+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)

Содержание

Штрафы и пени за нарушение бюджетного законодательства РФ и неведение бухучета

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)

Из статьи вы узнаете, какая ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена современными нормативно-правовыми актами. В материале приводится перечень основных типов нарушений и следующие за этим санкции, рассказано о размере штрафов и пеней. Вы также узнаете, как отражать штрафы за нарушение бюджетного законодательства в бухгалтерском отчете организации.

Деятельность учреждений и частных лиц в бюджетной сфере строго контролируется с законодательной точки зрения.

Главным регулирующим документом является Бюджетный кодекс РФ, помимо него – различные нормативно-правовые акты, выпускаемые Правительством и другими законодательными органами.

Лица, которые не соблюдают правила работы, несут юридическую ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Поскольку деятельность подобных учреждений носит публичный характер, применение мер государственного принуждения к ней остается необходимостью.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Любая бюджетная организация, а также должностные лица в своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями БК РФ при работе с государственными денежными средствами. Несоблюдение правил (неполное соблюдение) и рекомендаций является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой применение карательных мер.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства – прежде всего, административная и выражается она в штрафах и пенях. Основная информация о том, какие меры принуждения государство имеет права применять к нарушителям, содержится в статье 282 Бюджетного кодекса РФ. 

Согласно статье 282 БК РФ, государство имеет право применять к нарушителям законодательства следующие меры:

  • Вынесение предупреждения;
  • Блокировка денежных средства;
  • Изъятие бюджетных средств, поступивших на счет предприятия;
  • Приостановление операций по счетам;
  • Наложение штрафа;
  • Начисление пени. 

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства чаще всего выражается в наложении административных штрафов, однако представители Федерального казначейства имеют право в бесспорном порядке списывать часть или полную суммы ранее выделенных государством средств. 

Что понимается под несоблюдением законодательства? Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований БК РФ относительно работы с государственными средствами. В статье 283 описаны основания, которые позволяют контролирующим органам говорить о том, что был эпизод несоблюдения требований закона.

К основаниям относятся:

  • Нецелевое использование выделенных средств;
  • Несвоевременное или неполное перечисление средств получателю;
  • Ошибки при составлении бюджетов и другой необходимой документации;
  • Несоблюдение предусмотренного законом порядка работы с бюджетом (например, штраф за неведение бухгалтерского учета расходования средств или неправильное ведение бухучета);
  • Несоблюдение прочих требований законодательства. 

Список конкретных случаев несоблюдения закона достаточно обширный (они подробно описаны в статьях 289-306 БК РФ), но главную ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде пени организации несут за нецелевое использование и несоблюдение положенных процедур. Бездействие, приведшее к нарушению БК РФ, также карается законом.

Таким образом, ответственность за нарушение бюджетного законодательства складывается из следующих этапов:

  • Определение конкретного государственного органа, который будет применять меры к нарушителям;
  • Определение типа санкций, которые планируется применять (пени, блокировка средств и т.д.);
  • Определение процедуры применения мер (бесспорная блокировка средств, вынесение предупреждения, судебное разбирательство и т.д.).

Любое несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета – это повод завести на должностное или юридическое лицо дело об административном правонарушении, что влечет за собой штрафы.

Какая ответственность за неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухучете, читайте в рекомендации Системы Госфинсы.

Кто и кому выставляет штрафы

Основными документами, в которых описана ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде штрафов и пени являются БК РФ и КоАП РФ, а также в редких случаях УК РФ (для случаев нецелевого расходования или хищения государственных средств).

Согласно пояснению Минфина, основный документом должен быть признан БК РФ и меры наказания, которые он предусматривает. Вместе с тем, допустимо при повторных эпизодах применять ужесточенные меры, представленные в КоАП РФ.

Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна. 

Согласно статье 306 БК РФ, решение о применении мер ответственности принимает финансовый орган: это может быть Федеральное казначейство в лице руководителя (заместителя) или местный финансовый орган субъекта Российской Федерации. 

Кроме того, поскольку несоблюдение правил работы с бюджетом часто происходит в зоне действия КоАП, то применять меры могут также Счетная палата РФ, арбитражный суд и другие уполномоченные органы. 

