+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

О дискриминации по гендерному принципу (Какителашвили М.М.)

Что такое дискриминация? Примеры расовой, гендерной, религиозной дискриминации

О дискриминации по гендерному принципу (Какителашвили М.М.)

Дискриминация – это термин, произошедший от латинского discriminatio, что переводится как “ущемление”.

Его определяют как негативное отношение, ущемление и ограничение в правах, а также насилие и всяческое проявление неприязни к субъекту по причине принадлежности его к той или иной социальной группе. Отдельные виды широко известны и имеют собственную терминологию.

Например, расизм – расовая дискриминация, сексизм – гендерная дискриминация. Примеры этих и других проявлений ущемления прав человека по принадлежности его к социальной группе будут рассмотрены в нижеприведенной статье.

Гендерная дискриминация

Гендерная дискриминация – это ограничение прав и свобод по половому признаку. Как уже было замечено ранее, у этого вида есть свое название. Имя ему сексизм.

Есть причина, по которой гендерная дискриминация, примеры которой бесчисленны, идет первой – ее распространенность.

Проявление сексизма встречается в самых разнообразных сферах жизни человека и принимает самые различные формы и степени: от мелкой предвзятости до активной ненависти.

Существуют следующие виды:

  • прямая дискриминация;
  • косвенная дискриминация.

Примеры для первого случая – явное ущемление прав. Это может быть отказ в приеме на работу, в получении образования, унижении и оскорблениях.Второй случай демонстрирует скрытый сексизм.

К примерам относится в том числе гендерная сегрегация (неравное распределение числа мужчин и женщин в профессиональной сфере, сдерживание карьерного роста), замалчивание гендерных проблем в обществе.

Следует учесть, что все вышеприведенные примеры дискриминации женщин, а не мужчин, как гораздо более распространенной практики, хотя гендерная дискриминация в свое определение не ставит таких рамок. Движение против сексизма – феминизм, выступающий за равноправие полов.

Расизм, к сожалению, также весьма известное явление. Его определяют как дискриминацию по расовой принадлежности.

У данного типа глубокие корни: приводя примеры расовой дискриминации, перечисление можно начать не с современной практики неприязни, но юридической сегрегации в Южной Америке 50-х годов, когда существовало четкое разделение общественных мест для белого и чернокожего населения, ложной компрометации последних и т. д. Так, афроамериканцев нередко обвиняли в преступлениях, ими не совершаемых.

Стоит ли говорить, что при таком официальном положении вещей общественное отношение европейской расы к негроидной было ничуть не лучше. Но в США не только на эту расу обрушилась дискриминация. Примеры опять же из истории: расизм по отношению к коренному населению Америки, индейцам.

Нацистская Германия

Ярчайший пример расовой дискриминации – политика Третьего рейха, для которой она стала не просто частью, но целой идеологией. Превосходство одной (в данном случае, арийской) расы над другими и в особенности угнетение остальных – такова была обычная практика в нацисткой Германии. И это было темное время в истории человечества.

Современное время

Но, к сожалению, расизм – это не просто пример дискриминации человека из далекого прошлого, это то, что существует и в современном мире. Несмотря на то что с этим явлением борются (расовая сегрегация в ЮАР, существовавшая до недавнего времени, наконец, прекратилась), ни одна из цивилизованных стран не может похвастаться полным его отсутствием.

Скинхеды

Движение скинхедов – одна из форм проявления современного расизма.

Несмотря на то что изначально эта культура не имела под собой национальных предрассудков, а основывалась на обычных группировках британских разнорабочих, в настоящее время она приобрела характерные черты.

Среди них и крайний национализм, и мужской шовинизм, и склонность к насилию как решению проблем.

Многие скинхеды относятся неприязненно к иностранцам. Особенно это касается тех, которые во все времена так или иначе подвергались гонениям: негроидная раса, евреи.

Но глобальная проблема расизма состоит не только в скинхедах, а в том, что большая часть населения их молчаливо поддерживает. Расистские шутки остаются шутками, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

Религиозная дискриминация

Религиозную дискриминацию чаще называют нетерпимостью к другим верованиям. Эта дефиниция происходит оттого, что именно отказ терпимо относиться к чужим религиозным убеждениям называется данным термином. Если же представители какой-либо веры утверждают, что их система верна, это не считается религиозной дискриминацией.

