Обжалование результатов налоговой проверки (Савлюкова Ю.С.)
Обжалование решений налоговых органов по результатам проверки
Последние несколько лет достаточно активно применяется обязательная процедура досудебного обжалования решений налоговых органов по камеральным и выездным налоговым проверкам. В данной статье более подробно рассмотрен вопрос обжалования решения налогового органа по результатам налоговой проверки, а также основание, порядок и сроки подачи возражений на акт налоговой проверки.
Подача в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки: основание, порядок, сроки
В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику в течение пяти дней с момента его составления.
По общему принципу при отправке акта налоговой проверки налоговым органом по почте, датой его вручения будет являться шестой день со дня его отправки.
К акту налоговой проверки обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства РФ, выявленные инспекторами в ходе налоговой проверки (п.3.1 ст.100 Налогового кодекса РФ).
Более подробную информацию о сроках и порядке составления налоговыми органами акта выездной налоговой проверки можно узнать из наших статей: «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и его вступление в законную силу», «Оформление результатов налоговой проверки».Итак, получив на руки акт налоговой проверки, налогоплательщик может не согласиться с результатами выездной налоговой проверки, как в целом, так и в отдельной его части.
С целью защиты прав налогоплательщика налоговое законодательство РФ закрепило за налогоплательщиком право подачи письменных возражений на акт налоговой проверки в течение тридцати дней с момента его получения (см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 07августа 2015 года № ЕД-4-2/13890).
К письменным возражениям на акт налогоплательщик вправе прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений.
Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.
Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Акт налоговой проверки не является ненормативным актом налогового органа, на основании которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов и не может являться самостоятельным основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов (см. Определение АС Республики Алтай от 19 февраля 2016 года № А02-1081/2015).
Какой-либо установленный формы возражений на акт налоговой проверки законодатель не устанавливает, как и требований к их содержанию.
Поэтому налогоплательщику при составлении письменных возражений достаточно соблюсти общепринятый порядок их составления: привести общую часть (в которой указываются реквизиты налогоплательщика – ИНН, КПП, юридический адрес и т.п.
, дата и место составления возражений, период, вид налога, который проверялся налоговой проверкой), а затем описать содержательную часть возражений (указываются конкретные пункты акта налоговой проверки, с которыми не согласен налогоплательщик, ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, в том числе Письма Минфина России, которые можно посмотреть на официальном сайте налоговой службы, приводятся примеры из арбитражной практики по данному вопросу).Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку или его заместителем. В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ по результатам рассмотрения представленных возражений руководитель либо заместитель руководителя налогового органа выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение по поданным налогоплательщиком письменным возражением должны быть приняты в течение десяти дней со дня истечения срока на представление таких возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (см. п.1 ст.101 Налогового кодекса РФ).
Судебное обжалованиеналоговых решений, принятых по результатам налоговой проверки: основания, порядок, сроки
С 2009 года законодателем был введен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Несоблюдение досудебного порядка обжалования может затруднить или даже сделать невозможным обжалование решения налогового органа.
Именно поэтому налогоплательщик должен знать установленную законом процедуру обжалования решения налогового органа.
Также Налоговый кодекс РФ устанавливает обязательную досудебную процедуру урегулирования споров, возникших между налоговым органом и налогоплательщиком в связи с привлечением налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. п.1 ст.104 Налогового кодекса РФ).
В силу вышеуказанной нормы именно до момента обращения в суд, налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
И только в случае отказа налогоплательщика в добровольном порядке уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока ее уплаты, налоговый орган направляет в арбитражный суд иск о взыскании с налогоплательщика неуплаченной суммы налоговой санкции, предусмотренной за совершение налогового правонарушения.
С точки зрения судов, под соблюдением налоговым органом досудебной процедуры урегулирования спора с налогоплательщиком признается вручение налогоплательщику решения о привлечении его к налоговой ответственности или вручение требования налогоплательщику о добровольной уплате недоимки по налогам, пеней и штрафных санкций.
Налогоплательщик, в свою очередь, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении исполнения решения (см. п. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Такое исковое заявление налогоплательщик вправе предъявить в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, то есть когда он узнал о вступлении решения налогового органа в законную силу (см. ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Приостановление исполнения решения производится в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Несоблюдение досудебного порядка обжалования акта налоговой проверки является основанием для оставления искового заявления налогоплательщика без рассмотрения (см.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 февраля 2016 года по делу № А73-17478/2015, Определение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2015 года по делу № А55-11027/2015).
