ходатайства будут отклонены.

Но в условиях, когда инспекторы обязаны рассматривать даже и те пояснения, которые поступили с опозданием, а также отсутствия ответственности за нарушение сроков, этот факт налогоплательщиков расстраивать не должен.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2014/3/8431

Камеральная проверка что такое? Сроки камеральной проверки

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)

В статье подробно будет рассмотрено, что является камеральной проверкой, какие цели она преследует, будут определены основные особенности, сроки и место ее проведения. Оформлению и обжалованию результатов проверки будет уделено отдельное внимание.

Камеральный налоговый контроль

Камеральная проверка – что это? Прежде чем ответить на данный вопрос, нужно сказать несколько слов в целом о проверках, проводимых налоговыми органами.

Налоговые проверки, являясь эффективным средством налогового контроля, позволяют добиться единообразия применения норм права в сфере налогообложения, соблюдения и четкого следования данным нормам. Выделяют два вида проверок:

  1. Камеральная (КНП).
  2. Выездная (ВНП).

КНП является более эффективной по сравнению с выездной, так как позволяет охватить большее число налогоплательщиков в силу своей специфики.

Камеральная проверка – что это? Какие цели она преследует и какими принципами руководствуется? Об этом ниже.

Проведение КНП регламентируется нормами НК РФ, Методическими рекомендациями по ее проведению и утвержденными формами документов по данной проверке.

Цели КНП

Основными целями, на достижение которых направлена камеральная проверка, являются:

  1. Контроль за правильностью применения норм налогового права.
  2. Обнаружение и пресечение налоговых правонарушений.
  3. Проверка правомерности заявленных льгот и вычетов, отраженных в налоговой декларации.

Право на проведение камеральной налоговой проверки относится к компетенции налоговых органов РФ.

Принципы, определяющие сущность КНП

Принципы камеральной проверки составляют по сути особенности ее назначения и проведения.

  • Предмет проверки: предметом КНП являются представленные налогоплательщиком документы, а также документы, находящиеся в распоряжении у инспекции.
  • Место проверки: КНП, в отличие от ВНП, осуществляется в налоговой инспекции, а не у проверяемого лица.
  • Лица, ведущие проверку: как было указано выше, проведение проверки возложено на должностных лиц, наделенных специальными полномочиями. Особого разрешения на проведение проверки не нужно.
  • Период времени, охватываемый проверкой: период, указанный в декларации.

Сроки камеральной проверки

КНП ведется в течение 90 дней с момента представления в инспекцию декларации или расчета. На практике с определением даты начала проверки могут возникнуть сложности.

Например, согласно НК РФ датой представления декларации по почте считается дата, указанная на штемпеле почтового отправления. Соответственно, если письмо потеряется на почте и будет идти больше 3 месяцев, то получается, срок проверки к моменту поступления в инспекцию истечет?

Ясность внесла ФНС в своем письме, согласно которому проверка не может начаться до момента получения проверяющим (налоговым) органом декларации. Таким образом, датой представления будет считаться дата на штемпеле письма, а датой начала проверки – дата получения этой декларации налоговым органом.

Получение документов в рамках КНП

Истребование информации в рамках КНП производится в следующих случаях:

  1. В случае обнаружения в ходе проведения проверки ошибок, несоответствия и разногласий между данными, содержащимися в представленной декларации с данными в подтверждающих документах или информацией, имеющейся в налоговом органе, отдел камеральных проверок вправе потребовать от налогоплательщика пояснений или исправить неточности в представленной декларации.
  2. Если в представленной в инспекцию уточненной декларации налог к уплате меньше, чем в первичной, инспектор вправе потребовать пояснения и документы, обосновывающие правомерность такого уменьшения.
  3. Подобные пояснения придется предоставить также, если в декларации заявлен убыток. Только в данном случае они будут касаться обоснованности заявления данного убытка.
  4. Дополнительно потребуется также подтверждать налоговые льготы, заявленные в декларации.
  5. При возмещении НДС инспектор может запросить документы, которыми подтверждается правомерность заявления вычета.

Иные документы налоговый орган затребовать не вправе.

Установив принципы и цели, которыми руководствуется камеральная проверка, что это дает налогоплательщику и какие особенности проверки вытекают из этого, разберем основные этапы и направления проведения данного вида налогового контроля, а также особенности оформления и обжалования результатов проверки.

