+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Содержание

Гайд по участию в закупках

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Статья актуальна на 20 июня 2016

Если вы впервые участвуете в закупках, наше руководство подскажет, с чего начать подготовку, кто ваши заказчики, что поможет искать закупки лучше, как подавать заявку, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки.

Компании, которые частично или полностью принадлежат государству, проводят конкурсы на закупку товаров, работ и услуг. Закупки есть почти в любой сфере, в любом регионе. Деньги на них заложены в бюджете, а для малого бизнеса действуют квоты. Это хорошая возможность расширить бизнес.

Заказчик размещает закупки разными способами в зависимости от того, как он будет отбирать поставщика. Самые популярные способы — электронный аукцион, конкурс и запрос котировок. Подробнее о способах отбора

Закупка — это форма размещения заказа на поставку товаров и услуг. Закупку проводит заказчик с помощью конкурентных или неконкурентных способов отбора поставщиков.

Закупки делят на 3 группы в зависимости от заказчиков:

  1. Госзакупки по 44-ФЗ — государственные и муниципальные организации
    Закупки проводятся точно по закону. Заказчик публикует план закупок, по которому поставщик заранее планирует свою деятельность. Когда извещение о закупке опубликовано или заказчик отправил приглашение к участию, поставщик подает заявку. Победителя определяет заказчик. Закупка завершена, когда контракт заключен, все обязательства исполнены и заказчик перечислил денежные средства поставщику.
  2. Закупки по 223-ФЗ:
    • Компании с долей государственного имущества от 50%, их «дочки» и «внучки».
    • Естественные монополии (нефтегазовые компании, РЖД и другие).
    • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение). Бюджетные учреждения, которые проводят закупки за счет грантов, средств субподряда и собственных денег.

    Процесс проведения закупки такой же, как по 44-ФЗ, но каждая организация устанавливает свои способы отбора и сроки, выбирает формат проведения закупки.

  3. Коммерческие закупки — коммерческие организации
    Заказчики сами определяют правила проведения закупок и требования к поставщикам. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Гражданским кодексом.

Проще начинать участвовать в закупках по 44-ФЗ: государственные организации чаще проводят конкурентные процедуры — конкурсы, аукционы, запросы котировок.

Большинство закупок по 223-ФЗ заказчики проводят у единственного поставщика: без конкурса, а закупают у подрядчика, которого выбрали сами. Таких закупок становится меньше: в 2014 году их было 48,2%, а в 2015 году — уже 40,4%.

Подробнее о разнице между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Где и как искать закупки?

Закупки по 44-ФЗ обязательно публикуются на zakupki.gov.ru. При этом электронные процедуры дублируются на федеральных электронных площадках. До 1 января 2014 так же публиковали закупки по 94-ФЗ.

Закупки по 223-ФЗ публикуются на zakupki.gov.ru и на электронных площадках, которые соответствуют требованиям заказчика. Заказчик вправе не публиковать на zakupki.gov.ru, только если:

  • цена закупки не превышает 100 000 руб.
  • цена закупки не превышает 500 000 руб. и годовой оборот заказчика более 5 млрд. руб.

Коммерческие закупки публикуются на сайтах заказчиков и на электронных площадках.

Zakupki.gov.ru 44-ФЗ и 94-ФЗ, крупные 223-ФЗ
Коммерческие ЭТП 223-ФЗ, коммерческие закупки
Контур.Закупки zakupki.gov.ru + 5 коммерческих ЭТП (B2B-Center, Fabrikant, Газпромбанк, Сбербанк-АСТ, OTC)

Несколько советов

  • Прежде, чем принимать участие, проверьте, что ваши товары и услуги востребованы в регионе. Найдите закупки по своей отрасли, ОКПД или ключевым словам и посмотрите, много ли закупок, кто основные заказчики, как они размещают, какие конкуренты.
  • Важно правильно настроить запрос, чтобы находить все нужные закупки и не находить лишнее. Для поиска можно использовать ключевые слова, ОКПД или отрасль, указывать регион. Чтобы оптимизировать поиск, можно сохранить регулярный запрос как шаблон и подписаться на новые закупки по нему. Подробнее о поиске в Контур.Закупках
  • Учитесь находить скрытые закупки: некоторые заказчики пытаются ограничить круг участников, но эти преграды можно обходить. Подробнее — в статьях о серых схемах и некопируемой документации.
  • Ищите планы-графики: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

Состав извещения о закупке

Извещение о закупке — документ, объявляющий о проведении процедуры отбора поставщика.

