+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

Содержание

Откройте, к вам налоговый инспектор с осмотром… | Журнал « книга» | № 5 за 2012 г

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

→ Бухгалтерские статьи

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 24 февраля 2012 г.

журнала № 5 за 2012 г. Рассмотренные в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна.

Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы.

Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра — установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:

  • не находится по месту своей регистрации;
  • не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы приняли к вычету НДС.

В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгодып. 5 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 и снять вам и расходы, и вычеты НДС.

Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Когда по НК могут провести осмотр

Осмотр упоминается во многих нормах Налогового кодексаподп. 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 НК РФ, а процедура его проведения четко изложена в ст. 92 НК РФ.

При этом в Кодексе приводятся такие процедуры контроля, как осмотр документов, предметов и помещений (территорий).

Причем прямо сказано, что осмотр предметов инспектор может провести вне рамок выездной проверкип. 2 ст. 92 НК РФ.

Вместе с тем территории и помещения нельзя отнести к предметам. Поэтому доступ на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъявивп. 1 ст. 91 НК РФ:

  • решение о проведении выездной налоговой проверки;
  • служебные удостоверения.

Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов, еслип. 1 ст. 91 НК РФ:

  • они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
  • их должности и ф. и. о. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.

За это организации ничего не грозит.

Должности и ф. и. о. явившихся к вам инспекторов должны совпадать с теми, которые указаны в решениип. 2 ст. 89 НК РФ. Кроме того, налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещения, принадлежащие именно проверяемому налогоплательщикуп. 1 ст. 92 НК РФ.

А провести, к примеру, в рамках проверки вашей организации осмотр помещений ваших поставщиков налоговики не вправе. И если осмотры проведены с нарушениями, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушениип. 4 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64, ст.

 68 АПК РФ.

В то же время в НК РФ не урегулирован вопрос о том, можно ли осматривать помещения и территории контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проходит выездная проверка, с согласия этого контрагента. Это порождает споры о законности полученных при таком осмотре доказательств.

Как проводят осмотры на практике

К сожалению, положения НК инспекторам зачастую не указ. Они осматривают помещения и территории:

  • в рамках камеральных проверок;
  • принадлежащие не только организациям, в отношении которых проводят налоговую проверку, но и их контрагентам.

Ссылаясь на п. 3.1 ст. 7 Закона о налоговых органахЗакон от 21.03.

91 № 943-1, они считают себя вправе в любое время осматривать любые помещения и территории, используемые организациями и гражданами для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения.

При этом они абсолютно игнорируют тот факт, что та же норма Закона указывает, что осмотры должны проводиться в порядке, установленном НК РФ. То есть с учетом всех тех ограничений, о которых мы уже говорили.

Источник: http://GlavKniga.ru/elver/2012/5/485-otkrojte_vam_nalogovij_inspektor_osmotrom.html

Обследование помещений при камеральной проверке

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

1.

Камеральная проверка. 1.1. На что обратить внимание в 2018 года.

1.2. Система BIG DATA АСК НДС-2.

1.3. Пять причин потребовать пояснения и документы при камеральной проверке.

1.4. Вы получили требование – как действовать? 2. Выездная проверка. 2.1. Одиннадцать причин для проверки вашей компании.

Ваш бизнес в группе риска? Проверьте. 2.2. Как не попасть в список претендентов на проверку или секреты предпроверочного анализа. 2.3. Кейс: Как проявить должную осмотрительность и не отвечать за грехи контрагента.

2.4. Этапы проверки: осмотр, выемка документов, экспертиза и др. Законность проведения проверочных мероприятий.

Правила поведения контролеров во время налоговой проверки. 2.5. Десять правил выживания при налоговой проверке.

Следственные действия и налоговые проверки в офисе компании

ПРАВОВОЙ АЛЬЯНС — юридическая компания, сопровождающая бизнес-интересы национальных, иностранных и международных компаний на территории Украины и ряда стран СНГ.

НАШИ КЛИЕНТЫ представляют индустрии фармацевтики, медицинских изделий, товаров народного потребления, медицины, косметики, парафармацевтики, химии, биотехнологии, сельского хозяйства и продуктов питания. ВЕДУЩИЕ АССОЦИАЦИИ — AIPM Ukraine, APRaD и Комитет здравоохранения Европейской Бизнес Ассоциации избрали Правовой Альянс своим юридическим советником.

