+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Ответственность за несоблюдение норм законодательства России о контролируемых иностранных компаниях (Крецу А.В.)

Содержание

Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК): чего ждать бизнесменам, получающим прибыль за рубежом

Ответственность за несоблюдение норм законодательства России о контролируемых иностранных компаниях (Крецу А.В.)

Подавляющее большинство богатейших бизнесменов России владеют активами через структуры, зарегистрированные за рубежом. Многие из таких структур подпадают под определение контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК — это зарубежные компании, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но их контролирующие лица при этом — резиденты.

Согласно поправкам, внесённым в Налоговый Кодекс РФ в конце 2014 года, собственники обязаны раскрывать информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, получаемой за границей. Эти поправки — часть всеобщей программы по деофшоризации бизнеса.

Резидентство — центр жизненных интересов

Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.

Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50 %. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25 % или 10 % в случае, если доля участия в компании всех иных-резидентов РФ больше 50 %.

«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей»,— говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».

Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.

Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы № ОА-3-17/87 от 16 января 2015, физическое лицо может считаться налоговым резидентом РФ, если у него есть в России постоянное жилье (жилой объект в собственности и прописка по его адресу) или центр жизненных интересов (семья, основной бизнес или работа). Таким образом, тому, кто захочет перестать быть налоговым резидентом России, недостаточно просто проводить больше времени за границей.

Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России.

Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России.

«Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК РФ»,— говорит Екатерина Шабалина.

Налогооблагаемая прибыль — от 50 млн рублей

В 2015 году прибыль КИК учитывается в налоговой базе у контролирующего лица, если величина такой прибыли составит более 50 млн руб. Однако в 2016 году порог будет понижен до 30 млн, в 2017 — до 10 млн. При этом ставка налога на прибыль организаций в России составляет 20 %, ставка налога на доход физических лиц — 13 %.

Если доля доходов от пассивной деятельности КИК составляет не более 20 % от общей суммы доходов, то налог не подлежит уплате.

В прибыль КИК включаются все виды активных доходов, а также пассивные доходы, такие как:

  • дивиденды (в прибыли КИК не учитываются доходы от дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо имеет фактическое право на такой доход);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества, в том числе при ликвидации организаций;
  • процентный доход от долговых обязательств;
  • доходы от использования прав на интеллектуальную собственность;
  • доходы от реализации акций, долей или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
  • доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • доходы от продажи недвижимости;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе от лизинговых операций (за исключением доходов от сдачи в аренду или транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках);
  • доходы от реализации долей паевых инвестиционных фондов;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации или предоставлению персонала, а также доходы от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Прибыль каких иностранных компаний освобождается от налогообложения по правилам КИК?

От налогообложения по правилам КИК освобождаются:

  • некоммерческие организации;
  • организации, образованные по законодательству Евразийского экономического союза и расположенные на его территории;
  • организации, эффективная ставка налогообложения прибыли которых в другом государстве составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в РФ (с таким государством должен быть заключён договор об избежании двойного налогообложения);
  • активные иностранные компании, активные холдинги и субхолдинги (сдача в аренду или продажа недвижимости не считается активной деятельностью компании);
  • банки;
  • страховые организации;
  • компании, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений с иностранным государством или территорией;
  • компании, деятельность которых связана с доходом от облигаций. Сюда относятся такие иностранные организации: эмитенты обращающихся облигаций; организации, уполномоченные получать процентные доходы, подлежащие выплате по обращающимся облигациям; организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) этого оператора.

Как избежать норм налогообложения по КИК

Есть несколько способов, как сделать так, чтобы прибыль не была объектом налогообложения по закону о КИК. Однако все эти способы связаны с рисками.

