+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

Порядок и срок дознания

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

Срок дознания и его порядок имеют особое значение при расследовании преступлений. Данные позиции оговариваются законом и определяют рамки, позволяющие устанавливать истину как можно быстрее и точнее. Именно потому этим вопросам уделяется настолько пристальное внимание.

Что такое дознание

Данный вид деятельности в настоящее время определяют, как самостоятельную форму предварительного расследования, осуществляемую соответствующими должностными лицами, а именно дознавателями. Это наиболее точное и краткое определения понятия дознания, которое, в свою очередь, также подразделяется на некоторые виды.

Принципиально важно видеть отличия между данной деятельностью как формой расследования и предварительным следствием. Значимое различие – субъекты осуществляемых действий. В первом случае это дознаватели, сотрудники органов дознания, а во втором – следователи, и разграничивают их соответствующие полномочия.

Основными задачами дознания признаются те, которые предусмотрены в самом уголовном процессе, а именно – возбуждение дела, оперативное раскрытие преступления, предъявление обвинения, уголовное преследование, рассмотрение материалов в суде, освобождение от ответственности, – все это является важными направлениями деятельности правоохранительных органов.

Если говорить о целях данной деятельности, то они очевидны и вытекают из самой сути дознания. Любые действия сотрудников данных органов, а также органов следствия направлены на то, чтобы достигнуть наиболее низкого уровня преступности, а также по возможности предотвратить ее дальнейшее развитие.

Кроме того, всегда нужно помнить, что задачи и цели взаимосвязаны между собой. От точного и быстрого выполнения первых зависит достижение вторых, это, в свою очередь, создает слаженную систему борьбы с преступностью и условия для ее предотвращения. Для этого нередко, а точнее сказать, практически всегда органы дознания и следствия объединяют усилия и сотрудничают друг с другом.

Система правоохранительных органов в Российской Федерации очень обширна. Она включает в себя огромное количество структур и подструктур. Однако всегда нужно разграничивать эти органы, что можно сделать, изучив полномочия и направления деятельности.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет перечень, отражающий все те структуры, которые вправе осуществлять дознание и обладают рядом необходимых для этого полномочий. К ним относятся органы внутренних дел, органы государственного пожарного надзора, Федеральная служба служебных приставов и начальники органов военной полиции. Перечень исчерпывающий, как фиксирует закон.

Также в некоторых случаях может быть оказано влияние на данную деятельность, например прокурором продлен срок дознания, и расследование не остановлено. Кроме этого, УПК РФ закрепляет исключения, в случае которых и иные органы, помимо перечисленных, могут осуществлять возбуждение уголовного дела или выполнять неотложные следственные мероприятия.

Полномочия дознавателей

Для достижения определенных целей и решения задач органы дознания наделяются определенным полномочиям, которые также закрепляет уголовно-процессуальный кодекс РФ. Они подразумевают наличие некоего права совершать те или иные действия. Перечень их не исчерпывающий, и допускает более широкий круг действий дознавателей, что никак не ограничивает их работу.

Итак, к полномочиям органов дознания можно отнести следующее: возбуждение уголовного дела, проведение неотложных следственных мероприятий, если того требует дело, проведение дознания в том числе по тем случаям, где предварительное расследование не обязательно, а также ряд иных действий, которые устанавливаются законом. Эта оговорка поясняет, что здесь перечень вовсе не исчерпывающий.

Виды дознания

Выделение нескольких форм дознания осуществляется в зависимости от необходимости предварительного следствия. Иных классификаций встретить практически невозможно, на них не влияют ни срок дознания, ни его порядок. Итак, основное и всегда применяемое деление представляет собой две формы, а именно – дознание с обязательным предварительным следствием и дознание, где оно необязательно.

Такой подход применяется в зависимости от рода дел. Некоторые из них не требуют вмешательства следственных органов, соответственно, в их привлечении нет необходимости, что значительно упрощает работу дознавателей, оставляя все исключительно под их контролем. Второй же вариант – абсолютная противоположность. Примером могут служить дела, где необходимы неотложные следственные действия.

