+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

Содержание

Камеральная налоговая проверка: срок проведения и возражение на акт результатов

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

Налоговая инспекция может провести камеральную налоговую проверку декларации и другой отчетной документации налогоплательщика без его присутствия для того, чтобы удостовериться в правильности и законности поданной информации.

Если в результате камеральной налоговой проверки будут обнаружены ошибки и недостоверные факты, то в сторону организации будут направлены требования о предоставлении пояснений.

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Сроки проведения камеральной налоговой проверки установлены ст. 88 НК РФ. Ее целью является проверка соблюдения юридическим лицом законодательных актов, касающихся налогов и сборов.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового инспекции в течение 3 месяцев после предоставлении декларации. Такие сроки камеральной проверки утверждены не только для налоговой декларации, но и для любой другой отчетной документации.

Бывают разные ситуации при расчете сроков проведения проверки. Например, если последний день срока камеральной налоговой проверки приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то проверка должна быть завершена в ближайший следующий за ним рабочий день.

Предмет камеральной налоговой проверки

Налоговые инспекторы проводят камеральную налоговую проверку деклараций и другой документации после того, как налогоплательщик предоставил их для отчетности. Например, смотрите как проверяют расчет по страховым взносам. Для анализа используются также другие документы:

  • поданные ранее декларации;
  • полученные налоговой инспекцией в ходе проверок и других мероприятий по налоговому контролю;
  • полученные налоговыми органами при выполнении функций, входящих в компетенцию (контроль валютных операций, проверка кассовых аппаратов, учет выручки);
  • постановления налоговой инспекции;
  • заявления от налогоплательщика;
  • материалы правоохранительных органов, др.

Дополнительные документы или сведения могут быть запрошены, если:

  • заявлена сумма НДС к возмещению;
  • имеются льготы;
  • подана отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке, читайте в рекомендации Системы Госфинансы. 

Какие документы и пояснения ИФНС вправе потребовать при проверке

В пп. 7 п. 1 ст.21 НК РФ сказано, что организация имеет право не давать объяснения в налоговые органы по требованию. Но при проведении камеральной проверки налогоплательщик обязан пояснить свои действия, если этого требует проверяющий орган.

Налоговые органы имеют право потребовать пояснения в таких случаях:

  • установлены ошибки или несоответствия между указанными в налоговой декларации сведениями;
  • в уточненной налоговой декларации сумма налога, которую нужно уплатить в бюджет, указана меньше, чем в ранее поданной отчетности;
  • в налоговой декларации указано, что организация в отчетном периоде получила убыток.

Объяснения нужно предоставить в налоговую в течение 5 дней после получения требования. Это правило установлено п. 2, 6 ст. 6.1 и п. 3 ст. 88 НК РФ.

За неподачу пояснительной записки или несвоевременную подачу ответственность не предусмотрена.

Но если налоговые органы вовремя не получат от налогоплательщика пояснений, то по результатам камеральной проверки могут быть применены штрафные санкции или доначисление налога.

Также проверяющие могут провести выемку документов, допросить свидетелей, провести экспертизу, запросить информацию у контрагентов и осмотреть помещения.

Как действовать учреждению при проверке, читайте в рекомендации экспертов Системы Госфинансы. В случае неисполнения требований налоговой инспекции могут быть приостановлены операции по банковским счетам организации.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Вся налоговая отчетность проверяется налоговиками в автоматическом режиме.

Если на этом этапе не обнаружены нарушения в отчетности налогоплательщика, то проверка завершается и нет оснований для проведения углубленной проверки.

При этом налоговый орган не обязан составлять акт камеральной налоговой проверки, что подтверждается ст. 88 НК РФ, а также сообщать юридическому лицу о факте ее завершения.

Если у налоговых специалистов появляются вопросы насчет отчетности организации, то проводится камеральная налоговая проверка углубленного типа. Алгоритм проверки зависит от ее оснований.

