+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Обсуждаем кодекс административного судопроизводства. Спорная глава (Горяинова В.)

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Обсуждаем кодекс административного судопроизводства. Спорная глава (Горяинова В.)

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса – административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов.

В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32).

Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33).

А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних.

В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).ГИС ЖКХ: Из первых уст

Что важно для УК

Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) – таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) – согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) – за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление.

В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 – 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

Меры УК по воздействию на должников ЖКУ

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.

Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст.

175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст.

175 – 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/6779/neprikasaemye-kodeks-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossiyskoy-federacii

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Обсуждаем кодекс административного судопроизводства. Спорная глава (Горяинова В.)

Принятие Кодекса административного судопроизводства было вызвано необходимостью упорядочить рассмотрение споров между государственными подразделениями, организациями и гражданами.

Административный процесс инициируется при нарушении гражданских прав и несоблюдении норм закона должностными лицами. Административные споры ранее подлежали рассмотрению по Гражданскому кодексу.

После принятия КАС решение выносится в рамках административного судебного производства.

Назначение и предмет регулирования КАС РФ

Правовые споры рассматриваются по КАС если истцами являются гражданские лица или организации, желающие обжаловать деятельность государственных служащих. Административное судопроизводство также выносит судебное решение по спорам между представителями органов власти и физическими или юридическими лицами.

Согласно КАС, обращение к судебной системе является стандартной процедурой при возникновении проблем с представителями управленческой сферы.

Преимущество такого порядка решения судебного спора состоит в том, что судебная система и исполнительная власть независимы друг от друга.

Это дает возможность представителям судебной системы в законных рамках отменить или исправить акт, вынесенный представителем власти. В ходе судопроизводства рассматривается и оценивается законность применения полномочий.

Административное судопроизводство призвано защитить права и интересы гражданских лиц, а также организаций. Административное судопроизводство разбирает следующие споры:

  • обжалование актов, составленных представителями органов управления;
  • оспаривание деятельности, а также бездействия государственных служащих, представителей муниципалитета, территориальных подразделений власти, органов государственной системы;
  • отстаивание права гражданских лиц на участие в выборах;
  • опротестование решения, вынесенного судебной коллегией;
  • оспаривание деятельности некоммерческой, саморегулируемой организации, имеющей конкретные государственные или публичные полномочия;
  • опротестование решения, которое вынесла экзаменационная комиссия по вопросу приема экзамена для получения судебных полномочий претендентом;
  • назначение компенсационной выплаты за несоблюдение нормы проведения судопроизводства в разумные сроки судами общей юрисдикции, которые определены нормами закона;
  • обжалование действий должностных лиц, вследствие которых нарушено право гражданина на исполнение судебного акта в назначенный срок.

Административное судопроизводство проводит разбор дополнительных споров, которые касаются прав и свобод граждан или организаций. Судебные инстанции также разбирают следующие судопроизводства, решения по которым:

  • способствуют приостановлению или ликвидации деятельности политических организаций или партий, их отделений в регионах, религиозных объединений;
  • запрещают общества, которые не имеют статуса организации;
  • исключают данные ликвидируемых организаций из Госреестра;
  • прекращают деятельность представителей СМИ;
  • взыскивают санкции, назначенные по закону;
  • способствуют размещению апатридов и мигрантов в спецучреждения перед их передачей иному государству, депортацией или продлевают время пребывания;
  • способствуют принудительному лечению человека в психиатрическом и противотуберкулезном учреждении, продлению периода содержания в них;
  • устанавливают, продлевают, прекращают надзор.

Суть административного процесса и его виды

Понятие «административного процесса» вызывает сложности в толковании. Термин включает в себя всевозможные судопроизводства, которые позволяют управленческим органам реализовать свои полномочия. Схожие государственные инстанции выполняют общие действия по принятию актов, норм и рассмотрению заявлений от гражданских лиц.

Узкое понятие административного процесса представляет собой судебное производство. Судебная система инициирует судопроизводства по спорам, инициируемым для оспаривания актов и резолюций управленческих подразделений.

