+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД (Дмитриева А.Б.)

Содержание

Порядок таможенного оформления товаров

Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД (Дмитриева А.Б.)
\ Полезная информация \ Порядок таможенного оформления товаров

Порядок таможенного оформления необходимо разделить на таможенное оформление юридических и физических лиц, так как к товарам юридических и физических лиц применяются разные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств. Например, согласно таможенному законодательству, товары, ввозимые физическими лицами, не подлежат сертификации. В Российской Федерации применяется таможенное законодательство таможенного союза, в который входят также, Белоруссия и Казахстан. Основные нормативные документы, которые используются при регулировании отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации – это Таможенный кодекс таможенного союза и Федеральный закон РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. При этом, указанный Федеральный закон используется только в Российской Федерации. В зависимости от правильного применения тех или иных нормативных документов, зависят такие важные результаты, как – размер уплаченных таможенных платежей (сборы за таможенное оформление, пошлина, налоги) государству, сроки таможенного оформления, стоимость услуг таможенного брокера или стоимость расходов на своего сотрудника – специалиста по таможенному оформлению.

Порядок таможенного оформления товаров для юридических лиц

Юридические лица обязаны произвести таможенное декларирование в письменной или электронной форме на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза.

Юридические лица в основном осуществляют операции в отношении грузов, которые предназначены для осуществления предпринимательской деятельности. Мы остановимся, на основных последовательных операциях при самостоятельном таможенном оформлении товаров юридическими лицами.

Перед ввозом/вывозом необходимо определить под какую процедуру целесообразно поместить товары при перемещении товаров через границу.

Основные процедуры – это помещение товаров под таможенную процедуры:

  • выпуск для внутреннего потребления (ИМ40);
  • экспорт (ЭК 10).

После выбора процедуры, определяем код ТНВЭД на основании характеристик товаров, состава материала и назначения. При определении кода ТНВЭД очень важную роль играет пояснения к ТНВЭД, т.к. в пояснениях происходит уточнение по классификации товаров. Кроме того, стоит посмотреть классификационные решения ФТС, которые размещены на официальном сайте ФТС

Затем, на основании кода ТНВЭД, определяем размер платежей государству, стоимость услуг по таможенному оформлению и затем узнаем какие требуется подготовить разрешительные документы.

Основные разрешительные документы, которые могут требоваться таможенными органами при ввозе:

  • сертификат о соответствии ( Декларация о соответствии);
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • лицензии.

Если вы обнаружили, что ваша продукция сертифицируется, необходимо знать, что образцы товаров и (или) товары для рекламных целей и (или) товары предназначеные для собственных нужд компании НЕ подлежат сертификации. При декларировании товаров, необходимо указать эту особенность ваших грузов.

Порядок таможенного оформления для физических лиц

Физические лица не обязаны письменно декларировать грузы, за исключением следующих случаев:

  1. товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  2. товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  3. товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств – членов таможенного союза;
  4. транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств – членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  5. валюта государств – членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств – членов таможенного союза;
  6. культурные ценности;
  7. товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  8. иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

В случае, если ваш товар попадает в указанный список, Вам необходимо письменно задекларировать товары и следовать через красный коридор.Таким образом, при перемещении товаров через границу необходимо внимательно изучить данные требования таможенного кодекса.

Компания, которая не является участником внешнеэкономической деятельности ( далее – ВЭД), но которая планирует им стать, должна разобраться в тонкостях таможенного оформления грузов при ввозе и вывозе.

В этом разделе, мы постараемся раскрыть основы таможенного дела, которые помогут вам самостоятельно разобраться в таможенной сфере.

При импорте или экспорте товаров, необходимо знать основные понятия и термины таможенного законодательства, чтобы правильно общаться (на одном языке) с представителями таможенного органа или с таможенным брокером.

Источник: http://s-standard.ru/poryadok_tamozhennogo_oformleniya

Ключевые изменения таможенного законодательства: ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД (Дмитриева А.Б.)

В настоящее время в Минфине России закончено согласование текста нового Федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, который должен вступить в силу с 1 января 2018 года одновременно с новым Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза.

