Общественные объединения инвалидов как социально ориентированные некоммерческие организации (Кирилловых А.А.)
Часть 4. Сводные результаты исследования состояния НКО, работающих с инвалидами, в Приволжском Федеральном округе
Социальная реабилитация
Исследование деятельности некоммерческих организаций, работающих с инвалидами в городах и областях Приволжского федерального округа, объединило семь субъектов Российской Федерации — Нижегородскую, Кировскую, Самарскую и Оренбургскую области, Пермский край, Республики Башкортостан и Марий Эл.
Алла Балашова
4.1. Общая характеристика участников
В опросе участвовало в общей ложности 80 некоммерческих/общественных организаций (Таблица 1). Из них большую часть составили организации Самарской области (26), Нижегородской области (20) и Перми (18).
Выборку по другим субъектам трудно назвать репрезентативной, хотя полученные данные позволяют дополнить общую картину и выделить основные тенденции в развитии деятельности инвалидных организаций в ПФО и обозначить общие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться.
Таблица 1. Участники исследования.
Количество участников | |
Пермь | 18 |
Кудымкар | 3 |
Ижевск | 4 |
Самара | 26 |
Оренбург | 2 |
Нижний Новгород | 20 |
Киров | 4 |
Йошкар-Ола | 3 |
«Возраст» представленных организаций колеблется от 2 до 12
лет. В процентном соотношении картина «продолжительности жизни» организаций выглядит следующим образом (Таблица 2).
Таблица 2. «Возраст» организаций.
до 5 лет | 5-10 лет | более 10 лет | |
Пермь | 5 | 4 | 9 |
Кудымкар | 3 | ||
Ижевск | 2 | 1 | 1 |
Самарская область/Оренбургская область | 5 | 16 | 7 |
Нижегородская область | 3 | 7 | 10 |
Кировская область | 2 | 2 | |
Республика Марий Эл | 1 | 2 | |
% | 18,75% | 38,75% | 42,5% |
42% организаций осуществляет свою деятельность более 10 лет. Среди них довольно много организаций, образованных еще в советский период (ВОС, ВОГ, Красный Крест), а также организаций «первой волны», созданных посл выхода закона «Об общественных объединениях» в 1991 году. Немногим меньше — 38,75% — организаций, имеющих рабочий стаж 5-10 лет.
Хронологически это связано с выходом второй редакции закона «Об общественных объединениях» в 1995 году и закона «О некоммерческих организациях». 18,75% участников опроса действуют менее 5 лет, однако по активности и разнообразию направлений деятельности ни в чем не уступают «старшим товарищам».
Сегментирование по основным направлениям деятельности выглядит следующим образом (Таблица 3).
Основной вид деятельности представленных организаций можно охарактеризовать как оказание отдельных и комплексных социальных услуг инвалидам, обобщенных понятием «социальная реабилитация», — так или иначе реабилитационные услуги оказывают более 70% опрошенных организаций.На втором месте — деятельность по защите прав инвалидов, оказания различного рода юридических услуг — подобные услуги оказывают более 60% участников исследования.
Третью позицию в рейтинге делят между собой три направления — психолого-педагогические и медико-социальные услуги (40% участников), организация условий для творческой реабилитации инвалидов и спортивно-оздоровительная деятельность (40% участников), а также обучение специфическим навыкам и реабилитационным технологиям (причем не только инвалидов, но и их ближайшее окружение, и специалистов медико-социальных и реабилитационных учреждений), включая разработку методических материалов (37,5%). Информационно-просветительскую деятельность осуществляют 27,5% опрошенных, адресную благотворительную помощь, включая помощь в быту, оказывают около 24% опрошенных. Лишь у 12,5% опрошенных выделеным и осознанным направлением работы является публичная деятельность, активное взаимодействие с социумом, продвижение идеи толерантного отношения к людям с инвалидностью, принципов равных прав и равных возможностей. К сожалению, на последнем месе — деятельность по представлению интересов НПО в государственных и иных организациях, разработке законодательства и контролю за его выполнением. О своем участии в подобной работе заявили лишь 4 пермские и 3 ижевские организации. Участники из других регионов не отметили этот пункт либо по причине отсутствия подобной деятельности в практике, либо по причине ее низкой эффективности. Что касается целевых групп, ю все организации, принявшие участие в исследовании, ориентированы на работу с инвалидами (основная целевая группа) и их ближайшим окружением (семьи, родители, воспитывающие детей-инвалидов). Деятельность части организаций ориентирована также на опосредованные целевые группы — государственные служащие (сотрудники органов власти), предприниматели (как потенциальные благотворители и работодатели), преподаватели образовательных учреждений, где обучаются инвалиды, учащиеся средних и высших учебных заведений.