Срок дознания

Для точного осуществления данной деятельности необходимо соблюдать ряд правил и ограничений, которые устанавливаются законом, иначе есть риск не прийти к необходимому результату. Статья 223 УПК РФ закрепляет основной из таких моментов, и это срок. Уголовный процесс уделяет наибольшее внимание данному вопросу, определяющему периоды времени, значимые для дела.

Деятельность органов дознания осуществляется в течение тридцати суток с того момента, как было возбуждено уголовное дело. Безусловно, есть возможность продлить его до двух месяцев, и даже до шести. Однако все это необходимо осуществлять только на основания постановления прокурора, самостоятельности в этом вопросе дознаватели не имеют.

Максимальный срок дознания, согласно нормам уголовно-процессуального закона, – двенадцать месяцев, хотя встречались и иные случаи, переходившие за эту цифру. Однако чтобы продлить расследования на такой значительный период времени, также необходимо согласие прокурора, подтвержденное постановлением.

Порядок

Деятельность органов дознания ограниченна значительно больше, нежели следствия. Вопросы относительно совершения каких-либо процессуальных или следственных действия сотрудники данных структур осуществляют под контролем руководителя или даже прокурора, что порой требует немало времени.

Возможно приостановление или возобновление дознания, в случае если этого требует дело. Однако самостоятельно также принять подобное решение сотрудник органов не может. Смысл всего вышесказанного – в том, что дознаватели обладают рядом полномочий и могут свободно осуществлять их в пределах, устанавливаемых законом, но при этом четко соблюдая некие границы.

Самым главным в соблюдение правильного порядка является срок дознания, о котором было сказано выше. Его нарушение может привести к тому, что все действия сотрудников окажутся бессмысленными и утратят свою силу в процессе установления истины. Именно поэтому порядок и сроки дознания – очень важные взаимосвязанные элементы.

Значение дознания

Весь смысл данной формы осуществления расследования заключается в трех очень важных моментах, полностью отражающих ее. Они определяют всю сущность дознания как важного элемента всей правоохранительной деятельности, с теоретической точки зрения. Хоть многие ученые и спорят об этом, все же можно обозначить то основное, что поможет в полной мере оценить значение данной деятельности.

Итак, первый важный аспект – неотвратимость наказание или ответственности. Это важно, так как истина постигается путем получения достоверных и подтвержденных фактов. Второй – появление нового участника, а именно обвиняемого, что немаловажно для процесса в целом. И третий, последний аспект, – формирование в процессе дознания документов для суда, что также немаловажно.

Источник: http://fb.ru/article/260592/poryadok-i-srok-doznaniya

Орган дознания как форма предварительного расследования (стр. 1 из 13)

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

Введение

1. Место и роль органа дознания в уголовном процессе

1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России

1.2 Система органов дознания в современной России

1.3 Полномочия органов дознания, как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения

2. Орган дознания как форма предварительного расследования

2.1 Возбуждение уголовного дела

2.2 Следственные действия

2.3 Окончание следственных действий

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Сегодня новая Россия встала на путь продвижения к правовому государству.

Именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

У простого человека зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону властвующих.

В настоящее время в соответствии со ст.223 УПК РФ, под дознанием понимается процессуальная деятельность дознавателя (следователя), состоящая в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения.

Итак, в настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, а так же проблематика данного исследования по-прежнему несёт актуальный характер.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме “Уголовно-процессуальная деятельность органа дознания”, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

В качестве правовой базы дипломного исследования использовались положения Конституции РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Конституционного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы милиции общественной безопасности МВД России и службы дознания в её структуре, а также иные документы, имеющие отношения к рассматриваемым проблемам.

Объектом исследования является уголовно – процессуальная деятельность органов дознания, действующая в пределах установленной законом компетенцией.

