+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Организация проверок управляющих компаний: процедурные аспекты и судебная практика (Ившина Г.Г.)

Содержание

Мошенничество управляющей компании – ЖКХ, судебная практика

Организация проверок управляющих компаний: процедурные аспекты и судебная практика (Ившина Г.Г.)

Не секрет, что тарифы на коммунальные услуги постоянно увеличиваются. В течение последних нескольких лет, процент их роста составил 25%.

Могут ли управляющие компании «нажиться» на гражданах России? Существует ли практика двойных платежей, о которых появляется все больше слухов? Как проявляется мошенничество управляющей компании? Все эти вопросы будут рассмотрены в статье.

К обязанностям ЖКХ относятся:

  • проведение эксплуатационно-ремонтных работ (осмотр и сохранение имущества дома, уборка подъездов, обеспечение всего необходимого для соблюдения правил безопасности и т.д.);
  • оказание организационных услуг (борьба с долгами, организация общих собраний, информирование собственников об изменениях и т.д.).

Нарушения

К наиболее распространенным нарушениям со стороны жилищных компаний, относятся:

  • неправильное проведение собраний;
  • нарушение правил начисления платежей;
  • невыполнение мер, установленных действующим законодательством.

Каждое из этих нарушений необходимо рассмотреть в отдельности.

Проведение собраний

При проведении собраний допускаются следующие нарушения:

  1. Инициатором выступает исполнитель управляющей компании. В соответствии со статьей 45 ЖК РФ, проведение внеочередного собрания является возможным только по инициативе одного из владельцев жилой площади. Более того, порядок проведения (назначение, определение даты и времени) должен происходить по согласию собственников.
  2. Нарушаются правила, используемые для определения общей площади строения и отдельных помещений. Нередко общий метраж помещений, находящихся в доме, уменьшается, поскольку в него не включается часть площадей, к примеру, нежилые помещения. Такой подход к счету называют «искусственным». Он используется для увеличения процента жильцов, принимающих участие в общем собрании, следовательно, возрастает количество те, кто проал за принятие определенного решения.
  3. На рассмотрение выносятся вопросы, которые не относятся к компетенции управляющей компании (к примеру, утверждение параметром потребления услуг, перераспределение за них оплаты). В соответствии с Правилами предоставления услуг коммунального типа никакой экономии по ним не предусматривается, поскольку плата начисляется в соответствии с определенной формулой (она исключает получение прибыли или убыток).

Нарушения встречаются также в области начисления платежей собственниками квартир в многоквартирном доме за предоставление услуг.

Нарушается форма перевода платежей за содержание и ремонт жилой площади.

Предусматривается несколько вариантов нарушений такого характера:

  • у владельцев отсутствует решение о размере платы за содержание жилой площади, если органы самоуправления самостоятельно применяют тарифы, утвержденные без согласия собственников, то это является законным только в некоторых случаях, и ни каким образом не может распространяться на жителей города;
  • не разработана структура внесения оплаты за содержание и ремонтные работы жилой площади.

Может быть нарушен порядок перевода оплаты за проведение капитального ремонта.

Предусматриваются следующие виды нарушений:

  1. отсутствует перечень работ для проведения капитального ремонта с указанием стоимости каждого из них, а также сроков реализации;
  2. плата за коммунальные услуги противоречит и нарушает правила, принятые на ранее проведенном общим собрании, к примеру, на нем было установлено решение о принятии участия в программе федерального значения (регулируется ФЗ №158), следовательно, необходимо внесение владельцами 5% платы, однако начисление оплаты продолжается даже после того, как собственники уже внесли свою долю, что является противоречием.

Возможно нарушение формы перечисления оплаты за предоставление коммунальных услуг при проведении периодических перерасчетов. Оплата происходит по установленным формулам, но раз в год происходят перерасчеты.

Управляющие компании, даже вместе с собранием владельцев квартир, не могут перераспределять средства, полученные с оплаты услуг.

