+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Общеобязательное медицинское страхование в Украине: законодательные инициативы (Солдатенко О.В.)

Быть ли в Украине обязательному медицинскому страхованию: сравнение законопроектов

Общеобязательное медицинское страхование в Украине: законодательные инициативы (Солдатенко О.В.)

В начале августа в Верховной Раде был зарегистрирован Законопроект №4981-2, авторства народного депутата Ольги Богомолец.

Законопроектом №4981-2 «Об общеобязательном государственном социальном страховании» предлагается внедрить в Украине систему общеобязательного медицинского страхования с 1 января 2018 года.

  Страховщиком будет выступать Фонд общеобязательного социального медицинского страхования, созданный государством.

Застрахованными лицами будут все: наемные работники, предприниматели, лица, работающие на основании гражданско-правовых договоров,  осуществляющие независимую деятельность, военнослужащие, пенсионеры, инвалиды, дети, неработающие граждане и т.д.

Причем, заключать договора страхования в интересах работников будут работодатели, предприниматели и осуществляющие независимую деятельность – сами в отношении себя, а вот в интересах безработных , детей, пенсионеров , инвалидов  будут действовать органы местного самоуправления. Размер страхового платежа будет определяться Законом о госбюджете на год.

Учреждения здравоохранения смогут стать субъектами общеобязательного медицинского страхования и получать оплату своих услуг за счет страховых выплат после их аккредитации. Перечень медицинских услуг, лекарственных средств, которые будут предоставляться по страховке, будет определен Программой общеобязательного медицинского страхования.

  Разрабатывать Программу будет Министерство здравоохранения, а утверждать Кабинет Министров.

Социальное страхование от страховых компаний, гарантированное государством

Похожая схема предложена Законопроектом №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине» авторства депутатов Денисовой Л.Л., Шипко А.Ф., Розенблат Б.С., Ефремовой И.А., Полякова М.А.

С той разницей, что страховщиками будут выступать зарегистрированные в установленном порядке финансовые учреждения, созданные в форме акционерных обществ, которые получили лицензию на осуществление обязательного социального медицинского страхования, являются членами саморегулируемой организации страховщиков, осуществляющих общеобязательное социальное медицинское страхование, выполнили установленные требования и аккредитованные в установленном порядке.

Основаниями для получения лицензии на осуществление обязательного социального медицинского страхования является соответствие лицензионным условиям, которые устанавливаются Кабинетом Министров Украины и должны содержать требования по:

  1. размеру уставного капитала страховщика;
  2. опыту работы на рынке медицинского страхования, который не может быть менее 5 лет;
  3. сформированным страховым резервам;
  4. размеру собственного капитала;
  5. наличию квалифицированного персонала (руководителей и сотрудников);
  6. механизмам обеспечения выполнения договоров страхования – осуществление страховых выплат учреждениям здравоохранения на всей территории Украины;
  7. наличия у страховщика службы ассистанса;
  8. наличия соответствующего программного обеспечения и материально – технической базы для ведения учета застрахованных лиц и персонифицированного учета оказания медицинской помощи.

Государством будет создан Фонд  гарантирования общеобязательного социального медицинского страхования,  целью которого будет защита прав и законных интересов застрахованных лиц и учреждений здравоохранения. Фонд будет накапливать средства и осуществлять выплаты по договорам  обязательного социального медицинского страхование в случаях и в порядке, определенном законодательством.

Источниками формирования средств Фонда являются:

  1. поступления от страховых платежей – в размере одного процента от каждого страхового платежа, поступившего на счет страховщика;
  2. средства страховых резервов страховщиков, потерявших лицензию на осуществление обязательного социального медицинского страхования – после полного погашения обязательств такого страховщика по договорам обязательного социального медицинского страхования и договорам о предоставлении медицинских услуг перед застрахованными и учреждениями здравоохранения;
  3. доходы от размещения средств Фонда;
  4. иные источники, не запрещенные законом.

Страховые выплаты из Фонда гарантирования общеобязательного социального медицинского страхования будут осуществляться в случаях недостаточности средств страховых резервов страховщика.

Начало функционирования системы общеобязательного социального медицинского страхования также предлагается отложить до 2018 года.

Медицинское страхование не для всех

Законопроектом №4981-1 «Об общеобязательном государственном социальном страховании», который внес в парламент народный депутат Мусий О.С., предлагается несколько сузить круг лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.

