+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

Содержание

Контроль в сфере ЖКХ: общественный и государственный

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

Основной контроль работы УК осуществляют государственные и муниципальные надзорные органы.  

‒ Сфера ЖКХ с учётом её роли в повседневной жизни граждан всегда будет под пристальным вниманием государства в лице её надзорных органов и общественности в целом, ‒ прокомментировал Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов. 

 Роспотребнадзор следит за исполнением СанПин, которые регламентируют качество и безопасность жилищно-коммунальных услуг:

  • исследует питьевую воду на предмет химического, биологического и вирусологического загрязнения;
  • измеряет уровни шума и вибрации от тепловых узлов дома, лифта и вентиляции;
  • контролирует выполнение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных мероприятий;
  • контролирует содержание контейнерных площадок и мусоропроводов. 

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и питьевой воде УК привлекают по статьям 6.4 и 6.5 КоАП РФ, штраф по которым составляет до 20 тысяч рублей и до 30 тысяч рублей соответственно. 

Роспотребнадзор привлекает также к административной ответственности УК за оказание услуг ненадлежащего качества по статье 14.

4 КоАП РФ (штраф – до 30 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 50 тысяч рублей), нарушение порядка ценообразования по статье 14.6 КоАП РФ.

При завышении тарифов УК выплачивает штраф в двукратном размере излишне полученной выручки, при занижении – штраф составит 100 тысяч рублей.

Государственная жилищная инспекция РФ и её территориальные органы ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда.

ГЖИ проводит инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов, даёт предписания об устранении выявленных нарушений.

При обнаружении нарушения жилищного законодательства ГЖИ даёт представление об аннулировании или приостановлении лицензии юридических лиц. 

Лицензия аннулируется только по решению суда на основании письменного обращения ГЖИ в суд о нарушении УК лицензионных требований.

Письменное обращение в суд ГЖИ составляет по решению лицензионной комиссии.

Лицензионная комиссия опирается на статью 199 ЖК РФ: причиной обращения в суд об аннулировании лицензии выступает исключение МКД площадью от 15% общей площади МКД, находящихся в управлении УК.

Процедура аннулирования лицензии:

  1. ГЖИ в течение года от двух и более раз выдаёт УК предписание по устранению нарушений лицензионных требований.
  2. При неисполнении этих предписаний или исполнении их недолжным образом от двух и более раз суд назначает УК административное наказание.
  3. В этом случае ГЖИ вправе исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых УК нарушила лицензионные требования.
  4. Лицензионная комиссия рассматривает вопрос об аннулировании лицензии, если из реестра ушло 15% от общей площади домов, находящихся в управлении УК.
  5. На основании решения лицензионной комиссии ГЖИ обращается в суд с требованием аннулировать лицензию УК. 

После аннулирования лицензии УК продолжает управлять МКД, пока собственники не выберут новую компанию.

Муниципальный жилищный контроль ведут региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления ЖКХ проводят плановые и внеплановые проверки на соответствие деятельности УК нормам и требованиям муниципальных и федеральных нормативных актов. 

Основанием плановых проверок выступает истечение одного года:

  • с начала деятельности по управлению МКД;
  • с окончания проведения последней плановой проверки.

Внеплановые проверки инициируются поступлением в органы муниципального контроля информации от граждан, юридических лиц и органов власти о нарушениях:

  • при выборе УК;
  • порядка заключения с УК договора управления;
  • порядка содержания и ремонта общего имущества МКД;
  • обязательств УК, предусмотренных договором управления;
  • при использовании предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. 

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой и без предупреждения проверяемой УК. 

По закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прозрачность деятельности органов надзора стала принципом защиты прав предпринимателей.

Для учёта проводимых государственными и муниципальными органами проверок создан «Единый реестр проверок».

Следует ожидать изменений в контрольно-надзорной деятельности органов власти, так как идёт реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», по которой к 2025 году планируется достичь снижения на 50% административной нагрузки на юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В рамках реализации программы реформы в 2017 году разработаны проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований, отменены устаревшие требования, актуальные требования размещены на сайтах ведомств и ограничено формирование новых требований: новые требования принимаются только после отмены двух устаревших (принцип 1 in 2 out). 

Общество

Своеобразным контролирующим органом можно назвать общественников, собственников квартир и нежилых помещений в многоэтажках. Напрямую они оштрафовать УК не могут, но вправе пожаловаться в вышеуказанные контролирующие органы и даже подать иск в суд.

