+7(499)495-49-41

Изъятие земельного участка (Куцина С.)

Содержание

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка (Куцина С.)

Земельные участки подлежат изъятию только тогда, когда будут соблюдены основные принципы и порядок устанавливаемым земельным законодательством РФ. Изъятие земельного участка может осуществляться только при наличии основания, которые строго прописаны в законе. Лишь после этого, государство может изъять участок с целью использования их в общественных интересах.

Новый порядок изъятия земельных участков

Может происходить в несколько этапов:

  • Предупреждения для собственника земли о каких-либо нарушениях.
  • Меры по принятию решения органами местного самоуправления или органов гос. власти об изъятии земли.
  • Продажа, собственно, участка. Когда собственник будет согласен продать землю и осведомит об этом соответствующий орган, то земля будет продана сразу же.

Если же собственник согласия не давал на изъятие у него земли, то орган, который принял это решение, должен решить этот вопрос через суд.

Основания и условия

Изъятие земельных участков может быть осуществлено в нескольких случаях (согласно ЗК РФ, статья 56.3):

1) При выполнении межнациональных обязательств РФ.

2) Размещение таких объектов, как:

  • энергетические системы;
  • атомная энергия;
  • оборона и безопасность;
  • космическая деятельность;
  • обеспечивающие защиту государству;
  • газо -, электро-, водоснабжения;
  • транспортные дороги.

Но это в случае, если данные объекты больше некуда разместить.

3) Существуют и иные обстоятельства, которые установлены законом РФ.

Самым важным из условий изъятия земли является процедура возмещения, которая устанавливает выкупную цену, определяющаяся соглашением между собственником и органом, занимающимся изъятием участка земли.

Также обязательно должен составляться договор на выкуп. Выкупная цена заключает в себя рыночную цену земли и все другие убытки.

Постановление об изъятии земли

За 2 месяца должно приняться решение об изъятии земельного участка, оно должно содержать в себе:

  • Основания для изъятия земли;
  • Указание лица, у которого изъяли земельный участок;
  • Указание площади участка и кадастрового номера.

На протяжении семи дней с того дня, когда было принято решение об изъятии земельного участка, определённый орган публичной власти, должен отправить копию решения о том, что собственник земли больше не имеет на неё права, определённым учреждениям.

Принудительное изъятие земельного участка

Как гласит Конституция РФ, никого не вправе лишать имущества, этот вопрос можно решить только через суд. Существует несколько оснований, изложенных в гражданском законодательстве, о принудительном изъятии земельных участков у собственников:

  • Взыскание на землю по обстоятельствам;
  • Отчуждение участка, не принадлежащий по закону данному лицу;
  • Конфискация, реквизиция, национализация участка;
  • Выкуп земли для муниципальных нужд;
  • Если нарушено законодательство.

Права на землю собственника прекращаются в следующих случаях:

  • Если выполнены международные обязательства РФ;
  • Если по размещению объектов не предвидится никаких иных вариантов.
  • Если принудительное изъятие происходит для муниципальных нужд, то на основании суда должна быть выплачена стоимость участка, являющаяся либо равноценной, либо предварительной.

Равноценная – это выкупная цена земельного объекта, которая включает в себя рыночную цену и всё имущество, находящееся там, кроме того, входят все убытки, которые причинялись во время изъятия земли.

Когда же собственник не соглашается с установлением выкупной цены, то арбитражный суд сам определяет цену объекта.

Реквизиция как временное и полное лишение прав на землю государством

Данный термин обозначает принудительное изъятие земельного участка, в соответствие с законом, при котором у частного собственника изымают землю для неотложных государственных нужд, при этом специальным органом выплачивается компенсация. Таким образом, частный собственник теряет право на владение землёй.

Согласно ЗК РФ, Статья 51 реквизиция земельного участка может быть только в тех случаях, если в стране происходят чрезвычайные происшествия, например, эпидемии, аварии, стихийные бедствия, проводится только в интересах общества. Это решается государственными органами, причём в данном случае решение не требует судебных разбирательств.

Кроме того, реквизиция может носить и временный характер. Как только время оснований реквизиции подойдёт к концу — земельный участок должен быть возвращен собственнику. Если это сделать нельзя или не представляется возможным, то рыночная цена на землю возвращается.

Выкуп земельных участков для муниципальных и государственных нужд

Изъятие земли для государственных нужд происходит по решению федерального органа исполнительной власти. Кроме того, таким делом могут заниматься органы местное самоуправление.