Извещение об открытых процедурах доступно всем участникам. Извещение о закрытых процедурах напрямую отправляется приглашаемым участникам, оно не подлежит размещению в средствах массовой информации.

Извещение о закупке имеет определенную структуру. Коммерческие организации ориентируются на форму извещения на площадке и могут заполнять не все поля. Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ должны заполнять всю информацию, которая позволит поставщику определить, подходит ему закупка или нет.

Заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ всегда указывают в извещении:

  • Название закупки.
  • Информацию о заказчике и его контактные данные.
  • Начальную максимальную цену контракта (НМЦ) — предельное значение, обоснованное с помощью:
    • государственной статистической отчетности,
    • zakupki.gov.ru,
    • реестра контрактов,
    • информации о ценах производителей,
    • общедоступных результатов изучения рынка,
    • исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика.
  • Обеспечение заявки — требование внести денежные средства, которое устанавливает заказчик или уполномоченный орган. Это страховка на случай, если победитель закупки откажется подписывать контракт (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). Подробнее об обеспечении
  • Обеспечение исполнения контракта — денежное обязательство, которое предоставляет победитель закупки при заключении контракта. Его вносят, чтобы покрыть возможный ущерб заказчика, если поставщик некачественно исполнит или не исполнит свои обязательства (всегда для конкурсов и электронных аукционов по 44-ФЗ, для остальных процедур — по желанию и возможности заказчика). Подробнее об обеспечении
  • Порядок проведения (даты подачи заявок, рассмотрения и др.).
  • Объекты закупки с кодом ОКПД.
  • Требования к поставщикам, возможные ограничения и преференции (ценовые поправки, ограничения в участии). Преимущества в сфере госзакупок могут быть предоставлены субъектам малого предпринимательства, российским поставщикам и продукции российского производства, предприятиям уголовно-исправительной системы, обществам инвалидов.
  • Адрес ЭТП — для электронных процедур.

К извещению заказчики прикладывают документацию с техническим заданием или спецификацией, проект контракта, при необходимости форму заявки, обоснование НМЦ и обоснование самой закупки.

Закупка может состоять из одного или нескольких лотов. В каждом лоте указывается название, своя НМЦ, заказчик, требование к обеспечению, объекты лота, время и место поставки. При участии в многолотовой закупке на каждый лот подается отдельная заявка.

Как подать заявку на участие?

После того, как вы нашли интересную закупку, посмотрите, в каком виде она проводится: бумажном или электронном. Заявки в бумажном виде на конкурс или котировку можно доставить лично или почтой. Для участия в электронных процедурах нужно подать заявку на электронной торговой площадке, где проводится закупка.

Бумажный вид (запрос котировок, конкурс) Лично или почтой.
Электронный вид (электронный аукцион) На электронной торговой площадке, где проводится закупка. Нужно:

Следуйте требованиям заказчика
Все требования к поставщикам и конкретные характеристики товаров прописаны в документах к закупке. Посмотрите, цена товара указана с НДС или без, измерения даны в мм или см и т д.

Следите за изменениями в документации и сроками подачи заявок
Заказчик может вносить изменения в закупку после размещения. Важно отслеживать их, чтобы случайно не отправить заявку по старой документации или в другое время. В Контур.Закупках вы автоматически будете узнавать об изменениях, если закупка сохранена в избранном.

