+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

Содержание

Заинтересованное лицо в арбитражном процессе это

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)
В силу этого лица, уча­ствующие в деле, наделены правом активно влиять на его движение, возможностью защищать и аргументировать свою правовую позицию. Для успешного осуществления своих функций лица, участвующие в деле, наделяются широким кругом процессуальных прав и обязан­ностей.

В частности, все лица, участвующие в деле, имеют право зна­комиться с его материалами, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в их ис­следовании, задавать вопросы участникам арбитражного процесса, за­являть ходатайства, давать устные и письменные объяснения арбит­ражному суду, представлять свои доводы и соображения по всем воз­никающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные акты арбитражного суда и пользоваться други­ми процессуальными правами, предоставленными им АПК. Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Положения абзаца второго части 1 статьи 41 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ) применяются после утверждения соответствующего порядка Верховным Судом РФ. До этого действует порядок. ранее установленный Высшим Арбитражным Судом РФ Лица, участвующие в деле, также вправе представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке.
По общему правилу дело возбуждается по заявлению самого заинтересованного лица. В предусмотренных законом случаях (ст. 81. 85-87 ГПК) дело может быть возбуждено по заявлению прокурора, государственных органов, профсоюзов и иных общественных объединений или отдельных граждан. Однако, кем бы гражданское дело в суде не было возбуждено, процессуальное положение истца в процессе занимает лицо, являющееся субъектом спорною права (интереса). Таким образом, для правильного определения процессуального положения истца в процессе важно не то. , при этом законодатель закрепляет в ч. 2 ст. 41 АПК РФ требование добросовестности по использованию принадлежащих им прав. Например, если сторона по делу ходатайствует об отложении дела для представления дополнительных доказательств и в следующем судебном заседании не представляет дополнительные доказательства, либо представляет судебные доказательства, которые не имеют отношения к делу, и такие действия носят неоднократный характер, арбитражный суд может расценить такие действия стороны как злоупотребление процессуальными правами и наложить на виновную сторону предусмотренное АПК РФ наказание. Лица, участвующие в деле, должны обладать процессуальной правоспособностью, а чтобы самостоятельно совершать процессуальные действия — также и процессуальной дееспособностью. Согласно ст. — лица, участвующие в деле (лица, которые в той или иной степени и по разным мотивам заинтересованы в исходе конкретного дела; к ним ст. 40 АПК отнесены стороны, заявители и заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Кроме того, согласно ст. 42 АПК пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле, организации и граждане-предприниматели, которые не были привлечены к участию в деле и в отношении прав и обязанностей которых арбитражный суд принял судебный акт.

Указанные две группы субъектов кардинально отличаются друг от друга, объединяет же их участие в рассмотрении конкретных дел в суде. К лицам, содействующим осуществлению правосудия, отнесены: свидетели, переводчики, эксперты, представители сторон. Лицам, содействующим правосудию, присущи общие черты: 1) они не имеют материально-правовой заинтересованности в исходе процесса.

За исключением представителя, они не имеют и процессуально-правовой заинтересованности в исходе дела; 2) эти субъекты не защищают свои права и интересы в процессе; 3) как правило, нужно волеизъявление (инициатива) суда или лиц, участвующих в деле, для привлечения их к процессу.

Понятие и виды участников арбитражного процесса

Можно говорить по крайней мере о трех таких группах. Первая группа участников представлена арбитражным судом, в компетенцию которого входит рассмотрение и разрешение экономических споров и рассмотрение иных дел, отнесенных к его компетенции АПК и другими федеральными законами (ст. 1 АПК).

Вторую группу участников образуют лица, участвующие в деле, которых отличает наличие заинтересованности (материальной либо процессуальной) в исходе рассматриваемого дела. лица, участвующие в деле . защищающие свои либо чужие права и законные интересы и имеющие юридическую заинтересованность в исходе арбитражного процесса; 3) представители .

которые обеспечивают лицам, участвующим в деле, возможность их участия в деле и представляют их интересы в арбитражном суде; 4) лица, содействующие деятельности арбитражного суда в силу обязанностей по представлению доказательственной информации и в иных случаях (свидетели, эксперты, переводчики и т. д.

) Возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений споры, в том числе и между военными организациями и другими организациями — участниками хозяйственных отношений, по поводу осуществления экономической (хозяйственной) деятельности (хозяйственные или экономические споры), в соответствии со ст.

22 Арбитражного процессуального кодекса от 5 мая 1995 года подведомственны арбитражным судам. В ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ содержится общее правило о том, что любое заинтересованное лицо в установленном порядке вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, и отказ от этого права на обращение в суд недействителен.

нет истца и ответчика, между которыми существует спор, а есть заявитель, который хотел бы установить в судебном порядке юридический факт.

некоторые процессуальные действия, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом, невозможно применить в особом производстве в связи с тем, что отсутствует спор и соответственно, вторая сторона спора (например, нельзя заключить мировое соглашение, нельзя признать иск либо предъявить встречный иск, дела особого производства не рассматриваются в третейском суде и т.п.

) Какие дела рассматриваются в порядке особого производства? В соответствии со статьей 30 Арбитражного процессуального кодекса в порядке особого производства Арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности.

Это дела об установлении следующих фактов: факт, что юридическому лицу (организации, учреждению, предприятию и т.п.) или индивидуальному предпринимателю (ИП) принадлежит право владения и пользования недвижимым имуществом, как своим собственным.

факт, что юридическое лицо или ИП были зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации в указанное время и в указанном месте.

Следующий вопрос » Лица, у которых имеется собственная заинтересованность в исходе дела, отличная от заинтересованности Стороны в арбитражном процессе: права и обязанности, процессуальное соучастие, правопреемство Среди лиц, участвующих в деле, особое положение занимают стороны: 1. истец и ответчик — в исковом производстве; 2.

заявитель и заинтересованные лица — в делах особого производства и в делах об оспаривании решений третейского суда; 3. В арбитражном процессе круг лиц, участвующих в деле, не совпадает с кругом участников процесса (судопроизводства). К лицам, участвующим в деле, арбитражное процессуальное законодательство РФ относит стороны, третьих лиц, прокурора, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждан, обращающихся в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, заявителей, заинтересованных лиц по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и другим (ст.
Таким образом, правоспособность определяет субъекта права на предъявление иска, а подведомственность определяет границы для реализации данного права. Следует отметить, что право на предъявление иска представляет собой дозволение, а не обязанность, которое может быть реализовано любым заинтересованным лицом.

Предпосылки права на предъявление иска в арбитражном процессе. Согласно ч.4 ст.4 АПК РФ, обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления, заявления, жалобы, представления.

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С

Законопроект № 12231-7 «О внесении изменений в статью 12.

1 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» разработан в целях обеспечения системности и согласованности в процессе его совершенствования, недопущения произвольного внесения в него изменений, противоречащих конституционно значимым целям уголовного правосудия.

Дата размещения статьи: 18.11.2018 Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

Работа по делу продолжалась с ноября 2015г.

***C 24 мая 2018 года ООО «Закон и справедливость» состоит членом Московской торгово-промышленной палаты и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. *** Арбитражным судом города Москвы в мае 2014г. было вынесено решение об отказе в удовлетворении искового заявления Росреестра о взыскании неустойки в размере 9 млн. руб. с клиента нашей Юридической фирмы.

Источник: http://patent-centr.ru/zainteresovannoe-lico-v-arbitrazhnom-processe-ehto-40952/

Изменение статуса заинтересованного лица в административном процессе

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

Я участвую в судебном процессе как «заинтересованное лицо» в иске,где истец- благотворительная организация. На мой взгляд, истец ведёт судебный процесс неправильно.

Дело об отмене разрешения на строительство, выданное главой муниципального образования Истец- благотворительная организация, привлекла нас, нескольких жителей, заинтересованных в отмене разрешения на строительство, в качестве заинтересованных лиц.

Отдельные вопросы применения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

КАС РФ установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Кроме того, 17.11.

2015 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации утверждено постановление № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление), которым разъяснены, в том числе, отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО

  1. стороны;
  2. прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК.