Как изменится жизнь участников ВЭД с встпулением в силу нового закона, рассказывает руководитель юридической компании «Магистраль» Чугаевой Марианны.

Институт предварительных решений получил обновление и дальнейшее развитие

  • Сокращен срок принятия предварительныъх решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и теперь они будут приниматься в течение 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления. Ранее срок составлял 90 календарных дней.
  • Также срок действия принятого предварительного решения увеличен с трех до пяти лет со дня его принятия.
  • Появляется возможность получения предварительного решения о происхождении товаров, которое также будет приниматься не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о происхождении товара. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию Союза из конкретной страны.
  • Также появляется возможность получения предварительного решения и по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение будет приниматься ФТС не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Появление новых видов предварительных решений сделают таможенные отношения более стабильными и помогут устранить неопределенность в таких важных вопросах как таможенная стоимость и происхождение товаров.

Изменено регулирование ряда положений, касающихся уплаты, взыскания и возврата таможенных платежей

  • Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, теперь можно получить в течение 20 календарных дней (сейчас для оформления отчет таможенным органом отведено 30 каледарных дней).
  • Предусмотрен запрет уступки права требования на возврат авансовых платежей, а сами авансовые платежи подлежат возврату в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления в таможенный орган.
  • Усложнился порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. Теперь возврат таких таможенных платежей будет производится исключительно в форме их зачета в счет авансовых платежей не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания.

При этом предусмотрено, что днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом таких документов как:

– корректировка декларации на товары;

– корректировка таможенного приходного ордера;

– полная декларации на товары;

– иной документ подтверждающий факт излишней уплаты (взыскания).

  • Установлено, что на сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не начисляются. При этом в отношении излишне взысканных таможенных платежей вводиться автоматический порядок уведомления плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания: такое уведомление должно быть направлено плательщику не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.
  • Порядок возврат денежного залога, в том числе остатка денежного залога, аналогичен порядку возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей. С той лишь разницей, что такой зачет осуществляется в счет авансовых платежей не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления соответствующих обстоятельств, и без соответствующего заявления плательщика.
  • Требование об уплате таможенных платежей теперь будет называться уведомлением об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, срок исполнения которого составляет 15 рабочих дней со дня его получения плательщиком (вместо 20 рабочих дней, как это предусмотрено сейчас). Уточнения к уведомлению должны быть исполнены в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
  • Уведомление (уточнение к уведомлению) об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени направляется таможенным органом по почте заказным письмом и считается полученным на шестой день, следующий за днем отправки заказного письма.
  • Внесено важное изменение, разрешающее проблему взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени с ликвидируемых организаций. Теперь при отсутствии у таких организаций денежных средств, необходимых для погашения задолженности, эта задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) организации. Надеемся, что данная норма не получит безусловного применения и таможенные органы будут учитывать правовую позицию ВАС РФ, выраженную в одном из постановлении Пленума в отношении аналогичных правовых возможностей налоговых органов по взысканию налоговой задолженности в пределах своих полномочий.
  • Введена специальная статья – особенности исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, при реорганизации юридического лица.
  • Наконец, расширены случаи, когда пеня не подлежит начислению. Пеня – это сумма денежных средств, которую плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в сроки, установленные законом. Предусмотрено, что при обеспечении обязанности по уплате таможенных платежей денежным залогом пеня не подлежит начислению по факту принятия окончательного решения.
  • Еще более разумным нововведением является запрет взыскания пени при отмене таможенных органом решения по классификации товара и принятии нового решения. В настоящее время таможенные органы автоматически начисляют пени на сумму таможенных платежей, которая была доначислена в связи с принятием нового решения по классификации. При этом период начисления пени начинается не с момента вынесения нового решения, а с момента возникнования обязанности по уплате таможенных платежей.