Предметом исследования является действующее законодательство РФ о деятельности дознания, в том числе это нормы уголовно – процессуального законодательства РФ, нормативные акты и положения проекта УПК РФ.

Целью исследованияявляется комплексное изучение и исследование проблем деятельности органа дознания в уголовном процессе России.

Поставленная цель определила разрешение следующих основных задач:

определить понятие и сущность дознания, его роли и места в системе органов внутренних дел;

раскрыть и изучить полномочия органа дознания;

рассмотреть дознание в процессе предварительного расследования;

раскрыть особенности уголовно – процессуальной деятельности органа дознания в современных условиях;

осмысление и уяснение, ее содержания с тем, чтобы в дальнейшем применять его на практике.

При проведении исследования данной дипломной работы были использованы следующие методы:

метод научного анализа;

метод научного синтеза и обобщения;

метод моделирования – это моделирование на основе полученных данных авторского ведения в раскрытии поставленной проблематики.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа процессуальной деятельности органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела как правового явления, института, присутствующего в УПК РФ.

В работе сформулированы выводы и предложения, направленные на совершенствование правового регулирования процессуальной компетенции органов дознания.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования работы состоит в том, что содержащиеся выводы и предложения могут быть использованы в целях дальнейшего развития института дознания, совершенствования форм досудебного производства и системы органов дознания.

Теоретическая база исследования основана на работах авторов в области уголовного процесса, уголовного права, и других наук: Е.Н. Арестова [11], Б.Т. Безлепкин [13], С.И. Викторский [15], Н.Ф. Герасимов [17], Л.Н. Гребенщикова [18], Е.А. Доля [21], Ю.Д. Ларин [24], Т.Н. Москалькова [28], В.Л. Попов [31], А.П. Рыжаков [35] и других авторов.

Структура дипломной работы: состоит из введения, двух глав, объединивших шесть параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

Материалы дипломной работы также могут использоваться: в законотворческой деятельности при совершенствовании действующего уголовно – процессуального законодательства; в ведомственном нормотворчестве; в правоприменительной деятельности дознавателей, следователей, прокуроров; при проведении курса уголовного процесса, спецкурсов, посвящённых изучению деятельности органов дознания; в системе повышения квалификации практических работников, а также при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике.

1.1 Понятие и сущность дознания в уголовном процессе России

Дознание – самостоятельная форма предварительного расследования, которое производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.150 УПК РФ.

Нормы главы 32 УПК РФ устанавливают процессуальный порядок производства расследования преступлений в форме дознания. Подобная глава появилась впервые в УПК РФ 2002 года, что свидетельствует о значимости данного направления в деятельности органов дознания и важности, которую придает законодатель расследованию преступлений в форме дознания. [14, 55-59]

В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ “О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” УПК РФ введен в действие с 1 июля 2002 года[1].

В УПК РФ 2002 года впервые на законодательном уровне сформулировано понятие “дознание”. Согласно п.8 ст.

5 УПК РФ дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Таким образом, новый уголовно-процессуальный закон впервые содержит формулировку данного термина, определяя его сущность только одним видом деятельности органа дознания, а именно расследование преступлений в полном объеме.

Другой вид деятельности органов дознания – производство неотложных следственных действий по преступлениям, подследственным следователю, – не охватывается понятием “дознание”, хотя сама эта деятельность осталась присуща органам дознания, и регулируется правилами ст.157 УПК РФ.

При производстве дознания дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа). Законодатель перечисляет в УПК РФ главы, правила которых должны применяться при производстве дознания. [15, 45-48]

Применяя нормы этих глав, также следует помнить те изъятия из этих общих правил, которые присущи дознанию и содержатся в главе 32 УПК РФ.

Итак, особенности дознания:

1. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК РФ.

