+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Содержание

Страсбургский суд | Международный суд по правам человека

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Страсбургский суд (Международный суд по правам человека в Страсбурге) расположен во Франции и является судом, в юрисдикцию которого входит рассмотрение жалоб поступивших от различных лиц, заявляющих о нарушениях прав человека, предусмотренных Конвенцией (официальный сайт).

К сожалению, для России нарушение прав человека не является редкостью, поскольку в стране сложилась негативная тенденция, затрудняющая поиск справедливости и защиту нарушенных прав с помощью внутренней судебной системы.

На фоне обострившейся внешнеполитической обстановки, во многом сошли на нет все позитивные начинания рубежа первых 2 десятилетий XXI века по реформированию российской судебной системы, направленному на беспристрастность и независимость российских судов.

Эта проблема касается всех отраслей процессуального права: уголовного, гражданского, административного и даже арбитражного.

При наличии внешнего давления смещаются фокусы взглядов государства   и общества от внутренних проблем на внешнюю политику. Что в свою очередь ведет к умалению необходимости защиты прав и свобод отдельного человека.

В таких условиях суды как бы перестают ощущать давление общества и начинают работать по старинке, то есть, выполняя формальный подход к решению и рассмотрению дел. Особенно это ощутимо сказывается в делах по спорам отдельных граждан с органами государственной власти.

В подавляющем большинстве таких случаев суды априори встают на сторону властных структур.

Например, по уголовным делам с одной стороны оправдательные приговоры за последние два года сошли с 0,54% на 0,36%, но в тоже время добиться возбуждения уголовного дела в некоторых ситуациях, когда требуется привлечь к уголовной ответственности обидчика, не говоря уже о должностном лице органа государственной власти, пострадавшему гражданину становится очень непросто.

В административном судопроизводстве, как и при производстве по делам об административных правонарушениях складывается похожая ситуация.

В подавляющем большинстве случаев суды также априори встают на сторону властных структур.

При таком положении вещей обычному гражданину в большинстве случаев приходится бороться с государством с помощью внешних институтов. На помощь им приходит Страсбургский суд (Европейский суд по правам человека).

Есть ли какая-то специфика при обращении в Страсбургский суд?

Однако Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не является еще одной (последней) инстанцией в российской судебной системе, поэтому граждане РФ должны знать, что при обращении в российские суды за защитой своих нарушенных прав им надо сразу закладывать такую возможность, даже скорее необходимость, как обращение в Европейский суд по правам человека. Попадая под незаконное уголовное или административное преследование, либо становясь жертвой преступного посягательства, а равно, получив необоснованный иск гражданский или административный, необходимо в ходе процесса собирать информацию в материалы дела о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод.

Здесь подразумевается, что на каждой стадии процесса необходимо заявлять о соответствующих нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод (при наличии таковых) при этом даже не обязательно указывать на конкретные статьи.

Конечно, по возможности желательно их указывать, а также ссылаться на прецеденты по рассмотрению жалоб на аналогичные нарушения прав человека в Европейском суде.

Это необходимо для того чтобы после того как будут исчерпаны все эффективные способы судебной защиты нарушенных прав в национальных, т.е. российских судах можно было подать жалобу в Европейский суд по правам человека.

Что необходимо сделать строго в течение шестимесячного срока. После вступления в силу протокола № 15 к Конвенции шестимесячный срок сократится до 4 месяцев.

В случае же если, например, по уголовным делам в процессе вплоть до апелляционной жалобы нигде не было указано о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека, то необходимо подать кассационную жалобу, где указать на соответствующие нарушения Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, а также привести примеры прецедентов рассмотрения аналогичных нарушений по жалобам в Европейском суде по правам человека. В такой ситуации жалобу в Страсбургский суд придется подавать сразу же после подачи кассационной жалобы, не дожидаясь рассмотрения, чтобы не пропустить шестимесячный срок. По другим видам судебных процессов производств также должно быть отражено нарушение Конвенции. Иначе жалоба может быть признана неприемлемой или при рассмотрении по существу Европейский суд сочтёт что не было использовано в полной мере право на защиту от нарушения Европейской Конвенции по правам человека в национальных судах.

Чем на более ранней стадии процесса начало заявляться о нарушениях Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод, тем больше шансов на положительный результат рассмотрения жалобы в ЕСПЧ.

Можно ли справиться самому?