Особенности

Основной особенностью религиозной дискриминации является то, что порой у нее имеется не сугубо религиозная подоплека, но скрытые социальные и политические мотивы.

Современные законодательные положения

В рамках законодательства многих стран предусмотрен официальный запрет на принятие участия в проявлении актов религиозной нетерпимости.

Конституции других стран, в которых нет прямого указания по поводу религии, имеют положения, запрещающие дискриминацию по религиозным убеждениям. Однако также законы некоторых государств предполагают предпочтительность одного верования другому.

Религиозная терпимость

Существуют страны, которые явно поддерживают религиозную терпимость. В них предусмотрены дебаты относительно границ толерантности.Проблема установки этих границ в том, что некоторые законы, запрещающие религиозную дискриминацию, противоречат свободе слова.

Вот почему тексты этих законов обычно включают не только поведение, которое наказывается, но и его последствия.

Например, в Австралии запрещены действия, которые разжигают вражду, демонстрируют неуважение, являются инструментом высмеивания религиозных убеждений других людей.

Дискриминация в школе

Примеры школьной дискриминации сводятся к частным случаям проявления уже вышеперечисленных видов.Сексизм и здесь может быть прямым или косвенным: когда девочек оставили дежурить, а мальчиков отпустили домой, это первый случай.

Бывает, правда, и обратная дискриминация по полу. Примеры – ограничение в правах мальчиков и предпочтительное отношение к девочкам.Когда учитель занижает оценки той или иной части класса (в зависимости от гендера) – это случай косвенного сексизма.

Разобраться с такой проблемой сложнее, ведь данный вид тесно связан с замалчиванием проблем о дискриминации.

Столкновения между учителем и ребенком на почве религиозных убеждений могут происходить из-за официального верования в государстве.

Тогда школьные мероприятия, скорее всего, будут рассчитаны на религию большей части населения, а значит, и учеников.

Как ни грустно это признавать, но уровень толерантности и терпимости в России далек от идеала.

Расизм в России особенно заметен. Примеры дискриминации в России: повсеместная проблема – выходцев с Кавказа задерживают для проверки документов гораздо чаще, чем русских. Кроме того, сотрудники милиции не стесняются проявлять грубое и уничижительное отношение к таким лицам.

Высокого уровня в Российской Федерации достигает и дискриминация по полу. Примеры:

  • женщинам всегда труднее найти работу;
  • заработная плата на одних и тех же должностях для мужчин и женщин имеет существенные отличия.

Защита женщин в России носит преимущественно “кабинетный характер”. Примечательно, что в Конституции РФ обозначено, что оба гендера должны иметь и имеют равные права в обществе. Но стереотипное мышление граждан мешает возвести это к реалиям жизни.

Работник-мужчина всегда ценится больше, а женщина с ее возможной беременностью и, как следствие, декретом работодателем воспринимается как лишняя головная боль.

Все это – пережитки укоренившихся неверных убеждений.

Любая дискриминация рождается в голове: как мысль, как принцип, и только потом – как действие.

Источник: http://fb.ru/article/221698/chto-takoe-diskriminatsiya-primeryi-rasovoy-gendernoy-religioznoy-diskriminatsii

«Представьте, что женщины уходят с рынка труда и становятся домашними хозяйками…»

О дискриминации по гендерному принципу (Какителашвили М.М.)

Профессор Европейского университета Елена Здравомыслова о практике гендерной дискриминации в России. Часть 1

В рамах Летнего книжного фестиваля, прошедшего в Казани, состоялась лекция кандидата социологических наук, профессора факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатора программы «Гендерные исследования» Елены Здравомысловой. В интервью «Реальному времени» Елена Здравомыслова рассказала о практиках гендерной дискриминации, ловушке, в которой оказались российские мужчины. Публикуем первую часть интервью.

— Гендерная дискриминация больше распространена в России или на Западе?

