+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Содержание

Изменение юридического адреса в 2018 году

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Гражданский кодекс РФ не дает точного понятия юридического адреса, но определяет, что регистрация организации осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Этим исполнительным органом является руководитель ООО, поэтому юридическим адресом признается тот адрес, где находится директор: офис или его домашний адрес (в случае, если общество зарегистрировано по прописке директора).

Закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ разделил понятия «место нахождения юридического лица» и «адрес юридического лица»:

  • место нахождения – это наименование населенного пункта;
  • адрес юридического лица – это полный адрес ООО, указанный в ЕГРЮЛ.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Знать о разнице между этими понятиями необходимо, т.к. смена адреса ООО в пределах одного населенного пункта и смена места нахождения оформляется по-разному.

Какую форму заполнять при смене юридического адреса? В уставе можно указать только населенный пункт (например, г. Казань), поэтому если вы переезжаете в пределах одного населенного пункта, то изменения в устав не вносят.

В этом случае заполняется форма Р14001. Если же происходит смена места нахождения юридического лица, т.е.

наименования населенного пункта (из Казани организация переехала в Нижний Новгород), то надо изменять устав по форме Р13001.

Как сменить юридический адрес? Читайте нашу пошаговую инструкцию по смене адреса юридического лица 2018.

Смена юридического адреса ООО в пределах одного населенного пункта

Если в уставе указан только населенный пункт, то происходит одноэтапная смена адреса регистрации ООО по форме Р14001. Например, организация находилась по адресу: г. Москва, ул. Кастанаевская, д. 14, оф. 11. Новый адрес: г. Москва, ул. Северная, д. 23, оф. 41. В уставе при этом прописано только место нахождения: г. Москва.

В течение трех рабочих дней после смены адреса надо подать в регистрирующую ИФНС по прежнему юридическому адресу:

  • нотариально заверенную форму Р14001;
  • документы, подтверждающие право нахождения по новому адресу (гарантийное письмо, свидетельство о собственности, договор аренды);
  • протокол общего собрания участников или решение единственного участника о смене адреса.

Образец заполнения формы Р14001 при смене юридического адреса

Если руководствоваться буквой закона, то налоговая не должна требовать при подаче формы Р14001 протокол или решение о смене адреса. Этот документ необходим только при изменении адреса в уставе и подаче формы Р13001 (ст. 17 закона «О госрегистрации» № 129-ФЗ). На практике же протокол или решение все равно подается, а некоторые ИФНС вместо него принимают приказ директора о смене адреса ООО.

Теперь рассмотрим порядок смены юридического адреса в пределах одного населенного пункта, если в уставе был указан полный адрес (в нашем примере: г. Москва, ул. Кастанаевская, д. 14, оф. 11). В этом случае придется внести изменения в устав, поэтому заполнять надо форму Р13001.

Документы об изменении юридического адреса ООО будут другими:

  • нотариально заверенная форма Р13001;
  • документ об уплате госпошлины за смену юридического адреса (800 рублей);
  • документы, подтверждающие новый адрес ООО (гарантийное письмо, свидетельство о собственности, договор аренды);
  • протокол ОСУ или решение единственного участника о смене адреса;
  • устав с внесенными изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Образец заполнения формы Р13001 при смене юридического адреса

Подавать документы надо тоже в налоговую инспекцию по прежнему адресу. Через 5 рабочих дней, не считая дня подачи, налоговая инспекция должна оформить лист записи ЕГРЮЛ, в котором будет указан новый адрес компании.

Смена места нахождения ООО

До 2016 года смена юридического адреса проходила по указанному выше сценарию, независимо от того, остается организация в том же населенном пункте или переезжает в другой. Сейчас же смена местонахождения юридического лица при переезде в другой населенный пункт занимает больше месяца и происходит в два этапа:

  1. уведомление налоговой о смене юридического адреса;
  2. регистрация смены юридического адреса.

Процедура смены адреса ООО в 2018 году при смене населенного пункта происходит в соответствии с законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, который существенно изменил положения статьи 17 закона «О госрегистрации» № 129-ФЗ.

На первом этапе в течение трех рабочих дней после принятия решения о смене юридического адреса необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию. Для этого в регистрирующую ИФНС по прежнему адресу надо подать:

  • заверенную нотариусом форму Р14001 (при этом в листе Б заполняются только п.1-5);
  • протокол или решение единственного участника о смене адреса.