Таких составов преступлений более 70. Это, например: преступления против личности, (ч.1 и ч.2 ст.122 УК РФ), оставление в опасности (ч.1 ст.125 УК РФ), кража (ч.1 ст.158 УК РФ), грабеж (ч.1 ст.161 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ч.1 ст.168 УК РФ) и другие.

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл.

21, 22, 24 – 29 УПК РФ, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст.73 и 158 УПК РФ).

2. Отличительной особенностью дознания является срок для его производства.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела с обвинительным актом прокурору. При необходимости срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В соответствии с п.2 ч.1 ст.158 и ст.225 УПК РФ дознание заканчивается составлением обвинительного акта[2].

Дознание может быть закончено прекращением уголовного дела или уголовного преследования по правилам гл.29 УПК РФ.

Обвинение подозреваемому, который появляется с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и пользуется всеми правами подозреваемого, формулируется в обвинительном акте, составляемом по окончании дознания. обвинительного акта регламентируется ст.225 УПК РФ.

В обвинительном акте указываются дата и место его составления, должность и фамилия лица, его составившего; данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого, обстоятельства преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК РФ, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства; данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.

Источник: http://MirZnanii.com/a/29026/organ-doznaniya-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya

Дознание, как форма предварительного расследования

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

В настоящее время различают две формы дознания по уголовным делам – дознание в полном объеме (глава 32 УПК РФ) и сокращенное дознание (дознание в сокращенной форме – глава 32. 1 УПК РФ).

Предварительное расследование в форме дознания в полном объеме производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание по уголовным делам проводится в общем порядке, установленном УПК РФ для предварительного следствия. Вместе с тем, имеются и особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Сроки дознания

Сроки дознания короче, чем сроки предварительного следствия. По общему правилу дознание в полном объеме производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Однако в случае необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, а если дознание предполагает проведение большого объема процессуальных и следственных действий либо производство судебной экспертизы, назначенной по делу, срок дознания может быть продлен прокурором города или района (военным прокурором, приравненным к ним) либо их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Сокращенное дознание должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

В случаях, когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать не представляется возможным, срок дознания может быть продлен прокурором до 20 суток.

О продлении срока дознания дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника,  а также потерпевшего и его представителя.

Также необходимо иметь в виду, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и продолжено в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме должен быть засчитан в общий срок предварительного расследования.

Производство дознания в полном объеме

Если в ходе дознания по уголовному делу, которое было возбуждено по факту совершения преступления, получены достаточные данные для обоснованного подозрения лица в его совершении, дознавателем составляется письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Копия этого постановления должна быть вручена подозреваемому. Одновременно ему разъясняются его процессуальные права.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления подозреваемый должен быть допрошен по существу подозрения.

Копия уведомления о подозрении направляется прокурору.

Ст. 224 УПК РФ предусматривает порядок, при котором в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Особенности избрания данной меры пресечения в ходе дознания будут рассмотрены в одной из следующих публикаций.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены потерпевший, его представитель, обвиняемый и его защитник. Они также должны быть ознакомлены и с материалами уголовного дела.

После утверждения обвинительного акта начальником органа дознания уголовное дело направляется прокурору.

Прокурор, рассмотрев уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток должен принять одно из следующих решений:

  • об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
  • о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта требованиям УПК РФ (ст. 255) со своими письменными указаниями. Одновременно прокурор может установить срок: не более 10 суток для производства дополнительного дознания; не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта.
  • о прекращении уголовного дела;
  • о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Кроме того, при утверждении обвинительного акта прокурор вправе исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, о чем вынести постановление.

Дознание в сокращенной форме

Сокращенное дознание может производиться на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Однако при этом одновременно должны быть в наличии следующие условия:

  1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает квалификацию деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
  3. отсутствуют следующие обстоятельства исключающие производство дознания в сокращенной форме:
  • подозреваемый является несовершеннолетним;
  • имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера;
  • подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК РФ;
  • лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  • подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;
  • потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

При наличии вышеуказанных условий до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме. При этом ходатайство о производстве сокращенного дознания подозреваемый вправе подать не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить указанное ходатайство.