— Если сравнивать Россию с какими-то странами, где произошла феминистская революция, а не только была политика гендерного равенства, то там дискриминирующих практик гораздо меньше. Есть общества, в которых гораздо сильнее выражены практики дискриминации, чем в России. Это Ближний Восток, страны региона Субсахары, например.

Там, где есть запреты на определенные виды работ для женщин, осуществляется очень жесткий контроль сексуальности, невозможно самостоятельно выйти замуж, выбрать партнера.

Все эти признаки отсутствия свободы принятия решения гораздо больше действуют на женщин, чем на мужчин, оправдываются стратегиями безопасности женщин, какими-то моральными аргументами, аргументами сохранения культуры. Дискриминация — правовая категория.

В социологии мы стараемся пользоваться более точными словами, ведь дискриминации может не быть, но есть дискриминирующие практики. Или законы, в которых нет тезиса о равенстве возможностей для мужчин и женщин. И мы говорим о механизмах социального исключения, гендерных разрывах, неравенстве.

— Какие гендерные роли накладываются на людей в России?

— Есть биологические различия, которые нельзя не признавать. И мы жили в обществе, где многие аспекты различия между мужчинами и женщинами не обсуждались, игнорировались. Конечно, не совсем не признавались — женщины, в конце концов, рожают, а мужчины служат в армии. Наблюдаются гендерные различия социализации.

Служба в армии до сих пор считается нормой мужской социализации: настоящего мужчину создает служба в армии, так считают многие.

И государственная идеология продвигает эту идею, воспроизводя представления о том, что в армии юношей учат самостоятельности, призывная армия дает шансы социальной мобильности, настоящего мужчину учат подчиняться приказам и самому использовать насилие.

Именно сейчас в милитаризирующемся обществе, в обществе, где постоянно обсуждается террористическая угроза, внимание к милитаризованной социализации привлекается все больше. А для женщин особенности социализации связываются с подготовкой к материнской роли. Общественные дискурсы повторяют, что нормальная, правильная женщина — эта та, которая готова и способна быть матерью.

Общественные дискурсы повторяют, что нормальная, правильная женщина — эта та, которая готова и способна быть матерью

— В таком случае как мужчинам и женщинам уходить от ограничений?

— Общество становится в этом отношении либеральнее, но на уровне практик. Иногда дискурсы одно говорят, практики — другое. Какова важнейшая движущая сила изменения гендерного порядка? В настоящее время важно, что менялись представления и практики маскулинности.

В течение всего XX века, который часто называется веком длительной гендерной революции, менялось положение женщин. Они постепенно получили доступ к образованию, затем завоевали позиции в сфере оплачиваемого труда или были мобилизованы насильно.

Для женщин в современном обществе характерна двойная нагрузка — материнство (семейные обязанности) и оплачиваемая работа. В этот же период гендерные роли мужчин менялись гораздо меньше, потому что они не овладевали теми видами занятий, которые маркированы обществом как женские.

Такая асимметрия гендерной трансформации встроена в культурную схему андроцентризма — такой системы представлений, согласно которой то, что делает мужчина, оценивается выше, чем то, что делает женщина.

Именно в рамках андроцентризма мужчина исключается из практик неоплачиваемой домашней работы, практик ухода за детьми, заботы о больных, не осваивает те виды работ, которые считаются женскими. Где вы видели в детском саду мужчину? А ведь они там очень нужны.

(Мимо проходят двое патрульных. Одна из них — молодая девушка.)

— Вот видите, а вы могли такого и не увидеть. 20 лет назад фактически женщин на патрульной службе не было. Гендерные границы стали менее жесткими, изменились в сторону открытости — в ряде профессии, но тем не менее они сохраняются в целом в мире профессий.

Семейные роды мужчин не отталкивают

— Почему мужчина в России не так эмансипирован, как на Западе?

— Потому что там было такое движение за гендерное равенство возможностей. Там были не только женские движения, но и мужские, которые представляли альтернативу брутальной милитаризированной, агрессивной маскулинности — гегемонной в течение долгого исторического времени.