На основании этих документов налоговая инспекция через 5 рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения. Не ранее, чем через 20 календарных дней после внесения записи в госреестр директор должен снова обратиться в регистрирующую ИФНС, но уже по новому адресу.

Какие документы нужны для смены юридического адреса на втором этапе? Они практически такие же, что подаются при смене адреса с изменением устава:

  • нотариально заверенная форма Р13001;
  • подтверждение уплаты госпошлины (на реквизиты регистрирующей ИФНС по новому адресу);
  • документы, подтверждающие новый адрес ООО;
  • протокол собрания или решение единственного участника о смене адреса и внесении изменений в устав;
  • устав с внесенными изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Если в процессе смены адреса не было выявлено сведений о его недостоверности, то через пять рабочих дней ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.

Обратите внимание: в процессе выявления факта достоверности нового адреса налоговый инспектор может явиться лично и проверить, что по адресу созданы условия для нахождения там руководителя (оборудовано рабочее место, и адрес не является массовым). При обнаружении фиктивного адреса в его смене будет отказано, а в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений об организации.

Если новым юридическим адресом ООО будет домашний адрес директора или участника с долей более 50%, то такой двухэтапный порядок смены места нахождения не применяется.

Меняете юридический адрес? Подумайте и о смене расчётного счёта. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Смена места нахождения ООО на домашний адрес руководителя или учредителя

Если необходимо срочно изменить место нахождения ООО, то можно оформить новый адрес по прописке руководителя или участника, имеющего в обществе долю не менее 50%. В этом случае смена адреса происходит в один этап и в течение 5 рабочих дней после подачи в регистрирующую ИФНС по новому адресу следующих документов:

  • форма Р13001, заверенная нотариусом;
  • документ об уплате госпошлины (на реквизиты налоговой инспекции по новому адресу);
  • протокол или решение единственного участника о внесении изменений в устав сведений о месте нахождения;
  • устав с изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Документы для подтверждения нового адреса формально не требуются, но рекомендуем также подать согласие собственника и копию свидетельства о собственности ( или выписку из ЕГРП). Прописка руководителя или участника в паспорте должна совпадать с данными в заявлении.

Смена юридического адреса и перерегистрация в фондах

Если в процессе смены адреса ООО происходит смена ИФНС или территориальных подразделений ПФР и ФСС, то самостоятельно сниматься с учета и становиться на него в другом районе или населенном пункте не надо.

Снятие и постановку на учет ИФНС и фонды производят без вашего участия через систему межведомственного взаимодействия. Постановление Правительства РФ от 22.12.

2011 N 1092 обязывает налоговые инспекции в течение 5 рабочих дней передать необходимые сведения в ПФР, ФСС и Росстат. Предлагаем кратко разобраться в этом вопросе.

Учитывая, что административное разделение фондов не связано с ФНС, может произойти так, что вы смените налоговую инспекцию, но останетесь в ведении прежнего отделения Пенсионного фонда или фонда соцстраха. В связи с этим рекомендуется уточнить, подведомственность каким государственным органам в вашем случае изменилась.
  1. Постановка на учет в другую ИФНС. Согласно ст. 84 НК РФ налоговый орган осуществляет снятие с учета в течение пяти дней со дня внесения сведений о новом адресе в ЕГРЮЛ. Прежняя ИФНС самостоятельно пересылает ваши документы в налоговую по новому адресу. Процесс передачи дел может занять до месяца. Чтобы при переезде не возникало споров с налоговиками, советуем заранее провести сверку расчетов по налогам. Факт снятия организации с учета по старому адресу подтверждается уведомлением по форме № 1-5-Учет. ИНН у организации остается тот же, а КПП изменится.
  2. Смена ПФР при смене юридического адреса. Пенсионный фонд должен снять ООО с учета в течение 5 дней со дня получения сведений от налоговой об изменении юридического адреса. Далее ваше дело пересылается в новое территориальное подразделение ПФР, а организации присваивается новый регистрационный номер страхователя.
  3. Смена ФСС при смене юридического адреса. Осуществляется аналогично смене ПФР, но регистрационный номер ООО не меняется.
  4. Новые коды статистики. В Росстат сообщать о смене адреса не надо, но при переезде у вас могут измениться коды статистики. Вы можете лично обратиться в Росстат по новому адресу для получения документа о присвоении кодов с печатью, но практически везде принимают уведомление, распечатанное с сайта Росстата.
  5. Изменение реквизитов в банке. Сообщать вашему банку о смене юридического адреса налоговая инспекция не обязана. Если вы решили продолжать обслуживание в том же банке, то необходимо заменить банковскую карточку и указать в ней новый юридический адрес ООО.