Неисполнение законов

Кроме ЖК РФ и Правил предоставления услуг, предусматриваются иные законодательные акты, обязательные для исполнения.

К ним относятся:

  1. Правила тех. эксплуатации жилого фонда – положение этого документа является обязательным для собственников квартир и управляющих компаний.
  2. Стандарт по раскрытию сведений компаниями, осуществляющими работу в области управления многоквартирными зданиями.

Нередко эти законодательные акты нарушаются, о чем владельцы жилья не задумываются.

Мошенничество управляющей компании

Многие догадываются, что в своей деятельности управляющие компании используют мошеннические схемы.

Их настолько много, что перечислить все практически невозможно. Однако в этой статье будет рассмотрено несколько наиболее широко используемых вариантов, что позволит предупредить их дальнейшее распространение.

Часто встречающиеся схемы

Основные случаи мошенничества:

  1. При проведении ремонта используются материалы несоответствующего качества. Для создания видимости обслуживания домов работники организаций останавливаются на наиболее доступных способах. Факт мошенничества удается выявить при первой поломке. Способ предупреждения платы за эти «лжеуслуги» – просьба предоставления счета.
  2. На работу в управляющую компанию принимают людей, которые на самом деле не существует. К примеру, директор и бухгалтер компании оформляют несуществующих людей в качестве дворников. За свою работу те получают денежные средства, но на самом деле они идут на выписку премий директору и бухгалтеру.
  3. «Фальшивое» банкротство основывается на том, что компании начинают специально накапливать задолженности. Все средства, выплачиваемые гражданами «распылаются» на фирмы, которые могут закрыться в любой момент. Наряду с этим ведется подготовка документации, на основании которой деньги перечисляются на ведение строительной деятельности, преодоление неполадок и т.д. Поставщики услуг в такой ситуации списывают долг, но отключают коммуникации (к примеру, электричество).
  4. Борьба УК друг с другом. Компании готовы сделать многое, чтобы часть домов находилась в их владении, поскольку это напрямую сказывается на прибыли.

Как бороться?

Чтобы мошенничество управляющих компаний ЖКХ не продолжалось, с этим необходимо бороться.

Способ борьбы определяется характером проблемы. Допустим, жильца не устраивает суммы, указанная в квитанции, поскольку непонятно, за что она начислена.

В такой ситуации требуется обратиться к бухгалтеру, который объяснит:

  • за что были взяты эти денежные средства;
  • под влиянием каких факторов формируется цена;
  • какие для этого применяются формулы.

Что касается решения распространенной проблемы – оплаты ремонта, подъезда и т.д., то требуется обратиться к директору либо бухгалтеру управляющей компании для получения отчета о том, какая сумма необходима для выплаты и какие работы будут проведены.

Большинство компаний фактически отказываются предоставлять эти сведения, поскольку это долгая бумажная работа, но она является одной из их обязанностей.

Куда обращаться при выявлении нарушений?

В случае если управляющая компания нарушила свои обязанности, то необходимо обратиться в инспекцию по жилищным делам или в прокуратуру.

Представленные государственные органы осуществляют проверку в отношении организации.

Здесь можно скачать образец жалобы в прокуратуру на управляющую компанию.

Если будут выявлены нарушения, то УК ликвидируется, а председатель выплачивает штраф.

Судебная практика

В соответствии с судебной практикой только 30000 сообщений о нарушениях обязанностей управляющих компаний за три квартала 2018 года.

Большая часть жалоб удовлетворяется в пользу собственников жилья, поскольку во время проверок удается выявить факты нарушений.

Здесь представлена судебная практика о признании незаконными действий управляющей компании.

На видео об ответственности УК за нарушения

Источник: http://77metrov.ru/moshennichestvo-upravljajushhej-kompanii.html

Кому подчиняются управляющие компании в сфере ЖКХ, кто и как контролирует их работу

Организация проверок управляющих компаний: процедурные аспекты и судебная практика (Ившина Г.Г.)

