+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

О праве суда изменить основание требования собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего и по собственной инициативе отстранить его (Кузнецов С.А.)

Содержание

Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего. Отстранение и освобождение от исполнения обязанностей

О праве суда изменить основание требования собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего и по собственной инициативе отстранить его (Кузнецов С.А.)

На данный момент должность арбитражного управляющего находится в процессе становления, в связи с этим, главной задачей является качественное повышение квалификационного уровня арбитражных управляющих, создание должных условий для поддержания независимости данной категории специалистов, а также усиление их юридической ответственности. Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус.

В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц. В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности.

Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение. Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются объективность независимость и беспристрастность.

Вознаграждение арбитражного управляющего устанавливается арбитражным судом, а обязательства по уплате установленную сумму возникает на основе судебного акта. Юридическая природа вознаграждения неоднозначна, законодательство использует по отношению к нему такие способы регулирования, которые к прибыли неприменимы.

Любой из арбитражных управляющих, за исключением наличия страховых полисов, обязан внести в фонд своей организации от пятидесяти тысяч рублей. Данный фонд называется компенсационным и расходуется на возмещение убытков в случае некорректной деятельности арбитражных управляющих.

По факту заявления должника или кредитора суд запрашивает СРО арбитражных управляющих кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющих установленным требованиям.

Если в заявлении указана конкретная кандидатура арбитражного управляющего, то суд запрашивает подтверждение соответствия данного арбитражного управляющего установленным требованиям.

СРО арбитржных управляющих в ответ на запрос направляет в арбитражный суд Представление на кандидатуру (или кандидатуры арбитражных управляющих.

Арбитражный суд на период банкротства своим определением назнаяает арбитражного управляющего для проведения процедур банкротства и осуществления других полномочий, установленных Федеральным Законом РФ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный специалист является основным лицом на всех этапах процедуры подтверждения банкротства и берет на себя временное обязательство по управлению компанией-банкротом.

Арбитражный управляющий является ключевой фигурой участвующей в процедуре банкротства. Роль арбитражного управляющего заключается в том, чтобы исполнить возложенные на него законом обязанности в интересах должника и кредиторов, сделать ситуацию програчной, разрядить конфликтную ситуацию, соблюдая при этом интересы всех участников процесса, должника и его кредиторов.

Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего

Смена арбитражного управляющего может быть осуществлена по собственному желанию, в случае его исключения или выход из СРО, отстранение судом по жалобе любого лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей, административная дисквалификация арбитражного управляющего как должностного лица, неодобрение собранием кредиторов плана внешнего управления, отстранение судом при наличии ходатайства собрания кредиторов о неисполнении либо ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим своих обязанностей (ст. 20.4, 20.5 Закона о банкротстве).

Замена арбитражного управляющего в деле о несостоятельности осуществляется с помощью освобождения или отстранения арбитражного управляющего от выполнения своих обязанностей.

  • – по заявлению арбитражного управляющего по его собственному желанию. Арбитражному управляющему не обязательно указывать причины освобождения его от обязанностей. Однако, арбитражный суд имеет право отказать в освобождении арбитражного управляющего, если данные причины будут оценены как неуважительные;
  • – по ходатайству СРО арбитражных управляющих, в которой он состоит, как правило в случае добровольного выхода арбитражного управляющего по своему решению;
  • – в других случаях, предусмотренных законом.
  • замена арбитражного управлящего возможна в случае, если после назначения арбитражного управляющего выявлены обстоятельства препятствовавшие назначению арбитражного управляющего, в том числе его несоответствие формальным требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего.
  • смена арбитражного управляющего возможна по решению и соответствующему ходатайству комитета кредиторов в арбитражный суд (п. 3 Ст.17 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
  • замена арбитражного управлящего возможна по решению и соответствующему ходатайству общего собрания кредиторов в арбитражный суд (п. 2 Ст.15 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
  • смена арбитражного управляющего может произойти по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может отстранить арбитражного управляющего (п. 1 Ст.20.04 Закона о банкротстве). Необходимо доказать неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанностей, которые на него возложены федеральными законами или федеральных стандартов деятельности.
  • замена арбитражного управлящего возможна по ходатайству СРО арбитражных управляющих при поступлении информации о его дисквалификации за совешение административного правонарушения. Данная информация рассматривается арбитражным судом и приводит к автоматическому отстранению последнего от выполнения им обязанностей арбитражного управляющего (п. 3 Ст.20.04 Закона о банкротстве).
  • по заявлению СРО арбитражных управляющих в случае их исключения из своих членов (п. 2 Ст.22 Закона о банкротстве).

Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего может быть обжаловано. Однако оно подлежит немедленному исполнению и факт обжалования не приостанавливает определение об отстранении арбитражного управляющего.

Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих.

Организация, которая объединяет арбитражных управляющих, вводит и поддерживает стандарты их деятельности, предоставляет в арбитражный суд список временных управляющих носит название «Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

Приведем примеры подобных компаний: Некоммерческое партнерство “Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих”, Некоммерческое партнерство “Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих ” Альянс” и многие другие.

По закону арбитражные управляющие иметь членство в СРО.

Уникальное профессиональное сообщество, которое объединяет ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента, эффективно занимающихся антикризисным управлением, не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, целью деятельности имеет регулирование и обеспечение деятельности своих членов.

Сведения об арбитражных управляющих

Сведения об арбитражных управляющих содержатся в сводном государственном реестре арбитражных управляющих на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографий (Росреестр).

Размер оплаты труда арбитражного управляющего независимо от формы банкротства, арбитражный управляющий получает вознаграждение, размер которого назначается арбитражным судом. Он зависит от размеров предприятия, как правило, достаточно велик, но крайне редко достигает очень высокого уровня ввиду бедственного положения предприятий.

При этом средства на оплату его труда формируются либо в результате проведения торгов по продаже имущества должника.

Если погашения обязательств перед кредиторами средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему не остается, то есть возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

ФЗ «О банкротстве» постановил, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение и возмещение в полном объеме расходов на исполнение обязанностей по делу. Вознаграждение выплачивается должником (если иное не предусмотрено законом) и состоит из основной суммы и процентов (начислений). Арбитражный суд вправе увеличить сумму вознаграждения.

  • Фиксированная сумма для временного управляющего составляет 30 (тридцать) тысяч руб в месяц, для административного – 15 тыс. руб в месяц, для внешнего – 45 тыс. руб в месяц, для конкурсного – 30 тыс. руб.
  • Проценты выплачиваются по окончанию дела в течении 10 календарных дней, и их сумма зависит от балансовой стоимости активов должника (от 4%), а также от вида арбитражного управляющего (временный, конкурсный, внешний, административный). К примеру, балансовая стоимость активов ОАО «Монетный двор» составляла 65490 тыс. руб. 4% от указанной суммы – 2619 тыс. руб.

Проблемы возникающие в процессе деятельности арбитражных управляющих остаются одними из самых «болезненных» в российской системе законодательства о несостоятельности .

Арбитражные суды сталкиваются с многочисленными фактами некомпетентного, а иногда и недобросовестного ведения дел должника арбитражными управляющими.

Практика показывает что, затронутые проблемы после введения в конкурсный процесс саморегулируемых организаций арбитражных управляющих еще более обострились. Я хочу на конкретных примерах рассмотреть несколько правовых проблем, с которыми приходится сталкиваться арбитражным управляющим.

Одной из проблем является взнос. Для приобретения статуса Арбитражного управляющего гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, должен, кроме требований указанных в статье 23 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), застраховать гражданскую ответственность на сумму 3 млн. руб.

и внести взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих в размере 50 тысяч рублей.

Еще одной из проблем является требование управляющий-предприниматель , согласно которому действующее российское законодательство предъявляет к арбитражному управляющему требование быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Но ведь функции арбитражного управляющего не подпадают под определение предпринимательской деятельности. Действующее российское законодательство предъявляет к арбитражному управляющему требование быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако, функции арбитражного управляющего не подпадают под определение предпринимательской деятельности.Так как арбитражный управляющий выполняет публично правовые функций. Так же по новому закону кандидатуру управляющего может предложить или организация управляющих, или государственный орган по делам о банкротстве.

И не ясны критерии для кандидата, и новшества не только не усилят независимость управляющего, а, наоборот, усилят его зависимость от кредиторов и чиновников. Также был введен контроль за арбитражными управляющими со стороны суда, но контроль этот заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих, основной контроль сосредоточен в саморегулируемых организациях.

В рамках данного вопроса, рассмотрим материалы судебной практики.

По сведениям Арбитражного суда Челябинской области в 2010 г. увеличилось количество обращений и заявлений на бездействие арбитражных управляющих.

Для сравнения, в 2009 г. было зафиксировано только 3 жалобы на действия арбитражных управляющий, а в 2010 г. поступило 27 жалоб.

Это связано с усилением контроля со стороны уполномоченного органа – ФНС России. За десять месяцев 2007 г. из всех поступивших жалоб 96% инициировано уполномоченным органом.

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о банкротстве рассматривают арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

П. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» закреплена возможность обжалования в арбитражный суд действий арбитражного управляющего.

Закон в п. 1 ст.