Зачастую при визите правоохранительных либо фискальных органов руководители и персонал фармацевтических компаний не знают как обезопасить себя от незаконных действий. В связи с этим возникают большие риски для бизнеса компании, утечки конфиденциальной и коммерческой информации.

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е

Проект Федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» устанавливает уголовную ответственность за похищение человека с целью вступления в брак.

По мнению авторов законопроекта неурегулированность данного вопроса создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной).

Целью законопроекта

«О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

является законодательная регламентация деятельности социальных сетей. Законопроектом предлагается запретить пользование социальными сетями лицам, не достигшими 14-летнего возраста. Кроме того, предлагается законодательно закрепить порядок регистрации пользователя социальной сети.

Формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – вид деятельности уполномоченных органов налоговой администрации, реализуемый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм законодательства и проверки полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Можно выделить четыре формы налогового контроля.

  1. мониторинг и оперативный налоговый контроль;
  2. камеральный и выездной налоговый контроль;
  3. государственный налоговый учет ;
  4. административно-налоговый контроль.

Государственный налоговый учет как форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Защита при налоговых проверках

Если вашему предприятию предстоит проверка со стороны контролирующих органов, то следует заранее побеспокоиться о предотвращении ее негативных последствий.

Субъектов, которые правомочны проверять деятельность предприятий, множество.

Контроль вправе осуществлять налоговые органы, прокуратура, финансовые инспекции, а также ряд иных правоохранительных органов и должностных лиц (при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований). Проверки правоохранительных органов (полицейские, налоговые) проводятся для выявления каких-либо нарушений, допущенных компанией.

Для успешного прохождения данной процедуры, для защиты интересов организации, идеальным вариантом является присутствие на подобном мероприятии опытного юриста или адвоката.

Для того чтобы стрессовые ситуации возникали как можно реже, а если и возникали, то заканчивались как можно более безболезненно, необходимо знать свои права, а также права и обязанности представителей тех самых правоохранительных органов.

Источник: http://help37shop.ru/obsledovanie-pomeschenij-pri-kameralnoj-proverke-19286/

Налоговый контроль: как и когда проводится осмотр помещений

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

Одним из инструментов налогового контроля является осмотр помещений. Как этот процесс проходит? В каких случаях налоговые инспекторы могут к нему прибегать? Может ли налогоплательщик отказать представителям ФНС в проведении осмотра?

Правовая основа

Полномочия осматривать помещение налогоплательщика проверяющим из ФНС дает подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Осмотру может быть подвергнуто любое помещение, которое субъект бизнеса использует в своей хозяйственной деятельности — производственное, складское, торговое и прочее.

Чтобы провести осмотр, представители налогового органа должны получить от проверяемого субъекта доступ на его территорию. Собственно, сама эта территория также может быть осмотрена. На основании пункта 5 статьи 92 НК РФ, представитель ФНС должен составить протокол осмотра.

Когда может быть произведен осмотр

Осмотр помещений и территории как мера налогового контроля может производиться:

  • в рамках выездной налоговой проверки;
  • в рамках камеральной налоговой проверки — в строго определенных случаях;
  • вне рамок проверочных мероприятий.

Осмотр при выездной проверке

Проведение осмотра при ВНП регламентировано пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В ней сказано, что должностное лицо налогового органа, который производит выездную проверку, вправе осматривать территорию и помещение налогоплательщика для выявления значимых обстоятельств.

Если выездная проверка приостановлена, то в период приостановки проводить осмотр запрещено.

Осмотр при камеральной проверке

Территория и помещения проверяемого субъекта могут быть осмотрены в ходе камеральной проверки по НДС-декларации, которая:

  • содержит сумму НДС к возмещению;
  • содержит несоответствия, которые говорят о том, что налогоплательщик либо занизил сумму НДС к уплате, либо завысил налоговый вычет.

С согласия проверяемого лица его предметы и документы могут быть осмотрены вне проверки

Осмотр вне рамок проверки

Должностное лицо может осматривать предметы и документы налогоплательщика и за рамками проверки в двух случаях:

  1. Если они были получены при осуществлении налогового контроля.
  2. Если налогоплательщик согласен на их осмотр.

Процесс проведения осмотра в отношении компаний и ИП

Итак, налоговые инспекторы приехали к вам на осмотр. Дадим ответы на вопросы, которые при этом обычно возникают у проверяемых налогоплательщиков.

