+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

Содержание

Авторские права: понятие, срок действия, защита и охрана. Субъекты и объекты авторского права

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

Авторские права – совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система.

Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества.

Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест.

По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах – в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует.

В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного вида права. Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Авторские права и их объекты подразделяются на несколько категорий:

– права имущественные и неимущественные;

– права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права – это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты интеллектуальной собственности, то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права – на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов.

Во всех странах, на которые распространяется Бернская конвенция об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и закон об авторских правах РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

1) сам автор;

2) правопреемники автора, то есть лица, к которым от него перешло авторское право по некоторым юридическим основаниям (договор, наследование), в частности издатель произведения;

3) переводчик (на собственный перевод).

Существует различие между правом самого автора и его правопреемников – право первого бессрочно, а для вторых оно ограничено определенным сроком.

Объекты авторского права

На основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права – это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с объектами интеллектуальной собственности. Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Также авторским правом охраняются переводы и другие производные произведения уже существующих объектов.

Например, автором был написан роман, а режиссер снял по его сюжету фильм, в таком случае режиссер является обладателем авторских прав на экранизацию романа, как на производное произведение.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Авторские права имеет не только целое произведение, но и его часть, название, персонаж, если их характер может быть признан результатом самостоятельного творческого труда его создателя.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

К объектам авторских прав не относятся:

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права – это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Следует сказать, что авторские права не имеют концепции, идеи, методы, принципы, системы, процессы, варианты решения организационных, технических и других задач, факты, открытия, языки программирования.

Знак авторского права

Знак “защита авторских прав” выглядит следующим образом – ©.

Это латинская буква С (от слова “copyright”, означающего “авторское право”), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) – буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Знак “защита авторских прав” сам по себе не создает дополнительных прав. Он лишь свидетельствует о том, что права на тот или иной объект принадлежат указанному юридическому или физическому лицу.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

2) авторства;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

Автор также имеет имущественные права на:

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием.

Ее суть – принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату.

Такое свидетельство – самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию.

Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак “защита авторских прав” + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период.

Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Источник: http://fb.ru/article/162207/avtorskie-prava-ponyatie-srok-deystviya-zaschita-i-ohrana-subyektyi-i-obyektyi-avtorskogo-prava

Авторское право на персонаж

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Вопросы охраноспособности персонажей

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Свободное использования персонажа

«Персонаж» в роли самостоятельного объекта авторского права или коммерческого использования

Все персонажи, которые могут быть признаны результатом творчества автора, являются частями его произведения и охраняются авторским правом, действующим в настоящее время на территории России. При этом стоит разграничивать произведение целиком и сам персонаж, поскольку он может охраняться посредством закона вне зависимости от всего произведения.

Впервые о возможности распространения авторских прав на «персонаж» было упомянуто в 4-й части ГК, которая вступила в силу в январе 2008-го года. До этого момента, в прежнем законодательстве, такая привилегия никогда не упоминалась. Но это совершенно не значит, что персонажи произведений, созданные в период до 2008-го года, не охраняются авторским правом.

Следует проводить четкие различия между литературными персонажами и теми персонажами, которые воплощены, например, в фильмах и телепередачах, как аудиовизуальных произведениях.

О литературных персонажах и персонажах кинематографа

Литературным считается  персонаж из произведений литературы – романов, повестей, рассказов, сценариев. Многое из того, что нашло свое словесное творческое выражение, подходит под определение «произведения литературы».

Пытаясь перевести данные персонажи в некие зрительные образы, например, снабжая роман красочными иллюстрациями, авторы-художники создают новые, творчески самостоятельные произведения.

В таком случае автор литературного произведения не становится соавтором изображения, но правами на персонаж продолжает обладать.

Художники приобретают права только на созданное ими – не новый персонаж, а только изображение персонажа. Общемировая практика – автор персонажа Винни-Пух – писатель Алан Милн, а не художники, изобразившие Винни.