Например, заботящийся мужчина, который становится важным агентом социализации в раннем детском возрасте. У меня дочка ходила в детский сад в Германии, где три—четыре мальчика и две девочки — воспитатели. Это было сделано сознательно — эти юноши на 5 лет пошли работать по так называемой «женской специальности».

У нас также есть симптомы такого движения за изменение нормы маскулинности — например, его эффекты можно увидеть в появлении такой практики, как семейные роды.

Именно в рамках андроцентризма мужчина исключается из практик неоплачиваемой домашней работы, практик ухода за детьми, заботы о больных, не осваивает те виды работ, которые считаются женскими

— Вы эту инициативу поддерживаете?

— Да, конечно. И это уже очень распространенное явление, и даже мода в некоторых социальных группах.

— Я такой тезис от уже рожавших женщин слышал, что мужчина может потерять к своей женщине сексуальное влечение, если видел ее в родовых муках.

— Мне кажется, это миф. Мучиться можно не только в родах. И мучаются не только рожающие женщины, но в болезни и многие мужчины. Получается, все медики, которые часто сталкиваются с человеческими страданиями как эксперты, должны иметь проблемы, связанные с сексуальным влечением?

— Но тут же близкий человек…

— Ну так ухаживать можно за своим мужем, который болеет. Такое представление об инверсивной связи мужского сексуального желания и участия отцов в родах невозможно доказать — невозможно проверить.

Однако такой миф позволяет по-прежнему выстраивать границы между женским и мужским мирами. У некоторых мужчин такой эффект может наблюдаться (его устойчивость и протяженность во времени также надо учитывать).

Можно обсуждать и другие эффекты и мифы — сексуальное влечение к супруге может пропасть потому, что она стала матерью.

Семейные роды происходят обычно по инициативе женщины, она хочет, чтобы родительство стало эгалитарнее. Тем более все происходит за экраном, и мужчине не видно, как искажается тело при родах.

Жизнь вне брака

— Совместная жизнь вне официального брака дает больше почвы для гендерной дискриминации, чем жизнь в браке?

— Мы и наши коллеги проводили исследования по этому поводу. Отношения более равноправные при совместном проживании, когда отношения между супругами не зарегистрированы. Есть аргументы в пользу этого.

Нет взаимных твердых устойчивых обязательств, которые подтверждаются законом, больше свободы выбора у партнеров. Пространства для незарегистрированных отношений становится все больше, поскольку юридический смысл брака не очевиден.

Традиция сейчас может больше поддерживать церковный брак, чем гражданский зарегистрированный союз.

Пространства для незарегистрированных отношений становится все больше, поскольку юридический смысл брака не очевиден. Традиция сейчас может больше поддерживать церковный брак, чем гражданский зарегистрированный союз

При этом, как показывают наши исследования, разрыв отношений в паре оказывается менее болезненным, когда брак не зарегистрирован.

Сейчас институт бракосочетания (свадьбы) раскручивается и коммерчески, и идеологически. Сколько люди средств расходуют на этот ритуал! А в случае, если этого всего не было, и разойтись не так страшно. И огласки меньше, и позора меньше, и кто виноват — непонятно.

Часто люди регистрируют отношения, только имея в виду перспективу деторождения, когда принято решение о рождении ребенка или он уже родился.

Ловушка для мужчин от государства

— Вы говорите: «Государственные механизмы работают на то, чтобы использовать социально организованные различия между полами в свою пользу, и продвигают определенные идеологии о том, какие роли у мужчин и женщин должны быть». В таком случае решение гендерного вопроса окажет влияние на решение государственных проблем (в экономике, политике)? Гендерный вопрос решаем?

— Гендерный вопрос — это вопрос культуры. При этом надо учесть, что гендерные проблемы не ходят в одиночку, они связаны в сложном, многонациональном обществе и с этническими различиями, и с классовыми, и с возрастными.

Может быть, мы добьемся для семьи среднего класса в Петербурге или Москве чего-нибудь. А если мы обратим внимание на усиление консервативной идеологии в разных других местах России? У нас Чечня — это страшная история.

