+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Несоответствие сумм расходов физического лица его доходам как повод возникновения налоговых претензий (Фомичев С.С.)

Исследовании налогового контроля за налогом на доходы физических лиц в ИФНС по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Несоответствие сумм расходов физического лица его доходам как повод возникновения налоговых претензий (Фомичев С.С.)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Основы налогового контроля и налогообложения доходов физических лиц в РФ 6

1.1. Элементы налога на доходы физических лиц 6

1.2. Формирование налоговой базы по налогу на доходы физических лиц 12

1.3.Формы и методы налогового контроля 26

Глава 2. Организация налогового контроля по налогу на доходы физических лиц в ИФНС по Сургутскому району Ханты-Мансийского Автономного округу — Югры 31

2.1.Организация контрольной работы в ИФНС по Сургутскому району 31

2.2.Организация и взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками и налоговыми агентами по налогообложению доходов физических лиц 42

2.3.Анализ налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц 51

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля по налогу на доходы физических лиц 61

3.1.Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма налогового контроля по налогу на доходы физических лиц 61

3.2.Повышение эффективности мероприятий налогового контроля по налогу на доходы физических лиц в ИФНС по Сургутскому району 66

Заключение 72 Список литературы 76

Приложения 81−88

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы; обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. Налоговый контроль — завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета [15].

Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов — возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства.

С другой стороны, налоги — это принудительные денежные отношения, налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, т. е.

контроль внутренне присущ данной экономической категории, необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию — образование денежных фондов государства.

Экономическая сущность налога на доходы физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств, в распоряжение государства. С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж, поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки [25].

Налог на доходы физических лиц является одним из ведущих налогов в налогообложении физических лиц. Данный налог уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме [8].

Цель работы заключается в исследовании налогового контроля за налогом на доходы физических лиц в ИФНС по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В связи с высокой социальной значимостью проблемы исследования в дипломной работе для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы налогообложения доходов физических лиц;
  • провести анализ организации взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками налоговыми агентами по налогообложению доходов физических лиц;
  • провести анализ налоговых проверок по налогообложению доходов физических лиц;
  • разработать рекомендации по совершенствованию механизма налогового контроля НДФЛ;
  • дать оценку эффективности налоговых органов по налоговому контролю НДФЛ.

Объект исследования — налоговый контроль в отношении налога на доходы физических лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Предмет исследования — налоговые проверки по налогу на доходы физических лиц в ИФНС по Сургутскому району ХМАО — Югры.

Методологической основой исследования являются законодательные акты, постановления правительства России и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, указы Президента, инструкции, труды современных и отечественных экономистов.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы ИФНС по Сургутскому району для повышения эффективности налогового контроля за налогом на доходы физических лиц и деятельности в целом.

Структура работы включает: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Список использованной литературы

Список литературы

Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/issledovanii-nalogovogo-kontrolya-za-nalogom-na-dohodyi-fizicheskih-lits-v-ifns-po-surgutskomu-rayonu-hantyi-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-e-yugryi/

Инструкция налоговой по доходам-расходам: как это будет работать на практике

Несоответствие сумм расходов физического лица его доходам как повод возникновения налоговых претензий (Фомичев С.С.)
Партнер проекта

В новом проекте TUT.BY «К вам налоговая» мы вместе с директором аудиторской компании “БелАудитАльянс” Еленой Жугер, экспертом в своей области, будем разбираться в тонкостях налогообложения физических и юридических лиц.

Сегодня поговорим о постановлении Министерства по налогам и сборам от 31 августа 2015 года № 22. Этот документ, напомним, утвердил инструкцию, по которой налоговая будет контролировать соответствие расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе.

Reuters

На кого распространяется инструкция

В комментарии на официальном сайте МНС РБ говорится, что инструкция принята в целях реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», вступившего в силу с 5 апреля 2015 г.

, то есть будет применяться для контроля за соответствием расходов доходам граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году, или тунеядцев, как их называют в народе.

Таким образом, основные категории лиц, на которых будет направлен контроль по названной инструкции, следующие:

  • неработающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь;
  • граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, работающие менее 183 календарных дней в году.

Какую информацию будет анализировать налоговая и где она ее возьмет

Уже сейчас МНС располагает доступом (через получение сведений из баз данных или через официальные письменные запросы) к следующей информации о расходах:

  • о перемещении товаров через границу;
  • о регистрации сделок в РУП «БРТИ» с имуществом (недвижимое имущество, сделки с землей, сделки по регистрации имущественных комплексов и т. п.);
  • о регистрации сделок в ГАИ с транспортными средствами;
  • о движении денежных средств по счетам в банке (доходы, расходы, операции с электронным кошельком, депозиты, сведения о покупке валюты) в пределах соблюдения законодательства о банковской тайне.