Ходатайство, подписанное подозреваемым и его защитником, подается дознавателю в письменном виде и должно быть рассмотрено не позднее 24 часов с момента его поступления.

Постановление дознавателя об удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме или отказе в этом может быть обжаловано прокурору либо в суд.

В ходе дознания в сокращенной форме дознаватель проводит лишь те следственные и иные процессуальные действия, без производства которых может иметь место невосполнимая утрата следов преступления и иных доказательств. При этом с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель имеет право:

  • не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым (его защитником), потерпевшим (его представителем);
  • не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения. Исключение составляют случаи, когда имеется необходимость установить обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах предварительной проверки сообщения о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела , либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспаривается подозреваемым, потерпевшим либо их защитником или представителем соответственно;
  • не назначать судебную экспертизу, если есть заключение специалиста полученное в ходе проверки сообщения о преступлении по тем же вопросам, для выяснения которых могла быть назначена экспертиза;
  • не производить иные следственные и процессуальные действия, для установления обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, когда эти сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

Источник: https://advokatsidorov.ru/doznanie.html

§ 2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

474 Раздел VI. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Дознаватель проводит дознание в соответствии с подследственностью уголовного дела (о правилах подследственности см. § 3 гл. 13 учебника). Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь. Он обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование им этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Действующий уголовно-процессуальныйзакон впервые предусмотрел возможность производства дознания следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ расследуют уголовное дело в форме дознания при соблюдении двух дополнительных условий (п. 7 ч. 3 ст. 151):

—по данному преступлению не обязательно производство предварительного следствия (это преступление указано в ч. 3 ст. 150 и, как правило, относится к категории небольшой или средней тяжести);

—преступление совершено лицом, обладающим служебным иммунитетом (ст. 447) или статусом сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или приравненного к ним лица (установлен персональный признак подследственности подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151).

Следователи органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ производят дознание по делам с соответствующей предметной подследственностью (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151) по указанию прокурора.

Прокурор вправе поручить следователю провести дознание, когда: а) сам возбуждает дело (п. 1 ст. 149); б) дает согласие на возбуждение дела или определяет подследственность поступившего уголовного дела (ч. 3 ст.

146); в) передает дело от одного органа расследования другому (п. 11—12ч. 2 ст. 37).

Следователь даже при производстве им дознания сохраняет свой процессуальный статус и процессуальную самостоятельность.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных гл. 32 УПК.

Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования, применение уведомления о подозрении в совершении преступления и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

1.Сроки дознания

Дознание должно быть закончено в срок до 30 суток. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток. Порядок продления срока дознания определяется по аналогии с продлением срока следствия (ч. 7—8ст. 162 УПК).

Дальнейшее продление срока дознания в необходимых случаях (о них см. § 4 гл. 13 учебника) допускается прокурором районного уровня до 6 месяцев.

Продление срока дознания до 12 месяцев как исключение возможно лишь прокурором уровня субъекта РФ при необходимости производства на территории ино-

ГЛАВА 18. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ 475

странного государства процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи.

При этом вместо продления сроков дознания прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия (п. 11 ч. 2 ст. 37; ч. 4 ст. 150).

К сроку дознания прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК).

Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела. Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст. 157 УПК включается в срок дознания.

Заканчивается дознание составлением обвинительного акта. В этот момент истекает и его срок. В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания (более подробно об этом см. в ч. 3 данного параграфа).

2.Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования

Дознание производится тогда, когда свойственными ему упрощенными средствами за сокращенный срок возможно полно и объективно подготовить дело к судебному производству, выполнив все задачи стадии предварительного расследования.

При возникновении серьезных препятствий для дальнейшего движения дела, например при необходимости производства большого объема процессуальных действий, продолжение дознания становится практически нецелесообразным, а дело должно быть передано для производства предварительного следствия.