Как не попасть под налогообложение КИК

Способы Риски Перестать быть налоговымрезидентом РФ

Передать компаниюв трастовое управление

Получить долю объёмом меньше,чем предусмотренопо законодательству,и определить в соглашениимежду акционерамиусловия управления компанией

Участвовать в КИК черезроссийские публичные компании

— Лицо может быть признано налоговым резидентом в другом государстве,возможно, даже с ещё более жёстким налоговым режимом;— Негативные последствия для налогообложения от источников дохода в РФ(будет применяться ставка 30 % для физических лиц, а не 13 %на доходы от дивидендов, для организаций — дивиденды по 15 %, а не до 13 %).Нет возможности воспользоваться некоторыми льготами(например, при продаже имущества после 3 лет собственностиналоги необходимо уплачивать; не подлежат вычету расходына приобретение имущества).
— Лицо не должно иметь право на доход и распоряжение имуществом,на само имущество при ликвидации, а также не должно осуществлятьконтроль над трастом, иначе правила налогообложения КИК работают;— Управляющий трастом может управлять активами неэффективно;— Информация об учредителе и бенефициаре траставсё равно подлежит раскрытию в налоговых органах.
— Даже с долей ниже порогового значения акционер может быть признанконтролирующим лицом на основании осуществления фактического контроля;— При выплате доходов в пользу иностранного лица может быть примененаконцепция «бенефициарного собственника» дохода: иностранная компания,обладающая узкими полномочиями в отношении дохода, несмотряна формальный статус его собственника, рассматриваетсяв качестве доверенного лица или управляющего российскоговыгодоприобретателя, и по отношению к полученному доходуприменяется порядок, установленный НК РФ.
Контролирующим лицом будет признана данная публичная компания,а не сам учредитель.

Ответственность за нарушение правил КИК

За нарушения, связанные с правилами о КИК, предусмотрена ответственность, если пропущен срок представления сведений об участии в иностранной организации или о самой КИК или если были поданы недостоверные сведения. Помимо этого, предусмотрена ответственность контролирующего лица, если налог не уплачен или уплачен не полностью.

Ответственность за нарушение правил КИК

Нарушение Ответственность Законы,предусматривающиеответственность Налоговый резидент РФне представил до 15 июня 2015уведомление об участиив иностранных организациях

До 15 июня 2015 лицо приобрелодолю в иностранной организацииили размер доли изменился,и уведомление не было поданов течение месяца с этого момента,или были указанынедостоверные сведения

Уведомление поданопозднее 20 марта года,следующего за налоговымпериодом, в котором доляприбыли КИК подлежит учету(или если были указанынедостоверные сведения)

В 2015–2017 годахлицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК

Лицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК(с 2018 года)

Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 100 тыс. руб. п. 7 ст. 6.1,абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ,ч. 2 ст. 4 ФЗот 24.11.2014 N 376-ФЗ
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет* ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет* ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
20 % от суммынеуплаченного налога,но не менее 100 тыс. руб. ст. 129.5 НК РФ
* Лицо не привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченных налогов меньше крупного размера(крупным размером считается сумма от 600 тыс. или от 2 млн руб. за три финансовых года для физическихи юридических лиц соответственно).

Закон о КИК представляет для предпринимателей, ведущих бизнес за рубежом, такие риски:

  • необходимость раскрытия информации в налоговых органах (могут быть заданы вопросы об источниках доходов и операциях прошлых лет) и связанный с этим риск утечки информации;
  • налоговые обязательства (невозможно использовать иностранную компанию как «кошелёк» и накапливать капитал, поскольку любые денежные средства, полученные компанией, подлежат налогообложению);
  • новые административные расходы (на услуги бухгалтеров и консультантов).

Юлия Кожевникова, «Транио»

Другие статьи «Транио» на эту тему:

Источник: https://tranio.ru/articles/controlled_foreign_company_4706/

Памятка владельцам иностранных компаний (КИК) – документы, сроки

Ответственность за несоблюдение норм законодательства России о контролируемых иностранных компаниях (Крецу А.В.)