К примеру, в июле 2017 года руководителя одной из УК в Калининградской области оштрафовали на 25 тысяч рублей за некачественное обслуживание дома после жалобы жильцов в прокуратуру, а в Липецке УК пришлось отказаться от обслуживания нового дома, так как жильцы угрожали подать на компанию в суд.

По мнению экспертов, появление общественного контроля носит двойственный характер: с одной стороны, Правительство предлагает участникам жилищных правоотношений регулировать с помощью договорных отношений вопросы управления МКД и оказания коммунальных услуг. Но, с другой стороны, законодательные органы не учли, что собственники не готовы обсуждать договоры управления общим имуществом МКД, не умеют или не хотят этого делать.

‒ В силу незнания жилищного законодательства, ‒ рассказывает Председатель Совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», заместитель председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области Олег Борисович Иванов, ‒такие жильцы «вставляют палки в колеса» управляющим организациям, обращаясь например, сразу в Государственную жилищную инспекцию, прежде чем непосредственно предъявить претензию к своей управляющей организации. В итоге последняя платит штраф, хотя эти деньги могли быть направлены на урегулирование проблемы. Увы, жилищная инспекция не всегда разбирается в ситуации и порой выписывает необоснованные штрафы. 

Чтобы этого избежать, необходимо наладить отношения с активными жильцами. На преодоление проблемы необходимы время, эффективная информационно-просветительская работа, распространение центров юридических консультаций и освещение в СМИ положительных примеров управления жилыми домами. 

‒ Общественный контроль во взаимодействии с управляющими компаниями, РСО и ТСЖ играет двойную роль, ‒ считает эксперт.

‒ С одной стороны, нормами законодательства не установлена безусловная обязанность представителей таких организаций выполнять требования и предложения общественников, но своими настойчивыми действиями они стараются показать, что к ним следует прислушиваться и что с ними необходимо работать, в том числе путем привлечения внимания журналистов и надзорных органов к действиям недобросовестных УК, РСО и ТСЖ. С другой стороны, общественники ведут активную информационно-просветительская работу, оказывают бесплатную консультационно-правовую помощь населению и систематически освещают в средствах массовой информации положения действующего законодательства в сфере ЖКХ, что, в конечном итоге, должно привести к повышению правовой грамотности собственников, а также указать им не только на наличие у них прав, но и обязанностей, что зачастую ими игнорируется. При равной конкурентной среде и добросовестности управляющих организаций, РСО и ТСЖ, общественный контроль не оказывает негативного влияния, а, наоборот, содействует их деятельности.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/zkh-kontrol

Проблемы муниципального жилищного контроля

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

Учитывая тот факт, что количество органов не малое, а полномочия их широкие, при реализации их муниципальный орган сталкивается с рядом барьеров.

Так законодатель ограничил проведение плановых проверок — максимум раз за три года, а для выполнения внеплановых проверок нужны запросы граждан, чьи права нарушены.

На практике же, граждане не пишут письменные обращения, а в случае их написания не указывают конкретные факты, больше излагают эмоциональную составляющую.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.Согласно , главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов.

В их число входит:проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Проблемы развития системы жилищного контроля в городских поселениях Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Keywords: housing, housing code, the state housing supervision and municipal housing control, blocks of flats, landlords, management companies, licensing control.

Жилищное хозяйство является важнейшим сегментом национальной экономики, социальная значимость которого определяется непосредственным влиянием на условия жизнедеятельности и процессы воспроизводства населения, социальную напряженность в обществе, формирование общественного мнения и отношения к деятельности органов власти.

В жилищном хозяйстве, как особом объекте государственного и муниципального управления, крайне сложно достичь оптимального соотношения между экономической целесообразностью и социальной необходимостью, рыночными и административными методами управления, в результате стоимость жилищных и коммунальных услуг неуклонно растет, техническое состояние домов ухудшается, число аварий возрастает.

К вопросу о некоторых проблемах организации и осуществления муниципального жилищного контроля

Анализ нормативных положений относительно муниципального жилищного контроля вызывает целый ряд вопросов, прежде всего, в связи с неоднозначностью формулировок. Рассмотрим ряд примером. В соответствии с ч.

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Савицкая О.Г.)

С каждым годом рост нарушений в обозначенной сфере неуклонно растет.

В свою очередь, осуществляя предпринимательскую деятельность, указанные субъекты также нередко сталкиваются с трудностями, в т.ч.