Хотя по закону госорганы должны оформлять постановку на учет по новому адресу самостоятельно и в сжатые сроки, нельзя не учитывать человеческий фактор.

Если вы заинтересованы в том, чтобы перерегистрация из-за смены юридического адреса ООО произошла без проблем, держите этот процесс под контролем.

Узнавайте о том, пришли ли ваши документы вовремя и в полном объеме, иногда из-за сбоев во межведомственном взаимодействии приходится становиться на учет самостоятельно.

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ooo/smena-yuridicheskogo-adresa-v-2016-godu

С 2016 года организациям станет сложнее сменить место нахождения

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Перед тем, как перейти к сути изменений, определимся с понятиями, которые будем использовать в статье:

  • место нахождения организации — отражается в уставе с точностью до названия населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ);
  • адрес юридического лица — указывается в ЕГРЮЛ и по нему должна доставляться корреспонденция (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

То есть, местом нахождения организации может быть, к примеру, город Москва, а адресом — город Москва, ул. Сущевский вал, д. 18. Вполне может случиться так, что организация сменит адрес внутри города, но место нахождения (по уставу) останется прежним.

Также отметим: согласно действующему законодательству, если организация в связи со сменой места нахождения меняет налоговую инспекцию, то документы о всех изменениях она подает в свою инспекцию, где состоит на учете до внесения изменений (п. 4 ст.

84 НК РФ). Со следующего года ситуация изменится. Комментируя закон № 67-ФЗ, ФНС России сообщила в пункте 5 письма от 27.03.

15 № СА-4-14/5039@: «Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения».

Если организация будет менять место нахождения

Предположим, что в следующем году компания решит изменить место своего нахождения (например, переехать из Москвы в Екатеринбург). Основные этапы этой процедуры будут следующими:

Этап 1: Потребуется обратиться в свою налоговую инспекцию

Если организация примет решение о смене места нахождения, то с 2016 года она будет обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию по своему месту нахождения. Для этого в инспекцию течение трех дней со дня принятия указанного решения нужно будет представить:

  • заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
  • решение о смене места нахождения.

Этап 2: Налоговики внесут запись в ЕГРЮЛ и перешлют дело

Получив документы, налоговики должны будут внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что организацией принято решение об изменении места нахождения. Как долго они будут это делать, пока точно не ясно.

Но, в любом случае, после появления записи в реестре, инспекция должна будет переслать регистрационное дело в инспекцию по новому месту нахождения юридического лица (то есть в нашем случае — в Екатеринбург).

Этап 3: Потребуется обратиться в инспекцию по новому адресу

Через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о смене места нахождения, организация сможет обратиться в инспекцию по новому адресу. И уже в эту инспекцию потребуется представить документы на регистрацию. Причем, обращаться до истечения 20 дней будет запрещено (пункт 5 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@). В комплекте документов потребуется представить:

  • заявление на государственную регистрацию внесения изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ;
  • документы, подтверждающие право использовать объект недвижимости, расположенный по адресу, который указан в решении о смене места нахождения.

Обратите внимание: на сегодняшний момент законодательство не требует от организаций документально подтверждать право пользования объектом недвижимости. А вот со следующего года такая обязанность будет закреплена законом. Поэтому в инспекцию потребуется дополнительно представлять один из следующих документов:

  • договор аренды;
  • гарантийное письмо;
  • договор безвозмездного пользования;
  • свидетельство о праве собственности.

Важно: если адрес в ЕГРЮЛ (Москва, ул. Сущевский вал д. 18) не будет совпадать с новым местом нахождения (Екатеринбург), то в заявлении о государственной регистрации обязательно нужно будут указать новый адрес, относящийся к новому месту нахождения. То есть нельзя будет переехать из города Москвы в город Екатеринбург, а почтовый адрес оставить московский.

Этап 4: Налоговики, возможно, проведут проверку

Как мы недавно сообщили, со следующего года, налоговики будут вправе проверять сведения в ЕГРЮЛ на достоверность (см. «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).