Внимание большинства организаций сосредоточено на молодых инвалидах, детях-инвалидах и инвалидах трудоспособного возраста. В то же время велико внимание к близкому окружению детей-инвалидов.
Таблица 3. Виды деятельности.
A | B | C | D | E | F | G | H | I | |
Нижегородская область | 14 | 2 | 17 | 11 | 9 | 2 | 5 | 10 | |
Кировская область | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 | 2 | |||
Республика Марий Эл | 4 | 2 | 3 | ||||||
Пермь | 5 | 12 | 9 | 5 | 10 | 5 | 4 | ||
Кудымкар | 1 | 1 | 3 | 2 | |||||
Ижевск | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | ||||
Самарская/Оренбургская области | 8 | 16 | 18 | 9 | 19 | 13 | 9 | ||
% | М. | а | м. | а | К | ы. | М. | (И | Я |
A – Разработка методических материалов обучение специфическим навыкам, реабилитационным технологиям B – Психолого-педагогические услуги, Медико-социальные услуги C – Реабилитация социально-психологическая, профессиональная, трудовая D – Реабилитация творческая организация досуга, Спортивнооздоровительная деятельность E – Защита прав, юридические услуги F – Информационно-просветительская деятельность, производство информационных продуктов G – Адресная благотворительная помощь H – Публичная деятельность, продвижение идей толерантности, равных прав, инклюзивного образования I – Представление интересов НПО в государственных и иных организациях, разработка законодательства и контроль за его выполнением Рассматривая опыт работы общественных организаций и их кадровый состав, трудно сделать общие выводы. Так, в Нижегородской области и в Перми около 50% организаций имеют 5 и менее штатных сотрудников, в то время половина самарских организаций имеют в штате более 10 сотрудников. Лишь 7,5% нижегородских организаций имеют штат более 15 человек, тогда как 30% самарских организаций, указали численность сотрудников от 10 до 30 человек, и 10% — более 50 сотрудников. При этом часть организаций (в Нижегородской области — около 20%) вообще не имеют штатных сотрудников, выполняя работу на добровольных началах. Практически все организации используют труд привлеченных специалистов и добровольцев, их количество зависит от «загруженности» организации — количества реализуемых проектов, постоянных потребителей услуг и т.д. Эксперты по определенным специфическим направлениям имеются далеко не во всех организациях (около 20%), зачастую руководители НПО затрудняются охарактеризовать своих сотрудников как экспертов, хоя отмечают высокий профессиональный уровень и опыт работы. В большинстве организаций персонал работает либо полный, либо неполный рабочий день, в зависимости от загрузки (наличия проектов, грантового финансирования или договора с государственными службами). Одной из задач исследования было выяснение уровня проектной культуры общественных организаций, наличие опыта реализации собственных проектов. Исследование показало, что подобного опыта недостаточно. Так, 18% опрошенных нижегородских организаций вообще не имеют практического опыта реализации собственных проектов, несмотря на то, что многие из них участвовали в различных грантовых программах и местных конкурсах проектов, однако ни один из их проектов не был одобрен. Основную же деятельность организации не рассматривают как проектную, поскольку, зачастую, в ней отсутствуют признаки проектного подхода — нет четко сформулированных целей и задач, не определены ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности деятельности, а также нет определенности в выборе методов. Более 60% самарских организаций за последние 3 года имели опыт проведения своих собственных проектов, при этом четверть опрошенных имеет опыт выполнения государственного социального заказа. Однако существенная деля организаций (35%) не занималась проектной деятельностью последние 3 года. С точки зрения исследователей, причинами проектной пассивности опрошенных НГО могли служить отсутствие желания разрабатывать проекты, недостаток финансовых средств и других ресурсов для их реализации, отсутствие доступа к получению грантов. Большая часть нижегородских организаций, принявших участие в опросе(60%), имеют стабильную проектную практику, ежегодно реализуя от 1 до 3 собственных проектов или участвуя в реализации партнерских проектов с другими НПО. Именно среди них нашлось 4 организации (15% от общего числа респондентов), имеющие реальный опыт выполнения государственного социального заказа (не менее 3 выполненных договоров). 