+7(499)495-49-41

Подводные камни госконтракта (Антропова Т.Ю.)

Содержание

Изменение поставщика в товаров при выполнении работ по госконтракту

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

Проверку фактов, уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, ФАС России проводится в следующих случаях: — если в уведомлении об отказе заключить контракт не указана причина такого отказа; — уведомление подписано лицом, не являющимся законным представителем и ли доверенным лицом участника размещения заказа; — участник размещения заказа указывает о неполучении им проекта контракта от заказчика или получении проекта контракта, составленного не по условиям торгов (запроса котировок), заявке такого участника. 6. Вопрос. Государстенный заказчик объявил конкурс.

Подводные камни — госконтракта (Антропова Т

Дата размещения статьи: 08.10.2015

Госконтракт — поле деятельности, которое зачастую превращается в поле битвы.

Рассмотрим такие спорные ситуации заключения госконтракта, как нарушение сроков, расторжение договора, оплата дополнительных работ.

Подрядчик нарушает сроки на несколько месяцев, в связи с этим заказчик отказывается от исполнения контракта.

Пункт, оговаривающий ответственность подрядчика за невыполнение работ в установленные сроки, имеется и в заключенном контракте.

Итак, мы видим, что в соответствии с ГК РФ заказчик все же имеет право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке.

И такой отказ позволяет считать договор расторгнутым или измененным.

Об этом говорится в п. 3 ст. 450 гл.

29 ГК РФ.

Как же в этом случае быть со статьей Закона N 94-ФЗ?

В дополнительном соглашении к контракту была определена общая стоимость работ с учетом НДС.

Однако, перекладывая ответственность за срыв сроков на заказчика, подрядчик не учел следующие моменты данного контракта.

Во-первых, ненадлежащее исполнение обстоятельства по передаче исходных данных со стороны заказчика не было зафиксировано подрядчиком и не имело доказательной базы.

Обязанность подрядчика выполнять работы в соответствии с заданием или иными исходными данными на проектирование и договором зафиксирована в п. 1 ст. 760 ГК РФ.

Заказчик предоставил необходимую, по его мнению, информацию подрядчику.

Впоследствии заказчики, ссылаясь на выполнение подрядчиком работ с ненадлежащим качеством, соответствующим уведомлением известили его об одностороннем отказе от исполнения договора.

Помещение школы-интерната передано подрядчиком и принято заказчиками как объект незавершенного ремонта, о чем свидетельствует акт приема-передачи.

Подрядчик направил заказчикам претензию с требованием подписать акты выполненных работ и оплатить их. В дальнейшем, ссылаясь на неисполнение заказчиками обязательств по оплате принятых работ, подрядчик обратился с иском в арбитражный суд.

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ».

В соответствии с ч.

1 ст. 65 АПК РФ.

Исполняя обязательства по контракту, подрядчик выполнил строительные работы на сумму, превышающую оговоренную в контракте. В подтверждение этого он представил акт приемки выполненных работ, подписанный в одностороннем порядке.

Посчитав, что условие о цене не соответствует п.

4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, заказчик обратился в арбитражный суд.

Подрядчик подал встречный иск о взыскании с заказчика задолженности за выполненные работы.

В данном случае стоимость дополнительных работ была ниже указанных 10% сметной стоимости работ по контракту, поэтому, по мнению судей, она подлежала оплате.

Как принять товары с улучшенными характеристиками

По 44 ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна, это предусмотрено в положениях ч. 7 ст. 95. Такая возможность допускается при одновременном соблюдении следующих требований:

Если первое условие не вызывает трудностей, то два последних требуют особого внимания.

Шаг 1.

Определить, является ли качество новой продукции улучшенным по сравнению с ранее предполагаемой к поставке.

Образец улучшенных характеристик товара по 44-ФЗ можно посмотреть ниже.

Шаг 2.

Проверить, есть ли запрет по национальному режиму.

Шаг 3.

Согласовать новые показатели между поставщиком и заказчиком.

Шаг 4. Внести изменения в договор. Для этого потребуется подписать дополнительное соглашение.

Его образец представлен ниже.

Согласно ч.