  Так, помимо наемных работников, самозанятых лиц, страховку получат зарегистрированные на бирже безработные, дети до 18 лет, лица, осуществляющие уход за детьми до 3-х лет, ухаживающие за инвалидами, неработающие пенсионеры, инвалиды, многодетные матери, студенты.

Остальные смогут заключить договор добровольного участия в медицинском страховании.  Страхователями для неработающих категорий будут местные органы исполнительной власти.

В отличие от других законопроектов, законопроект №4981-1 содержит перечень медицинских услуг, которые будут финансироваться за счет общеобязательного государственного социального страхования и тех, которые покрываться страховкой не будут.

Общеобязательное государственное социальное медицинское страхование будет осуществлять Фонд медицинского страхования Украины, который является некоммерческой самоуправляющейся организацией, действующей на основании устава, который утверждается ее правлением. Управление Фондом медицинского страхования Украины будет осуществляться на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей.

Источниками формирования средств общеобязательного государственного социального медицинского страхования будут:

  1. страховые взносы, уплачиваемые страхователями на условиях и в порядке, предусмотренных Законом;
  2. средства государственного и местных бюджетов;
  3. средства, поступившие от уплаты штрафов, наложенных за нарушение норм настоящего Закона;
  4. благотворительные и добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;
  5. прибыль, полученная от размещения временно свободных средств Фонда медицинского страхования Украины, в том числе резерва страховых средств Фонда медицинского страхования Украины на депозитном счете;
  6. иные поступления, не запрещенные законодательством.

Автор данного законопроекта также считает возможным, чтобы он вступил в силу с 1 января 2018 года.

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что случилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/prava_potrebiteley/stati/byt_li_v_ukraine_obyazatelnomu_meditsinskomu_strahovaniyu_sravnenie_zakonoproektov

Социальное страхование в Украине

Общеобязательное медицинское страхование в Украине: законодательные инициативы (Солдатенко О.В.)

Многие знают о том, что существует Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании». Но не каждый понимает, как применять нормы права в повседневной жизни и на какие пункты документа ссылаться.

Данный нормативно-правовой акт определяет правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного государственного социального страхования, гарантии работающих граждан по их социальной защите в связи с временной потерей трудоспособности, беременности и родам, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, охраны жизни и здоровья.

Что представляет собой общеобязательное социальное страхование?

Социальное страхование – система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая материальное обеспечение, страховые выплаты и предоставление социальных услуг застрахованным лицам за счет средств Фонда социального страхования Украины.

На сегодняшний день существует несколько видов страхования:

  • в связи с временной потерей трудоспособности;
  • от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;
  • социальное страхование, связанное с временной потерей трудоспособности, и расходами, обусловленными рождением и погребением.

Реализация программы социального страхования на территории Украины, является одним из ключевых путей развития страны. Важность отчисления взносов в Фонд соцстрахования не стоит преуменьшать, особенно в условиях экономической и политической нестабильности.

Рассмотрим на примерах:

Человек работал и получал официальную заработную плату. На предприятии произошла реорганизация и сокращение штата сотрудников. В связи с чем, лицо попало под сокращение и осталось без средств к существованию. Сотрудник уволен с места работы с формулировкой «по согласованию сторон».

Какие действия следует предпринять в ситуации увольнения (сокращения) с работы?

Уволенному лицу необходимо стать на учет в Центр Занятости и получить статус «безработного» в связи с отсутствием работы, а значит заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования.

Для уволенного это является преимуществом, так как существует денежная помощь (выплата) по безработице. Весь секрет в том, что сумма выплат прямо пропорционально зависит от ранее начисленной официальной зарплаты на предыдущем месте работы.​

Закон четко указывает, что каждый работодатель ежемесячно отчисляет процент от заработной платы сотрудника в фонд по безработице. Если заработок был «белый», и оплачивался в полной мере то соответственно и пособие будет приличным.

Объем помощи в таком случае будет составлять:

  • 50% от средней зарплаты человека, если его рабочий стаж – менее 2 лет;
  • 55% – для работающих от 2 до 6 лет;
  • 60% от среднего дохода – для тех кто отработал от 6 до 10 лет;
  • 70% от экс-зарплаты могут претендовать работающие более 10 лет.

Помощь по такому виду страхования выплачивается на протяжении 1 года. Первые 3 месяца человек получает 100% суммы, рассчитанной по вышеприведенной схеме; следующие 3 месяца – 80%, и последние полгода – 70%.