22 дает право СРО обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях которых установлены нарушения законодательства о банкротстве, либо в случаях возникновения обстоятельств, препятствовавших утверждению лица в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего, если такие обстоятельства возникли после утверждения арбитражного управляющего.

Профессиональный праздник арбитражных управляющих – День арбитражного управляющего – 17 июля. Этот день, который не проходит мимо арбитражных управляющих это 17 июля, этот день является их профессиональным праздником.

Привалов Сергей Александрович

Панова Александра Андреевна

Специалисты по экономике и праву

Количество показов: 24872

Источник: http://arbir.ru/articles/a_2713.htm

Отстранение арбитражного управляющего

О праве суда изменить основание требования собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего и по собственной инициативе отстранить его (Кузнецов С.А.)

Отстранение арбитражного управляющего происходит только по решению суда и означает то, что арбитражный управляющий перестает выполнять свои функции в отношении конкретного должника.

В такой ситуации на его место утверждается другой арбитражный управляющий. который продолжит проведение процедуры банкротства.

Услуга по отстранению арбитражного управляющего заключается в подготовке соответствующих заявлений, ходатайств и жалоб, придание им более весомой и аргументированной формы и обоснование причин необходимости отстранения в арбитражном суде.

Компания «Банкротство плюс » в силу специфики деятельности очень часто сталкивается с вопросами отстранения и обжалования действий арбитражных управляющих, поэтому мы можем помочь Вам защитить свои права и интересы в процедуре банкротства.

Главное – профессионально составленное мировое соглашение позволяет обеспечить утверждение мирового соглашения в суде и тем самым вывести предприятие из банкротства.

Основания для отстранения арбитражного управляющего

Формально говоря, отстраняет арбитражного управляющего только суд своим определением.

Другой вопрос – кто может инициировать отстранение арбитражного управляющего?

Во-первых, это КРЕДИТОРЫ. которые могут усмотреть в действиях арбитражного управляющего нарушения, влекущие возможность причинения убытков арбитражным управляющим.

Если Вы являетесь основным кредитором организации-банкрота, то Ваши первые действия как мажоританого кредитора должны заключаться в назначении «своего» арбитражного управляющего.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: +7 (499) 455 09 86 (Москва) Это быстро и бесплатно! Во-вторых, арбитражный управляющий может быть отстранен по инициативе СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ. то есть основного общего совета кредиторов должника.

Отстранение арбитражного управляющего путём принятия соответствующего решения на собрании кредиторов проще, поскольку нет необходимости доказывать наступление убытков в результате неправомерных действий арбитражного управляющего.

Кроме того, ходатайство об отстранении арбитражного управляющего может быть принято и подано КОМИТЕТОМ КРЕДИТОРОВ. то есть органом, предназначенным для контроля арбитражного управляющего.

Другие лица также вправе подавать жалобы и ходатайства — УЧРЕДИТЕЛИ (УЧАСТНИКИ) должника, представитель СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА – унитарного предприятия в случаях, если арбитражный управляющий допустил нарушение их прав.

Как показывает практика, отстранение арбитражного управляющего происходит по следующему сценарию:

  • Бесплатная ознакомительная консультация. в ходе которой уточняются необходимые нюансы
  • Подписание договора оказания юридических услуг, внесение предоплаты
  • Инициирование проведения собрания кредиторов. обеспечение принятия соответствующего решения собрания кредиторов (при возможности)
  • Подготовка заявления (ходатайства) об отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей
  • Обоснование причин отстранения арбитражного управляющего при рассмотрении дела в арбитражном суде (судебное представительство)

Благодаря наличию собственных наработок, срок подготовки ходатайства (заявления) об отстранении арбитражного управляющего или жалобы составляет от нескольких дней .

Часто задаваемые вопросы

Если у Вас остались еще вопросы, то может быть Вы найдете ответы на них в этом разделе.

Какой процент успешных судебных процессов по отстранению арбитражных управляющих?

Не секрет, что далеко не каждому кредитору удаётся отстранить арбитражного управляющего.

В большинстве случаев причины неудач кроются в том, что изначально выбрана не правильная тактика.

Поэтому желательно еще на берегу понять свои возможности по отстранению арбитражного управляющего, ведь вернуть потом рабочие отношения будет затруднительно.

Что делать, если процент не достаточный для принятия решения об отстранении собранием кредиторов?

Именно большинство на собрании кредиторов является важным фактором, позволяющим судить о том, что отстранение арбитражного управляющего принесет желаемый результат.

Ведь половина дела отстранить арбитражного управляющего – нужно еще назначить другого, а для этого как раз нужно большинство на собрании кредиторов.