3 ст. 103 в случае, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2018 г. N Д28и-1705 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

Источник: http://dolgoletie126.ru/izmenenie-postavschika-v-tovarov-pri-vypolnenii-rabot-po-goskontraktu-15848/

Подводные камни заключения госконтракта для поставщика | Контур.Закупки

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

Известная пословица гласит: прежде чем зайти, подумай как выйти. Это в полной мере относится к участию в процедуре определения поставщика по 44-ФЗ.

Ведь если при подготовке обычной сделки сторона может отказаться от подписания соглашения, то в госзакупках все совсем не так. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не прослыть «уклонистом», рекомендуем заранее подготовиться.

Напомним о том, на какие подводные камни может наткнуться будущий исполнитель контракта при его подписании на ЭТП.

Сильное падение цены

Мы уже неоднократно касались антидемпинговых мер, которые выражаются в дополнительном обеспечения исполнения контракта, если в ходе торгов цена снижается более, чем на четверть от начальной. Но поскольку именно это является основной неожиданностью для поставщиков-новичков, остановимся на этом еще раз и более подробно.

Итак, при снижении в конкурсах и аукционах стоимости контракта на 25% и более от НМЦК действуют антидемпинговые меры:

  1. Если НМЦК до 15 млн рублей включительно, то работает  положение части 2 статьи 37 закона. В этом случае победитель должен либо предоставить повышенное обеспечение — в 1,5 раза больше заявленного заказчиком, либо подтвердить свою добросовестность данными из реестра контрактов о благополучно исполненных обязательствах.
  2. Если НМЦК более 15 млн рублей, действует норма части 1 статьи 37 закона 44-ФЗ. В таком случае принимается только полуторное обеспечение.
  3. Если объектом контракта являются товары, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, средства для скорой медпомощи, медикаменты, топливо), то наряду с упомянутыми выше требованиями победитель обязан предоставить обоснование цены контракта. Это может быть, например, гарантийное письмо от производителя, в котором будет указано количество поставляемого товара и его цена. Также допустимы другие документы, которые подтвердят, что у поставщика имеется объект закупки либо он может его получить и поставить заказчику госконтракта по заявленной цене.

Сложности с банковской гарантией

Наряду с обеспечением контракта денежными средствами, поставщик может предоставить банковскую гарантию. Это удобно, поскольку не требует изъятия оборотных средств. Но иногда поставщики оставляют этот вопрос «на потом», что в итоге приводит к неподписанию контракта в установленный срок.

Собираясь обеспечить контракт банковской гарантией, поставщикам следует помнить:

  1. Банк-гарант должен входить в перечень, утвержденный Минфином. Этот список периодически пересматривается, поэтому в интересах поставщика свериться с ним перед выбором кредитной организации. Найти его можно на сайте Минфина.
  2. Гарантия должна соответствовать требованиям, изложенным в части 2 статьи 45 закона 44-ФЗ. Требований довольно много, в том числе безотзывность гарантии, наличие положений о выплате неустойки, сроке действия, перечня обязательств, ненадлежащее исполнение которых покрывается гарантией, и другие. Не стоит уповать на то, что в банке знают все тонкости составления гарантии по госзаказу. Ведь если какие-то положения указанной нормы закона не будут исполнены, проблемы возникнут у поставщика, а не у банка. Поэтому настоятельно рекомендуется изучить нормы статьи 45 и всякий раз сверяться с ними, получая банковскую гарантию.
  3. У заказчика есть право не принять гарантию по следующим основаниям:
    1. Данные о ней отсутствуют в реестре банковских гарантий. Это бывает, если по незнанию поставщик обратился не в уполномоченный банк, а в сомнительное учреждение. Либо по какой-то причине банк не направил информацию о гарантии в реестр. Поэтому прежде чем направлять гарантию заказчику, следует свериться с реестром банковских гарантий самостоятельно.
    2. Несоответствие БГ условиям статьи 45, а точнее, ее частей 2 и 3. Как этого не допустить, мы написали чуть выше.
    3. Несоответствие гарантии тем требованиям, которые заказчик указал в извещении и документации закупки либо проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Тут решение одно — заранее сверить требования документации и положения БГ.