Собственник земли должен за 12 месяцев осведомлен о его прекращении прав на землю. Ее выкуп может быть осуществлен только по предварительному согласию собственника.

Такое решение должно быть зарегистрировано, а собственник уведомлен о данной регистрации.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащего использования

В этом случае земля изымается принудительно, так как собственник пользуется ею не по назначению, нарушая законодательство.

Земля может изыматься в таких случаях:

  • Участок предназначен для строительства или ведения сельского хозяйства, но в течение 3-х лет она никак не используется или используется не по назначению.
  • Если использование земли происходит с нарушением законодательства, например, если из-за неправильного использования, земля теряет свою плодородность, или ухудшается окружающая экология.

Если собственник соглашается на изъятие участка, то он тут же продаётся с общих торгов, если нет, то вопрос решается через суд.

Компенсация за конфискацию земельного участка

Чтобы рассчитать компенсацию за земельный участок, необходимо знать кадарстровую стоимость, которая более близка к рыночной. Часто цифра получается размытая и не удовлетворяет собственника земли. После чего, было принято решение, по которому оценщики определяли цену недвижимости по рыночной стоимости.

Собственник мог выбрать два пути получения компенсации: наличные деньги за землю или предоставлялся равноценный участок на другой территории. Если выдавался участок, то по закону, он не мог быть оформлен.

: Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Источник: http://cabinet-lawyer.ru/dom-i-zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika.html

Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка (Куцина С.)

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным.

В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета.

Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела.

Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения.

При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-municipalnyx-nuzhd.html

Закон об изъятии земельных участков – в 2018 году, для государственных нужд, у недобросовестных собственников, для нужд ФСБ

Изъятие земельного участка (Куцина С.)

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.

Закон об изъятии земельных участков в 2018 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.

Важные нюансы

Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:

  • рыночная цена;
  • стоимость имущества, располагающегося на земле;
  • сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.

В рассматриваемой ситуации основная сложность заключается в определении стоимости участка. Государственные органы берут за основу рыночные показатели, исходя из полученных результатов по факту оценки. Если действующий собственник не согласен с проведенной процедурой, то он может инициировать независимые оценочные мероприятия и назвать свою стоимость.

Правообладатели должны быть в обязательном порядке уведомлены об изъятии земельного участка в течение недели со дня принятия соответствующего решения. Также владельцу передается проект договора о выкупе земли с указанием предлагаемой стоимости.

На изучение всех нюансов может отводиться до 3 месяцев. Передача участка в собственность государства или муниципалитета раньше истечения указанного срока может быть осуществлена только с согласия непосредственного собственника.

Что говорит Закон об изъятии земельных участков в 2018 году

Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.

Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.

Образец постановления об изъятии земельного участка:

Основания

Закон об изъятии земельных участков гласит о том, что владелец может лишиться своей собственности в следующих случаях:

  • при размещении энергетических коммуникаций;
  • при установке оборудования, относящегося к атомной энергетике;
  • при размещении оборонительных военных систем;
  • при организации космической деятельности;
  • в случае прокладывания транспортных развязок.

Стоит отметить, что существуют и прочие обстоятельства, регламентируемые действующим федеральным законодательством. Одним из ключевых условий при изъятии земельных участков считается процедура возмещения, в рамках которой определяется выкупная ценна, определяющаяся с помощью договора между действующим владельцем и государственным учреждением, занимающимся изъятием.

В связи с неиспользованием

Если земля изымается в связи с ненадлежащим использованием, то это делается принудительно в силу того, что владелец, по сути, нарушает нормы законодательства.

Это актуально для следующих случаев:

  • участок предназначается для строительных мероприятий или ведения подсобного хозяйства, но в течение трех лет он никак не использовался;
  • использование земли осуществляется с нарушением законодательных норм, например, если из-за некорректных действий теряется плодородность близлежащих участков или нарушается экология региона;
  • земля используется для хранения химических отходов.

В случае, когда собственник соглашается отдать участок, он практически сразу же реализуется с публичных торгов. В противном случае вопрос решается исключительно в порядке судебного разбирательства.

Для государственных нужд

Решение об изъятии земли для государственных нужд принимается в исключительных ситуациях, перечень которых в полной мере прописан в статье 49 Земельного Кодекса РФ. Выкуп производится органами власти Российской Федерации или представительствами субъектов. Постановление выносится компетентными органами исполнительной власти.

Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятый земельный участок может быть заменен на объект недвижимого имущества идентичной ценности. Также гражданам в некоторых случаях предлагается другой участок меньших размеров.

По результатам принудительного изъятия должно в обязательном порядке обеспечиваться равносильное возмещение. В противном случае владелец имеет основания для подачи искового заявления в компетентный суд.

Сроки, сумма и нюанс возмещения определяются в судебном порядке на основании предоставленной документации.

Для муниципальных нужд

Под муниципальными нуждами может пониматься развитие территории, находящейся в подчинении определенного регионального субъекта. Изыматься могут только те участки, в отношении которых было ранее принято компетентное решение о комплексном переустройстве. Для этого должно заключаться специальное соглашение с исполнителями.

Такое решение принимается на основании проектной документации о межевании территории. Постановление об актуальности данного факта пересылается действующему владельцу в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения.

В случае отказа от заключения договора в установленные сроки земельный участок может быть конфискован на основании судебного постановления. Помимо прочего, суд сам определяет условия изъятия и стоимость выкупа.

Денежные средства перечисляются на известный банковский счет бывшего собственника или остаются на хранении у уполномоченного нотариуса до востребования. Обжалование судебного решения может быть достигнуть только по отношению к параметру о сумме возмещения.

Новый порядок процедуры

Рассматриваемая процедура может быть осуществлена в несколько этапов.

В первую очередь стоит выделить следующие:

  • предупреждение действующего владельца о факте наличия нарушений;
  • принятие мер органами местного самоуправления или государственной власти по изъятию земельных участков;
  • реализация участка в пользу государственного органа – данный этап предусматривает предоставление уведомления о согласии в соответствующий орган;
  • если собственник отказался от продажи своего участка, то представители органа, принявшего решение, должны решить данный вопрос исключительно в порядке судебного разбирательства.

Добровольное или принудительное

Каждому правообладателю в рассматриваемой ситуации будет предложено соглашение о выкупе земли.

В подавляющем большинстве случаев в цену включаются следующие параметры:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость размещенных имущественных объектов;
  • сумма упущенных выгод и затраты на переезд.

Именно цена является наиболее значимым предметом в рамках переговорного процесса – ее определение в некоторых ситуациях может длиться до 3 месяцев. Обычно органы власти осуществляют покупку земли по рыночной стоимости на основании самостоятельной оценки. Конечно, владелец может не согласится с ней и, в соответствии с законодательством, привлечь к процедуре независимую экспертную группу.

Что касается принудительного изъятия, то оно становится актуальным только в тех случаях, когда сторонам не удалось договориться мирным путем. Такое взыскание производится только по решению высших судебных инстанций.

В такой ситуации сумма выкупа определяется компетентными представителями суда. Исковое заявление может быть подано только через три месяца после получения собственником проекта соответствующего соглашения.

Поиск правообладателей

Процедура изъятия земли начинается с выявления граждан, выступающих в качестве действующих собственников. Для этих целей заинтересованный муниципальный орган отправляет запрос в государственный реестр. Если это не дало результатов, то этот запрос передается в архивы или органы государственной власти, где могут храниться данные сведения.

Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию

Кто принимает окончательное решение

После обнаружения всех лиц, имеющих законные основания на распоряжение участком, уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны указываться параметры изымаемых участков, расположенные на них имущественные объекты, а также реквизиты документации, на основании которой осуществляется процедура.

В случае, если соответствующее решение принимается на основе ходатайства, то также должно быть указано наименование организации, подавшей его.

Постановление

Решение об изъятии обычно принимается за два месяца.

Оно в обязательном порядке должно содержать в себе следующие нормы:

  • основания для изъятия участка;
  • лица, у которого изымается участок;
  • площадь земли и актуальные кадастровые номера.

В течение семи дней с момента принятия решения, орган исполнительной власти должен направить в определенные учреждения копию постановления о том, что собственники земли больше не имеют на нее прав.

Компенсация

Для расчета компенсационных выплат необходимо иметь информацию о кадастровой стоимости, которая приближается к рыночному показателю. Зачастую соответствующая цифра получается неопределенной и не удовлетворяет потребности собственника участка. После этого принимается решение о переоценке рыночной стоимости.

Владелец может выбрать два способа для получения выплат – наличными средствами или равноценным земельным участком на другой территории.