Если большинства на собрании кредиторов нет, то жалоба будет иметь, скорее, функцию контроля за деятельностью арбитражного управляющего.

С чего лучше начать процесс отстранения арбитражного управляющего?

На этот вопрос можно услышать разные ответы – с жалобы, с требования о проведении собрания кредиторов, с дополнительных вопросов, с изучения дела и отчета арбитражного управляющего.

Мы рекомендуем Вам начать решение вопроса по отстранению арбитражного управляющего с профессиональной консультации .

С чего начать банкротство?

Пошаговый алгоритм начала банкротства. Вы знали, что определяет более 50% успеха в банкротстве? Читайте статью, чтобы получить ответ.

Арбитражный или конкурсный управляющий?

Чем различаются арбитражный, внешний и конкурсный управляющий? Давайте вместе разберемся с этим, казалось бы, простым вопросом.

Грозит субсидиарная ответственность?

Каждый директор предприятия должен быть готов к привлечению к субсидиарной ответсвенности. Это очень неприятная процедура, однако, есть некоторые особенности..

Инициирование банкротства

Банкротство является очень эффективным правовым инструментом. Этот инструмент может использоваться как кредитором, так и должником.

Рекомендуем

Настоятельно рекомендуем подписаться на выпуски нашего журнала «Вестник по антикризисному управлению» . чтобы 1 раз в месяц получать полезную информацию по теме антикризисного управления.

Так Вы обезопасите себя от критических ситуаций, а так же сможете увеличить прибыльность и благосостояние компании.

Скачиваний за сегодня:

О компании

Банкротство Плюс входит в ТОП-50 юридических компаний РФ по версии портала Право.ру. Более 5 лет осуществляет юридическую деятельность. Проведено более 287 процедур банкротств

Регулярно принимает участие в телевизионных программах на федеральных каналах в качестве эксперта.

Подробнее о компании

Отстраняем конкурсного управляющего

1.

1Основанием для отстранения конкурсного управляющего может служить ходатайство собрания кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 145 Закона 2 ). Такое ходатайство, по мнению КУ, должно быть подано в суд в виде отдельного процессуального документа и не может следовать из протокола собрания кредиторов

1.

1 Для подтверждения факта наличия ходатайства собрания кредиторов протокола собрания кредиторов, на котором принято соответствующее решение об обращении в суд, достаточно. Дополнительного волеизъявления в виде подачи отдельного процессуального документа не требуется

1.

2 В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 145 Закона конкурсный управляющий может быть отстранен судом в связи с удовлетворением судом жалобы лица, участвующего в деле. Исходя из этого, по мнению некоторых судов, рассмотрение вопроса об отстранении должно следовать за удовлетворением жалобы. Значит, суд не может решать вопрос об отстранении, не рассмотрев прежде вопрос об удовлетворении жалобы

1.

2 Из абзаца 3 п. 1 ст. 145 Закона не следует, что жалоба и ходатайство об отстранении должны рассматриваться отдельно. Напротив, содержание указанной нормы свидетельствует о том, что и вопрос об удовлетворении жалобы, и вопрос об отстранении могут рассматриваться в одном судебном заседании

1.

3 Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него обязанностей вправе принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией отстранить арбитражного управляющего от исполнения обязанностей (абз.

5 п. 3 ст. 17 Закона). Исходя из этого комитет кредиторов может лишь рекомендовать собранию кредиторов обратиться в суд с ходатайством об отстранении КУ и не имеет права самостоятельно заявлять такое ходатайство

1.

3 В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 145 Закона с ходатайством об отстранении КУ может обратиться не только собрание кредиторов, но и комитет кредиторов. Абзац 5 п. 3 ст. 17 Закона является общей нормой, поскольку рассчитан на все процедуры банкротства, в то время как п. 1 ст. 145 Закона — специальная норма, применяемая в конкурсном производстве.

Таким образом, в процедуре конкурсного производства комитет кредиторов вправе самостоятельно заявлять такое ходатайство

1.

4 Основанием для отстранения КУ может быть ходатайство собрания кредиторов о его отстранении в связи с допущенными им нарушениями (абз. 2 п.1 ст. 145 Закона). Такое ходатайство подается на основании решения собрания кредиторов (абз. 10 п. 2 ст. 15 Закона). Следовательно, собрание кредиторов может принять решение об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего только при наличии конкретных нарушений, допущенных им. Решение об обращении в суд с ходатайством об отстранении КУ, не связанное с допущенными им нарушениями, выходит за пределы компетенции собрания кредиторов.

Таким образом, в протоколе собрания кредиторов должно быть указано, какие именно нарушения послужили основанием для принятия подобного решения

1.