Проверка может иметь формальные основания при заявленных налогоплательщиком льготах по НДС, подаче поясняющих документов. Инспекторы налоговых органов оценивают и проверяют представленную документацию. В ходе проверки могут быть запрошены дополнительные документы организации или банковская информация по расчетному счету.

Если в ходе ревизии выявлены технические неточности или несоответствия финансовых показателей в документации, то налоговые службы потребуют дать пояснения либо произвести корректировку декларации. Внесение изменений в декларацию производится путем подачи уточненной декларации.

При подаче уточненной декларации камеральная проверка начинается по вновь поданным документам. Контрольные мероприятия по отчетности, которая проверялась до этого, считаются завершенными. Но материалы и документация по законченной проверке могут быть использованы налоговиками в дальнейшем при осуществлении контролирующих процедур.

Если организация не соглашается с выявленными отклонениями, то ею подаются пояснения и оправдательные документы. Пояснения к декларации представляются в письменном виде, почтовым отправлением или по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговые инспекторы обязаны документы принять к рассмотрению. Предоставленная информация сопоставляется с имеющимися у налоговиков сведениями. При решении, что такие доказательства являются неудовлетворительными, налогоплательщик вызывается в налоговые органы для дачи дополнительных объяснений.

Оформление результатов проверки и составление акта проверки

Если в ходе проверки выяснилось, что организация допустила ошибки или нарушения законодательства по налогам и сборам, то оформляется акт результатов камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ).

К оформлению акта предъявляются четкие требования, утвержденные Приказом ФНС РФ № ММВ-7-2/189 от 08.05.2015.

Акт должен быть составлен после окончания проверки в 10 дневный срок. Налоговой инспекцией оформляется два экземпляра акта: первый остается у налоговиков, а другой вручается налогоплательщику. Вручить второй экземпляр акта инспекция должна в течение 5 дней с момента его подписания.

Как оспорить результат проверки

Не всегда стоит соглашаться с актом проверки, который составят инспекторы. Если вам есть что оспорить и вы уверены в своей правоте, подайте возражения по акту проверки в течение 15 дней.

Налоговики дали рекомендации налогоплательщикам, как заполнить и представить возражения, а редакция журнала «Зарплата в учреждении» составила подробный план, чтобы вам было проще подготовить документ для налоговой. В материале журнала вы также увидите образец возражения по акту налоговой проверки в 2018 году. Возражение на акт камеральной налоговой проверки может касаться всего акта или его части. 

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/102900-kameralnaya-nalogovaya-proverka

Камеральная проверка

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

Обновление: 14 августа 2017 г.

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ. Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки – 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки – не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 “О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок” (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган.

Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности.

В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

В п. 1.5 Рекомендаций регулируется порядок работы с налогоплательщиками, которые не предоставили отчетность.

Достаточно четко урегулированы сроки — через 10 рабочих дней после окончания срока составляется список лиц, которые не представили декларацию. Проходит 5 дней, и в рамках обеспечительных мер (п. 3 ст.

 76 НК РФ) выносят решение о приостановлении операций по счетам. У организаций и предпринимателей есть серьезный стимул подать отчетность в кратчайшие сроки.

При этом к налогоплательщику за несвоевременную подачу отчетности применяется штраф по п.1 ст.119 НК РФ, но только после проведения камеральной проверки, так как штраф установлен не в фиксированном размере, а в зависимости от суммы налога.

Кроме того, несвоевременное представление налоговых расчетов повлечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ, а для должностных лиц — ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ, подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены.

Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет.

Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены.

В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение – если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

Также читайте:

  1. Срок ответа на требование налоговой

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс. Дзен

Источник: http://GlavKniga.ru/situations/s504871

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Камеральные проверки. XXI век начинается

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

ЦОД — это завершающий штрих в работе, которую налоговая служба проводит на протяжении последнего десятилетия. Данные, поступающие от всех налогоплательщиков, теперь будут размещаться в едином дата-центре. Это позволит оперативно обрабатывать информацию и выявлять несоответствия и нарушения.