Административное судопроизводство занимается также разбором публичных правовых отношений. Порядок рассмотрения административного спора с 15.09.2015 определил КАС.

До этой даты разбор таких судопроизводств происходил по ГПК.

КАС определил широкий перечень административных процессов. Физические лица и представители организаций вправе составить обращение для решения следующих вопросов, касающихся:

  • обжалования принятых актов;
  • опротестования деятельности коллегии судей;
  • защиты прав избирателя;
  • вопросов принудительного лечения в стационаре психиатрического учреждения или тубдиспансера;
  • споров о кадастровой оценке недвижимого имущества;
  • вопросов о депортации иностранцев или апатридов;
  • вопросов о назначении компенсационных выплат за нарушение интересов гражданских лиц или организаций в судебных инстанциях;
  • получения по судебному решению компенсаций, определенных в законе;
  • вопросов касательно надзора по административному делу;
  • споров, касающихся партий;
  • вопросов о деятельности религиозных организаций.

Кроме этих пунктов под понятие административного процесса подпадают следующие:

  • процедура принятия актов органами исполнительной власти;
  • действия по выдаче разрешений;
  • государственная регистрация объектов;
  • деятельность, подпадающая под понятие «делопроизводство».

Процесс по КАС подчиняется определенным принципам.

  1. Гласности. Доступность сведений о ходе рассмотрения — обязательное требование для судопроизводств по КАС.
  2. Разумности процессуальных сроков и затрат на проведение административного процесса. Срок рассмотрения административного дела может быть увеличен только при представлении убедительных аргументов.
  3. Законности. Этот принцип принадлежит к общим правовым требованиям к судебным спорам. Произвол судебных представителей можно обжаловать согласно закону.
  4. Равенства. Этот принцип соблюдается независимо от статуса сторон судопроизводства.
  5. Соблюдения интересов и прав субъектов государства и РФ в целом. Умаление прав и интересов граждан противоречит Конституции РФ.
  6. Независимости судебных органов.
  7. Рассмотрения всех элементов доказательной базы.
  8. Состязательности при проведении судопроизводства.

Особенности разбирательств по административным делам

Кодекс внес некоторые изменения в процедуру рассмотрения судопроизводств. Согласно новым нормам, ГПК РФ утратил подраздел (разд. II подразд. III), касающийся публичных правовых отношений и споров по ним. Этот кодекс также утратил главу (22.1), определяющую порядок назначения возмещения за несоблюдение разумного срока судопроизводства, а также исполнения судебной резолюции.

Согласно новым нормам, изменен порядок ведения производства. Административное судопроизводство предусматривает усовершенствованную процедуру составления протокола и ведение записи слушания аудио-средствами.

У представителей судебного органа расширился круг полномочий касательно следующих моментов:

  • ограничения времени выступления или лишения права выступить граждан, принимающих участие в процедуре судопроизводства;
  • административного принуждения;
  • устранения не относящихся к спору документов и доказательств;
  • установления обстоятельств, касающихся рассматриваемого спора;
  • организации благоприятных условий для исследования доказательной базы.

Для самостоятельной защиты своих интересов в течение административного процесса необходимо обладать процессуальной административной дееспособностью (ст. 5 КАС РФ). В некоторых случаях участие в судопроизводстве представителя определено КАС.

Кодекс обозначил процессуальную дееспособность представителей в следующих признаках:

  • достижение совершеннолетия;
  • наличие полной дееспособности;
  • обладание юридическим дипломом.

Прокурор вправе подавать исковое обращение для инициирования административного процесса, если человек не обладает административной процессуальной дееспособностью или не в состоянии отстоять свои права по другим причинам.

Такой порядок не применяется, если дело касается обращения прокурора по ранее поступившим жалобам граждан на неправомерную деятельность управленческих и других государственных органов.

Наиболее частые обращения гражданских лиц случаются из-за нарушения прав и свобод в трудовой сфере, области социальной защиты, сфере материнства и детства, медицины, образования, охраны окружающей среды.

