+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты (Шамшурин Л.Л.)

Военная реформа Александра 2

Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты (Шамшурин Л.Л.)

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, – эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира.

Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин.

В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Причины военной реформы Милютина

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона.

В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под  контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность.

В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года.

Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов.

По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия).

Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте.

Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас.

Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования.

Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии.

Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи.

Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной.

Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее.

Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии.

Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону.

Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/voennaja-reforma-aleksandr-2-miljutin.html

Дать вольную Фемиде: рецепты реформирования судебной системы от Алексея Кудрина и Бориса Титова

Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты (Шамшурин Л.Л.)

Обнародованы предложения двух ведущих аналитических центров страны по реформированию судебной системы

Два ведущих think-tank («мозговых треста») нашей страны в конкуренции друг с другом разрабатывают программы стратегического развития России на период 2018—2024 гг.

Пока на публику выносятся лишь эскизы этих важных документов, но даже в таком виде они дают немалую пищу для размышления.

Важный блок обоих концептуальных программ — предложения по реформе судебной системы, и газета «Реальное время» предлагает ознакомиться с предварительными вариантами этих предложений.

В начале марта Столыпинский клуб во главе с председателем Партии роста Борисом Титовым представил стратегию роста российской экономики «Стратегия роста». Данная стратегия должна стать альтернативой представленной в середине января концепции Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.

ЦСР сейчас работает над программой стратегического развития России на период 2018—2024 гг. Действительно полезно, когда есть альтернативный взгляд, ибо «в споре рождается истина». Документы обоих докладов пока еще выглядят как «декларации о намерениях» и обретут свой законченный вид ближе к 2018 году, к году президентских выборов.

Центр стратегических разработок (ЦСР) обнародует детальную Стратегию развития России до 2024 года 1 мая 2017 года.

Но даже на уровне предварительных подходов весьма полезно ознакомиться с обеими программами. Интернет-издание «Реальное время» представляет цикл по сравнительному описанию этих программ, в котором будут освещаться важные разделы стратегий.

Необходимость судебной реформы назрела

Сегодня мы поведем речь о судебной реформе, которую авторы программ считают важнейшим блоком в своих стратегиях.

Качество наших судов — это не только вопрос социальной справедливости или морали. Это еще и важный фактор экономического развития. Уверенность сторон в способности российского суда адекватно разрешить хозяйственный (и не только) спор способствует повышению активности отечественных предпринимателей, стимулирует иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую экономику.

Судебную реформу авторы программ считают важнейшим блоком в своих стратегиях. Фото Максима Платонова

К сожалению, на сегодняшний день судебная система не всегда обеспечивает равенство сторон перед законом, что приводит к охлаждению инвестиционного климата в стране. Как показывает статистика, в 69% случаев арбитражные суды удовлетворяют требования истца/заявителя.

В других странах истец реже добивается успехов в связи с тем, что «именно на нем лежит бремя доказывания». По мнению экспертов, перекосы в сторону истца — это «признак направления в суд дел, в которых нет реального спора», это серьезный недостаток судебной системы.

На сегодняшний день привлечение к уголовной ответственности, и тем более направление дела в суд, в большинстве случаев фактически означает осуждение человека. Надежда на то, что судья оправдает подсудимого, невелика: в 2010 г. в России было оправдано 0,8% подсудимых.

Стереотип обвинительного уклона в деятельности судов, нередко закрывающих глаза на недобросовестную подготовку дел, на фальсификацию доказательств обвинения органами дознания и следствия, превращает суды, по сути, в одну из правоохранительных структур.

Отсюда и более широкие, системные проблемы всей сферы юстиции: от переполненности следственных изоляторов и тюрем до большого числа следственных и судебных ошибок.

Из доклада Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации «О проблемах правосудия и уголовной юстиции в Российской Федерации в связи с обеспечением прав и свобод граждан»: «Сегодня каждый конкретный состав суда может контролироваться одной из сторон процесса либо иными заинтересованными лицами.

Среди причин этого — широчайшие полномочия, предоставленные председателю суда.

Одна только практика распределения председателем дел между судьями, когда он имеет неограниченную возможность для того, чтобы конкретное дело попало к конкретному судье, является лазейкой для непосредственного влияния на суд не только политических или хозяйственных, но и криминальных структур.

Управляемость судей обеспечивается как властными полномочиями председателя суда, так и всей совокупностью отношений, существующих внутри судебной системы. Судьям — членам квалификационных коллегий необходимо иметь хорошие отношения с председателями региональных судов, в подчинении которых они фактически находятся.