На основании каких документов действуют инспекторы?

Это зависит от того, на каком основании они проводят осмотр:

  1. При выездной проверке — на основании решения руководства ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
  2. При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем ИФНС либо его заместителем.

Явившись на осмотр, специалисты ИФНС должны предъявить один из упомянутых документов вместе со служебными удостоверениями.

Предупреждают ли инспекторы о визите?

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений. Однако Налоговый кодекс не содержит положений, которые обязывают специалистов и ФНС заранее об этом предупреждать. Так что визит инспектора может стать сюрпризом.

В какое время может быть произведен осмотр?

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка.

Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет.

В этом случае процесс можно продолжить с согласия проверяющего.

Что могут и что не могут осматривать инспекторы?

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Вправе ли проверяющие осматривать ПО на компьютере?

Инспекторы могут осмотреть компьютер налогоплательщика — ПО и содержащуюся на нем информацию

Да, это законно (определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315).

Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате.

Однако без просмотра установленных программ провести осмотр ПК невозможно, поэтому проверяющие могут запускать и осматривать ПО.

Кто должен присутствовать при осмотре?

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и понятых.

Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Однако на практике бывало, что суды, признав неправомерность проведения осмотра без понятых, все же соглашались с его выводами о том, что деятельность контрагента проверяемого субъекта в действительности не велась.

Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Кроме того, пункт 3 статьи 91 НК РФ дает в таком случае право инспекторам самостоятельно определить сумму налога к уплате по имеющимся сведениям и аналогичным случаям.

Это право подкреплено определением ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031. То есть начислить к уплате могут весьма значительную сумму, оспорить которую в судебном порядке будет непросто.

Осмотр помещения физлица

Может ли представитель ФНС провести осмотр помещения, которое принадлежит физическому лицу, а не субъекту бизнеса? Ведь граждане также являются налогоплательщиками и в некоторых случаях могут быть подвергнуты выездной налоговой проверке. В частности когда применяют имущественный вычет на новое строительство в пределах 2 млн рублей.

В качестве подтверждения произведенных расходов физические лица предоставляют кассовые и товарные чеки, квитанции ПКО, выписки из банка, акты и прочие документы.

Однако налоговый орган по месту жительства физлица может принять решение о проведении в его отношении выездной налоговой проверки. Этот процесс регулируется статьей 89 Налогового кодекса.

В результате проверки инспекция может подтвердить право гражданина на имущественный вычет либо отказать в его предоставлении.

Важный нюанс! Российское законодательство не позволяет должностным лицам проникать в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц. Таким образом, если гражданин не хочет, он может не пускать выездную проверку на свою территорию.

В этом случае проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа. В ее рамках проверяющие смогут:

  • запросить у физлица документы;
  • требовать представления документов и информации в отношении проверяемого гражданина у лиц, которые могут ею располагать;
  • осматривать все, что располагается в нежилых помещениях проверяемого лица;
  • допросить физических лиц — свидетелей с целью выяснить значимую для налогового контроля информацию;
  • привлечь экспертов и иных специалистов.

Источник: http://KonturSverka.ru/stati/nalogovyj-kontrol-kak-i-kogda-provoditsya-osmotr-pomeshhenij

Осмотр помещений контрагента

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Сегодня рассмотрим вопрос: Имеют ли право налоговые органы проводить осмотр помещений контрагента проверяемого налогоплательщика?

Предыстория вопроса

Одной налоговой Инспекцией проводиться выездная налоговая проверка. Проводящие проверку инспектора хотели направить поручение о проведение осмотра контрагента в налоговую Инспекцию по месту учета контрагента.

Однако начальница Инспекции сказала им самим провести осмотр помещений контрагента. В связи с этим участник «Форума налоговиков – Фискалы.

Ру» в теме «Осмотр помещений контрагента не состоящего на учете в Инспекции» задается вопросом о правомерности проведения осмотра помещений организации состоящей на учете в другой налоговой Инспекции.

Читаем Кодекс

Для начала давайте посмотрим, что нам предписали законодатели в Налоговом кодексе – ст. 92 НК РФ.

п. 1 ст. 92 НК РФ: должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Т.е. п. 1 ст. 92 НК РФ дает право налоговым органам проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов только налогоплательщика, у которого проводиться выездная проверка. Также стоит отметить, что данный пункт позволяет провести осмотр только инспекторам включенным в состав проверяющей группы.

