+7(499)495-49-41

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

Содержание

Промашки и злоупотребления инспектора на выездной проверке и как извлечь из них пользу

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

Чем поможет эта статья: Разобраться, как обернуть в пользу компании ошибки и злоупотребления инспектора на выездной проверке. От чего убережет: Можно будет использовать промашки инспекторов, чтобы отбиться от необоснованных доначислений.

Важная детальЕсли в решении сказано, что ревизия проходит по всем налогам, а по факту инспекторы проверят не все, то потом оставшиеся налоги они допроверять не вправе.

Выездная проверка остается самым эффективным способом собрать с компаний крупные суммы налогов. И тем важнее для самих компаний знать и использовать все возможности, которые помогут отменить незаконные доначисления. Способов много, но мы хотим остановиться на частых промашках и злоупотреблениях инспекции.

В решении сказано, что проверять будут все налоги и сборы

На выездной проверке инспекторы вправе проконтролировать не более трех полных календарных лет, предшествующих году принятия решения о начале проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом проводиться контрольные мероприятия могут по одному или нескольким налогам, о чем должно быть написано в таком решении.

Нередко в решении о назначении проверки налоговики пишут — ревизия будет проводиться в отношении всех налогов и сборов (письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622@).

Чаще всего такая формулировка попадает в решение не потому, что налоговики хотят в действительности проверить абсолютно все платежи компании за три года.

А потому, что решение формируется в программе автоматически и эта фраза — шаблонная.

С одной стороны, она, конечно, дает налоговикам гораздо больше свободы действий. Но в будущем сложившаяся ситуация может сыграть на руку и самой компании, на следующей выездной проверке.

Пройти курс «Выездные налоговые проверки»

school.glavbukh.ru

Если в конкретном периоде налоговики уже проверили все налоги согласно решению, то ни по одному из них они уже не вправе повторно назначить выездную проверку за тот же период.

То есть если в решении было сказано, что проверка проводится в отношении всех налогов и сборов, а по факту контролеры проверили только налог на прибыль и НДС, то впоследствии изучить, например, расчеты по налогу на имущество за тот же год они не смогут. Но если такое произошло, вы можете смело заявить им, что их действия неправомерны.

В таких налоговых спорах суды обычно встают на сторону компании (постановление ФАС Центрального округа от 14 февраля 2013 г. по делу № А68-5870/2012). Поэтому для таких случаев лучше сохраняйте копии всех врученных вам решений о проведении выездных проверок.

Инспекторы требуют привезти документы в налоговую

В ходе выездной проверки иногда случается, что налоговики без объяснения причин отказываются от приема бумаг непосредственно в офисе предприятия, где проходит проверка. И требуют привезти кипы документов в инспекцию. Если компания этого не делает, то ей выписывают штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Важная детальЕсли проверяющий требует привезти документы в инспекцию, вы можете отказать. Когда выездная проверка идет в вашем офисе, то там инспектор и обязан проверять все бумаги.

В судебной практике подобные ситуации бывали, и в выигрыше оставалась компания (постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. № Ф09-14213/13 по делу № А71-3565/2013).

Обычно судьи придерживаются мнения, что необоснованный отказ от приема документов не может повлечь за собой штраф, так как компания своевременно подготовила запрашиваемую для проверки информацию.

Ведь в статьях 89 и 93 Налогового кодекса РФ не сказано, что бумаги нужно сдавать именно по адресу нахождения инспекции. Поэтому если налоговики проводят проверку у вас в офисе, но требуют привезти им документы в инспекцию, вы вправе не выполнять их требование. Налоговый кодекс позволяет вам передать инспектору бумаги прямо в своем офисе, по месту проведения проверки.

Инспекторы взяли оригиналы и потом еще требуют копии

Еще один повод для назначения штрафа — отказ компании представить по требованию документы, которые до этого уже передавались налоговикам в ходе текущей или прошлых проверок.

Например, может сложиться ситуация, когда по требованию компания передала налоговикам подлинники документов, а они потом выставили новое требование и запросили еще и копии этих же бумаг. Причем оригиналы возвращены в компанию не были.

В итоге инспекторы штрафуют организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ на 200 руб. за каждый непредставленный документ. Судьи считают такой штраф незаконным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 октября 2013 г. по делу № А39-4514/2012).

Поэтому если вы ранее уже передавали налоговикам запрашиваемую документацию в подлинниках, вы можете оформить уведомление об отказе в представлении бумаг (см. образец ниже). Только обязательно сделайте в своем письме отметку, когда и по какому требованию вы уже привозили в инспекцию оригиналы.