Гендерные различия вплетены в другие культурные различия. В одном классе женщина уже зарабатывает, у нее есть престиж, и оклад. Но если вы попадете в среду, где люди надолго остаются без работы, работают в тяжелых условиях, то увидите: насилие в отношениях очень сильное. Либо жесткое слово, либо рукоприкладство, либо угрозы, и они гендерно маркированы.

Мы долго думали, что гендер — это про социальные различия между мужчинами и женщинами. Но такая перспектива недостаточна

Гендерную идентичность определяет и классовая позиция (образование, профессия.

имущественное положение), и сексуальная ориентация. Мы долго думали, что гендер — это про социальные различия между мужчинами и женщинами. Но такая перспектива недостаточна.

Именно сейчас в российском обществе геи — дискриминируемая группа в связи с законом о запрете пропаганды гомосексуализма.

— Например, если рассмотреть такую ситуацию. Мужчина является гомосексуалистом, понимает, что в обществе его не примут. И он идет против природы и начинает жить с женщиной. Получается, подобное неприятие на законодательном уровне влияет на отношения между мужчиной и женщиной?

— Так же всегда и было много-много лет.

Уже задокументировано в разных рассказах о жизни советского времени, когда была криминализирована мужская гомосексуальность и люди стремились быть или казаться гетеросексуальными, чтобы соответствовать представлениям о нормальном сексуальном желании, иногда вступали в фиктивные отношения, иногда — в сокрытые отношения. То есть они не объявляли о своей ориентации своим супругам или подругам, которые думали, что вступают в брак с человеком гетеросексуальной ориентации, и оказывались несчастными. Потому что обман всегда приводит к несчастью.

Современные люди в значительной степени либерализировались в сфере сексуальных отношений, гендерные границы становятся проницаемыми, а их все время пытаются в эту жесткую нормативную рамку запихнуть с помощью религиозных идеологий или каких-то наших законов. И наблюдается расхождение официальной матрицы жесткой нормативности и того, что люди сами хотят выбирать и не хотят чувствовать себя виноватыми, делая выбор.

Уже есть такие сегменты общества, где нагрузка семейного бюджета только на мужчинах. С таким мужчиной можно делать все что угодно. Наше современное общество поворачивается в ту сторону, чтобы сделать мужчину главным и зависимым

— Зачем все это делается? Это забота или лицемерие властей с целью контроля?

— Можно сказать, что будет наблюдаться и уже наблюдается эффект разрыва дискурса и практики, эффект лицемерия насаждаемой консервативной идеологии.

Сам законодатель думает, что общество настолько испорчено, что можно с помощью жестких законов его окультурить в их представлениях и сделать «нормальным». Но это морализаторское давление идеологии и закона нужно, на мой взгляд, для легитимации и стабилизации режима.

Мы видим это поворот законодателя и идеолога в сторону моральной озабоченности, это поворот к старой морали, а не признание ответственной свободы выбора.

Такая моральная озабоченность появляется, когда у государства плохо с экономикой, плохо с демократией. А главное, часть элит хочет сохранить свое могущество и оправдать его приписанной себе культурной миссией.

Каковы социальные последствия гендерно-консервативных законов, если они будут работать? (Мне представляется, что они не будут работать.) Они приведут к тому, что женщины будут гораздо менее активны на общественной арене.

Представьте себе, что женщины уходят с рынка труда, они становятся домашними хозяйками. Мужчина становится добытчиком в настоящем смысле этого слова. Уже есть такие сегменты общества, где нагрузка семейного бюджета только на мужчинах.

С таким мужчиной можно делать все что угодно. Наше современное общество поворачивается в ту сторону, чтобы сделать мужчину главным и зависимым.

— Но получается, это ловушка для мужчин?

— Да, но мужчины этого не понимают, потому что взамен они получают позицию главного в семье.

Получают подчиненных, за которых они отвечают, и таким образом проявляя свою архаическую маскулинность, им есть чем гордиться: «Я и защитник, я и отец, а они должны быть благодарны».

Но чтобы сохранить это преимущество, мужчина должен идти на очень многие компромиссы. Потому что заработки, рынок ограничены, он должен устраиваться в иерархии, играть по правилам, которые ему предлагает бизнес, сращенный вместе с государством.