Этапы проведения КНП

Условно можно выделить несколько этапов проведения КНП:

  1. Принятие и регистрация декларации в АИС «Налог».
  2. Арифметический и камеральный контроль поступившей декларации.
  3. Осуществление непосредственно контрольных мероприятий по проверке представленного документа.
  4. Завершение КНП.
  5. Подготовка акта КНП или иного документа.

Направления проведения КНП

При проведении проверки камеральный отдел:

  1. Сравнивает показатели представленной декларации с данными декларации по тому же налогу за прошедший период.
  2. Проводит анализ показателей представленной декларации и показателей деклараций по другим налогам.
  3. Общий анализ данных, содержащихся в декларации с данными налогового органа.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

В случае обнаружения обстоятельств нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в неуплате налога, занижении расходов, необоснованно заявленном вычете или убытке, несвоевременности представления декларации и иных нарушениях, проверяющее лицо составляет Акт проверки.

Акт должен быть составлен в течение десяти дней (рабочих) и подписан проверяющими лицами и непосредственно тем, в отношении кого проводилась проверка.

Акт КНП обязательно должен включать следующую информацию:

  1. Дата и номер акта.
  2. Инициалы и должности лиц, проводивших проверку.
  3. Наименование проверяемого лица (полное и сокращенное).
  4. День представления в инспекцию декларации.
  5. Регистрационный номер декларации.
  6. День начала и окончания проверки.
  7. Перечень проведенных контрольных мероприятий.
  8. Выявленные события налогового правонарушения.
  9. Результаты проверки, назначенная мера ответственности и предложения по устранению нарушений.

В течение 5 дней акт камеральной проверки передается налогоплательщику на руки либо иным способом.

Если вручить лично акт не представляется возможным или налогоплательщик уклоняется от его получения, налоговый орган отправляет акт по почте.

По общему правилу, закрепленному в Налоговом кодексе, датой получения акта проверки налогоплательщиком, следует считать 6-й день с даты направления акта по почте.

Но в данном случае на практике часто происходят недоразумения, связанные с тем, что лицо получает акт гораздо позже указанного срока, в связи с чем лишается права представления по акту своих возражений.

Поэтому правильным следует считать непосредственно день получения акта налогоплательщиком, что подтверждается данными почты России.

По прошествии 10 дней после получения акта камеральная проверка по НДС, НДФЛ и любому другому налогу, а точнее, документы, полученные в ходе ее проведения, подлежат рассмотрению руководителем (замруководителя) инспекции.

Проверяющее лицо обязано известить проверяемого о том, когда состоится рассмотрение материалов, полученных в ходе проведения проверки.

Отсутствие лица, извещенного о дате и месте проверки, не может быть причиной для перенесения даты рассмотрения проверки и проводится в таком случае без него.

Если проверяющим необходимо получить дополнительные сведения или изучить вновь открывшиеся обстоятельства, руководителем инспекции может быть принято решение о проведении допмероприятий налогового контроля. Срок данных мероприятий не должен превышать одного календарного месяца.

После рассмотрения материалов проверки выносится решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности.

Итак, мы определили этапы и направления, особенности оформления такого вида контроля, как камеральная проверка. Что такое обжалование акта проверки и как оно происходит, рассмотрим далее.

Обжалование результатов камерального налогового контроля

Если лицо не согласно с выводами, отраженными в акте, оно может направить в инспекцию свои возражения в целом по всему акту или на отдельные его положения.

Возражения должны быть представлены в письменной форме в срок не позднее одного календарного месяца с момента получения акта.

Возражения налогоплательщика рассматриваются в течение 30 календарных дней с момента получения последним акта проверки, и после их рассмотрения выносится решение.

Решение налогового органа вступает в силу через один месяц после его получения налогоплательщиком, в случае если оно не обжаловано в апелляционном порядке.

Лицо, не согласившее с вынесенным решением, вправе подать в течение месяца апелляционную жалобу на него, которая должна быть рассмотрена вышестоящей инстанцией в течение 30 дней.

Решение, вынесенное данной инстанцией, вступает в силу с даты его подписания и обжаловано может быть только в судебном порядке.

С учетом изложенного выше, можно сделать вывод о том, что вопрос о том, камеральная проверка – что это, освещен в полной мере.