4 Закон, в том числе ст. 145, не содержит требований о конкретизации в протоколе собрания кредиторов тех нарушений, которые стали основанием для принятия собранием кредиторов решения об отстранении КУ. Названное ходатайство является лишь поводом для рассмотрения вопроса о таком отстранении, суд в силу своей контрольной функции в деле о банкротстве при рассмотрении этого вопроса не связан (не ограничен) конкретными нарушениями, отраженными в протоколе собрания кредиторов. Рассматривая соответствующий вопрос и оценивая все представленные доказательства, суд решает, является исполнение обязанностей конкурсным управляющим надлежащим или нет. Соответственно неуказание в протоколе собрания кредиторов допущенных нарушений не может служить основанием для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства

2.1 На основании абз. 3 п. 1 ст. 145 Закона конкурсный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы на неисполнение или ненадлежащее исполнение КУ обязанностей.

При условии, что такое их неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

Следовательно, для отстранения КУ необходимо выявить причиненные должнику или его кредиторам убытки, в том числе установить их размер

2.1 Из абзаца 3 п. 1 ст. 145 Закона следует, что для отстранения КУ достаточно самой вероятности причинения убытков, то есть отстранение возможно даже в случае, когда убытки не причинены, но имеется возможность их причинения. Таким образом, размер причиненных убытков не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении вопроса об отстранении КУ

2.2 Допущенные КУ нарушения в виде неоднократного нарушения сроков представления отчета о деятельности КУ, невыполнения требований конкурсных кредиторов о созыве собрания кредиторов, затягивания сроков инвентаризации и оценки имущества должника не привели к убыткам должника или его кредиторов. Значит, оснований для отстранения КУ нет

2.2 В силу абз. 2 п. 1 ст. 145 Закона наличие или вероятность причинения убытков не является обязательным условием для удовлетворения ходатайства об отстранении КУ.

Для удовлетворения такого ходатайства достаточно самого факта допущенных нарушений и решения собрания кредиторов об обращении в суд с соответствующим ходатайством.

В этом отличие такого основания для рассмотрения судом вопроса об отстранении конкурсного управляющего, как ходатайство собрания (комитета) кредиторов, от ходатайств лиц, участвующих в деле

2.3 Конкурсный управляющий не может быть отстранен, если нет доказательств причинения убытков в результате его бездействия или если ненадлежащее исполнение им своих обязанностей повлекло утрату возможности увеличения конкурсной массы, поскольку сама по себе утрата возможности увеличения конкурсной массы не затрагивает непосредственно прав и законных интересов конкурсного кредитора

2.3 Как в случае уменьшения, так и в случае утраты возможности увеличения конкурсной массы возникают убытки у должника и его кредиторов. Права конкурсного кредитора считаются нарушенными каждый раз, когда неправомерные действия (бездействие) КУ повлекли уменьшение или неувеличение конкурсной массы должника

2.4 В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 20.

2 Закона судом в деле о банкротстве в качестве конкурсных управляющих не могут быть утверждены арбитражные управляющие, полностью не возместившие убытки, которые причинены должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением арбитражного суда. Это обстоятельство препятствует утверждению конкурсного управляющего, а при его выявлении впоследствии является основанием для отстранения КУ в силу абз. 4 п. 1 ст. 145 Закона.

Источник: http://etalonprawa.ru/otstranenie-arbitrazhnogo-upravlyayushhego/

Замена арбитражного управляющего

О праве суда изменить основание требования собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего и по собственной инициативе отстранить его (Кузнецов С.А.)

   Фигура арбитражного управляющего еще в недавнем прошлом не была столь известной и значимой в широких массах населения. Однако с момента совершенствования законодательства в сфере банкротства и принятия определенных нормативно-правовых актов по вопросу банкротства физических лиц статус арбитражного управляющего значительно возрос.

   задача арбитражного управляющего – исполнение функциональных обязанностей, предусмотренных законом с целью соблюдения баланса интересов кредиторов и должника. Иногда в процессе банкротства возникают ситуации при которых возникает необходимость сменить арбитражного управляющего, а о том, как это сделать вы узнаете данной статье.

Как сменить арбитражного управляющего?