Прокурору даны основные процессуальные права и обязанности. При этом он не должен оплачивать расходы за административное судопроизводство или заключать мирное соглашение. Если он намеревается отказаться от искового обращения, поданного для отстаивания прав гражданина, он обязан уведомить этого человека или его представителей.

Свои особенности имеет административное судопроизводство, решение которого может прекратить действие правового акта. Истцом может быть гражданин, права и интересы которого нарушаются вследствие реализации этого акта. Встречный иск недопустим.

Административное судопроизводство предусматривает право истца на подачу ходатайства о запрете применения этого акта против самого иска. Такой иск нельзя отменить, признать или заключить по нему мирное соглашение.

Отмена его во время административного процесса также незаконна.

Как проходит судебный процесс

Обязательное условие проведения судопроизводства — предварительное извещение всех его участников. Явка сторон обязательна. Первое слушание проводится одним судьей.

Перед этим заседанием обязательно проходят предварительные слушания. Они предназначены для представления позиций сторон. В этом случае возможно решить конфликт до судебного разбирательства.

Отсутствие согласия между сторонами инициирует рассмотрение дела во время судебных заседаний.

При открытии слушания проверяется явка участников судопроизводства и объявляется суть дела. Секретарь ведет протокол заседания. На протяжении всего слушания свидетели ожидают вызова в зал.
Категория: Суд
Дата:

Источник: http://zpponline.ru/sud/kodeks-administrativnogo-proizvodstva.html

Новая эра административного судопроизводства – КАС в действии

Обсуждаем кодекс административного судопроизводства. Спорная глава (Горяинова В.)

15 сентября 2015 года – это знаменательная дата для российской судебной системы.

Именно в этот день вступит в силу новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который существенно меняет порядок обжалования нормативных и законодательных актов в судебном порядке.

При этом, он никак не влияет на ситуацию с делами об административных правонарушениях – хотя многие, наверное, уже успели подумать обратное.

Можно сказать, что до 15 сентября 2015 года в российской судебной системе имелся довольно ощутимый пробел. В ней, по сути, отсутствовали правила обжалования законодательных актов и действий чиновников и должностных лиц.

Эти вопросы частично регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ, а частично Арбитражным процессуальным кодексом РФ. До сих пор порядок обжалования в “государственных спорах” мало отличался от порядка общего производства. Никаких особых условий не существовало.

С принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) такие условия появились. Так что же внесет новый кодекс в судебную систему РФ? Какие перемены ожидают всех нас совсем скоро?

Основные положения КАС РФ и подсудность споров

Кодекс административного судопроизводства — это нормативный акт, который вводит новый порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из административных и других публичных правоотношений.

Документ разрабатывали два года, вносили в него множество поправок и постоянно переносили его рассмотрение в Госдуме РФ. Первое чтение Кодекса в российском парламенте состоялось еще в мае 2013 года.

Зато потом его приняли в сразу двух чтениях буквально за несколько заседаний – второе чтение КАС РФ прошел 18 февраля 2015 года, а третье и окончательное – 20 февраля 2015 года. Инициатором создания КАС РФ является Президент России Владимир Путин.

По его поручению была начата разработка нового Кодекса и именно он внес его на рассмотрение Госдумы РФ. Президент подписал Кодекс административного производства 8 марта 2015 года.

Кроме самого КАС РФ был принят Федеральный закон «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», который определил порядок и дату введения нового Кодекса в действие.

Именно в соответствии с этим законом, КАС РФ должен заработать 15 сентября 2015 года. Кроме того, предусмотрен переходный период для электронного документооборота между сторонами судебного процесса, предусмотренного КАС РФ.

Эти нормы должны заработать только с 1 января 2016 года.

Если говорить о том, какие именно категории споров попадают под юрисдикцию КАС РФ, то можно сказать, что теперь только по его правилам организации, граждане и общественные объединения могут обжаловать любые решения и действия органов власти всех уровней и отдельных чиновников, которые нарушают их права.