Источник: http://fb.ru/article/184032/kameralnaya-proverka-chto-takoe-sroki-kameralnoy-proverki

Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)

Камеральной проверкой называется мероприятие, по проверке инспектором сданных налогоплательщиком отчетов и декларации. Проводится такая проверка непосредственно на рабочем месте инспектора. При этом во время проведения камеральной проверки может оказаться недостаточным изучение только лишь налоговой декларации.

Если у инспектора возникнут вопросы, он может затребовать дополнительные документы или разъяснения. Однако следует знать, что законом четко определено, какие документы или пояснения может попросить налоговая инспекция. Это значит, что не входящих в определенный законом перечень документов, налоговая потребовать не может.

Также законом закреплено право налогоплательщика, не предоставлять инспекции никаких пояснений, и не предоставлять дополнительных документов вне рамок камеральной проверки.

Налоговые ошибки в декларации

Одной из причин, по которой могут быть потребованы дополнительные пояснения от ФНС, является обнаружение в ходе камеральной проверки ошибок в декларации:

  • Ошибки при заполнении декларации.
  • Найдены противоречия в декларации.
  • Сведения, указанные в декларации не соответствуют имеющейся у налоговых органов информации.

При обнаружении одной из перечисленных ошибок на имя налогоплательщика будет отправлен запрос, с просьбой уточнить информацию или исправить выявленные ошибки.

Сколько времени есть на то, чтобы представить документы

Согласно пунктам 2,6 статьи №6.1 и пункту 3 статьи № 88 Налогового кодекса России, налогоплательщик обязан предоставить пояснения или документы в течение пяти дней после получения извещения.

При этом, согласно статье 23, пункту 5.1 Налогового кодекса, необходимо предоставить в налоговую инспекцию квитанцию о получении извещения в течение шести рабочих дней. Квитанцию можно предоставить любым удобным способом – по интернету или лично.

Если квитанция инспектором не будет получена, он имеет права по истечении срока в 10 дней заморозить расчетные счета организации.

Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством

При получении извещения от налоговых органов о наличие ошибок или несоответствия, налогоплательщик может предоставить инспекции или уточненную декларацию или дать пояснения в удобной для него форме. При этом организация может сама определять, какие дополнительные документы ей предоставить в ФНС.

Нередки ситуации, когда инспектор просит дать пояснения, не смотря на то, что ошибки и противоречия в декларации отсутствуют. Например, при наличии расхождений между бухгалтерской и налоговой отчетностью.

Требование инспектора в таком случае незаконно, так как налоговый учет и бухгалтерский имеют определенные отличия, поэтому расхождения в этих документах не являются нарушением.
Налогоплательщик имеет право не выполнять требований инспектора, если они противоречат Налоговому кодексу – статья 21 п.11 пп.1.

Новые основания для истребования пояснений и документов при проведении камеральной проверки

С января 2014 года, ФНС имеет право потребовать пояснений при камеральной проверке деклараций, в которых указывается убыточность предприятия. При возникновении такой ситуации, налогоплательщик обязан дать пояснения снижения показателей в декларации и предоставить обоснования понесенных убытков.

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка.

При этом необходимо понимать, что определенного перечня документов для обоснования убытков не существует.

Поэтому компания может обосновывать наличие убытков в любой удобной форме и налоговый орган не вправе требовать дополнительных документов.

Так согласно четвертому пункту письма-разъяснения от 13 сентября 2012 года, налоговые органы не имеют права просить у налогоплательщика аналитической информации – то есть расшифровки, расчеты и прочее.

Поэтому при получении извещения о необходимости обосновать убыточность, налогоплательщик имеет право дать разъяснения в любой удобной форме – лично или письменно, и для обоснования, предоставлять документы на свое усмотрение.

Истребование документов налоговыми органами за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки

Законом предусмотрена длительность проведения камеральной проверки – три месяца со дня подачи декларации. При этом в разных случаях нарушение срока трактуется по разному:

  1. Согласно разъяснению ВАС России, нарушение срока проведения камеральной проверки не препятствует начислению налогов, пеней и штрафов. То есть, если налоговый орган нарушил сроки отведенные на камеральную проверку, это не является поводом для отмены его решения по взысканию налога или иных выплат.
  2. Согласно разъяснению Минфина и арбитражной практике, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика разъяснений или документов по истечении трехмесячного срока со дня подачи декларации.