Поэтому, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик должен пройти процедуру досудебного обжалования решения налогового органа, то есть сначала решение налогового органа обжалуется в вышестоящий налоговый орган, только после этого налогоплательщик может обращаться в суд (см. п.1, 5 ст. 101.
2 Налогового кодекса РФ). Минуя обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе, в судебной инстанции исковое заявление налогоплательщика будет оставлено без рассмотрения (см. пп. 2 п. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).Налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа как полностью, так и в отдельной его части. Равно как налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в законную силу решение нижестоящего налогового органа. Жалоба на не вступившее в законную силу решение налогового органа является апелляционным.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа не вступившее в законную силу подается налогоплательщиком в письменной форме согласно пункта 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган, вынесший обжалуемое решение. Конкретных требований к форме и содержанию жалобы Налоговый кодекс РФ не содержит, а это означает, что такая жалоба может быть составлена в произвольной форме.
задача заявителя четко обосновать заявляемые в жалобе требования. Жалоба подписывается налогоплательщиком либо его представителем, в случае с последним, такие полномочия нужно будет подтвердить документально (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 года № Ф 03-7521/2009). К жалобе налогоплательщик может приложить документы, подтверждающие его требования (см. абз. 1 п.
2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).
В течение трех дней со дня поступления жалобы налогоплательщика налоговый орган направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (см. п. 3 ст. 139 Налогового кодекса РФ).
Однако, вышестоящий налоговый орган может и не отменить решение нижестоящего налогового органа, в таком случае решение нижестоящего налогового органа вступит в законную силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Но не стоит отчаиваться, потому что такое решение налогоплательщик сможет обжаловать его в административном или судебном порядке, руководствуясь положениями статей 138-141 Налогового кодекса РФ (см. Письмо Минфина России от 20 ноября 2009 года № 03-02-07/1-516).
Административный порядок обжалования решения налогового органа, принятого по результатам проверки, подразумевает подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган.
В случае если налогоплательщиком апелляционная жалоба на решение налогового органа не подавалась, он может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган даже после вступления решения в законную силу, об этом говорится в пункте 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.Подать такую жалобу налогоплательщик вправе в течение двенадцати месяцев с момента вынесения итогового решения по результатам налоговой проверки (см. абз. 4 п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ).
Что касается судебного обжалования актов налоговых органов, а также действий (бездействия) их должностных лиц, оно осуществляется путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, руководствуясь нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ (см. п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ). При этом напрямую в арбитражный суд налогоплательщик вправе обжаловать:
- решение налогового органа об отказе в зачете или возврате налога;
- требование налогового органа об уплате налога, пеней, штрафов;
- действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия должностных лиц незаконными, если считают, что оспариваемые им акты одновременно:
- не соответствуют закону или иному принятому в соответствии с этим законом нормативному правовому акту;
- нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, либо неправомерно возлагают на налогоплательщика какие-либо обязанности, а также создают препятствия для осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.
В завершение рассматриваемой темы добавим, что правовые последствия отмены решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности арбитражным судом и вышестоящим налоговым органом различны.
Так при отмене решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности вышестоящим налоговым органом прекращаются действия принятого решения на будущее, а в случае отмены решения налогового органа арбитражным судом влечет признание такого решения недействующим с момента его принятия, то есть такое решение считается незаконно вынесенным налоговым органом изначально.
Источник: http://apgmag.com/obzhalovaniye-resheniy-nalogovogo-organa-po-rezultatam-nalogovoy-proverki/
Выездная налоговая проверка. Как обжаловать результаты
Вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, сейчас более чем актуален.
Нередко по результатам проведенных проверок налогоплательщик привлекается к ответственности и несет обязанность по уплате выявленных недостающих сумм налогов и штрафов.
Из двух основных видов существующих налоговых проверок, наиболее “опасной” является выездная налоговая проверка.
Выездная налоговая проверка — это вид налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика и по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в то время, как камеральная налоговая проверка — по месту нахождения налогового органа и на основе налоговых деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган, будучи “в полях” имеет больше шансов обнаружить те или иные нарушения, допущенные налогоплательщиком, и составить по результатам проверки отнюдь не радостный документ.
Результаты выездной налоговой проверки
Результатом выездной проверки становится акт налогового органа. Ему предшествует справка о проведенной выездной проверке, которая выдается налоговым инспектором сразу после окончания проверки.