Илья Назаров, партнер

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые «деоффшоризационные» поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента рф — налогоплательщика — физического лица

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (КДН 1120411)
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:а) свыше 10% 2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании3) Прекращение участия (ликивидация, продажа всех акций) в компании 3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется ст.129.6 НК РФ50 000 руб. за каждую компаниюСрок давности — 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии — по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля — п.1 ст.113 НК РФ.Для компаний, зарегистрированных ДО 15 мая 2015 г. Уведомление об участии необходимо было подать в срок до 15 июня 2015 г. — с этой даты следует исчислять срок давности. Срок давности привлечения к ответственности по таким компаниям истечет 15 июня 2018 г.
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях  (КИК) — КДН 1120416
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:1) свыше 25%2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов — свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми) до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК1) в случае регистрации компании в 2018 г. — до 20 марта 2020 г.2) в случае покупки акций компании в 2018 г. — до 20 марта 2019 г. 1) прибыль КИК— меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),— меньше 10 млн руб. (за 2017 г.).п.6 ст.25.15 НК РФТакая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.Документы прикладывать НЕ требуетсяПодача Декларации 3-НДФЛ — не требуетсяВАЖНО: Налоговый орган вправе запросить налогоплательщика представить любые документы, подтверждающие достоверность заявленных в Уведомлении сведений. В связи с чем, считаем, что тем, у кого прибыль КИК не превышает установленных порогов, необходимо быть готовым предоставить соответствующие подтверждающие документы — финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения 2) прибыль КИК— больше 30 млн руб. (за 2016 г.),— больше 10 млн руб. (за 2017 г.)Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.Документы прикладывать НЕ требуетсяТребуется подача Декларации 3-НДФЛ3) «активная» компания(а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)п.1 ст.25.13-1 НК РФНеобходимо приложить документы, подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)Подача Декларации 3-НДФЛ — не требуется ст.129.6 НК РФ100 000 руб. за каждую компаниюСрок давности — 3 года  с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления о КИК — с 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК — п.1 ст.113 НК РФТаким образом срок давности за нарушение первой подачи первого Уведомления о КИК — 20 марта 2017 г. — истечет 20 марта 2020 г.
Декларация 3-НДФЛ (Лист Б) контролирующего лица-налогоплательщика
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
Одновременное соблюдение следующих условий:1) Прибыль КИК:— больше 30 млн руб. (за 2016 г.),— больше 10 млн руб. (за 2017 г.)2) Отсутствуют основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФВАЖНО: В случае, если прибыль КИК менее 30 и 10 млн., то подача Декларации 3-НДФЛ не требуется, однако, считаем, что налогоплательщику необходимо быть готовым к тому, что сотрудники налоговой могут попросить предоставить соответствующие подтверждающие документы — финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения. 1) подача декларации — до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (подается в тот же год, что и Уведомление о КИК) 2) Уплата налога — до 15 июля этого же года п.5 ст.25.15 НК РФ1) финансовая отчетность КИК2) аудиторское заключение по отчетности КИК (если аудит обязателен в соответствии с личным законом КИК или осуществлялся добровольно. Аудиторское заключение не требуется для юрисдикций, имеющих с РФ соглашение об обмене налоговой информацией) Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)Допускается представление аудиторского заключения в срок не позднее 1 месяца с даты составления аудиторского заключения, указанной в Уведомлении о КИК 1) п.1.1. ст.126 НК РФНепредставление документов, предусмотренных п.5 статьи 25.15, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.2) ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ3) ст.129.5 НК РФ —неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей(применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г., т.е. по декларации 3-НДФЛ, поданной в 2019 г.)Срок давности — 3 года с 16 июля  года, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет4) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)5) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

1. Применяются ли штрафы 50 000 и 100 000 за неуведомление об участии и о КИК, если я подал их с пропуском срока, но самостоятельно и до того, как о компаниях узнала налоговая?

Да. Указанные штрафы применяются именно за «неправомерное непредставление в установленный срок» уведомлений.