Повторное истребование документов налоговой

Согласно законодательству, в рамках проверки налоговый орган не имеет право требовать документы, полученные им ранее при проведении налоговых мероприятий. При этом налоговая инспекция может истребовать документы в таких случаях:

  • Если требуемые документы предоставлялись налогоплательщиком в рамках проверки определенной сделки.
  • Если требуемые документы касаются не только деятельности налогоплательщика, но и контрагента.
  • Если документы были предоставлены в налоговую инспекцию в рамках проведения иных мероприятий.

То есть если в ходе камеральной проверки инспектор затребует уже предоставленные документы, налогоплательщик вправе их не предоставлять и подать жалобу, приложив к ней копии запроса тех же документов.

Требования при встречной проверке

Потребоваться встречная проверка может в ходе камеральной. Налоговый инспектор для уточнения информации указанной в декларации и при проверке правильности исчисления налога может проверить документацию у контрагента. Определенного перечня документов, которые может запросить контролирующий орган нету.

Как правило, это могут быть:

  • Договора.
  • Счет-фактура.
  • Накладные.
  • Акты приемки-передачи.
  • Спецификации и пр.

Налогоплательщик обязан представить запрашиваемые документы, или их копии в течение пяти дней, со дня получения уведомления.

Льготы в налоговых декларациях

С начала 2017 года налоговые органы взяли на вооружение риско-ориентированный подход. Заключается он в том, что при проверке налоговых деклараций с указаниям операций попадающих под льготы, будет учитываться:

  • Налоговый риск, определяемый системой СУР.
  • Результаты предыдущих камеральных проверок.Налогоплательщики, использующие льготы разделяться на группы:
  • Ведущих реальную хозяйственную деятельность – низкий налоговый риск.
  • Компании, попавшие под подозрение, что они используют льготы для получения необоснованной налоговой выгоды – высокий налоговый риск.
  • Средний налоговый риск – налогоплательщики, не попавшие ни в одну из перечисленных групп.

При этом налоговыми органами применяется такой алгоритм проверки:

  1. Инспектор может затребовать пояснения по каждому коду операций, попадающему под льготы.
  2. Изучив полученную информацию, контролирующий орган может потребовать документы обосновывающие применение налоговых льгот. При чем, большая часть подтверждающих документов должна включать наиболее крупные сделки по льготным операциям.
  3. Если налогоплательщик предоставит не все документы, или не в рекомендуемой форме, инспектор вправе потребовать предоставить более полный комплект документов.

Форма подачи документов

Подать документы в инспекцию компания может как лично в бумажном виде, так и в электронном. При этом документы, отправленные в электронном виде, должны быть заверены цифровой подписью. При этом, с 2017 года, налогоплательщик, подающие декларацию в электронном формате, в таком же виде должны подавать пояснения.

Еще недавно особых требований по форме подачи документов на бумажных носителях не было. Это порождало «разночтение» и каждый инспектор мог выдвигать свои требования. В 2015 году, Минфином были даны рекомендации по форме сдачи документов:

  1. Подшивка документов ограничивается 150 листами.
  2. Нумерация проводится арабскими цифрами и она должна быть сплошной.
  3. Скрепление листов происходит через 2 или 4 прокола, нить должна быть прочной и связываться на обратной стороне подшивки.
  4. Наклейка, прикрывающая место скрепления листов должна быть размером 0,4 х 0,5 см.
  5. Каждая накладка должна содержать информацию о количестве листов арабские цифры+ пропись.
  6. На каждой наклейке должна быть подпись руководителя или уполномоченного лица с указанием даты и ФИО и должности подписанта.
  7. При наличии в организации печати, оттиск ставиться так, чтобы частично захватывать наклейку с подписью.

Какая ответственность грозит, если документы не дать

Налоговым законодательством, за неисполнения, 88 ст. п.3 Налогового кодекса – не предоставление разъяснений налоговым органам в определенный законом срок – 5 дней, предусматривается штраф в размере 5 тыс. рублей.

При повторном нарушении сумма может быть увеличина до 20 тыс. рублей.
Избежать штрафа и административной ответственности можно если вместо пояснений предоставить в инспекцию «уточненку», то есть уточненную декларацию, при этом срок ее подачи остается таким же как и пояснений или уточнений.