Заключение электронного контракта

Этот раздел статьи будет интересен не только новичкам, но и бывалым поставщикам, поскольку введен новый порядок заключения контрактов для любых процедур, которые будут проводиться в электронной форме. В новой редакции 44-ФЗ эти положения содержатся в статье 83.2:

  1. Заказчик размещает проект контракта в течение 5 дней после публикации итогового протокола закупки.
  2. В течение следующих 5 дней победитель проверяет контракт. Если в нем найдены ошибки и неточности, формируется протокол разногласий.

    Обратите внимание, что повторно подать протокол по новым правилам победитель не может — документ подается только 1 раз.

    Если же в контракте все в порядке, то следует переходить к пункту 4.

  3. При подаче поставщиком протокола разногласий заказчик в течение 3 рабочих дней размещает исправленный проект контракта (если замечания победителя были обоснованы) либо старый проект и документ, поясняющий отказ от исправлений.
  4. Победитель в течение 5 дней подписывает проект усиленной электронной подписью. В тот же срок он размещает документ, подтверждающий выполнение требования об обеспечении исполнения контракта.
  5. Заказчик подписывает контракт и размещает его в течение 3 рабочих дней. С этого момента он считается заключенным.

При этом контракт может быть заключен не ранее, чем:

  • через 7 дней с даты размещения итогового протокола при проведении запроса котировок или предложений в электронной форме;
  • через 10 дней с даты размещения итогового протокола при других электронных процедурах.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/podvodnye-kamni-zaklyucheniya-goskontrakta-dlya-postavshhika/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

В этом году городской бюджет потратит более 26 млрд рублей на строительство жилья и социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник и больниц.

Сейчас ведется строительство 78 таких объектов, еще 205 находятся на стадии проектирования. “Комитет по строительству — один из крупнейших заказчиков на строительном рынке Петербурга.

На каждый объявленный нами конкурс приходит не менее пяти участников”, — говорит заместитель председателя комитета по строительству Роман Складнев.

Генеральный директор ЗАО “СК “РосСтрой” (входит в ГК “СУ–155”) Сергей Левчук считает, что в государственных контрактах есть несколько ключевых моментов, которые привлекают застройщиков: “Первый состоит в том, что госзаказ обеспечивает постоянный оборот денежных средств, который удобно прогнозировать и контролировать. Второй — объемы и сроки исполнения государственных контрактов дают возможность загрузить производственные мощности даже крупных строительно–промышленных холдингов”. Сергей Левчук ссылается на опыт своего предприятия: только один контракт на строительство 500 тыс. м2 жилья и социальных объектов в 20–м квартале Юго–Западной Приморской части в Красносельском районе Петербурга обеспечил как минимум 50% загрузки ДСК “Войсковицы” — главного производственного и монтажного актива ГК “СУ–155” на Северо–Западе.

По словам Сергея Левчука, платой за стабильность денежных потоков становятся невысокая даже в сравнении с коммерческим экономклассом маржинальность госконтрактов и риск жестких штрафных санкций, предусмотренных в случае любого нарушения условий строительства.

По данным СПб ГБУ “Центр мониторинга и экспертизы цен”, нормативная себестоимость строительства 1 м2 общей площади жилых зданий в Петербурге составляет 43 608 рублей. Расчетная стоимость чуть выше — 45 818 рублей.

Именно эти цифры учитываются госзаказчиками при определении начальной цены контракта.

Снизить себестоимость без ущерба для качества строительства способны немногие, уверен Сергей Левчук.

Эхо прошлого

Проблемы с исполнением госконтрактов начинаются для строительных организаций еще с момента участия в тендерах, уверен президент компании “Сметный отдел Санкт–Петербурга” Александр Наргизян.

По его словам, существует три барьера на пути к госконтракту, которые нужно преодолеть строительным компаниям, — это обеспечение заявки на участие, строительство за свои деньги и низкий уровень доходности госконтрактов.

“Казалось бы, эти барьеры должны гарантировать наличие материального ресурса у участников тендеров, что должно обеспечить гарантию качественного выполнения работ, но все гораздо сложнее”, — говорит эксперт.

Дело в том, что до внедрения системы тендеров в 2006 году строительные компании делились на генподрядчиков, которые выполняли административно–управленческую функцию по схеме “взять госконтракт и распределить работу среди строительных компаний”, и строительные компании со своим штатом строителей, техникой и т. д.