При самостоятельной подаче жалобы или подготовке жалоб с помощью знакомых юристов (адвокатов) не имеющих опыта работы с ЕСПЧ, как правило, возникает очень много ошибок, о чём неумолимо свидетельствует статистика: 9 из 10 жалоб Европейский суд по правам человека признаёт неприемлемыми, так в 2016 году Европейский суд проверил около 7000 жалоб против России, из них 6300 признал неприемлемыми или отклонил. Проблемы возникают не только с соблюдением многочисленных формальностей сопровождающих процессов ЕСПЧ, но и с неправильным определением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом по большинству из рассмотренных, из 228 Решений в 222, было установлено как минимум одно нарушение Европейской Конвенции по правам человека. Это говорит о том, что если жалоба принимается к рассмотрению, то в подавляющем большинстве случаев по ней принимается решение, имеющее положительный результат для заявителя.

Также необходимо учитывать, что на самой подаче жалобы ещё участие заявителя не заканчивается.

Если жалоба не будет признана неприемлемой или отклонена, то после коммуникации к РФ, как к государству ответчику, и получения отзыва (меморандума) от уполномоченного РФ, заявителю необходимо будет предоставить отзыв (обсервацию) на официальном языке Европейского суда, то есть на английском или французском с отстаиванием своей позиции, опровергая доводы меморандума уполномоченного РФ, а также Требование о справедливой компенсации и её обоснование.

Следует добавить, что пятая часть всех Решений в 2016 году касалась Российской Федерации, из 993 решений в отношении стран членов совета Европы 228 касалось действий властей Российской Федерации, о чём было сказано выше.

На основании чего можно сделать вывод, что в целом Европейский суд по правам человека уделяет значительное время и большое внимание жалобам против Российской Федерации, что в свою очередь внушает оптимизм потенциальным заявителем жалоб против Российской Федерации.

Если подробнее разобрать жалобы, на какие нарушения Конвенции они были поданы и в большинстве удовлетворены, то получается, что на первом месте нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (153 заявления), на втором месте запрет бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (64), на третьем право на справедливое судебное разбирательство (41).  Очевидно, что основная часть жалоб происходит из нарушений в рамках уголовного судопроизводства, но на третьем месте идут нарушения права на справедливое судебное разбирательство, что включает в себя все виды судопроизводства.

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что восстанавливать свои права и требовать справедливой компенсации за нарушение Европейской Конвенции по правам человека и основных свобод имеет смысл в рамках всех видов судопроизводства.

Где находится Страсбургский суд и как туда обратиться?

На этот вопрос вы найдете ответ в нашем разделе, посвященном полезной информации о Страсбургском суде по правам человека.

Фото [Outlandos [ym] Council of Europe ( Candice Imbert)  from flickr]

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Источник: http://euroclaim.ru/strasburgskij-sud/

Обжалование административного надзора

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Как и любой индивидуальный правовой акт, решение об установлении, дополнении, продлении, прекращении административного надзора или об отказе в удовлетворении соответствующих заявлений может быть обжаловано как до вступления в силу, так и после.

Замечание 1

Срок вступления в силу постановлений об административном надзоре сокращен до 10 дней (ч. 5 ст. 298 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Обжалование постановлений об административном надзоре осуществляется в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Апелляционное обжалование административного надзора

Правом апелляционного обжалования согласно ч. 2 ст. 295 КАС РФ наделены:

  • поднадзорное лицо
  • инициатор применения административного надзора (исправительное учреждение, орган внутренних дел)
  • прокурор (если он участвовал в деле).

Постановления об административном надзоре отменяются как по безусловным (ч. 1 ст. 310 КАС РФ), так и по общим основаниям (ч. 2 и 3 ст. 310 КАС РФ).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

О незаконности судебного постановления безусловно свидетельствуют нарушения принципов независимости суда и равноправия сторон, к примеру:

  • рассмотрение дела незаконным составом суда
  • нарушение тайны совещания судей
  • рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, если они не были извещены
  • нарушение права поднадзорного лица пользоваться родным языком и услугами переводчика
  • принятие решения в отношении третьих лиц.

Незаконность и необоснованность судебного постановления по делу об административном надзоре может быть вызвана:

  • неправильным определением обстоятельств, которые имеют значение для дела
  • недоказанностью этих обстоятельств
  • несоответствием между выводами суда и обстоятельствами дела
  • нарушением либо неправильным применением правовых норм (как материальных, так и процессуальных).

