+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

Содержание

Правила предоставления льгот на имущество для организаций

Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

Имущественное налогообложение юридических лиц находится в ведении регионов. Власти на местах при разработке собственных законопроектов должны руководствоваться условиями федеральных нормативов.

В отличие от граждан, предприятия куда больше защищены от необоснованного завышения ставок, на федеральном уровне установлены типы льготных организаций.

Рассмотрим подробнее вопрос преференций по налогу на имущество, какие изменения произошли и чего ждать в дальнейшем.

Законодательное регулирование

Налоговый Кодекс для бухгалтерии предприятия – настольная книга. Именно здесь собраны воедино налоговые правила и нормативы. Порядок налогообложения юридических плательщиков в отношении имущества регулирует 30 глава документа.

Объектом налогообложения имущество становится только при постановке на баланс предприятия (ст. 374). Это основные фонды предприятия.

Допускаются следующие формы владения:

  • собственность;
  • временное использование или доверительное управление;
  • применение в совместной деятельности (отражается официально).

Не все основные средства являются источником бюджетных пополнений.

Есть особые категории, которые даже при полном бухгалтерском учете от налогов освобождены:

  • природные ресурсы (земля, леса, водоемы);
  • оборонное имущество федеральной принадлежности;
  • культурно-историческое наследие РФ;
  • объекты ядерной промышленности;
  • морские суда с ядерными установками, атомными технологий работы;
  • имущество космической отрасли;
  • движимые средства, учтенные после 31.12.2012 г.

Кому положены

На федеральном уровне льготные категории полностью освобождены от налогов.

Что касается продолжительности действия, тут два варианта:

  • бессрочно;
  • на определенное время (3, 5, 10 лет).

Налоги не платят:

  • подразделения федеральных структур исполнения уголовных наказаний на фонды, непосредственно задействованные в основной деятельности;
  • организации религиозных концессий;
  • общественные объединения инвалидов за имущество, используемое в уставной деятельности организаций;
  • предприятия фармацевтики в отношении основных средств, используемых в получении профилактических и лечебных препаратов против эпизоотий и эпидемий в ветеринарии;
  • организации, владеющие балансовым имуществом, учтенным в зонах особого экономического статуса,
  • компании, ведущие деятельность в Сколково по направлениям управления, исследовательскую, инновационную, внедряющие новые технологии в производство;
  • организации, имеющие на балансе нефтегазовое имущество для морской геологоразведки;
  • судостроительные компании в отношении основного оборудования, задействованного в судостроительных и ремонтных работах.

Исчерпывающий перечень льготных категорий юридических плательщиков содержится в ст. 381 НК.

Порядок оформления

Специфика уплаты налогов юридическими лицами в полном объеме возложена в обязанности бухгалтерии предприятий.

Все это в равной степени относится и к применению льгот.

Действует такой принцип: налоговые преференции учитывает организация при составлении налоговых деклараций и автоматом закладывает в результат.

Оформление льгот начинается с отчетов в ФНС. Понадобятся следующие позиции:

  • налоговая база – это сумма, с которой предстоит заплатить налог. В 2018 году базой может выступить среднегодовая стоимость имущества или кадастровая стоимость объекта;
  • в свою очередь среднегодовая оценка определяется по остаточной стоимости имущества: ост/стоимость = изначальная оценка – амортизация;
  • теперь выясняется точная ставка налога. Она устанавливается субъектами в зависимости от типа имущества и категории организации. Здесь уже могут быть заложены определенные преимущества (снижение ставки, налоговый вычет). Расчет ведется по формуле налог = н\база х ставка/100.

В действующих сроках, ставках и алгоритмах исчисления платежей юридическое лицо опирается на действующие нормативные акты. НК, региональные законы, разъяснения и постановления Минфина – знать нужно все актуальные требования.

Особенности предоставления на движимое имущество

Под движимым имуществом организации понимаются не только транспортные средства. Гражданский кодекс относит сюда вещи, не причисляемые к недвижимости: деньги, ценные бумаги, аналогичные активы – п. 2, ст. 130 ГК.

В свою очередь, статья 374 НК считает движимость имуществом юридического лица. Категория подпадает под льготирование с рядом условий:

  • вывести из-под платежного бремени возможно только объекты, взятые на бухучет после 31.12.2012 года;
  • из льготного списка выпадает движимость, приобретенная в результате ликвидации/реорганизации предприятия или по сделке между взаимозависимыми сторонами.

Последние поправки. В настоящее время льгота действует на территории РФ повсеместно. Однако с 2018 года для исключения движимости из разряда «налогового» имущества необходимо принятие соответствующего закона на местах.

Особенности предоставления для бюджетных организациях

В 2018 году на федеральном уровне для бюджетных учреждений действуют ограничения на максимум ставки:

  • по кадастру – 2%;
  • по остаточной стоимости – 2,2%.

По-прежнему исключено из налоговой базы движимое имущество 1 и 2 амортизационных групп, а также фонды, перечисленные в статье 374 НК РФ.