Налоговая СПЕЦинспекция

Специально для обработки всей поступающей в налоговые органы информации по НДС Приказом Минфина России от 17.07.

2014 № 61н в структуре налоговой службы создана Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по камеральному контролю.

Среди задач новой инспекции — проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС. А в них благодаря новой форме содержится много полезной для проверки информации.

Также инспекция уполномочена выявлять противоречия и несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, проводить анализ этих противоречий и несоответствий и определять тех налогоплательщиков, у которых такие несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Наконец, инспекции поручено выявлять налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС.

Проще говоря, ФНС создала в своих рядах аналитическое подразделение, которое будет мониторить данные по НДС, поступающие от всех налогоплательщиков, и сравнивать эти данные между собой. Таким образом будет отслеживаться вся цепочка добавленной стоимости от контрагента к контрагенту, начиная с производителя и заканчивая конечным потребителем.

Соответственно, по «нормальным» операциям НДС, уплаченный одним лицом в бюджет и принятый к вычету другим лицом, должен «схлопываться». А вот все «несхлопнувшиеся» операции попадут в разряд «подозрительных», и по ним инспекторы будут искать неуплату налога, незаконное возмещение или злоупотребление вычетами.

И тем, у кого такие факты обнаружатся (неважно, по злому умыслу или в результате того, что соответствующая информация не представлена контрагентом, либо представлена с ошибками, либо она просто не распознана инспекторами), будут направлены требования о предоставлении дополнительных документов. А некоторые — особо отличившиеся — смогут увидеть у себя на пороге налогового инспектора с постановлением о проведении осмотра. 

Какие еще данные используют налоговики при камеральных проверках

Согласно письму ФНС России от 16.07.

2013 № АС-4-2/12705 при проведении «камералки» инспекторы имеют возможность проверить и сверить данные из декларации с информацией из более чем полусотни государственных электронных баз данных: ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, банковские счета, недействительные паспорта, транспорт, сведения о лицензиях, реестр ККТ, сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия в организации, реестр дисквалифицированных руководителей, данные о среднесписочной численности, данные о налоговых вычетах физлиц и об их дохода и т п. Кроме того, налоговики имеют доступ практически ко всем коммерческим картотекам и базам данных о предприятиях: СПАРК, FIRA.PRO, «Коммерсантъ КАРТОТЕКА», Руслана, Контур.Фокус и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Во время камеральной проверки инспекторы обязательно сверят декларацию с ранее представленными вами декларациями и расчетами.

Кроме того, данные из декларации «подтягиваются» и сверяются с документами, которые были ранее получены ИФНС в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, в ходе проверок ККТ, полноты учета выручки, валютного контроля и иных мероприятий налогового контроля, а также с базой всех заявлений и сообщений, полученных от налогоплательщика и третьих лиц.

Наконец, ФНС России активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.

На осмотр становись!

С 1 января 2015 года существенно расширился перечень случаев, когда налоговики могут истребовать у налогоплательщика документы дополнительно к представленной декларации по НДС. Конечно, в первую очередь это связано с тем, что с 2015 года налоговая служба ввела механизм, позволяющий отслеживать всю «цепочку» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Так, изменен текст ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной проверки. Согласно обновленной редакции п. 8.1 названной статьи инспекция вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС.

Понятно, что цель истребования документов в этом случае — выяснить, кто же представил в налоговые органы неверные сведения. При этом право потребовать дополнительные документы появляется у инспектора только при выявлении расхождений, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Попросить такие документы инспектор вправе не только если выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, но и если сведения, указанные в вашей декларации, не соответствуют данным, которые указали в своих декларациях или журналах учета счетов-фактур ваши контрагенты.

Еще одно новшество, действующее с начала этого года, — предоставление налоговым органам права в рамках камеральной проверки проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (п. 1 ст. 92 НК РФ в новой редакции).

Раньше такая возможность у инспекторов была только в рамках выездной проверки.