И, если поданные на регистрацию документы вызовут сомнения, налоговики проверят информацию о новом адресе организации. При необходимости инспекция может приостановить регистрацию на время проведения контрольных мероприятий (но не более чем на один месяц).

Если претензий к документам не будет, то «новая» инспекция проведет процедуру государственной регистрации.

Переезд внутри населенного пункта

Пунктом 2 ст. 54 ГК РФ предусмотрено: «место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования)».

То есть законодательство РФ не требует, чтобы в уставе организации обязательно указывался полный адрес организации. Достаточно указать только населенный пункт. Это означает следующее.

Если переезд организации не приводит к смене населенного пункта (муниципального образования), то место нахождения компании не изменится, и, соответственно, менять устав ей не придется.

Однако внутри одного города могут существовать различные муниципальные образования (к примеру, в городе Москве).

Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Получается, что переезд в пределах одного города может повлечь за собой смену муниципального образования.

Можно ли в таком случае будет обойтись лишь изменением адреса в ЕГРЮЛ или необходимо будет менять устав? Законодательство не содержит прямого ответа на этот вопрос.

Внести в него ясность могут либор официальные разъяснения или сформировавшаяся арбитражная практика, которые пока отсутствуют.

А если меняется только улица?

Компания может переехать на другую улицу в пределах одного населенного пункта (муниципального образования). В таком случае и налоговая инспекция, которой подведомственна организация, скорее всего, останется прежней (см.

«Изменение сведений о юридическом лице: что нужно знать об их госрегистрации»). Поэтому потребуется только изменить адрес организации в ЕГРЮЛ. Подавать в свою инспекцию решение о смене места нахождения и пакет документов на право пользования недвижимостью не потребуется.

Ведь компания не изменит место своего нахождения.

При смене только улицы организация вправе, но не обязана вносить изменения в учредительные документы (письмо ФНС России от 31.01.14 № СА-4-14/1645@).

Регистрация организаций по домашнему адресу

Организации по домашнему адресу руководителей можно регистрировать и сейчас (см. «Налоговики не могут отказаться зарегистрировать компанию по домашнему адресу ее директора»).

Но пока этот вопрос регулируется лишь на уровне разъяснений и судебной практики.

А с 2016 года право регистрировать организации по домашнему адресу руководителя или участника с долей 50 процентов и больше будет закреплено законом.

Более того, комментируемый закон предусмотрел, что если организация будет менять место нахождения на адрес руководителя или участника, то при регистрации не нужно будет подтверждать специальными документами право пользования помещением и ждать 20 дней для подачи документов на регистрацию (пункт 7 ст. 4 Федерального закона от 30.03.15 № 67-ФЗ).

Практический вывод

Комментируемый закон определил общий порядок действий при смене места нахождения в следующем году. Однако, наш взгляд, некоторые вопросы на этот счет еще потребуют дополнительных разъяснений. О переезде внутри города на территорию другого муниципального образования мы уже писали. Приведем еще два примера.

  • Не потребуется ли представлять документы на право пользования помещением сразу в две инспекции (по старому и новому адресу)? А если потребуется, то какая из них будет проводить проверку «на достоверность»?
  • Сколько именно дней будет отведено на внесение в ЕГРЮЛ сведений о том, что организация решила сменить место своего нахождения? Пять дней (как сейчас при госрегистрации) или больше?

С учетом всех неясностей представляется, что организациям, которые планируют сменить место нахождения, лучше сделать это в 2015 году (чтобы потом не стать «жертвой» обкатки нового порядка).

В этом году документы на внесение изменений учредительные документы и ЕГРЮЛ подаются, повторимся, в свою налоговую инспекцию. Более того, пройти процедуру пока можно за пять рабочих дней (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

В следующем году такие процедуры могут занять больше времени.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2015/5/9809

Изменение адреса юридического лица: особые последствия

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Нередко юридическое лицо меняет адрес своей регистрации отнюдь не из-за «переезда» исполнительного органа, а для достижения противозаконных целей. Законодательство и судебная практика выработали механизмы противодействия данному явлению. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

«Переезд» и подозрительные сделки

Закон о банкротстве сформулировал критерии, по которым можно определить, что сделка должника была совершена с целью причинения вреда имущественным правам кредиторов. Они перечислены в статье 61.2.

Одним из признаков такой подозрительной сделки может являться изменение места нахождения компании без уведомления кредиторов непосредственно перед совершением сделки или после ее совершения.