Замечание 2

Нарушения процессуальных норм могут привести к отмене решения только если они повлекли принятие неправильного решения. Правильное с содержательной точки зрения решения отмене по формальным соображениям не подлежит (ч. 4 и 5 ст. 310 КАС РФ).

КАС РФ устанавливает и общие требования к апелляционной жалобе, в которой указываются:

  • наименование суда апелляционной инстанции
  • сведения о лице, подающем жалобу (представление)
  • сведения об обжалуемом решении суда
  • требования заявителя и основания к отмене решения
  • документ об уплате госпошлины.

Замечание 3

Стоит помнить, что от уплаты госпошлины на основании подп. 4 п. 1 ст. 333.35, подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены властные участники процесса (исправительные учреждения, органы внутренних дел, прокурор). Поднадзорное лицо обязано при подаче жалобы оплатить пошлину в размере 150 рублей (подп. 3 и 9 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Жалоба (представление) по делу об административном надзоре рассматривается в течение месяца (ч. 9 ст. 305 КАС РФ). Судом апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме по правилам судопроизводства в первой инстанции. Принимая решения, суд не связан доводами жалобы (представления).

К полномочиям суда апелляционной инстанции относится:

  • оставление судебного постановления в силе
  • отмена (изменение) постановления (полностью или частично) и принятие нового решения
  • отмена постановления и направление дела в суд, принявший решение
  • отмена постановления с прекращением производства по делу
  • оставление жалобы (представления) без рассмотрения.

Кассационное обжалование административного надзора

Условиями к кассационному обжалованию являются:

  • существенные нарушения материальных (процессуальных) норм права, если они повлияли на исход дела и нарушают права и свободы граждан, публичные интересы
  • исчерпание заявителем средств защиты своих интересов (апелляционное обжалование (ч. 2 ст. 318 КАС РФ))
  • подача кассационной жалобы (представления) не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в силу.

Надзорное обжалование административного надзора

Исключительными основаниями к пересмотру в порядке надзора являются нарушения судебным постановлением:

  • прав и свобод человека и гражданина
  • прав и законных интересов неограниченного круга лиц
  • единообразия судебной практики и толкования.

Акты, принятые вышестоящими судами, вступают в силу со дня принятия (ч. 2 ст. 186, ст. 317, 331, 344 КАС РФ).

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/obzhalovanie_administrativnogo_nadzora/

Жалоба в ЕСПЧ: порядок подачи, образец. Европейский суд по правам человека

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Перед тем как подать жалобу в ЕСПЧ, необходимо определить, относится ли вопрос к его ведению. Для этого следует выбрать одну либо несколько статей, зафиксированных в Конвенции и протоколах, наиболее подходящих к ситуации.

Далее по этим вопросам следует изучить решения ЕСПЧ. Если заявитель считает, что возникший спор может быть разрешен, то он может начать подготовку к направлению соответствующих бумаг. Рассмотрим далее порядок подачи жалобы в ЕСПЧ.

Общие сведения

ЕСПЧ – это международный орган. Его юрисдикция распространяется на все страны-участники СЕ, ратифицировавшие Конвенцию о защите основных свобод. В компетенцию инстанции входит рассмотрение всех вопросов, которые относятся к толкованию и применению указанного документа. ЕСПЧ и Россия взаимодействуют с 1998-го г.

Чтобы правильно составить заявление, необходимо иметь:

  1. Формуляр ЕСПЧ.
  2. Текст Конвенции и протоколов.
  3. Доверенность. Если обращение в ЕСПЧ направляется представителем, то этот документ выступает как составной элемент официального бланка заявления. Если же впоследствии необходимо сменить поверенного, оформляется специальная доверенность.
  4. 2-3 решения ЕСПЧ по аналогичным делам.
  5. Официальная инструкция по заполнению бланков.
  6. Правило 47, установленное Регламентом.
  7. Практическое руководство по признакам приемлемости.

В качестве представителя может выступать только адвокат. Иное лицо допускается к делу в исключительных случаях (по Правилу 36 Регламента). В некоторых случаях субъекту может быть разрешено самостоятельно представлять себя. На этапе направления заявления формально иметь адвоката необязательно.