связанными с несвоевременной оплатой гражданами коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья, сложной структурой взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями, а также контрольно-надзорными органами государственной власти и местного самоуправления.

В связи с обозначенной ситуацией на сегодняшний день перед государством стоит нелегкая задача — найти баланс между интересами потребителей жилищно-коммунальных услуг и интересами субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.

По мнению законодателя, важным инструментом в решении поставленной задачи должен стать институт муниципального жилищного контроля.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е.

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

Ряховская А.Н.

и др. Развитие финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве: Монография. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. С. 9.Вместе с тем данная сфера «не доросла» до эффективных рыночных отношений, связанных с развитием реальной конкуренции между предприятиями ЖКХ и предоставлением потребителям реального выбора определенного набора услуг по приемлемым ценам.

На наш взгляд, реформа отрасли ЖКХ требует поступательного, осмысленного принятия решений и не терпит стремительного перевода ЖКХ из социальной сферы в сугубо предпринимательскую, рыночную.

Вопрос-ответ

1 ст.

17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(далее — Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

Частью 2 указанной статьи определено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее — Закон N 294-ФЗ). Согласно п. 4 ст.

2 Закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия

Продолжается реформирование соответствующего законодательства и сегодня.

Источник: http://domzalog.ru/problemy-municipalnogo-zhilischnogo-kontrolja-66644/

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем.

На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно.

Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Или звоните нам по телефону (круглосуточно).

Это быстро и бесплатно!

+7 (499) 455-00-57 Москва и Московская область

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Федеральный уровень

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Региональный уровень

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их.

Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего — это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне.

Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании.

Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Жильцы в виде контролирующего органа

Жильцы также могут выступать в виде органа, который контролирует управляющую компанию ЖКХ, так как с ними заключен договор о предоставлении определенных услуг. Именно поэтому жильцы могут затребовать проверку, которая будет выполнена по отношению к качеству этих самых выполняемых ЖКХ услуг.

Жильцы могут запросить полную отчетность за 1 – 2 года, на основании которой будет ясно, насколько честно ведет учет управляющая организация.

В случае если что-то не сходится, то жильцы могут обращаться в суд или в контролирующий орган. Важно обратить внимание на то, что коллективное письмо ускорит этот процесс. Чем больше жильцов подключаться, тем быстрее решится вопрос.

В случае если суд подтвердит незаконные действия, то все поборы возместятся жильцам.

Аудиторские проверки

Аудиторская проверка заключается в том, чтобы проверить на прозрачность управляющую компанию ЖКХ, осуществляется она по некоторым критериям по которым и делается заключение проверки. Проверяется корректность оформления всех бумаг, деклараций и так далее. Делается это специальным человеком, называемым аудитом. В заключении аудит дает рекомендации по улучшению работы ЖКХ.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее — обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом способны помочь, когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

Источник: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/kontroliruyushhie-organy-zhkh

Жилищный надзор и жилищный контроль: функции, полномочия и различия

Проблемы государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства (Хусяйнова С.Г.)

Чтобы контролировать соблюдение Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также другие законы создаются специальные органы, которые занимаются данными вопросами. Они должны следить, чтобы права граждан в сфере ЖКХ соблюдались безукоризненно. Органы надзора и контроля также следят, чтобы были соблюдены права физических и юридических лиц. Таковыми службами считаются контроль и надзор.

Понятия надзора и контроля

Понятия надзора и контроля принято разделять.

Жилищный контроль – ассоциация, которая осуществляет инспекционные проверки, рассматривает претензии граждан, просматривает отчеты и применяет санкции к компаниям коммунального хозяйства, которые некачественно или несвоевременно оказывают услуги.

Государственный жилищный надзор – расширенная форма гражданско-правовых отношений. Задачами надзора являются защита жилищных прав граждан. В работе организация руководствуется статьей за номером 20 ЖК РФ.

Обе организации осуществляют определенные функции, которые разделяются по виду полномочий:

  • государственный жилищный надзор реализует исполнение положений ЖК РФ на уровне федерального масштаба;
  • муниципальный жилищный контроль осуществляет деятельность в пределах одного конкретных субъектов.

Какая государственная структура реализует нормы жилищного права

Кто осуществляет жилищный контроль? Согласно Закону от 6.10.2013 года за номером 31 контроль за нарушениями в сфере ЖКХ осуществляет органы местного самоуправления.