Поэтому при производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования. Так:

—возможность соединения уголовных дел (ст. 153 УПК) при проведении дознания ограничена, ибо дознание нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповым делам;

—дознание нецелесообразно при необходимости выполнения следственных или розыскных действий в другом районе (ч. 1 ст. 152);

—дознание не проводится «дознавательской» или следственной группой (ст. 163);

—во время дознания обычно не осуществляются наложение ареста на почтовотелеграфные отправления (ст. 185) и контроль и запись переговоров (ст. 186). Эти следственные действия по своей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случае делает их малоэффективными;

—ввиду краткого срока дознания при его производстве не проводятся длительные экспертизы, а подозреваемый не помещается в медицинский стационар (ст. 203);

—дознание не приостанавливается в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (по п. 1 ч. 1 ст. 208); дознание нецелесообразно приостанавливать и в связи с сокрытием подозреваемого, неизвестностью его местонахождения по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208), так как за 20-дневныйсрок практически невозможно принять все меры по розыску подозреваемого;

476 Раздел VI. ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

—при производстве дознания, как правило, отсутствует процедура привлечения

вкачестве обвиняемого и сам обвиняемый обычно появляется в конце дознания — после вынесения обвинительного акта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК.

В ходе дознания редко применяется и мера пресечения — заключение под стражу, что связано с условиями для его производства (прежде всего небольшой опасностью инкриминируемого преступления), а также сокращенными сроками дознания, меньшими, чем обычный срок содержания под стражей.

Поэтому во многих случаях, когда возникает необходимость заключения под стражу, одновременно возникают и основания для передачи дела для производства предварительного следствия.

При дознании мера пресечения в виде заключения под стражу избирается в тех ситуациях, когда при наличии оснований для ее избрания за короткий срок дознания возможно завершить объективное и полное расследование («очевидность» преступления, наличие достаточных доказательств).

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт должен быть составлен (подписан дознавателем или следователем, но не обязательно утвержден) в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. Эта норма, закрепленная в ст.

224, конкретизирует общие правила избрания мер пресечения в отношении подозреваемых (ст. 100).

При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение.

При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу ее срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора до 6 месяцев (ч. 4 ст. 224 УПК).

3.Уведомление о подозрении в совершении преступления

Федеральным законом от 06.06.2007 № 90-ФЗв УПК РФ введена ст. 2231, предусматривающая новый процессуальный институт — уведомление о подозрении. Подозрение в совершении преступления — это предположение о совершении преступления определенным лицом, влекущее его уголовное преследование.

Уголовно-процессуаль-ное значение имеет не всякое, но только такое подозрение, которое, будучи связано с уголовным преследованием, объективно может стеснить реализацию ряда гражданских прав заподозренного лица. Наличие подозрения порождает статус подозреваемого (п. 4 ч. 1 ст.

46), которому обеспечивается право на защиту.

Уведомление о подозрении до известной степени может рассматриваться как упрощенный аналог процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого при производстве предварительного следствия (гл. 23 УПК), только здесь оно привлекается лишь в качестве подозреваемого.

Уведомление применяется только тогда, когда дознание производится по делу, возбужденному по факту совершения преступления. Если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, то подозрение формулируется в постановлении о возбуждении дела.

Кроме того, подозрение может быть зафиксировано в протоколе задержания или постановлении об избрании меры пресечения

ГЛАВА 18. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ 477

до предъявления обвинения. Однако это не освобождает дознавателя от обязанности уведомления.

Основанием для составления письменного уведомления о подозрении УПК (ч. 1 ст. 2231) признает «достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления».

Это означает,во-первых,что основанием для подозрения могут быть не только доказательства, но и иные данные;во-вторых,данных должно быть достаточно для предположительного вывода о виновности заподозренного. Эти данные могут быть аналогичны основаниям задержания подозреваемого (ст.