Меры применяются как к должностным лицам, так и юридическим (организациям).

БК РФ предусматривает следующую ответственность за нарушение бюджетного законодательства:

  • Нецелевое использование средств. Бесспорное взыскание денежных средств, в размере суммы, потраченной на нецелевые нужды или в размере платы за пользование ими (статья 306.4);
  • Невозврат либо несвоевременный возврат государственного кредита. Возврат непогашенного остатка и уплата пеней за несвоевременный возврат (в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.5).
  • Несвоевременное перечисление платы за пользование кредитом. Взыскание суммы платы за пользование кредитом и начисление пеней в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.6).
  • Нарушение условий предоставленного кредита. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.7).
  • Нарушение условий предоставления межбюджетных трансферов. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.8).

Кто выставляет: Федеральное казначейство.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства с точки зрения КоАП

КоАП выделяет четыре основные формы нарушения бюджетного законодательства и соответствующие меры принуждения. Штраф может быть вынесен арбитражным судом или другими уполномоченными органами.

Нецелевое использование средств. Карается штрафом в размере от 20.000 рублей до 50.000 рублей для должностных лиц.

Юридические лица оплатят штраф в размере от 5 до 25% от суммы полученных бюджетных средств, использованных не по назначению.

То есть, если из выделенных 10 миллионов на нецелевые нужды было потрачено 3 миллиона, то 5% будут взыматься от этих 3 миллионов и составят 150.000 рублей. 

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций. Финансовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде штрафа составит от 20.000 рублей до 50.000 рублей для должностных лиц либо дисквалификацию сроком до двух лет.

Нарушение условий предоставления бюджетных субсидий. Карается выплатой в размере от 10.000 рублей до 30.000 рублей для должностных лиц. Для юридических: штраф в размере от 2% до 12% от суммы полученной бюджетной субсидии.

Невыполнение государственного муниципального задания. Карается выплатой в размере от 100 рублей до 1000 рублей для должностных лиц при первом эпизоде и штрафом в размере от 10.000 рублей до 30.000 рублей при повторном. Также возможно вынесение предупреждения.

Кто выставляет: Счетная палата. 

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства с точки зрения УК РФ

Нецелевое использование средств (растрата). При расходе крупной суммы выставляется штраф в размере от 100.000 рублей до 300.000 рублей либо штраф в сумме заработка за 1 или два года. При расходе особо крупной суммы – штраф от 300.000 рублей до 500.000 рублей либо в размере дохода за 3 года.

Кто выставляет штраф: Суд.

Отображение штрафов и пени в бухгалтерском учете: проводки

Рассмотрим, как отразить штрафы и пени в бухучете и по каким проводкам. При работе с бюджетом необходим строгий учет штрафов и пеней в бухгалтерском учете. Особо важно сделать это грамотно, чтобы при последующей работе не были назначены дополнительные санкции за неуплату штрафов или неправильное ведение бухгалтерского учета и документации. 

Несоблюдение бюджетного законодательства лежит в области административных нарушений, следовательно, уплаченные штрафы, пени, неустойки отражаются в учете также, как и другие административные санкции.  

Расходы на уплату налоговых санкций отражайте по статье КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

В учете начисление налоговых санкций отразите проводкой: Дебет 0.401.20.292 Кредит 0.303.05.730 субсчет «Пени (штрафы)» – начислены пени (штраф) за несвоевременную уплату налога (за налоговое правонарушение).

Смотрите типовые проводки бюджетного учреждения по платежам в бюджет:

операции Бухгалтерская запись Документальное оформление Основание
дебет кредит
Увеличение задолженности по платежам в бюджет
п.131 Инструкция № 174н
Начисление других налогов, сборов, обязательных платежей (транспортный налог, госпошлина, экологические платежи, ЕНВД, налоговые и другие санкции, прочие платежи в бюджет) 0.401.20.292,0.109.Х0.2920.106.ХХ.3001 0.303.05.730 Справка (ф. 0504833), расчет
Уменьшение задолженности по платежам в бюджет
– других налогов, сборов, обязательных платежей (транспортный налог, госпошлина, экологические платежи, ЕНВД, налоговый и другие санкции, прочие платежи в бюджет) 0.303.05.830 0.201.11.610 Выписка из счета п.133 Инструкция № 174н

Проводки для казенных и автономных учреждений смотрите в рекомендации Системе Госфинансы.