В своей деятельности организация руководствуется следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс Российской Федерации;
  • правила технической эксплуатации жилого фонда;
  • правила предоставления коммунальных услуг органами ЖКХ населению;
  • правила управления, содержания и ремонта общего имущества собственников жилого помещения многоквартирного дома;
  • правила эксплуатации жилых помещений.

На этом основании органами местного самоуправления в отделах ЖКХ были созданы отдельные секторы для осуществления муниципального жилищного контроля. Их организовали 01.01.2013 года на основании установленных правил и норм. Сотрудники осуществляют инспектирование органов ЖКХ, выдают предписания о факте нарушений, а также об устранении недочетов.

Если муниципальный жилищный контроль осуществляется органами местного самоуправления, то надзор в сфере жилого фонда осуществляется органами государственного жилищного надзора, который есть в каждом регионе. Это департаменты, отделы, инспектора и комиссии. Региональный жилищный надзор реализует обязанности как государственных, так и муниципальных организаций.

В положении государственного надзора и в Жилищном Кодексе существует такой понятие, как общественный контроль. Организацию создают собственники жилья многоквартирного дома. Такой компанией осуществляется надзор за законностью и правомерностью деятельности, которая реализуется уполномоченными лицами и организациями на разном уровне.

Общественный орган защищает интересы граждан в сфере ЖКХ и оценивает работу государственного жилищного контроля.

Функции надзора и контроля

Органы местного управления в сфере муниципального жилищного контроля выполняют следующие функции:

  • проверяют лицензии у соответствующих организаций;
  • оформляют пакет учредительных документов;
  • следят за своевременностью и качеством предоставляемых услуг гражданам;
  • проверка качества работ, выполняемых подрядчиками;
  • выявление нарушений в деятельности управляющих компаний и иных организаций ЖКХ;
  • вынесение предписаний и наложение санкций по нарушениям, которые были выявлены в ходе проверки;
  • отслеживание того, как соблюдаются вынесенные предписания.

задача органов надзора и контроля – не только выявлять нарушения в деятельности организаций ЖКХ, но и предупреждать их.

Контролирующие органы осуществляют следующие мероприятия:

  • классификация выявленных нарушений, которые определяются с помощью проверки на несоответствии деятельности компании в соответствии с действующим законодательством;
  • проведение проверок, которые были запланированы, а также внеплановых инспекций управляющих компании и иных подобных организаций;
  • вынесение решения на основании проведенных проверок;
  • ревизия организаций ЖКХ, привлечение к ответственности всех виновников указанных нарушений.

Проверки органами контроля и надзора планируются на год и проводятся по порядку. Внеплановые инспекции осуществляются на основании жалоб граждан.

Основания для проверок

Плановые проверки проводятся по истечению года со дня начала деятельности любых организаций, которые осуществляют управление общим имуществом собственников жилья многоквартирного дома. Инспекция также осуществляется ежегодно со дня окончания проведения плановых проверок соответствующих компаний.

Внеплановые проверки осуществляются на основании претензий граждан к управляющим компаниям или получения информации о следующих нарушениях:

  • выбор организации, которая осуществляет управление общим имуществом владельцев жилья многоквартирного дома;
  • заключение соглашения об управление общим имуществом с управляющей компанией;
  • утверждение условий и заключения договора управления;
  • неправильное содержание общей собственности;
  • нарушение использования территории, расположенной возле многоэтажного дома или мест общего пользования;
  • несвоевременное или некачественное проведение текущего и капитального ремонта мест общего пользования и инженерных коммуникаций;
  • необоснованное повышение тарифов на коммунальные услуги.

Органы контроля и надзора создаются с целью защиты прав граждан в сфере коммунального хозяйства. Организации осуществляют свою деятельность на основании соответствующих законов. Они следят, чтобы населению качественно и своевременно были предоставлены коммунальные услуги.

В их компетенцию также входит контроль за установленными тарифами. В случае необоснованного повышения таковых организации имеют право применить соответствующие санкции в адрес нарушителей.

Организации осуществляют проверки управляющих компании и иных подобных организаций с целью предупреждения и выявления нарушений. Они контролируют выполнение текущего и капитального ремонта.

Любой гражданин, который является собственником квартиры или снимает жилье по договору социального найма, может подать жалобу в эти организации и на ее основании будет проведена проверка. Если будут выявлены нарушения, виновных накажут, а гражданин получит соответствующую компенсацию.

Источник: https://okommunalke.ru/dokumenty/zhilishhnyj-nadzor-i-kontrol

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.