Основания, исключающие внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (обзор правоприменительной практики территориальных органов ФАС России) (Удалихин А.В.)

Содержание

Обжалование решения включения в РНП

Основания, исключающие внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (обзор правоприменительной практики территориальных органов ФАС России) (Удалихин А.В.)

Реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) – это специальный информационный сервис, являющийся одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, который ведет ФАС России. По-сути, РНП представляет собой «черный список», содержащий сведения о поставщиках, которые не исполнили принятые обязательства и признаны в установленном порядке недобросовестными.

В качестве одной из административно-правовых мер обеспечения принципов добросовестной конкуренции, направленной на эффективность осуществления закупок — выступает включение информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Чем грозит внесение в рнп?

Одним из основных негативных последствий включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является ограничение (запрет) участия в осуществлении закупок лиц, включенных в реестр, в течение двух лет с момента включения информации о недобросовестном поставщике в реестр, причем в реестр недобросовестных поставщиков включается не только наименование (фирменное наименование) юридического лица, но и фамилии, имена, отчества членов коллегиальных исполнительных органов участника закупки (поставщика); фамилии, имена, отчества лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки (поставщика). Важно отметить, что на практике, негативные последствия попадания хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представляются более суровыми, нежели те, которые прямо сформулированы в Законе о контрактной системе. Так, например, контрагенты хозяйствующих субъектов нередко обращаются к реестру недобросовестных поставщиков с целью оценки деловой репутации на стадиях, предшествующих заключению гражданско-правовых договоров, что в свою очередь влечет риск отказа в сотрудничестве без обоснования причин.

Кто принимает решения по внесению в РНП?

Полномочиями по рассмотрению сведений, направляемых для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), наделены органы ФАС России.

В связи с тем, что далеко не всегда решение полномочного органа вынесено справедливо, законно, с учетом всех обстоятельств дела, нередко возникает потребность в обжаловании принятого органами ФАС России решения. В настоящее время в ФАС России существует институт внутриведомственной апелляции.

Добиться отмены решения ФАС, можно обратившись в центральный аппарат ведомства. Основание обжалования решения ФАС — исключительно нарушение единообразия применения антимонопольного закона, которое допустил территориальный орган ведомства.

В силу частей 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, то споры об обжаловании решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков подсудны исключительно арбитражному суду.

Согласно действующей редакцией статьи 104 Закона о контрактной системе можно выделить два исчерпывающих основания для включения сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  1. уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. расторжение контракта с участником закупки по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Как обжаловать решения внесения в РНП? (как выйти из РНП)

В связи с тем, что вышеуказанные нарушения носят различный характер, было бы более правильным выделять и разные способы доказывания добросовестности участника закупки, на основе которых строится «линия защиты в суде».

Обжалование решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, вынесенных по факту уклонения участника закупки от заключения контракта

Если обратиться к Закону о контрактной системе, то в качестве конкретных фактов, указывающих на уклонение участника закупки от заключения контракта можно выделить следующие:

  • ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе — неподписание к установленному сроку проекта контракта, равно как и непредставление обеспечения исполнения контракта победителем конкурса ;
  • ч. 13 ст. 70 Закона о контрактной системе — неподписание к установленному сроку проекта контракта, равно как и непредставление обеспечения исполнения контракта победителем электронного аукциона;
  • ч. 11 ст. 78 Закона о контрактной системе — непредставление подписанного контракта в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, со стороны победителя запроса котировок;
  • ч. 17 ст. 83 Закона о контрактной системе — неподписание к установленному сроку проекта контракта, равно как и непредставление обеспечения исполнения контракта победителем запроса предложений;
  • ч. 1 ст. 91 Закона о контрактной системе — непредставление подписанного контракта и обеспечения исполнения контракта в срок, указанный документацией о закрытом аукционе, со стороны победителя закрытого аукциона;
  • части 5, 10 ст. 37 Закона о контрактной системе — невыполнение требования о предоставлении информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, либо признание такой информации недостоверной, невыполнение требования об обосновании предлагаемой цены контракта в случае снижения по итогам закупки начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 процентов.