Потому и результат рассмотрения дисциплинарных дел обычно соответствует воле руководителя. Председатель районного суда фактически подотчетен региональному председателю. При этом он имеет полномочие инициировать возбуждение дисциплинарных дел против «рядовых» судей.

По существу, суд функционирует как обычная бюрократическая структура, что влечет за собой все недостатки, присущие ведомственности. Отрицательный итог такой ситуации состоит в том, что неформальные механизмы принятия решений нередко доминируют над формальными, отраженными в законе».

Как видите, недостатков у существующей судебной системы очень много, и с ней действительно необходимо что-то делать.

Предложения для будущих реформаторов

Итак, что предлагают конкурирующие группы экспертов?

Предложения Столыпинского клуба

1. Повысить независимость судей.

  • Ограничить полномочия председателей судов. Запретить председателям судов и иным органам судейского сообщества вмешиваться в рассмотрение конкретных дел.
  • Ввести выборность председателей судов и их ротацию каждые два года.
  • Создать независимую от субъектов Российской Федерации апелляционную инстанцию на уровне федеральных округов и инстанции «малых» надзорных президиумов в Верховном суде.
  • Увеличить представительство и роль общественности в квалификационных коллегиях судей с целью предотвращения корпоративной круговой поруки.

2. Изменить структуру кадрового состава судейского корпуса.

  • Ввести единый федеральный статус судьи: «Судья первой (кассационной, высшей) инстанции Российской Федерации», с правом осуществления функций судьи в любом суде соответствующей инстанции на территории РФ. Добиться назначения на должности судей наиболее квалифицированных, опытных и авторитетных юристов.
  • До 2019 года привлечь в судебный корпус не менее 1 000 адвокатов. К 2025 году установить квоту на формирование судебного корпуса: не менее 50% назначаемых судей должны иметь опыт работы адвокатами и/или в прокуратуре.

3. Повысить ответственность судей за заведомо неправосудные решения.

  • Активизировать работу квалификационных комиссий.
  • Создать специальное оперативное подразделение ФСБ по расследованию обвинений против судей.
  • Ввести обязательный формальный учет всех контактов судей, с безусловной дисквалификацией в случае предоставления неверной информации.

4. Расширить полномочия Верховного суда Российской Федерации по отмене вступивших в законную силу решений судов, грубо нарушающих нормы материального права и единство правоприменительной практики в Российской Федерации.

5. Снизить нагрузку на судей.

  • Существенно повысить минимальные суммы, после которых органы власти смогут обращаться в мировой суд за взысканием недоимки физических лиц.
  • Повысить размер государственной пошлины, например, для компаний, оказывающих коммунальные услуги, при обращении в мировой суд.
  • Увеличить число мировых судей, число арбитражных судей в городах-миллионниках (в Московском арбитражном суде каждому судье в среднем приходит семь новых дел в день).

6. Создать независимый третейский суд национального уровня.

Предложения ЦСР под руководством Алексея Кудрина:

1. Улучшение качества судейских кадров.

  • Упрощение системы «перемещения судей по вертикали». При первом назначении судьи рассматривать его кандидатуру будет кадровая комиссия при президенте, а его перемещение на другие позиции предлагается утверждать председателю Верховного суда и по заключению квалификационной коллегии судей. Заменить сотрудников правоохранительных органов в президентской кадровой комиссии на представителей администрации Кремля и общественности.
  • Подготовкой судей должен заниматься специальный центр.
  • Назначенный однажды судья получит право работать в судах того же уровня без прохождения заново полного цикла проверок.

2. Повысить независимость судей.

  • Ограничить полномочия председателей районных судов. Лишить их права вносить представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и распределять премии и автоматизировать распределение дел между судьями.
  • Ввести выборность председателей районных судов и их ротацию каждые три года.

3. Снизить нагрузку на судей.

Как видите, пока лучше и «богаче» механизмы реформирования судебной системы проработаны у Столыпинского клуба. Но еще не вечер, к 1 мая Кудрин и Ко представят более развернутый вариант своего взгляда на реформирование судебной реформы.

Не так быстро

На наш взгляд, предложения — что Столыпинского клуба, что ЦСР Кудрина — наполнены оптимизмом в отношении действенности реформирования судебной системы, которая крайне консервативна. Судебную реформу невозможно провести быстро — в России сегодня более 30 000 судей, и невозможно их в одночасье заменить или изменить их работу. Даже решение кадрового вопроса — это как минимум на 10 лет.