Порядок обжалования решений и действий таможенных органов или их должностных лиц изменен коренным образом

  • Ввводится обязательный досудебный (ведомственный) порядок обжалования. Теперь до соблюдения досудебного порядка пострадавшее лицо не сможет обратить в суд за защитой своего права.
  • Приведение в действие нового порядка выполняется поэтапно: с 1 июля 2019 года применяется в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, а в отношении иных решений, действий (бездействия) таможенных органов – с 1 января 2021 года.
  • Срок рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом составляет не более 25 рабочих дней после дня, следующего за днем ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 25 рабочих дней.
  • Если обжалуется решение, в результате которого лицу доначисляются таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлин, проценты или пени, то приостановить исполнение такого решения до рассмотрения жалобы по существу будет возможно только при представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде денежных средств (денег) или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.
  • При этом лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела либо уполномоченный экономический оператор, в качестве обеспечения приостановления исполнения обжалуемого решения может являться «профессиональное» обеспечение такого лица при условии, что размер подлежащих уплате таможенных платежей в связи с принятием обжалуемого решения не превышает размер такого обеспечения. Решение по заявлению такого лица о приостановлении должно быть принято таможенным органом в течение семи рабочих дней.

Обеспечение исполнения обязательств «по-новому»

  • Законодателем введена новая категория декларантов, которые освобождаются от предоставления обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. На получение такого статуса могут претендтовать лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в совокупной сумме не менее 10 миллиардов рублей, а совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год должна превышать размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в 10 и более раз.
  • Декларанты, которые пользуются услугами таможенного представителя, в качестве обеспечения таможенных платежей могут не представлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Такая возможность предусмотрена при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и (или) при назначении таможенной экспертизы, а также при соблюдении ряда условий, в т.ч. условия о том, что размер обеспечиваемой обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не должен превышать 20 процентов суммы реестрового обеспечения таможенного представителя.

Изменены правила игры для таможенного представителя

  • Солидарная ответственность таможенного представителя по уплате таможенный платежей, наконец, ограничена. Отыне таможенные представители освобождаются от солидарной ответственности в случаях, когда для целей деклариования товаров декларантом представлены заведомо поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, не имеющие юридической силы, и таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (данный факт установливается решением суда или таможенного органа).
  • Предусмотрена обязанность таможенного представителя публиковать на своем официальном интернет-сайте актуальную информацию о стоимости своих услуг, а также информировать ФТС об опубликовании стоимости своих услуг путем представления отчетности.
  • Единственным лицом, упомлномоченным на совершение таможенных операций от имени таможенного представителя теперь является только специалист по таможенным операциям, получивший соответствующую аккредитацию ФТС в установленном законом порядке.
  • Как уже упомниалось выше, таможенный представитель сможет использовать свое реестровое обеспечение для выпуска товаров до завершения проверки и (или) при назначении таможенной экспертизы без отвлечения денежных средств, а также использовать это обеспечение в качестве основания для приостановлении обжалуемых решений таможенных органов до рассмотрения спора по существу.

Прочее

  • Правительство РФ получает полномочия по запрету на оборот отдельных категорий товаров
  • Теперь на дороге можно встретить не только пост ДПС, но и представителей таможенных органов: таможня наделяется самостоятельным правом останавливать автомобильные транспортные средства на определенных территориях в целях проверки соблюдения таможенного законодательства путем проверки товаров и документов на них.
  • Законом вводится некоторые новые термины, в т.ч. операторы таможенных платежей, под которыми понимаются юридические лица, ответственные за поступление на счет федерального  казначейства денежных средств. Регулирование деятельности таких операторов будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, определяются Правительством Российской Федерации.

Источник: https://magistral-spb.net/nashe-mnenie/klyuchevye-izmeneniya-tamozhennogo-zakonodatelstva-fz-o-tamozhennom-regulirovanii-v-rossiyskoy-federacii.html

Как стать участником ВЭД

Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД (Дмитриева А.Б.)

статьи:

Одним из самых перспективных и прибыльных направлений бизнеса является внешнеэкономическая деятельность.

Этот путь позволяет значительно расширить границы предпринимательской деятельности и количество потенциальных покупателей, повысить конкурентоспособность на российском рынке.

Перед тем, как стать участником ВЭД, нужно подробно ознакомиться с особенностями процесса и этапами оформления статуса.

Что такое ВЭД?

ВЭД расшифровывается как внешнеэкономическая деятельность, суть понятия состоит в международном взаимовыгодном обмене товарами.