Внимательно отнеситесь к оформлению заявки
Заказчик может отклонить заявку из-за того, что документы в ней идут не по порядку или предоставлена недостоверная информация. Почитайте, какие документы нужно приложить к заявке.

Заложите время на дополнительные процедуры
Если отправляете пакет документов почтой, закладывайте время на доставку. Заранее получите сертификат электронной подписи, если решили участвовать в электронной процедуре.

У вас есть право подать запрос на разъяснения заказчику или жаловаться в ФАС, если документация не соответствует требованиям закона или заказчик необоснованно отклонил вашу заявку.

Если не получается пройти аккредитацию, заказчик отклонил заявку или попалась сложная закупка с объемной документацией, обратитесь к специалистам по сопровождению.

Результаты торгов

Если вы победили, подпишите контракт в прописанный в закупке срок: на бумаге или на ЭТП, где проводились торги (в электронном аукционе).

Если вы не победили, изучите результаты в итоговом протоколе закупки:

  • сколько было участников и какую цену они предлагали,
  • на сколько процентов снизилась цена,
  • кто признан победителем.

Узнав победителя, выясните, как часто он выигрывает закупки этого заказчика, конкурентную ли цену предлагает, нет ли сговора? Если есть подозрения, на закупки этого заказчика можно больше не терять время.

В конкурсе анализ закупки поможет понять, по каким критериям вы проиграли в конкурсе, чего вам не хватило: опыта, квалифицированных кадров, лицензий? Это поможет скорректировать стратегию участия в следующих тендерах.

Все участники в течение 10 дней после объявления победителя могут обжаловать в ФАС итоги состоявшегося тендера. Результаты закупки отменят, если будут выявлены серьезные нарушения.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/91-guide

Формы проведения торгов в системе госзакупок: чем различаются аукцион, конкурс и запрос котировок

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Мы продолжаем публиковать серию материалов о том, как коммерческой организации или ИП стать поставщиком в системе госзакупок и увеличить за счет этого сбыт своих товаров, работ или услуг.

В первой статье мы рассказали о контрактной системе и принципах, по которым она действует (см. «Как стать поставщиком в системе госзакупок»).

В сегодняшнем материале мы расскажем о формах проведения торгов или, если выражаться более корректно, о способах определения поставщика.

Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.

В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику  необходимые  товар, результат выполнения работ или услугу  наилучшего качества по наиболее низкой цене.

Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.

Электронный аукцион

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р, которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:

Электронные площадки обеспечивают  электронную форму для всех элементов аукциона.

У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку  и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует  для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте  www.zakupki.gov.ru, но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить  аукцион.

Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки».

В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную  документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная  (максимальная) цена.

Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.

Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к.

сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно.

То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их  предложения по объекту закупки.

На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое  требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.

Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.

Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.

Открытый конкурс

Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте   www.zakupki.gov.ru, и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки».

Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.

Однако прежде чем подавать заявку,  участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.

Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно  продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.

Также заказчик  укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок,  исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.

Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Запрос котировок

Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств.

С его помощью приобретается обычная  и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта,  основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.

   

Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.

Заказчику эта форма торгов тоже предоставляет интересные возможности — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Важные детали

Чтобы принять участие в торгах, все заинтересованные лица должны подготовить заявки с предложениями поставить товар, работу, услугу.

Заявки должны быть максимально близки к описанию, изложенному заказчиком в закупочной документации.

Кроме того, участник должен предложить наиболее низкую цену, отталкиваясь от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком, также представить документы, которые требуют от участника процедуры закон и заказчик.

Если участник готовится к электронному аукциону, то необходимо пройти аккредитацию на той электронной площадке, где проходит интересующий аукцион.

Нельзя забывать о денежных ресурсах. Заявки на конкурсы и электронные аукционы необходимо сопроводить денежным обеспечением, суммы всегда указываются заказчиком в документации. Если участник не предоставил обеспечение по заявке, то заказчик обязан отклонить такую заявку без рассмотрения.