  3. третьи лица;
  4. заявители и заинтересованные лица — по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК случаях;

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения суду, приводить свои доводы по всем возникающим вопросам; знакомиться с ходатайствами других лиц; возражать против ходатайств и доводов других лиц; знать о принятых по данному делу судебных актах и получать их копии; обжаловать судебные акты;право представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административно-процессуальный кодекс кыргызской республики

Настоящий Кодекс устанавливает порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде. 1.

Порядок судопроизводства по административным делам в судах Кыргызской Республики определяется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом, Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», принимаемыми в соответствии с ними другими законами Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Исполнительная власть практически реализуется в различного рода действиях исполнительных органов (должностных лиц), юридическим содержанием которых является применение норм материального административного права.

Это означает, что такого рода деятельность имеет процессуальную форму, в рамках которой обеспечивается достижение целей, выраженных в диспозиции нормы, т.е. соответствующих правил поведения.

Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности

1.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. 2.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Источник: http://ruslanhasanov.ru/izmenenie-statusa-zainteresovannogo-lica-v-administrativnom-processe-31592/

Освобождение от доказывания признание фактов в аритражном процессе

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

После того как суд установит круг искомых фактов, он должен определить, какие доказательства надо исследовать, чтобы выяснить наличие или отсутствие искомых фактов.

Для этого суд определяет, какие из представленных сторонами доказательств могут быть допущены и какие доказательства надо еще представить.

Разрешая эти вопросы, суд должен руководствоваться правилами относимости и допустимости доказательств.

Относимость доказательств Арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (ст.

67 АПК). Относимость доказательств — свойство, связанное с содержанием судебных доказательств.

Иначе говоря, если право доказывания имеет свободу выбора, то обязанность доказывания такой свободой не обладает. Общее императивное правило выражено следующим образом:

«Каждое лицо или сторона, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений но спору»

. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, другими органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Освобождение от доказывания обстоятельств, признанных сторонами

Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Достигнутое в судебном заседании или вне судебного заседания соглашение сторон по обстоятельствам удостоверяется их заявлениями в письменной форме и заносится в протокол судебного заседания. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Факт признания сторонами обстоятельств заносится арбитражным судом в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон.

К вопросу о доказательствах и доказывании в гражданском и арбитражном процессах РоссииТекст научной статьи по специальности «Государство и право

Модели процессуального взаимодействия по арбитражным делам о признании недействительной государственной регистрации сведений о юридических лицах 2011 / ЗУБОВИЧ МИХАИЛ МСТИСЛАВОВИЧ Форма оценки объяснений лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе 2018 / КРИПАКОВА ДИНА РАВИЛЬЕВНА К вопросу о принципе раскрытия доказательств в гражданском и арбитражном судопроизводстве 2012 / КУЗНЕЦОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, НАХОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА Процессуальные средства установления юридических фактов Текст научной работы на тему «К вопросу о доказательствах и доказывании в гражданском и арбитражном процессах России».

Электронная библиотека

В процессуальной науке сложилось узкое и широкое понимание предмета доказывания.

Согласно узкому толкованию предмета доказывания в его состав входят обстоятельства материально-правового характера.

В соответствии с широким пониманием в предмет доказывания включают все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела: материально-правовые и процессуальные факты, доказательственные факты.

Бесспорным является отнесение к предмету доказывания фактов материально-правового характера, так как для разрешения дел в арбитражном суде надо установить те обстоятельства, которые указаны в нормах материального права.

Суд является решающим и ответственным субъектом в определении предмета доказывания.