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2018, 2017 и 2016).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья.

Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Источник: https://zakondoma.ru/upravlenie/kompaniya/proverka-i-kontrol-upravlyayushhej-kompanii.html

4 правила, которые стоит соблюдать управляющей компании при прокурорской проверке

Организация проверок управляющих компаний: процедурные аспекты и судебная практика (Ившина Г.Г.)

Пришел запрос из прокуратуры. Запрашивают все и сразу: информацию обо всех расчетных счетах и выписки о движении средств по ним за последний год. Срок — пять дней. Как, почему, что делать?! Не волноваться и разобраться в ситуации. А затем действовать.

Причин для проверки прокурором управляющей компании множество: жалоба гражданина, информация из СМИ, материалы проверок надзорного органа (в нашем случае — жилищной инспекции, например).

К визиту прокурора нужно быть готовым: знать, как реагировать на запросы, какие документы предоставлять, а какие нет, в какие сроки. А можно ли вовсе отказать прокуратуре в предоставлении документов? Ответы в нашем материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • полномочия прокурора при проверке;
  • примерный перечень запрашиваемых документов;
  • правила предоставления документов прокурору;
  • чего мы не рекомендуем делать;
  • итоги прокурорской проверки.

Полномочия прокурора при проверке

У прокурора широкие полномочия. При проверке прокурор или его заместитель может:

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций по предъявлении служебного удостоверения;
  • иметь доступ к документам и материалам в рамках предмета проверки;
  • требовать представления необходимых документов, материалов или их копий;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Почти все полномочия перечислены в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

  • Готовимся к проверке миграционной службы

Примерный перечень запрашиваемых документов для прокурорской проверки

Прокурор может запросить у вас следующие документы:

  • информацию обо всех руководителях и учредителях организации в проверяемом периоде, копии учредительных документов;
  • копии всех действовавших, даже уже исполненных, договоров с подрядными организациями, РСО;
  • сведения о порядке взимания средств в счет оплаты за ЖКУ;
  • копии договоров с расчетно-кассовым центром (РКЦ);
  • информацию обо всех расчетных счетах организации (в т. ч. закрытых), а также расчетных счетах РКЦ, чьими услугами вы пользовались;
  • выписки о движении денежных средств по расчетным счетам, в т. ч. закрытым;
  • сведения о состоянии расчетов между вами и РСО (помесячно с указанием предъявленных к оплате сумм и средств, фактически поступивших в РСО).

Если вы не пользуетесь услугами РКЦ, то сведения о движении средств запрашиваются у вас как у проверяемой организации, а информация о средствах, перечисленных по платежным поручениям, заменяется на сведения о перечисленных средствах в целом по поставщику.

Справка

Документы, которые подтверждают состояние расчетов

В Методических рекомендациях о выявлении прокурорами отдельных видов преступлений в сфере ЖКХ указано, что основными документами, позволяющими сделать выводы о состоянии расчетов, являются:

  1. сальдовая ведомость по видам услуг за проверяемый период, справка либо иной документ, отражающие состояние расчетов с населением по интересующему виду коммунальной услуги (отопление, ХВС, ГВС и т. д.) и по конкретной РСО;
  2. справка оборотов платежей по РСО за проверяемый период либо справка о состоянии расчетов с РСО, отражающая сведения о входящей задолженности (переплате) перед РСО, размере поступивших от населения средств в счет оплаты услуг конкретного поставщика ресурса, размере перечисленных денежных средств по этому поставщику по платежным поручениям либо иным способом любым получателям денежных средств (не только самому поставщику);
  3. реестр платежных поручений по получателям, где отражается адресат перевода денежных средств по каждому направленному поручению (при расчетах платежными поручениями).

Приведенный перечень запрашиваемых документов примерный. Прокурор имеет право затребовать любые документы, материалы, статистические и иные сведения (ст. 3, 21, 22 Закона о прокуратуре). Требования прокурора вы обязаны исполнять безусловно и в установленный срок. Это следует из ст. 6 Закона о прокуратуре и касается его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона.