Если основой кинофильма служит роман, сценарий или какая-либо повесть, то его персонажи с точки зрения авторского права не могут являться персонажами романа, поскольку они имеют принципиальное различие по форме выражения.

Это утверждение справедливо, несмотря на качественные совпадения персонажей кино со своими книжными аналогами. Другими словами, совершенно ясно различие между литературным персонажем и персонажем фильма. Оба объекта авторского права могут считаться совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно целое произведение.

В связи с этим, когда авторское право на фильм первоначально возникает у предприятия, осуществившего съемку этого фильма, то все права на персонажи фильма также закрепляются за ним, как правообладателем. Это общее положение вытекает из пункта 7-го ст. 1259-й ГК РФ, причем оно должно применяться и к фильмам, выпущенным до принятия нового законодательства (2008г.).

Все авторские права на персонажи произведений, относящиеся к категории аудиовизуальных, также могут переходить к другим лицам на основе юридически правильно составленного договора.

Вопросы охраноспособности персонажей

Для начала надо определить, что такое «персонаж» непосредственно в контексте авторского права. Само название термина происходит от латинского слова «persona», которое означает действующих лиц спектакля, пьесы, кинофильма, романа, сценария, а также других подобных произведений.

Если речь идет о художественных – произведениях изобразительного искусства, то здесь дела обстоят несколько иным образом. В этом случае под персонажами понимаются портреты и изображения конкретных или вымышленных лиц, например, аллегорических, мифологических или евангельских героев.

В литературном произведении синонимом персонажа является литературный герой или литературный образ (характер). Литературоведы под персонажем понимают конкретное действующее лицо, характеризующееся как в описании, так и в действии.

Российская юридическая литература неоднократно свидетельствовала: прежде чем решать вопросы об охране какой-либо части произведения, необходимо решить, какие элементы отдельно взятого произведения в принципе юридически значимы и охраняемы, а какие являются «юридически безразличными» и не охраняются авторским правом.

Важно понимать, что образы и персонажи, созданные автором, относятся к внутренней форме произведения, а сам язык произведения считается внешней формой. Проще говоря, если речь идет об идее произведения, то все образы заведомо не охраняемы, а если – о части произведения, то и все его образы являются охраняемыми и, как следствие, юридически значимыми.

Также важно отметить один факт! В практике административных разбирательств Роспатента были случаи двойственного определения персонажей.

При параллельном творчестве двух или более совершенно независимых авторов, любые повторяющиеся персонажи в их произведениях, не признаются объектами, защищаемыми авторским правом.

На охрану авторского права могут претендовать отнюдь не все персонажи и образы, созданные авторами и их творческими усилиями и наделенные признаками оригинальности.

Традиционные и жанровые персонажи, например, Арлекин, Коломбина, Пьеро и Пульчинелла из знаменитой итальянской комедии в стиле дель арте, которые переходили из одного спектакля на сцену другого, можно отнести скорее к идее, нежели к форме произведения. То же самое можно сказать и русских народных персонажах, например, бабе Яге, Иванушке-дурочке, скатерти-самобранке (неодушевленный персонаж русского фольклора).

А вот сам язык произведения, диалоги персонажей, причем даже жанровых, описания мыслей, переживаний и поступков не могут быть взяты (заимствованы) в целях, которые выходят за раки цитирования, разрешенного законодательством об авторском праве. Российское законодательство предусматривает два критерия охраны «персонажа» произведения: возможность его самостоятельного (отдельного) использования и его творческий характер.

«Персонаж» для регистрации товарного знака

Регистрируя интеллектуальную собственность на тот или иной персонаж (или его имя) в качестве своего товарного знака, а также, заключая договор об использовании персонажей мультфильмов, вы берете на себя определенные обязательства перед обладателями авторских прав на данные произведения.