   Замена арбитражного управляющего регламентирована соответствующими актами, которые предусматривают определенную процедуру. Однако для замены управляющего нужны определенные основания. На сегодняшний день замена управляющего происходит в следующих случаях:

  1. Замена управляющего по собственному желанию или самоотвод
  2. Замена управляющего по ходатайству СРО в котором он состоит
  3. Замена управляющего в судебном порядке в связи с жалобами заинтересованных лиц
  4. Замена управляющего в связи с его дисквалификацией
  5. Замена управляющего в судебном порядке в связи с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего собранием кредиторов

   Следовательно, из вышеописанного можно сделать вывод о том, что смена арбитражного управляющего возможна, а любой стадии, даже когда он еще не назначен, а кандидатуры на должность управляющего не утверждены судом. О том, как можно заменить управляющего на стадии его утверждения узнаем далее.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего

   На стадии инициации банкротства стороны участвующие в деле вправе предложить соответствующие кандидатуры арбитражных управляющих. При этом, судья обязан запросить в соответствующее СРО данные об арбитражных управляющих, для того, чтобы установить соответствие представленных данных.

   Согласно законодательства о банкротстве замена кандидатов в управляющие может быть осуществлена только до того момента, когда суд вынесет определение о принятии заявления о банкротстве или до момента принятия протокола собрания кредиторов о выборе соответствующей кандидатуры. При этом одним из оснований для замены кандидатуры управляющего будет выявленное несоответствие формальным требованиям, обычно предъявляемым к кандидатам в управляющие.

Основания для смены арбитражного управляющего

   Далее мы рассмотрим какие же существуют основания для смены уже утверждённого судом управляющего. Законодательством предусмотрены определенные основания.

   В случае личного желания или самоотвода замена происходит на основании заявления самого управляющего, при этом причины побудившие управляющего написать заявление о замене не имеют приоритетного значения для принятия решения судом. При этом суд принимая во внимания причины указанные управляющим в заявлении может отказать ему в таком заявлении сочтя таковые причины неуважительными.

   Замена управляющего по ходатайству СРО происходит, как правило лишь в одном случае: при выходе управляющего из соответствующего СРО или же при получении информации о дисквалификации данного управляющего за совершение определенного административного проступка.

   Замена управляющего может произойти и по решению, принятому на основании общего собрания кредиторов, которые обратиться в суд с советующим ходатайством, жалобой на арбитражного управляющего. Данное право имеется также и у иных лиц, участвующих в деле.

Однако и в том и в другом случает сторонам нужно иметь в виду что им придется доказывать некомпетентность управляющего, а, равно как и факт о его несоответствии с занимаемой должностью.

О том, как писать такое заявление в суд о замене управляющего Вы узнаете далее.

Ходатайство о замене конкурсного управляющего

   Чтобы составить ходатайство о замене конкурсного управляющего, необходимо сначала обратиться к букве закона о банкротстве, т.к. именно в нём указаны, основные требования, предъявляемые к такого рода ходатайствам.

   В первую очередь в ходатайстве должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который оно подается
  • реквизиты всех лиц участвующих в деле: заявитель, должник, кредитор и иные заинтересованные лица. 
  • в основной части необходимо будет указать мотивы, побудившие обратится с таким ходатайством
  • обстоятельства, подтверждающие позицию заявителя
  • в просительной части обязательно указывается наименование новой кандидатуры конкурсного управляющего.

ВНИМАНИЕ: к ходатайству прикладываются сведения о новом кандидате, учредительные документы и подтверждение направления данного ходатайства всем заинтересованным лицам.

Отстранение конкурсного управляющего по решению собрания кредиторов

   При отстранении управляющего по решению собрания кредиторов в таком решении обязательно должны быть указаны мотивы отстранения, к примеру, это может быть отсутствие оспаривания сделок где оно необходимо, необоснованное расходование денежных средств из конкурсной массы, отсутствие отчетов общему собранию кредиторов и другие. На кредиторов также возлагается доказать причинно-следственную связь между причинёнными им убытками и неправомерными действиями управляющего. Если ходатайство об отстранении управляющего будет подано с существенными нарушениями – суд имеет право не удовлетворять его.

   Как видно из данной статьи, процедура замены арбитражного управляющего довольно таки непроста и витиевата.

Однако, обратившись за помощью в наше Адвокатское бюро – наши доверители могут не беспокоится за обдумывание сложных схем составления процессуальных документов и собирания доказательств по делу.

Наш адвокат, будучи профессионалом в вопросе юридическое сопровождение банкротства, знает, как помочь Вам и отстоять Ваши законные права и интересы при соответствующих процедурах банкротства и замены арбитражного управляющего.

Смотрите видео по теме банкротство, а также подписывайтесь на наш канал :

Источник: http://katsaylidi.ru/blog/zamena-arbitrazhnogo-upravlyayushhego/

Об отстранении конкурсных управляющих в делах о банкротстве

О праве суда изменить основание требования собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего и по собственной инициативе отстранить его (Кузнецов С.А.)