Из этого можно сделать вывод, что, меняя адрес регистрации юридического лица, необходимо прорабатывать возможные последствия данного действия с точки зрения упомянутой нормы и уведомлять своих кредиторов.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

В соответствии ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений может служить основанием для отказа в регистрации.

Недостоверные сведения могут касаться, в том числе, адреса юридического лица. Критерий – отсутствие намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Пленум ВАС РФ в своем Постановлении № 61 от 30 июля 2013 года перечислил, что именно может свидетельствовать о недостоверности сведений об адресе:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Предполагается, что если присутствует хотя бы одно из указанных обстоятельств, сведения об адресе организации являются недостоверными и регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. На заявителе лежит обязанность доказать обратное, то есть возможность связаться с юридическим лицом по представленному адресу. Дело может дойти до обжалования решения налоговой.

В то же время, как подчеркнул Пленум ВАС РФ, регистрирующий орган не вправе возлагать на обратившееся лицо бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо предусмотренных законом.

Изменение места регистрации накануне банкротства

Подсудность дел о банкротстве определяется следующим образом: где должник зарегистрирован на момент начала процедуры, там и будет судебное разбирательство (подробности смотрите в нашей статье о подсудности таких дел).

Долгое время недобросовестными должниками широко применялся «переезд» в другой регион до возбуждения дела о банкротстве.

В ответ на это на уровне Пленума ВАС РФ была выработана практика, согласно которой суд, установивший, что должник изменил место регистрации до возбуждения дела о банкротстве, должен передать дело по подсудности по месту новой регистрации (Постановление № 35 от 22 июня 2012 года).

Новинка арбитражной практики: применение упомянутого выше разъяснения Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 года: суд, принявший к производству заявление о признании должника банкротом по месту его нового места нахождения, передает дело по подсудности в суд по месту предыдущего адреса.

Для того чтобы осуществить такую передачу, суду, очевидно, необходимо выявить один из перечисленных выше признаков отсутствия возможности связаться с должником по новому адресу, соотнести момент изменения места регистрации с моментом обращения с заявлением о банкротстве, выявить иные признаки недобросовестности должника. К последним может, в частности, относиться отсутствие филиалов и основных средств в соответствующем регионе.

© VVCL

Источник: https://www.vvcl.ru/2014/11/izmenenie-mesta-registratsii-yuridicheskogo-litsa-osobye-posledstviya/

Изменение места нахождения организации

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Сегодня мы решили поговорить о юридическом адресе и правовых последствиях, связанных с несовпадением фактического юридического и адресов.

Все чаще встречаются случаи, когда субъект хозяйствования имеет юридический адрес, в одном месте, а фактический адрес в ином. При этом не соблюдает требований, установленных законодательством Республики Беларусь об уведомлении соответствующих органов об изменении места нахождения.

Да, на первый взгляд может показаться, что последствия, несоблюдения законодательства Республики Беларусь по этому вопросу, могут быть минимальными. Но это не совсем так.

Рассмотрим, какие последствия предусмотрены законодательством в случае изменения организацией места своего нахождения и на что важно обратить внимание в данной ситуации, чтобы избежать ответственности, а Вы сами решите, важно это или нет.

Причины смены юридического адреса

Смена места нахождения субъекта хозяйствования может быть вызвана разными причинами: от переезда в связи с окончанием договора аренды до приобретения собственного офиса.

Но независимо от причины необходимо позаботиться о правильном и своевременном выполнении формальностей, установленных законодательством, в ситуации смены места нахождения юридического лица, ведь с этим связаны многие важные вопросы, например подсудность, направление судебной и деловой корреспонденции, место уплаты налогов, определение места заключения договора, и т.п.

Кого нужно уведомлять о смене адреса и в какие сроки?

Действующее законодательство Республики Беларусь устанавливает перечень государственных органов и организаций, которых необходимо уведомить об изменении места нахождения юридического лица, сроки уведомления и ответственность в случае нарушения данных норм.

Прежде всего, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об изменении места своего нахождения необходимо сообщить об этом в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – органы ФЗСН) по месту постановки на учет (абз.

10 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.

2009 N 40 “О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты”). Несоблюдение этого требования влечет привлечение к административной ответственности с уплатой штрафных санкций в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.

16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Помимо этого, с момента переезда необходимо обязательно уведомить и иные государственные органы.

Так, в соответствии с ч. 2 п.