Вышеупомянутый акт должен быть составлен не позднее 2-х месяцев со дня составления справки и передан руководителю налогоплательщика не позднее 5 дней с момента его составления.
В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган направляет его заказным письмом и в этом случае датой вручения считается шестой день, начиная с даты отправки письма.
Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки
Если налогоплательщик не согласен с вынесенным актом, он вправе предоставить письменные возражения в течение одного месяца с даты получения акта.
По истечении месяца, отведенного для предоставления возражений, налоговые инспекторы передают материалы проверки руководителю налогового органа или его заместителю. Он должен рассмотреть их и в течение 10 рабочих дней принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.
Копия вынесенного решения должна быть вручена руководителю налогоплательщика под расписку в течение 5 дней с даты вынесения решения.
Итак, после вынесения решения у налогоплательщика возникает право обжалования данного документа. С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок урегулирования спора.
Первый вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки
Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и ещё НЕ вступившего в законную силупутем подачи апелляционной жалобы. Срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба — 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику.
При этом, жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, однако, указанный срок может быть продлен ещё на 1 месяц.
Результатом рассмотрения апелляционной жалобы могут быть: оставление первоначального решения без изменения, жалобы – без удовлетворения; отмена первоначального решения полностью или в части, либо принятие нового решения с отменой первоначального.
В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС и/или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.
Второй вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки
Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и УЖЕ вступившего в законную силу (срок для апелляционного обжалования истек). Срок для обжалования в таком порядке — 1 год с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, также этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.
Результаты рассмотрения жалобы:
- оставление первоначального решения без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- отмена первоначального решения полностью или в части;
- принятие нового решения с отменой первоначального.
Также, если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением вышестоящего органа, он вправе ещё раз обжаловать в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.
Стоит отметить, что с 3 августа 2013 года срок для судебного обжалования начинает течь с момента, когда заявителю стало известно о принятом решении или с момента истечения срока для апелляционного обжалования.
На сегодняшний день судебная практика складывается таким образом, что ненормативные акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа оспариваются только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.
В том случае, если налогоплательщик желает оспорить акты по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей либо отсутствия основания для привлечения к ответственности и нарушения процедуры принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, то осуществить это возможно только при условии, если одновременно будет заявляться требование о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.Также можно отметить случаи, когда нарушения, допущенные налоговым органом, положительно отражаются на налогоплательщике. Налоговый кодекс указывает только на два случая существенного нарушения:
-
проверяемый налогоплательщик не смог участвовать и (или) через своего представителя;
-
налогоплательщик не смог представить свои объяснения.
Вышестоящий налоговый орган или суд признают иные нарушения процедуры в качестве оснований для отмены решения, вынесенного по итогам проверки, только в том случае, если такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.
Так или иначе, обжалование решений налоговых органов — сложный и трудоёмкий процесс, требующий и знаний, и опыта.
Источник: https://ensocompany.ru/publication/vyezdnaya-nalogovaya-proverka
Обжалование результатов налоговой проверки: акта выездной или камеральной проверки, других решений налоговых органов
В настоящий момент в России существует два основных вида налоговых проверок:
- камеральные налоговые проверки(проверка налоговой декларации по одному конкретному налогу по месту нахождения налогового органа);
- выездные налоговые проверки(комплексная проверка деятельности налогоплательщика с точки зрения ее соответствия налоговому праву с выездом к налогоплательщику).
С 2012 года в российском налоговом праве также появился дополнительный вид налоговых проверок, который ведется по своим собственным правилам, – проверка цен в контролируемых сделках, совершенных взаимозависимыми или приравниваемыми к ним лицами. Подробнее об этом виде проверок см. в специальном разделе нашего сайта (см. подробнее).
Каждый из названных видов налоговых проверок ведется по своим правилам, процедурам и согласуется со своими сроками. И каждый из них грозит для налогоплательщика своими негативными последствиями.
Этапы и общие правила обжалования результатов налоговой проверки
Строго говоря, под обжалованием налоговых проверок, как правило, понимаются три обязательных этапа защиты интересов налогоплательщика:
- обжалование акта налоговой проверки в самом налоговом органе;
- обжалование решения налоговой проверки в вышестоящем налоговом органе (УФНС РФ);
- обжалование в Арбитражном суде.