Деятельность бюджетных организаций затрагивает самые разные отрасли, в силу чего основной объем льгот назначается по субъектам:

  • К примеру, в Калужской области муниципалитет и казенные учреждения полностью не платят имущественный налог. Мораторий действует также на автономные учреждения, использующие в уставной деятельности областное и муниципальное имущество с согласия владельца (ФЗ № 263-оз).
  • В Нижегородской области снижена ставка до 0,5% для имущества типа А (помещения), используемого для научных, опытных, конструкторских работ за счет бюджетных ассигнований.
  • Существенные послабления предусмотрены в Москве и ее муниципальных образованиях.

Часть регионов давно прекратила льготирование бюджетной сферы по имущественному налогу. Московская обл. еще в 2004 году отменила особое налогообложение для бюджета законом № 151/204-оз.

Не значатся в списках льготников организации Псковщины, Сахалина, Ставрополья.

Региональные особенности

Посмотрим, как платят имущественные налоги предприятия Красноярского края.

Направление регулируется краевым законом №3-674 от 2007 года. В общих случаях действует ставка 2,2 процента. Для значимых с экономической и социальной позиции организаций предусмотрены льготные условия:

  • 1,1% – ставка для инвесторов в экономику края. Правительство активно привлекает инвесторов в развитие производств, но на особый порядок претендуют только крупные финансовые партнеры. Инвестиционные транши от 50 млн рублей должны предназначаться на капитальные вложения по одному инвест-проекту. Приобретенные объекты должны попасть на баланс не раньше 1 января 2010 года. Допустимый временной разрыв с момента приобретения, модернизации инвестиционного имущества до принятия его на учет – 3 года.
  • 0,5 % – налог с имущества фармацевтических предприятий Красноярья, занятых изготовлением или льготным отпуском лекарств, а также занятые в обороте препаратов из особых списков (наркотических, психотропных).
  • Сняты налоговые обязательства по имуществу:
    • предприятий народных промыслов, когда в общих доходах доля от реализации продукции народного художественного творчества составляет 50 и более процентов;
    • организаций, в отношении автодорог регионального значения общего пользования, а также капитальных дорожных сооружений этих объектов;
    • предприятий по переработке древесных отходов (стружечных материалов, брикетов, древесных плит и другого). Предоставляется в отношении имущества основной деятельности, поставленного на баланс с 1 января 2007 года. Период между приобретением и началом учета – до 10 лет. «Мораторий» распространяется только на пять налоговых периодов;
    • организаций в отношении частных автодорог общего назначения, внесенных в ЕГР и ставших частью баланса с 2016 года;
    • предприятий, участвующим в создании спортивной инфраструктуры и обслуживании участников XXIX Всемирной Зимней Универсиады 2019 года. Условие – капитальные инвестиции претендентом на льготу в предстоящее мероприятие с 2016 по 2018 годы.
    • производителей сельхозпродукции с циклом переработки собственной продукции, в том числе на арендованном оборудовании;
    • производители первичного алюминия, некоторые предприятия энергетики.

Перечень претендентов на льготное налогообложение широк, но самые привлекательные условия предлагаются предприятиям промышленной сферы, инвестиционного сектора. Часть льгот бессрочна, другие положения распространяются на ограниченный период. Есть масса дополнительных условий и требований к правообладателям.

Организация, имеющая по закону 3-674 право на несколько льгот, на свое усмотрение выбирает одну.

Последние новости и изменения

В 2018 году продолжится переход организаций на кадастровое определение налоговой базы (Брянск, Мурманск, Алтай, Белгород, МО, Москва). Более того, часть регионов, «принявших кадастр» в 2017 году, в текущем периоде повышают ставку. Фактически оценка объекта возрастает существенно, вместе с ней – налог даже по льготной ставке.

Субъектам предпринимательской деятельности необходимо ожидать от законодателей следующих инноваций:

  1. Все объекты, которые относятся к 1 и 2 амортизационным группам основных средств, не подлежат налогообложению. Этот порядок регулируется Налоговым Кодексом РФ, статьей 374.
  2. Все объекты, которые включаются в другие амортизационные группы, принятые на баланс, начиная с 2013 года, подлежат обложению налогом.
  3. В 2018 году на территории России действует Федеральная льгота по налогу на имущество (амортизационные группы 3-10), при условии принятия соответствующего законодательного акта региональными властями.
  4. Начиная с 01.01.2018 г. региональные власти могут утверждать дополнительные льготы по налогу на имущество, вплоть до его полной отмены. Рассчитывать на такие поблажки могут субъекты предпринимательской деятельности, обладающие следующим имуществом: относится к категории инновационного и высокоэффективного оборудования; с даты изготовления которого не прошло более трех лет (перечень в ст. 381 НК РФ).
  5.  Налоговые ставки не могут превышать в 2018 году 1,10% относительно имущества (движимого), если региональными властями не были утверждены относительно него льготы.
  6. Льготы в 2018 году не будут применяться относительно имущества организаций (движимого), которое было поставлено на баланс до 01.01.2013 г. На такие основные средства также не распространяется ограничение относительно налоговой ставки 1,10%. Они облагаются налогом на общих основаниях.
  7. В отдельных российских регионах приняты соответствующие законодательные акты, позволяющие по льготному движимому имуществу применять ставки, которые ниже 1,10%, либо вовсе не платить налог. Например, в столице и в МО в течение 2018-2020 гг. субъекты предпринимательской деятельности будут применять нулевую ставку относительно движимого имущества, поставленного на баланс с 01.01.2013 г. В СПБ субъекты хозяйствования могут применять льготу только в отношении объектов, с даты изготовления которых прошло не больше трех лет.