Регистрация в качестве товарного знака – это наглядный пример, описывающий отделение одной части произведения от целого и являющийся типичным способом самостоятельного использования таких частей произведения, как персонажи.

Существует множество примеров, подтверждающих выгоду от коммерциализации персонажей. Для того чтобы продвинуть свой бизнес в целом или ряд услуг, частные предприниматели или различные акционерные общества регистрируют выбранный персонаж в качестве своего собственного товарного знака. Время от времени около таких регистраций возникают серьезные споры, которые решаются в суде.

Например, в начале двухтысячных в Апелляционной палате рассматривалось заявление с жалобой Антона Табакова режиссера, знаменитого актера и по совместительству владельца шикарного ресторана под звучным названием «Обломов на Пресне» об аннулировании торговой марки «Обломов», принадлежащей ОАО «ИГБ компания». Жалобу удовлетворили и вынесли решение об аннулировании данного торгового знака. Судья пояснил, что такая регистрация противоречит общественным интересам.

Свободное использования персонажа

Являясь самостоятельными объектами авторского права, персонажи могут быть обычными литературными героями – неотъемлемыми частями литературных произведений, не включающими визуальные элементы. А также мультипликационными героями, где основное – это визуализация действия. В обоих случаях, используя имя персонажей в собственных литературных произведениях, авторы не нарушают права.

Примечание: данное использование персонажа не должно причинять неоправданный ущерб законных интересов правообладателей.

Простое упоминание того или иного персонажа в частном литературном произведении не может являться нарушением авторского права.

Тоже касается и использования персонажей в произведениях, относящихся к пародийному жанру, пусть даже в такой пародии персонаж играет основную роль.

Статьи и новости по теме:

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие – открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Благодаря коммуникациям с представителями некоммерческого партнерства по содействию защите прав на интеллектуальную собственность «Эдельвейс» информационной службе Copyright.ru удалось уточнить подробности конфликта вокруг незаконного использования изображений персонажей мультфильма «Маша и Медведь» в Челябинске и области >>>

В один миллион рублей оценили авторы мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» несанкционированный выпуск петербургской компанией «Умная Бумага» объемных пазлов с изображениями персонажей мультфильма >>>

Источник: https://www.copyright.ru/documents/avtorskoe_pravo/pravoobladateli/character

Авторские права на персонажей: особенности практики

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

В пункте 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ закреплено, на что распространяется охрана авторским правом, кроме самого произведения в целом.

В перечне присутствуют и персонажи, которые будут подлежать охране в том случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора.

Также сказано, что персонажи должны быть объективно выражены.

Самого понятия персонажа Гражданский кодекс РФ не дает, однако если обратиться к разъяснениям высших судов, то можно найти одну формулировку.

Персонаж – это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению (см. п.

29 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов №5/29 от 26 марта 2009 года).

Как в ГК РФ, так и Постановлении Пленумов сказано, что персонаж обязательно должен быть выражен объективно. Это могут быть следующие формы:

  1. Письменная. Здесь писатель в своей книге описывает литературного героя, выделяя его специфические черты характера, особенности внешности, одежды, и т.д.
  2. Устная. К примеру, автор, выступая в публичном месте, устно описывает персонажа, просто проговаривая вслух, какими характерными чертами наделен герой, его стиль поведения и т.д. Здесь также происходит объективное выражение.
  3. Изобразительная. Так, художник, рисуя картину, может в своем изобразительном произведении отвести значительное внимание тем героям, которые изображены на картине.
  4. Звуковая. Очевидно, что герой песни «Вася» рок-группы «Браво» является харизматичным персонажем и может охраняться авторским правом.
  5. Форма видеозаписи. Таких примеров множество: это герои мультфильмов, кинофильмов, сериалов и т.д.
  6. Объемно-пространственная. Так, Вера Игнатьевна Мухина, автор всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», обладает авторскими правами не только на это произведение в целом, но и на каждого из персонажей.
  7. Иные.