Доказательства в административном судопроизводстве

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

Доказательства по КАС РФ

Недопустимые доказательства в административном процессе

Обязанность доказывания

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию

Оценка доказательств

Доказательства по КАС РФ 

Доказательствами в административном процессе могут быть (ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее — КАС РФ):

  1. Объяснения участников дела. Могут выражаться в письменной или устной форме и наряду с другими доказательствами подлежат проверке судом (ст. 68 КАС РФ).
  2. Свидетельские показания. Могут излагаться устно и письменно. При этом такие доказательства должны соответствовать следующим критериям, чтобы быть принятыми судом:
  • свидетель должен указать источник получения излагаемой суду информации;
  • доказательства, основывающиеся на показаниях иных лиц, принимаются, если такие лица также были опрошены.
  1. Письменные доказательства — любые отвечающие требованиям закона информационные данные, зафиксированные на материальных носителях (акты, справки, деловая переписка, цифровые и графические материалы, материалы, полученные посредством использования электронной, цифровой, факсимильной связи, по каналу видео-конференц-связи и др., см. ст. 70 КАС РФ).
  2. Вещественные доказательства — предметы, которые по своему внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для спора (ст. 72 КАС РФ).
  3. – и видеозаписи.
  4. Экспертные заключения (с различными видами экспертизы, порядком ее назначения и поведения, применением результатов можно ознакомиться с помощью статей, размещенных в блоке «Экспертиза»). 

Доказательства могут быть как представлены в суд по собственной инициативе участников спора, так и запрошены судом (п. 1 ст. 63 КАС РФ, п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, далее — ППВС № 36).

Недопустимые доказательства в административном процессе

По КАС РФ доказательства должны соответствовать требованиям:

  • относимости, т. е. иметь значение для разрешения данного конкретного спора (ст. 60 КАС РФ);
  • допустимости, т. е. отвечать требованиям, установленным законом, чтобы быть принятыми судом как имеющими юридическое значение для разрешения конкретного спора (ст. 61 КАС РФ). 

Тема относимости и допустимости доказательств в иных видах процессов раскрыта в нашей статье «Относимость и допустимость доказательств (нюансы)».

Определенные доказательства, представленные в суд, могут быть признаны недопустимыми как по ходатайству заинтересованного лица, так и по собственному убеждению суда (пп. 2, 3 ст. 61 КАС РФ). При этом если производится оценка доказательства по ходатайству участника процесса, то должны быть соблюдены следующие правила (п. 25 ППВС № 36):

  • такое ходатайство должно быть оформлено в письменной форме;
  • бремя доказывания недопустимости оспариваемого доказательства возлагается на лицо, подавшее соответствующее ходатайство;
  • вопрос о допустимости такого доказательства разрешается судом после заслушивания мнений по этому поводу лиц, участвующих в процессе, или их представителей. 

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на соблюдении принципов, закрепленных в пп. 2–6 ст. 84 КАС РФ. 

Обязанность доказывания 

Обязанность по доказыванию тех или иных фактов, на которых участник процесса основывает свою позицию в споре, по общему правилу возлагается на таких участников процесса (п. 1 ст. 62 КАС РФ).

Вместе с тем если разрешается спор о соответствии требованиям закона нормативного акта, решения органа публичной власти, действий или бездействия должностных лиц и органов, наделенных государственными или публичными полномочиями, бремя доказывания законности таких документов или действий/бездействия госорганов возлагается уже на административного ответчика.

Таким образом, административный истец, защищающий свои права и законные интересы или права и интересы неограниченного круга лиц, не обязан доказывать незаконность актов или действий органов, наделенных публичными полномочиями.

Однако такой административный истец должен сообщить суду:

  • каким нормам закона противоречит оспариваемый акт или действия административного ответчика;
  • на основании каких данных можно судить о том, что оспариваемым актом или действиями административного истца нарушены или будут нарушены права и законные интересы административного истца или неограниченного круга лиц;
  • иные факты, имеющие значение для объективного и справедливого разрешения спора.

ВАЖНО! Нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении являются обязательными условиями для удовлетворения заявления о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными.

Если при рассмотрении административного дела будет установлено, что допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены в полном объеме, оснований для удовлетворения требований не будет (например, решение Шуйского горсуда Ивановской обл.

от 25.08.2017 по делу № 2а-1164/2017). 