О данном виде налоговых послаблений для предприятий города Москвы смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/nalogi-i-zakony/nalogovye-lgoty/imushhestvennie-dlya-organizacij.html

Исчисление налога на имущество в бюджетных организациях

Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

2. Особенности налогообложения налога на имущество на примере расчетно-кассового центра г. Ртищево

2.1 Краткая характеристика расчетно-кассового центра г. Ртищево

2.2 Расчет налога на имущество расчетно-кассового центра г. Ртищево за 2008 год

3. Проведение камеральных проверок

Заключение

Потребность в исследовании налогообложения имущества бюджетных учреждений обусловлена необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их собственности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.

Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.

Все это свидетельствует об актуальности темы данной работы.

Целью данной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

· исследовать теоретические основы налогообложения имущества, выявить экономическую сущность налога на имущество;

· исследовать современное состояние налогообложения имущества на примере расчетно-кассового центра, обозначить необходимость оптимизации налогообложения;

1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями

1.1 Особенности налогообложения налогом на имущество бюджетных организаций

Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы.

При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.

Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.

При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.

Таким образом, с точки зрения экономики этот налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с точки зрения финансов – фискальную функцию.

Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.

Бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, а вновь созданные бюджетные организации – со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Глава 30 НК РФ является главой прямого действия; это означает, что все положения, установленные в данной главе Кодекса, применяются непосредственно на всей территории Российской Федерации

Хотя налог на имущество организаций и вводится на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) власти субъектов Российской Федерации должны определить в своих законах о налоге на имущество организаций только отдельные элементы налогообложения, право на установление которых делегировано им гл. 30 НК РФ, в частности, они имеют право устанавливать ставку налога в пределах, определенных ст. 380 Кодекса, сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу. Они также вправе предусматривать сверх установленных гл. 30 НК РФ льгот по налогу на имущество организаций (ст. 381 НК РФ) дополнительные льготы по налогу для организаций. Кроме того, законодательные акты субъекта Российской Федерации о налоге могут не устанавливать отчетные периоды по налогу, а также предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

В отношении налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) следует иметь в виду, что если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, то бюджетные организации должны представлять налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ‑3–21/224.

1.2 Имущество бюджетных организаций, включаемое в налоговую базу

Заполняя налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций, следует иметь в виду, что согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления

При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные ст.

130 ГК РФ, а именно земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ под движимым имуществом подразумеваются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Однако для целей налога на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое имущество как вещи, не относящиеся к недвижимости и учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Признание основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона №129‑ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Таким образом, на балансе организации в зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и недвижимое имущество) отражаются:

· основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

· основные средства, полученные организацией в аренду;

· основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

· основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

· имущество бюджетных организаций, относящееся к основным средствам

Ведение бюджетными организациями бухгалтерского учета, в том числе основных средств, должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 №107н (далее – Инструкция №107н).

При принятии бюджетными организациями к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо, чтобы в отношении их выполнялись следующие условия:

· использование для управленческих нужд организации (либо оказания услуг);

· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования.

1.3 Налоговые льготы, предусмотренные для бюджетных организаций

Согласно п. 1 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Источник: http://MirZnanii.com/a/234885/ischislenie-naloga-na-imushchestvo-v-byudzhetnykh-organizatsiyakh

Налог на имущество в учреждениях госсектора: когда не нужно платить?

Налог на имущество организаций для бюджетных учреждений (Авдеев В.В.)

Статья 374 Налогового кодекса РФ гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н. В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств.

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом.

Cогласно статьям 214 и 215 ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи 374 и 375 НК РФ).

Не стоит забывать и утвержденный список налоговых льготников.

К ним относятся учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общероссийские общественные организации инвалидов, производители фармацевтики и иные организации.

Все они признаны налогоплательщиками, но в то же время некоторые объекты их имущества не облагаются налогом. Более подробно с этим можно ознакомиться в статье 381 НК РФ.

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.1 НК РФ прямое и (или) косвенное участие государства, субъектов РФ и муниципальных образований в российских организациях не приравнивается к взаимозависимости. Следовательно, движимое имущество, полученное от учредителя, освобождается от налога.

Чтобы выяснить, какое имущество освобождается от налога на имущество, всегда изучайте льготные возможности организации, а также определяйте характер основных средств учреждения.

Статья подготовлена

экспертами Компании “Учёт в БГУ”

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: http://grnt.ru/blog/nalog-na-imushhestvo-v-gossektore/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.