Следует учитывать, что отражение пени в бухгалтерском учете не влияет на формирование показателей финансовой прибыли, не стоит включать пени и штрафы в базу по налогу на прибыль. 

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102805-otvetstvennost-za-narushenie-byudjetnogo-zakonodatelstva-i-nevedenie-buhucheta

Начисление пени по налогам – проводки: прибыль, НДС, НДФЛ

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)

Пеня или, привычнее, пени – денежные средства, которые взыскиваются как штраф с плательщика за просрочку платежа в установленные законодательством сроки. Они могут взиматься по налогам и страховым взносам.

Их начисляют за каждый день, прошедший с даты, когда нужно было перечислить платеж, до дня погашения задолженности. Рассчитываются исходя из ставки рефинансирования.

В этой статье мы рассмотрим нюансы их учета и основные проводки по начислению и выплате пеней по налогам.

Пеня – это процентное соотношение 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ РФ Плательщик перечисляет суммы пеней в добровольном или принудительном порядке (без согласия плательщика деньги списывают с его расчетного счета), одновременно или после погашения задолженности по налогам или страховым сборам.

Учет штрафов по налогам в бухучете

При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты.

Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны.

Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.

Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.

Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах.

В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.

Проводки по начислению и уплаты пени по налогам: на прибыль, НДС, НДФЛ

Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль. Поэтому лучше использовать проводку Д99 «Налоговые санкции» К 68.4 «Налог на прибыль». Если же организацией принято решение учитывать их на 91 счете, проводка будет выглядеть: Д91 «Прочие расходы» К 68.4.

«Альфа» не перечислила вовремя налог на прибыль в размере 78540 руб.. Срок уплаты был 28 апреля. Фирма погасила свою задолженность 20 мая. Вместе с налогом были перечислены штрафа. Ставка рефинансирования 8,25%.

Расчет:

78540 х (1/300 х 8,25%) х 22 = 475,17 руб.

Проводки по штрафам:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
99.06 68.04.1 Начислены пени по налогу на прибыль 475,17 Бухгалтерская справка
68.04.1 51 Штраф перечислен в бюджет 475,17 Платежное поручение

Если учитывать пени на 91 счете нужно будет отразить ПНО в размере 95,03 руб. (475,17 х 20%), проводки по начислению и выплате налоговых штрафов будут выглядеть так:

Дт Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
91.02 68.04.1 Начислены пени по налогу на прибыль 475,17 Бухгалтерская справка
99 68.04.1 Отражено ПНО 95,03 Бухгалтерская справка
68.04.1 51 Уплачено в бюджет 475,17 Платежное поручение

Для НДС, НДФЛ и прочих налогов проводки будут идентичны. Меняться будет только субсчет по 68 счету. Для НДС – это 68.2, для НДФЛ – 68.1. Способ расчета пени для всех налогов идентичен.

Проводки по начислению пени по страховым взносам

«Альфа» перечислила страховые взносы в Пенсионный фонд по пенсионному обеспечению за апрель в сумме 39847 руб. 10 июня.

Пени составят:

39847 х (1/300 х 8,25%) х 25 = 273,95

При учете штрафа на 99 счете:

При учете на 91 счете ПНО равно 54,79 (273,95 х 20%):

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
91.02 69.02 Начислены пени по страховым взносам по пенсионному обеспечению 273,95 Бухгалтерская справка
99 68.04.1 Отражено ПНО 54,79 Бухгалтерская справка
69.02 51 Пени перечислены в бюджет 273,95 Платежное поручение

Источник: https://saldovka.com/provodki/nalogi/peni-po-nalogam.html

Как правильно учитывать доход от штрафов и пеней

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)
Если условия договора не были выполнены, то одна сторона сделки может требовать от другой выплаты штрафа и пеней. Как правило, эти санкции предусматриваются договором, но в некоторых случаях они могут быть предусмотрены и законом.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Если размер предусмотренной договором неустойки в договоре чрезмерно завышен, то суд может уменьшить ее по своему усмотрению.