2. В случае, если прибыль КИК превышает порог (30 млн за 2016 г. и 10 млн за 2017 г.), то в базу по НДФЛ необходимо включать ВСЮ фактическую прибыль или только сумму превышения?

В базу контролирующего лица должна быть включена ВСЯ прибыль КИК в доле, соответствующей доле участия контролирующего лица в такой КИК.

При этом, прибыль КИК возможно уменьшить: 1) на величину налога, исчисленного в отношении данной прибыли в соответствии с местным законодательством (сумма уплаченного налога, при этом, должна быть документально подтверждена, в случае отсутствия у данной страны соглашения об обмене налоговой информацией — заверена компетентным налоговым органом ; 2)  на величину выплаченных дивидендов, 3) на величину убытка КИК прошлых лет

3. Если я продал акции компании в 2017 году, то должен ли я направлять в налоговую Уведомление о КИК в 2018 г.?

В соответствии с п.3 ст.25.15 НК РФ прибыль КИК учитывается при определении базы по НДФЛ у контролирующего лица:1) в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов — на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующим за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года КИК

2)  в случае, если дивиденды не распределялись — на 31 декабря календарного года

Таким образом, если Вы не получали дивидендов от КИК в 2017 г., и по состоянию на 31 декабря уже НЕ являетесь контролирующим лицом КИК, то Уведомление о КИК в 2018 г. Вам подавать НЕ требуется.

4. Если я купил акции уже существующей компании в 2018 году, то когда я должен направить в налоговую первое Уведомление о КИК?

Как указано в вопросе выше, если компания была зарегистрирована в 2017 г. и ранее, то в 2018 г. Вы можете получить дивиденды по итогам ее прибыли за 2017 г. Даже в 2018 г.

дивиденды распределяться не будут и по состоянию на 31 декабря 2018 г. Вы будете являться акционером компании, то первое Уведомление о КИК Вам необходимо будет подать в срок до 20 марта 2019 г.

по итогам прибыли КИК за 2017 г.

5. Нужно ли мне делать аудит финансовой отчетности моей КИК, если местным законодательством он не предусмотрен?

Если величина прибыли КИК превышает порог и Вам необходимо учесть прибыль КИК при определении базы по НДФЛ, то финансовая отчетность и аудиторское заключение должны быть представлены вместе с декларацией 3-НДФЛ.

Однако, если прибыль КИК меньше установленных порогов и, следовательно, не учитывается в базе по НДФЛ, то в данном случае есть высокая вероятность того, что сотрудники налоговой попросят Вам подтвердить соблюдение соответствующих порогов, что можно сделать только при приложении к финансовой отчетности положительного аудиторского заключения. В связи с чем, мы настоятельно рекомендуем иметь аудиторское заключение к финансовой отчетности Вашей КИК.

6. Если местным законом страны моей КИК не предусмотрен обязательный аудит, но я хотел бы его провести добровольно — услугами каких аудиторов мне можно воспользоваться?

Аудит финансовой отчетности КИК  может быть осуществлен аудиторами любой страны, главное требование — проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. Таким образом, пользуются популярностью либо Кипрские аудиторские компании, либо российские, осуществляющие аудит по Международным стандартам.

7. Я являюсь партнером партнерства LLP или LP. Что это? КИК?

Британские партнерства (LLP) и Шотландские партнерства (LP) относятся к иностранным структурам без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). В отношении них заполняется соответствующий лист В Уведомления об участии с иностранных организациях.

8. Как в России узнают, что у меня есть иностранная компания?

Узнать могут благодаря автоматическому обмену налоговой информацией.

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее «показывать» в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить.

Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:1) 100 000 руб.