К сведению

Прокурорская проверка управляющей компании без мотивированного решения, доведенного до сведения руководителя юрлица, «подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти». Эта позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Правила предоставления документов прокурору

Мы разработали для вас четыре правила, по которым нужно действовать, если из прокуратуры пришел запрос предоставить документы.

Правило № 1. Посмотрите в решении о проведении проверки, что послужило ее причиной. Это поможет понять, какие документы будут запрашивать, что именно проверять.

Руководителя организации должны ознакомить с решением о проверке (приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2017 № 172).

Для проведения прокурорской проверки управляющей компании должны быть основания — поступившая жалоба или информация из СМИ о нарушении жилищных прав, распоряжение вышестоящей прокуратуры.

Они обязательно фиксируются в решении и акте о проведении проверки (п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Правило № 2. Соблюдайте сроки, в которые должны передать запрошенные документы.

Пять рабочих дней с момента поступления требования. В такой срок вы должны передать проверяющему документы, которые он запросил. Это общий срок, он установлен п. 2 ст. 6 Закона о прокуратуре. Если документы нужны в ходе проверки исполнения законов, то предоставить их нужно через два рабочих дня с момента предъявления требования. Прокурор может указать и более длительные сроки.

Однако при наличии чрезвычайных обстоятельств природного и техногенного характера, угрожающих жизни или здоровью граждан, их имуществу, окружающей среде, безопасности государства, необходимые документы нужно представить в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Правило № 3. Помните, что прокурор не вправе запрашивать «все документы за последние три года».

Прокурор не вправе возлагать на организации и их должностных лиц обязанности по представлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы (п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Также прокурор не вправе требовать документы, которые передавались в прокуратуру в связи с ранее проведенной проверкой управляющей компании либо официально опубликованы в СМИ или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами).

Подобные ограничения в полномочиях прокурора установлены Законом лишь в марте 2017 года. Ранее о таких ограничениях говорил Конституционный суд РФ в постановлении от 17.02.2015 № 2-П.

Следовательно, запросы прокурора о представлении «всех документов за последние три года» или представлении документов, которые не относятся к предмету проверки управляющей компании прокурором, или документов, которые могут быть получены из открытых источников, являются неправомерными. Например, данные об общей площади помещений в МКД могут быть получены прокурором от Росреестра.

Правило № 4. Вы вправе обжаловать запрос о предоставлении документов, если не согласны с ним.

Правила обжалования определяются гл. 22 КАС РФ. Суд не уполномочен проверять целесообразность решений органов прокуратуры, но для обеспечения баланса частных и публичных интересов организациям дано право обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. Это указано в постановлении Конституционного суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.

У вас есть выбор:

  • предоставить запрошенные документы, но затем обжаловать запрос;
  • направить мотивированный отказ в предоставлении всех или части документов со ссылкой на п. 2.3 ст. 6 Закона о прокуратуре и постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П. А в случае возбуждения административного/уголовного производства доказывать незаконность предъявленных требований.
  • Проверка деятельности управляющих компаний: каких санкций опасаться

Чего мы не рекомендуем делать

Если вы уже получили прокурорский запрос, то мы не рекомендуем:

  • давать немотивированный отказ на запрос прокурора о предоставлении документов;
  • игнорировать запрос прокурора.

30 календарных дней — это срок проведения прокурорской проверки.

Неисполнение требований прокурора влечет установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре, ст. 17.7 КоАП РФ). Размер штрафа для должностного лица — 2–3 тыс. руб., для организации — 50–100 тыс. руб., включая возможность дисквалификации и приостановления деятельности.