Что касается запроса котировок, то в этом случае обеспечение по заявке заказчик может не устанавливать, что является еще одним преимуществом для начинающих участников.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/tks/2016/8/11363

Новый способ закупки по 44-ФЗ: электронный запрос котировок | Контур.Закупки

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Буквально через несколько месяцев система закупок должна начать кардинальное преображение. А в середине 2019 года все процедуры будут проводиться на электронных торговых площадках. В связи с этим старые способы закупки претерпят изменения. Недавно мы писали об электронном конкурсе, а сегодня расскажем о том, что такое запрос котировок в электронной форме.

Правовые основы

Изменения в 44-ФЗ, о которых упомянуто выше, внесены законом 31.12.2017 № 504-ФЗ. Он среди прочего водит новый параграф 3.1, который будет посвящен запросу котировок в электронной форме.

Этот способ определения поставщика пока применяется лишь в классической форме, то есть проводится без участия ЭТП. Посмотрим, что изменится, когда он будет переведен в электронный формат.

Условия для проведения процедуры

Запрос котировок в электронной форме будет проводится при помощи функционала, предоставленного электронной торговой площадкой. Критерием оценки заявок выступает цена, то есть побеждает тот участник, который предложил наименьшую цену.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для классического:

  • начальная цена контракта — до 500 тыс. рублей;
  • годовой объем таких закупок — в пределах 10% и не более 100 млн рублей.

Размещение извещения

Извещение публикуется в ЕИС не позднее, чем за 5 дней до проведения электронного запроса котировок. Оно должно содержать такие сведения:

  • адрес ЭТП, которая будет проводить запрос;
  • информацию о заказчике;
  • идентификационный код закупки;
  • краткое изложение условий контракта;
  • данные об ограничениях и преимуществах;
  • указание на способ проведения поставщика;
  • размер обеспечения;
  • информацию о национальном режиме относительно объекта закупки;
  • сведения о контрактном управляющем или ответственном специалисте заказчика;
  • сведения о том, как можно расторгнуть контракт в одностороннем порядке;
  • перечень документов, которые должен представить участник, и требований, которым он должен соответствовать;
  • проект контракта (прилагается к извещению).

Подача заявок

Поскольку процедура проводится на ЭТП, участник, подающий заявку, должен быть на ней аккредитован. Кроме того, он должен быть зарегистрирован в ЕИС.

Регистрация в ЕИС станет обязательна для всех поставщиков с 2019 года.

В составе заявки участник подает:

  • согласие на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работы, оказание услуги;
  • информацию о себе, включая контакты;
  • подтверждение соответствия требованиям заказчика (декларацию), того, что участник является субъектом малого бизнеса или имеет право на получение иного преимущества, установленного в закупке.

Сформированную заявку участник подает на ЭТП через личный кабинет. Оператор проверяет заявку и если все в порядке — направляет ее заказчику. Отклонить заявку ЭТП может по нескольким причинам:

  • поздняя подача;
  • несоответствие требованиям;
  • если один поставщик направил 2 заявки;
  • в заявке нет ценового предложения или цена равно нулю;
  • цена в заявке превышает НМЦК;
  • поставщик включен в РНП.

По новым правилам факт наличия участника в РНП будет проверять оператор торгов, а не заказчик.

ЭТП может отклонить заявку участника в течение 1 часа после подачи. При этом оператор обязан указать причину.

Рассмотрение заявок

В течение следующего дня после окончания приема заявок заказчик должен их рассмотреть. В результате он либо допустит заявку к участию, либо нет. Оснований для отклонения немного:

  • непредставление участником необходимых данных;
  • предоставление неполных или недостоверных данных.

Отклонять по иным основаниям заявки запрещено.

По итогам рассмотрения составляется протокол, подписывается и направляется оператору торгов.

Выбор победителя

На следующем шаге оператор ранжирует все допущенные заказчиком заявки по цене. На подведение итогов запроса котировок в электронной форме у оператора есть всего 1 час с момента, когда от заказчика получен протокол. За это время нужно сформировать протокол и разместить его на ЭТП и в ЕИС.