Заявление в ЕСПЧ – это крайняя мера. Она может использоваться только тогда, если субъект прошел высшие инстанции в своей стране. На направление заявления в Страсбургский суд дается полгода. Исчисление срока начинается с даты принятия высшей государственной инстанцией соответствующего спорного акта.

Важный момент

Особое значение имеют события, предшествовавшие направлению заявления. В частности, имеются в виду внутригосударственные разбирательства. Возможность обращения в ЕСПЧ должна накладывать определенный отпечаток на тактику ведения производства в национальных судах.

В первую очередь во всех местах, где это будет уместно и необходимо, следует ссылаться на Конвенцию и международную практику. Соответствующие указания можно включить непосредственно в иск, ходатайство, отзыв и прочие процессуальные документы.

Кроме этого, перед национальными инстанциями необходимо ставить вопросы, касающиеся нарушения свобод и прав, охраняемых Конвенцией. Заявления об этом могут относиться как к уже свершившимся, так и к вероятным фактам. Ссылаться на конкретные положения Конвенции при этом не обязательно.

В таких случаях достаточно только указать суть допущенных или возможных нарушений. На практике, однако, ссылка на нормы Конвенции при разбирательствах в национальных судах будет крайне полезна. Это впоследствии может положительно повлиять на исход дела.

Критерии приемлемости

Жалоба в ЕСПЧ, образец которой будет описан далее, должна соответствовать ряду требований. Необходимо, чтобы она была:

  1. Обоснованной.
  2. Направлена на защиту свобод и прав, закрепленных Конвенцией и протоколами.
  3. Подана против страны-участницы соглашения.
  4. Направлена после исчерпания всех эффективных средств юридической защиты и в установленный срок.

Пояснения

Жалоба в ЕСПЧ по гражданскому производству направляется в течение полугода с даты вынесения спорного акта четвертой инстанции. Имеется в виду вторая кассация. Жалоба в ЕСПЧ по уголовному делу отправляется после апелляционной инстанции.

Если разбирательство было в арбитраже, заявление составляется после первой кассации. При этом параллельно следует обращаться в ВС РФ. Если разбирательство осуществлялось по КоАП, заявление направляется после вынесения акта второй инстанцией.

Что можно оспорить?

Жалоба в ЕСПЧ направляется только на действия государства. Другими словами, претензии можно сформулировать исключительно к госорганам. К ним в том числе относят суды и полицию.

В ряде случаев предусматривается ответственность страны за бездействия/действия юрлиц, которые не являются государственными. ЕСПЧ – это орган, рассматривающий заявления, связанные только с нарушением свобод и прав, охраняемых Конвенцией и протоколами. Большая часть из них касается ст.

6. В ней предусмотрено право на справедливое судопроизводство. Между тем, не все разбирательства попадают под эту статью.

К примеру, ЕСПЧ не может рассматривать споры о таможенных и налоговых платежах, связанные с иммиграционными вопросами (въездом/выездом, выдворением иностранцев, представлением политического убежища), а также дела с участием госслужащих, касающиеся увольнения.

Причины отклонения заявления

Жалоба в ЕСПЧ может быть составлена с соблюдением всей предусмотренных критериев. Однако и в таком случае она может быть отклонена. Причинами выступают:

  1. Оспаривание решений национального суда, в связи с нарушением государственных материальных и процессуальных норм, необоснованностью вынесенных актов. Последнее может обуславливаться неверным толкованием и применением внутренних правовых документов, например.
  2. Справедливость исхода разбирательства по гражданскому спору.
  3. Невиновность или виновность в уголовном деле.
  4. Отсутствие доказательств.

Все эти причины связаны с несоблюдением структуры и содержания заявления.

Общие правила оформления

Заявление в Суд (ЕСПЧ) не допускается составлять в свободной форме. Регламентом инстанции предусмотрен специальный бланк. Формуляр состоит из 13 страниц. Однако не всегда информацию можно поместить на них. В таких случаях допускается оформлять приложения. Их не должно быть больше 20 стр.

При этом приложения не могут содержать новые факты или претензии. Основной текст следует уместить (кратко) на 13 страницах. В приложениях можно дополнить то, что уже написано. При оформлении необходимо четко уяснить, какие именно положения Конвенции были нарушены. Для этого изучается практика суда по ним и подобным делам. Это важно по ряду причин.