Если прокурор по итогам проверки управляющей компании выявляет нарушения в деятельности УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК, то принимает меры прокурорского реагирования:

  1. выдает представление об устранении нарушения (ст. 24, 28 Закона о прокуратуре);
  2. выдает предостережение о недопустимости нарушения законов (ст. 25.1 Закона о прокуратуре);
  3. выносит постановление о возбуждении административного производства (ст. 25 Закона о прокуратуре);
  4. обращается с иском в суд (ст. 35 Закона о прокуратуре).

Итоги проверки управляющей компании прокуратурой

Для удобства рассмотрим возможные варианты исхода прокурорской проверки.

Выдача представления

При обнаружении в действиях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК нарушений закона или прав и свобод человека и гражданина прокурор или его заместитель вносит представление об устранении выявленных нарушений.

Если вы согласны с представлением, то в течение месяца примите меры к устранению нарушения и отправьте ответ прокурору. Срок для ответа — 1 месяц.

В ответе должна быть информация о конкретных мерах, принятых для устранения допущенных нарушений, их причин и условий.

В ответе укажите, кто направляет ответ, комментарии по представлению прокурора (при наличии), дату ответа, проставьте подпись и печать.

Ситуация

УО не взяла на себя лишнюю работу и обжаловала представление прокурора

Суд удовлетворил требование УО о признании незаконным и отмене представления прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства, поскольку обязанность по взысканию задолженности за коммунальные услуги по договорам теплоснабжения и поставки горячей воды с потребителей у заявителя (управляющей организации) отсутствовала (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу № А42-6654/2016).

Если вы не согласны с представлением, его можно обжаловать. Срок для подачи административного иска — 3 месяца с момента получения представления прокурора (ст. 219 КАС РФ).

Внесудебный порядок обжалования в вышестоящую прокуратуру не всегда эффективен.

  • Права юридического лица при проведении выездной проверки

Ситуация

УО доказала свое право на дополнительные сборы

Прокурорская проверка выявила, что УО наряду с взиманием платы за содержание и ремонт жилого помещения начисляет плату за обслуживание тепловых счетчиков, рассчитываемую с квадратного метра жилой площади. Прокурор посчитал такую практику недопустимой. УО обратилась в суд с требованием признать представление прокурора незаконным.

Суд постановил, что плату за обслуживание приборов учета тепловой энергии УО начисляла правомерно. Этот вывод основан на условиях договоров, заключенных между УО и собственниками помещений, и недоказанности прокурором того, что плата за услугу включена в муниципальный тариф (определение Приморского краевого суда от 30.04.

2015 по делу № 33–3495).

Выдача предостережения о недопустимости нарушения закона.

 По своей сущности предостережение является средством индивидуального профилактического воздействия на должностных лиц, нарушающих закон, а также способом разъяснения возможной ответственности в случае допущения нарушений закона.

Например, обоснованным является объявление прокурором предостережения руководителю УО, которая ставит под угрозу своевременное начало отопительного периода или у которой есть большой долг за коммунальные ресурсы.

По отношению к УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК данная мера применяет крайне редко.

Вынесение постановления

В случае, если в деяниях УО, ТСЖ, ЖК/ЖСК или их должностных лиц содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости от характера нарушения закона, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Ситуация

Документацию на МКД передали по постановлениям

В Краснодарском крае и Ростовской области в 2016 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ (нарушение требований о передаче технической документации и иных документов на МКД) привлекли УО и их руководителей, уклонявшихся от передачи технической документации.

Следует помнить, что прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Это могут быть нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ) и др.

Прокурор выносит постановление, которое приравнивается к протоколу по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ). В постановлении должны быть четко изложены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, в т. ч.

указаны место, время и событие административного правонарушения.

Также обосновывается вина лица, привлекаемого к ответственности, дается правовая оценка его действиям, указываются сведения о личности, занимаемом должностном положении, иные необходимые для разрешения дела сведения, должна быть сделана отметка о разъяснении лицу прав (обязанностей).