Однако, по нашему опыту обжалование эффективно в должной мере только тогда, когда на первых этапах проверки, оно было связано с грамотным сопровождением ее течения и налогоплательщик последовательно защищал свои интересы не только на стадии вынесения решения, но и ранее – на стадии вынесения Акта налоговой проверки и проведения мероприятий налогового контроля. Возражения, жалобы и корреспонденция с налоговым органом на каждом этапе налоговой проверки, в конечном счете, является залогом успешной защиты интересов.
Обжалование акта выездной налоговой проверки и обжалование акта камеральной налоговой проверки на стадии досудебного урегулирования имеют свои процедурные нюансы.Так же необходимо понимать, что нарушение сжатых сроков и процедуры обжалования может означать для налогоплательщика отказ в восстановлении его нарушенных прав даже тогда, когда он был прав по существу вопроса.
Объективно, что не следует пренебрежительно относиться к процедуре досудебного обжалования решений налоговых органов – в большинстве случаев требование о взыскании недоимки будет выставлено уже по итогам рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе, т.е.
в этот момент деньги фактически уже будут изъяты из оборота компании.
Это крайне важный и болезненный момент для любой компании еще и потому, что с оплатой или неоплатой этого требования связано решение о подключении к проверке органов полиции и возбуждение уголовного дела.
Особенности сопровождения и обжалования результатов выездной налоговой проверки
Любая выездная налоговая проверка сопряжена с существенными рисками для налогоплательщика. «Безрезультативных» выездных налоговых проверок, когда налогоплательщику не предъявлены никакие претензии, на практике практически не бывает. Налоговый орган имеет в своем арсенале большой набор мероприятий, направленных на выявление недоимки у налогоплательщика.
Наиболее важные этапы проведения выездной налоговой проверки представлены ниже на схеме, каждый из них должен быть проанализирован и при необходимости действия налогового органа на каждом этапе должны быть обжалованы в целях эффективной защиты налогоплательщика:
Стоит отметить, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенное руководителем налогового органа, можно обжаловать в апелляционном порядке только до момента вступления в силу такого решения.
После вступления в силу решения о привлечении к ответственности при условии, что налогоплательщик не обжаловал его в апелляционном порядке, также можно обжаловать, но обращаться уже нужно в вышестоящий налоговый орган.
Срок для подачи обжалования установлен 1 год с момента вынесения обжалуемого решения.
Обжалование выездной налоговой проверки нашими специалистами может осуществляться как в форме консультирования по текущим действиям налогового органа, составлением ключевых документов (возражений на акт налоговой проверки, апелляционной жалобы и заявления в суд), так и в форме личного присутствия налогового юриста в офисе Вашей компании для эффективной защиты Ваших интересов непосредственно в ходе проведения налоговым органом процедур контроля.
Особенности сопровождения и обжалования результатов камеральных налоговых проверок
Как правило, камеральной проверке налогоплательщики придают значительно меньшее значение, чем выездной, считая их более простым мероприятием. Часто это мнение не вполне обоснованно.
Последние тенденции налогового законодательства все больше расширяют права инспекторов при проведении обычных камеральных налоговых проверок, сближая их по глубине и тщательности с выездными проверками.
Основной причиной обжалования решений, принятых по камеральным проверкам традиционно является отказ в вычете и возмещении НДС.
Основные мероприятия при проведении камеральной налоговой проверки, в ходе которых, по нашему опыту, клиентам особенно требуется поддержка квалифицированного налогового юриста, а также этапы и сроки их проведения схематично отражены на рисунке ниже.Как правило, камеральные проверки, которые не содержат в себе рисков отказа в налоговых вычетах, рисков доначислений и штрафов, проходят, минуя все указанные выше мероприятия.
Если Вы столкнулись с одним или с несколькими указанными выше мероприятиями, то, вероятно, камеральная проверка поданной декларации может быть сопряжена для Вас с налоговыми потерями.
В таком случае важно не упустить момент для эффективной защиты Ваших интересов.
Наши услуги и перечень необходимых документов
Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:
- оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
- оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
- обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
- подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
- подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.
Наши юристы помогут провести процессдосудебного обжалования решений налоговых органов максимально эффективно, тем самым уменьшив потребность в последующем обращении в суд и снизив риски возбуждения уголовного производства.
Эффективное решение разногласий с налоговыми органами в досудебном порядке сэкономит Вам не только деньги, но также время и нервы.