Источник: http://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-proverka-kakie-dokumenty-vprave-zatrebovat-inspekciya/

Истребование налоговыми органами пояснений у налогоплательщиков | Отчётсдан

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

 Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.
Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/istrebovanie-nalogovymi-organami-poyasnenij/

Срок истребования документов для камеральной проверки

Истребование налоговыми органами пояснений в рамках камеральной проверки (Разгулин С.В.)

Ниже мы рассмотрим, какие нарушения из нашей практики допускают инспекции и как на срок истребования документов для камеральной проверки реагировать налогоплательщику. В частности, рассмотрим следующие вопросы:.

статью налоговых юристов о том: Предметом камеральной проверки является представленная налоговая декларация.

Перечень документов информации, которые инспекция вправе истребовать в ходе проведения проверки, закреплен в статье 88 НК РФ.

Таким образом, получив требование, в первую очередь, необходимо установить, входит ли запрашиваемый документ в состав допустимых к истребованию подробно о том, какие документы налоговый орган вправе истребовать при проведении камеральной налоговой проверки мы писали в статье Камеральная проверка: Соответственно, в силу п. К таким документам относятся счета-фактуры, первичные документы, оформляющие соответствующие операции, договоры с поставщиками, книги покупок и продаж.

В то же время истребование иных документов, не относящихся к формированию показателей декларации по НДС, неправомерно. Обязанность представления таких документов для подтверждения права налогоплательщика на налоговый вычет нормами НК РФ не предусмотрена, соответственно их истребование в рамках камеральной проверки неправомерно постановление ФАС Центрального округа от 04.

Соответственно, эти документы организация вправе не представлять. Статья 88 НК РФ предоставляет налоговому органу право запрашивать у налогоплательщика пояснения. Однако перечень оснований для истребования срок истребования документов для камеральной проверки также строго ограничен.

К ним относятся выявление ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, или несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Если же ошибки, противоречия, несоответствия не выявлены, то основания для истребований пояснений у налогового органа отстутсвуют.

На такое требование компания вправе не отвечать. Организация также вправе не выполнять требование инспекции о представлении документов, составление которых не предусмотрено нормами налогового законодательства.

К таким документам могут быть отнесены аналитические регистры, статистическая информация, сопоставительные таблицы, прогнозы. В письме от 13.

При этом суды признают правомерным истребование документов, при проведении налоговой проверки в отношении которых не указаны конкретные реквизиты при срок истребования документов для камеральной проверки, что содержание требования позволяет четко определить, какие документы необходимы инспекции.

Если же налогоплательщик не может самостоятельно установить состав и требуемых документов, ему следует направить в ответ на требование инспекции письмо, в котором указать на невозможность исполнения требования и попросить уточнить его содержание.

При отсутствии в требовании конкретного перечня истребуемых документов с указанием на их количество, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за их непредставление отсутствует см, постановление Президиума ВАС РФ от 08.

В пункте 5 статье 93 НК РФ закреплено правило, в соответствии с которым при проведении налоговой проверки инспекция не вправе запрашивать документы, которые ранее уже были представлены в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок или в ходе проведения налогового мониторинга.

Это правило также действует срок истребования документов для камеральной проверки ситуации, когда налогоплательщик состоит на учете срок истребования документов для камеральной проверки нескольких инспекциях по разным основаниям к примеру, по основному месту постановки на учет, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств и т.

Минфин России в письме от 21.

Исключение из указанного выше правила составляют только два случая: При этом не имеет значение, были ли представлены эти документы в ходе текущей камеральной проверки или в ходе выездной проверки организации.

В ответ на это требование рекомендуется направить письмо с указанием на представление запрашиваемых документов ранее и со ссылкой на реквизиты письма, которым эти документы представлялись.

Копию письма о представлении документов рекомендуется приложить к этому ответу.

В каких ситуациях НК разрешает инспекторам запрашивать документы

Статьей 88 НК РФ закреплен срок проведения камеральной проверки, который составляет три месяца. На практике часто происходит ситуация, когда трехмесячный срок истек, а инспекция проверку не завершила и направляет срок истребования документов для камеральной проверки требования о представлении документов или информации.

Такой запрос документов налоговой, вне рамок проверки, также противоречит положениям НК РФ.

Истребование документов вне рамок налоговой проверки, выводы судов: Налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении представленной налогоплательщиком срок истребования документов для камеральной проверки в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности данных декларации в том числе, в части применения заявленных в декларации налоговых вычетовесли в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие обоснованность данных.