Дополнительным объяснением отказа будет то, что на руках у вас этой документации нет, значит, и сделать копии не представляется возможным.

Важная детальВ письме напишите, когда и по какому требованию вы передавали налоговикам запрашиваемые документы. Это поможет им найти ваши документы в архиве, а вас защитит от штрафа.

Распечатать образец >> 

Скачать бланк в формате Word >>

Есть еще одно правило, которого налоговики иногда не придерживаются — если на камералке они запрашивали конкретные бумаги, то на выездной проверке эту же информацию требовать уже не вправе (п. 5 ст. 93 НК РФ).

В решении таких споров судьи обычно поддерживают компанию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2013 г. по делу № А13-3080/2012). Но чтобы избежать претензий налоговиков, нелишним будет оформить свой отказ в письменном виде.

Для этого можно составить уведомление в свободной форме.

Инспекторы допрашивают свидетелей по телефону или после проверки

В ходе выездной проверки налоговики могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля может быть вызван любой гражданин, которому, по мнению контролеров, известны какие-либо важные для проверки обстоятельства (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Обычно допрос свидетеля происходит непосредственно в налоговой инспекции. Но в особых случаях контролеры могут приехать для допроса по адресу прописки гражданина (п. 4 ст. 90 НК РФ).

И конечно же, допрашивать свидетелей налоговики вправе только во время проверки.

Но на практике некоторые инспекторы нарушают регламент этих мероприятий. И компаниям это помогает в суде.

Например, в одном налоговом споре компании удалось отменить доначисления, поскольку налоговики допрашивали ее контрагентов уже после окончания выездной проверки, что недопустимо.

А значит, и показания свидетелей можно признать недействительными (постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2012 г. № А40-86839/11-116-252).

Иногда допросы свидетелей налоговики проводят по телефону, что также является нарушением. Ведь в этом случае допрашиваемый человек не имеет возможности поставить свою подпись в протоколе допроса. А без подписи свидетеля протокол не имеет никакой юридической силы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2012 г. № 09АП-13434/2012-АК).

Еще одна из распространенных ошибок налоговиков связана с незанесением в протокол паспортных данных свидетеля. Эта информация является одним из обязательных реквизитов в протоколе (приложение № 3 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@).

В результате такого нарушения невозможно установить личность свидетеля. Поэтому судьи отказываются принимать подобные протоколы в качестве допустимых доказательств (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2012 г.

№ А32-15391/2011, Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2012 г. № А78-10704/2011).

Отсутствие в протоколе подписи инспектора, а также даты, места составления, времени и места допроса тоже является существенным нарушением. А потому судьи признают такие протоколы недействительными, а доначисления незаконными (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 июня 2012 г. по делу № А22-384/2011).

В акте по проверке разные ошибки

В течение двух месяцев после окончания выездной проверки и составления справки по ее результатам налоговики должны оформить и передать компании акт о выявленных нарушениях (п. 1 ст. 100 НК РФ). Но даже здесь налоговики иногда допускают промашки, которые могут впоследствии помочь организации оспорить решение инспекции в региональном УФНС или суде (см. таблицу ниже).

На ознакомление с кипой документов по проверке дают несколько часов

Обычно дополнительная проверка проводится, когда налоговики не успели в рамках основной проверки исследовать все обстоятельства и не могут из-за этого вынести правильное и обоснованное решение.

В ходе этих мероприятий проверяющие могут запросить дополнительные документы, провести допрос или экспертизу (п. 6 ст. 101 НК РФ).

При этом налоговики должны предоставить компании возможность ознакомиться с результатами проведенной дополнительной проверки.

Однако проверяющие иногда не дают времени на ознакомление с материалами дополнительного контроля. Четких сроков, в которые инспекция должна ознакомить компанию со своими выводами, в Налоговом кодексе РФ не прописано. Поэтому инспекторы могут вообще не дать компании основательно изучить документы и подготовить возражения.

В качестве примера можно привести случай, который произошел с одним предпринимателем. В отношении его проводилась выездная проверка, после которой его уведомили о начале дополнительных мероприятий. На ознакомление с 285 листами документов бизнесмену налоговики дали четыре часа.

Он попросил перенести рассмотрение на две недели вперед, но проверяющие дали ему еще одни сутки. А затем вынесли решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в соответствии со статьями 122, 123, 126 Налогового кодекса РФ.

Предприниматель не согласился с таким подходом и добился отмены решения инспекции через суд (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июня 2014 г. № А17-162/2013).

Если и вы видите, что отведенных дней на ознакомление мало, попросите перенести рассмотрение материалов проверки на срок, за который вы успеете подготовить все необходимые доводы.