91) или возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или служить основанием для производства следственных действий по изобличению заподозренного (предъявления его для опознания, обыска в его жилище и т.п.).

Уведомление о подозрении составляется при наличии трех условий:

1)подозрение формулируется по тому событию, по которому возбуждалось уголовное дело, при этом квалификация преступления может быть изменена;

2)имеется надлежащий субъект составления уведомления (дознаватель или следователь, не подлежащий отводу, принявший дело к своему производству, действующий с соблюдением правил подследственности);

3)у заподозренного лица отсутствует непреодоленный служебный иммунитет (ст. 447). Указанные лица, по смыслу ст. 448 УПК, должны приобретать статус подозреваемого в особом порядке.

При наличии основания и соблюдении названных условий уведомление о подозрении должно быть составлено и направлено незамедлительно.

Процедура уведомления о подозрении складывается из следующих действий дознавателя.

1. Составление письменного уведомления. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны: дата и место его составления; фамилия, инициалы лица, его составившего; фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; описание преступления; квалификация преступления.

С учетом вероятностного характера оснований для составления уведомления и его направленности на обеспечение права на защиту следует признать, что содержание уведомления, с точки зрения всего круга обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовным делам (ст. 73), может быть неполным. В противном случае дознаватель был бы вынужден еще до составления уведомления изобличать лицо

всовершении преступления, выясняя все обстоятельства совершения им данного преступления.

2. Вызов заподозренного лица; удостоверение в его личности; вручение ему копии уведомления; разъяснение прав подозреваемого, составление об этом протокола. По буквальному смыслу закона, копия уведомления должна быть вручена подозреваемому лично.

Закон не устанавливает срока, в течение которого должна быть вручена копия письменного уведомления. Представляется, что это должно быть сделано так быстро, как только это представляется возможным.

Однако в любом случае этот срок не должен превышать 3 суток — времени, равного сроку предъявления обвинения

входе предварительного следствия, ибо дознание — это еще более сокращенная форма расследования.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6706302/page:99/

Дознание как форма предварительного расследования

Основания и порядок производства дознания (Долгих Т.Н.)

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу.

Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия.

В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Виды дознания:

    1. производство неотложных следственных действий, осущест­вляемых органами дознания в определенных случаях при на­личии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.

      157 УПК РФ);

    2. собственно дознание (“упрощенное” расследование – в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);
    3. сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) – введено в марте 2013 года.

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следова­тель в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу.

Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.е. «уско­ренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

    • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст.

      150 Кодекса;

    • подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
    • отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

Отличие дознания от предварительного следствия:

    1. В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.

      Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

    2. В субъектах. Так, дознание по уголовным делам осуществ­ляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, преду­смотренных п. 7, 8 ч. 3 ст.

      151 УПК, дознание может прово­диться следователем (в частности, по уголовным делам, связан­ным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего дознание проводится следователями Следствен­ного комитета при прокуратуре РФ).

    3. В сроках.

      Так, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои преде­лы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 УПК. Поэтому если доз­наватель не может закончить расследование в установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для даль­нейшего производства следователю.

    4. В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.

      Так, в ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта (до этого, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого).

      В связи с этим законодатель предусматривает особую, спе­цифическую” процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания — направление уве­домления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.

      1 УПК); в ходе предварительного следствия лицо в зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла может получить статус обвиняемого на любом этапе.

    5. В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства.

      Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

      Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.

    6. В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля.

      Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств.

      Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.

      В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

      Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст.

      401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

    7. В форме окончания предварительного расследования. Дознание может оканчиваться прекращением уголовного де­ла (гл. 29 УПК) и его направлением в суд с обвинительным ак­том (ст. 225, 226 УПК). Кроме того, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Для предварительного следствия характерны такие формы оконча­ния расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК). Помимо этого предварительное следствие может оканчиваться и еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 27 “Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции”

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/doznanie-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.