Таким образом, для того, чтобы включить сведения об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) достаточно установления вышеизложенных обстоятельств.

Судебная практика по обжалованию решений ФАС России о включении в реестр недобросовестных поставщиков, вынесенных по факту уклонения участника закупки от заключения контракта является неоднозначной.

В большинстве случаев хозяйствующим субъектам, включенным в реестр недобросовестных поставщиков, не удается доказать совокупности обстоятельств, влекущих отмену решения антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

В подобных ситуациях к числу аргументов участника закупки, которые не находят поддержки со стороны суда, относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, мотивированно отклоняемые судами со ссылкой на статью 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Практика обжалования решений ФАС

Практика обжалования решений о внесении в РНП При этом, вина участника закупки может характеризоваться не только прямым умыслом, но и неосторожностью, то есть когда при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Ярким примером выступает Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.02.2015 N Ф01-6290/2014 по делу N А79-4223/2014. В рамках указанного дела хозяйствующий субъект, оспаривающий решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, не подписал к установленному сроку проект контракта и не совершил действий по его обеспечению. Вместе с тем судом было отмечено:

«Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств».

При этом судом было учтено, что уведомление от оператора электронной площадки о поступлении проекта контракта в адрес победителя аукциона было распознано почтовым сервисом как спам и автоматически направлено в папку «Спам», в связи с чем, победитель аукциона не смог своевременно подписать контракт.

В другом случае, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.

2015 N Ф09-9236/14 по делу N А60-14519/2014 отмечено, что при рассмотрении вопроса о признании участника размещения закупки уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущерба, нанесенного государственному заказчику. В указанном деле участником закупки к установленному сроку не было перечислено в необходимом объеме заказчику обеспечение исполнения контракта. Однако суд принял во внимание, что не перечисленная в установленный срок сумма обеспечения по контракту явилась незначительной (40 копеек), при этом хозяйствующим субъектом приняты необходимые меры для исполнения обязательств по контракту.

Обжалование решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, вынесенных по факту расторжения контракта с участником закупки

Источник: http://tender-build.com/obzhalovanie-resheniya-vklyucheniya-v-rnp/

Когда заказчик направляет информацию в РНП | Контур.Закупки

Основания, исключающие внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (обзор правоприменительной практики территориальных органов ФАС России) (Удалихин А.В.)

Заказчики, которые осуществляют закупки по законам № 44-ФЗ и/или № 223-ФЗ, столкнувшись с недобросовестным поставщиком, обязаны направить сведения о нем в ФАС.

Антимонопольный орган на основе представленных данных принимает решение о включении такого лица в Реестр недобросовестных поставщиков.

О том, в каких случаях и в какие сроки у заказчиков возникает обязанность обратиться в ФАС, расскажем в этой статье.

Какой поставщик является недобросовестным

Согласно статье 5 закона № 223-ФЗ, недобросовестным считается поставщик, который уклонился от заключения договора, а также тот, договор с которыми был расторгнут судом.

В рамках контрактной системы существует еще один случай расторжения контракта – в одностороннем порядке заказчиком в связи с тем, что исполнитель существенно нарушил его условия (статья 104 закона № 44-ФЗ).

Сведения о таких поставщиках подлежат передаче в антимонопольный орган.

Подача информации и решение ФАС

Столкнувшись с недобросовестным поставщиком, заказчик должен обратиться в центральный аппарат ФАС или в территориальное подразделение по месту своего нахождения. Ему следует подать обращение о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в письменном виде либо в виде электронного документа, который необходимо заверить электронной подписью.

Если сведения в ФАС подаются на основе судебного решения, то включение поставщиков в реестр происходит достаточно быстро.

Антимонопольная служба не рассматривает причины расторжения контракта (договора) и не проверяет выводы судов.

В этом случае достаточно самого судебного решения и приказа ФАС, и уже максимум через 10 рабочих дней исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков.