Главное условие ВЭД – регулярная реализация коммерческих операций с зарубежными странами – купля-продажа товаров, услуг, транспортировка грузов и др.

Торговые отношения, включающие экспорт и импорт, требуют не только серьезной подготовки, но и регистрации бизнеса как участника ВЭД.

При пересечении границы на таможне товар подлежит декларированию, которое отнимает много сил и времени, оформления большого количества документов для каждого случая ввоза-вывоза товаров.

Карточка участника ВЭД значительно упрощает процесс прохождения таможни: идентификация по карте сокращает количество необходимых бумаг при оформлении каждой партии товара.

На регистрацию статуса участника ВЭД также понадобится время, но зато процедура будет единоразовой.

На заметку. Начинать ВЭД и получать статус участника желательно при наличии положительного коммерческого опыта на территории Российской Федерации.

Планируя внешнеэкономические отношения российского бизнеса, нужно понимать, что здесь есть свои особенности, осложняющие реализацию предпринимательской деятельности за рубежом. Основными «подводными камнями» для ведения ВЭД в РФ являются такие моменты:

  • ослабление конкурентных позиций страны на внешнеторговых рынках в связи с введением ограничений США и странами ЕС;
  • теневая экономика, коррупция, распространение «серых» таможенных и налоговых схем;
  • низкий уровень опыта и знаний ведения ВЭД у российских предпринимателей;
  • необходимость постоянного взаимодействия с надзорными и контролирующими органами, проводящими частые проверки, экспертизы, требующими отчетность;
  • торговля в пределах Таможенного Союза усложняет ситуацию: регулярно появляются свежие законопроекты, вводятся новые правила;
  • сложности с правовой базой РФ, регулирующей ВЭД: некоторые законы допускают разночтение, 50% из них оторваны от реальной практики внешней торговли в России.

Кроме того, следует учитывать менталитет: чтобы избежать сложностей и бюрократизма, многие российские бизнесмены пренебрегают законодательной базой, что приводит к печальным последствиям.

Запомните! Знать теоретические основы ВЭД важно, но по-настоящему изучить международную коммерцию можно, познав их на практике: два-три года работы сделают из бизнесмена профессионала в этой сфере.

Как начать ВЭД: подготовка

Перед тем, как принять решение стать участником ВЭД, каждый предприниматель должен проанализировать предстоящий вид деятельности, взвесить возможные риски, проблемы и выгоды предприятия. И только потом начинать подготовку к коммерческому сотрудничеству с зарубежными странами.

Статус участника ВЭД: плюсы и минусы

Что дает статус участника ВЭД? Предприятие, выходящее на международный рынок, при грамотном подходе открывает для себя серьезные перспективы:

  • расширение границ бизнеса, ускорение его развития;
  • увеличение количества потенциальных покупателей реализуемой продукции и услуг;
  • улучшение репутации компании на международном уровне;
  • освоение передового мирового опыта ведения бизнеса;
  • повышение компетентности всего персонала фирмы-участника;
  • контракт напрямую с производителем, а не с посредником, всегда выгоднее: контроль качества, возможность договориться о скидках, дополнительные сервисы, прямые гарантийные обязательства, ответственность и др.;
  • удобство при таможенном контроле: оперативная проверка не требует полного пакета документации, включает лишь идентификацию карты участника ВЭД и сопроводительные бумаги на товары.

Минусы сводятся к необходимости тщательного изучения правовой базы ВЭД, таможенных схем, валютной бухгалтерии. К стандартным проверкам добавляются отчеты по ВЭД. К тому же все операции – уплату налогов, валютные операции и подготовку отчетов придется вести своими силами.

Исходя из вышесказанного, для успешной внешнеэкономической деятельности следует набирать только квалифицированных сотрудников, желательно имеющих опыт работы в данной сфере.

Каких специалистов привлекать к ведению ВЭД?

Успех компании зависит в большой степени от уровня компетентности сотрудников. Приготовьтесь к тому, что штат нужно будет расширять. Услуги каких специалистов понадобятся для ведения международной коммерческой деятельности?