С внедрением тендеров генподрядчикам места стало мало, ведь для конкурентной цены тендера нужно иметь свои собственные ресурсы для производства работ. “В итоге им приходится обходить барьеры: давать взятки, завышать строительные сметы для тендеров либо строить за счет субподрядчиков”, — говорит Александр Наргизян.

Некорректные сметы как скрытая проблема неисполнения госзаказов встречаются, по мнению специалистов, довольно часто.

“По факту на объекте по смете обнаруживается недостаток материалов, оборудования, непредвиденные расходы и прочее.

Указанной в сметной документации (которая, кстати, выиграла тендер и прошла экспертизу в госорганах) суммы не хватает на проведение работ”, — отмечает Александр Наргизян.

Черный список

Стремление сэкономить неизбежно сказывается на качестве строительства.

“Строительной компании, выигравшей тендер по низкой цене, нужно сохранить определенные нормы доходности. Это делается за счет качества материалов, объема скрытых работ, которые проверить очень сложно, а также за счет субподрядчиков, которым часто деньги за проделанную работу не выплачиваются вообще.

Кроме того, желание генподрядчиков сэкономить и занизить стоимость смет для субподрядчиков приводит к тому, что субподрядчики, получая аванс, просто растворяются в воздухе.

Отсюда возникает неспособность исполнителей госконтракта выполнить работы, что выливается в долгострой, которого в Петербурге очень много” — сетует Александр Наргизян.

По данным комитета по строительству, с неудовлетворительным качеством работ городу как заказчику приходится сталкиваться регулярно: каждый пятый объект сдается с нарушением сроков.

Как замечают в комитете по строительству, в прошлом году из–за проблем с подрядчиками была освоена только половина выделенных комитету средств — 21,5 млрд рублей.

Глава комитета Андрей Артеев выступил с инициативой создания черных списков подрядчиков, которые недобросовестно подходят к строительству социальных объектов. Доступ к госзаказу для попавших в этот список компаний должен значительно осложниться.

Мнения строительных компаний о том, с какими проблемами исполнения госзаказа им приходится сталкиваться, узнать не удалось, так как большинство из опрошенных отказались комментировать тему.

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2013/04/10/Goszakaz_podvodnie_kamni/

Гостендеры: сложности и подводные камни участия в качестве подрядчика. Часть 2: обеспечение исполнения госконтракта

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

В предыдущей статье данной серии мы рассмотрели требования к поставщикам товаров и услуг, которые планируют принимать участие в государственных тендерах, а также актуальные вопросы аккредитации на тендерных площадках и подачи тендерных заявок.

2 часть будет посвящена такому важному аспекту, как финансовое обеспечение тендерной заявки, необходимое для подтверждения благонадежности участника тендера на первом этапе торгов, а также для гарантии исполнения победителем конкурса своих обязательств перед заказчиком.

Специфика исполнения обязательств по контрактам для участников тендеров

При проведении тендеров на государственные закупки организация-заказчик зачастую выставляет условия по принятию обеспечительных мер, гарантирующих, что заказчик не понесет потери по вине исполнителей или поставщиков. 

Залоговое обеспечение, предусмотренное законами Российской Федерации о государственных торгах, позволяет отсечь недобросовестных подрядчиков, а также предотвратить потерю бюджетных средств в случае форс-мажорных обстоятельств или невозможности поставщика выполнить обязательства. В таких случаях заказчик получает право на компенсацию понесенного ущерба от невыполнения поставок или услуг.

В законодательстве предусмотрено три возможных способа обеспечения исполнения государственного контракта:

  • страхование ответственности;
  • банковские гарантии;
  • залог денежных средств.

Выбор методов обеспечения обусловлен пожеланиями заказчика и возможностями подрядчика в каждой конкретной ситуации.

1) Наиболее популярным способом обеспечения ответственности является банковская гарантия – финансовое поручительство банка за выполнение обязательств участником торгов.

Можно выделить два вида банковских продуктов для участников госзакупок: тендерная гарантия (или гарантия оферты), которая является обязательным условием рассмотрения тендерной заявки, и гарантия исполнения контракта, которая является частью обязательств победителя торгов перед заказчиком. В случае срыва контракта банк-гарант выплачивает организатору тендера компенсацию за своего клиента.