Теперь же законодатель вслед за руководством ФНС России явно намерен снизить количество выездных проверок, предоставив налоговикам возможность одновременно проверять расхождения в налоговой отчетности не только по документам, но и в реальности.

Итак, инспектор вправе прийти к вам с осмотром в рамках «камералки» в двух случаях.

  • Во-первых, если вы представили декларацию с заявленной суммой налога к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). При этом никаких дополнительных условий законодатель не вводит, то есть достаточно самого факта представления такой декларации, чтобы инспектор получил право на осмотр.
  • Во-вторых, если в представленной декларации по НДС выявлены противоречия и несоответствия (как внутри декларации, так и с другими сведениями, в том числе представленными другими лицами), которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

«Камеральный» осмотр, как и его «выездной» собрат, проводится с обязательным привлечением понятых и под протокол. Кроме того, во время осмотра при необходимости могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, сниматься копии с документов и т п. (письмо  ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что такое камеральная проверка

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

Светлана Стрельникова, эксперт СКБ Контур по налоговой отчетности и взаимодействию с налоговыми органами

https://www.youtube.com/watch?v=ejuMhyt4pDQ

Большинство налогоплательщиков сдали декларации по НДС за I квартал с первого раза. Это, однако, не значит, что у ФНС не возникнет вопросов к данным: после приема отчетности начинается камеральная проверка.

Сначала проверяется выполнение контрольных соотношений. Обнаружив ошибку, ФНС высылает компании требование о представлении пояснений по контрольным соотношениям.

По нашим данным, за I квартал такие требования были отправлены более 50 тыс. организаций. Поскольку это требование о пояснениях, на него распространяются нормы п. 5.1 ст. 23 и ст.

88 НК РФ: отправить квитанцию нужно в течение 6 рабочих дней, на ответ отводится 5 рабочих дней.

Если компания признает указанные ошибки, она направляет уточненную декларацию. Если организация настаивает, что приведенные в декларации данные верны, она отправляет пояснения. Сделать это можно на бумаге или через неформализованный документооборот (в Контур.Экстерне это сервис «Письма»). В пояснениях нужно указать номер и дату требования, на которое они даются.

Следующий этап — сопоставление данных покупателей и продавцов. Если ФНС выявит разногласия, компания получит требование о представлении пояснений по расхождениям. По итогам отчетности за I квартал такие требования будут разосланы в пилотном режиме и только по части расхождений. Во II квартале их число увеличится.

Требование включает в себя pdf- и xml-файлы. В каждом из них содержится таблица с данными по счетам-фактурам, которые не прошли сверку. В последнем столбце указывается код ошибки. Например, «1» означает, что контрагент не найден, «4 (2, 3)» говорит о том, что есть нестыковки в столбцах 2 и 3.

В ответе налогоплательщика должно быть две таблицы. В первой приводятся сведения, которые он подтверждает. Во вторую идут данные, которые он исправляет. Правки даются в две строки: первая копируется из требования, а во второй заполняются те ячейки, в которых данные меняются.

Обратите внимание: корректировать можно только те данные, которые не влияют на сумму НДС. По остальным составляется уточненная декларация.

Ответ на требование по расхождениям можно направить как на бумаге, так и в электронном виде — через систему электронной отчетности. Например, в Экстерне для получения требования и ответа на него нужно зайти в раздел «Требования». Кстати, в Экстерне на требования можно подписаться, и вам будут приходить смс или e-mail уведомления.

Ответ на требование — процедура непростая, тем более что на нее отводится всего 5 дней. Лучше, конечно, не допускать расхождений. И пока компании не перешли на ЭДО с контрагентами, самый надежный способ исключить разногласия — сверяться с контрагентами до подачи декларации.

Такая возможность есть, например, в Сверке — модуле системы Контур.Экстерн.