1 Вы вправе не передавать налоговикам повторно копии ранее запрошенных документов.

2 Неправильно оформленный акт проверки считается основанием для отмены решения и доначислений.

Дополнительно про налоговые проверки

Статьи: «Что запрещено вашему инспектору на выездной проверке, а что позволено» («Главбух» № 9, 2014); «Ваши идеальные возражения на акт налоговой проверки» («Главбух» № 21, 2012).

Документ: статьи 89, 93, 100 Налогового кодекса РФ.

В последний день выездной проверки инспектор составил справку о ее выполнении. На следующий день инспектор пригласил свидетеля для допроса. Правомерны ли действия налоговика?Да.Нет.После даты, которая указана в справке о результатах проверки, допрос свидетелей невозможен. Ведь допрос проводится для осуществления налогового контроля. А раз проверка закончена, то и результаты допроса можно считать недействительными.

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/42962-qqgb-16-m3-promashki-i-zloupotrebleniya-inspektora-navyezdnoy-proverke-ikak-izvlech-iznih-polzu

Две сложные ситуации во время выездной проверки — статья

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает  плательщику.  Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала  в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае: 

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально.

То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным.

Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии.

То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57). При этом  ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде».

Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году.

Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?    

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.  

Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4  ст. 81 НК РФ).  

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае  условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.  

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1515

Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести и зачем потом идти в суд | Rusbase

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.

  1. Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
  2. Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
  3. В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок — без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
  4. Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП — сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.

2. Налоговая проверка прямо сейчас в моем офисе: как себя вести?

Сначала надо проверить полномочия проверяющих. Для этого проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (или его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Если вы не пускаете налоговиков в офис, это даёт им право расчетным методом самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Скорее всего, эта сумма будет больше, чем размер доначисленных налогов, который был бы определен во время проверки. Поэтому не имеет смысла препятствовать доступу проверяющих в ваш офис без крайне уважительных причин.

3. Какие, вообще, документы мы обязаны предоставить проверяющим?

Во время выездной проверки налоговики могут потребовать предоставить им «необходимые для проверки документы». Это означает, что они могут запрашивать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учетов, договоры, акты, счета, платежные документы, счета-фактуры и так далее.

Документы, которые вас попросят предъявить проверяющие, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Налоговики не вправе повторно требовать документы, которые ранее уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.

Если проверяющие хотят провести выемку документов, они должны показать постановление о выемке, утверждённое руководителем (или его заместителем) налогового органа.

4. А если мы что-то утаим от проверяющих? Чем это грозит?

Возможен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите использовать скрытые документы в качестве доказательства своей позиции в суде, суд может отказаться принимать такие доказательства.

5. Каковы могут быть последствия выездной проверки?

Главный риск для любого бизнеса, связанный с выездной проверкой, — это возможное доначисление налогов.

За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 таких проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.

По результатам выездных проверок было начислено более 349 млн рублей дополнительных платежей, включая налоги, налоговые санкции и пени.

6. Если моей фирме доначислили налоги, есть ли шанс оспорить решение?

Конечно. Всегда есть шанс выиграть налоговый спор. Например, в первом полугодии 2015 года по данным Судебного департамента при Верховном суде в половине таких случаев решение было принято в пользу налогоплательщика.

7. С чего начать подготовку к суду?

В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.

Затем нужно будет проверить правильность оформления первичной документации по рискованным договорам и обязательно устранить ошибки, если они есть. После этого можно приступать к подготовке обоснований.

В своей аргументации вы можете опираться на разъяснения ФНС и Минфина России.

Не стоит опасаться возможных противоречий и неопределенностей в законах, так как в ходе судебного процесса все они трактуются в пользу налогоплательщика. Также полезно изучить судебную практику.

Стоит иметь в виду, что в настоящее время все чаще суды рассматривают не сделки по отдельности, а совокупные налоговые последствия деятельности фирмы в целом.

Желательно, чтобы ваши сотрудники и контрагенты также были готовы к возможным контактам с сотрудниками ФНС.

8. Как лучше подготовить сотрудников и контрагентов?

Персонал необходимо попросить уведомить вас о полученных вызовах на допрос, так как на допросе сотрудников обязательно должен присутствовать юрист, предоставленный компанией. Помимо этого, полезно предварительно обсудить с кадрами возможные вопросы и ответы на них.

Работа с контрагентами должна быть направлена в первую очередь на тех из них, которые могут быть расценены сотрудниками налоговой службы как фирмы-однодневки. Вам нужно постараться убедить их предоставить документы по запросу из налоговой, а так же устранить возможные противоречия в документации компаний.

9. Как мне построить защиту в суде?