Государственные, муниципальные и бюджетные организации принимают исключительно банковские гарантии, полученные в банках, соответствующих требованиям 3 пункта ст.74.1 Налогового кодекса РФ. Выдавать подобные гарантии, согласно законодательным требованиям, могут только банки, входящие в ежемесячно обновляемый на основе данных Центробанка перечень Минфина.

2) Страхование ответственности, при относительной быстроте, доступности и низкой затратности, менее распространено, так как несет в себе определенные риски как для исполнителя, так и для заказчика. В основном это связано с тем, что в законодательстве РФ не прописаны достаточно прозрачные условия для страхования по гостендерам, отсутствуют стандартные тарифы и единые условия страхования.

Однако данный способ остается приемлемым и доступным при наличии грамотного юридического сопровождения, исключающего возможности для разночтений и вариативных трактовок заключенного госконтракта.

3) Залоговое обеспечение в виде денежных средств, пожалуй, наименее популярный способ гарантийного обеспечения при заключении договора на поставку товаров/услуг с государственными и муниципальными учреждениями. 

Это связано с тем, что суммы залога, фигурирующие в госконтрактах (0.5-5% от начальной цены для участия, 5-30% в случае победы), зачастую слишком велики, чтобы средняя компания могла изъять их из своего оборота без значительных потерь, и в установленный срок перечислить их на счет заказчика.

Если вы по какой-то причине все еще используете последний способ, вам следует знать, что, согласно 44-ФЗ, поставщики могут получить право на замену обеспечения в процессе исполнения госконтракта.

То есть, вы можете сменить денежный залог на банковскую гарантию, освободив финансовые активы для более выгодного применения.

Подобные вопросы легко решаются при наличии грамотного юриста или тендерного консультанта.

Услуга оформления банковской гарантии от ГК «ЦЭСК»

Банковская гарантия является оптимальным вариантом гарантийного обеспечения по соотношению рисков, затрат и сложности.

Получение беззалоговой тендерной гарантии или гарантии исполнения контракта является не самой простой задачей.

Здесь пригодится грамотное юридическое сопровождение, корректное оформление заявки и пакета документов, а также опыт взаимодействия с ведущими банками из списка Минфина, предоставляющими наиболее выгодные условия.

Специалисты «ЦЭСК» помогут вам в оперативном получении банковской гарантии за 5 рабочих дней с момента публикации результатов тендера. Вы можете воспользоваться помощью наших юристов и консультантов на отдельных этапах тендера либо заказать полное тендерное сопровождение для экономии средств и увеличения результативности участия в конкурсах.

Источник: http://www.glavsert.ru/articles/1149/

Как снизить свои риски при исполнении госконтракта | ХабИнфо

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

Сфера госзакупок  уже давно вошла в жизнь бизнеса. Законодателем были предусмотрены специальные нормы, регулирующие взаимоотношения участников госзакупок, расширился круг субъектов, которые могут претендовать на заключение контракта.

Работа с госзакачиками интересна многим, ведь это возможность обеспечить свой бизнес постоянным объемом работы, который в любом случае будет оплачен, поскольку финансирование работ или услуг по госконтрактам осуществляется за счет средств бюджета. Но, несмотря на перспективы, отношения к госзакупкам у многих бизнесменов далеко не самое позитивное. Причина тому – госзаказчик и казна государства, за счет которой, как уже было отмечено, финансируются работы и услуги.

Любой госконтракт ориентирован в первую очередь на защиту интересов госзаказчика, и просто пестрит кабальными условиями, штрафами, пенями, и т.д.  Более того, исполнители по госконтрактам лишены возможности включать в контракт свои условия или изменять те, которые предложены госзаказчиком, существуют риски испортить свою деловую репутацию, попав в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, несмотря на стабильный доход, работа по госконтракту может обернуться и весьма большими проблемами. Причем, как показывает практика, головную боль можно заработать при исполнении даже самых простых контрактов, например, связанных с поставкой товаров.

Анализ рисков

Отказываться от работы с госзаказчиками, конечно же, не стоит, просто нужно более внимательно относиться к таким сделкам и тщательно анализировать возможные риски.       

