+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) (Рыбалов А.О.)

Содержание

Что такое частный сервитут на земельный участок?

Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) (Рыбалов А.О.)

Сервитут – это право частичного пользования чужой недвижимостью.

Определение

Законом определены частные (ЧС) и публичные (ПС) сервитуты.

Частный сервитут устанавливается в пользу одного лица. Особенно часто такой сервитут используется во взаимоотношениях собственников участков земли. Это зафиксировано в ст. 274 – 276 ГК и в ст. 23 ЗК.

При этом ГК не разделяет типы сервитутов. В ЗК прямо приведено деление сервитутов на частный и публичный, что зависит от того, в пользу каких лиц они устанавливаются.

ЗК не раскрывает понятия частного сервитута, а только отсылает к ГК.

В частности, в ст. 274 говорится о том, что собственник участка при необходимости может потребовать установления сервитута на соседний участок.

В той же статье перечислены некоторые причины, по которым может быть установлен сервитут.

К ним относится необходимость прохода или проезда на соседний (господствующий) участок, обеспечение возможности ремонта или строительства на соседнем участке и решение других задач, которые не могут быть выполнены без сервитута.

Установление сервитута не лишает владельца участка прав собственности. Он может потребовать с пользователя сервитутом плату за его использование. Обременение участка в виде сервитута не пропадает при переходе участка к другому хозяину.

На основании общих положений, приведенных в ГК и ЗК, решаются вопросы об установке сервитутов в других законах и правительственных актах. Например, в п.

23(з) «Правил выдачи разрешений на строительство», утвержденных правительственным Постановлением № 221, говорится о необходимости включения в решения данных о частных сервитутов.

Аналогичные требования имеются в законах № 113-ФЗ «О мелиорации», № 126-ФЗ «О связи» и в других нормативных актах.

Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон. В случае отказа владельца участка, на который надо установить сервитут, вопрос решается в суде.

Пример частного сервитута

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните: Москва+7(499)350-80-59, Санкт-Петербург+7(812)309-94-01.

В суде города Бугульмы рассматривался иск гр. Ж. к гр. М., в котором Ж. требовала отменить частный сервитут, который был установлен судебным решением в пользу М.

Основанием для этого Ж. считала то, что данным сервитутом М. не пользуется.

Ответчик исковые требования не признал и заявил, что сервитут был установлен судом и зарегистрирован. М. отметил также, что он пользуется сервитутом для обслуживания строения на своем участке.

Суд установил:

  1. Сервитут может быть прекращен из-за пропадания причин его установки (ст. 276 ГК).
  2. Более ранним решением судом г. Бугульмы для прохода и обслуживания дома на принадлежащем М. участке был установлен постоянный сервитут на участке, собственником которого является Ж. При принятии этого решения было доказано, что иного пути для прохода на участок М. не существует.
  3. Доказательств того, что М. не пользуется сервитутом, суд не нашел.
  4. Ответчик заявил, что он продолжает пользоваться сервитутом для обслуживания дома.
  5. Поскольку необходимость в установленном сервитуте не отпала, в иске гр. Ж. было отказано.

Соглашение

Частный сервитут может быть установлен в добровольном или принудительном порядке. Принудительным образом такой сервитут  устанавливается по решению суда в случае отсутствия договоренности владельцев господствующего и подчиненного участков. Если такая договоренность появляется, то сервитут устанавливается на основе соглашения (п.3 ст. 274 ГК).

Соглашение никак не регламентируется в современном законодательстве РФ. В частности, в ГК отсутствуют какие-либо требования к соглашению.

В то же время соглашение должно представлять собой письменный документ, подписанный обеими сторонами. Иначе добровольно установить ЧС невозможно. Примером служит дело арбитражного суда, в котором оспаривалось установление частного сервитута постановлением мэра города. Суд пришел к выводу, что такое постановление мэра не может служить основанием для данного сервитута.