за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК

2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было условий освобождения прибыли КИК от налогообложения, то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

ПРЕСС-ЦЕНТР

Партнер КГ «ГидПрава» Илья Назаров прокомментировал изданию Российская Газета появившийся среди ажиотаж, связанный с новостью о том, что с 1 июля 2018 года переводы с карту на карту будут принудительно облагаться

Источник: http://gidprava.ru/accounting/2018/01/19/kik-documents-summary/

Минфин разъяснил: сообщать о КИК необходимо независимо от суммы прибыли, полученной от ее деятельности

Ответственность за несоблюдение норм законодательства России о контролируемых иностранных компаниях (Крецу А.В.)

С начала 2015 года налоговые резиденты России должны сообщать государству о контролируемых иностранных компаниях путем направления уведомления установленной формы в налоговую службу в случаях, определенных законом.

Формат и сроки направления уведомлений на сегодняшний день четко определены, однако, на практике остаются вопросы относительно порядка передачи в налоговую данных о КИК.

Минфин в письме от 8 декабря 2017 года (N 03-12-11/2/85290) разъяснил, влияет ли прибыль КИК на обязанность налогоплательщика уведомлять государство о деятельности иностранной компании.

В финансовое ведомство поступило обращение АО с вопросом об уведомлениях о КИК, расчете ее прибыли и формате подтверждения дохода для начисления налогов. Минфин разъяснил следующее:

Налогоплательщик обязан извещать налоговую службу о контролируемых иностранных компаниях, если в отношении таких компаний он выступает в роли контролирующего лица. Такая обязанность прямо предусмотрена НК РФ (п. 3.1 ст. 23). Важно отметить, что размер дохода КИК госорган не учитывает, уведомление должно быть направлено в любом случае.

Связан ли размер прибыли КИК с обязанностью уведомлять налоговую службу?

Налоговое законодательство устанавливает правила определения прибыли иностранной компании. Для этих целей используется периодическая отчетность компании, которая создается на основе стандартов, утвержденных законодательством фирмы.

В случае, когда такие стандарты отсутствуют, используются данные отчетности утвержденной на основании международных стандартов, либо других стандартов, применимых к КИК, принятых и признанных на международном уровне (ст. 309.1 НК РФ).

Размер дохода КИК подтверждается документально, посредством предоставления в контролирующий орган подробного финансового отчета.

Если личный закон КИК не предусматривает обязательной финансовой проверки отчетности, доход устанавливается на основании отчетности, в отношении которой проведена аудиторская проверка по утвержденным международным правилам.

Минфин уточняет, что в случаях, когда получить сведения от КИК невозможно, в частности, при ограничениях, установленных законом КИК, могут быть использованы сведения из других открытых источников.

Например, данные из бухгалтерских и статистических отчетов фирмы, доступные на сайтах зарубежных и российских компаний, или в открытых информационных системах.

Для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрено 8 оснований (ст.25.13-1 НК РФ), однако, даже при наличии указанных оснований закон не освобождает налогоплательщиков от обязанности уведомлять налоговый орган о КИК.

В письме Минфин разъяснил, что на обязанность подачи уведомления о КИК не влияет прибыль фирмы, поскольку для целей предоставления сведений в налоговый орган закон не устанавливает требований к размеру дохода иностранной компании.

Чем грозит непредставление уведомления?

За необоснованное непредставление государству данных о КИК налоговое законодательство России предусматривает санкции.

В случае, когда контролирующее лицо в установленном порядке не уведомило государственный орган о контролируемой иностранной компании, или представило уведомление с недостоверной информацией, нарушителю грозит штраф в 100 тысяч рублей за каждую компанию, о которой сведения не переданы, или искажены.

При этом НК РФ содержит требование: уведомление о КИК подается в контролирующий орган не позже 20.03 того года, который идет за налоговым периодом, в течение которого контролирующее лицо признало доход от деятельности иностранной компании (п.2 ст. 25.14).

Для подачи сведений о КИК установлен особый формат. Согласно приказу ФНС уведомление подается в электронном виде, только для физических лиц допускается уведомление в письменном виде, на бумаге.

Как показывает судебная практика, налоговый орган может привлечь к ответственности за пропуск срока уведомления о КИК, допущенный по причине направления данных в госорган в бумажном, а не электронном виде, даже если срок пропущен на несколько дней (решение Арбитражного суда г.