При обосновании чистоты сделок в суде активные доводы будут гораздо более эффективны, нежели пассивные. Например, если, по вашему мнению, ФНС неверно оценила стоимость одной из сделок, будет лучше, если вы представите суду результаты альтернативной оценки, показывающей экономическую состоятельность вашего решения (активный довод).

Конечно, вы также можете использовать пассивный довод, например, указать на нарушения при оценке, но такой довод с меньшей вероятностью будет принят судом.

Материалы по теме:

Искусственный интеллект в суде, боты-юристы и краудфандинг правовых споров – как начинается LegalTech-революция

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник: https://rb.ru/opinion/nalog-proverki/

Права и обязанности ревизора :

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

Одной из составных частей системы финансового контроля является ревизия. Благодаря ей проверяется законность и обоснованность финансово-хозяйственных операций.

Для этого ревизорами проводятся контрольные мероприятия. Во время них проверяется наличие товара, денег, законность совершенных сделок и т. д.

Для участвующих в контролирующих мероприятиях лиц существуют свои права, обязанности и ответственность ревизоров.

Понятие «ревизия»

Ревизия – это целая система контрольных действий, направленных на документальную и фактическую проверку имеющихся в наличии активов, обоснованности и законности совершенных финансовых операций, по которым потом составляет отчет бухгалтер-ревизор, обязанности которого – проверять правильность бухгалтерской отчетности и учета.

Цели ревизии

Целью любой ревизии является:

  • проверка деятельности сотрудников (рядовых, руководителей, бухгалтеров и других лиц, на которых возложена материальная ответственность);
  • наличие, движение и сохранность активов и имущества;
  • правильность отражения финансовой деятельности в бухгалтерском учете;
  • обоснованность и законность сделок;
  • использование трудовых и материальных ресурсов согласно нормам и сметам.

По окончании ревизии составляется акт. Он подписывается начальником ревизионной группы, главным бухгалтером и руководителем. Ознакомление с актом и его подписание должно быть осуществлено в течение пяти дней.

Особенности ревизии

Ревизор – должность, обязанности которой заключаются в контроле деятельности предприятия в разных сферах. Проверки могут осуществляться по заранее составленному графику и плану, либо используется метод внезапности. Часто в бухгалтерии допускаются одни и те же ошибки в отчетах. Опытные ревизоры уже знают, где искать эти «подводные камни».

Благодаря контрольным мероприятиям выявляется нецелевое расходование средств предприятия, завышенные цены на товары, нарушение в расчете заработной платы работникам, выплаты отпускных и так далее.

Кто такой ревизор?

Ревизор – это законный представитель ревизующего органа. У проверяющего есть определенные обязанности и права. Они прописываются в должностной инструкции. Если ревизия проводится аудиторской фирмой, то обязанности и права определяются в договоре.

Права ревизора

Дополнительные права и обязанности ревизора определяются заранее. Но есть определенный список прав проверяющих:

  • требовать предъявления документов, которые необходимы для проверки;
  • брать устные и письменные объяснения сотрудников и руководителей ревизуемых объектов;
  • изымать документы и акты, которые подтверждают факты расхищения ценностей и денег;
  • осматривать все склады и помещения, в которых хранятся денежные средства и другие ценности;
  • проводить инвентаризацию;
  • опечатывать выбранные документы и помещения;
  • требовать от сотрудников и руководства ревизуемой организации объяснений по возникшим вопросам;
  • проверять правильное списание бракованной продукции, материалов на издержки, в том числе и расход средств на зарплату и другие затраты;
  • при необходимости консультироваться со специалистами;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений или недостатков;
  • предлагать заказчику ревизии варианты дисциплинарных взысканий, освобождения от работы, возмещения нанесенного ущерба;
  • сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях недостач через заказчика ревизии.

Обязанности

Приступая к ревизии, контролер-ревизор, обязанности которого четко прописаны, не может выходить за установленные рамки:

  • перед ревизией необходимо поставить в известность о начале проверки руководителя ревизуемой организации;
  • в ходе мероприятия нужно информировать его о выявленных нарушениях и недостатках и принятии мер для их устранения;
  • проводить контроль законности финансовых и хозяйственных операций, сохранности собственности;
  • совершать проверку соблюдения дисциплины, постановку и достоверность бухгалтерского учета;
  • контролировать качество, правильность и фактическое наличие первичных документов;
  • выявлять бесхозяйственность, расточительность, растраты, хищения, недостачи;
  • отмечать случаи незаконного расходования товарно-материальных ценностей и бюджетных денежных средств в личных целях и т. д.;
  • в обязанности ревизора входит объективно и предельно точно констатировать выявленные факты нарушений (и их причины), указывая виновных лиц и размер причиненного ущерба;
  • сообщать и обсуждать результаты проверки с сотрудниками ревизуемой организации;
  • проверять полномочия работников и законность их действий;
  • соблюдать информационную конфиденциальность;
  • оформлять результаты проверки в письменном виде, согласно установленным нормам;
  • ревизоры должны быть корректны, но находиться с сотрудниками проверяемой организации только в деловых отношениях;
  • соблюдать самодисциплину;
  • повышать квалификацию;
  • проверять своевременное выполнение предписаний, выданных после результатов предыдущей ревизии.