Судебная практика

Судебная практика, касающаяся вопросов конфискации участков земли, указывает на факт того, что органы власти лишаются возможности принудительного изъятия земли по причине нарушения установленного порядка.

В большинстве случаев судебные инстанции не удовлетворяют исковые заявления, если не соблюдается порядок, включающий в себя:

  • процесс принятия решения;
  • уведомление собственника;
  • осуществление оценочных мероприятий;
  • заключение соглашения о изъятии;
  • возмещение убытков владельца;
  • регистрация новых прав на собственность.

Стоит отметить, что потерпевшая сторона не сможет восстановить нарушенные права из-за расходования огромного количества бюджетных средств. Это особенно актуально для ситуаций, связанных с самовольным захватом земли.

В соответствии с нормами статей 60-62 Земельного Кодекса Российской Федерации предусматривается эффективный механизм защиты прав собственности, однако реализация норм осложняется именно понесенными бюджетными расходами.

Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий

Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Статья 62. Возмещение убытков

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/zakon-ob-izjatii-zemelnyh-uchastkov/

Процедура изъятия земельных участков: основания, решение, случаи

Изъятие земельного участка (Куцина С.)

В ряде случаев земельные участки, принадлежащие гражданам, могут изыматься в пользу государственных или муниципальных властей. В основном это происходит при необходимости развития инфраструктуры территории, на которой он расположен. К примеру, для прокладки коммуникативных сетей и установки вспомогательных сооружений, прокладки трасс и т. п.

Порядок изъятия участков установлен в главе VII.1 ЗК (Земельный Кодекс) России. Он регламентирует процедуру изъятия, а также возмещение стоимости, убытков и упущенной выгоды.

Основания для изъятия

Решение изъять землю может быть принято по инициативе органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Однако в соответствии с 4 пунктом статьи 56.4 ЗК России это может быть сделано по ходатайству следующих организаций:

  • Субъекта монополии для обеспечения деятельности данного субъекта.
  • Уполномоченные федеральными, региональными или муниципальными властями на изъятие участков в соответствии с 49 статьёй ЗК России.
  • Недропользователи: для деятельности, связанной с использованием недр.
  • Имеющие договор на комплексное развитие территории, подписанный с органом местного самоуправления, после победы в аукционе.

В соответствии со 2 пунктом статьи 56.4 ЗК России перечень организаций, обладающих правом подачи ходатайства, утверждается Правительством РФ. Все затраты, в том числе стоимость кадастровых работ и уплату возмещения правообладателям участка несёт на себе организация, подававшая ходатайство. Это правило установлено 1 пунктом статьи 56.7 ЗК России.

Эксперты по земельным вопросам утверждают, что внесение в закон поправок, дающих право подавать ходатайства организациям, может привести к ущемлению прав граждан.

Это связано с тем, что основания для отказа формальные: отсутствие схемы земли, подача документов в несоответствующую структуру, отсутствие в перечне организаций для подачи ходатайства и неполный или несоответствующий пакет документов.

Схема процедуры изъятия

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните: Москва+7(499)350-80-59, Санкт-Петербург+7(812)309-94-01.

В соответствии с ЗК России процедура изъятия земли состоит из следующих шагов:

  1. Выявление правообладателей.
  2. Вынесение решения об изъятии.
  3. Подготовка соглашения с указанием размера компенсации (возмещения).
  4. Заключение соглашения.
  5. Регистрация перехода прав собственности.

Выявление правообладателей

Необходимость выявить собственников земли регламентируется статьёй 56.5 ЗК России. Чтобы определить владельцев, орган власти, который инициирует изъятие, должен обратиться в Росреестр. В случае отсутствия данных информация сверяется с архивами.

Затем  на официальном сайте органа власти публикуется сообщение о розыске правообладателей. Оно должно появиться за 60 дней до запуска процедуры изъятия.

Если ни один из этих шагов не даёт результата, тогда орган власти должен обратиться в суд для установления права собственности на этот участок.

Важно! Эксперты по земельным вопросам рекомендуют всем владельцам земли, собственность на которую оформлялась до вступления нового земельного законодательства (1998 г.), проверить наличие сведений об участке в Росреестре.

