+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Содержание

Камеральная налоговая проверка

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Камеральная налоговая проверка (КНП) проводится сотрудниками налоговой службы прямо на их рабочем месте. Зачастую речь идет о проверке налоговых отчетов на предмет правильности и точности расчета налогов или сборов.

Такая проверка осуществляется на основе декларации, а также других документов, которые были переданы в ФНС самим плательщиком налогов.

Также при необходимости к ней подключаются другие документы о проверяемом субъекте, которые имеются в распоряжении сотрудников налоговой.

Для ее проведения нет необходимости в документальном оформлении решения главы управления ФНС или каких-либо других разрешений. Кроме того, субъект предпринимательства не оповещают о том, что его отчет стал объектом внимания налоговых инспекторов. Главной целью такого вида проверки является выявление нарушений в части расчета и перечисления налогов.

Сроки камеральной проверки налоговой декларации

Согласно нормам НК России, а именно: его статьей 88, установлен определенный срок, а также порядок проведения КНП. Она может быть начата с момента получения декларации по тому или иному налогу без дополнительных санкций, предупреждений и разрешений.

При этом сроки камеральной проверки налоговой декларации ограничиваются тремя месяцами с момента поступления в ФНС соответствующего отчета.

Это означает, что сотрудники налогового органа не могут проверять в камеральном формате декларации, которые были поданы полгода или год назад.

В процессе такой проверки данные из декларации сопоставляются друг с другом, а также с данными других налоговых отчетов.

Особенно тщательно проверяются показатели и алгоритмы расчета, которые были введены в налоговое законодательство незадолго до подачи отчета плательщиком налогов.

Что касается сроков оповещения субъекта предпринимательства о результатах проверки, то если никаких нарушений не было найдено, налогоплательщик не уведомляется ни о самом контрольном мероприятии, ни о его результатах. При выявлении нарушений, применяются следующие сроки:

  • составляется акт по результатам КНП в течение 10-ти дней с даты ее окончания;
  • один экземпляр акта передается проверяемому субъекту в течение 5-ти дней с даты его подписания;
  • субъект бизнеса может оспорить акт, подав письменные возражения в течение тридцати дней с момента его получения;
  • глава налогового органа выносит решение по итогам КНП и рассмотрения возражений в течение 10-ти раб. дней с момента завершения срока оспаривания акта КНП.

При этом сотрудники налоговой должны оповестить плательщика налогов о том, где и когда будут рассматриваться документы по камеральной налоговой проверке его декларации.

Глава налоговой службы может вынести решение о том, чтобы привлечь субъект предпринимательства к ответственности или о продлении срока анализа материалов КНП.

Кроме того, руководитель территориального органа ФНС по итогам рассмотрения документов проверки может прийти к необходимости провести дополнительную проверку или иное мероприятие налогового контроля.

Нюансы камеральной налоговой проверки

В сравнении с выездной проверкой камеральная имеет ряд особенностей. Помимо того, что она проводится на территории ФНС, полномочия налоговиков при этом сильно ограничены.

Если в процессе выездной проверки они вправе потребовать любые документы о деятельности организации, а также провести инвентаризацию или осмотр производственных мощностей, то в случае с КНП возможностей у них значительно меньше.

В рамках камерального контроля сотрудники ФНС могут:

  • запросить у субъекта предпринимательства дополнительные документы, но лишь в строгом соответствии со ст. 93 НК РФ;
  • запросить необходимые бумаги у контрагентов плательщика налогов согласно ст. 93.1 НК РФ;
  • опросить свидетелей согласно ст. 90 НК РФ;
  • провести экспертную оценку согласно ст. 95 НК РФ;
  • запросить помощь переводчика или эксперта согласно ст. 95 НК РФ;
  • с согласия субъекта бизнеса осмотреть его документы или имущество согласно ст. 91 и 92 НК РФ.

В процессе КНП налоговики могут запросить у плательщика налогов дополнительные сведения и/или документы если:

  • в декларации присутствует сумма НДС, которая подлежит возмещению;
  • в декларации указаны те или иные виды льгот;
  • проверяется отчет по налогам и сборам за использование природных ресурсов;
  • проверяется отчет участника ИТ.

Кроме того, в соответствии с нормой, которая набрала силу с января 2014 года, если субъект предпринимательства показывает в декларации убыток, то налоговики имеют полное право потребовать у него пояснений по этому поводу. Обосновать сам убыток и его размеры плательщик налогов должен в течение 5-ти дн. с момента получения такого требования.