Во-первых, изучение позволяет лучше понять содержание свобод и прав, охраняемых Конвенцией. Кроме этого, логика и текст статей должны отражаться в жалобе. В заявлении необходимо избегать указания на факты, которые не имеют к спору отношения, а также излишней аргументации. Очень часто истцы совершают ошибку, приводя все возможные доводы.

Такие заявления теряют убедительность, их суть размывается.

В официальной Инструкции приводится достаточно подробное разъяснение по вопросам оформления. Особую сложность вызывает заполнение разделов о фактах и допущенных нарушений. Рассмотрим все по порядку:

  1. Лист 1. Пункт 0 – штрих-код и номер. Поскольку их нет, то здесь ничего не пишется. В пунктах 1-15 указываются сведения о заявителе. Если жалоба в ЕСПЧ направляется физлицом, то заполняется левая колонка п. 1-8. В правой части ничего не пишется. Если заявитель – юрлицо, заполняются 9-15 пункты.
  2. Лист 2. Здесь нужно поставить галочку напротив страны, нарушившей свободы и права заявителя. Как правило, спор ведется с одним государством. Однако в ряде случаев заявление в Страсбургский суд может подаваться и против нескольких стран. Соответственно, нужно поставить галочки напротив них.
  3. Лист 3. Здесь указываются сведения о представителе. Если его нет, то лист остается пустым. Если представитель есть, информация заносится в левую колонку (18-25 пункты). Если он является адвокатом, то заполняется правая часть (п. 26-32). Левая колонка в этом случае остается пустой. При наличии представителя ставятся подписи и даты (п. 33, 34 – заявителем, 35,36 – поверенным). Лист 3 выступает как доверенность. Другие документы, подтверждающие полномочия лица, к жалобе не прилагаются.
  4. Лист 4. Здесь информация указывается аналогично предыдущей странице. Эта часть оформляется, если представителем выступает юрлицо.

Листы 5-7

В п. 56-58 излагаются факты. Следует сказать, что значение имеет любой пункт жалобы. Если в каком-то из них информация будет отсутствовать, то сотрудники секретариата могут посчитать заявление не оформленным. При этом не следует забывать о содержании.

При изложении фактов необходимо руководствоваться правилом 47 Регламента. Они должны приводиться кратко и быть доступными для чтения. Текст необходимо разделить на абзацы с номерами. События нужно описывать в том порядке, в каком они имели место.

Если претензии касаются различных предметов (судебных разбирательств), каждый из них излагается по отдельности.

Рекомендации

При изложении фактов не следует использовать тексты кассационных, апелляционных, надзорных жалоб. Описывать нужно только обстоятельства, не приводя собственную их оценку. К примеру, следует избегать таких формулировок: “Судья необоснованно и незаконно уснул на заседании” (правильно будет следующее изложение: “Во время рассмотрения судья уснул”).

Писать нужно только о тех фактах, которые имеют значение с точки зрения практики и Конвенции. Специалисты рекомендуют излагать информацию от третьего лица. Например: “Заявитель не был извещен о времени заседания”. При изложении необходимо придерживаться стиля, который использует Европейский суд (ЕСПЧ) в своих актах.

Цитировать документы можно только в тех случаях, когда это необходимо и уместно. Однако в любом случае приведение каких-то выдержек должно быть кратким. К примеру, существенным аргументом является отказ суда вызвать главного свидетеля. В этом случае можно указать следующее. “Суд отказал в просьбе вызвать свидетеля на заседание, мотивировав это тем, что “доказательств и так достаточно”.

Несмотря на необходимость придерживаться краткости, изложить необходимо все существенные факты. Если новые обстоятельства будут приводиться уже на этапе подготовки дела, то они не будут учтены. Обязательным условием при описании событий является конкретика. Не следует допускать абстрактных описаний.

К примеру, если заявитель указывает на плохие условия в период содержания под стражей, нужно написать, сколько часов/дней это продолжалось, количество человек и спальных мест, величину помещения и пр.

Изложение нарушений, описание использованных средств защиты

В первую очередь заполняется Лист 8 (п. 59). Слева указывается статья Конвенции (номер) и протокола. Справа излагается нарушение и подтверждающие доводы. Аргументы будут отличаться в соответствии с событиями и обстоятельствами.

В Листе 10 приводятся сведения о средствах юридической защиты, которые были использованы до оформления заявления. Слева указывается также номер статьи, а справа – информацию о последнем вынесенном решении (название, номер, дата).