Евгений Суворов, к.ю.н., советник Управления частного права ВАС РФ

Принципиальные выводы ВАС РФ

1. Для отстранения конкурсного управляющего от участия в деле суду достаточно протокола собрания кредиторов.2. При принятии ходатайства об отстранении управляющего суд не связан содержанием протокола собрания кредиторов.3.

Суд вправе по собственной инициативе отстранить конкурсного управляющего от участия в деле о банкротстве.4. Неувеличение управляющим конкурсной массы является убытком.5. Отстранить конкурсного управляющего можно только за существенное нарушение.

6.

Конкурсного управляющего можно отстранить за нарушения, допущенные в ходе любой стадии банкротства.

После принятия Федерального закона от 26.10.

02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон № 127-ФЗ) предполагалось, что основной контроль за деятельностью арбитражных управляющих будут осуществлять саморегулируемые организации (далее — СРО), членами которых управляющие должны являться в обязательном порядке.

Предполагалось, что в большинстве случаев кредитор при возникновении претензий может обратиться в СРО, а та уже будет заниматься проверкой деятельности управляющего и принимать необходимые меры по результатам проверки, вплоть до отстранения от деятельности.

Однако на практике говорить о том, что подобного контроля со стороны СРО оказалось достаточно, не приходится. Это видно на примере существенного количества судебных дел по мотивам нарушений, допускаемых арбитражными управляющими (жалобы на действия управляющих, ходатайства об их отстранении, взыскание убытков, привлечение к административной ответственности и т.п.).

При этом нередко соответствующие жалобы и заявления признаются судами обоснованными.

В таких случаях потерпевшие от нарушений должны иметь и имеют определенный набор правовых средств, направленных на восстановление нарушенных арбитражным управляющим прав и законных интересов, а также на пресечение действий,которые составляют угрозу их нарушения на будущее, в судебном порядке.

Основная идея информационного письма № 150 заключалась в том, чтобы сообщить судам о той практике применения действующего законодательства при решении вопроса об отстранении конкурсных управляющих, которая, с одной стороны, позволяет эффективно защитить интересы лиц, участвующих в деле, а с другой — не позволяет использовать соответствующий инструмент в целях злоупотребления отстранением управляющих без существенных оснований для этого.

Желание кредиторов отстранить конкурсного управляющего необходимо изложить в протоколе собрания

В пункте 1 обзора был решен давно возникший в практике вопрос: может ли суд рассмотреть требование об отстранении конкурсного управляющего без соответствующего ходатайства собрания кредиторов. В абз. 2 п. 1 ст.

145 закона № 127-ФЗ закреплено, что конкурсный управляющий может быть отстранен судом от исполнения обязанностей на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

Суды трактовали это положение закона буквально, отказывая в удовлетворении требования об отстранении управляющего, если оно было описано только в протоколе собрания кредиторов, а соответствующее ходатайство отсутствовало (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.10 по делу № А05-1266/2007).

Однако Президиум Высшего арбитражного суда отдельно разъяснил, что достаточно предоставить в арбитражный суд протокол собрания кредиторов, на котором было принято соответствующее решение об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

Цитируем документ.

Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего:— на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим (п. 1 ст. 145 закона № 127-ФЗ).

Это разъяснение представляется наиболее разумным, поскольку если есть принципиальное волеизъявление собрания кредиторов об отстранении конкурсного управляющего, то протокола собрания, в котором закреплена эта воля, будет вполне достаточно для рассмотрения арбитражным судом вопроса об отстранении. Это разъяснение во взаимосвязи с п. 7 ст. 13 закона № 127-ФЗ (в котором дается поручение управляющему направлять протокол собрания кредиторов в суд) свидетельствует о том, что суд должен по своей инициативе рассмотреть вопрос об отстранении конкурсного управляющего при поступлении протокола.

Отсутствие конкретизации в протоколе собрания кредиторов допущенных конкурсным управляющим нарушений не препятствует его отстранению

Вторым важным моментом, который Высший арбитражный суд разъяснил в информационном письме № 150, стало содержание протокола собрания кредиторов. Ранее некоторые суды использовали формальный подход к установлению действительной воли собрания.

При поступлении протокола собрания кредиторов суды зачастую обращали внимание на то, насколько в нем детализировано нарушение, совершенное конкурсным управляющим.

В обзоре уточняется, что суд не вправе отказать в удовлетворении ходатайства об отстранении конкурсного управляющего, если в протоколе собрания не было указано, какие нарушения послужили основанием для такого обращения (п. 4 информационного письма № 150).

В обзоре приводится следующий пример: суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отстранении конкурсного управляющего в связи с тем, что протокол собрания кредиторов не содержал конкретных данных о допущенных им нарушениях. Однако апелляция отменила это определение и отстранила конкурсного управляющего.