Пример первый. На основании сведений ГАИ в апреле 2015 года неработающий гражданин Петров зарегистрировал сделку по приобретению автомобиля “Тойота Авенсис” по цене 210 миллионов рублей.

Этот же гражданин в марте 2015 года зарегистрировал сделку по продаже автомобиля “Форд Фокус” по цене 150 миллионов рублей. Разница между ценой продажи и покупки составляет 60 миллионов рублей.

Поскольку гражданин Петров не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у него информацию об источниках доходов в размере 60 миллионов рублей.

В случае, если Петров не представит информацию об источнике дохода, то сумма 60 миллионов рублей будет являться объектом для исчисления подоходного налога.

Пример второй. В мае 2015 года гражданин Семенов приобрел в отделении банка иностранную валюту на сумму 10 000 долларов США. Поскольку гражданин Семенов не имеет места работы и относится к категории граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов, налоговые органы вправе запросить у него информацию об источниках доходов для приобретения валюты.

Какие документы можно и нужно показать налоговому инспектору

Инструкция не говорит о том, какие документы и в какой форме должны быть представлены гражданином в качестве подтверждения своих расходов. Но следуя сложившейся практике, можно сказать, что:

  • расходный документ должен быть представлен на бумажном носителе;
  • расходный документ должен иметь содержание хозяйственной операции;
  • документ должен иметь дату составления и название;
  • на документе должны стоять подписи лиц, участвующих в его составлении. Если оплата произведена через электронные системы оплаты, то достаточно его распечатать;
  • если расходы совершены за пределами республики и документ составлен на иностранном языке, он должен иметь официальный перевод.

Приведенные критерии позволяют идентифицировать расходы в отношении конкретного лица, их назначения, временного периода.

Документами, подтверждающими фактически совершенные расходы, могут быть:

  • чеки о расходах из магазинов, торговых точек, аптек, учреждений образования и иных объектов сферы услуг и потребления;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг;
  • договоры на совершение сделок купли-продажи имущества, займа, кредитные договоры, дарения и т. п.;
  • иные документы, свидетельствующие о понесенных расходах.

Пример третий. В ходе изучения соответствия расходов неработающего гражданина Иванченко его доходам установлено превышение расходов над доходами на 425 миллиона рублей (за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года приобретен дачный участок). Налоговая инспекция потребовала у гражданина представить сведения об источниках дохода.

Им были представлены пояснения, что денежные средства являются их совместно нажитым имуществом с супругой, которая имеет постоянное место работы. Иных документов в качестве подтверждения источника дохода гражданин Иванченко представить не смог.

В этой ситуации налоговые органы вправе на основании представленной информации обязать супругу гражданина Иванченко представить декларацию о доходах.

Следует заметить, что инструкция, о которой мы говорим, будет применяться для контроля с 01 января 2015 года. То есть изучать ваши доходы-расходы будут именно с этой даты. А вот в приведенном примере с гражданином Иванченко налоговые органы вправе запросить декларацию о доходах у супруги гражданина Иванченко за последние 10 лет.

Несмотря на то, что обсуждаемая нами инструкция — новый документ, налоговые органы давно имеют опыт работы по контролю за доходами и расходами.

В рамках исполнения Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» контроль за доходами и расходами граждан осуществляется посредством направления гражданам требования о представлении деклараций о доходах и имуществе с последующим предъявлением к уплате подоходного налога.

Аудиторская компания «БелАудитАльянс» уже 10 лет помогает бизнесу правильно рассчитать налоги и избежать дорогостоящих ошибок, консультирует в самых разных аспектах бухгалтерского учета, проводит семинары, входит в двадцатку ведущих компаний Беларуси в своей области. Обладает сертификатом качества аудиторских услуг. Если у Вас есть срочный вопрос по ведению бухгалтерского учета и налогообложению, звоните по телефону: (017) 234−99−93(92) и получите одну бесплатную консультацию по этому вопросу!

Источник: https://finance.tut.by/news470256.html

Пояснительная записка в налоговую

Несоответствие сумм расходов физического лица его доходам как повод возникновения налоговых претензий (Фомичев С.С.)

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 – «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки.

В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию.

Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет.

Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» – одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы.

Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.

), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnitelnaya-zapiska-v-nalogovuyu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.