  • Бухгалтер ВЭД, в обязанности которого входит учет экспортируемых и импортируемых товаров; уплата налогов, пошлин на таможне; работа с банковскими учреждениями, валютные операции; контроль задолженностей поставщиков; учет всех средств; работа с финансовой документацией; составление отчетов для проверяющих инстанций. Заниматься этим должен только бухгалтер с соответствующим опытом внешнеэкономической деятельности: не стоит экономить и дополнять список обязанностей рядового специалиста.
  • Декларант – специалист по таможенному контролю, который возьмет на себя все обязанности по оформлению товара на таможне. От качественной подготовки этого специалиста зависит правильное заполнение деклараций и подбор кодов ТНВЭД, ошибки в которых грозят срывом сроков поставок.
  • Менеджер ВЭД отвечает за поиск выхода на иностранные рынки, формирование клиентской базы, оформление документации на международные поставки, перевозки груза. В его функции входит ведение переговоров с иностранными партнерами и заключение сделок, то есть практически весь процесс управления внешнеэкономической деятельностью. Большой плюс, если менеджер хорошо разбирается в логистике.

Однако, есть и другой путь! Вместо расширения штата и постоянного содержания специалистов, Вы можете обратиться к услугам таможенных брокеров

И еще важный момент: перед началом сотрудничества следует продумать наиболее удобную правовую форму организации, которую нужно регистрировать.

Для работы с крупными иностранными партнерами лучше всего подходит ООО с общей системой налогообложения. Такая форма предоставляет больше возможностей, в том числе финансовых и кадровых, и воспринимается партнерами более престижной, чем ИП.

Что нужно для ВЭД?

Когда все возможности, преимущества и риски предприятия просчитаны, компания зарегистрирована или преобразованна, а штат сотрудников набран, дальше начинаются конкретные мероприятия для организации предпринимательства.

  1. Мониторинг рынка, поиск товаров для реализации и поставщика. Необходимо проанализировать спрос, предложения конкурентов, определить четкую цель приобретения товара, чтобы разработать свою стратегию закупок. Не обязательно применять традиционные способы, используемые конкурентами, можно рассмотреть альтернативные варианты, которые окажутся более выгодными. Можно закупить пробную партию у посредника, и в случае успешной реализации обратиться напрямую к зарубежному производителю, перед этим просчитав целесообразность сделки.
  2. Открытие валютного счета в банке и закупка валюты для осуществления торговых операций с бизнес-партнерами.
  3. Заключение внешнеторгового контракта с поставщиком. Это по факту договор купли-продажи, условия которого обязательны к выполнению. Составляется на русском языке, дублируется на английском (либо на языке производителя товара, импортера или экспортера). В контракте прописываются следующие пункты:
    • номер, дата, название, место оформления документа;
    • предмет контракта – название товара с полной его характеристикой, количества, страны происхождения;
    • сумма договора и валюта контракта;
    • условия поставки по Инкотермс 2010;
    • перечень документов от поставщика, отправляемых с товаром;
    • ответственность сторон;
    • платежные реквизиты и контактные данные, адреса сторон;
    • особые условия (форс-мажор и др.)

    Если за время договора что-либо изменилось (а так бывает нередко), к контракту прилагаются дополнения или изменения на отдельных бланках. После составления контракта, документ проверяется в банке, где открывается валютный счет. При первой поставке товара внешнеторговый контракт проверяется на таможне. На основании его составляется паспорт сделки, утверждаемый банком.

  4. Оплата товара. Условия оплаты (предоплата – полная или частичная, отсрочка платежа), сумма и сроки платежей обязательно подробно указываются в пункте внешнеторгового контракта с указанием кода и валюты расчета. Виды внешнеторговых контрактов, обязательные для предъявления в банк, сохранились, изменились лишь финансовые критерии: для экспорта – сумма от 6 млн. рублей, для импорта – от 3 млн. рублей.

Источник: https://GeneralImport.ru/stati/kak-stat-uchastnikom-vehd/

Изменения в таможенном законодательстве | Норман и Партнеры

Новые правила таможенного оформления товаров и изменения в законодательстве для участников ВЭД (Дмитриева А.Б.)