Если заказчик обращается в ФАС на основании того, что поставщик уклонился от заключения контракта либо существенно нарушил его условия (при закупках по № 44-ФЗ), антимонопольная служба обязана провести проверку. Если указанные заказчиком сведения подтверждаются, то в течение трех дней ФАС должна сделать соответствующую запись в реестре.

В какие сроки следует обратиться в фас

Срок подачи сведений о недобросовестном участнике в антимонопольную службу зависит от того, в рамках какого закона проводилась закупка. В отличие от закона № 223-ФЗ, закон о контрактной системе устанавливает гораздо более жесткие сроки.

Для закупок по № 44-ФЗ

В соответствии с законом № 44-ФЗ, для обращения в ФАС у заказчика есть 3 дня, а в отдельных случаях — 5 дней. Зависит это от причины обращения. Так, если контракт расторгнут по решению суда либо заказчика, то подать сведения о недобросовестном поставщике необходимо в течение 3 рабочих дней.

Такой же срок установлен для случая, когда победитель процедуры определения поставщика уклонился от заключения контракта, и заказчик заключил его со следующим участником. В этом случае три рабочих дня отсчитываются с даты заключения контракта со вторым поставщиком.

Если же в закупке участвовал всего один поставщик, то у заказчика есть 5 рабочих дней. Исчисление начинается со дня, когда закончился срок подписания контракта с единственным участником.

Это справедливо и для закупок по статье 93 закона № 44-ФЗ, а также в случаях, когда заявку на участие в закупке подал всего один поставщик либо остальные конкуренты отсеялись на одном из этапов закупки.

Для закупок по № 223-ФЗ

В рамках закона № 223-ФЗ заказчик располагает более продолжительными сроками для обращения в ФАС. Для тех случаев, когда это делается на основании решения суда о расторжении договора, предусмотрен срок 10 рабочих дней.

В случае уклонения поставщика от заключения договора, для обращения в антимонопольный орган у заказчика есть 30 календарных дней.

Дата отсчета определяется также, как указано выше для закона № 44-ФЗ: если договор заключается со вторым поставщиком – с даты его заключения, а если второй поставщик отсутствует по той или иной причине – с даты истечения срока подписания договора с единственным заказчиком.

Некоторые нюансы

Важно помнить, что действующая редакция Гражданского кодекса обязывает заказчика до обращения в суд предпринять попытку урегулировать разногласия с исполнителем в досудебном порядке.

И только при невозможности такого урегулирования заказчик может обращаться в суд.

Обратите внимание, что если суд расторгает договор, то срок для обращения в ФАС отсчитывается с наступления даты такого расторжения.

Также стоит не упустить из виду тот факт, что в рамках закона № 44-ФЗ сроки для обращения в ФАС по поводу недобросовестности поставщика установлены в рабочих днях. А вот в рамках закона № 223-ФЗ в случае с судебным решением также фигурируют рабочие дни, тогда как при уклонении поставщика от заключения договора срок обращения в ФАС исчисляется в календарных днях.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/kogda-zakazchik-napravlyaet-informaciyu-v-rnp/

Что делать, если заказчик включает вас в РНП?

Основания, исключающие внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (обзор правоприменительной практики территориальных органов ФАС России) (Удалихин А.В.)

Статья актуальна на 2 марта 2018

Вы намерены заключить контракт и исполнить его, но из-за формальных нарушений заказчик передает сведения о вас в ФАС. Посмотрим, как избежать таких ситуаций и как действовать, если это все-таки произошло.  

Вы неожиданно победили в закупке

Это может произойти в двух случаях:

  1. В электронном аукционе несколько участников подали заявку, но никто не пришел в аукционный зал. Тогда заказчик проверяет 2-ые части заявок всех участников и заключает контракт с тем, кто соответствует условиям и прислал заявку раньше других.

    Чтобы не оказаться в этой ситуации, не забывайте отзывать заявки, если передумали участвовать. Следите за результатами аукциона, даже если потеряли к нему интерес, а заявку не отозвали. Звоночком станет то, что ЭТП не разблокировала обеспечение заявки.