Он не только находит ошибки и расхождения в данных, но и позволяет удостовериться в благонадежности контрагента, получить консультацию эксперта по подготовке декларации по НДС, а если требование все же придет — легко на него ответить, имея перед глазами все данные по сделке.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Бухгалтеры бывают разные. Кто-то работает в штате компании и имеет дело с одним огромным балансом, а кто-то ведет совместительству еще несколько компаний. А какой вы бухгалтер?

Ответить

Источник: https://kontur.ru/articles/2334

Камеральная проверка: что это и как работают налоговики?

Ошибки налоговиков при проведении камеральной проверки (Пархомов М.С.)

До публикации настоящей статьи мы решили обратиться с вопросом к нашему эксперту — налоговому адвокату Тылику Павлу о том, как сегодня работают нормы НК РФ о камеральных проверках . Вот что он нам рассказал:

«Если очень кратко, то сегодня камеральная проверка стала быть больше похожей по способу проведения и результативности на выездную налоговую проверку.

Но у этой проверки есть огромное преимущество перед ВНП — срок проведения камеральной проверки является организационным и сама по себе просрочка срока проведения камералки не влечет ее недействительности.

Так суды, отмечая выход камеральной проверки за пределы установленных сроков , отмечают, что сроки установленные законом являются организационными и никак не нарушают прав проверяемого налогоплательщика».

Российским налоговым законодательством установлены несколько типов контроля за налогоплательщиками: камеральная проверка (КП) – основной тип, дополнительные – выездная и встречная.

Зачем они нужны?

К сожалению, налоговое законодательство России чересчур перегружено нормами и положениями, индекс простоты уплаты налогов всё еще далек от идеала. Это вызывает многочисленные ошибки в учете и расчетах налогов, ведь не везде трудятся высококлассные бухгалтера.

Необходимость уплаты налогов ни у кого не вызывает сомнений, однако ежегодно бюджет страны недополучает миллиарды рублей из-за «оптимизации» налоговой нагрузки компаниями, не всегда законных манипуляций с отчетностью, вывоза доходов за рубеж, «серых схем».

Пресечь такие явления – главная задача ФНС, а инструментом являются проверки.

Камеральная проверка: определение термина

Не нужно пугаться, но слово «камеральная» ‒ однокоренное со словом «камера». Это всего лишь означает, что налоговики будут работать у себя в офисе ИФНС, что закреплено в ст. 88 НК РФ. Термин «камеральная проверка» охватывает все действия инспекции по контролю за правильностью исчисления и своевременной уплате в бюджет причитающихся налогов от хозяйственной деятельности.

Важно понимать, что налоговики не должны превышать свою компетенцию и не касаться целесообразности ведения субъектом хозяйствования тех или иных товарных или финансовых операций: сам бизнес не должен являться зоной интересов для камеральной налоговой проверки, это недопустимо.

Что следует считать началом проверки? Сроки проверки

Для старта вовсе не нужно специального распоряжения руководства налоговой инспекции, как это бывает в случае выездной. Документы, (налоговые декларации и другие сведения на бумажных либо электронных носителях, отчетность), поступают к исполнителям в рабочем порядке и подвергаются проверке в течение трёх месяцев, начиная от даты поступления декларации в налоговую.

Если же подается уточненная декларация, проверочный период обнуляется и стартует заново, от новой даты подачи.

Проскочить не получится: тщательному анализу подлежат все без исключения поданные декларации. На контроль каждой поданной декларации отводится ровно 3 месяца.

С 13 июля 2017 года для КП по НДС установлен двухмесячный срок (Письмо ФНС № ММВ-2-15/112@). Сокращение сроков произошло благодаря внедрению программного комплекса АСК НДС-2.

Важно: старайтесь соблюдать сроки подачи деклараций по отдельным налогам! При задержке на 10 дней налоговая может предпринять действия по блокировке вашего банковского счета.

Порядок проведения камеральной проверки пошагово

В Российской Федерации внедрены автоматические системы проверки деклараций, такие как АИС «Налог» или АСК «НДС-2», но даже самые продвинутые алгоритмы и программы требуют личного вмешательства специалистов по налоговому учету.