Лицо может выбрать одноразовую выплату всей причитающейся ему госстраховки – для организации собственной предпринимательской деятельности. 

Сотрудник уволен в связи с ликвидацией организации.

Кто оплатит страховые случаи? Как получить страховку, не нарушая Закон?

Согласно закону, в случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации материальное обеспечение по страховым случаям, наступившим до их ликвидации (реорганизации), выплачивается застрахованным лицам их правопреемником, а в случае отсутствия правопреемника – рабочим органом Фонда по месту осуществления учета ликвидированного предприятия, учреждения, организации в качестве страхователя.

Государственное страхование действует и в случаях с «больничными», несчастными случаями, а именно:

  • лица, работающие на условиях трудового договора (контракта);
  • учащиеся и студенты учебных заведений, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, привлеченные к любым работам во время, перед или после занятий; во время занятий, когда они приобретают профессиональные навыки; в период прохождения производственной практики (стажировки), выполнения работ на предприятиях;
  • лица, которые содержатся в исправительных учреждениях и привлекаются к трудовой деятельности на производстве этих учреждений или на других предприятиях по специальным договорам.

Беременная женщина выполняла работы, в процессе которых контактировала с химическими веществами в следствии чего, получила сильнейшую интоксикацию организма. Или работая в цеху по производству столярных изделий получила травму. И как следствие ребенок родился инвалидом.

Считается ли данная ситуация страховым случаем?

п. 5 ст.

35 раздела , Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» гласит: причинение вреда зародышу вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания женщины во время ее беременности, в связи с чем ребенок родился инвалидом, приравнивается к несчастному случаю, который произошел с застрахованным. Такой ребенок, в соответствии с медицинским заключением, считается застрахованным и до 18 лет или до окончания обучения, но не более чем до достижения им 23 лет, ему оказывается помощь Фонда.

Страховые выплаты состоят из:

  • страховой выплаты утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности;
  • страховой выплаты в установленных случаях единовременного пособия потерпевшему (членам его семьи и лицам, находившимся на иждивении умершего);
  • страховой выплаты ребенку, родившемуся инвалидом вследствие травмирования на производстве или профессионального заболевания его матери во время беременности;
  • страховых расходов на медицинскую и социальную помощь.

В страховую выплату не входит возмещение морального (неимущественного) вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний и членам их семей.

Практическая каждая женщина задумывается о рождении ребенка. И часто встречающийся вопрос будущих мамочек, будет ли государство выплачивать пособие по рождению ребенка, и какой закон регулирует такие выплаты? Является ли социальным страхованием – расходы по рождению ребенка? 

За какой период выплачивается пособие по беременности и родам?

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» гласит, – пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска по беременности и родам.

Пособие выплачивается за весь период отпуска по беременности и родам, продолжительность которого составляет:

  1. 70 календарных дней до родов;
  2. 56 (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей – 70) календарных дней после родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается лицу, усыновившему ребенка в течение:

  1.  56 календарных дней;
  2.  70 календарных дней в случае одновременного усыновления двух и более детей.

Размер пособия – 100 процентов средней заработной платы (дохода), исчисленной в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и не зависит от страхового стажа.

Является ли страховым случаем уход за больным родственником или ребенком-инвалидом?

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» определяет, что пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), в случае наступления у него одного из следующих страховых случаев:

  1. временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве;
  2. необходимости ухода за больным ребенком;
  3. необходимости ухода за больным членом семьи;
  4. ухода за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери или другого лица, ухаживающего за этим ребенком.

Следует помнить, что при исчислении средней заработной платы (дохода) для обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам учитываются все виды заработной платы (дохода) в границах предельной суммы месячной заработной платы (дохода) за отработанное время, на которую начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением.

Социальное страхование, является одной из обязательных программ Украины. Несмотря на государственное регулирование отношений в этой сфере, все условия, риски и необходимые пункты страховых выплат необходимо прописывать документально. Правильно выбранная страховая компания и составленный договор о страховании, гарантирует своевременные денежные выплаты не нарушая Закон.

Источник: https://besure.com.ua/blog/sotsialnoye_strakhovaniye

VoxUkraine

Общеобязательное медицинское страхование в Украине: законодательные инициативы (Солдатенко О.В.)

Рынок частного добровольного медицинского страхования является не только недоступным и непривлекательным для широких слоев населения, но и физически не готов ежегодно обслуживать более 40 млн граждан.