  2. Вы оказались единственным участником, который подал заявку. Даже если вы не снизили цену, вас признают победителем и пришлют на подписание контракт как с единственным поставщиком. Если откажетесь, потеряете обеспечение заявки и попадете в РНП.

В ситуации, когда вы стали вторым номером в аукционе или конкурсе, а победитель отказался заключать контракт, вы сами решаете, соглашаться подписывать контракт или нет. За отказ не накажут. А в котировках нельзя уклоняться участникам, которые заняли первое и второе место.

Как может развиваться ситуация:  

  1. Вы поздно обнаружили, что победили в закупке, время подписания истекает через 1-2 дня и не успеваете подготовить обеспечение контракта. Если это электронный аукцион, попробуйте написать протокол разногласий. Сообщите заказчику, по какой причине вам необходима отсрочка, и постарайтесь уложиться в новый срок.
  2. Заказчик отправил вам проект контракта, но не дождался от вас подписанного варианта и сам сообщил об этом. В этой ситуации еще есть шанс подписать контракт. Алгоритм смотрите ниже в части о сроках подписания.
  3. Заказчик не дождался от вас подписанного контракта и просто передал сведения в РНП. Это возможно, если вы не отследили, что обеспечение заявки не вернулось, а документ попал в спам в почте. В этом случае есть шанс отстоять свою правоту в ФАС, а если не получится, то в арбитраже.

Пропустили срок подписания

Причины, по которым победитель закупки без злого умысла пропускает срок подписания контракта, могут быть самые разные. Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.

Если вы уже пропустили срок, когда можно подписать протокол разногласий, то действуйте по этому алгоритму:

  1. Свяжитесь с заказчиком, напишите письмо о согласии подписать контракт.

  2. Попросите его заново открыть контракт для подписания. Он может перевесить контракт на ЭТП, сославшись на изменение в адресном блоке или из-за другой мелкой ошибки или уточнения.

  3. Если заказчик готов заключать с вами контракт, то может сделать от своего имени протокол разногласий и заново вывесить проект контракта.  

  4. После этого у вас появится возможность подписать контракт.

Неправильно предоставили обеспечение  

Важно очень внимательно соблюдать требования к условиям банковской гарантии и перечислению денег на счет заказчика. Несоответствие этим требованиям — формальный повод включить вас в «черный список». Ситуации могут быть разные:

  1. Вы снизили НМЦ на 25%,  не предоставили документ о добросовестности и перечислили обычное обеспечение (а нужно больше в полтора раза в рамках антидемпинговых мер).

  2. Вы сами ошиблись или банк допустил неточность в гарантии: срок меньше положенного, ошибка в сумме (сумма гарантии может быть больше назначенной, но меньше — нет) и т.д.  

  3. Наконец, просто не успели вовремя оформить.

Чтобы не оказаться в этой ситуации:

  • заранее рассчитывайте в банке лимит гарантии,
  • согласовывайте с заказчиков проект гарантии,
  • не забывайте про 1,5 обеспечение в закупках, где это требуется.

Если не хватает нескольких дней, попробуйте продлить срок подписания протоколом разногласия или попросите заказчика заново вывесить контракт на ЭТП.

Если совсем не успеваете, есть шанс избежать попадания в РНП, если докажете, что предпринимали попытки получить гарантию. Для этого подойдет переписка с банками или брокерами.

Поставщик не выполняет условия контракта

Если вы нарушаете условия контракта, заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке или по суду (например, из-за нарушения сроков работ). Если включение в РНП происходит на основе судебного решения, ФАС не рассматривает причины расторжения контракта и не проверяет выводы судей. Максимум через десять рабочих дней поставщик окажется в РНП.

Если вы не согласны, что просрочка или другое нарушение произошли из-за вас, защищайте свои права в следующей инстанции. Сохраняйте и используйте все письма и документы, которые доказывают, что вы нарушали условия не по своей вине.