  • Принимая решение поучаствовать в госзакупках, прежде всего, следует очень тщательно изучить всю документацию о закупке.
  • Обратить внимание стоит на предмет закупки, специфические требования заказчика к предмету закупки, порядок и сроки исполнения обязательств и т.д.
  • Получив детальное представление о том, что именно хочет заказчик, когда и в какие сроки, можно сопоставить свои возможности с этими требованиями.

Следует помнить, что условия госконтракта являются неизменными, вы не сможете по соглашению сторон увеличить цену или пересмотреть сроки исполнения обязательств в будущем. Поэтому основные риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнение условий госконтракта можно отсечь уже на этом этапе.

Если условия окажутся заведомо неисполнимыми (очень часто это встречается в госконтрактах на выполнение строительных работ), то следует либо отказаться от участия в такой закупке, либо направить заказчику мотивированный запрос разъяснения положений закупочной документации и предложить внести соответствующие изменения.

Кто-то скажет, что заказчик не станет вносить изменения в документацию. Это не так, достаточно распространены ситуации, когда заказчик не учитывает некоторые аспекты закупки, допускает ошибки, но впоследствии вносит изменения в закупочную документацию.

Ну а если, заказчик попался упрямый, то можно обжаловать положения документации в антимонопольный орган.

Прежде чем отказаться от участия в закупке, все-таки стоит использовать все шансы, тем более, что запрос разъяснений и обжалование документации может осуществить абсолютно любой потенциальный участник закупки.

Переписка с госзаказчиками

Еще одним способом минимизировать свои риски является ведение письменной переписки с госзаказчиком.

Почему-то многие исполнители по госконтрактам об этом забывают, а  возникающие проблемы решают дедовским способом — на словах. Не можем исполнить какие-либо обязательства, и представитель заказчика говорит: «не проблема, давайте вместо этого сделаем вот это».

Ударили по рукам, а в последствии вам прилетает требование об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение условий госконтракта или, что еще хуже, решение об одностороннем отказе заказчика от его дальнейшего исполнения.

Ни в коем случае нельзя менять предмет закупки, выполнять работы или услуги, не предусмотренные условиями госконтракта.

И дабы таких ситуаций не возникало, следует всегда все вопросы решать письменно, путем обмена претензиями, запросами и т.д. Наличие переписки, особенно грамотно проработанной, существенно облегчит защиту ваших интересов в будущем. Да и сам госзаказчик будет вести себя с вами более осторожно.

Отдельно стоит сказать об одностороннем отказе заказчика от исполнения госконтракта. Очень часто разрыв взаимоотношений с исполнителем по госконтракту со стороны заказчика носит необоснованный характер.

Такие действия госзаказчика следует обязательно оспаривать в судебном порядке.

Ведь мало кому захочется попасть в реестр недобросовестных поставщиков или впоследствии заплатить штраф за неисполнение госконтракта, чем заказчики очень хорошо пользуются.

Таким образом, обычная осмотрительность на всех этапах госзакупки, позволит существенно снизить свои риски и избежать многих проблем.

Управляющий партнер ООО «ЮриКом»

Александр Пертулесов

juri-kom.ru

Источник: https://habinfo.ru/goskontrakt/

Госзакупки: махинации, особенности и подводные камни

Подводные камни  госконтракта (Антропова Т.Ю.)

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается.

Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго.

В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Первый совет новичкам, которые приняли решение дать развитие тендерному направлению в своей компании: оцените рентабельность данного мероприятия.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку.

Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь. 

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр.

В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота.

С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33.

Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста.

Этим заказчики часто  пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей. 

Чаще всего «подводным камнем» являются сроки, которые в электронном аукционе играют основную роль, так как ими регламентированы все действия, включая срок подачи и рассмотрения заявок, срок заключения контракта и предоставления обеспечения.

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет.

Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться». 

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства.

Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик.

Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта.

Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков.

Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии. 

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2014 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах.

То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке.

Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные. 

Остается проблема честности проводимых конкурсов. Очень часто они проводятся «под конкретного исполнителя», и вся процедура закупки напоминает ширму.

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно.

В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры.

Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие.

В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может.

К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом.

В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства.

Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники.

Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги.

При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина,  описать его параметры в техзадании практически невозможно.

Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков.

В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо.

Времени они отнимают много, а результата не дают.

Источник: https://kontur.ru/articles/2450

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.