В то же время у государства отсутствует как детальный план, так и механизм введения данной системы в краткосрочной перспективе (законодательная база, реестр пациентов, структура финансирования).

Поэтому до полного реформирования системы здравоохранения (2020 год, в соответствии с Концепцией реформы финансирования системы здравоохранения Украины, “Европейской стратегии здоровья — 2020” и Национальной стратегии реформирования системы здравоохранения в Украине на период 2015 — 2020 лет) хорошо было бы рассмотреть и вариант участия сектора социального некоммерческого предпринимательства в обеспечении доступа населения с ограниченными финансовыми возможностями к качественным медицинским услугам.

Традиционный взгляд на медицинское страхование и уроки переходных экономик

Сегодня в Украине остро стоит проблема реформирования здравоохранения, а особенно — вопрос введения обязательного медицинского страхования. С 2001г. было предложено множество вариантов этой концепции, однако ни один из них не учитывал ограниченных возможностей бюджета и низкой платежеспособности населения.

Период с конца 2016 по 2020 год является тем «невозвратным» моментом, который определит,  будет ли в Украине действительно эффективная система медицинского страхования европейского образца (и наконец все слои населения независимо от уровня дохода смогут рассчитывать на качественную медицинскую помощь), или медицинское страхование станет очередным фиаско и бюджетной «черной дырой».

Традиционные виды медицинского страхования — обязательное и добровольное (полисы ДМС). При этом обязательное (государственное) страхование почти всегда работает в симбиозе с операторами из частного сектора. Сегодня в мире существует и третий вариант — модель, которая была впервые воплощена в Колумбии.

Речь идет о солидарном негосударственном частичном медицинском страховании на  базе общественной (то есть неприбыльной) организации. Этот проект называется «BIVE».

Он направлен прежде всего на улучшение доступа к высококачественной медицине именно для людей с ограниченными финансовыми возможностями в одном из самых бедных регионов страны — Кальдас.

В общем, если внимательно присмотреться к странам, которые развиваются (emerging markets) и переходным экономикам, увидим, что часто в ответ на неэффективность центральной власти возникают социальные предприятия, которые могут быть как прибыльными с миллиардными оборотами (например, всемирно известный Grameen Bank), так и иметь форму общественных негосударственных организаций (NGO). Колумбийский «BIVE» относится ко второй категории. Роль социального предпринимательства в замещении государственных функций (где это возможно) является чрезвычайно интересной темой для научных исследований, и оно может значительно ускорить качественную эволюцию общественных институтов. Однако сейчас вернемся к вопросу реформирования здравоохранения и внедрения обязательного медицинского страхования в Украине.

Действительно ли обязательное медицинское страхование является жизненно необходимым в Украине?

По данным Госстата, на конец ноября 2016 г. цены на фармацевтическую продукцию и медицинские товары составляли 208% от цен на конец 2013 года, а на амбулаторные услуги — 162% (Диаграмма 1).

Суммарно за этот период цены на товары и услуги категории «Здравоохранение» выросли меньше, чем общий индекс потребительских цен (180% против 199%).

При этом средняя месячная пенсия в течение данного периода выросла всего на 16%, а средний месячный доход одного домохозяйства увеличился на 18% в 2015 году по сравнению с 2013.

Диаграмма 1. Кумулятивный индекс потребительских цен

Источник: данные Госкомстата, расчеты автора

Вынуждены констатировать объективную истину: население сильно обеднело, а лечиться стало вдвое дороже. Министерство здравоохранения (далее — МОЗ) в своей публикации  от 05.10.

2016 о введении программы по реимбурсации стоимости лекарств пишет, что «на сегодня более 90% лекарственных средств на рынке покупаются за средства населения» (в европейских странах этот показатель редко превышает 60%).

Эту программу планируется имплементировать с 1 января 2017 года, и она предполагает не только возмещение стоимости некоторых основных типов лекарств (от сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2 типа, бронхиальной астмы), но и повышение доступности лекарственных средств для населения (уменьшение налога на добавленную стоимость до 2-5%, регрессивная наценка и т.п).

Очереди и отсутствие массовой качественной медицинской помощи приводят к несвоевременному диагностированию болезней и возникновению осложнений. Особенно остро этот вопрос стоит для неплатежеспособного населения (хотя официально в Украине государственная медицина является бесплатной).