Действующие законы имеют перечень необходимых пунктов в соглашении только для участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (ст. 39.25 ЗК). Примером рекомендуемой формы соглашения является Письмо МЭР № 23-3607 (2009 г.). По этой рекомендации соглашение об установлении ЧС должно содержать:

  1. Сведения о сторонах соглашения.
  2. Информацию о подчиненном участке (кадастровый номер, адрес, площадь).
  3. Цель установления ЧС.
  4. Область действия сервитута на участке.
  5. Размер платы и порядок ее внесения.
  6. Другие права и обязанности сторон.

Бланк соглашения о сервитуте можно скачать здесь.

Поскольку перечень документов для принятия решения об установлении частного сервитута не установлен, считается, что для заключения соглашения, как минимум, нужны:

  • правоподтверждающий документ на участок для лица, для которого устанавливается сервитут;
  • документ с указанием пределов действия сервитута (выписка из ЕГРН, в которой содержатся сведения о части участка на который действует сервитут).

Участники соглашения

Участниками соглашения по частному сервитуту являются:

  • лицо, требующее установки сервитута на соседний участок (сервитуарий);
  • лицо, являющееся собственником соседнего участка.

В качестве лица, обремененного сервитутом, может выступать только собственник участка или другой недвижимости.

В качестве сервитуария может выступать лицо, обладающее участком на праве собственности, пожизненного владения. Если частный сервитут устанавливается на здание или сооружение, то сервитуарием может быть собственник здания, сооружения, а также лицо, имеющее права ведения хозяйства и управления этим объектом (ст. 294, 296 ГК)

Определение платы

В общем виде в соглашение о сервитуте входит пункт о соразмерной плате за пользование участком, что устанавливается п.5 ст. 274 ГК. Плата за сервитут во многом зависит от вида использования служащего участка.

Соразмерная плата за сервитут может быть определена различными способами:

  1. С помощью экспертной оценки.
  2. Использованием «Методических рекомендаций по оценке платы за сервитут» Росземкадастра. Хотя этот документ не является официальным, тем не менее, он часто используется на практике. В соответствии с этой методикой плата за сервитут приравнивается к убыткам, которые получил владелец служащего участка из-за введения сервитута.
  3. Когда в качестве платы за сервитут принимается выгода, которую мог бы получить владелец служащего участка при отсутствии сервитута (например, при сдаче в аренду используемой для прохода и проезда части участка). Такое мнение имеет Президиум ВАС.

Правила заполнения соглашения

На практике при составлении соглашения о сервитуте желательно учитывать все возможные обстоятельства. В частности, в соглашение необходимо включить следующие вопросы:

  1. Предмет соглашения. В данном пункте необходимо указать те права, которые будут предоставлены сервитуарию, и указать данные участка, на который будет установлен сервитут (кадастровый номер, адрес). На плане желательно отметить место на участке, где будет реализован сервитут.
  2. Цели установления договора. Например, проезд или проход по участку, устройство трубопровода или линии электропередачи.
  3. Сфера действия соглашения. Права и обязанности сторон.
  4. Плата. Можно установить в соответствии с одним из способов, указанных выше.
  5. Ответственность сторон.
  6. Срок действия соглашения.
  7. Реквизиты сторон.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/chastnom.html

Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями

Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) (Рыбалов А.О.)

На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:

  • пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
  • происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
  • иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.

Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.

Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения

Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие «сервитут», виды сервитутов, порядок установления и прекращения.

П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.

Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.

В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю

  • Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
    • например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
    • чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
  • Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
    • вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
    • жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
    • принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
  • Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
  • Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
  • При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
  • Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.

Что общего в частном и публичном сервитуте

  • И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
  • Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
  • Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п. 9, ст.23).

Установление публичного сервитута на земельный участок

Установить сервитут могут:

  • правительство РФ;
  • субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • ОМСУ (органы местного самоуправления).

Цели ведения:

  • обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т. ч. к водным объектам и береговым зонам;
  • ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
  • забор воды в водоемах;
  • сенокос и пастбища;
  • охота, рыбалка, разведение рыбы;
  • прогон домашнего скота;
  • дренажные работы на ЗУ;
  • проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
  • проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).

Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.

Порядок установки публичного сервитута таков:

  • Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
  • Общественные слушания.
  • Принятие закона или нормативного акта.
  • Регистрация в ЕГРН.

Как подается заявление

Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.

В заявление содержатся сведения:

  • о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
  • виде и цели сервитута;
  • сроке обременения;
  • собственниках земельного участка;
  • лицах, в интересах которых вводится обременение.

Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.

Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте

Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит «рекомендательный» характер:

Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.

То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.

Слушания должны вестись по протокольной форме:

  • все выступления, точки зрения, возражения, мнения «за» и «против» записываются;
  • указываются паспортные данные участников дебатов.

Принятие нормативно-правового акта

После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.

Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:

  • данные о местоположении участка, его площади;
  • ситуационный план ЗУ с указанием границ;
  • кадастровый номер участка;
  • сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.

Регистрация публичного сервитута

Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.

Для регистрации необходимы такие документы:

  • Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
  • Кадастровый план с указанными границами сервитута.
  • Нормативно-правовой акт.
  • Квитанция об уплате государственной пошлины.
  • Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).

Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.

Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.

Как происходит межевание при публичном сервитуте

Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.

  • Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
  • После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
  • Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.

Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.

Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.

Может ли собственник отстоять свои права

Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:

  • собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
  • размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.

Что делать?

Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.

Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить «доброту»:

  • например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
  • изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.

Пример судебной тяжбы

Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.

Примером является следующий случай.

  • В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан (проезд) к водоему и берегу.
  • Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
    • право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
    • у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
  • Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
  • М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
  • Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
    • кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
    • ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
    • п. 8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.

Основаниями для пересмотра дела являются:

  • Решение Верховного суда (обзор № 35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
  • Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).

Прекращение действия публичного сервитута

Основания для снятия сервитута:

  • истечение срока действия обременения;
  • окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
  • исчезновение необходимости в сервитуте;
  • стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
  • аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.

Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html

Споры с установлением земельных сервитутов

Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) (Рыбалов А.О.)

Споры по искам об установлении сервитутов достаточно распространены в судебной практике.

Однако по моим наблюдениям в большинстве случаев суды отказывают истцам в удовлетворении их требований в связи с недоказанностью того, что нужды истца не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В судах сервитут рассматривается как исключительное средство обеспечения прав истцов. Предлагаю разобраться в этом вопросе, в том числе на примерах конкретных судебных дел.

В соответствии со ст.

Защита права собственности на земельный участок по спорам, не связанным с лишением владения, установление сервитута

Статья 304 Гражданского кодекса РФ гласит: собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Для разрешения споров, возникающих между владельцами смежных земельных участков, зачастую нет необходимости обращаться в суд, тратить деньги на судебные расходы для себя, а в случае проигрыша дела – также оплачивать судебные расходы второй стороны.

Земельные споры

Прежде всего, это споры, связанные с установлением земельных сервитутов. Достаточно часто собственник земельного участка требует от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). При этом собственник земельного участка, «рискуемого» быть обремененным, чувствует себя ущемленным и, как следствие, рождается спор.

Однако обременение земельного участка сервитутом ни в коем случае не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения участком.

О порядке возникновения, установления, прекращении и регистрации сервитутов

Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления и собственником соседнего земельного участка.

Публичный — сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, Краснодарского края или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Постоянный «бессрочный сервитут» —, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой.

Перечень частных, устанавливаемых соглашением сторон, за исключением водных сервитутов в соответствии с ч.2 ст.

Сервитут на земельный участок: примеры из практики

В соответствии с положениями ст. 274 ГК РФ. может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний (или иной) земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2) второй пусть установления сервитута – судебный порядок установления.

Споры в связи с установлением земельных сервитутов

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов в силу части второй статьи 191 АПК РФ рассматриваются в арбитражных судах.