Кроме того, только в соответствии с требованиями КАС будут оспариваться законы и другие нормативные акты. А также, новому Кодексу подконтрольны споры о результатах и случаях фальсификаций на выборах.

Кстати сказать, все вопросы, связанные с выборами, которые пройдут в единый день ания 13 сентября 2015 года, уже будут рассматриваться по правилам нового Кодекса, поскольку он имеет обратную силу.

Как поясняют эксперты в области права, выведение административных дел из-под юрисдикции ГПК РФ должно положительно отразится на судопроизводстве.

Отдельно следует отметить, что под юрисдикцию КАС РФ не попадают дела об административных правонарушениях, которые регулирует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения этих дел не изменяется, и об этом отдельно упомянуто в самом новом Кодексе.

Споры, подведомственные КоАП РФ, будут как и раньше рассматриваться судами общей юрисдикции. Отдельной ветви федеральных судов специально под КАС создаваться не будет. Однако, административное производство все равно станет отдельной ветвью судопроизводства, и теперь будет соответствовать требованиям Конституции РФ. Ведь Основной закон изначально требовал такого выделения.

Таким образом, начиная с 15 сентября все дела, которые уже находятся в производстве судов, но попадают под действие КАС РФ, будут рассматриваться в новом порядке.

В частности, по этим правилам будут рассматриваться все споры о кадастровой стоимости объектов недвижимости, об оспаривании постановлений и решений, принятых всеми государственными службами, в частности Роспотребнадзором, а так же споры об отмене несправедливых решений о выделении земельных участков гражданам и организациям.

Без профессионального юриста – ни шагу

В соответствии с новыми требованиями, все споры, которые попадают под юрисдикцию КАС РФ суды должны рассматривать только с участием в процессе представителя истца, имеющего высшее юридическое образование. И это требование означает, что, если у самого истца такого образования нет, то он не сможет самостоятельно защищать свои интересы в суде.

Для участия в судебном процессе свое образование придется подтверждать соответствующими документами, как того требует статья 55 КАС РФ. Иначе, представитель не будет допущен к заседаниям.

– точно так же, как может быть не допущен и сам заявитель.

При этом подтверждение документов потребуется даже в том случае, когда представитель имеет официальный статус адвоката, и его полномочия закреплены соответствующим удостоверением.

Такие требования существенно усложняют порядок обращения в суд по общественным делам для простых граждан.

Если в текущих условиях любой гражданин может оспорить закон или постановление государственного органа самостоятельно, не привлекая к делу профессиональных юристов в качестве представителей, то теперь ему придется оплачивать такие услуги.

Кроме того, общественные организации, которые зачастую не имели в штате адвокатов, но зато имели большой практический опыт в судах, также не смогут инициировать судебное разбирательство, не наняв перед этим юриста.

Из этого можно сделать вывод, что количество таких споров, особенно в первое время после ведения КАС РФ в действие, должно существенно сократиться. А вот как это отразится на их качественных показателях – большой вопрос.

СМС-повестка из суда

Впервые в российском судебном законодательстве появилась норма, которая позволяет использовать современные мобильные средства связи для информирования участников судебного процесса.

При подаче заявления необходимо будет указывать адрес электронной почты и номер телефона, а также пожелания по информированию.

После чего, все судебные извещения, в том числе и вызовы на судебные заседания будут осуществляться судом по электронной почте или посредством СМС-сообщений.

Кроме того, новый Кодекс вводит такое понятие, как «административное исковое заявление». Это значит, что форма иска и его содержания будут отличаться от привычного всем простого иска. Кроме того, в КАС РФ предусмотрено, что суд должен помогать заявителю получить необходимые доказательства по делу. Ведь в административных спорах по другую сторону баррикады всегда власть.

И доказательства, зачастую, надежно спрятаны в кулуарах этой власти и в сейфах чиновников. По сути, именно это и есть основная причина, по которой был нужен Кодекс административного судопроизводства – оградить организации и граждан от произвола чиновников. С этим соглашаются и эксперты, специалисты в области права.