12 мая 2016 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

В первую очередь Верховный суд указывает на то, что международные договоры, в т.ч. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле» (ГАТТ) и Марракешское соглашение от 15.04.1994 г.

по применению статьи VII ГАТТ, являются частью правовой системы Российской Федерации.

Но таможенные органы часто игнорируют положения данных международных договоров и актуальные изменения в таможенном законодательстве при вынесении решений о корректировке таможенной стоимости товаров (Пункт 1-4 Постановления).

Верховный суд отдельно подчеркивает презумпцию добросовестности представленной декларантами информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (Пункт 6). Это значит, что:

  1. Само по себе выявление признаков недостоверности заявленной стоимости или должного подтверждения стоимости сделки не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости.
  2. Выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов) само по себе не может являться основанием для корректировки (Пункт 7).

Еще один важный пункт Постановления четко декларирует, что, наконец, поставлена точка в вопросе «повторных» корректировок таможенной стоимости.

Согласно пункту 12, таможенный орган не вправе выносить повторное решение о корректировке таможенной стоимости, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения о корректировке.

Например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит по существу то же обоснование корректировки таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным.

Соответственно, и проведение проверок после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного контроля до выпуска товаров.

Изменения в таможенном законодательстве: никто не может быть наказан без объективной причины!

В 5-м Пункте Постановления оговаривается, что таможенная стоимость товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

Отсюда следует Пункт 8, указывающий, что таможенный орган обязан предоставлять декларанту право предоставить возражения (пояснения) по выявленным таможенным органом признакам недостоверного декларирования стоимости с извещением об основаниях проведения дополнительной проверки.

При этом, несмотря на то, что обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота, от последнего разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров (Пункт 9).

В подобных ситуациях одной из самых проблемных при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров является ситуация, когда таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль участников ВЭД, не найдя доказательств недостоверности контрактной цены товара отказывает в применении «метода по цене сделки» по формальным основаниям. Например, при недостаточном подтверждении дополнительных начислений к цене: расходов на перевозку товаров или страхование. Верховный суд в Пункте 16 настоящего Постановления указывает, что неполнота заявления декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям закона документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления.

Таможенные споры: внедрение принципов из налогового права

Пункты 11 и 21 Постановления законодательно устанавливают важные правила о недопустимости привнесения новых доказательств на определенных стадиях ведения таможенного спора, а также о взимании пени:

1) Пункт 11 Постановления посвящен чрезвычайно важному правилу, которое уже давно применяется в налоговых спорах: о недопустимости «вброса» новых документов, сведений и доказательств на стадии судебного разбирательства при отсутствии объективных причин для их представления именно в суд.

В большинстве таможенных споров представители таможенных органов «правили» ошибки своих коллег, которые принимали необоснованные и формальные решения на стадии таможенного контроля. Одновременно и на декларанта накладываются обязательства по раскрытию всех имеющихся документов на стадии таможенного контроля.

2) Пунктом 21 частично вводится принцип, давно применяемый в налоговом праве: исходя из принципа защиты правомерных ожиданий, пени не могут взиматься в случаях, если декларант добросовестно следовал письменным разъяснениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти о применении таможенного законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц, письменным консультациям, полученным декларантом. Жаль, что аналогичный подход Верховный суд не распространил на «вину» декларанта в отношении таможенных правонарушений при рассмотрении таможенных споров.

Таможенное право и таможенное законодательство: новые нюансы закона

Освещен в Постановлении и вопрос учета роялти в таможенной стоимости (Пункт 18).

Не включенные в цену товаров платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (роялти) учитываются в качестве одного из дополнительных начислений при выполнении в совокупности двух требований: эти платежи относятся к ввозимым товарам, уплата роялти является условием продажи оцениваемых товаров (прямо или косвенно).

Особое внимание следует обратить на закрепление в таможенном праве и таможенном законодательстве взаимодействия таможни и налоговой службы.

В Пункте 28 Верховный суд прямо указывает, что при возврате таможенных платежей, включающих НДС, возврат налога таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию.

Источник: http://normanlaw.ru/2016/06/20/novoe-v-primenenii-sudami-tamozhennog/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.