О возможности женщины стать президентом России и гендерной свободе мусульманок читайте во второй части интервью с Еленой Здравомысловой.

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/67906-elena-zdravomyslova-rasskazala-o-gendernoy-diskriminacii

Дискриминация по половому признаку статья

О дискриминации по гендерному принципу (Какителашвили М.М.)
Он отражается в отношениях людей, многие из которых даже не осознают этого, что еще больше усиливает такой вид дискриминации.

Отказывать одному полу в возможности пользоваться в полном объеме правами человека — это все равно, что считать, будто этот пол является не совсем человеческим.

а) Пол или гендер? Разъясните разницу между полом (факторы, определяемые биологией) и гендером (факторы, определяемые культурой).

Дискриминация Российской Федерацией людей по половому признаку

В « положительном » способе другому полу создаются дополнительные преимущества или предоставляются права, которых нет у дискриминируемого пола.

Гендерные законы в России В законодательстве Российской Федерации также существуют гендерные законы. Положения некоторых из них нарушают принцип гендерного равенства. закреплённый Конституцией РФ.

Гендерная экспертиза законов и законопроектов является одним из средств обеспечения непротиворечивости законодательства.

Проблема дискриминации в сфере труда

Статья 3 Трудового кодекса РФ содержит нормы, которые запрещают дискриминацию в сфере труда, в том числе по признаку пола, и которые не признают дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений в отношении работников, обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите [2,с.5].

ст. 3 ТК РФ, где закреплен принцип дискриминации, полностью соответствует Конвенции МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958), действующей на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Международная Организация Труда уделяет значительное внимание по вопросам борьбы с дискриминацией, в том числе в Российской Федерации действует специальная Конвенция «О дискриминации в области труда и занятий».

Ваши права: Часто задаваемые вопросы

3 Трудового Кодекса РФ устанавливает запрет дискриминации!

Согласно данному запрету никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Наличие таких не обоснованных деловыми качествами работника ограничений либо преимуществ, тех же требований к возрасту или полу при приеме на работу, является дискриминацией. Таким образом, ТК РФ запрещает установление каких-либо различий между работниками – ограничений или предпочтений, – приводящее к ограничению или нарушению каких-либо ваших трудовых прав.

Источник: http://munh.ru/diskriminacija-po-polovomu-priznaku-statja-96699/

Гендерная дискриминация мужчин: мифы и реалии – Накипело

О дискриминации по гендерному принципу (Какителашвили М.М.)

Какая первая ассоциация возникает, когда мы слышим словосочетание «гендерное неравенство»? Скорее всего — обиженная женщина, которую притесняет пресловутый «сильный пол». Интересно, а как обстоят дела с правами мужчин? Мы собрали стереотипы восприятия мужчин нашим патриархальным обществом.

«Ребенка должна воспитывать только мать»

Почему после развода родителей ребенка в большинстве случаев оставляют с мамой? Если обратить внимание на украинское законодательство, то можно увидеть, что у женщин нет никаких привилегий, которые позволяли бы им забирать ребенка себе.

В первую очередь суд рассматривает, кто из родителей больше участвует в воспитании, как выполняет родительские обязанности и может ли содержать ребенка. Но все же можно увидеть закономерность: чаще всего принимается решение в пользу матери.

«В свое время в Украине довольно живо развивались школы отцов, которые призывали к ответственному отцовству. Мужчины осознавали важность своей роли в воспитании ребенка, полноценного участия в жизни семьи.

К сожалению, стереотипное отношение общества к мужу исключительно как к ответственному за финансовое содержание семьи накладывает на него это обязательство и как бы дает индульгенцию не участвовать во всем остальном», — комментирует гендерный эксперт Николай Ябченко.

Согласно гендерным стереотипам и патриархальным традициям мужчинам не тяжело избавиться от радостей отцовства. Общество мыслит просто: для женщины естественно заботиться о детях, а обязанность мужа — обеспечивать семью материальными благами.

Как рассказывает координатор общественного объединения «Батько має право» в Харьковской области Игорь Бернадин, в Украине распадается каждый второй брак. При разводе часто случается так, что мужчина теряет любую связь с ребенком, а мать использует свое положение, чтобы разделить ребенка и отца.