11% респондентов имеют разовый опыт выполнения государственного социального заказа и 74% респондентов никакого практического опыта выполнения государственного социального заказа не имеют. Большинство пермских респондентов (88%) ответили, что они имеют опыт реализации социальных проектов, а также опыт реализации социального заказа или оказания услуг на основе договора в рамках целевых программ (72%). Все пермские и ижевские организации хотя бы 1 раз реализовывали социальный проект, в то же время только одна организация из Кудымкара имела такой опыт. Только 4 (22%) неправительственных организации из Перми реализовывали социальный заказ. В других городах такого опыта у НПО нет. Основной формой взаимодействия является работа в рамках договорных отношений. На вопрос о степени готовности НПО к выполнению государственного заказа на оказание социальных услуг, 84% пермских респондентов ответили, что они готовы, указывая на наличие необходимых ресурсов в своих организациях: 64% сказали, что они имеют обученные кадры, 40% – имеют опыт в предоставлении услуг и отработанные методики, 32% имеют необходимую материально-техническую базу, 16% – помещение и 32% – обученных волонтеров.
52% нижегородских организаций заявили о своей готовности выполнять госзаказ, подтвердив наличие необходимых для этого ресурсов, как материальных, так человеческих, методических, информационных и т.д. 30% респондентов выразили желание выполнять госзаказ, несмотря на определенные трудности в ресурсообеспечении (нехватка кадров, помещения, финансовых средств, технологий и т.д.). При этом лишь 18% опрошенных подтвердили собственную неготовность выполнять госзаказ, мотивируя его отсутствием опыта, человеческих, технических, методических ресурсов и стабильного финансирования.
4.2. Социальные услуги, предоставляемые общественными организациями
Источник: https://aupam.ru/pages/sozial/sotrud_nko_prsipfo/page_06.htm
Деятельность общественных организаций инвалидов в России
Согласно законодательству, общественные объединения инвалидов в России имеют право существовать в нескольких организационно-правовых формах. Это могут быть организации, учреждения, партии, движения, фонды и пр. В зависимости от их специфики общественным объединениям инвалидов положена поддержка в виде финансовой, юридическо-консультационной, имущественной и другой помощи.
Предоставление субсидий общественным организациям инвалидов
Конституционное право каждого на объединение применительно к инвалидам конкретизируется в их праве на создание общественных объединений, которое составляет важную основу социальной защиты инвалидов.
Общественные объединения инвалидов создаются и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей.
Со стороны государства общественным объединениям инвалидов гарантируется содействие и помощь, в том числе материальная, техническая и финансовая. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1074, субсидии предоставляются следующим общероссийским общественным организациям и обществам инвалидов:
- общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
- общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»;
- общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;
- общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы — «Инвалиды войны».
Субсидии предоставляются указанным общественным организациям инвалидов в России на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, направленной на решение социальных проблем инвалидов, частичное финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы, а также на реализацию проводимых ими мероприятий в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Формы общественных объединений в России
Федеральное законодательство допускает следующие возможные организационно-правовые формы общественных объединений инвалидов:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Наиболее распространенной формой образования общественных объединений инвалидов является общественная организация, т. е. основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть как физические, так и юридические лица (общественные объединения). Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.
Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
Общественными организациями инвалидов признаются организации, которые созданы инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов. Среди членов общественной организации обязательно должны быть инвалиды или их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или Попечитель) общей численностью не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
В собственности общественных организаций инвалидов, осуществляющих деятельность на территории РФ, могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
Поддержка общественных организаций инвалидов в РФ
Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять в безвозмездное пользование имущество (включая здания, нежилые помещения) общественным объединениям инвалидов в РФ и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, если:
- их уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
- среднесписочная численность инвалидов в их составе по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
- это имущество используется данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее пяти лет на момент его предоставления.