  п. 2 ст. 92 НК РФ: осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Как видно из приведенной нормы п. 2 ст. 92 НК РФ проведение осмотра вне рамок выездной проверки допускается только в отношении документов и предметов, и только с согласия владельца.

  п. 3 ст. 92 НК РФ — осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

  п. 4 ст. 92 НК РФ — в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

  п. 5 ст. 92 НК РФ — о производстве осмотра составляется протокол.

Таким образом, положения ст. 92 НК РФ не наделяют налоговые органы правом проводить осмотр территорий и помещений организаций вне рамок выездных налоговых проверок. В том числе нельзя проводить осмотр контрагента проверяемого налогоплательщика, как налоговому органу проводящему выездную проверку, так и налоговому органу по месту учета контрагента.

Позиция судов по вопросу правомерности проведения осмотра помещений и территорий контрагента проверяемого налогоплательщика

Судебная практика весьма разнообразна. Суды то принимают протоколы осмотров помещений контрагентов, то не принимают.

Отдельно стоит учесть позицию Пленума ВАС РФ высказанную в проекте Постановления «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», который так до сегодняшнего дня так и не перерос статус «проекта»… Так в п. 23 данного проекта указано:

Пунктом 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.

Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Суть большого количества судов по данному вопросу можно выразить следующим образом. В случае, если налоговым органам собрана сильная доказательная база по контрагенту-однодневке, то суды принимают и протокол осмотра.

Если нет то, отменяя решение налогового органа, заодно и протокол осмотра судом не принимается.

При этом отрицательные решения для налоговых органов в основном звучат в случаях осмотров вне рамок выездных проверок, а не осмотров контрагентов, хотя, на мой взгляд, это одно и тоже с точки зрения Кодекса.

Осмотр территорий и помещений контрагента неправомерен

Так, например, ФАС ПО в Постановлении от 08.12.2011 г. по делу № А55-3314/2011 указал:

Правомерно не принят довод налогового органа о том, что в ходе повторной выездной налоговой проверки был проведен осмотр юридического адреса ООО «Сфера», в результате которого выявлено, что ООО «Сфера» по данному адресу не находится и никогда не находилось, поскольку ответчиком осмотр помещения (территории) производился в 2010 году, при этом гражданско-правовые отношения между заявителем и его контрагентом по поставке продукции имели место в 2007 году и в соответствии со статьей 92 НК РФ осмотр помещений может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки и только в отношении того лица, которое проверяют.

Следовательно, протокол осмотра помещения контрагента не может являться доказательством получения необоснованной налоговой выгоды заявителем.

Осмотр территорий и помещений контрагента правомерен

Примером противоположной указанной выше позиции ФАС ПО может служить Постановление ФАС ВСО от 23.09.2010 г. № А33-166/2010, в котором указано следующее:

Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы праве: проводить проверки в порядке, установленном Кодексом; в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

В пункте 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснений налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сбора), проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Пунктами 3, 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.

1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам также предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, определяемых Кодексом, в том числе путем обследования с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации при осуществлении своих полномочий производственных, складских, торговых и иных помещения организаций и граждан.

Суды пришли к правильному выводу о том, что из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.

Кроме того, из статьи 92 Налогового кодекса Российской Федерации не следует запрет на осмотр помещений и территорий контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, с целью подтверждения правильности информации, отраженной в представленных им первичных документах.

Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что налоговая инспекция в пределах установленной законом компетенции провела осмотр помещений в качестве мероприятий налогового контроля.

Доводы кассационной жалобы в данной части основаны на неправильном применении указанных выше норм материального права и не влияют на правильность вывода судов о соответствии оспариваемых действий налоговой инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации.

Суды пришли к обоснованному выводу о том, что иное их толкование противоречило бы осуществлению налоговыми органами действенного и своевременного контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исполнения обязанности по уплате налогов и сборов недобросовестными налогоплательщиками, сообщающими при подаче заявления о государственной регистрации юридического лица, заявления о внесении изменений в учредительных документы юридического лица недостоверные сведения об юридическом адресе налогоплательщика и другой информации.

При этом апелляционный суд правильно указал, что сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем основания для признания незаконными действий налоговой инспекции по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.

Довод общества о том, что использование полученной с нарушением законодательства информации также является незаконным в силу статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает имущественные права налогоплательщика, несостоятелен.

Как налоговики должны доказывать, что контрагент по адресу не располагается?