Москвы от 29.04.16 № А 40-24922, налогоплательщик оштрафован на сумму в 475 тысяч рублей).

Таким образом, налогоплательщики, имеющие обязанности в связи с КИК, должны уведомлять налоговую службу о КИК при наличии обстоятельств, указанных в п. 3.1 ст.

23 НК РФ независимо от размеров дохода иностранной компании. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена ответственность, налогоплательщику грозят крупные штрафы.

При этом необходимо направить сведения в установленный законом срок и в надлежащей форме.

Стоит учесть краеугольные аспекты, которые необходимо иметь в виду при наличии иностранной компании:

  • основание признания контролирующим лицом организации. Например, что контролирующим лицом организации может быть признано лицо хоть и не владеющее прямо или косвенно организацией, но осуществляющее контроль над организацией в том числе в интересах своего супруга и в интересах несовершеннолетних детей.

В этом случае стоит обратить внимание на уже существующие реалии – автоматический обмен информацией между Россией и иностранными государствами, в рамках которого возможно получение сведений о лицах тем или иным образом осуществляющим контроль над иностранными организациями. 

  • вопрос расчёта прибыли КИК и ее документального подтверждения. К примеру, прибыль КИК может рассчитываться по данным финансовой отчетности иностранной компании или по правилам гл. 25 НК РФ для российских организаций. Однако, в случае выбора второго варианта, отказаться от расчета прибыли по российским правилам можно только по истечении 5 лет. 
  • при этом и само понятие прибыли КИК требует к себе особого внимания. Так к прибыли КИК относятся активные и пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти), за вычетом суммы выплаченных дивидендов из прибыли за прошедший год. Раньше исключать сумму дивидендов при расчете прибыли (убытка) контролируемой компании не разрешалось, это могло привести к их двойному налогообложению. Прибыль КИК приравнивается к прибыли организации или доходу физических лиц, полученной налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом этой КИК, и учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой КИК в соответствии с главами части второй НК РФ. 

Минимальный размер нераспределённой прибыли, подлежащей декларации составляет 10 миллионов рублей, о чем ещё раз подчеркнули налоговые органы в своих последних разъяснениях.

Вопросы законодательства о КИК содержат множества подводных камней и дополнительных требований, с которыми сотрудники нашей фирмы будут рады Вам помочь разобраться и найти практические рекомендации под Ваши индивидуальные задачи.

Директор ООО ЦПО

А.Ю. Коняева

Источник: https://pravorf.ru/analytics/minfin_razyasnil_soobshchat_o_kik_neobkhodimo_nezavisimo_ot_summy_pribyli_poluchennoy_ot_ee_deyateln.php

Антиофшорный закон – конец налоговому раю? – 3 часть

Ответственность за несоблюдение норм законодательства России о контролируемых иностранных компаниях (Крецу А.В.)
Процедурные моменты сообщения в налоговую инспекцию о КИК, об участии в иностранных компаниях

Представим в виде схемы порядок и сроки уведомления налоговых органов о КИК, об участии в иностранных компаниях:

В случае если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для такого уведомления не изменились, то повторные уведомления не представляются (например, у контролирующего лица изменилась доля, но все равно лицо признается контролирующим по отношению к КИК). При прекращении участия в иностранных организациях налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган не позднее одного месяца с момента прекращения такого участия (абз.4 п.3 ст.25.14 НК РФ).

Напомним, что иностранные организации (структуры без образования юридического лица), имеющие недвижимое имущество, которое является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций на территории РФ (ст.

374 НК РФ), обязаны представлять в налоговую инспекцию (по местонахождению этого недвижимого имущества) сведения об участниках этой иностранной организации либо сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих (п.3.2 ст.

23 НК РФ).