Какие обстоятельства не подлежат доказыванию 

Не нуждаются в доказывании:

  • Обстоятельства, являющиеся общеизвестными (п. 1 ст. 64 КАС РФ).
  • Обстоятельства, установленные уже вступившим в законную силу ранее принятым решением суда (если в административном процессе участвуют лица, в отношении которых данные обстоятельства доказаны, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства). Кроме того, такие обстоятельства не подлежат и оспариванию. При использовании данной юридической нормы надлежит исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, подразумеваются, например, органы госвласти, входящие в единую систему госорганов (в т. ч. ФНС РФ, ФТС РФ и т. п.), должностные лица соответствующей системы госорганов (п. 26 ППВС № 36).
  • Обстоятельства, признанные сторонами (ст. 65 КАС РФ). Такие обстоятельства в дальнейшем по общему правилу не подлежат проверке судом. Однако если у последнего все же имеются сомнения, что данное соглашение о признании обстоятельств не подписано под влиянием заблуждения, угрозы или без целей скрыть истинные обстоятельства дела, то суд не принимает указанное соглашение сторон, а сами доказательства подлежат проверке. 

Оценка доказательств 

Как уже упоминалось выше, суд оценивает представленные доказательства по собственному внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании (п. 1 ст. 84 КАС РФ).

При этом никакие обстоятельства не могут иметь для суда заранее определенной силы. Значимость тех или иных обстоятельств суд определяет в каждом конкретном случае.

При этом оценка на предмет соответствия требованию достоверности, допустимости и относимости производится в отношении каждого факта в отдельности, а достаточность и взаимосвязь — в совокупности с иными обстоятельствами дела.

Итоги оценки доказательств суд фиксирует в решении, в котором также указывается, какие именно обстоятельства и по каким основаниям приняты судом в качестве надлежащих доказательств, а какие и по каким причинам отклонены. 

*** 

Итак, категории доказательств, которые могут быть приняты судом в рамках КАС РФ, аналогичны категориям доказательств и в иных видах судебных процессов (см. также статьи «Доказательства в арбитражном процессе (особенности)» и «Особенности оценки доказательств в гражданском процессе»).

При этом доказательства должны соответствовать требованиям достоверности, допустимости и относимости. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств по общему правилу возложена на лицо, чья позиция в процессе на такие обстоятельства опирается.

Источник: https://rusjurist.ru/proizvodstvo_po_kas_rf/dokazatelstva_v_administrativnom_sudoproizvodstve/

Представление интересов в суде в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации

Объяснения юридически заинтересованных в административном деле лиц как доказательства в проекте Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Михайлов С.М.)

Каждый имеет право на защиту своих прав незапрещенными законом способами, в частности, каждый вправе самостоятельно осуществлять свою защиту в суде, представлять свои интересы в государственных органах.

Однако законодательство на современном этапе развития правовой системыобладает  довольно сложнойструктурой, состоящей из большой совокупности взаимосвязанных нормативных актов, имеющих свою иерархию, определенный порядок применения, довольно сложную и непостоянную, а порой и противоречивую судебную практику.

Все это приводит к необходимости привлечения юристов, которые на профессиональной основе оказывают квалифицированную юридическую помощь в любой, даже самой сложной ситуации.

Кто может быть представителем в административном деле, а также ограничение на представительство

Ведение административных дел в суде через представителя повышает шансы представляемого на максимально благоприятный исход в деле. Так, статья 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прямо указывает, что гражданин, обладая административной процессуальной дееспособностью вправе самостоятельно вести свои дела лично или через представителей.

Однако нередким случаем является отсутствие или ограничение дееспособности у граждан. В таком случае в качестве представителей могут выступать их законные представители (т.е.

лица, наделенные этим правом в силу закона и состоящие в определенном родстве или определенной правовой связи), а именно: родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Между тем, законные представители вправе выбрать для представления интересов недееспособного иное лицо, предпочтительно профессионального юриста.

При этом законодатель закрепил противоречивое положение о том, что КАС РФ может предусматривать случаи, когда участие представителя (а не законного представителя) является обязательным. Встает вопрос, что делать в ситуации, если родители ребенка являются профессиональными юристами, т.

е. вполне могут удовлетворять требованиям, предъявляемым к представителю. Могут ли они в таком случае выступать в роли представителя?

Аналогичный порядок представления интересов предусмотрен и для ограниченных в дееспособности.