У читающих данную статью налоговиков, наверное, возникает вопрос: какие мероприятиями нужно провести, что бы собирать доказательную базу о том, что контрагент не находится по месту нахождения и не каких вопросов к данным мероприятиям не у налогоплательщика, не у суда не возникало?

Я рекомендует провести следующие мероприятия:

  • установить собственников помещений по месту нахождения контрагента-однодневки;
  • получить у собственников помещений копии свидетельств о регистрации права собственности на помещения, копии договоров аренды (субаренды – при наличии) с контрагентом – путем истребования документов по ст. 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • провести допросы собственников (представителей собственников) помещений на предмет наличия договора аренды (субаренды) с контрагентом-однодневкой.

Если контрагент-однодневка зарегистрирован по несуществующему адресу, то данный факт следует зафиксировать путем направления запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества, обладающие сведениями о регистрации адресов объектов недвижимости, а также в территориальные отделения Почты России.

Стоит ли контрагенту позволять налоговикам проводить осмотр помещений и территорий?

Как и описывалось выше, у налоговых органов нет полномочий проводить осмотр территорий и помещений контрагента. Поэтому, отказ контрагента в доступе налоговиков на территорию (в помещение) не влечет для него не каких последствий.

*****

Компания «Кан-Строй» осуществляет следующие работы по благоустройству территорий: озеленение, земляные работы, вывоз грунта/снега/мусора, асфальтирование, ландшафтный дизайн и многое другое. Подробнее http://kan-stroy.ru/

Источник: https://blogfiscal.info/?p=7304

Если налоговики пришли с осмотром вне выездной проверки

Осмотр помещения при налоговой проверке (Егорова Е.)

Какие проверки могут проводится одновременно с выездной налоговой проверкой? С этим вопросом обратилась крупная строительная компания ОАО «Инжспецстроительство» (название, безусловно, изменено) в Управление ФНС по Московской области. И не из праздного интереса, а предыстория была такая.

ОАО «Инжспецстроительство» имеет несколько обособленных подразделений (филиалов) по России и относится к крупнейшим налогоплательщикам Соответственно и выездные налоговые проверки здесь не редкость и проходят они ежегодно с привлечением инспекторов местных налоговых органов.

Однако, в ходе проведения очередной выездной налоговой проверки, по одному из филиалов налоговый орган стал проводить дополнительные мероприятия налогового контроля вне рамок выездной проверки.

Справка

Инспекторы вправе вызывать в налоговые органы организации и предпринимателей для дачи пояснений как в связи с налоговой проверкой, так и в иных случаях, которые связаны с исполнением налогового законодательства. Вызывать налогоплательщиков инспекторы могут на основании письменных уведомлений.

Инспекцией ФНС по г.

Домодедово было выписано поручение, согласно которому сотрудникам инспекции поручается «Провести проверку по соблюдению налогового законодательства по вопросам постановки на налоговый учет и осмотра помещений и территорий, используемых налогоплательщиками для извлечения дохода (прибыли), осуществляющих предпринимательскую деятельность, расположенных на территории городского округа Домодедово».

За разъяснениями о законности подобных мероприятий вне проводимой выездной налоговой проверки ОАО «Инжспецстроительство» обратилось в Управление ФНС по Московской области со следующими доводами.

Доводы налогоплательщика

ОАО «Инжспецстроительство» получило вышеупомянутое поручение от 24 апреля 2012 г. № 83, подписанное заместителем начальника ИФНС по г. Домодедово Московской области.

При этом в настоящее время в обществе проводится выездная налоговая проверка МРИ ФНС № 45 по г.

Москве по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2009-2010 годы на основании решения о проведении выездной налоговой проверки от 1 февраля 2012 г.

№ 09/804 (далее — Решение), в проведении которой указанные сотрудники не только не участвуют, но и не включены в состав проверяющей группы.

Несмотря на то, что сотрудники, указанные в поручении, не включены в состав группы, участвующей в проведении выездной налоговой проверки, 24 апреля 2012 года работниками ИФНС по г. Домодедово Московской области был проведен осмотр помещений и территории филиала общества, а также составлен протокол. Экземпляр протокола осмотра ОАО «Инжспецстроительство» предоставлен не был.

ОАО «Инжспецстроительство» считает данное поручение и проведенные контрольные мероприятия незаконными по следующим основаниям.