Вы можете записаться на консультацию со специалистами нашей Налоговой практики, связавшись с ними в любое удобное Вам время.
Для эффективного и быстрого анализа хода налоговой проверки мы просим Вас предоставить до консультации или в ее ходе все документы, вынесенные в ходе проверки налоговым органом, включая решение о назначении проверки, требования о предоставлении документов, справку о завершении налоговой проверки, решения о назначении (дополнительных) мероприятий налогового контроля, решение о приостановлении / продлении налоговой проверки, акт налоговой проверки, а также все процессуальные документы, направленные Вами в адрес налогового органа с момента начала проверки (письма, жалобы, возражения, описи предоставленных документов и пр.). Анализ этих материалов имеет принципиальное значение для обжалования хода и результатов проверки.
Налоговое консультирование крупнейшего представителя химической промышленности
Клиентом является крупнейший производитель химической продукции в Восточной Европе, лидер отрасли с объемами поставок произведённого сырья до 100 тысяч тонн в год.
Консультантом анализировались проблемные вопросы налогового учета, связанные с получением целевого процентного займа в иностранной валюте, а также с порядком учёта в расходах затрат на приобретение экспедиторских услуг при применении различных базисов поставки.
Анализируемые вопросы являются важным компонентом деятельности группы компаний, т.к. она осуществляет значительный объем поставок производимой продукции по всей территории России, а также за ее пределы.
Полученные клиентом квалифицированные консультации по данным налоговым вопросам имели, по оценке клиента, важное значение для осуществления его предпринимательской деятельности способствовали принятию эффективных бизнес-решений.
Трансфертное ценообразование в отрасли «FinTeсh»
Клиентом является российская компания, разрабатывающая уникальное высокотехнологическое оборудование, используемое при проведении банковских транзакций.
Клиент поставлял оборудование для совместного проекта Московского Кредитного банка (банк ТОП-10 в России) и «Mastercard» по созданию нового для России платежного инструмента, который принимается в более 7 миллионов торговых площадок в 107 странах мира.
Работа Консультанта заключалась в подготовке трансфертной документации, предусмотренной российскими налоговым правом, для обоснования соответствия уровня цен рыночному уровню в сделках клиента.
Уникальность продукции требовала сложного подбора и обоснования правил ценообразования, что было эффективно сделано Консультантом. Документы по сделкам были представлены в налоговые органы и признаны надлежащими для подтверждения соответствия закону.Налоговая проверка крупной федеральной сети
Клиентом является крупная федеральная сеть в сфере проведения досуга, ведущая свою деятельность более чем в 30 городах России и СНГ и имеющая в настоящий момент долю рынка до 20%. Консультант был привлечен клиентом в ходе камеральной налоговой проверки.
Консультантами были подготовлены квалифицированные письменные ответы на многочисленные запросы налогового органа о предоставлении пояснений и документов, направленные в адрес компаний группы.
Запросы налогового органа касались сложнейших аспектов актуального налогового законодательства Российской Федерации (специализированные аспекты налогообложения прибыли).
После направления клиентом подготовленных Консультантом мотивированных возражений, налоговые органы полностью отказались от предъявляемых ранее в отношении группы компаний претензий и требований.
Источник: https://pravo.cliff.ru/nalogovaya-praktika/soprovozhdenie-nalogovykh-proverok/obzhalovanie-rezultatov/
Обжалование результатов выездной налоговой проверки
Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.
И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.
Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании.
Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса.
Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.
Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:
- Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
- Принятые налоговиками решения незаконны.
- Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
- Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
- В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
- Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.
Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?
Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.
В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.
Как нужно действовать налогоплательщику?
- Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
- Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
- Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.
Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.
Способы подачи обжалования
Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:
- Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
- Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
- Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.
На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.
Обжалование в судебном порядке.
Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд.
Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.
Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.
Фнс о преимуществах досудебного обжалования
Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:
- Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
- Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
- Налоговые органы смогут работать более эффективно.
Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.
Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.
Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.
Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.
Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:
- Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
- Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
- При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.
По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.
Как оформить жалобу?
В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.
В жалобе непременно прописывают следующую информацию:
- Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
- Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
- Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
- На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
- С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.
В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации.
В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его.
Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.
Как рассматривается жалоба?
В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.
Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.
Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.
Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.
Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.
При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.
Результаты рассмотрения жалобы
После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:
- Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
- ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
- Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
- Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.
Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.
Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.
Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.
Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.