Новый порядок представления пояснений и документов в налоговые органы со 02.06.2016

Источник: http://russia-in-law.ru/kameralnaya-nalogovaya-proverka/

Сопровождение камеральных налоговых проверок

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Специалисты нашей компании имеют большой опыт комплексного сопровождения камеральных налоговых проверок и выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка – это один из видов контроля со стороны сотрудника ИФНС, при котором проверяется обоснованность поданных в декларации сведений. В отличие от выездных проверочных мероприятий, камеральные проверки, как правило, не вызывают серьезных опасений у предпринимателей. Но не стоит оставлять без внимания возможные риски при проведении такой проверки.

Услуги по сопровождению камеральных налоговых проверок

  • Консультируем по налоговым вопросам;
  • Подготавливаем аргументированные пояснения и необходимые документы на запросы ИФНС;
  • Обеспечиваем юридическое сопровождение при проведении налоговым органом дополнительных мероприятий;
  • Обжалуем решения налоговой инспекции.

Где проходит камеральная проверка

Инспекторы проводят контрольные мероприятия непосредственно в помещениях налогового органа, без выезда в офис юридического лица. Проверка начинается автоматически, решение руководителя ИФНС для ее инициирования не требуется. Эта процедура относится к одной из обязанностей уполномоченных сотрудников инспекции.

Срок камеральной налоговой проверки

Продолжительность проверочных мероприятий – три месяца с даты поступления в инспекцию расчета или декларации. Продление данного срока НК РФ не предусматривает. Если проверяемое лицо представляет уточненную декларацию, проводится повторная камеральная проверка по ранее установленным фактам хозяйственной жизни.

Что проверяют контролеры в ходе камеральной проверки

  • Налоговые расчеты, декларации и иные документы, которые в инспекцию представил налогоплательщик самостоятельно.
  • Выгружаемые автоматически сведения о хоздеятельности проверяемого субъекта.
  • Документы о деятельности фирмы, ИП, имеющиеся в ИФНС, в случае непредставления налогоплательщиком в установленный срок расчета или декларации. Трехмесячный срок проведения проверочных действий в этом случае исчисляется с даты истечения срока представления соответствующей декларации или расчета.

Если контролеры проверяли юрлицо на основании имеющейся у них информации, и юрлицо до окончания проверяющих мероприятий представило в инспекцию декларацию, расчет, то проведение проверочных действий прекращается.

Одновременно начинается новая проверка на основе представленных предприятием или индивидуальным предпринимателем документов. При этом сведения, полученные в рамках прекращенной проверки, инспекторы могут использовать при проведении последующих контрольных мероприятий.

Получение пояснений от налогоплательщика при камеральной налоговой проверке

Фирма, ИП о начале камеральной проверки не уведомляются, и в этом заключается их опасность. Если исход проверки положительный для компании, то фирма может и не узнать о ее проведении.

Если в ходе камеральной проверки инспекторы выявляют расхождения, несоответствия сведений, ошибки, они сообщают об этом организации, одновременно направляют в ее адрес требование о даче пояснений или внесении исправлений в сданную декларацию.

Компания, ИП должны исполнить такое требование в течение 5 рабочих дней. Как правило, в настоящее время налоговое ведомство взаимодействует с налогоплательщиками через систему электронного документооборота.

Юрлица получают входящие налоговые требования по ТКС.

Свои пояснения компания, ИП могут представить налоговикам в письменном виде лично, направить по почте или по ТКС.

Следует отметить, что налогоплательщик вправе дополнить свои объяснения документами, подтверждающими указанные в них аргументы. Это, к примеру, «первичка», договоры с контрагентами и т.п.

При этом необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство не устанавливает ответственность организаций за представление в инспекцию пояснений без ссылок и приложений соответствующих первичных документов. В ходе камеральной проверки контролеры не вправе истребовать у проверяемых юрлиц дополнительные сведения и документы.

То есть компания или ее должностные лица не могут быть оштрафованы, если в ответ на требование ИФНС представили пояснительную записку, но указали в ней только общие фразы.

Ответственный инспектор обязан проанализировать материалы проверки, информацию, сообщенную налогоплательщиком. По итогам проверки составляется акт, если констатируется, что проверяемое лицо нарушило налоговые нормы.