Как всё работает на практике?

  1. Ввод в автоматизированную систему (АИС) всех деклараций вне зависимости от того, в каком виде они поступили – в бумажном или электронном.
  2. АИС обрабатывает информацию по своим алгоритмам, анализируя взаимосвязи между разными показателями, заодно сопоставляя «свежие» данные с данными за прошедший налоговый период (предыдущие декларации). По результатам машинного арифметического анализа автоматически формируется протокол разногласий.
  3. Анализ протокола разногласий – обязанность сотрудников ФНС. Тщательный разбор данных сразу же выявляет арифметические ошибки и расхождения, за которыми нередко прячутся серьезные нарушения законодательства. Инспектора и сотрудники ФМС дотошно сравнивают данные из поданной декларации с прочей отчетностью, устанавливают законность оснований для применения льготного налогообложения.
  4. Если выявлены существенные нарушения, это может послужить основанием для углубленной камеральной налоговой проверки (КНП). Поскольку возможности налоговиков при «камералке» ограничены законом, сведения о возможных криминальных схемах ухода от налогов могут быть внесены в специальные информационные ресурсы, которые формируют рейтинг рисков для компаний. Это обычно влечет за собой выездную проверку с обширными полномочиями, которая не заставит себя долго ждать.
  5. ФНС вправе затребовать пояснения или предоставить дополнительную отчетность, документацию.
  6. Составляется итоговый Акт.

В ходе КП с большой вероятностью вскрываются нарушения, иногда – незначительные, иногда – существенные и серьезные.

Какие типы нарушений обнаруживаются в большинстве случаев?

  • Обычные опечатки и заурядные арифметические ошибки. Злого умысла здесь нет, причина ‒ человеческий фактор.
  • Занижение налогооблагаемой базы либо искусственное завышение расходов может сигнализировать о попытке ухода от налогов, что может повлечь за собой весьма серьёзные последствия, начиная от штрафов и заканчивая уголовным делом.
  • Нестыковки между декларируемой выручкой и налогом на прибыль и расчетом НДС.
  • Пользование необоснованными льготами, например, по налогу на имущество.
  • Необоснованное заявление к возмещению НДС из бюджета.

Камеральная проверка. Документы, оформляющие ее результат

Основным документом является Акт, форма и составление которого регламентируются ст. 88 и 100 НК РФ. Он состоит из трёх частей:

  1. Кого и что именно проверяли.
  2. Описательная часть: выявленные нарушения с отсылками на соответствующие статьи налогового законодательства.
  3. Выводы и предложения по устранению, предупреждения о последствиях, сведения об установленных правонарушениях.

К Акту обычно прилагаются приложения: расчеты, справки, дополнения и другие документы: они служат доказательной базой тех нарушений и нестыковок, которые изложены в Акте.

Акт оформляется в 2 экземплярах, подписывается как руководством ИФНС, так и руководителем проверяемой компании в офисе у налоговиков. Если руководитель или уполномоченный представитель компании отказывается подписать Акт, документы направляются заказным письмом по адресу фактического местонахождения проверяемого.

Когда завершается проверка?

Моментом окончания КНП считается принятие решения по ней, а формально решение отражено в Акте. Следовательно, дата Акта является датой окончания работы ФНС по конкретной декларации.

Что происходит после проверки?

Что бывает, если умная автоматика и высококвалифицированные налоговики не обнаружили ни единой ошибки или нарушения? Не происходит ровным счетом ничего, даже простого извещения, что «всё в порядке» налогоплательщику не направляют.
Если нарушения в ходе камеральной налоговой проверки всё же обнаружены, происходит следующее:

  1. В течение 10 дней составляется Акт.
  2. В последующие 5 дней от даты составления он должен быть вручен налогоплательщику.
  3. Если налогоплательщику нечего возразить, у него остается два пути. В некоторых случаях можно всё пересчитать заново и подать уточненную декларацию. Второй путь – добровольно уплатить в бюджет все доначисленные налоги и пени.
  4. Если проверяемый не согласен с актом, он подает возражения в ФНС, на это законом отводится один месяц. Возражения рассматриваются, принимаются либо отклоняются налоговой.