Правомерен ли запрос документов после истечения срока камеральной проверки?

Направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации, незаконно Постановление Президиума ВАС РФ от 17.

В то срок истребования документов для камеральной проверки время, если организация не представит документы в ответ на требование, полученное за пределами сроков налоговой проверки, их отсутствие может стать основой для выводов налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Срок истребования документов для камеральной проверки незаконность выводов инспекции организации придется уже в суде.

Мы рассмотрели только некоторые, наиболее часто встречающиеся нарушения во время камеральной проверки, допускаемые налоговым органом при истребовании документов.

Каждое требование, полученное от инспекции необходимо анализировать индивидуально с учетом всестороннего анализа как правомерности истребования документов, так их возможного влияния на формирование выводов налогового органа по результатам проверки.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку, чтобы Ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

1. Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством

Правила раскрытия информации при проведении камеральных налоговых проверок. Знаете ли Вы, где грань между удачным решением и серьезными рисками?

Также рекомендуем статью: Предъявление встречного иска к третьему лицу не заявляющему

Пройдите наш тест, он поможет разобраться. Новости — Статьи — Нарушения при истребовании документов налоговой во время проведения камеральной проверки. Нарушения при истребовании документов налоговой во время проведения камеральной проверки 10 декабря 2015.

  • Правила раскрытия информации при проведении камеральных налоговых проверок;
  • При этом налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования налоговым органом у налогоплательщика имеющихся у него документов информации в порядке, предусмотренном ст;
  • ВС не стал спорить с Минфином по вопросу расчета взносов ИП-упрощенцев за себя Верховный суд отказался признавать недействующим письмо Минфина от 12;
  • Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы;
  • Эта точка зрения основана на следующем;
  • Организация также вправе не выполнять требование инспекции о представлении документов, составление которых не предусмотрено нормами налогового законодательства.

Перечень поводов для истребования документов ограничен строгими рамками закона. В частности, рассмотрим следующие вопросы: Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством. Повторное истребование документов налоговой.

Истребование документов налоговыми органами за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки.

Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством Предметом камеральной проверки является представленная налоговая декларация.

  • Такая позиция основана на том, что абз;
  • Аналогичным образом вы можете поступить, если вы получите требование о представлении документов после составления справки об окончании выездной проверки;
  • При проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты;
  • Официальных разъяснений Минфина России по данному вопросу пока нет;
  • На практике часто происходит ситуация, когда трехмесячный срок истек, а инспекция проверку не завершила и направляет налогоплательщику требования о представлении документов или информации;
  • Именно в целях получения этих документов инспекция и направляет требование.

Важно, чтобы из содержания требования было ясно, какие конкретно документы и за какой период необходимо представить в инспекцию. Таким образом, если организация получила требование, в котором налоговый орган запрашивает документы, которые ранее уже представлялись, она вправе его не исполнять.

Спасибо, Ваша заявка отправлена!

Евгений Сивков: Налоговое администрирование после 6 сентября 2018 года

В ближайшее время наш сотрудник свяжется с вами. Отправляя свои данные, вы даёте согласие на обработку персональных данных. Публикации и мероприятия с участием эксперта.

Полезный материал по теме: Адвокаты по уголовному делу в Воронеже

НДС и налог на прибыль: Москва, 1-й Щиповский пер. Особенности вычета НДС по авансу в 2018 году расшифровка видео. Для подтверждения экспорта товаров в ЕАЭС можно представить сканы транспортных документов.

  1. В заключение отметим, что у налогоплательщика существует достаточно прав при истребовании документов в рамках камеральной налоговой проверки. Налоговый орган направил в адрес общества требование о предоставлении документов.
  2. Таким образом, налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, ссылаясь при этом на ст.
  3. Согласно пункту 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов.
  4. НК в рамках камеральной проверки!!! В ответ на это требование рекомендуется направить письмо с указанием на представление запрашиваемых документов ранее и со ссылкой на реквизиты письма, которым эти документы представлялись.

Вопросы и ответы Задать вопрос. Оплата НДС, удержанного налоговым агентом. Представление налогового расчета по выплаченным доходам иностранной компании.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: https://moihyundai.ru/ugolovnoe-zakonodatelstvo/srok-istrebovaniya-dokumentov-dlya-kameralnoy-proverki.php

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.