Также общественным организациям инвалидов может оказываться поддержка как социально ориентированным некоммерческим организациям в следующих формах:
- финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Источник: http://progavrichenko.ru/invalidnost/deyatelnost-obshhestvennyx-organizacij-invalidov-v-rossii.html
Сведения об общественных организациях инвалидов Свердловской области
Информация об общественных организациях инвалидов в Свердловской области Сведения об общественных организациях инвалидов Свердловской областиСВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ИНВАЛИДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Источник: Урок 21: Социальная защита инвалидов: Общественные организации инвалидов – Школа Жизниконкретизируется в их праве на создание общественных организаций инвалидов, которое составляет важную основу социальной защиты инвалидов. Общественные организации инвалидов создаются и действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей. Со стороны государства общественным организациям инвалидов гарантируется содействие и помощь, в том числе материальная, техническая и финансовая. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. Согласно постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1074 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов» (в ред. постановления Правительства РФ от 25 марта 2013 г. № 257), субсидии предоставляются следующим общероссийским общественным организациям инвалидов:
Субсидии предоставляются указанным общественным организациям инвалидов на частичное возмещение затрат, связанных:
Федеральное законодательство допускает следующие возможные организационно-правовые формы общественных объединений инвалидов:
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 43-ФЗ) Наиболее распространенной формой образования общественных объединений инвалидов является общественная организация инвалидов. Общественная организация инвалидов – это основанное на членстве общественное объединение инвалидов, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся инвалидов. Членами общественной организации инвалидов в соответствии с ее уставом могут быть как физические, так и юридические лица (общественные объединения). Высшим руководящим органом общественной организации инвалидов является съезд (конференция) или общее собрание инвалидов. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации инвалидов является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию инвалидов. Общественными организациями инвалидов признаются организации, которые созданы инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов. Среди членов общественной организации инвалидов обязательно должны быть инвалиды или их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) общей численностью не менее 80%, а также союзы или ассоциации указанных организаций. Органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В собственности общественных организаций инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять в безвозмездное пользование имущество (включая здания, нежилые помещения) общественным организациям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, если:
Общественным организациям инвалидов также может оказываться поддержка как социально ориентированным некоммерческим организациям в следующих формах:
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (вред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ) Социальная защита инвалидов: льготы инвалидамКолесов Г.Б.,независимый пенсионный консультант, эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни kolesovgb.ru Источник: Что такое социально ориентированная НКО?Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных ФЗ №7 «О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, перечисленные в п.31.1 ФЗ №7. Давайте проверим, является ли Ваша организация социально ориентированной. Для этого надо ответить на 3 вопроса1. Соответствует ли ее организационно-правовая форма одной из ниже перечисленных?
2. Указан ли в Уставе организации хотя бы один вид деятельности из ниже перечисленных:
3. Осуществляет ли фактически сегодня Ваша организация деятельность, являющуюся социально ориентированной? Если на все три вопроса Вы ответили положительно – Ваша организация фактически и в соответствии с законодательством Российской Федерации является социально ориентированной некоммерческой организацией (СО НКО) и может претендовать на получение поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления в приоритетном порядке. В Самарской области в соответствии с региональным законом № 127-ГД «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области», принятым в декабре 2012 года, любая такая организация, вне зависимости от продолжительности деятельности с момента государственной регистрации в качестве юридического лица, может рассчитывать на информационную и консультационную поддержку. А вот поддержка финансовая, имущественная, в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев предоставляется только тем организациям, которые осуществляют социально ориентированную деятельность на территории области не менее 3-х лет с момента государственной регистрации. Этот же закон устанавливает и дополнительные виды деятельности, которые признаются социально ориентированными на территории Самарской области в дополнение к перечисленным в федеральном законе:
РЕЕСТР СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙДействующее законодательство Российской Федерации и Самарской области не содержит определения «социально значимые НКО» и не предусматривает ведения списков таких организаций. Реестр социально ориентированных НКО ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации, оказывающие им поддержку. Только после того, как Ваша организация получила какую-либо поддержку на одном из этих уровней, в Реестр включаются следующие сведения:
Более подробно о видах государственной поддержки СО НКО в Самарской области можно прочитать в региональном законе: Закон Самарской области о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организациях в Самарской области Источник:
Поделиться:
Добавить комментарий×
Рекомендуем посмотреть
|