Побеждает участник, чье предложение содержало самую низкую цену. Именно с ним заказчик и заключит контракт.

Запрос котировок не состоялся

Иногда запрос признают несостоявшимся:

  • если предложений не подано;
  • если подана только одна заявка;
  • если все заявки отклонены;
  • если допущена лишь одна из них.

В этой ситуации заказчик может:

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/novyj-sposob-zakupki-elektronnyj-zapros-kotirovok-po-44-fz/

Закупки путем запроса котировок

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Закупки путем запроса котировок совершаются в российской практике с 1997 года. Однако применение такого механизма закупок до сих пор вызывает много вопросов у сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих учреждений-заказчиков. Правила ведения закупок путем запроса котировок с учетом правоприменительной практики разъясняет этот материал.

Александра Симонова, аудитор, консультант по управлению закупками

Запрос котировок как популярный способ закупок

Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых товарах (работах или услугах) сообщается неограниченному кругу лиц.

Для размещения извещения о проведении запроса котировок используется единая информационная система (извещения размещаются на официальном сайте). Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Популярность закупок путем запроса котировок обусловлена рядом преимуществ этого способа закупок:

  • меньшая продолжительность процедуры, по сравнению с конкурсом или электронным аукционом, более оперативное обеспечение нужд конкретного учреждения в товарах (работах, услугах);
  • меньшее количество процедур и, соответственно, объема оформляемых документов.

В связи с этим на запрос котировок приходится весьма значительная доля всех закупочных процедур у большинства заказчиков.

«Госзакупки в учреждениях» – первый журнал о госзакупках. Скачайте бесплатно пилотный номер здесь.

Размещение заказа путем запроса котировок впервые было регламентировано в российском законодательстве Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305. С тех пор этот способ закупок неоднократно претерпевал существенные изменения.

Возможно, именно из-за обилия изменений заказчики допускают ошибки при совершении закупок путем запроса котировок. Например, заказчик, согласно статьям 28–30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) может установить в извещении о проведении запроса котировок преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Если в заявке на размещение заказа указанные преимущества не будут продублированы и это затронет интересы исполнителей, то учреждение, скорее будет, подвергнуто внеплановой проверке со стороны ФАС России (решение Комиссии Магаданского УФАС России от 18 февраля 2015 г. № по делу № 04-30/06-2015).

Условия использования запроса котировок

В соответствии с ч. 2 ст.

72 Закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не может превышать 10 процентов объема средств, предусмотренных на все закупки.

При этом в рублевом эквиваленте этот объем не может составлять более 100 млн руб. в год, а начальная (максимальная) цена каждого отдельного контракта (НМЦК) может составлять не более 500 тыс. руб.

Другими словами, если у заказчика планируемый годовой объем закупок составляет 10 млн руб., то путем запроса котировок он имеет право закупить товаров (работ, услуг) на сумму не более 1 млн руб. в течение всего года. По количеству заключаемых контрактов комбинации вариантов могут быть различны, например:

  • 2 контракта по 500 тыс. руб.;
  • 4 контракта по 250 тыс. руб.;
  • 1 контракт на 500 тыс. руб. и 2 контракта по 250 тыс. руб.

Таким образом, заказчику важно определить, какие товары (работы, услуги) на общую сумму 1 млн руб. целесообразнее и приоритетнее закупать в 2015 году именно путем запроса котировок.

Для этого необходимо проанализировать закупочный опыт учреждения в предыдущие периоды в разрезе объектов закупки и выявить приоритетные объекты закупок в отношении запроса котировок.

Например, учреждение-заказчик выяснило, что в указанных стоимостных пределах ранее закупало канцелярские товары и горюче-смазочные материалы. Если в условиях 2015 года такой возможности у заказчика нет, то необходимо принять решение и разделить объекты закупки на две группы:

  • закупки посредством запроса котировок;
  • закупки иными способами – например, проводимые через электронный аукцион.