Во-первых, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговой инспекции или его заместителя руководителя Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. В нарушение указанных нормативных актов основанием для проведения проверки послужило поручение налогового органа, которое не соответствует утвержденной форме.

Во-вторых, в нарушение в данном поручении не содержатся сведения, наличие которых предусмотрено пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса, а именно не указаны предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, и периоды, за которые проводится проверка.

В-третьих, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ). С 1 февраля 2012 года по настоящее время в ОАО «Инжспецстроительство» проводится выездная налоговая проверка МИ ФНС № 45 по г.

Москве на основании Решения № 09/804. Сотрудники, указанные в поручении от 24 апреля 2012 года № 83, отсутствуют в числе тех, кому было поручено проведение проверки.

Таким образом, данная выездная налоговая проверка проводится как самостоятельная, что противоречит пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса.

Внимание

Налоговым органам дано право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

И, наконец, в-четвертых, в случае, если проверка проведена в рамках контрольных мероприятий по Решению, это не соответствует пункту 2 статьи 89 и пункту 1 статьи 92 Налогового кодекса. Так, сотрудники, указанные в поручении отсутствуют в упомянутом Решении. Соответственно, данные сотрудники не имели законных оснований проводить контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки.

Кроме того, ранее Управлением ФНС РФ по Московской области уже указывалось ИФНС России по г. Домодедово на несоблюдение требований Налогового кодекса (письмо УФНС по Московской области от 14 марта 2012 г. № 07-12/11461).

ОАО «Инжспецстроительство» считает, что данные действия должностных лиц Инспекции ФНС России по г. Домодедово по несоблюдению нормативно-правовых актов нарушают его права и законные интересы, поскольку Инспекцией грубо нарушены нормы действующего законодательства.

Согласно статье 33 Налогового кодекса должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Таким образом, действия инспекции является незаконным и необоснованным.

Позиция УФНС по Московской области

Управление ФНС по Московской области, рассмотрев жалобу на действия ИФНС, сообщило следующее.

К числу налоговых проверок статьей 87 Налогового кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговый кодекс различает указанные формы налогового контроля, определив в рамках каждой из них права и обязанности как проверяемых, так и налоговых органов.

Согласно подпунктам 4, 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса инспекторы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы организации и ИП для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства. Той же нормой налоговым органам дано право осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Инспекторы могут проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Но все это возможно лишь при выполнении налоговиками правил, предусмотренных Налоговым кодексом, и соблюдении установленной процедуры.

Это важно

Управление ФНС сделало вывод о том, что осмотр помещений налогоплательщика допускается вне проведения выездной налоговой проверки. Аналогичная позиция излагалась и служителями Фемиды при рассмотрении спора в ФАС Северо-Кавказского округа.

Налоговый контроль проводится должностными лицами инспекций в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений фирм и предпринимателей, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах.

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения инспекции на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком или имеющихся у налогового органа.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки (п. 1, 2 ст. 91 НК РФ).

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для ведения бизнеса территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по в рамках налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Из анализа приведенных норм Управление сделало вывод о том, что осмотр помещений налогоплательщика допускается вне проведения выездной налоговой проверки. Кроме того, по мнению УФНС фирма не представила доказательств своего несогласия с проведением у нее осмотра в соответствии с пунктом 2 статьи 92 Налогового кодекса.

Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Северо – Кавказского округа от 20 февраля 2009 г. по делу № А32-11135/2008-58/221 (определением ВАС РФ от 8 июня 2009 г. № В АС-4120/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Заключение

Данное заключение, по мнению налогоплательщика, не является бесспорным. Однако следует отметить, что жалоба в УФНС по Московской области не осталась не замеченной: дальнейших мероприятий налогового контроля со стороны ИФНС по г. Домодедово и принятия решений по уже проведенным не последовало.

Р.В. Нестеров, налоговый юрист для журнала «Практическая бухгалтерия»

К Вам пришла проверка

С бератором вы будете знать, кто может приостановить деятельность фирмы, чего хочет полиция, налоговая инспекция, пожарные и трудовики, а теперь еще и экологи, таможенники и страховщики Вы будете готовыми к приходу проверяющих из любой инстанции ежедневно и в любое время.
Узнайте больше >>

Источник: Бухгалтерия.ру

Источник: https://otchetonline.ru/art/audit/36500-esli-nalogoviki-prishli-s-osmotrom-vne-vyezdnoy-proverki.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.