Как оспорить результат камеральной проверки?

Нужно в месячный срок составить возражения и направить их ИФНС. Следует избегать неточных, отвлеченных формулировок, обязательно подкрепляя свои аргументы ссылками на законодательство, приложить дополнительные документы, отчетность, справки, сведения от банков или контрагентов.

Как последний шанс доказать свою правоту налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий орган ФМС. Если даже там справедливости добиться не удалось, нужно подавать в арбитражный суд. Обычно неуплаченные налоги и пени всё равно взыскиваются налоговиками в бесспорном порядке, но зато остается шанс вернуть ошибочно уплаченные суммы, пусть и со значительной задержкой.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Выездная проверка обычно случается, если организация каким-то образом «засветилась», вызывала подозрение у налоговиков и попала в их пресловутый «план».

Основания для КНП – только лишь факт подачи декларации. Она же (декларация) имеет четко очерченные временные рамки, которые ограничивают проверяемый налоговый период.

При выездной же «трясут» компанию за истекших три года перед годом проверки, причем проверяющие могут «копать» достаточно глубоко. Нагрянуть к проверяемому с выездной проверкой можно два раза в год, а при «камералке» так сделать не получится: сколько деклараций, столько и проверок.

Конечно же, основное и всем известное отличие КНП от выездной – место проведения. Выездная – в гостях у налогоплательщика по фактическому адресу, «камералка» — в офисе ИФНС.

Сроки КП и выездной также не совпадают: в первом случае 2 месяца, во втором – 3.

Знаете ли вы? В 2017 году число камеральных проверок в России составило 41 миллион, из них в Москве – 5,38 млн.

Существенные различия содержаться в методике проведения выездной проверки и КП.

«На выезде» арсенал средств исключительно велик: это и допрос, экспертизы, осмотры, выемка документов, запросы сведений в банках и у контрагентов.

Камеральная проверка – тихий и скучный анализ представленной декларации, о проведении которого налогоплательщик может и не знать – уведомление налоговые органы посылать не обязаны.

Камеральная налоговая проверка проводится регулярно и давно стала рутинной процедурой. Чтобы избежать проблем, нужно не только соблюдать действующее законодательство РФ, но и уделять больше внимания заполнению деклараций, проверять правильность бухгалтерских расчетов, периодически проводить внутренний любо внешний аудит.

Порядок и основания проведения КНП установлены в ст. 88 НК РФ

Проводится она по месту нахождения налогового органа, т.е. соответствующего территориального подразделения ФНС России, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Исключения имеются только для категории крупнейших налогоплательщиков, камеральная проверка по которым может проводиться по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

По месту нахождения налогоплательщика КП проводиться не может. Это законом не допускается.

Что проверяют?

Налоговый орган согласно п. 1 ст. 88 НК РФ осуществляет исследование на предмет соответствия налоговому законодательству налоговых деклараций и налоговых расчетов, а так же других документов о деятельности налогоплательщика.

При проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правда, есть три исключения, которые указаны в п. 6 ст. 88 НК РФ – при использовании налогоплательщиком налоговых льгот, п. 8 ст. 88 НК РФ – при предоставлении декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, п. 9 ст. 88 НК РФ – по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Решение о проведении камеральной налоговой проверки не выносится. Налогоплательщик может и не знать, что в отношении него ведется налоговый контроль в форме камеральной проверки.

В качестве примера могу привести постановление ФАС ВСО от 27.09.

2005 года № А33-5200/05ФО2-4213/05-С1, которым налогоплательщику было разъяснено, что проведение КНП без уведомления последнего не нарушает его законных прав и интересов.

Источник: http://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-nalogovaya-proverka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.