Если продолжить пример с канцтоварами и ГСМ, то прежде всего необходимо учесть специфику закупок. Так, в отношении ГСМ сложно прогнозировать объемы потребления и динамику цен в течение года.

В свою очередь, канцелярские товары могут быть закуплены на год или полугодие вперед с учетом возможного дальнейшего хранения в случае потребления в меньшем объеме, чем планировалось изначально.

Таким образом, заказчику целесообразнее закупать ГСМ путем запроса котировок, а канцелярские товары – по итогам электронного аукциона.

Процедурные особенности запроса котировок

В извещении о проведении запроса котировок заказчик указывает следующие данные:

  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме;
  • информацию о контрактной службе или контрактном управляющем, которые отвечают за заключение контракта;
  • сведения о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
  • преимущества, предоставляемые заказчиком для отдельных категорий участников.

Заявка подается в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание. При проведении запроса котировок производится вскрытие конвертов. По сути, это процедура публичного оглашения информации, содержащейся в заявке каждого участника.

При этом непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок комиссия обязана объявить участникам о возможности подачи заявок.

Следовательно, если участник сомневается в добросовестности заказчика, то он имеет право принести конверт с заявкой непосредственно на процедуру вскрытия конвертов.

Несмотря на детальную проработку многих процедур и документов, в Законе № 44-ФЗ до сих пор есть нестыковки норм, и отдельные процедурные вопросы не урегулированы. Например, заказчик обязан вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов с заявками, но требование о документальном протоколировании процедуры вскрытия отсутствует: протоколируется только рассмотрение и оценка заявок.

На вскрытие конвертов с заявками, их рассмотрение и оценку отводится один рабочий день – следующий за датой окончания срока подачи заявок (ч. 1 ст. 78 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчика имеет право:

  • внести изменения в извещение о проведении запроса котировок;
  • отменить ранее объявленную процедуру.

Изменение извещения или отмена запроса котировок

При внесении изменений в извещение заказчик имеет право изменить любое условие проводимой процедуры, за исключением непосредственного самого объекта закупки. Например, если предметом объявленного запроса котировок названо оказание услуг информационного характера, то заказчик не сможет заменить, например, информационные услуги на образовательные.

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока подачи заявок (ч. 6 ст. 74 Закона № 44-ФЗ).

При этом у заказчика возникает обязанность продления срока подачи котировочных заявок.

Это связано, прежде всего, с необходимостью корректировки ранее поданных заявок под обновленные условия проводимого запроса котировок.

В законе № 44-ФЗ сроки запроса котировок дифференцированы в зависимости от объявленной начальной максимальной цены контракта. Так, сроки подачи заявок продлеваются:

  • если НМЦК не превышает 250 тыс. руб. – не менее чем на 4 рабочих дня;
  • при НМЦК от 250 до 500 тыс. руб. – не менее чем на 7 рабочих дней.

Если у заказчика отпала необходимость в объявленной закупке, он имеет право принять решение об отмене запроса котировок не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок и в тот же день разместить такое решение на официальном сайте (ч. 1 ст. 36 Закона № 44-ФЗ). Права участников отчасти корреспондируют с правами заказчика: если заказчик внес изменения в извещение о проведении запроса котировок, то участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку.

Если по истечении установленного в извещении срока подана только одна заявка на участие в запросе котировок, заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4 рабочих дня. На практике комиссия вскрывает конверт с единственной поступившей заявкой, и по итогам ее рассмотрения принимается решение.

В случае положительного решения заключается контракт с единственным поставщиком (но только после согласования с уполномоченным органом контроля в сфере закупок). Если единственная заявка отклонена, срок подачи заявок продлевается.

Его увеличение на 4 рабочих дня необходимо также, если подано несколько заявок, но по итогам рассмотрения все они отклонены.

При этом заказчик дополнительно персонально информирует о запросе котировок не менее трех потенциальных контрагентов, которые могут произвести поставку необходимого товара, выполнить искомые работы или оказать нужные услуги (ч. 2 ст. 79 Закона № 44-ФЗ).