Если объективная выраженность присутствует, то необходимо проверить, соответствует ли персонаж другому важному критерию – уникальности. Его суть в том, что персонаж, как предписывает ГК РФ, должен иметь возможность считаться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности автора.

Важно, чтобы персонаж обладал какими-то особенностями, запоминающимися чертами: иными словами, сам герой произведения должен носить творческий характер.

Очевидно, к примеру, что такой герой, как Эркюль Пуаэро, будет охраняться авторским правом в силу творческого подхода Агаты Кристи, в результате которого герой стал харизматичным.

Всего этого не скажешь, например, об инспекторе Джеппе, который, напротив, является практически ничем не примечательным констеблем (полицейским). Следовательно, первый будет охраняться авторским правом, второй – нет.

Проблемы охраны персонажей

Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер.

Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело.

Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.

Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах. Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана.

Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский. После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права.

Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.

Персонажи как товарные знаки

О том, как возникают авторские права на персонажа, мы уже сказали. Теперь следует остановиться на таком важном моменте, когда популярные герои мультфильмов и фильмов регистрируются в качестве товарных знаков и получают охрану уже в качестве средств индивидуализации товаров, работ или услуг.

Приведем пример. Сегодня мультфильм «Смешарики» в России является одним из самых популярных, о чем быстро догадались предприниматели, начав действовать.

Популярные герои мультфильмов лучше привлекают покупателей, поэтому изображение их на товаре – отличный маркетинг.

Закон не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков персонажей, следовательно, каждый персонаж может стать отдельным товарным знаком.

С момента регистрации персонажа произведения в качестве товарного знака само изображение будет охраняться как средство индивидуализации товаров, если третьи лица будут незаконно размещать его на товарах. Наиболее яркий пример – знаменитые дела, связанные со «Смешариками».

Суть в том, что каждый персонаж – это отдельный товарный знак. Обладателем исключительного права на них является немецкая компания Smeshariki Gmbh, которая уже несколько лет зарабатывает на российских предпринимателях.

Происходит все так: предприниматель, стремясь привлечь больше покупателей, ставит изображения популярных персонажей на товары, тем самым нарушения исключительные права на товарный знак. Минимальная сумма компенсации за нарушение – десять тысяч рублей.

Причем если на одном товаре изображены все восемь Смешариков – это по российскому законодательству соответственно восемь нарушений, а значит, минимальный размер компенсации уже восемьдесят тысяч рублей!

Впрочем, не следует забывать, что даже в таких случаях личные неимущественные права автора будут охраняться. Например, если кто-то исказит персонажа, уже не правообладатель товарного знака, а автор изображения вправе предъявить требование о защите неимущественных прав (в частности, потребовать компенсации морального вреда).

Источник: http://copylegal.ru/ip/personazhi-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Глава 49 Рекламное произведение как объект авторского права

Персонаж и название произведения как объекты авторского права (Шостак И.)

Практически каждая реклама является объектом творчества, поскольку в каждой рекламе можно обнаружить произведения графики, музыки, литературные или киноперсонажи и т. д. Это означает, что реклама охраняется законом.

Авторское произведение и авторские права

Согласно Гражданскому кодексу РФ авторское произведение должно отвечать следующим признакам:

творческий характер, т. е. наличие автора, творческим трудом которого создано произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК РФ);

оригинальность;

объективная форма существования, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко– или видеозаписи, в объемно-пространственной форме;

возможность существования как в обнародованном, так и в необнародованном виде.

Соответственно если создано рекламное произведение, отвечающее указанным требованиям, то оно охраняется авторским правом. Таким образом, авторская реклама защищена в большей степени, чем обычная.

Рекламное произведение является разновидностью авторского произведения и определяется по цели создания.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В статье 1255 гл. 70 ГК РФ указано, какие интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими:

исключительное право на произведение;

право авторства;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 ст. 1255 ГК РФ, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Абсурд, но авторы в российском рекламном деле сегодня слабо заинтересованы в защите авторских прав. Но есть одна глубокая латинская истина: opus opticem probat (с лат.