22 Положения о государственной регистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган уведомление об изменении местонахождения юридического лица по форме, установленной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 “О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1”.

Обращаем внимание, что организациям, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации, самостоятельно уведомлять налоговые органы, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах” об изменении места нахождения юридического лица не требуется.

Обязанность по информированию вышеуказанных органов лежит на регистрирующем органе (п.

12 Положения о порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы “Взаимодействие”, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 141 “О вопросах взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей), налоговых и иных государственных органов с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями с использованием автоматизированной информационной системы “Взаимодействие” (далее – Положение о взаимодействии)).

В соответствии с п. 12 Положения о взаимодействии при получении от юридических лиц уведомлений об изменении местонахождения информационные карты формируются и передаются регистрирующим органом субъектам учета для осуществления возложенных на них функций.

Новое извещение о постановке на учет, подтверждающее факт прохождения перерегистрации, субъекты хозяйствования получают в регистрирующем органе (п. 11, ч. 5 п. 12 Положения о взаимодействии).

Таким образом, самостоятельно уведомлять налоговые органы и обособленные подразделения “Белгосстрах” об изменении места нахождения юридического лица необходимо лишь организациям, постановка на учет которых не осуществлялась при их государственной регистрации.

Для соответствующих уведомлений установлены следующие сроки:

– уведомление налоговых органов – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня изменения места нахождения (подп. 1.9.5 п. 1 ст. 22 НК);

– уведомление Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах” – в месячный срок со дня изменения своего местонахождения (абз. 3 п.

16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии “Белгосстрах” страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294).

Ответственность за несвоевременное уведомление о смене места нахождения организации

Неуведомление регистрирующего органа об изменении места нахождения юридического лица является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ст. 23.16 КоАП.

Если организация представила в регистрирующий орган уведомление об изменении своего местонахождения после истечения десятисуточного срока, то привлечение ее руководителя или иного уполномоченного лица к административной ответственности по ст. 23.16 КоАП допустимо при условии, что не истекли указанные два месяца со дня его обнаружения либо прекращения  в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.

Другими словами, привлечение к административной ответственности будет законным при условии, что информация о том, что организация просрочила указанный десятисуточный срок, станет известна органу, уполномоченному начать административный процесс по этому административному правонарушению (ст. 3.

30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), в течение двух месяцев после того, как соответствующее уведомление будет направлено в регистрирующий орган.

Истечение этого срока обязывает органы, уполномоченные рассматривать дела о данном административном правонарушении, прекратить это дело в связи с истечением сроков наложения административного взыскания (п. 3 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП).

Помимо этого, неуведомление налоговых органов влечет привлечение к ответственности по ст. 13.8 КоАП в форме штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 1 базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 базовых величин.

Кроме того, следует отметить, что отсутствие субъекта предпринимательской деятельности по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации (месту жительства, указанному в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и неуведомление в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующего органа об изменении места нахождения являются основанием для включения в Реестр (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа N 488).

Организация подлежит включению в Реестр, если она расположена не по месту нахождения, указанному в учредительных документах, и при этом:

  • не уведомляет вовремя регистрирующий орган об изменении места нахождения;
  • не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Минфином и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами, или не является по вызовам (приглашениям) этих органов.

Указ №488 не предусматривает какое-либо ограничение правоспособности субъекта хозяйствования, данные о котором внесены в Реестр: сделки с ним не запрещаются. Как мы уже ранее писали, данный Реестр размещен на интернет-портале МНС.

Также, у субъектов хозяйствования есть вероятность отнесения к средней группе риска для назначения плановых проверок.

Изменение места нахождения организации в процессе деятельности является правом субъекта хозяйствования.

Однако,  обращаем внимание,  что  при  неоднократном  (два  и  более  раза)  снятии с учета и постановке  на  учет  в разных налоговых органах (миграция между налоговыми органами)  в  течение  трех  лет  субъект хозяйствования, относившийся  для целей  назначения  плановых  проверок  к  низкой  группе  риска, перейдет в среднюю группу (критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых  проверок  утверждены  Указом  Президента  Республики Беларусь  от  16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”).
Более того, партнеры такого субъекта при совершении с ним сделок, также рискуют быть отнесены к данной группе риска.