Требования к участникам запроса котировок

Часть базовых положений Закона № 44-ФЗ относится ко всем способам закупок. Это, например, требования к участникам закупки, извещению, описанию объекта закупки. Вместе с тем, в отношении каждого отдельного способа закупки прописаны и специфические параметры, которые необходимо учитывать при организации и проведении каждой конкретной закупочной процедуры.

В извещении о проведении запроса котировок указываются единые критерии допуска и оценки участников, не зависящие от способа закупки (ч. 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), например:

  • соответствие требованиям законодательства РФ к поставщикам товаров, исполнителям работ или услуг, выступающих предметом закупки;
  • правоспособность участника закупки заключать контракт;
  • отсутствие в отношении участника закупки процедур ликвидации, решения арбитражного суда о банкротстве и открытии конкурсного производства, приостановления деятельности участника в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Особое место среди требований занимает отсутствие у участника закупки недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по иным обязательным платежам в бюджет. При этом в составе долгов не учитываются суммы:

  • в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка, получен инвестиционный налоговый кредит либо проведена реструктуризация;
  • обязанность уплаты которых признана исполненной по действующему решению суда;
  • признанные безнадежными к взысканию.

Кроме того, в счет не идет неуплата за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки не считается должником перед бюджетом и в том случае, если он обжаловал взыскание недоимки или задолженности и решение по его заявлению на дату рассмотрения заявки не принято.

Еще одна группа требований относится к физическим лицам. Так, для руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации – участника закупки недопустимы:

  • судимость за экономические преступления, за исключением погашенной либо снятой;
  • лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью в связи с объектом закупки;
  • дисквалификация.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, потенциальный контрагент допускается к участию в запросе котировок, только если в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не фигурирует информация об этом участнике запроса котировок, его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа или единоличном руководителе.

Если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, участником закупки может быть только обладатель таких прав. Это требование не касается контрактов на создание или исполнение произведений литературы или искусства, а также на финансирование проката или показа национального фильма.

Также смотрите:
– Закупки 2015: специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Открытый конкурс на закупку
– Электронный аукцион
– Расчет совокупного годового объема закупок
– Закупки в Крыму и Севастополе

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3642-zakupki-putem-zaprosa-kotirovok

Как проходит электронный аукцион по 44-ФЗ после 01.07.2018

Проведение закупок путем электронного аукциона и запроса котировок (Заболонкова О.)

Электронный аукцион — это самая популярная форма торгов по 44-ФЗ. В статье разберем проведение электронного аукциона по 44-ФЗ после изменений в июле 2018 года.

Аукцион в электронной форме — это конкурентный способ определения поставщика, при котором сведения о закупке сообщаются неограниченному кругу лиц путем публикации документации в ЕИС.

Принять участие может любое заинтересованное лицо, которое соответствует заявленным заказчиком требованиям. Главным критерием выбора победителя на аукционе в электронной форме по 44-ФЗ является наименьшее ценовое предложение на торгах.

Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на ЭТП.

Правительство Распоряжением № 1447-р от 12.07.2018 количество торговых платформ с 6 увеличило до 8, а также оно утвердило единственную специализированную торговую площадку.

В окончательный перечень включили действующие площадки для торгов по 44-ФЗ: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также 2 новых: «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Единственной специализированной электронной торговой платформой стала ЭТП «АСТ-ГОЗ». Эта площадка была создана в прошлом году Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в цифровой форме закупок в рамках гособоронзаказа.

Когда проведится

Заказчик имеет право проводить электронный аукцион по 44-ФЗ (ЭА) на закупку продукции, выполнение работ, оказание услуг по любому из кодов классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). При этом они не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ (к примеру, необходимость проведения закрытых процедур).

Однако законом предусмотрены случаи, когда заказчик обязан провести электронную процедуру (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р). К ним относятся:

  • сельскохозяйственные товары и услуги;
  • горнодобывающая продукция;
  • пищевые продукты и напитки;
  • одежда;
  • бумага;
  • лекарственные средства;
  • компьютерное оборудование;
  • строительные работы.