Решение

После определения правообладателей орган, инициирующий изъятие, подготавливает решение. В нём указываются следующие сведения:

  • Месторасположение участка (для его подтверждения в пакет документов должна входить схема расположения).
  • Цель изъятия.
  • Основания для изъятия с указанием номеров и дат составления документов, которые подтверждают наличие оснований.
  • Адрес и реквизиты организации, если решение выносится на основании ходатайства организации, имеющей право инициировать изъятие.
  • Дата составления и подписи уполномоченных лиц.

Не позднее чем через 10 дней после вынесения решения оно должно быть направлено в Росреестр и правообладателям. Кроме того, информация об изъятии должна быть опубликована в открытых источниках органа власти, выносившего решение и в СМИ. После публикации или получения решения правообладатель считается уведомлённым об изъятии.

Компенсация (возмещение)

Компенсация, или материальное возмещение – это цена, уплачиваемая органом-инициатором изъятия или организацией, подавшей ходатайство, которая включает в себя:

  • Стоимость (рыночная) земельного участка и объектов недвижимости, если таковые имеются.
  • Размер убытков, которые может понести правообладатель.
  • Компенсационную выплату за упущенную выгоду, которую мог получить правообладатель при эксплуатации земли.

Возмещение выплачивается не только собственникам земли, но и правообладателям, которые распоряжались участком по праву аренды, безвозмездного и/или бессрочного использования, а также наследования.

Стоимость определяется комиссией по оценке рыночной цены. В неё входит не только стоимость земли, но и всех завершённых и незавершённых объектов недвижимости, если они есть на изымаемом участке.

Важно! При определении цены в неё не включается стоимость незарегистрированных объектов недвижимости, возведённых без разрешения контролирующих органов или противоречащих целевому назначению участка.
Стоимость компенсации (возмещения) должна быть определена в срок не позже, чем за 60 суток до перенаправления соглашения собственнику.

Обратите внимание, что при согласии правообладателя земля может быть заменена на равноценный участок в другом месте. Для этого между органом власти и правообладателем заключается договор мены.

Соглашение

Соглашение заключается не только на участок, но и на все объекты недвижимости, которые на нём расположены.

Оно должно подписываться с каждым из правообладателей. Для этого проект соглашения направляется собственникам. При их согласии с условиями они подписывают его и перенаправляют в орган, инициирующий изъятие, или в организацию, подавшую ходатайство. В случае, если правообладатель не согласен с условиями, он должен предоставить альтернативные условия, при которых он готов подписать соглашение.

Обратите внимание, что владелец должен подписать или предоставить альтернативные условия не позже, чем по истечению 90 суток с момента получения проекта соглашения. В противном случае орган власти, инициирующий изъятие, или организация, подавшая ходатайство, имеет право обратиться в суд для вынесения решения о принудительном изъятии.

Важно! Эксперты по земельным вопросам советуют проводить независимую оценку рыночной стоимости участка и при разночтении с суммой, указанной в соглашении, прикладывать данные оценки к альтернативному предложению.

Регистрация

После подписания соглашения данные передаются в Росреестр и вносятся изменения в ЕГРН. После этого права на владение, пользование и распоряжение землёй переходят в пользу органа власти или организации, подававшей ходатайство.

Изъятие без вынесения решения

Гражданка Иванова А.А. подала иск о присуждении возмещения за изъятый участок СНТ, часть которого была использована для строительства дороги. При изъятии не было вынесено решение об изъятии.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд принял решение о необходимости разделения участка на две части, возвращении неиспользованной части участка гражданке Ивановой и возмещении рыночной стоимости земли, снесённого дачного домика и приусадебных построек, а также убытков и упущенной выгоды.

Изъятие арендованной земли

ООО «Ромашка» обратилось в суд с требованием возместить убытки и упущенную выгоду за земельный участок, который находился в аренде организации до того, как был изъят в пользу региональных властей для строительства трассы. В соответствии с 49, 55 и 57 статьями ЗК России суд подтвердил право ОО «Ромашка» на получение компенсационной выплаты ввиду того, что организация являлась правообладателем на основании договора аренды.

Уклонение от подписания

Орган региональной власти, который инициировал изъятие земли, обратился в суд с требованием о принудительном изъятии участка, ввиду отсутствия решения от гражданина Иванова И.И., который является собственником этого участка.

На слушании дела гражданин Иванов заявил, что не получил соглашения. Однако этот довод был отклонён судом ввиду письменного направления уведомления с копией соглашения по адресу постоянной регистрации.

Решение было вынесено в пользу органа власти, и участок был изъят.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/izyatie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.