Споры об установлении сервитутов

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и выступает в качестве обременения права лица, в отношении имущества которого установлен.

могут быть частными и публичными. Частные сервитуты устанавливаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, в интересах определенного лица на основании договора между лицом, в интересах которого устанавливается, и лицом, имущество которого обременяется.

Существует два вида: частный и публичный. Частный — устанавливается в соответствии с гражданским зако­нодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления, и собственником соседнего участка.

Сервитут может быть установлен по требованию и в интересах не только собственника земельного участка, но и в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Публичный — устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земель­ных участков.

Судебная практика по земельным спорам

Особенности установления частного и публичного земельного. Ходатайство о выдаче кадастрового паспорта земельного участка, занятого садоводческим товариществом. Порядок оформления правообладателям кадастрового паспорта земельного участка.

Принципы организации кадастрового учета земельного фонда. Характеристика Талицкого района. Планировка территории — способ градостроительной подготовки территорий и земельных участков.

Судебные споры в связи с установлением земельных сервитутов

Частный сервитут устанавливается соглашением между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего участка, а также по требованию и в интересах лица, которому принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного бессрочного пользования.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации,

Услуги, предoставляемые департаментом

С развитием частной собственности на недвижимость, особенно на земельные участки в пределах населенных пунктов, для государства довольно остро встал вопрос пользования объектами общего пользования: колодцами, оросительными каналами, дорогами и т.п. К этой же категории относятся и расположение водо-, газопроводов, труб систем отопления и других коммуникаций, которые по техническим или иным причинам невозможно было провести иначе, чем через участок земли находящемся в частной собственности.

Чтобы как-то узаконить договоренности, достигнутые относительно подобных объектов с собственниками земли было введено понятие сервитута, по-другому, права ограниченного пользования чужим имуществом.

Установление сервитута

называется установленное гражданским законодательством специальное право на проход (проезд) к своему земельному участку через территорию участка соседа в тех случаях, если этот участок перекрывает путь, и другого способа добраться не существует. Различают два вида сервитутов: частные и публичные.

Частные сервитуты вводятся по соглашению между нуждающимся в лицом и собственником соседнего участка земли.

Источник: http://megatranslation.ru/spory-s-ustanovleniem-zemelnyh-servitutov-57071/

Наглядные примеры использования разных видов сервитута

Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) (Рыбалов А.О.)

Сервитут в настоящее время считается одним из наиболее удобных вариантов, который можно использовать для приобретения права пользования чужим имуществом в целях обеспечения своих интересов, а также получения возможности правильно функционировать своему недвижимому имуществу.

Что именно подразумевают под сервитутом и какие виды этого права существуют?

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96

Что такое сервитут и какие виды существуют?

Сервитутом принято считать такое обременение, которое позволяет инициаторам установления этого обременения использовать чужое имущество в своих целях.

Регулирование всех вопросов, связанных с установлением сервитута, находится в ведении двух нормативных актов — Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации. Именно в этих нормативных актах содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым сервитут может быть установлен.

В этих же нормативных актах имеются также и определения тех видов сервитутов, которые установлены в настоящее время. К таким видам будут относиться:

  • Публичный и частный сервитуты;
  • Срочный и бессрочный.

Публичным сервитутом принято считать такое обременение, которое устанавливается государством в целях обеспечения своих интересов или тех лиц, которые выступили с просьбой о таком праве пользования.

В случае установления публичного сервитута никаких договоров о его установлении не требуется, а решение о назначении такого обременения принимается с помощью публичных слушаний.

 Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96

Договор об установлении частного сервитута заключается между частными лицами без привлечения помощи государства.

Его помощь может быть использована только в том случае, если владелец обременяемого имущества отказывается от заключения договора или назначает слишком высокую цену за использование своей недвижимости.

В этом случае на помощь придёт один из государственных органов в лице суда соответствующей инстанции.

Ещё одним вариантом выделения видов сервитутов считается разделение на срочные и бессрочные сервитуты. Такое разделение происходит в зависимости от того, на какой срок устанавливается сервитут.

