+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

Содержание

Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях.

Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса.

Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Таблица

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

КритерийЗначение для малого бизнесаЗначение для среднего бизнеса
Средняя численность работников за предшествующий год до 100 человек 101-250 человек
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не более 800 млн. руб не более 2 000 млн. руб.
Суммарная доля сторонних организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями, в уставном капитале не более 49% не более 49%

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru.

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок»). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей 30 Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства.

Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. «Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе»), электронного аукциона (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса котировок (см.

«Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»), запроса предложений (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса.

Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур».

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

Закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ от 11.12.14 № 1352. Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок.

При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

  • если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП;
  • если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. «Обеспечительные платежи при участии в госзакупках: когда их можно заменить банковской гарантией»).

Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. «Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт»).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12695

Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В самом конце 2017 года был принят федеральный закон[1], который внес изменения в правила закупок в рамках Закона № 223-ФЗ[2]. Последние изменения в закупках можно охарактеризовать как продолжение «закручивания гаек» и постепенного ограничения свободы заказчиков, касающейся установления в своих положениях о закупке собственных правил. Что поменяется в работе заказчиков в ближайшем будущем?

В февральском номере журнала[3] мы уже начали рассматривать принятые поправки – речь шла об изменениях, вступивших в силу 1 января 2018 года.

Сейчас приведем краткий обзор тех нововведений, которые появятся в Законе № 223-ФЗ 1 июля.

С учетом последних изменений в 223 ФЗ, заказчики (в том числе автономные учреждения) должны скорректировать свои положения о закупке и разместить их в единой информационной системе (ЕИС) не позднее 1 января 2019 года.

Сразу же отметим: для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период.

Закупки, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения соответствующего извещения (ч. 3 ст.

4 Закона № 505-ФЗ). Таким образом, у заказчиков еще достаточно времени для того, чтобы подготовиться к ведению закупочной деятельности по-новому.

Ограничивается число способов закупки

Закон № 505-ФЗ закрепляет определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами. В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки. При этом к первым относятся:

  • торги – конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый);
  • иные способы, предусмотренные положением о закупке и в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) подпадающие под понятие «конкурентная закупка».

То есть все перечисленные в Законе № 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас будут считаться торгами. Ведь в силу п. 4 ст.

447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Важным последствием здесь станет то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в гражданском законодательстве по отношению к торгам в целом.

Среди таких требований – например, нормы о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим их), что при заключении договора с победителем торгов сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору и что обязательства участников по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией (п. 5 ст. 448 ГК РФ). И если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, в скором времени они согласно букве гражданского законодательства должны будут делать это и при запросе предложений или котировок. Правда, из данного правила в самом Законе № 223-ФЗ будут предусмотрены исключения (об этом – ниже).

Вводятся единые требования к конкурентным закупкам

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, обозначенные в Законе № 223-ФЗ. К наиболее значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке и (или) документации о ней.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить этот документ в ЕИС, указав предмет запроса, но не указав участника, от которого поступил данный запрос.

Но заказчик вправе не делать такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.
2. Заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день его принятия. По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством[4]. Эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков с определением правил отказа от закупки.

Последние изменения в 223 ФЗ. Для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период. Закупки, извещения о которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

 3. Участник конкурентной закупки вправе подать лишь одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до даты и времени окончания срока подачи заявок, предусмотренных закупочной документацией.

При этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока ее подачи.

Заявка на участие в конкурентной закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

В извещении об осуществлении закупки, документации о ней должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если данный способ обеспечения заявок предусмотрен положением заказчика о закупке).

Отметим, что установление требования об обеспечении заявки в Законе № 223-ФЗ отнесено к правам заказчика, но в силу гражданского законодательства при применении поименованных в Законе № 223-ФЗ конкурентных способов закупки, являющихся торгами, это уже обязанность заказчика (см. выше).

Более того, согласно последним изменениям в 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 млн руб.

При превышении этой суммы заказчик вправе требовать обеспечение заявок в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.

 Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, тоже будут определены в самом Законе № 223-ФЗ.

Это ситуации, в которых победитель, во-первых, уклоняется или отказывается заключить договор, во-вторых, не предоставляет (предоставляет с нарушением установленных условий) до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении, документации о закупке установлены условие о необходимости обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6.Подробно прописывается порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме.

Например, не допускается проводить переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации. Участник «электронной» конкурентной закупки не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения, направив уведомление оператору электронной площадки.

Важно, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Исключение составят закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (об этом – ниже). 

Последние изменения в закупках. Любые конкурентные закупки должны будут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

7. Появятся правила описания объекта конкурентной закупки.

В частности, в данное описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут необоснованное ограничение количества участников (кроме случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки). А при указании на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)». В отношении последнего правила предусматривается ряд исключений. Например, правило можно будет не применять при закупке запчастей к уже имеющемуся оборудованию.

8. В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы, услуги и максимальную цену договора. Таким образом, в Законе № 223-ФЗ будет формально закреплена возможность осуществлять конкурентные закупки без фиксированного объема.

Регулируются закупки у малых и средних предпринимателей

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства[5], будут проводиться исключительно в электронной форме. В Законе № 223-ФЗ установлены отдельные правила этих закупок.

В частности, они могут проводиться лишь такими способами, как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме.

В качестве обеспечения заявки здесь могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия.

Данные закупки будут проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ[6], и некоторыми дополнительными требованиями Закона № 223-ФЗ.

Напомним: с 1 января 2018 года требование о целевых закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства стало распространяться на те автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб.[7]

Корректируются правила продления срока подачи заявок

Правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке тоже меняются.

Если коррективы вносятся в извещение о конкурентной закупке, документацию о ней, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа.

[1]Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ).