Законодательные рамки для ревизора

Официальное лицо во время проверок – ревизор. Должностные обязанности его имеют определенные правила при проведении ревизии. К основным относятся:

  • непрерывность;
  • гласность;
  • активность;
  • обоснованность;
  • внезапность.

При соблюдении всех этих правил вкупе получается окончательный результат ревизии.

Непрерывность. В обязанности ревизора входит непрерывная проверка с момента начала ревизии до полного ее окончания. Сразу после этого данные приводятся к общему результату, и фиксируются нарушения.

Выявленный ущерб покрывается из личных средств виновных, и составляются акты о привлечении их к ответственности. То есть ревизия должна проходить непрерывно до полного выполнения намеченных заданий.

Гласность. Перед началом ревизии проверяющий должен оповестить руководителя и сотрудников ревизуемой организации о времени и месте прибытия лиц, заинтересованных в проверке.

После ее окончания первые полученные результаты доводятся до руководства ревизуемого предприятия, и одновременно информируется заказчик работы.

Благодаря правилу гласности можно устранить любые ошибки, которые мог допустить ревизор.

Активность. В обязанности ревизора входит проявление инициативы для подходящих приемов и средств проверки. Контролер должен проявлять высокую оперативность, соблюдать сроки и скорость.

При медленном протекании процесса проверки заведомо виновные лица могут вывезти ценности, скрыть возможные нарушения, оприходовать дополнительные документы и т. д.

Но ревизор не должен проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы.

Обоснованность. Все выявленные нарушения и окончательные выводы ревизор должен обосновать документально, опираясь на факты. Это предполагает дополнительные проверки.

Заинтересованные лица вправе указывать на факты в свое оправдание, и проверяющий обязан учесть эти сведения, а не игнорировать.

При несоблюдении обоснованности может быть потрачено время на повторные дополнительные ревизии и бухгалтерские экспертизы.

Внезапность проведения проверок входит в обязанности ревизора. Он обязан периодически проводить ревизии без предупреждения о подготовке, дне и времени начала.

Что не может делать ревизор?

Обязанности ревизора имеют некоторые ограничения. Проводящему контроль и учет лицу строго запрещается:

  • оказывать любое давление;
  • высказывать обвинительные суждения;
  • угрожать каким-либо наказанием;
  • давать собственную оценку должностным лицам;
  • высказывать личные предположения;
  • поддаваться на возможные провокации;
  • прикасаться и брать в личное пользование материальные ценности;
  • привлекать к ревизии сотрудников ревизуемого предприятия;
  • вести неделовые отношения;
  • участвовать в корпоративах и других увеселительных мероприятиях (днях рождения и т. д.) проверяемой организации.

Ответственность

Ревизоры могут привлекаться к уголовной ответственности за разглашение конфиденциальной информации, полученной во время проверки. А также за сокрытие данных о выявленных нарушениях, злоупотреблениях, фактов хищения или бесхозяйственности. На ревизора может быть заведено уголовное дело, если проверяющий использовал свое служебное положение в личных корыстных целях.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-prava-i-obyazannosti-revizora.html

Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия

Ревизоры тоже люди, или Ошибки при выездных проверках (Кравченко С.А.)

Выездная налоговая проверка – очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС – событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное.

Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие “с пустыми руками”.

Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия.

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли “казачки”.
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения.

Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение.

Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения.

Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины.

Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты: – наименование налогового органа.

Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган; – номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком; – наименование и идентификационный номер налогоплательщика.

Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки; – период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет.

Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период; – перечень проверяемых налогов и сборов либо указание “по всем налогам и сборам”. Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам.

Исключение – случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей “уточненки”.

Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут).

Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано.

Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может.

Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители); – фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов.

Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются; – подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель. Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.

Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Требование о представлении документов составляется в двух экземплярах: один – для налоговой, другой – для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку.

В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица. Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ). Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально.

Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии.

Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.

Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Источник: http://www.pnalog.ru/material/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-vstrechaem

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.