Указанный процессуальный документ должен содержать объяснения правонарушителя о причинах невыполнения закона. Изложенные в постановлении сведения должны подтверждаться прилагаемыми материалами, доказывающими вину конкретного лица.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102325-proverka-upravlyayushchey-kompanii-prokuraturoi

Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Организация проверок управляющих компаний: процедурные аспекты и судебная практика (Ившина Г.Г.)

Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК, проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа.

Работа по обжалованию постановлений, вынесенных по результатам проверок, проводится УК далеко не всегда, что влечет за собой значительные расходы на уплату штрафов и негативно влияет на хозяйственную деятельность.

Таким образом, УК максимально заинтересованы в снижении объема штрафных санкций в условиях неснижаемой «активности» граждан – потребителей услуг и работ и количества проводимых с их подачи проверок и прочих административных процедур.

С одной стороны, обращение с жалобой в ГЖИ о нарушении УК правил содержания и ремонта дома – это право каждого собственника помещения в МКД, посредством реализации которого предпринимается попытка воздействовать на УК с целью повышения качества выполняемых ею работ (оказываемых услуг), своевременного проведения всех необходимых технических процедур и т. д.

С другой стороны, в большинстве своем собственники помещений не задумываются, чем в действительности обернется для них привлечение УК к административной ответственности по каждому обращению. По статистике управляющих организаций размер штрафа за одно правонарушение в два-три раза превышает годовую плату за содержание и ремонт с одной квартиры.

Таким образом, регулярным наложением штрафов можно достичь и обратного эффекта – снижения качества обслуживания домов. Во всяком случае так утверждают профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг: дескать, собранные с собственников деньги пойдут не на ремонт помещений, а на уплату штрафов.

С этим утверждением можно поспорить, однако факт есть факт: если штрафы растут, а качество работ и услуг падает, значит, собственникам следует использовать и иные рычаги воздействия, чем ждать помощи со стороны ГЖИ. Кроме того, всем хорошо известно, что наша административная машина имеет множество пороков, и самые распространенные из них – бюрократизм и формализм.

Проверками ради проверок, статистики и достижения других целей, никак не связанных с действительным пресечением неправомерных действий хозяйствующих субъектов, никого не удивишь.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО – дело неблагодарное и затратное.

 В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Надлежащее содержание общего имущества.

Согласно п.

10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

 Если собственники выбрали такой способ управления МКД, как управление управляющей организацией или непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора (п.

16 Правил содержания общего имущества). Кстати, содержание общего имущества подразумевает проведение внушительного перечня работ, в частности текущий и капитальный ремонт МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества).

Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивают его собственники, а управляющие организации отвечают перед ними за нарушение своих договорных обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 42 Правил содержания общего имущества).

Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД – следствие несоблюдения УК в том числе Правил содержания общего имущества. Данный вид правонарушений в соответствии со ст. 7.

22 КоАП РФ является поводом для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Для должностных лиц размер штрафа колеблется от 4 000 до 5 000 руб.

; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

 Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

При проведении проверок должностные лица ГЖИ, фиксируя обнаруженные нарушения, не выясняют причины, по которым они возникли. На данном этапе управляющая организация должна четко представлять, есть ли ее вина в том, что содержание и ремонт МКД осуществляются ненадлежащим образом.

Согласно общим правилам (обозначим ключевые моменты) в договоре управления среди прочего должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В дополнение п.

17 Правил содержания общего имущества обязывает собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Вместе с тем на страницах журнала мы неоднократно предостерегали УК, что неуказание в перечне работ и услуг, утвержденном общим собранием собственников, каких-либо работ и услуг, необходимость выполнения (оказания) которых вытекает непосредственно из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, вовсе не освобождает УК от их выполнения (оказания). Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

В частности, в данном постановлении указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

• не вправе выполнять несанкционированные собственниками работы и услуги; • не должна отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; • не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Кстати, анализ судебной практики свидетельствует, что суды при рассмотрении интересующей нас категории дел не принимают во внимание ссылки УК на содержание Письма Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14, так как оно в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

 Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п.

21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/16/prov-jil-inspekc

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.