Источник: http://nalog-blog.ru/nalog-plan/obzhalovanie-rezultatov-vyezdnoj-nalogovoj-proverki/
Порядок оформления результатов налоговой проверки
Порядок оформления результатов налоговой проверки
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Оформление результатов выездной налоговой проверки
Решение налогового органа по результатам проверки
Обжалование результатов налоговой проверки
Порядок оформления результатов налоговой проверки зависит от 2 факторов:
- вида проверки: камеральная или выездная;
- собственно результата проверки: есть нарушения или нет.
Вся результирующая процедура четко прописана в ст. 100 НК РФ.
Полный текст статьи, а также комментарии по основным вопросам, которые вызывают ее положения, ищите здесь.
А сейчас вкратце остановимся на основных аспектах.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Итак, КНП проводится в отношении всех попадающих к налоговикам деклараций. Если в декларации все в порядке, для налогоплательщика проверка проходит тихо и незаметно: решение о ее начале не выносится, никакие документы по ее итогам не составляются (кроме КНП по возмещению НДС).
Иначе обстоит дело, когда проверяющие выявляют нарушения. В этом случае по окончании проверки они обязаны составить акт.
Подробнее о том, что он должен содержать, как выглядит и каковы последствия того, что он не был составлен, читайте в этой статье.
Обратите внимание! На ход камеральной проверки можно повлиять путем подачи уточненки. Это существенно для тех, кто сам обнаружил ошибки в уже сданной декларации.
О том, как грамотно использовать уточнения и в чем можно поспорить с налоговиками, читайте в статьях:
Еще одно важное пояснение: акт проверки, по сути, документ информативный.
Сам по себе он не порождает для проверяемого никаких последствий, а только сообщает, что в ходе проверки обнаружены некие факты, которые могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком нарушений.
А значит, то, что изложено в акте, вы пока обжаловать не можете. В то же время у вас есть возможность повлиять на решение по проверке посредством подачи возражений.О том, как они оформляются, читайте в данной публикации. Там же есть готовый образец возражений на акт КНП.
Вся последующая процедура и действия с актом камералки схожи с теми, которые предусмотрены для актов выездных проверок. О них расскажем далее.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
По итогам выездной проверки акт составляется всегда, независимо от того, были обнаружены нарушения или нет. Однако окончание проверки фиксируется не в нем, а в справке о проведенной ВНП. Именно со дня ее составления идет отсчет срока, отведенного на оформление акта.
О том, кто, когда и как его оформляет, рассказывает эта статья.
Так же как и при камералке, в случае несогласия с налоговиками можно подать возражения на акт выездной проверки.
Составить их вам поможет данная статья.
Однако и акт без замечаний, который вроде бы должен означать, что вы все делаете верно, еще не гарантия от санкций в будущем.
Удивлены? Прочтите данную публикацию и узнаете, что мы имеем в виду.
Решение налогового органа по результатам проверки
Акт составлен, возражения поданы. Что дальше? А дальше — процедура рассмотрения материалов проверки, предусмотренная ст. 101 НК РФ.
О некоторых спорных ее аспектах рассказывает эта статья.
Ее проводит руководитель проверявшей вас ИФНС или его заместитель.
Обратите внимание! Налоговики обязаны известить вас о времени и месте рассмотрения. Причем сделать это они должны в разумные сроки, чтобы у вас была реальная возможность присутствовать.
Подробнее см. здесь.
Результатом рассмотрения материалов будет итоговое решение по проверке. Контролеры укажут, были нарушения или нет, и решат, привлекать или не привлекать вас к ответственности. Вот это уже обязательный к исполнению документ, в отличие от акта.
О том, исполнять ли решение, если инспекция не вручила его в установленные сроки, вы узнаете из данной публикации.
До вынесения решения вы можете ознакомиться со всеми материалами проверки и даже скопировать их.
Об этом см. здесь.
Это поможет вам лучше подготовиться к дальнейшему обжалованию.
Обжалование результатов налоговой проверки
В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит в 2 этапа:
- сначала вы жалуетесь в вышестоящий налоговый орган;
Подробнее см. здесь.
О судебном обжаловании читайте эту статью.
А для удобства у нас есть краткая пошаговая инструкция по обжалованию «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».
И не забывайте: залог успеха при обжаловании — в последовательном доказывании своей позиции и дискредитации доказательств оппонента. Ознакомьтесь с нашими материалами и узнайте, какие доказательства налоговиков удастся опровергнуть (см. здесь), а какие вряд ли (см. здесь).
Удачного обжалования!
Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/