Если в ходе контрольных действий нарушения не выявлены, проверка заканчивается автоматически. При этом налогоплательщик об окончании проверки и отсутствии нарушений не уведомляется.

Если нарушения установлены, контролеры формируют акт, вручают его организации. Налогоплательщик в срок 1 месяц вправе представить возражения на данный акт. По итогам рассмотрения материалов проверки и полученных возражений инспекторы решают вопрос о привлечении хозсубъекта к ответственности за налоговое правонарушение.

Если Вы получили требование инспекции, сопровождение камеральной проверки опытным юристом позволит вам грамотно и аргументировано донести вашу позицию.

Наши специалисты принимали участие в сопровождении большого количества проверочных мероприятий, поэтому при обращении к нам вы можете быть уверены, что при составлении ответа будут учтены все особенности, на которые обращают внимание налоговики.

Наши преимущества в сопровождении камеральных налоговых проверок

Оперативная реакция на любом этапе. Конечно, желательно обратиться к юристам как только фирма получила сообщение о необходимых пояснениях. Но даже если, вы уже допустили ошибки при взаимодействии с контролирующими лицами, мы готовы оказать вам поддержку.

Наши специалисты обладают большим опытом в данном вопросе. Они знают, как сделать так, чтобы все закончилось как можно лучше для вас. 

Приводим веские аргументы и пояснения на запросы налогового органа. За многие годы практики мы изучили все нюансы работы налоговиков.

Мы знаем пределы компетенции органов и все процедуры.

Предоставляем разногласия, подкрепленные разъяснительными письмами. 

Большой процент оспоренных налоговых претензий. Мы помогаем своим клиентам значительно сократить материальные потери и избежать других рисков.

У вас возникли вопросы по сопровождению камеральных налоговых проверок? Вы получили требования от инспекции о предоставлении пояснений? Или в результате камеральной проверки были выявлены нарушения?

Позвоните нам по телефону: +7(495)649-00-65 или оставьте контакты в форме обратной связи. Наш сотрудник по сопровождению налоговых проверок свяжется с вами в ближайшее рабочее время.

Источник: http://www.law-russia.ru/buh/kameralnye-proverki/

Что такое камеральная налоговая проверка

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?

Что представляет собой «камералка»?

Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).

При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:

  1. Определить корректность расчетов и иных данных, приведенных в декларациях и иных документах. При этом, основную работу специалист ФНС может доверить программам (которые проанализируют расчеты автоматически) или же проверить те или иные показатели самостоятельно. Во многих случаях проверка документов на предмет корректности расчетов — единственная задача специалиста налогового ведомства.
  2. Определение степени комплектности отчетной документации, предоставленной в ФНС налогоплательщиком.
  3. Определение степени соответствия сведений, зафиксированных в отчетных документах, тем, что отражены в источниках ФНС.
  4. Установление фактов нарушений налогового законодательства в части заполнения отчетных документов.

Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:

  • запрос разъяснений;
  • истребование документов;
  • проверку документов на территории налогоплательщика.

Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.

Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.

Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Фнс требует разъяснений: нюансы

ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:

  1. В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
  2. В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
  3. Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.

В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.

Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:

  • лично под расписку;
  • по почте;
  • через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.

Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:

  • избежания необоснованных доначислений по декларациям;
  • избежания возможных санкций за непредоставление документов;
  • сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.

В любом случае, рекомендуется идти налоговикам навстречу и готовить ответ на их требования. Это в интересах самого налогоплательщика.

Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.

Фнс истребует документы: нюансы

Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:

  1. Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
  2. В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.

Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).

  1. В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
  2. В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
  3. Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
  4. В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
  • НДПИ;
  • водному;
  • земельному.

В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).

  1. В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
  • документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
  • сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
  1. В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).

Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.

Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.

Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?

Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:

  1. В которой заявлено право налогоплательщика на возмещение НДС.
  2. В которой отражены сведения, противоречащие друг другу, а также не соответствующие тем, что отражены в декларациях от других налогоплательщиков либо иных документах, которые имеют отношение к налоговому учету по НДС. Например — если они отражены в журнале учета счетов-фактур, который также предоставляется в ФНС.

При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.

Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.

Источник: http://urlaw03.ru/nalogi/article/kameralnaya-nalogovaya-proverka

Камеральная налоговая проверка – это… Понятие, сроки и порядок проведения :

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления.

Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде.

Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок.

Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности.

Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде.

Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы.

Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения.

Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации.

При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию.

Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции.

О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год.

В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости.

Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков.

Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Полезные рекомендации

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС.

При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции.

Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС.

Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kameralnaya-nalogovaya-proverka-eto-ponyatie-sroki-i-poryadok-provedeniya.html

Чем занимается отдел камеральных проверок налоговой службы

Нюансы камеральных налоговых проверок (Кравченко С.А.)

Особенность камеральной проверки заключается в том, что она производится без непосредственного выезда к налогоплательщику, а также в том, что изучаются только поданные налогоплательщиками декларации.

Продолжительность камеральной проверки согласно Налоговому кодексу имеет строго ограниченный срок. Он составляет три месяца с момента подачи декларации налогоплательщика, а также других документов, на основании которых производится начисление и уплата налогов.

Однако в определенных случаях длительность камеральной проверки может быть увеличена. Перечень таких причин содержится в ст. 88 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проводимой проверки налогоплательщика обнаруживается то или иное нарушение налогового законодательства, а также какое-либо несоответствие в документации, то в соответствие со cтатьей 100 Налогового кодекса оформляется акт камеральной проверки, в который заносятся все выявленные нарушения.

Деятельность отделов камеральных проверок налоговых органов вносит свой вклад в наполнение федерального и местных бюджетов за счет взыскания неуплаченных налогов и сборов, а также устранения других выявленных нарушений в налоговой сфере.

Под камеральную проверку могут попасть предприятия различной формы собственности, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. За редким исключением проверке подвергаются только те предприятия, которые извлекают прибыль из своей деятельности.

Однако при наличии весомых причин отдел камеральных проверок Налоговой службы может проверить также благотворительные и иные организации, не занимающиеся коммерческой деятельностью.

В соответствие с действующими нормативно-правовыми документами, в первую очередь проверке могут подвергнуться те предприятия, у которых взымаемые налоги находятся ниже среднего уровня по сравнению с аналогичными предприятиями, отчетность содержит значительное число вычетов, а также выявлен убыток на протяжении определенного количества смежных налоговых периодов.

Цели и виды

Целями проводимых камеральными отделами налоговых органов поверок являются обнаружение и предотвращение нарушений в сфере налогового обращения, контролирование исполнения налогоплательщиками налогового законодательства, наложение взысканий по обнаруженным нарушениям, привлечение виновных в выявленных правонарушениях к налоговой или административной ответственности.

Также в ходе камеральных проверок осуществляется сбор и систематизация информации, на основе которой налоговый орган выбирает налогоплательщиков для проведения в отношении них выездных проверок.

Существуют четыре вида камеральной проверки:

  • формальная;
  • нормативная;
  • арифметическая;
  • непосредственная.

Цель формальной проверки – выявить наличие или отсутствие всех необходимых отчетов и документов. Помимо наличия конкретной документации, проверяется также правильность ее заполнения, отсутствие в ней неразрешенных исправлений, наличие необходимых подписей с обязательной проверкой их подлинности.

В ходе нормативной проверки производится изучение документов на предмет выявления нарушений действующего на момент проверки законодательства.

Для установления правильности прописанных в исследуемых документах сумм проводится арифметическая проверка. Ее предмет – все цифровые показатели и арифметические действия, записанные в документах.

Непосредственная проверка заключается в логическом исследовании цифровых показателей, являющихся базой при определении налогоплательщиком конкретной суммы налога, вносимой им в бюджет.

Необходимо иметь ввиду, что при осуществлении данного вида проверки, налоговые инспектора не имеют права требовать у налогоплательщика любые документы по своему усмотрению. Перечень документов и сведений, которые налогоплательщик обязан предоставлять при камеральной проверке, содержится в Налоговом кодексе.

Отдел камеральных проверок налоговой службы выполняет значительный объем работы. Основные функции отдела можно разделить по следующим категориям:

  • проверка и контрольные мероприятия;
  • сбор информации о налогоплательщиках;
  • принятие мер к нарушителям налогового законодательства;
  • аналитическая работа;
  • подготовка налоговых уведомлений, справок;
  • исчисление налогов;
  • взаимодействие с другими отделами налогового органа;
  • ответы на запросы налогоплательщиков, входящие в компетенцию отдела;
  • проведение работ по переподготовке кадров и повышению их квалификации.