Источник: https://www.audar-press.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakupkah-ru

Закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — статья

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

Размер выручки Обязанность заказчика
Выручка более 10 млрд. руб. Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 июля 2015 года
от 2 млрд. руб.* до 10 млрд. руб. включительно Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 января 2016 года
Выручка ≤ 2 млрд. руб. Не обязаны осуществлять закупки у СМиСП
* Прежде этот показатель составлял 1 млрд. руб. Порог выручки увеличен до 2 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169)

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП.

Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Заказчикам рекомендуем посмотреть запись вебинара «Планирование закупок на 2017 год и внесение изменений в планы-графики».

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом.

Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.

2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения в 223-ФЗ: 

Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352:

«Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным. Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП.

Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.

2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП».

Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно. Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)

Если выручка не превышает 2 млрд. руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было. Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется. 

Инновационные закупки у СМиСП

У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).

Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». 

Подробнее — в статье про инновационные закупки у СМиСП по 223-ФЗ. 

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Источник: https://school.kontur.ru/publications/416

Закупки у субъектов малого предпринимательства 44 и 223 ФЗ

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы. 

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.

При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.

2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.

В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp

Изменения в закупках по Законам N 44-ФЗ и N 223-ФЗ в 2018 году

Изменения в особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках по Закону N 223-ФЗ (Чагин К.Г.)

Конкурентные закупки переводят в электронную форму

В Закон N 44-ФЗ внесены большие изменения. Основное новшество — переход к конкурентным закупкам в электронной форме.

Проводить в такой форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений заказчики могут добровольно уже с 1 июля 2018 года.

Некоторые нововведения нужно применять с 11 января. Подробнее изменения рассмотрены в нашем специальном обзоре.

Заключить госконтракт на обращение с твердыми коммунальными отходами можно по специальному основанию

С 31 декабря 2017 года такой контракт можно заключить у единственного поставщика по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

До этого заказчикам чаще всего приходилось заключать контракты с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. руб. Нововведение же позволит им сэкономить денежные средства, расходуемые на закупки малого объема.

Вступили в силу новые правила о запрете на допуск иностранного ПО

Запрет больше не касается ПО из государств — членов ЕАЭС. Для этого оно должно быть включено в специальный реестр, который появится в дополнение к существующему.

Если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику, планирующему провести закупку, придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке надо допускать только участников, которые предлагают товары из реестров.

Правила о запрете иностранного программного обеспеченияраспространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.

Уточнены требования к форме приложений планов-графиков

В плане-графике закупок для федеральных нужд, а также для региональных и муниципальных нужд обоснование НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком надо приводить с указанием включенных в объект закупки товаров, работ, услуг, их количества и единиц измерения (при наличии).

Изменятся требования к банкам, выдающим гарантии для обеспечения контрактов и заявок

С 1 июня 2018 года заказчики должны будут принимать гарантии банков, отвечающих специальным требованиям правительства. Перечень таких банков появится на сайте Минфина.

Государственные и муниципальные заказчики могут заключать контракты в период отзыва лимитов

Если лимиты бюджетных обязательств отозваны для приведения их в соответствие с законом (решением) о бюджете, госзаказчики вправе проводить закупки. При этом суммы контрактов не должны превышать объем поставленных на учет бюджетных обязательств.

Техзадание на закупку лекарств надо готовить по-новому

При его составлении нужно применять Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. Этим документом, в частности, установлены требования к описанию лекарственной формы, дозировки, первичной упаковки, остаточного срока годности закупаемых препаратов.

Подробности можно узнать из нашего специального обзора.

В 2017 году произошло немало значительных изменений, о которых стоит напомнить:

  • с 1 декабря 2017 года на два года введен запрет на закупки импортной мебели поименованной в специальном перечне;
  • контракты теперь надо оплачивать в срок, не превышающий 30 дней;
  • по контрактам, заключенным по результатам закупок у СМП и СОНКО, срок оплаты не должен превышать 15 рабочих дней;
  • появились новые правила определения неустойки по госконтрактам;
  • установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты контрактов;
  • нельзя требовать у участников закупок в сфере строительства допуски СРО;
  • отменен запрет на участие в закупках турецких компаний;
  • расширен перечень иностранной радиоэлектроники, допуск которой к закупкам ограничен.

Изменения, которые нужно учесть в 2018 году при закупках по Закону N 223-ФЗ

Существенные изменения внесены в Закон N 223-ФЗ

Часть поправок уже действует с 31 декабря 2017 года. Например, в указанном законе теперь закреплено, что его действие распространяется на закупки для целей коммерческого использования.

Другая часть начнет действовать с 1 июля 2018 года. Например, норма о том, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, надо проводить в электронной форме.

Подробнее об изменениях можно узнать из обзора.

Стало больше заказчиков, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса

С 1 января 2018 года такая обязанность появилась у заказчиков по Закону N 223-ФЗ, если годовой объем их выручки превышает 500 млн руб.

Заказчик − кредитная организация должен проводить такие закупки, если величина его активов по данным отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн руб. К заказчикам из числа автономных учреждений требование применяется, если стоимость договоров по результатам закупок за предшествующий календарный год превысит 250 млн рублей.

Заказчиков, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, нововведение не касается.

Изменился годовой объем закупок, который заказчики обязаны проводить у малого и среднего бизнеса

Минимальный уровень годового объема закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2018 года увеличился с 10 до 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок.

С 7 декабря 2017 года заказчики по 223-ФЗ временно вносят в реестр договоров меньше сведений

С указанной даты и до 1 июля 2018 года не нужно направлять в указанный реестр:

  • сведения о поставщике, подрядчике, исполнителе;
  • информацию о субподрядчиках и договорах с ними.

Источник: https://igc.ru/news/izmeneniya-v-zakupkax-po-zakon.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.