Перечень довольно обширный и включает более 50 классов ОКПД2.

Скачать

Субъектом РФ может быть принят и дополнительный перечень случаев, в которых региональные заказчики будут обязаны проводить электронные аукционы по госзакупкам.

Стоит обратить внимание, что перечисленные случаи имеют свои особенности, к примеру, необязательность проведения ЭА при строительных работах на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или закупка пищевых продуктов для образовательных учреждений, когда заказчик вправе провести конкурс с ограниченным участием.

П. 2 ст. 59 также предусматривает послабления в части обязательности проведения ЭА.

В частности, если начальная цена заказа не превышает 500 000 рублей, заказчик вправе провести запрос котировок независимо от того, попадает ли код проводимого заказа в установленный обязательный перечень.

То же самое, если осуществляется заказ согласно случаям, установленным ст. 83 и 93, путем запроса предложений или у единственного поставщика.

Особенности проведения открытого аукциона в электронной форме

По истечении двух дней после окончания рассмотрения первых частей заявок следующий рабочий день будет датой проведения. Порядок проведения регламентирован ст. 68 44-ФЗ.

Торги начинаются по времени, которое установлено на ЭТП, исходя из часовой зоны заказчика. Принять участие могут только аккредитованные поставщики, допущенные по результатам проверки первых частей.

Оператор ЭТП контролирует соблюдение требований к процедуре. Ее можно разделить на 2 этапа.

Первый этап электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение 10 минут от последнего поданного.

При этом шаг должен быть в пределах 0,5-5 % от начальной цены контракта. С 01.07.2018 минимальный шаг на торгах стал 100 рублей.

Таким образом, в закупках с НМЦК до 10 000 рублей поставщики минимально могут понизиться только на 100 рублей, а не на 0,5 %, как было раньше.

Снизить стоимость одним ценовым предложением более чем на 5 % не получится. Участники снижают текущую минимальную цену в пределах шага.

Покажем на примере (ЦП — ценовое предложение участника).

Время начала ЭА: 12:00:00,

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

12:05:00

ЦП 2

900 000

12:10:00 (5 минут от последнего)

ЦП 3

800 000 (снижение на 10 % недопустимо)

ЦП 1

850 000

12:19:00 (9 минут от последнего)

12:29:01 (более 10 минут от последнего)

На этом завершается первая фаза.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

900 000 (цена, равная ранее поданной, недопустима)

ЦП 2

920 000 (цена более ранее поданной недопустима)

ЦП 1

0 (недопустимо, даже в пределах шага)

Также участник не может сделать снижение вне шага аукциона, если предыдущий участник сделал снижение в пределах шага.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 3

800 000 (вне шага, недопустимо)

Если текущее минимальное снижение принадлежит тому же участнику, то снизить его он не может.

НМЦК — 1 000 000 руб.

ЦП 1

950 000

ЦП 2

900 000

ЦП 2

850 000 (тот же участник, недопустимо)

Вторая фаза начинается, если в течение 10 минут от последнего ценового предложения ни один из участников не предложил новую цену. Длится данный этап также 10 минут, в течение которых участник вправе снизить свою предложенную цену вне зависимости от шага аукциона, при этом она не может быть ниже минимального предложенной в первой фазе.

Время начала ЭА: 12:00:00

НМЦК — 1 000 000 руб

ЦП 1

950 000

12:05:00

ЦП 2

900 000

12:10:00 (5 минут от последнего)

ЦП 1

850 000

12:19:00 (9 минут от последнего)

12:29:01–12:39:01

вторая фаза

Если в течение 10 минут после начала ни один из его участников не подал цену, то такая процедура признается несостоявшейся.

Протокол проведения процедуры размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

Источник: https://goscontract.info/tender/provedenie-elektronnogo-auktsiona-po-44-fz

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.