Отдел проводит камеральные проверки налоговых деклараций, деклараций о доходах физических лиц, документов на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги и сборы, размеров применяемых налоговых ставок и вычетов, а также правомерности операций с НДС.

Контрольные мероприятия отдела касаются налоговых вычетов по НДС, применения минимальных налоговых ставок, соблюдения налогоплательщиками-экспортерами действующего законодательства в сфере налогов и сборов.

Сбор информации о налогоплательщиках с последующим их отбором осуществляется с целью формирования плана налоговых выездных проверок. Помимо этого осуществляется достаточно масштабный сбор и анализ информации о налогоплательщиках, получаемой из различных источников.

Собираются в том числе такие показатели, как размер потребляемой предприятием-налогоплательщиком электроэнергии, воды и т.д. Данная информация анализируется, систематизируется и используется для проведения эффективных контрольных мероприятий.

Отдел осуществляет принятие мер к нарушителям налогового законодательства – приостанавливает операции по их счетам, передает отделу урегулирования задолженности информацию о должниках.

Аналитическая работа производится в сфере изучения существующих способов уклонения от уплаты налогов. На основе проведенного всестороннего анализа отдел подготавливает предложения о предотвращении действия данных схем.

Отдел готовит налоговые уведомления для индивидуальных предпринимателей, составляет справки для налогоплательщиков-экспортеров, необходимые им для взаимодействия с таможенными органами.

Он также занимается исчислением налогов на имущество физических лиц, транспортного налога.

В своей деятельности Отдел камеральных проверок взаимодействует с другими отделами налоговой службы – готовит для них материалы, справки, передает результаты проверок.

Помимо этого, осуществляется обратная связь с налогоплательщиками в виде подготовки ответов на поступающие от них письменные запросы.

Отдел также принимает участие в проведении мероприятий по повышению квалификации сотрудников налоговых органов, их переподготовке, готовит и проводит семинары, совещания по тем вопросам деятельности налоговой службы, которые входят в его компетенцию.

Действующая структура

Отдел камеральных проверок возглавляется начальником, имеющим широкий круг полномочий и обязанностей, и имеет в своем штате высококвалифицированных юристов, бухгалтеров, экономистов и специалистов в области высоких технологий. Помимо своей специализации, все сотрудники обязаны иметь хороший уровень подготовки в области действующего налогового законодательства.

Нюансы проведения камеральных налоговых проверок представлены в данном видео.

Обязанности начальника

Начальник руководит текущей деятельностью отдела, осуществляет взаимодействие с другими отделами налоговой службы, занимается кадровыми вопросами, составляет должностные инструкции сотрудников, осуществляет контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и соблюдением ими условий трудового распорядка, планирует деятельность.

На начальника возложена персональная ответственность за работу отдела, соблюдение действующего законодательства, сохранность числящегося в составе отдела имущества.

Работа государственного налогового инспектора

Государственные налоговые инспектора в соответствие со своей спецификацией осуществляют проверку налогоплательщиков на предмет выполнения ими норм налогового законодательства. Проверки юридических и физических лиц имеют свои особенности, также различия есть у выездных и камеральных проверок.

Помимо этого, в обязанности налоговых инспекторов входит контроль за своевременной уплатой налогов и сборов, ведение статистики по налогообложению, работа с нарушителями налогового законодательства (наложение разнообразных санкций).

Для качественного исполнения своих должностных обязанностей, налоговые инспектора планомерно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсы усовершенствования и переподготовки.

Отдел камеральных проверок налогового органа в своей деятельности руководствуется статьями 87, 88, 90, 91, 93, 95, 97, 100 Налогового кодекса, действующими Приказами Федеральной налоговой службы, а также некоторыми положениями действующего федерального законодательства, касающимися сферы налогообложения.

Вопросы камеральных проверок наиболее подробным образом рассмотрены и регламентированы в статье 88 Налогового кодекса.

Следует отметить, что налоговые инспектора постоянно находятся в курсе последних изменений в налоговом законодательстве, отслеживают принятие новых законов и внесение изменений в действующие. Это позволяет проводить проверки с максимальной эффективностью и избегать ошибок и нарушений законодательства.

Вебинар о камеральных проверках можно посмотреть ниже.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/otdel-kameralnyh-proverok.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.