Например, для лечения тяжелого сезонного гриппа с осложнениями (например, воспаление легких)  придется потратить около 900 грн. (см. Диаграмму 2), что составляет 27% минимальной зарплаты в 3200 грн.

Эта сумма не учитывает стоимости предварительной консультации врача.

Если же пытаться лечиться в государственной больнице, то со всеми затратами это также будет далеко не бесплатным, а вот времени понадобится гораздо больше из-за бюрократии и очередей.

Диаграмма 2. «Аптечка» от гриппа (цены указаны в гривнах в соответствии со средними ценами в аптеках г. Киева)

То есть де-юре медицина является бесплатной и общедоступной. Но де-факто элемент «качества» и «результативности» появляется только с повышением уровня дохода человека.

Поэтому к моменту окончательного завершения реформирования сферы здравоохранения (в том числе внедрение общегосударственного обязательного медицинского страхования) и оптимизации финансирования государственных больниц и поликлиник насущной является  потребность в  альтернативном медицинском обслуживании населения, а особенно — людей с ограниченными финансовыми возможностями.

Почему речь идет об альтернативе? Почему как вариант можно рассматривать сектор некоммерческого социального предпринимательства, когда с 2017 планируется ввести систему обязательного государственного медицинского страхования (законопроекты Олега Мусия, Ольги Богомолец, Людмилы Денисовой и предложения самого МОЗ)?

Отметим, что в Украине есть обычное частное медицинское добровольное страхование (полисы ДМС), но пока не удалось построить такую эффективную систему общеобязательного медицинского страхования как, например, в Германии (AOK или та же Techniker Krankenkasse) или других странах ЕС.

Что имеем сейчас?

Сначала немного статистики относительно частного добровольного медицинского страхования.

По информации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, рынок добровольного медицинского страхования почти мертв — в Украине за 9 месяцев 2016 только 9% (1758,6 млн. грн) общих чистых страховых премий относились к категории «медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья) «.

К категории «страхование медицинских расходов» принадлежит только 2,68% (против 6,31% и 1,57% в 2012 году соответственно) чистых страховых премий (Диаграмма 3).

Высокая стоимость страхового полиса (в среднем от 5000 грн), отсутствие единого стандарта относительно базового набора услуг и низкий уровень доверия населения к страховым компаниям сдерживают рост рынка ДМС.

Диаграмма 3. Процент от общей суммы чистых страховых премий (2016 год представлен данными за 9 месяцев)

Альтернативой является государственное обязательное медицинское страхование. Дискуссии по этому поводу ведутся с 2001 года. Однако только в конце 2016 года начали появляться более-менее адекватные предложения от народных депутатов.

Законодательные инициативы о введении обязательного государственного медицинского страхования

Существует несколько предложений от народных депутатов — это законопроекты № 4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине» (Л. Денисова, А. Шипко, Б. Розенблат, И. Евремов, М.

Поляков), № 4981-1 «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании» (О. Мусий),№ 4981-2 «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании в Украине» (О.

Богомолец) — и предложения МОЗ, рассмотренные ниже.

Комитет ВРУ по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения (где председателем является Людмила Денисова) решил взять за основу и доработать законопроект №4981 «Об общеобязательном социальном медицинском страховании в Украине». С одной стороны, это можно считать прогрессивным шагом к обеспечению конституционного права всех граждан на качественные медицинские услуги. С другой стороны, этот законопроект содержит несколько опасных в долгосрочной перспективе элементов.

Во-первых, планируется привлечь частные страховые компании к системе общеобязательного государственного страхования. То есть частные страховщики будут распределять бюджетные средства.

Соответственно, конкуренция (и вероятное распределение рынка между несколькими крупнейшими страховщиками) будет продолжаться не на уровне поставщиков медицинских услуг (больницы, частные практики), а на уровне самих страховых компаний.

Во-вторых, согласно данному законопроекту «перечень страховых рисков — групп заболеваний, травм или их последствий, по которым медицинская помощь застрахованным лицам предоставляется за счет страховых выплат по договорам обязательного социального медицинского страхования» будет ежегодно отдельно утверждаться КМУ (то есть реально никаких гарантий нет, какая услуга войдет, а какая нет в перечень следующего года). Остается также открытым вопрос: а что же делать с действующей инфраструктурой соцстраха? Кстати, МОЗ виступил  категорически против данного законопроекта.