Но, на самом деле, судебная реформа изначально возможна лишь при полном обновлении судебной вертикали, которая при нынешнем устройстве может легко заблокировать все, что написали специалисты Кудрина или Титова. Чтобы «давить» на судебную вертикаль, принуждая ее к реформам, необходимо наличие сильного гражданского общества и механизмов контроля со стороны самого гражданского общества.

комментарии 10

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/60123-recepty-reformirovaniya-sudebnoy-sistemy-ot-kudrina-i-titova

Причины и суть судебной реформы

Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты (Шамшурин Л.Л.)

Судебная реформа Александра 2-го (реформа 1864 г.) – комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в Российской империи.

Разработка реформы велась с 1861 по 1863 г.

Старая судебная система. Причины проведения реформы

До проведения реформ в России действовала старая судебная система, принятая еще при Екатерине 2-й и отличающаяся плохой организацией.

Суд делился на городской, уездный, губернский и общегосударственный, но взаимодействие между несколькими уровнями было ужасное, система находилась в хаосе.

Кроме того, главным недостатком старой системы была ее сложность – судебный процесс проходил через столько инстанций и этапов, что мог затянуться не только на месяцы, но и на годы.

Судебная власть до реформ не была отделена от административной, подсудимый имел весьма ограниченные права и не мог обжаловать решение суда просто потому, что жалоба так долго бы шла до инстанции, что за это время подсудимый уже мог бы отсидеть весь срок заключения. Процесс рассмотрения дела в суде был очень запутанным и часто бессистемным. Усложнялась ситуация тем, что в законодательстве существовало так много правил и исключений из них, что даже сами представители закона часто путались.

Именно длительность проведения судебных разбирательств и натолкнула Александра 2-го на мысль о реформировании всей системы.

Разработка судебной реформы

Идея реформирования судебной системы возникла задолго до самой реформы, в 40-х гг., и принадлежала графу Блудову. Граф составил законопроект, содержащий советы по реформированию, и передал его на рассмотрение Николаю 1-му. Николай не стал проводить реформу, хотя понимал ее необходимость.

Во время правления Александра 2-го ситуация изменилась, правительство обратило внимание на несовершенство судебной системы.

Было принято решение создать специальную комиссию, которая бы занималась редактированием существующего законопроекта, разрабатывала новые положения и общий текст реформы.

В комиссию входили многие видные политические и общественные деятели того времени. Первый вариант проекта судебной реформы был представлен в 1862 г., однако принят он не был.

В 1864 г. был представлен новый вариант законопроекта, содержащий новые судебные уставы. После тщательного рассмотрения документов они были утверждены, а реформа начала внедряться в судебную систему.

Краткое содержание судебной реформы

Целью Александра 2-го было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан вне зависимости от их сословия.

Реформа создала в России две ветви судов – мировые суды и общие съезды. Каждая из этих ветвей, в свою очередь, подразделялась на две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды.

Новая система имела четкую иерархию и разделение полномочий, что позволяло избавиться от путаницы, существовавшей ранее. Теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был достаточно коротким и четко оговоренным. Дело не терялось и не застревало на несколько лет в кабинетах чиновников.

Дела разделялись на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница наконец исчезла.

Реформа также существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства. Суд стал более открытым благодаря введению принципа гласности. Все участники процесса теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных участвовать в дискуссии.

Расширены были полномочия следователей – были введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме того, было проведено разделение на предварительное и судебное следствие, что снижало возможность появления судебной ошибки.

Подсудимые же наконец могли рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайшие сроки.

Одни из важнейших изменений – появление суда присяжных и становление суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской.

Еще одним достижением стала независимость суда от сословий. Каждый человек имел равные права. Суд стал более честным.

Итоги и значение судебной реформы

Судебная реформа Александра 2-го привела к появлению в Российской империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современной, отражала мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве.

Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым. Появились присяжные, а процесс вынесения приговора стал более осмысленным и справедливым. Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но в целом, несмотря на минусы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/sudebnaya-reforma-aleksandra-2/

Судебная реформа Александра 2 – причины и значение

Новый этап судебной реформы: суть, побудительные причины и ожидаемые результаты (Шамшурин Л.Л.)

Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.

Реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 год.

Причины реформы. Старая судебная система

До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2.

Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а сама система в целом была довольно хаотичная, что нередко приводило к осложнениям.

Одним из самых крупных недостатков такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным.

Судебная власть не была отделена от административной, подсудимые имели очень ограниченные права и редко могли подавать свои жалобы, которые оставались неудовлетворенными из-за длительности самого процесса рассмотрения. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице.

Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств.

Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным.

Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.

Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.

Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник: http://historykratko.com/sudebnaya-reforma-aleksandra-2

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.