+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)

Содержание

Полномочия прокурора по уголовному делу в году

Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)

Например, ей хотят вернуть право самостоятельно возбуждать и прекращать уголовные дела. Предлагается разрешить прокурорам переквалифицировать обвинения на менее тяжкие, самим санкционировать оперативные мероприятия. Также у них может появиться даже возможность расследовать дела в отношении ряда пресловутых спецсубъектов, а именно судей, адвокатов и следователей.

Напомним, что ранее генпрокурор Юрий Чайка заявлял, что «для более эффективного контроля» у прокуроров должны быть дополнительные полномочия.

Уголовное право, исполнение наказания

Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ. Согласно п. 31 ст.

5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре. В соответствии с ч.

В 2018 году прокуратура получит новые полномочия по надзору за следствием

Не исключено, что прокуратура также получит возможность расследовать дела в отношении определенных спецсубъектов, а именно – судей, адвокатов и следователей.

Ранее генеральный прокурор РФ Юрий Чайка высказывался по поводу расширения полномочий надзорного ведомства, заявляя, что это необходимо «для более эффективного контроля»: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь.

Следователь как рабочий инструмент в руках прокурора.

Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции». Зачем нужно расширение прав прокуратуры?

Ряд экспертов высказался в поддержку инициатив, высказанных в Совфеде.

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор – это субъект уголовной юрисдикции, в ведении которого находится наиболее широкий круг процессуальных вопросов, возникающих в связи с осуществлением государственного обвинения.

Его статус регламентирован статьей 37 УПК РФ и другими положениями уголовно-процессуального права.

Исходя из содержания указанных правовых норм полномочия прокурора в уголовном деле можно разделить на две группы: 1) непосредственное осуществление уголовного преследования; 2) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Так, в процессе осуществления уголовного преследования прокурор вправе: а) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (см.

также приказ Генерального прокурора от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»)

Статья 37 УПК РФ. Прокурор

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. 6.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Следствие отлучат от СИЗО

Управляющий партнер юридической компании Алим Бишенов не исключает, что принятие такого закона свидетельствует о реализации либерального уклона уголовного законодательства.

«Возможно, законодательное изменение поспособствует увеличению количества ходатайств о заключении подследственных под домашний арест вместо заключения их под стражу»

, — считает юрист. Ведь, судя по практике, прокуроры гораздо лояльнее подходят к избранию меры пресечения, нежели следователи.

Источник: http://domzalog.ru/polnomochija-prokurora-po-ugolovnomu-delu-v--godu-66644/

Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 8)

Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)

Введение

1. Принципы организации и деятельности прокуратуры

2. Процессуальный статус прокурора

2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

2.3 Участие прокурора в судебном следствии

3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Заключение

Список использованной литературы и нормативно правовых актов

Введение

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, (далее – Закон о прокуратуре).

В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения (принципы) о прокуратуре, установленные ст. 129 Конституции.

По существу, это новый закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.

Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е.

по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина; 4) защита охраняемых законом интересов общества и государства[1].

Исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия[2].

Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства.

При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование.

А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:

– раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;

– показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;

– показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.

Объектом исследования моей работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.

Предметом исследования являются – полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

1. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре отражают и развивают конституционные принципы организации прокуратуры как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о прокуратуре новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет способствовать повышению роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Согласно Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ[10]. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве

2. Процессуальный статус прокурора

Источник: http://MirZnanii.com/a/34402/prokuror-v-ugolovnom-protsesse

Прокурор в уголовном судопроизводстве

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные ст.

37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Прокуратура вновь сможет возбуждать и прекращать уголовные дела

Валентина Матвиенко согласна выполнить его просьбу.

Реформа должна быть масштабной, а прокуратура должна получить следственные функции. Однако возврат функций прокуратуре противоречит некоторым международным конвенциям, подписанным Россией, и ею ратифицированным.

Согласно им произошло разделение следствия и надзора. Однако есть и положительные моменты: следствие стало прозрачнее, улучшились криминалистические возможности.

Увы, прокуратура сегодня почти лишена прав.

Она не дает прямые указания, не прекращает незаконным путем открытое уголовное делопроизводство.

Изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ со 2 марта 2018 года

Кроме того, уточнен порядок исчисления и продления срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ со 2 марта 2018 года изменили сразу два новых закона, вступивших в силу с этой даты:

Один из них ужесточил порядок назначения наказания за терроризм, а второй — усовершенствовал исчисление срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также условия его продления.

В пункт 2 , который регулирует возможность отсрочки исполнения приговора суда, добавлены исключения о том, что беременной женщине, или женщине (мужчине, который является единственным родителем), имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, если совершено преступление, ответственность за которое предусмотрена:

  1. «Террористический акт»;
  2. «Содействие террористической деятельности»;
  3. «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»;
  4. «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
  5. «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
  6. «Организация деятельности террористической организации»;
  7. частью 3 и 4 «Захват заложника»;
  8. «Акт международного терроризма».
  9. частью 4 «Угон воздушного судна или водного транспорта»;

«Надо поактивнее двигаться»: Матвиенко поддержала возврат прокуратуре контроля над следствием

В то же время, отметил Генпрокурор, число оправданных судом следователей возросло на 28%, а общее количество лиц, получивших право на реабилитацию, превысило 13 тыс.

человек (+3,6%). При этом ежегодно увеличивается число дел, сроки расследования по которым превышают 12 месяцев.

К концу прошлого года их было около 4,5 тыс., а еще 300 дел в СК расследуются свыше 3 лет.

Инициативу прокуратуры поддержала председатель Совета Федерации .

О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия

Предварительное следствие — это одна из двух форм предварительного расследования преступлений (наряду с дознанием), которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.

В соответствии с частью 2 ст.

162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Исходя из указанной выше нормы можно сделать вывод о том, что процессуальная деятельность прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, имеет место уже после окончания предварительного следствия.

Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)

Их острота во многом обусловлена отсутствием в уголовно-процессуальном законе четких критериев разграничения процессуальных функций и полномочий участников уголовного судопроизводства, особенно выступающих на стороне обвинения.

Источник: http://dohod-pravda.ru/polnomochija-prokurora-po-ugolovnomu-delu-v--godu-25509/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.