Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)
Полномочия прокурора по уголовному делу в году
Например, ей хотят вернуть право самостоятельно возбуждать и прекращать уголовные дела. Предлагается разрешить прокурорам переквалифицировать обвинения на менее тяжкие, самим санкционировать оперативные мероприятия. Также у них может появиться даже возможность расследовать дела в отношении ряда пресловутых спецсубъектов, а именно судей, адвокатов и следователей.
Напомним, что ранее генпрокурор Юрий Чайка заявлял, что «для более эффективного контроля» у прокуроров должны быть дополнительные полномочия.
Уголовное право, исполнение наказания
Функции прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства сформулированы в ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу закреплены частями 2 и 2.1 ст. 37 УПК РФ. Согласно п. 31 ст.
5 УПК РФ прокурором признаются Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре. В соответствии с ч.
В 2018 году прокуратура получит новые полномочия по надзору за следствием
Не исключено, что прокуратура также получит возможность расследовать дела в отношении определенных спецсубъектов, а именно – судей, адвокатов и следователей.
Ранее генеральный прокурор РФ Юрий Чайка высказывался по поводу расширения полномочий надзорного ведомства, заявляя, что это необходимо «для более эффективного контроля»: «Именно прокурор осуществляет функцию уголовного преследования, а не следователь.
Следователь как рабочий инструмент в руках прокурора.
Во всем мире прокурор выполняет одну из двух функций: сам расследует уголовное дело либо руководит расследованием. У нас, к сожалению, нет ни той, ни другой функции». Зачем нужно расширение прав прокуратуры?
Ряд экспертов высказался в поддержку инициатив, высказанных в Совфеде.
Прокурор в уголовном процессе
Прокурор – это субъект уголовной юрисдикции, в ведении которого находится наиболее широкий круг процессуальных вопросов, возникающих в связи с осуществлением государственного обвинения.
Его статус регламентирован статьей 37 УПК РФ и другими положениями уголовно-процессуального права.
Исходя из содержания указанных правовых норм полномочия прокурора в уголовном деле можно разделить на две группы: 1) непосредственное осуществление уголовного преследования; 2) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Так, в процессе осуществления уголовного преследования прокурор вправе: а) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (см.также приказ Генерального прокурора от 27 декабря 2007 г. № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях»)
Статья 37 УПК РФ. Прокурор
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. 6.
В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
Следствие отлучат от СИЗО
Управляющий партнер юридической компании Алим Бишенов не исключает, что принятие такого закона свидетельствует о реализации либерального уклона уголовного законодательства.
«Возможно, законодательное изменение поспособствует увеличению количества ходатайств о заключении подследственных под домашний арест вместо заключения их под стражу»
, — считает юрист. Ведь, судя по практике, прокуроры гораздо лояльнее подходят к избранию меры пресечения, нежели следователи.
Источник: http://domzalog.ru/polnomochija-prokurora-po-ugolovnomu-delu-v--godu-66644/
Прокурор в уголовном процессе (стр. 1 из 8)
Введение
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры
2. Процессуальный статус прокурора
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии
2.3 Участие прокурора в судебном следствии
3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Заключение
Список использованной литературы и нормативно правовых актов
Введение
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 “О прокуратуре Российской Федерации”, (далее – Закон о прокуратуре).
В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения (принципы) о прокуратуре, установленные ст. 129 Конституции.
По существу, это новый закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.
Согласно ст. 1 указанного Закона прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е.
по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В более сжатом виде, целями прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) защита прав и свобод человека и гражданина; 4) защита охраняемых законом интересов общества и государства[1].
Исходя из общих целей прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия[2].Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства.
При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование.
А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Исходя из этого, в моей работе поставлены следующие задачи:
– раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры;
– показать роль, функции, полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования;
– показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, и раскрыть полномочия прокурора в уголовном процессе.
Объектом исследования моей работы являются нормы федерального закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующие деятельность прокурора по обеспечению законности и защиты интересов общества в уголовном судопроизводстве.
Предметом исследования являются – полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
1. Принципы организации и деятельности прокуратуры
Стоит отметить, что изложенные положения Закона о прокуратуре отражают и развивают конституционные принципы организации прокуратуры как специфического самостоятельного органа государственной власти Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим Законом о прокуратуре новый закон, восприняв его позитивные нормы, отличается от прежнего многими принципиально новыми положениями, применение которых, несомненно, будет способствовать повышению роли прокуратуры в укреплении законности и правопорядка. Согласно Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ[10]. Осуществление Генеральной прокуратурой России этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в борьбе с преступностью в Российском государстве
2. Процессуальный статус прокурора
Источник: http://MirZnanii.com/a/34402/prokuror-v-ugolovnom-protsesse
Прокурор в уголовном судопроизводстве
По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные ст.
37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
Прокуратура вновь сможет возбуждать и прекращать уголовные дела
Валентина Матвиенко согласна выполнить его просьбу.
Реформа должна быть масштабной, а прокуратура должна получить следственные функции. Однако возврат функций прокуратуре противоречит некоторым международным конвенциям, подписанным Россией, и ею ратифицированным.
Согласно им произошло разделение следствия и надзора. Однако есть и положительные моменты: следствие стало прозрачнее, улучшились криминалистические возможности.
Увы, прокуратура сегодня почти лишена прав.
Она не дает прямые указания, не прекращает незаконным путем открытое уголовное делопроизводство.
Изменения в Уголовно-процессуальном кодексе РФ со 2 марта 2018 года
Кроме того, уточнен порядок исчисления и продления срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ со 2 марта 2018 года изменили сразу два новых закона, вступивших в силу с этой даты:
Один из них ужесточил порядок назначения наказания за терроризм, а второй — усовершенствовал исчисление срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также условия его продления.
В пункт 2 , который регулирует возможность отсрочки исполнения приговора суда, добавлены исключения о том, что беременной женщине, или женщине (мужчине, который является единственным родителем), имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, если совершено преступление, ответственность за которое предусмотрена:
- «Террористический акт»;
- «Содействие террористической деятельности»;
- «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»;
- «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности»;
- «Организация террористического сообщества и участие в нем»;
- «Организация деятельности террористической организации»;
- частью 3 и 4 «Захват заложника»;
- «Акт международного терроризма».
- частью 4 «Угон воздушного судна или водного транспорта»;
«Надо поактивнее двигаться»: Матвиенко поддержала возврат прокуратуре контроля над следствием
В то же время, отметил Генпрокурор, число оправданных судом следователей возросло на 28%, а общее количество лиц, получивших право на реабилитацию, превысило 13 тыс.
человек (+3,6%). При этом ежегодно увеличивается число дел, сроки расследования по которым превышают 12 месяцев.
К концу прошлого года их было около 4,5 тыс., а еще 300 дел в СК расследуются свыше 3 лет.
Инициативу прокуратуры поддержала председатель Совета Федерации .
О полномочиях прокурора на заключительном этапе предварительного следствия
Предварительное следствие — это одна из двух форм предварительного расследования преступлений (наряду с дознанием), которая обязательно производится по подавляющему большинству преступлений.
В соответствии с частью 2 ст.
162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Исходя из указанной выше нормы можно сделать вывод о том, что процессуальная деятельность прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, имеет место уже после окончания предварительного следствия.
Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе (Дорошков В.В.)
Их острота во многом обусловлена отсутствием в уголовно-процессуальном законе четких критериев разграничения процессуальных функций и полномочий участников уголовного судопроизводства, особенно выступающих на стороне обвинения.
Источник: http://dohod-pravda.ru/polnomochija-prokurora-po-ugolovnomu-delu-v--godu-25509/