Далее указываются акты нижестоящих инстанций.

Вопросы Листа 11

В п. 62 следует указать, располагает или располагал ли заявитель каким-нибудь средством юридической защиты, которым он не воспользовался. Если на этот вопрос ответ “да”, в пункте 63 дается его описание. Здесь же поясняется причина неприменения мер. В п.

64 следует ответить на вопрос, подавалась ли вышеизложенная жалоба в иные органы международного правосудия или регулирования. Если ответ “да”, то в п. 65 дается краткое описание процедур. В частности, указывается, какие именно заявления составлялись, приводится наименование органа, дата и содержание вынесенного им акта.

В следующем, 66, пункте нужно ответить на вопрос, направлялись ли ранее иные жалобы в ЕСПЧ. Если ответ положительный, то в п. 67 приводятся их номера.

Перечень приложений

Он указывается на 12 Листе. Перед оформлением этого раздела необходимо тщательно продумать, какие именно документы целесообразно приложить к заявлению. С одной стороны, к жалобе не следует прикреплять абсолютно все бумаги, которые есть. Вместе с этим должны присутствовать все значимые документы.

В Инструкции по этому поводу разъясняется следующее. Приложить необходимо все судебные и прочие акты, на которые заявитель ссылается в разделах жалобы, а также иных документов, которые предоставляются в качестве подтверждения доводов о нарушении Конвенции и протоколов. Это могут быть свидетельские показания, заключения медучреждений и пр.

В списке приложений необходимо указать номер страниц, на которых находятся бумаги так, чтобы их можно было легко найти. Если места в бланке недостаточно, можно использовать дополнительный лист. К заявлению прилагаются разборчивые и полные копии всех бумаг, которые указаны в перечне. Следует сказать, что бумаги заявителям не возвращаются.

В этой связи лучше приложить копии.

Нюансы

Заявитель обязан:

  1. Разложить бумаги отдельно по процессам в хронологическом порядке.
  2. Пронумеровать последовательно все страницы.
  3. Не сшивать, не скреплять и не склеивать документы.

Совет юриста

Заявитель самостоятельно решает, какие именно документы он приложит к жалобе. Однако в любом случае необходимо включить в перечень акты второй и первой инстанций, копию апелляционного заявления. Если есть экземпляры актов вышестоящих органов, то их также целесообразно приложить вместе с надзорными (кассационными) жалобами.

Если заявление связано с защитой права на справедливое разбирательство, уместно включить в список документов и копию протокола заседания. Заверять экземпляры не нужно. ЕСПЧ принимает совершенно любые документы в качестве доказательств.

Например, допускается прилагать распечатки с сайтов, информацию из докладов негосударственных и госучреждений и так далее.

Завершающие пункты

Источник: http://fb.ru/article/289724/jaloba-v-espch-poryadok-podachi-obrazets-evropeyskiy-sud-po-pravam-cheloveka

Обжалование по административным делам

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Отмена уже состоявшихся по итогам рассмотрения административного дела решений возможна применением процедуры — обжалование по административным делам.

Исполнение решения суда начинается после вступления его в силу.

Поскольку административные дела связаны с нарушением прав вследствие осуществления властных полномочий (доказательства такого факта – одно из условий подготовки и подачи административного иска и принятия его судьей к производству), в большинстве случае следует ходатайствовать о немедленном исполнении решения суда. Например, по административным искам об оспаривании действий должностного лица важно признать их незаконными как можно скорее. Поэтому Кодекс административного судопроизводства по некоторым делам установил сокращенный срок для обжалования.

Апелляционное обжалование по административным делам

Решение суда по административному делу вступает в силу спустя 1 месяц (как правило), либо через 15 дней при упрощенном производстве по административному делу.

Поэтому апелляционная жалоба подается до истечения указанных  сроков с момента получения решения суда в окончательной части (не после оглашения в судебном заседании, а получения в письменной форме).

Исключения: административный иск об оспаривании закона региона о роспуске представительного органа, правового акта о самороспуске, правовых актов по вопросу осуществления избирательных прав гражданами РФ, о помещении иностранца в специальное учреждение, госпитализации в психиатрическую больницу и др. (ст. 298 КАС РФ). Если срок апелляционного обжалования истек, вместе с жалобой подается ходатайство о восстановлении срока (или в тексте жалобы высказывается просьба об этом), иначе апелляционная жалоба будет возвращена.