Также есть неочевидная ситуация, когда появляется риск попасть в РНП. Заказчик предлагает вам расторгнуть контракт не по обоюдному согласию, а по инициативе с его стороны. Не соглашайтесь на это, так как формально в этом случае заказчик даже без решения суда отправит сведения о вас ФАС.

По какому алгоритму попадают в РНП?

1. Заказчик передает сведения в ФАС

Направить информацию о недобросовестности — обязанность заказчика, а не его право. Если он этого не сделает в течение трех рабочих дней, ему грозит административная ответственность.

2. ФАС рассматривает дело и выносит решение

Получив жалобу от заказчика, контролеры из ФАС за 10 дней проверяют добросовестность поставщика. Вы можете участвовать в рассмотрении дела и отстаивать свою добросовестность. Как готовиться к рассмотрению:

  • Заранее оформите возражение на жалобу заказчика, где перечислите факты, которые доказывают, что вы не успели подписать ненамеренно. Если у вас есть желание исполнять контракт, вам нужно показать комиссии ФАС,  которая рассматривает дело, что вы сделали все возможное, чтобы своевременно его подписать.
  • Подготовьте документы, подтверждающие намерение исполнить обязательства. Например, банковскую гарантию или платежку о переводе банку обеспечения контракта, обращение к ЭТП с указанием технических неисправностей, скрины и документы, свидетельствующие о сбоях в работе компьютеров или сетей.

Комиссия будет решать, уважительная у вас причина или нет. Правда, сложилась неоднозначная правоприменительная практика по вопросу, какие причины «уклонения» считать уважительными. Все зависит от мнения членов комиссии и сложившейся в регионе практики. Доходит до того, что в результате двух заседаний ФАС выносит разные решения по идентичным контрактам в совместной закупке.  

Вот причины, из-за которых победитель не смог заключить контракт и которые в разных регионах признавали уважительными или нет:

Уважительная причина

Неуважительная причина

Уведомление о получении контракта попало в спам

Госпитализация победителя

Сломался компьютер, с помощью которого планировали подписать контракт.

Смена директора

Технический сбой в работе ЭТП

Отсутствие интернета

Если вас заблаговременно не известили о месте и времени рассмотрения дела, рассматривать дело не имеют права, заседание должны перенести. Если вас известили, но вы не пришли, дело рассмотрят без вас.

Если ФАС решит, что нет оснований включать в РНП, вы сможете заключить контракт. А если нет, то в течение трех рабочих дней передаст сведения в реестр. Это решение можно оспорить в арбитражном суде.

3. Обжалование решения

Если для включения в РНП применили формальные основания (например, не смогли вовремя перечислить обеспечение, так как банк не работал четыре дня подряд из-за праздников), у поставщика есть хороший шанс добиться в суде исключения из РНП. Судебная практика в этом вопросе на стороне поставщиков.

Если поставщик все-таки попал в РНП и не смог обжаловать это в суде, придется ждать два года до исключения из реестра. Обратите внимание, что в РНП передают наименование, адрес, ИНН организации, а также ИНН и ФИО директора и всех учредителей. Поэтому создать новую компания для участия в госзакупках можно только с новым учредителем.

Выводы

  • Заказчик обязан передать сведения в ФАС, если участник нарушил 44-ФЗ. Но большинство из них заинтересованы заключить контракт, а не проводить закупку заново.
  • Чтобы избежать таких ситуаций, заранее просчитывайте риски. Запросите лимит банковской гарантии, не откладывайте подписание контракта на последние несколько часов.
  • Если хотите заключить контракт, а что-то этому мешает, собирайте доказательства этого.
  • Не замалчивайте проблемы, сообщайте о них заказчику, уточняя, что вы намерены заключить контракт. У заказчиков есть инструменты для того, чтобы продлить срок подписания контракта.
  • Дела о включении в РНП рассматривают ФАС. Если докажете, что намеревались заключить контракт, вы не попадете в РНП.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1189-zakazchik-rnp

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.