Так, если при заключении соответствующего соглашения или вынесении нормативного акта об установлении сервитута точно известен тот срок, на который такое обременение потребуется, или есть информация о том, что сервитут понадобится на время проведения определенных работ, он будет считаться срочным, а условие его длительности должно быть обязательно зафиксировано в тексте договора или нормативного акта об установлении такого обременения.

Если срок окончания действия сервитута неизвестен по каким-то причинам, то он устанавливается на бессрочной основе, а в тексте соответствующих документов будет содержаться информация о таком сроке.

Сервитут представляет собой довольно сложный и, одновременно, интересный вид права пользования чужим недвижимым имуществом, что обуславливает большое количество разнообразных судебных дел в этой сфере правоотношений.

Примеры установления сервитутов из судебной практики

В судебной практике содержится довольно большое количество различных дел, суть которых сводится к установлению того или иного вида сервитутов.

Установление публичного бессрочного сервитута

То есть, в данном случае, можно говорить о примере регулирования публичного сервитута, в том числе, с использованием судебного урегулирования. Кроме того, установленный сервитут считается бессрочным, так как право прохода к указанному водному объекту будет осуществляться до тех пор, пока не образуется новый, более благоприятный вариант прохода.

Частный бессрочный сервитут

Ещё один пример установления сервитута в судебной практике относится к делу, рассмотренному 24 декабря 2014 года.

Срочный частный сервитут

Несмотря на то что чаще всего рассматриваются дела об установлении бессрочного сервитута, так как такие дела представляют собой споры наибольшей сложности ввиду невозможности определения максимальных сроков использования земельных участков, срочные сервитуты также нуждаются в судебном регулировании. Одним из таких примеров можно считать дело, рассмотренное 6 ноября 2012 года Кузнецким районным судом Пензенской области.

Истец обратился в суд с просьбой установить частный сервитут на срок 12 дней для проведения ремонта фундамента своего дома. Обременение должно быть установлено лишь на часть участка, а реконструированный фундамент, часть которого находится на межевой территории, захват соседнего участка не осуществит.

Истец готов уплатить за использование сервитута сумму, превышающую годовой земельный налог ответчика за его участок. В связи с тем что ответчик в целях препятствия истцу выполнить ремонтные работы, установил на испрашиваемой территории забор, ремонт фундамента оказался невозможен.

В связи с этим истец обратился в суд с исковым заявлением, ключевыми требованиями которого стали установление срочного частного сервитута, а также устранение препятствий к осуществлению ремонтных работ.

Для того чтобы доказать, что чужое имущество в ходе этих работ не пострадает, а производство таких работ обязательно ввиду аварийного состояния фундамента, истец пригласил независимого эксперта, чьё заключение было представлено в качестве одного из ключевых доказательств необходимости ремонтных работ и возможности их осуществления только указанным способом.

Суд, рассмотрев все материалы дела, принял решение исковые требования истца удовлетворить в полном объёме путём установления требований к ответчикам установить сервитут сроком на 12 дней.

Сервитутом принято называть особое обременение чужого недвижимого имущества, которое устанавливается для полноценного использования такого имущества в целях обеспечения полноценного функционирования имущества инициаторов установления обременения или в целях обеспечения качественных условий жизни различным категориям населения или неограниченному кругу лиц (последний вариант чаще всего бывает характерен для публичного сервитута).

В современной юридической практике принято выделять публичные и частные сервитуты в зависимости от того, кто выступает инициатором установления. Также существует разделение на срочные и бессрочные (или постоянные) сервитуты в зависимости от срока использования обременённого участка.

Если говорить о судебной практике, то во всех этих категориях имеется довольно большое количество дел, которые рассматривают вопросы установления сервитута в той или иной категории.

 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-66-30, Санкт-Петербург +7(812)309-36-67, другие регионы РФ +7(800)511-75-96

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/primery-ispolzovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.