Свое решение она объяснила тем, что закон № 127-ФЗ не содержит требований о конкретизации в протоколе собрания кредиторов тех нарушений, которые послужили основанием для принятия решения об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего.

Такое ходатайство может стать лишь поводом для рассмотрения вопроса о таком устранении, поэтому излишней конкретизации не требуется.

С одной стороны, отстранение конкурсного управляющего — это крайняя мера, которая должна применяться только в самых исключительных случаях.

Но с другой — если не сделать этого, да еще и оперативно, то действия недобросовестного управляющего могут причинить значительный вред, который впоследствии будет невозможно или затруднительно устранить (например, если управляющий продаст имущество компании по существенно заниженной цене либо попросту проведет конкурсное производство так, что в результате кредиторы вообще не смогут ничего получить). Поэтому любое обращение лица, участвующего в деле, с жалобой на действия управляющего — это повод для суда обратить на них особое внимание и принять все возможные меры в случае необходимости. Но суд не сможет действовать по такой схеме, если он будет связан содержанием протокола собрания кредиторов: в этом случае он потеряет возможность объективно оценить существенность нарушений, допущенных конкурсным управляющим.

Суд может отстранить конкурсного управляющего по собственной инициативе

Пункт 5 информационного письма посвящен усилению принципа добросовестности в делах об отстранении конкурсных управляющих. Речь идет о праве арбитражного суда отстранять конкурсных управляющих даже при отсутствии ходатайства заинтересованных в отстранении лиц.

В большинстве своем суды указывали, что закон № 127-ФЗ не предусматривает право суда по собственной инициативе отстранять конкурсного управляющего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей (см., например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.07.

11 по делу № А74-1651/2010).

Цитируем документ.

В случае когда после утверждения конкурсного управляющего выявляются или возникают обстоятельства, препятствовавшие (препятствующие) его утверждению, арбитражный суд может назначить заседание по вопросу об отстранении такого конкурсного управляющего и при отсутствии ходатайства лиц, участвующих в деле, либо собрания (комитета) кредиторов (п. 5 письма № 150).

В постановлении говорится о таком основании для отстранения, как выявление обстоятельств, препятствующих утверждению лица в качестве арбитражного управляющего. Самый простой пример таких обстоятельств — это возбуждение в отношении арбитражного управляющего дела о банкротстве.

Очевидно, что если в отношении управляющего возбуждено такое дело, значит он управляющим быть не может. Однако сам управляющий мог возразить на это, что суд не вправе по собственной инициативе отстранить его без соответствующего ходатайства собрания кредиторов. Такое утверждение вряд ли можно назвать правильным.

Во-первых, закон о банкротстве не содержит указания ни на какое ходатайство.

Цитируем документ.

Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего: в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим (абз. 4 п. 1 ст. 145 закона № 127-ФЗ).

Во-вторых, какая разница, в какой момент выяснились обстоятельства, которые препятствуют лицу быть конкурсным управляющим — до или после его утверждения. В любом случае после того, как о них узнал суд — он должен отстранить такого управляющего.

Сторонники усиления роли управляющих могли бы возразить, что механизм отстранения в данном случае нужно трактовать в совокупности: наличие обстоятельств, препятствующих быть управляющим, плюс ходатайство кредиторов. Но здесь нужно учитывать и другой факт: роль суда в деле о банкротстве особенная.

Здесь есть определенное смещение от чисто состязательных начал к контрольным полномочиям суда: ему приходится проверять кандидатуру управляющего и только после этого принимать решение о ее утверждении. А в случае, если обстоятельства, препятствующие лицу быть управляющим, выявятся позже, он должен иметь возможность отстранить его.

Именно поэтому в п. 5 письма прослеживается усиление принципа добросовестности: одним из препятствующих обстоятельств для утверждения управляющего является его заинтересованность по отношению к должнику или кредитору.

Когда управляющий находится в связке с той или иной стороной в деле о банкротстве, ему крайне сложно выполнять свою работу.

Например, если управляющий действует в интересах одного из кредиторов, то он может затягивать решение вопроса об оспаривании сделки с этим кредитором; если он действует в интересах должника, то может затягивать вопрос о субсидиарной ответственности акционеров должника за доведение до банкротства. Если такая заинтересованность будет выявляться, то она должна рассматриваться как обстоятельство, препятствующее дальнейшему осуществлению управляющим своих функций.

Цитируем документ.

Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие: которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; (п. 2 ст. 20.2 закона № 127-ФЗ).

Источник: http://www.novostibankrotstva.ru/2015/10/07/ob-otstranenii-konkursnyh-upravlyayushhih-v-delah-o-bankrotstve/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.