«Когда отец обращается за помощью к органам власти, то там до сих пор ссылаются на так называемую Декларацию ООН защити прав детей от 1959 года, где указано, что малолетний ребенок только в исключительных случаях должен оставаться с отцом. Руководствуясь этим документом, чаще всего принимают решение оставить ребенка с матерью вне зависимости от обстоятельств», — комментирует Игорь Бернадин.

В этом и проявляется дискриминация мужчин. Ведь оба родителя имеют равные права и обязанности. Семейное воспитание — это когда отец тоже воспитывает ребенка, неважно, в разводе родители или нет. Эти законы часто игнорируются органами местной власти и судами.

«К тому же, этот международный документ, на который ссылаются, не ратифицирован Украиной. Также есть Конвенция ООН 1989 года, которая принята Верховной Радой. В конвенции говорится о равноправии отца и матери и делается упор исключительно на интересы ребенка. Этот документ сейчас также игнорируется, — рассказывает координатор организации.

По словам Игоря Бернадина, общественное объединение «Батько має право» ведет борьбу с несправедливостью и беззаконием в отношении родительских прав. Если суды опираются лишь на один документ, который не принят в Украине, это нарушение.

«Отцу, который попал в такую ситуацию, нужно обращаться в органы опеки и социальной защиты прав детей. И, конечно же, в суд, чтобы защитить как свои интересы, так и интересы ребенка. Также в нашем общественном объединении мы даем консультации и оказываем любую возможную помощь», — говорит Игорь Бернадин.

Сейчас в Харьковской области — 30 активных участников «Батько має право», которые ищут возможности решить эту проблему. В стране таких родителей сотни. Как говорит координатор проекта, сейчас они активно работают над тем, чтобы о проблеме дискриминации прав отцов заговорили во всей Украине.

«Мужчины не плачут»

В современном мире прижился образ «мужчины-мачо». Он не позволяет представителям сильного пола проявлять слабость или излишне демонстрировать свои эмоции. В «мачизме» нет места эмоциональности, чувственности, отзывчивости или сочувствию.

«По моему мнению, это также большая проблема. Именно из-за стереотипа, что мужчины не должны показывать эмоции, они переживают все стрессы и проблемы «в себе», а это приводит к злоупотреблению алкоголем и сигаретами, что, в свою очередь, делает свой вклад в печальную статистику продолжительности жизни мужчин», — утверждает эксперт Николай Ябченко.

Из-за условного запрета «быть слабым» в молодости мужчины пренебрежительно относятся к своему здоровью. Они тянут до последнего, но не обращаются к врачам, запускают болезнь — традиционная «мужская роль» не позволяет им быть осторожными.

«В нынешних условиях мужчины, которые возвращаются из АТО, считают, что они, как «настоящие мужчины», не должны обращаться за психологической помощью и переживают посттравматический синдром в себе. Это дает ужасные последствия, как для них, так и для окружающих».

«Это не мужская работа»

Мужчина может сталкиваться с неуважением и даже насмешками, если он захочет заняться «женской работой». Например, воспитателем в детском саду или же просто папой, который часто берет больничные, чтобы присмотреть за детьми.

То же самое касается «женских профессий». Например, сферу обслуживания, которая сейчас активно развивается, в нашем патриархальном обществе почему-то принято считать женской. Поэтому мужчины не готовы устраиваться туда.

«К сожалению, существует как горизонтальная, так и вертикальная гендерная сегрегация на рынке труда. Вертикальная заключается в так называемом «стеклянном потолке» — чем выше уровень должности, тем меньше там представлены женщины. Например, на госслужбе в целом женщин больше, но на высших должностях их единицы.

Также существует горизонтальная сегрегация — образование и медицина очень феминизированы. Никто не заставляет мужчин уходить в мастера педикюра, а женщин спускаться в забои, но речь идет о возможностях. Если женщина хочет быть солдатом или шахтером — она должна иметь такую возможность.

И если мужчина хочет уйти в отпуск по уходу за ребенком — общество не должно осуждать», — говорит Николай Ябченко.