Если договором и законом санкции к должнику не предусмотрены, то пени с должника взыскивают за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания ( п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса).

При этом суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Такие правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, начисленную исходя из ставки рефинансирования, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму (п. 2 ст. 395 Гражданского кодекса). В других случаях по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Когда штрафы предусмотрены законом

В других случаях обязанность уплатить штрафы и пени может быть предусмотрена законодательством при неисполнении определенного рода обязательств.

Например, статьей 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ предусмотрена ответственность перевозчика за невывоз груза в виде штрафа в размере 20 процентов платы за перевозку. А за несвоевременное предоставление транспорта, контейнера перевозчик должен уплатить штраф в размере:

  • 5 процентов провозной платы при перевозке транспортом городского или пригородного сообщения;
  • 1 процента среднесуточной провозной платы при перевозке транспортом междугородного сообщения.

За задержку отправления пассажирского транспортного средства междугородного сообщения или прибытие его с опозданием более чем на час перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов стоимости проезда за каждый час задержки.

А пунктом 3 статьи 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты за каждый день просрочки.

За просрочку исполнения требования в отношении векселя, выставленного к оплате и подлежащего оплате на территории РФ, на основании статьи 3 Федерального закона от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» можно потребовать уплаты пеней в размере учетной ставки Банка России.

Признанные штрафы – внереализационный доход

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса к внереализационным доходам относятся штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба.

Основанием для учета санкций за нарушение обязательств является либо признание соответствующих сумм должником, либо вступление в законную силу решения суда о взыскании этих сумм.

Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 8 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/2986.

Кроме того, он указал, что внереализационным доходом являются и подлежащие уплате должником на основании решения суда суммы задолженности по договору поставки.

Если организация-поставщик в налоговом учете использует метод начисления, то доход от продажи товара необходимо отразить в учете в качестве дохода от реализации в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса на дату отгрузки.

В этом случае, если по решению суда покупатель выплатил задолженность по полученному ранее товару, сумма погашенной задолженности не будет являться доходом продавца (фирмы), так как он уже был отражен в учете, а на недопустимость повторного отражения дохода указывает пункт 3 статьи 248 Налогового кодекса.

При использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед предприятием иным способом (ст. 273 Налогового кодекса). Это значит, что доход от полученной по решению суда суммы в погашение задолженности должен быть отражен в учете поставщика на дату поступления денежных средств на его расчетный счет.

При использовании любого из методов (начисления, кассового) полученные суммы задолженности должны быть показаны в учете продавца как средства, поступившие в оплату отгруженного товара, доход от продажи которого является доходом от реализации в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. То, что денежные средства получены по решению суда, существа дела не меняет.

А вот суммы пеней и возмещения судебных издержек относятся к внереализационным доходам ( п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).

Когда возникает доход от штрафов

Сама по себе просрочка исполнения обязательства, при наступлении которой должнику могут быть предъявлены соответствующие претензии для взыскания штрафов и пеней или подан иск в суд, не приводит к образованию внереализационного дохода (письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. № 03-07-11/356). С этим согласны и судьи.

ФАС Московского округа в постановлениях от 28 ноября 2005 г., от 22 ноября 2005 г. № КА-А40/11772-05 указал, что обществом не было реализовано право требования у должника уплаты санкций, а должник при этом не совершал действия, которые свидетельствовали бы о признании суммы штрафа и готовности ее уплатить.

Поэтому для включения сумм санкций в доходы оснований нет.

А вот что следует понимать под признанием долга в виде штрафов и пеней, чиновники и судьи к единому мнению не пришли. Итак, внереализационными доходами считаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате по решению суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).

Минфин России в письме от 20 июня 2005 г. № 03-03-04/2/5 пояснил, что если организация не получает возражений должника на требование об уплате штрафных санкций, то такие санкции подлежат включению во внереализационные доходы, поскольку можно считать, что они должником признаны.

С чиновниками не согласились судьи. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 22 августа 2007 г. № А56-273/2007 признал, что подписание сторонами договоров, которые содержат условие об ответственности за просрочку, не свидетельствует о признании ими штрафных санкций.