 – произведение хвалит мастера), значит, дополнительный эффект рекламной кампании может придать имя известного автора рекламного произведения (например, сценариста, режиссера, композитора, актера).

Российские рекламисты явно занижают значение данного фактора.

Объекты авторских прав

В статье 1259 ГК РФ указано, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от качества, достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т. е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т. е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Таким образом, если в рекламе создается какое-либо из вышеуказанных произведений, то такая реклама становится объектом авторских прав.

Кроме того, авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 ст. 1259 ГК РФ.

При создании рекламных производных произведений (например, рекламный клип) стандартной ошибкой является пренебрежение правами авторов исходных произведений (например, музыки, литературы, искусства, кино).

Если переработка осуществлена без разрешения автора исходного произведения, то, несмотря на заключение договора рекламного агентства с автором переработки, права автора исходного произведения нарушены.

Автор вправе выбирать, к кому предъявлять иск.

Наглядный пример – вступившее в силу решение суда по иску Марка Минкова к телекомпании «ТВЦ», продемонстрировавшей клип, в котором была использована музыка без разрешения ее автора.

В результате суд, во-первых, установил, что принадлежащее автору право на переработку включает в себя право автора определять, как будет использоваться производное произведение, созданное в результате переработки.

Во-вторых, суд признал, что произведения, созданные в результате незаконной переработки, не входят в репертуар Российского авторского общества (далее – РАО), а потому наличие у пользователя договора с РАО не может являться оправданием бездоговорного использования таких произведений.

В-третьих, судом было подтверждено, что при бездоговорном использовании произведения пользователь не перестает нести ответственности за использование произведения без указания имени автора.

Исключение из авторских прав

Авторские права не распространяются на:

идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования;

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

ПРИМЕР. Авторская реклама, использующая игровые сюжеты и смысловую иронию

Серия рекламных роликов воды Sprite под общим слоганом «Не дай себе засохнуть». ряд одного из таких роликов начинается банально, замедленной съемкой напитка, льющегося в стакан, что нередко встречается в рекламных роликах.

Однако после этого камера открывает емкость с надписью «рыбий жир», из которой и льется этот «напиток». Все это сопровождается звукорядом: «Не верь таким рекламным уловкам – верь жажде своей» и повторением слогана рекламной кампании «Не дай себе засохнуть».

Творческий труд очевиден, сюжет оригинален, слоган емко определяет смысл.

Проблема состоит в доказывании права авторства. Любой способ доказать свое авторство произведения в практическом ключе сводится к доказательству того факта, что автор обладал копией произведения «раньше» своего оппонента.

Рекомендации, включающие разные варианты подтверждения прав авторства:

автор записывает произведение на компакт-диск, дискету, кассету или любой другой материальный носитель и посылает по почте на свой адрес.

После получения бандероль хранится нераспечатанной, поскольку это возможное вещественное доказательство, так как на бандероли стоит почтовый штемпель с датой отправления. Именно эта дата и будет считаться доказанной датой авторского обладания копией произведения.

Если соперник не докажет более раннего обладания (а сделать это законным путем ему не удастся), значит, дело выиграно;

автор удостоверяет у нотариуса копию текста или партитуры. Таким образом, дата обладания копией произведения установлена и подтверждена;

регистрация произведения в РАО при условии, что это публично исполняемое произведение. Условие: присутствие работника РАО на выступлении, чтобы он подтвердил факт исполнения той или иной песни.

Для хранения копий написанного произведения РАО предоставляет услуги депозитария. При разбирательстве в суде автор сможет доказать свое обладание произведением по дате депонирования. Услуга эта платная, но главный ее недостаток в том, что РАО никак не заинтересовано в исходе возможного судебного разбирательства [44] ;

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.