В п.7-12 ст. 25.14 НК РФ приведен алгоритм действий налогоплательщиков и налоговых органов при обнаружении ошибок, неточностей в ранее представленных налогоплательщиком уведомлениях, а также определены ситуации, когда налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст.129.6 НК РФ.

Налогоплательщик (по аналогии с представлением уточненных деклараций) может представить уточненные уведомления при выявлении каких-то неточностей (в регистрационном номере, коде и т.п.) либо ошибок. В том случае если это сделано до момента выявления этих неточностей, ошибок налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности (абз.2 п.7 ст.25.14 НК РФ).

Однако при наличии у налогового органа информации (в результате межгосударственного обмена информацией) о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации и не представил уведомление о КИК, налоговый орган направляет такому налогоплательщику требование.

В требовании налогового органа налогоплательщику предлагается два варианта действий: либо представить уведомление (значит, признать факт осуществления контроля над иностранной компанией) либо пояснения, свидетельствующие об отсутствии фактов осуществления контроля в течение двадцати дней (п.8 ст.25.14 НК РФ).

Конструкция Закона №376-ФЗ такова, что налоговый орган может самостоятельно признать налогоплательщика, не представившего такое уведомление, контролирующим лицом КИК. Такое право предоставляют налоговым органам положения п.5 ст.25.13 НК РФ.

Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в требовании налоговой инспекции, то он должен в отведенный для этого срок, представить в налоговую инспекцию необходимые документы, которые говорят об отсутствии контроля над иностранной компанией. А далее, сценарий будет развиваться по двум направлениям (п.11 ст.25.14 НК РФ):

  • налоговые органы, рассмотрев представленные налогоплательщиком пояснения и документы, соглашаются с налогоплательщиком в отсутствии оснований для признания его контролирующим лицом иностранной организации (структуры без образования юридического лица) и никакие санкции при этом не налагаются;
  • налоговые органы не соглашаются с налогоплательщиком в отсутствии оснований для признания его контролирующим лицом иностранной организации (структуры без образования юридического лица) и направляют этому налогоплательщику уведомление о контролируемых им иностранных компаниях.

Что делать налогоплательщику при несогласии с таким решением? Такому налогоплательщику предоставлено право оспорить данное уведомление налогового органа в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его получения (абз.1 п.12 ст.25.14 НК РФ).

При этом налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о подаче соответствующего заявления в суд в течение трех дней с момента подачи заявления.

И пока судебный акт не вступит в законную силу, такой налогоплательщик не может быть признан контролирующим лицом иностранной компании (абз.2 п.12 ст.25.14 НК РФ).

А если налогоплательщик не оспорит направленное ему налоговым органом уведомление о контролируемых им иностранных компаниях?

В этом случае налогоплательщик по истечении трех месяцев с даты получения указанного уведомления считается признавшим себя контролирующим лицом иностранной компании со всеми вытекающими налоговыми последствиями (абз. 3 п.12 ст.25.14 НК РФ).

Обновленные налоговые санкции

Глава 16 НК РФ пополнилась новыми статьями 129.5 и 129.6 НК РФ, устанавливающими ответственность налогоплательщика за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения соответствующей доли прибыли КИК в свою налоговую базу, а также за непредставление уведомлений либо недостоверных сведений о КИК, об участии в иностранных организациях.

Виды и размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с контролирующего лица, систематизирован в таблице:

Вид налогового правонарушения Цена налоговых санкций
Непредставление перечня документов, определенных п.5 ст.25.15 НК РФ, (налоговая декларация, финансовая отчетность КИК, аудиторское заключение, если в силу местного закона установлен обязательный аудит в отношении такой отчетности) либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 100 000 рублей (п.1.1 ст.126 НК РФ)
Неправомерное непредставление налогоплательщиком – иностранной организацией (структурой без образования юридического лица) данных о своих участниках либо сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих (требования новой редакции п.3.2 ст.23 НК РФ).
Речь идет об иностранных организациях, которые владеют недвижимым имуществом в РФ
100 % от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (п.2.1 ст.129.1 НК РФ)
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица доли прибыли КИК 20 % от суммы неуплаченного налога в части прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей (ст.129.5 НК РФ)
Неправомерное непредставление уведомлений о КИК, а также представление уведомления с недостоверными сведениями. 100 000 рублей в отношении каждой КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ)
Неправомерное непредставление уведомления об участии в иностранных организациях, а также представление уведомления с недостоверными сведениями 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации (п. 2 ст. 129.6 НК РФ)