Оно лишь допускает возможность применения штрафных санкций, но не может рассматриваться как их признание. Этот же суд в постановлении от 22 июня 2007 г. № А56-28963/2006 указал, что моментом признания долга является совершение должником конкретных действий по исполнению обязательств, которые свидетельствуют о признании долга.

В данном случае такими действиями явилась уплата должником начисленных пеней.

Учитываем доход от штрафов

Неустойка, причитающаяся организации за неисполнение условий договора, относится к прочим доходам и принимается к учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором она фактически признана (п. 7, 10.

2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н ).

Если неустойка подлежит уплате по решению суда, то она принимается к учету в том отчетном периоде, в котором судебное решение вступило в силу.

Доход от штрафов учитывают на основании документов, подтверждающих их признание и позволяющих определить размер суммы признанной задолженности. Это могут быть такие документы, как письменное уведомление о признании претензии, акт сверки, а если санкции подлежат выплате по решению суда, то документом будет являться судебное решение.

Сумма неустойки, причитающаяся к получению от должника, отражается в учете организации по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» ( Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н ). Записи будут следующими:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91

– сумма неустойки, признанная должником, отражена в составе прочих доходов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– Получена от должника сумма неустойки за невыполнение условий договора.

Редакция журнала «Учет в торговле»

Источник: https://delovoymir.biz/kak-pravilno-uchityvat-dohod-ot-shtrafov-i-peney.html

Проводки при начислении штрафов и пени по налогам

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)

В процессе своей трудовой деятельности каждый бухгалтер сталкивается с такими понятиями как штраф и пеня, например при нарушении законодательства о налогах и сборах. В этой статье изучим куда отнести штрафы по налогам в бухгалтерском учете, а также основные проводки по начислению и уплате пени, штрафов по налогам: на прибыль, НДС, страховым взносам.

Причины начисления штрафов по налогам

В бухгалтерском учете существует несколько причин начисления штрафов и пени:

  1. Несвоевременная сдача отчета;
  2. Оплата налога и страхового взноса в неустановленные сроки;
  3. Занижение налогового обязательства.

Штраф и пеня: в чем их отличия

Следует отметить, что штраф и пеня – это разные понятия:

  • Штраф начисляется сразу же при возникновении вышеперечисленных причин. Кроме того, его размер четко регламентирован по срокам на законодательном уровне.
  • Пеня – это штрафной платеж, который начисляют за каждый день просроченного платежа в процентном соотношении 1/300 к ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Порядок взыскания налогов и штрафных санкций с организаций:

Отображение налоговых штрафных санкций в бух.учете

Для отображения понесенных затрат, которые возникают при начислении штрафов и пени, используется счет 99 Прибыль и убытки. Для удобства он разбивается на два субконто – пеня и штраф. Дебет этого счета корреспондирует с соответствующим налоговым платежом, который отображается по кредиту счета 68 и 69.

Бытуют мнения в бухгалтерских кругах, что для отображения начисленных пеней и штрафов можно также использовать счет 91 Прочие расходы. Однако в таком случае возникает постоянное налоговое обязательство, что несколько усложняет сам процесс их учета.

Кроме того, если начисленные пени и штрафы будут отображаться на 91 счете, то это приведет к снижению налогооблагаемой базы и нарушит подлинность предоставления информации, отображенной в финансовых показателях организации.

Важно! Признанные в бухгалтерском учете пеня и штрафы не имеют своего отображения в налоговом учете, поэтому никак не уменьшат ваше налоговое обязательство.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Типичные проводки по начислению и уплате штрафов и пени по налогам

Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 99
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
99-2 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по налогам на сч. 91
91 68-4 (68-2, 68-1) 574,75 Начислена пеня за просрочку уплаты налога. Просрочка составила 22 дня Бух. справка
99-1 68-4 (68-2, 68-1) 19 000,00 Начислен штраф за неуплату налога (95 000,00*20%) Бух. справка
68-4 (68-2, 68-1) 51 19 574,75 Оплата начисленного штрафа и пени по налогу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 99
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса                          (40 000,00*20%) Бух. справка
99-2 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Учет штрафов и пени по страховым взносам на сч. 91
91 69 275,00 Начислена пеня за просрочку уплаты страхового взноса. Просрочка составила 25 дней Бух. справка
99-1 69 8 000,00 Начислен штраф за неуплату страхового взноса                         (40 000,00*20%) Бух. справка
69 51 8 275,00 Оплата начисленного штрафа и пени по страховому взносу Плат. поручение
Наложение штрафа, выявленного при проверке
99 76 30 000,00 Начисление административного штрафа за неприменение ККТ при наличных расчетах Протокол
76 51 30 000,00 Оплата административного штрафа Плат. поручение
Доначисление налогов и социальных взносов, уплата налогов и пени
99 68-4 10 000,00 Доначисление налога на прибыль Бух. справка
90 (91) 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
20 (26, 44, 91) 69 30 000,00 Доначисление страхового взноса Бух. справка
91 (20, 26) 68 15 000,00 Доначисление налога на имущество, земельного, транспортного налога Бух. справка
Если НДС не восстановлен
19 68-2 25 000,00 Доначисление заниженного НДС Бух. справка
91 19 25 000,00 Включение восстановленного НДС в состав расходов Бух. справка
Ошибочно принят входной НДС (отчетность не подписана)
68 19 47 000,00 Доначисление НДС Бух. справка
20 (26, 44, 90, 91) 19 47 000,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 47 000,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 7 000,00 Доначисление амортизации на сумму входного НДС Амор. ведомость
Ошибочно принят входной НДС (отчетность подписана)
19 68 4 700,00 Доначисление НДС Бух. справка
91 19 4 700,00 Списание входного НДС на затраты Бух. справка
01 (04, 10, 41) 19 4 700,00 Включение входного НДС в стоимость объекта Бух. справка
20 (26, 44) 02 (05) 700,00 Доначисление амортизации за текущий год на сумму входного НДС Амор. ведомость
91 02 (05) 320,00 Доначисление амортизация за прошедший год на сумму входного НДС Амор. ведомость

Источник: https://BuhSpravka46.ru/buhgalterskie-provodki/provodki-pri-nachislenii-shtrafov-i-peni-po-nalogam.html

» Отражение в учёте результатов налоговой проверки | Фин Эксперт Групп

Об отражении в бухучете пеней, штрафов и других фискальных санкций (Борматова О.И.)

Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений налогов. Помимо них налоговиками начисляются соответствующие суммы пеней и штрафов.

В резолютивной части решения, которое фискалы принимают по итогам налоговой проверки, налогоплательщику, как правило, предлагается:

– уплатить выявленные недоимки по налогам, пени и штрафы (штрафы начисляются только в решении о привлечении к ответственности);

style=”display:inline-block;width:240px;height:400px” data-ad-client=”ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=”1061076221″>

– внести соответствующие исправления в налоговые и бухгалтерские документы (что, в свою очередь, может повлечь необходимость исправления отчётности).

Исполнение решения, принятого по результатам налоговой проверки, как видим, состоит из нескольких этапов: – уплата начисленных сумм налогов, пеней, штрафов; – отражение результатов проверки: – в бухгалтерском учёте; – налоговом учёте и налоговой отчётности.

Решение по выездной налоговой проверке согласно пункту 9 статьи 101 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю).

Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

Если же указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Примечание. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ).

Пример 1

20 июня 2016 года по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем ИФНС России вынесено решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Поскольку до 27 июня вручить данное решение налогоплательщику не удалось, то на следующий день оно было направлено по почте заказным письмом по месту нахождения организации. При направлении решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки письма.

Письмо было отправлено 28 июня, шестой рабочий день приходится на 6 июля. Отсчёт месячного срока начинается со следующего дня после вручения решения, то есть с 7 июля, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца – 6 августа.

Таким образом, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности вступает в силу 7 августа 2016 года.

Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными.

В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС России по субъекту РФ соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.

Окончание примера 1
Поскольку решение о привлечении к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения было вручено налогоплательщику 6 июля, то он вправе подать апелляционную жалобу, воспользовавшись каналами телекоммуникационной связи, до 24 часов 6 августа 2016 года (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Примечание. Решение по итогам налоговой проверки, которое ещё не вступило в силу, налогоплательщик вправе не выполнять. В то же время он может добровольно исполнить это решение до того, как оно вступило в силу (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы.