Подавать апелляционную жалобу вправе лица, которые участвовали в деле, и их представители, а также все те, которые хоть в деле и не участвовали, но чьи права затронуты решением суда.

Апелляционная жалоба представляется в письменной форме в суд, который вынес решение по делу в первой инстанции (можно подать и сразу в апелляционную инстанцию, но рассмотрение дела тогда будет длиться дольше).

Подсудность определяется достаточно просто: это вышестоящая судебная инстанция. Если административный иск рассматривался районным судом, значит жалоба адресуется суду субъекта РФ.

Если судом субъекта РФ, значит в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, а если сразу в ВС РФ – в Апелляционную коллегию ВС РФ.

Апелляционная жалоба, помимо адресата, полного наименования сторон,  должна содержать указание на то решение, которое обжалуется, основания его отмены и требование изменить или отменить решение, приложения. Подача апелляционной жалобы влечет незначительные судебные расходы в виде обязательной оплаты госпошлины в размере 150 руб. для граждан и 3000 руб. – для организаций.

Какие аргументы и требования приводить в апелляционной жалобе? Основания отмены решения суда установлены ст. 310 КАС РФ, при подготовке жалобы статью следует изучить и выбрать одно из оснований. Требование в жалобе должно быть сформулировано одним из следующих способов: отменить решение суда, изменить его полностью или в части или принять новое решение, направить на новое рассмотрение.

Апелляционная жалоба в случае принятия ее судом к производству будет рассмотрена по всем правилам судебного разбирательства, с извещением участвующих в деле лиц. Судебное разбирательство будет коллегиальным, ведется оно председательствующим судьей. Новые доказательства принимаются судом только при подтверждении факта объективной невозможности предоставления суду первой инстанции.

Кассационное обжалование по административному делу

Кассационному обжалованию подлежат уже вступившие в законную силу решения суда, прошедшие стадию апелляционного обжалования.

Для инициирования указанного процесса в суд кассационной инстанции до истечения 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу направляется кассационная жалоба.

При пропуске срока либо в жалобе, либо в отдельном ходатайстве, заявитель должен высказать просьбу восстановить пропущенный по уважительным причинам срок.

Кассационная жалоба может быть подана одной из сторон административного дела, иными лицами (если решение затрагивает и нарушает их права), прокурор (если представитель этого органа участвовал в деле).

Заявитель обращается сразу в суд кассационной инстанции. Так как по правилам подсудности большинство административных дел рассматриваются районными судами, кассационная жалоба обычно подается в президиум суда субъекта РФ.

Если в ходе апелляционного обжалования суд оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения, но при этом приводит новые мотивы в обоснование обжалуемого решения, а заявитель с ними не согласен – кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ.

кассационной жалобы идентично апелляционной. Однако при ее подготовке особое внимание следует уделить доказыванию существенного нарушения судами, рассматривавшими административное дело, норм материального или процессуального права.

К жалобе в обязательном порядке прилагаются заверенные судом копии судебных актов, принятых по делу (их можно получить в канцелярии суда, который выносил соответствующий акт).

Госпошлина рассчитывается аналогично, как при подаче апелляционной жалобы.

По итогам рассмотрения жалобы сначала принимается вопрос – передать ли  ее на рассмотрение суда или отказать в такой передаче. Рассматривается жалоба в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, коллегиальным составом суда. Решение принимается большинством судей. Результат будет объявлен в день заседания.

Обжалование в порядке надзора по административному делу

При неудовлетворительном итоге апелляционного и кассационного обжалования судебного решения, заключительным способом отменить ранее вынесенное решение станет пересмотр в порядке надзора.

Надзорная жалоба подается непосредственно в Президиум ВС РФ лицами, участвующими в деле или теми, чьи права нарушены в результате принятия оспариваемого акта суда. Обратиться с жалобой можно в течение 3 месяцев со дня вынесения последнего судебного акта по делу (кассационного определения).

Помимо общих требований надзорной жалобы, как наименование суда, сторон, реквизитов всех вынесенных по делу судебных актов, указывается одно из оснований для отмены таких актов (или все сразу).

Это – нарушение прав человека и гражданина, которые закреплены Конституцией РФ, международными нормами и договорами, нарушение публичных интересов или прав неопределенного круга лиц, а также нарушение в единообразия толкования и применения правовых норм.