Они считают роботу главным занятием своей жизни и главным способом самоутверждения. Поэтому мужчины намного хуже переживают увольнение и плохо адаптируются к новым условиям. А переход на работу с меньшей зарплатой или на «женское место» приравнивается обществом к чему-то унизительному.

«Крашеный п*дар»

В наше время мужчины стали намного больше ухаживать за собой, чем раньше. И, тем не менее, стильная одежда, хорошая прическа, педикюр у представителей «сильного пола» до сих пор продолжают удивлять окружающих. Многие даже начинают осуждать, говоря, что это «не по-мужски».

«Я хотел бы, чтобы мужчины массово начали ухаживать за собой, но это, видимо, встречается только в мегаполисах — таких людей называют метросексуалами. То, что это удивляет других, также последствия гендерных стереотипов».

Как говорит эксперт, по современным меркам мужчина обязан быть грубым, и это подразумевает пренебрежение к своей внешности. Но это также негативно сказывается на представителях «сильного пола».

«В Украине мужчины живут на 12 лет меньше женщин. Даже помню статистику, что 40% 16-летних мальчиков не доживут до 60 лет. Поэтому мне хотелось бы, чтобы мальчики и мужчины больше заботились о себе и своем здоровье».

Что делать?

Но как же бороться со стереотипами? Ведь идея, что женщина должна лишь ухаживать за детьми и вести домашнее хозяйство, а муж зарабатывать, прочно прижилась в обществе. По словам Николая Ябченка, нужно создать условия для реализации мужчин в семье, а женщинам — в работе.

В Украине жена в среднем зарабатывает на 25-30% меньше мужа, поэтому вопрос «кто будет сидеть с ребенком?» обычно даже не поднимается. Однако естественная потребность мамы быть с ребенком (грудное вскармливание) обычно длится полгода-год, потом женщина могла бы возвращаться на работу. А мужчина также вполне способен помогать ухаживать за ребенком.

«К сожалению, гендерное равенство очень часто воспринимают как борьбу. И мужчины так подсознательно и воспринимают, что «гендерные вопросы» = «женские вопросы», а борьба женщин за свои права — борьба против мужчин, — рассказывает Николай Ябченко.

 — Это заблуждение, поскольку от равенства выигрывают представители обоих полов.

Это, в первую очередь, права человека, и когда у нас наконец наступит верховенство права и права человека перестанут быть чем-то экзотическим, возможно, общество поймет, что дискриминация половины общества только потому, что она того или иного пола, — нонсенс».

Существует мнение, что проблема гендерной дискриминации раздута искусственно. Но даже по признаку пола она касается всех, и мы сталкиваемся с ней каждый день. Часто мы сами даже не осознаем, что нас дискриминируют.

«Уровень дискриминации различный — от забавных бытовых ситуаций (у меня есть дисконтная карточка одного из магазинов, которая дает скидку на детские товары и она называется «карта мамы», хотя она всегда была у меня) до вполне судьбоносных.

У одной моей знакомой были прекрасные профессиональные перспективы, но она осталась сидеть дома и воспитывать детей, хотя ее муж не имел и доли такого потенциала, и она могла бы лучше зарабатывать и обеспечивать семью.

И таких жертв, брошенных на алтарь семьи, множество».

Начинать что-то менять нужно еще со школы. Проблема в том, что дети абсолютно ничего не знают о гендерной дискриминации. На уроках об этом говорить не принято, а большинство родителей этот вопрос интересует редко.

Но школы — это правильный путь. Старшее поколение убедить очень трудно, часто просто невозможно. А дети, жаждущие информации, пластичны и готовы на новые установки.

«Нам важно это не упустить. Еще в роддоме на мальчиков одевают голубые шапочки, а на девочек розовые, ребятам готовят машинки с пистолетами, а девушкам — игрушечное кухонные принадлежности и кукол. Поэтому нам важно успеть девочкам объяснить, что их выбор не ограничен кухней. Женщины успешны в бизнесе, IT, спорте, и только стереотипы их ограничивают. Не стоит ли избавиться от них?»

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://nakipelo.ua/gendernaya-diskriminatsiya-muzhchin-mify-i-realii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.