Позиция Министерства здравоохранения

«Требует общественного обсуждения», «должно быть после налоговой реформы», «преждевременно» — так реагировало МОЗ в предыдущие годы на предложения о введении обязательного государственного медицинского страхования.

Но уже с 2017 года планируется введение гарантированного государством пакета медицинских услуг, которые будут предоставлять за государственные средства врачи первичного звена (педиатры, семейные врачи, терапевты) «прикрепленным» к ним пациентам. При этом врачей пациенты  будут выбирать и менять самостоятельно.

Финансирование будет осуществляться за счет общего фонда бюджета, без введения дополнительных налогов и без создания промежуточных фондов. «Наша цель — врач каждой семье. Семейный врач должен стать агентом семьи в системе здравоохранения, направлять, следить за здоровьем и обеспечивать всю первичную диагностику.

Семья должна ему доверять, а для этого врач должен быть мотивирован — прежде всего финансово», — сообщил  заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. Согласно публикации на сайте Минздрава от 04.10.

2016, «техническим оператором перечисления бюджетных средств станет прозрачное страховое агентство, которое будет осуществлять документооборот с врачами. Введение новых налогов или страховых взносов не предусматривается.».

На сайте МОЗ также был обнародован еще один проект Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании».

Этот законопроект предусматривает создание некоммерческого Фонда медицинского страхования Украины, управление которым должно осуществлять как государство, так и представители застрахованных лиц и работодателей.

Что касается финансирования, то предусмотрены (дополнительно к использованию бюджетных средств) дополнительные взносы работодателей в размере 4,25% от фонда оплаты труда и «средства самозанятого населения».

Это может несколько затормозить снижение налогового бремени на предпринимателей и борьбу с тенизацией экономики.

Уроки от колумбийцев

Теперь коротко о колумбийском примере обеспечения доступа неплатежеспособного населения к качественным медицинским услугам. В Колумбии, как и в Украине, семьи с низким уровнем дохода имеют весьма ограниченный доступ к качественной медицине.

Ключевыми проблемами являются нехватка медикаментов, долгое ожидание консультации врача (в государственных больницах) и бюрократия. Все почти как у нас. Результатом становится рост числа заболеваний, возникающих в результате осложнений, или самолечения, что приводит соответственно к большим затратам на здравоохранение и низкому уровню жизни населения.

Проект «BIVE» было осуществлено фондом «YUNUS social business» (создан профессором Мохамадом Юнусумом, финансируется филантропическими взносами). «BIVE» создал сеть из 120 провайдеров медицинских услуг, которая помогает предоставлять почти мгновенную медицинскую помощь.

Система «BIVE» ориентирована на бедные слои населения, поэтому членство в ней дает возможность получить не только доступ к высококачественным медицинским услугам частных врачей, но и скидку в размере до 68% стоимости услуги. Консультация предоставляется больному максимум за 7 дней с момента подачи соответствующей заявки.

Одна членская карта «BIVE» действует на 5 членов семьи. Врачам это выгодно из-за значительного потока пациентов и преимущественно наличных платежей. Доходы такого «фонда» генерируются с помощью небольших членских взносов (по похожей схеме действуют «больничные кассы» в некоторых областях Украины). На данный момент система объединяет около 20000 членов в регионе Кальдас.

Итак, по своей сути это является уникальным примером некоммерческого солидарного негосударственного частного медицинского страхования на базе общественной организации. При этом данное социальное предприятие соответствует показателю самоокупаемости и не требует постоянных благотворительных взносов.

Итог: что делать?

Аналогичная колумбийской система медицинского страхования на основе общественной организации могла бы значительно улучшить доступ к медицинским услугам пациентов с ограниченными финансовыми возможностями на переходный период — до введения системы обязательного медицинского страхования.

К сожалению, согласно украинскому законодательству создание такой организации невозможно, поскольку страховые услуги не могут предоставляться неприбыльными общественными организациями.

Однако вопрос оптимизации данной концепции для Украины до сих пор остается открытым и требует основательного анализа и привлечения местных громад, международных экспертов и фондов, а также, конечно, политической воли.

TAGS МОЗ обязательное медицинское страхование Украина

Внимание

Автор не является сотрудником, не консультирует, не владеет акциями и не получает финансирования ни от одной компании или организации, которая имела бы пользу от этой статьи, а также никак с ними не связан. 

Источник: https://voxukraine.org/ru/obovyazkove-medichne-strahuvannya-ru/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.