Причем в последнем случае необходимо привести примеры конкретных судебных решений и постановлений высших судебных органов. Госпошлина определяется согласно требованиям НК РФ.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы суд примет одно из следующих решений:

  • оставить в силу вынесенные по делу судебные акты, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • отменить судебные акты полностью или в части и направить административное дело на новое рассмотрение;
  • отменить и прекратить производство по административному делу;
  • изменить один из судебных актов или несколько;
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

В дальнейшем изменить решение суда можно будет только в международных инстанциях или обратившись с заявлением о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Других способов обжалования по административным делам нет.

Источник: http://iskiplus.ru/obzhalovanie-po-administrativnym-delam/

Образцы жалоб в ЕСПЧ и других документов

Обжалование административных актов в свете практики Страсбургского суда (Лученко Д.В.)

Пожалуйста, обратите внимание, что все размещенные ниже образцы жалоб в Европейский Суд по правам человека призваны лишь продемонстрировать в целом подход к оформлению мной жалоб. Подготовить на их основе жалобу в Европейский Суд по правам человека практически невозможно, т.к.

каждая качественная жалоба в Европейский Суд по правам человека индивидуальна, если не считать нескольких исключений из этого правила, которые на данном сайте не встречаются, поскольку подобного рода жалобами (вроде жалоб на чрезмерную длительность судебного разбирательства или длительное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов, жалоб исключительно на условия содержания под стражей и т.п.) я в принципе не занимаюсь.

Незаполненный формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека можно найти здесь.

Образцы (примеры) жалоб в европейский суд по правам человека на новом формулярах 2014 и 2016 годов

Первый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Второй образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Третий образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Четвертый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Пятый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Шестой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Седьмой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Восьмой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Девятый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Десятый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Одиннадцатый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на формуляре 2014 года (формат PDF)

Двенадцатый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека — на новом формуляре 2016 года (формат PDF)

Образцы (примеры) жалоб в европейский суд по правам человека

Первый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Второй образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Третий образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Четвертый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Пятый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Шестой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Седьмой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Восьмой образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Девятый образец (пример) жалобы  в Европейский Суд по правам человека

Десятый образец (пример) жалобы  в Европейский Суд по правам человека

Одиннадцатый образец (пример) жалобы в Европейский Суд по правам человека

Образцы (примеры) предварительных жалоб
в европейский суд по правам человека

Первый образец (пример) предварительной жалобы в Европейский Суд по правам человека

Второй образец (пример) предварительной жалобы в Европейский Суд по правам человека

Образец (пример) дополнения к жалобе
в европейский суд по правам человека

Образец (пример) дополнения к жалобе в Европейский Суд по правам человека

Образец (пример) меморандума (письменного отзыва) заявителя, представляемого вевропейский суд по правам человека

на стадии коммуницирования жалобы

Первый образец (пример) перевода на русский язык меморандума (письменного отзыва) заявителя, направляемого в Европейский Суд по правам человека

Второй образец (пример) перевода на русский язык меморандума (письменного отзыва) заявителя, направляемого в Европейский Суд по правам человека.

Образцы (примеры) писем, направляемых заявителям секретариатом
европейского суда по правам человека

Письмо-уведомление из Европейского Суда по правам человека о получении полной жалобы на формуляре:

Письмо-уведомление из Европейского Суда по правам человека о коммуницировании жалобы властям государства-ответчика (приложение виде изложения фактов и вопросов сторонам не приводится):

Письмо из Европейского Суда по правам человека, которым заявителю направляются письменные возражения и ответы на поставленные вопросы (меморандум) властей государства-ответчика и предлагают представить свои письменные возражения (меморандум) (приложения не приводятся):

См. также перевод этого письма на русский язык.

Письмо-уведомление из Европейского Суда по правам человека о признании жалобы неприемлемой на первом этапе рассмотрения:

Письмо-уведомление из Европейского Суда по правам человека о принятом Постановлении по делу:

Письмо-уведомление из Европейского Суда по правам человека о вступлении Постановления в силу:

Читать @europeancourt

Метки образец жалобы в Европейский Суд, образец предварительной жалобы в Европейский Суд, формуляр жалобы в Европейский Суд

Источник: http://EuropeanCourt.ru/formulyary-i-obrazcy-dokumentov-svyazannyx-s-obrashheniem-v-evropejskij-sud/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.