Однако они, в большинстве считают, что нужно было все же создать и отдельные административные суды.

Насколько такая позиция оправдана, покажет только судебная практика по применению КАС. Однако уже сейчас можно сказать, что новый Кодекс все же расширяет возможности на этапе подачи исков. В частности, появилась возможность подавать коллективные административные иски об оспаривании законодательных и нормативных актов, а также о нарушении прав избирателей.

Отдельно нужно отметить, что абсолютно все электронные документы и доказательства в таких процессах приобретают официальный статус. Правда, только начиная с 2016 года.

Однако сразу начинает действовать процедура упрощенного производства.

Когда судья может рассмотреть дело об оспаривании нормативного акта или закона без участия сторон и сообщить им о своем решении по делу письмом по электронной почте или даже СМС-сообщением.

Проигрывать станет дорого

Коллективные иски, предусмотренные КАС РФ, хороши еще и тем, что они позволяют разделить финансовое бремя в случае неудачи.

Ведь в новом Кодексе прописан принцип “проигравшая сторона полностью оплачивает судебные издержки выигравшей стороны”, а это значит, что придется возмещать не только государственную пошлину, но и стоимость всех экспертиз, затрат на доставку в суд свидетелей и доказательств, а также оплату услуг профессионального адвоката.

Вероятно, когда законодатели принимали такие нормы, они в первую очередь думали о возмещении издержек граждан и организаций, оспаривающих действия чиновников.

Поскольку судебный процесс с обязательным участием профессионального юриста стоит дорого, то и издержек у простого гражданина или организации также будет не мало. Но беда в том, что в суде можно не только выиграть, но и проиграть.

Таким образом, отстаивание своих и чужих прав может обойтись гражданам и бизнесу слишком дорого.

А ведь под юрисдикцию КАС РФ попадают споры по поводу незаконного строительства или нарушения порядка использования водных ресурсов.

Это значит, что желая отстоять свое право на чистый воздух и воду гражданин изначально рискует получить многотысячный долг перед государством. Конечно, КАС РФ обязывает судей принимать решения о возмещении расходов на судебный процесс в “разумных пределах”.

Однако как именно определять такие пределы Кодекс не разъясняет. Поэтому все финансовые вопросы оказываются в руках самого судьи, принимающего решение.

Петербургский адвокат Станислав Кушнер, который имеет огромный опыт ведения судебных дел с государственной властью, утверждает, что в судах пока еще действует принцип – «никто не должен зарабатывать на суде». Поэтому все понесенные стороной расходы, должны быть обоснованы. Однако, ведь и КАС РФ пока еще не начал действовать.

Вполне возможно, что в процессах по новому кодексу служители Фемиды будут придерживаться другого принципа – “чтоб неповадно было”, и принимать решения о возмещении всех заявленных расходов.

Поскольку такие суммы могут оказаться значительными для политических или гражданских активистов, то они начнут задумываться о том, стоит ли рисковать своим личным кошельком, чтобы отстаивать общественные интересы. К примеру, пытаться доказать факты фальсификации на выборах.

Как это будет?

Можно строить множество предположений о том, что принесет российской судебной системе Кодекс административного судопроизводства. Однако, как оно будет на самом деле, покажет только судебная практика.

А пока КАС РФ еще не начал действовать, но его уже много раз обсудили, разработали к нему комментарии, а Верховный Суд РФ даже использовал его положения в разъяснениях, данных в постановлении Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

Все это означает только одно – суды и юристы уже готовы к вступлению в силу нового Кодекса административного судопроизводства, и собираются встретить его во всеоружии.

А вот что принесет КАС РФ тем, чьи интересы он призван защищать – пока скрыто густым туманом. Но хочется верить, что два года трудов законодателей не пройдут зря, и требования Конституции РФ об обязательном административном судопроизводстве будут соблюдены не только на бумаге.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: http://ppt.ru/news/134076

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.