В отношении правонарушений, установленных ст.129.5 НК РФ, предусмотрен переходный период. Так, при вынесении решений о привлечении налогоплательщика к ответственности за периоды 2015 – 2017 г., ответственность по новой ст.

129.5 НК РФ не применяется (пп.1 п.3 ст.3 Закона №376-ФЗ). Налоговая ответственность наступит только в части вынесенных налоговым органом решений, касаемых налоговых периодов, начиная с 2018 года (пп.2 п.3 ст.3 Закона №376-ФЗ).

Уголовная ответственность

Следует помнить, что помимо налоговой ответственности, существует и уголовная ответственность как у физического (ст. 198 УК РФ), так и у юридического лица (ст. 199 УК РФ) за уклонение от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.

Напомним, что крупным размером считается сумма налогов (сборов), составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что неуплаченная доля налогов (сборов) превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 6 млн рублей. А особо крупным размером признается сумма, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что неуплаченная доля налогов (сборов) превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 30 млн рублей.

Такие правонарушения могут иметь место и в связи с невключением соответствующей доли прибыли КИК в налоговую базу по НДФЛ либо по налогу на прибыль.

Как и в случае налоговой ответственности, для наступления уголовной ответственности установлен переходный период.

За деяния, связанные с неуплатой (неполной уплатой) сумм налога за налоговые периоды 2015 – 2017 г. прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (п.4 ст.3 Закона №376-ФЗ).

Резюме

Принятый закон не означает отмену использования офшорных структур (по большому счету это касается крупного бизнеса), но выводит их прибыль в русло российского налогового законодательства и на особый контроль со стороны налоговых органов.

Как было отмечено в статье, положения Закона №376-ФЗ (п. 8-12 ст. 25.14 НК РФ) предусматривают возможность признания налоговыми органами лица контролирующим в рамках международного обмена информации с иностранным государством, где зарегистрирована иностранная компания.

Практическая реализация этой нормы уже сейчас вызывает немало споров. С одной стороны, российской стороной ратифицирована Международная конвенция ОЭСР об оказании взаимной административной помощи в налоговых вопросах и в дальнейших планах – заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией.

С другой стороны, зная слабый уровень налогового администрирования российских налогов, а также их выборочность, можно предположить, что новый закон не сможет выявить всех контролирующих лиц иностранных компаний.

Например, если добровольно участник иностранной компании не признал осуществление своего контроля над КИК, то налоговые органы могут закрыть глаза на этот факт (в отношении определенной группы налогоплательщиков).

В ближайшее время, возможно, появятся методические рекомендации для налоговых органов по применению положений гл. 3.4 НК РФ.

Несмотря на уже принятый закон, подзаконные акты для полноценной его работы, пока не приняты. Налоговому ведомству предстоит утвердить перечень стран, не обеспечивающих обмен информацией в налоговых целях с РФ (так называемый «черный список»), а также формы уведомлений об участии в иностранной организации и о КИК.

Уже сейчас обсуждаются вопросы по внесению поправок в принятый закон и эти поправки, скорее всего, будут не одиночными.

Какое влияние окажет данный закон на интересы российского бизнеса, предугадать очень сложно. Однако принятый Закон №376-ФЗ приведет к увеличению налоговой нагрузки отечественного бизнеса на фоне экономического кризиса.

Источник: https://rosco.su/press/antiofshornyy_zakon_konets_nalogovomu_rayu_3_chast/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.