Для субъекта хозяйствования осуществляющего деятельность и принимающего участие в государственных закупках, может быть наложен запрет

Источник: https://jurisprudent.by/articles/izmenenie-mesta-nahozhdeniya-organizatsii/

Изменение места нахождения юридического лица: основные последствия

Изменение места нахождения организации: юридические последствия (Чуряев А.)

Изменение места нахождения юридического лица – это не просто переезд из одного офиса в другой. Это еще и трудоемкая административная процедура, которая связана с уведомлением соответствующих государственных органов, оформлением всех необходимых документов.

Основными последствиями изменения места нахождения организации являются:

  • Уведомление налогового органа по месту учета о изменении адреса фирмы;
  • Внесение изменений в учредительные документы;
  • Постановка на налоговый учет в налоговой инспекции по новому адресу;
  • Уведомление фондов;
  • Уведомлением прочих необходимых организаций.

Уведомление налоговой инспекции

В случае изменения сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица процедура снятия с учета в налоговом органе начинается с подачи организацией заявления о смене адреса в налоговый орган по месту налогового учета. Такое правило обусловлено требованиями п. 5 ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.

2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В случае, если налоговым органом будет установлено, что изменение места нахождения юридического лица приводит к необходимости изменить налоговый орган, снятие с учета организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации. Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика. Снятие с учета организации на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Снятие с учета организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации. Снятие с учета организации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Датой снятия организации с учета является дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица.

Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме № 09-1-5, утвержденной Приказом МНС России № 178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ.

В налоговый орган по новому месту нахождения организации не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета, по каналам связи направляется выписка из ЕГРЮЛ, содержащая запись об изменении места нахождения.

Также направляется сформированный файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые и достаточные для ведения территориального раздела ЕГРН.

Учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по ее новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе вместе с сопроводительным письмом.

Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения в соответствии с установленным порядком

Постановка на учет организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом по новому месту нахождения в соответствии с нормами пункта 4 статьи 84 НК РФ на основании сведений из ЕГРЮЛ.

Постановка на учет юридического лица в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ, содержащей запись об изменении места нахождения, и файла выгрузки из ЕГРН из налогового органа по прежнему месту нахождения юридического лица.

Датой постановки организации на учет является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица, которая указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации, выдает ей (направляет по почте) свидетельство о постановке на учет по форме № 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России № 178, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки организации на учет.

Налоговый орган по новому месту нахождения организации, осуществивший постановку организации на учет, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки организации на учет, направляет по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ, сведения о постановке на учет. На основании полученной информации налоговые органы, в которых организация состоит на учете по основаниям, установленным НК РФ, вносят изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации не изменяется.

Внесение изменений в учредительные документы

На наш взгляд, вопрос о необходимости внесения изменений в учредительные документы в связи со сменой адреса организации является достаточно спорным. Дело в том, что в учредительных документах должны содержаться сведения о месте нахождения организации.

При этом, место нахождения организации в законодательстве (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных обществах») определяется как место ее государственной регистрации.

Государственная регистрация в свою очередь осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В случае изменения адреса организации, хотя и происходит изменение места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, но место государственной регистрации все-таки не меняется.

Место государственной регистрации условно можно назвать местом рождения фирмы, оно остается неизменным на протяжении всего периода существования юридического лица. Поскольку место нахождения организации для целей оформления учредительных документов коммерческой организации остается неизменным, то и вносить изменения в учредительные документы не нужно.

Тем не менее, это не означает, что контролирующие органы не будут располагать сведениями об адресе организации.

Как указано выше, в случае изменения адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа, для целей налогового контроля и ведения государственного реестра налогоплательщик в силу требований п. 5 ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.

2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязан сообщить об этом в налоговый орган.

Между тем, для решения вопроса о необходимости внесения изменений в учредительные документы следует принимать во внимание и позицию налоговиков. Налоговые органы в свою очередь настаивают на том, что организация должна вносить изменения в учредительные документы в случае смены адреса.

Поэтому, во избежание конфликта с налоговой службой, изменения в учредительные документы могут быть внесены.

Для внесения изменений в учредительные документы в налоговый орган подается заявление по форме № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица».

К заявлению прилагается Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. Внесение изменений в ЕГРЮЛ производиться в порядке, предусмотренном главой VI ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.

Процедура снятия с учета в фондах

Источник: http://cornaudit.ru/publikatsii/finansovaya-gazeta/izmenenie-mesta-nakhozhdeniya-yuridicheskogo-litsa-osnovnye-posledstviya-95

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.