В перечисленных выше случаях представителя выбирает или сам представляемый или представитель определен в силу закона, однако часть 4 статьи 54 КАС РФ предусматривает случаи, например, когда решается вопрос в отношении административного ответчика о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в недобровольном порядке, в которых суд сам назначает представителя (адвоката).

Если говорить о делах, где в качестве ответчика выступает организация, то права последней может защищать единоличный орган управления организации (например, генеральный директор) или уполномоченное таким органом лицо.

Если же рассматривать вопрос о представлении интересов в суде органов публичной власти, то здесь речь пойдет о руководителях либо представителях указанных органов. В статье 54 КАС РФ также представлены иные случае представления интересов в административном деле.

В качестве представителей в административном деле согласно статье 55 КАС РФ могут быть адвокаты либо иные лица, которые обладают полной дееспособностью, а также не состоят под опекой (попечительством) и имеют высшее юридическое образование. Таким образом, можно видеть, что КАС РФ первым реализовал на практике ограниченную монополию профессиональных юристов на представление интересов в суде в качестве представителей.

Важно отметить, что законодатель не предъявляет к законным представителям требований по наличию высшего юридического образования, достаточно наличия полной дееспособности.

КАС РФ содержит классический перечень лиц, которые не могут быть представителями физических и юридических лиц (ИП) в суде, хотя и удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ним. К таким лицам относятся судьи, прокуроры, следователи и иные лица.

Оформление полномочий представителя

Чтобы представитель мог выступать от имени и в интересах представляемого его полномочия необходимо оформить надлежащим образом. Так, законные представители в силу своего положения должны предъявить в суд документы, подтверждающие их статус и полномочия (свидетельство о рождение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечения).

Если говорить о полномочиях руководителя организации, то его положение можно подтвердить, представив в суд устав организации, приказ о назначении на должность.

Если представителем от организации будет выступать не руководитель, например, штатный юрист или бухгалтер, то такому лицу необходимо иметь доверенность, которая будет выдана самой организацией и подписано ее руководителем или иным уполномоченным на такое действие лицом и скреплена печатью организации.

Доверенность от индивидуального предпринимателя также подписывается и скрепляется печатью предпринимателем.

Для адвоката документом, подтверждающим статус представителя, будет являться ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием или в некоторых случаях доверенность (статья 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», часть 4 статьи 57 КАС РФ).

Представитель же должен иметь документы об образовании (в данном случае речь идет о юридическом образовании) и документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. доверенность.

КАС РФ допускает возможность наделения представителя полномочиями непосредственно в судебном заседании путем устного заявления.

Часть 8 статьи 57 КАС РФ устанавливает, что доверенность, выдаваемая гражданами на представление их интересов в административном споре, должна быть удостоверена у нотариуса согласно правилам, утвержденном в порядке, предусмотренном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, или должностным лицом организации (например, организации, где представитель учится, проходит службу, отбывает наказание и другие организации и учреждения).

Полномочия представителя в административном деле

Говоря об объеме полномочий необходимо сказать, что он обладает всеми процессуальными правами представляемого и может совершать все процессуальные действия, которыми наделен представляемый (статья 56 КАС РФ).

Между тем, КАС РФ устанавливает и определенные исключения из данного правила.

Так, представитель не может давать объяснения и пояснения суду, которые должен дать представляемый (можно сказать, что такие объяснения тесно связаны с личностью, могут быть известны только ей или, например, суд интересует отношение лица к совершенному деянию).

Кроме того, законом предусмотрен перечень прав, который должен быть отдельно отражен в доверенности, выдаваемой представителю представляемый. К таким правам относится:

1) право на подписание административного искового заявления и возражений, подачу их в суд;

2) полномочие на подачу встречного административного искового заявления;

3) право на полный или частичный отказ или признание административного иска;

4) на заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

5) право на обжалование судебных актов;

6) и иные права.

 Статья подготовлена: 12.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «БРАС»

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/943-predstavlenie-interesov-v-sude-v-sootvetstvii-s-kodeksom-administrativnogo-sudoproizvodstva-rossijskoj-federatsii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.