Указанный срок может быть продлён руководителем налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных документов, но не более чем на один месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ).

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы, документов, подтверждающих доводы лица, подавшего жалобу, дополнительных документов, представленных в ходе рассмотрения жалобы, а также материалов, представленных нижестоящим налоговым органом, вышестоящая налоговая инстанция может, в частности (п. 3 ст.

 140 НК РФ): – оставить апелляционную жалобу без удовлетворения; – отменить решение налогового органа полностью или в части; – отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке). Вышестоящий налоговый орган согласно пункту 2 статьи 101.

2 НК РФ может полностью отменить решение нижестоящего налогового органа и принять по делу новое. Такое решение вступит в силу со дня его принятия вышестоящим налоговым органом. Налогоплательщик, как было сказано выше, вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа до момента его вступления в силу.

И такая отсрочка может продлиться до двух месяцев в общем случае: – месяца, отведённого для подачи апелляционной жалобы, и – месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе, – либо до трёх месяцев, если вышестоящей налоговой инстанцией будет продлён срок для получения дополнительных документов.

Если налогоплательщик согласен с решением фискалов и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он может уплатить указанные в решении суммы налогов, пеней и штрафа и отразить их в бухгалтерском учёте на дату вступления в силу решения по проверке.

Многие налогоплательщики на практике не торопятся исполнить рассматриваемое решение налоговиков, используя все законные способы для снижения размера доначислений: – сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, – затем при необходимости и в арбитражный суд.

Подача апелляционной жалобы, с одной стороны, позволяет налогоплательщику отложить исполнение итогового решения по проверке до двух месяцев.

Ведь оно вступит в силу только со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе или со дня принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения (но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы). Вышестоящий налоговый орган, повторимся, может и отменить решение нижестоящей инспекции и принять по делу новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия. Поэтому в случае частичной или полной отмены решения по проверке либо принятия нового решения в пользу налогоплательщика ему не придётся возвращать из бюджета излишне взысканные суммы налогов, а также пеней, штрафов.

С другой стороны, пени в силу пункта 3 статьи 75 НК РФ будут начислены в любом случае за весь период, когда за налогоплательщиком числилась недоимка по данному налогу. Поэтому отсрочка исполнения решения может обернуться для налогоплательщика дополнительными финансовыми потерями. Следовательно, чем раньше налогоплательщик исполнит решение по проверке (в том числе досрочно), тем меньшую сумму пени ему придётся уплатить в бюджет.

Примечание. Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Уплата доначисленных сумм налогов (а также соответствующих пеней и штрафов) до вступления в силу решения по выездной проверке приводит к отвлечению из оборота денежных сумм (размер которых может быть довольно значительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займёт некоторое время.

Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведёт к увеличению суммы пеней. Отсрочку на срок до двух (до трёх) месяцев для исполнения решения по проверке даёт только апелляционное обжалование в вышестоящий налоговый орган.

При обращении с иском в суд арбитрами будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. Доначисленные суммы налогов, пеней (и, возможно, штраф) с вероятностью, близкой к 100%-ной, налогоплательщику придётся уплатить до окончания судебного разбирательства.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьёй 69 порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

В требовании об уплате налога фискалами указываются сведения: – о сумме задолженности по налогу; – размере пеней, начисленных на момент направления требования; – сроке исполнения требования, а также – мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае его неисполнения налогоплательщиком.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путём направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 1, 2, 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке, налогоплательщику желательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке позволит несколько уменьшить сумму пеней, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Опять же досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования.

Отражение в бухгалтерском учёте

Примечание. Налогоплательщик на законном основании может отсрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. При этом у него есть возможность выбора, когда и в каком объёме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки.

Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учёте в первую очередь зависит от согласия или несогласия налогоплательщика с выводами налоговиков, приведёнными в решении по выездной проверке.

– доначисленных налогов

Источник: http://www.finexg.ru/otrazhenie-v-uchyote-rezultatov-nalogovoj-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.